Что означает принцип независимости банка россии
Правовой статус и функции
Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно—правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86—ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.
Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично—правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.
Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.
В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно—кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово—хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно—кредитной политики.
Функции Банка России
Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:
ПРИНЦИПЫ НЕЗАВИСИМОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ (БАНКА РОССИИ), ЕГО ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
Центральный банк РФ (Банк России) обладает организационной, финансовой и политической независимостью от исполнительных органов государственной власти.
Организационная независимость Банка России отражена в ст. 1, 2, и 5 Закона о Центробанке.
Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права.
Уставный капитал и иное его имущество является федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка осуществляется самим Центральным банком РФ. Изъятие и обременение обязательствами имущества Центрального банка без его согласия не допускается.
О политической независимости Центрального банка РФ свидетельствует норма закона, регламентирующая осуществление Банком России своих функций и полномочий независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Последние не имеют права вмешиваться в деятельность Центрального банка РФ. В случаях такого вмешательства Центральный банк информирует об этом Государственную Думу РФ и Президента РФ.
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации(ст.5 ФЗ «О Центральном банке РФ»).
В соответствии с законодательством Центральный банк РФ ежегодно представляет в Государственную Думу свой годовой отчет, который включает в годовую финансовую отчетность.
Государственная Дума:
— назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ;
— направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты;
— рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
— рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;
— принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений;
— проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;
— заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России.
— назначает аудитора Банка России.
Организационная структура Центрального банка РФ (Банка России).
Центральный банк РФ (Банк России) представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
В систему входят:
— Национальные банки республик;
— полевые учреждения и учебные заведения, хранилища, а также другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности.
В полномочия Совета директоров входят:
— изменения ставок по централизованным кредитам, норм резервирования, экономических нормативов;
— определение условий допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ;
— другие решения по вопросам, имеющим большое значение как для Банка России, так и для банковской системы и экономики страны в целом.
Наряду с Советом директоров функционирует Национальный банковский совет. В его состав включаются представители Администрации Президента РФ, представители высших органов законодательной и исполнительной власти и эксперты. Общая численность Совета не превышает 15 человек. Члены Совета утверждаются Государственной Думой РФ по представлению Председателя Банка России.
Национальный банковский совет регулярно, не реже одного раза в квартал, обсуждает концепцию развития банковской системы и вопросы единой государственной кредитно-денежной политики, включая регулирование денежных ресурсов. Рекомендации Совета учитываются при рассмотрении в Федеральном Собрании РФ законодательных актов по вопросам банковской деятельности, а также принимаются во внимание при подготовке решений Совета директоров Банка России.
Члены Национального банковского совета (кроме Председателя банка) не работают в Центральном банке на постоянной основе и не получают плату за эту деятельность.
1) на департаменты, обеспечивают реализацию основных функций Банка России;
2) на департаменты, сопровождающие деятельность самого Центрального банка.
Территориальные учреждения – это обособленные подразделения Банка России, осуществляющие на территориях субъектов РФ часть его функций в соответствии с Положением о территориальных учреждениях Центрального банка РФ и другими нормативными актами.
Национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России. Они не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.
Полевые учреждения являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами. Они предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ, а также иных государственных органов, обеспечивающих безопасность РФ, и физических лиц, проживающих на территории объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями.
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 1388 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Тема 3. Организация деятельности Центрального банка Российской Федерации
Цель и задачи темы
Цель изучения данной темы — показать особенности статуса и организации деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России), раскрыть его функции и роль в экономике страны.
Основные задачи:
Оглавление
3.1. Статус Банка России, принципы его организации и цели деятельности
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственным банком РСФСР. 2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», согласно которому Банк России получил статус юридического лица, был объявлен главным банком РСФСР и стал подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков. В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), который отражал основные положения данного закона.
В ноябре 1991 г. в связи с распадом Советского Союза и упразднением союзных структур Верховный Совет РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций. 20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).
Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г.№
В соответствии с законом Банк России является юридическим лицом. В силу своего особого положения в системе государственного управления Центральный банк Российской Федерации является специальным публично-правовым институтом, обладающим исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем ряд выполняемых им функций по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется в том, что функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», он осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно принципу независимости государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
Уставный капитал, который в настоящее время составляет 3 млрд руб., и иное имущество Банка России является федеральной собственностью. При этом Банк России наделен имущественной и финансовой независимостью. Имущественная независимость заключается в том, что он самостоятельно осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.
Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. При этом он может иметь прибыль от своей деятельности. Прибыль Банка России определяется как разница между суммой доходов от банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих функций. После утверждения годовой финансовой отчетности Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 % фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов. Оставшаяся прибыль направляется в резервы и фонды различного назначения. Налоги и сборы уплачиваются Банком России и его организациями в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Подотчетность Государственной Думе проявляется в том, что Государственная Дума:
Ежегодно не позднее 15 мая Банк России представляет Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров. Годовой отчет Банка России включает:
Деятельность Банка России организует Совет директоров. В Совет директоров Банка России входят Председатель Банка России и 12 членов, которые назначаются на должность Государственной Думой сроком на четыре года. Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России. На Совет Директоров возложена обязанность разработки основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и проведения анализа состояния экономики Российской Федерации. В процессе реализации денежно-кредитной политики Совет директоров принимает решения о величине резервных требований; об изменении процентных ставок Банка России; об определении лимитов операций на открытом рынке; о размещении облигаций Банка России; о применении прямых количественных ограничений. Он также устанавливает обязательные нормативы для кредитных организаций и банковских групп.
Совет директоров утверждает годовую финансовую отчетность Банка России, рассматривает аудиторское заключение по ней, утверждает отчет о деятельности Банка России, а также смету расходов Банка России, устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России и его заместителей, членов Совета директоров и других служащих Банка России. В компетенцию Совета Директоров входит принятие решений: о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России; об участии в международных организациях; о выпуске банкнот и монеты нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монеты старого образца и др.
Коллегиальным органом Банка России является Национальный банковский совет численностью 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации (из числа членов Совета Федерации), трое — Государственной Думой (из числа депутатов Государственной Думы), трое – Президентом Российской Федерации, трое — Правительством. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России. Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность.
Национальный банковский совет рассматривает годовой отчет Банка России; утверждает на основе предложений Совета директоров на очередной год общий объем расходов на содержание служащих Банка России, на их пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование; общий объем капитальных вложений и прочих административно-хозяйственных расходов. В его компетенцию также входит рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации; основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики; решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций; назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов. Национальный банковский совет ежеквартально рассматривает информацию Совета директоров по реализации единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля; по вопросам банковского регулирования и банковского надзора; организации системы расчетов в Российской Федерации. На его рассмотрение выносится исполнение сметы расходов Банка России; проекты законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела; определение аудиторской организации – аудитора годовой финансовой отчетности Банка России. По предложению Совета директоров национальный банковский совет утверждает правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России, порядок формирования провизий и распределения прибыли Банка России, остающейся в его распоряжении, а также отчет о расходах Банка России на содержание служащих, их пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование, на капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды.
Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации (Росинкас), которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.
Центральный аппарат состоит из 23 департаментов, одной Главной инспекции и трех главных управлений. Все подразделения Банка России можно подразделить на департаменты, обеспечивающие реализацию его основных функций (сводный экономический, исследований и информации, наличного денежного обращения, регулирования, управления и мониторинга платежной системы Банка России, регулирования расчетов, бухгалтерского учета и отчетности, лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций, банковского регулирования и надзора, операций на финансовых рынках, обеспечения и контроля операций на финансовых рынках, финансового мониторинга и валютного контроля, платежного баланса, методологии и организации обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и Главная инспекция кредитных организаций) и подразделения, сопровождающие деятельность самого Банка России (департаменты юридический, информационных систем, персонала, по работе с территориальными учреждениями, финансовый, внутреннего аудита и ревизий, внешних и общественных связей, административный, а также главное управление недвижимости, главное управление экспертизы и планирования капитальных затрат, главное управление безопасности и защиты информации). Работу полевых учреждений координирует и контролирует департамент полевых учреждений. Вопросами международного сотрудничества занимается департамент международных финансово-экономических отношений.
Территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами, не имеют права принимать решения нормативного характера и выдавать без разрешения Совета директоров банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров.
Национальные банки республик, входящих в состав РФ, являются территориальными учреждениями Банка России. Они не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер.
Действующие в составе Главного территориального управления расчетно-кассовые центры бывают трех видов:
Основными направлениями деятельности расчетно-кассовых центров являются:
Полевые учреждения Банка России являются воинскими учреждениями и руководствуются в своей деятельности воинскими уставами, а также Положением о полевых учреждениях Банка России, которые утверждены совместно Банком России и Министерством обороны Российской Федерации. Они предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, а также других государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации. Они проводят банковские операции и для физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями Банка России, когда создание и функционирование территориальных учреждений Банка России невозможны.
В настоящее время полевые учреждения имеются во всех округах, на флотах и в группах войск, в государствах ближнего зарубежья, в местностях с тяжелыми климатическими условиями – Тикси, Новая Земля, на полигонах и космодромах Байконур и Плисецк.
Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.
Как организация, созданная для осуществления управленческих функций, Банк России имеет три основные цели деятельности, закрепленные в Законе:
Реализация функций и полномочий, предоставленных Банку России для достижения этих целей, превращают его в орган монетарной власти, орган банковского регулирования и надзора и расчетный центр банковской системы.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Вопросы для самопроверки
3.2. Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и кредитными организациями
Конституция Российской Федерации относит Банк России к органам государственной власти, хотя и не поименованным в ст. 11 Конституции, и устанавливает независимость Банка России при осуществлении его основной функции, которой в соответствии с частью 2 ст. 75 Конституции является защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Эту функцию Банк России выполняет независимо от других органов государственной власти. Принцип независимости центрального банка — один из основополагающих для современной рыночной экономики. Мировой опыт свидетельствует: денежная единица страны тем устойчивее, чем большей самостоятельностью обладает центральный банк при проведении своей денежно-кредитной политики. В то же время политика Центрального банка должна лежать в русле общей государственной экономической политики, а мероприятия по ее реализации должны согласовываться с Правительством. Со своей стороны, Правительство при разработке экономической политики должно учитывать задачи обеспечения устойчивости национальной денежной единицы. Это требует организации эффективного взаимодействия Центрального Банка и Правительства.
Взаимодействие Банка России и Правительства Российской Федерации происходит по разным направлениям. Во-первых, Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства, он может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.
Во-вторых, министр финансов и министр экономического развития Российской Федерации участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса. В-третьих, Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации. Банк России консультирует Министерство финансов по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.
Как банкир Правительства Банк России хранит средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов на своих счетах. Без взимания комиссионного вознаграждения он осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами.
В то же время для обеспечения реальной независимости политики Банка России от Правительства он лишен права предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета и покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении. Банк России не имеет права предоставлять кредиты и для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В необходимых случаях по поручению Правительства Банк России и Министерство финансов заключают соглашения о проведении операций, связанных с обслуживанием государственного долга.
Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса Российской Федерации, для анализа экономической ситуации Банк России имеет право запрашивать и получать необходимую информацию на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц.
По отношению к кредитным организациям Банк России выступает в роли банка банков. В соответствии с принципом независимости он не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда одна из сторон принимает на себя такие обязательства. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и связанных с возникновением угрозы интересам кредиторов и вкладчиков банка.
Банк России не вправе требовать от кредитных организаций выполнения несвойственных им функций, предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц. Он не имеет права устанавливать прямо или косвенно не предусмотренные федеральными законами ограничения на проведение операций клиентами кредитных организаций, а также обязывать кредитные организации требовать от их клиентов документы, не предусмотренные федеральными законами.
Банк России взаимодействует с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, представляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности. Он может создавать с привлечением представителей кредитных организаций действующие на общественных началах комитеты, рабочие группы для изучения отдельных вопросов банковского дела.
Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями.
Вопросы для самопроверки
3.3. Банковские операции и сделки Банка России
Банк России имеет право осуществлять банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством Российской Федерации. Все проводимые им операции и сделки должны быть направлены на достижение целей, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России имеет право:
Банк России имеет право осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике. При этом он может осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе.
Основными контрагентами Банка России при проведении банковских операций являются коммерческие банки, по отношению к которым он выступает в роли банка банков. Банк России хранит на своих счетах их свободные резервы, привлекает средства банков на депозитные счета, предоставляет им кредиты как кредитор последней инстанции.
Банк России проводит банковские операции также по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц и организаций, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.
Банк России может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств.
В соответствии с законодательством Банк России не имеет права проводить банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций, и физическими лицами, не являющимися служащими Банка России. Он не вправе приобретать акции (доли) кредитных (за исключением Сберегательного банка) и иных организаций, осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и его организаций; заниматься торговой и производственной деятельностью.
Вопросы для самопроверки
3.4. Баланс Банка России
Баланс Банка России представляет собой перечень активов и пассивов, отражающий состояние собственных и привлеченных средств, их источники и размещение при осуществлении операций с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации. В балансе Банка России отражаются все совершаемые им операции. Баланс составляется по счетам второго порядка по унифицированной форме в соответствии с планом счетов.
План счетов состоит из разделов, счета в которых являются однородными по экономическому содержанию. В Плане счетов бухгалтерского учета в Центральном банке Российской Федерации (Банке России) принята следующая общая структура: главы – разделы – подразделы – счета 1-го порядка – счета порядка – лицевые аналитические счета.
Все счета синтетического учета в Плане счетов Банка России сгруппированы в главы:
Счета главы «а» предназначены для учета наличных и безналичных денежных средств, расчетов, привлеченных и размещенных средств, фондов, имущества, результатов деятельности и др.
На счетах главы «в» отражаются суммы банкнот и монет в резервных фондах, расчетные, кредитные и лизинговые операции, ценные бумаги, просроченные платежи, средства и ценности, находящиеся на хранении у банка до наступления определенных условий и сроков.
Счета главы «г» предназначены для учета сделок купли-продажи различных финансовых активов (драгоценных металлов, ценных бумаг, иностранной валюты, денежных средств) от даты заключения сделки до наступления первой по срокам даты расчетов.
Для учета депозитарных операций предназначены счета главы «д», на которых отражаются операции с эмиссионными ценными бумагами любых форм выпуска, а также неэмиссионными ценными бумагами, выпущенными с соблюдением законодательством формы и порядка. Счета депо используются для учета ценных бумаг, принадлежащих Банку России на праве собственности или вещном праве, а также ценных бумаг депонентов, переданных Банку России на хранение и/или учет.
Активные и пассивные счета глав «а» и «в» объединены по признаку экономической однородности учитываемых операций в разделы. При этом в одном разделе сосредоточены как активные, так и пассивные счета.
Балансовые счета в Плане счетов в Банке России сгруппированы в 7 разделов:
Внебалансовые счета в Плане счетов Банка России сгруппированы в 6 разделов:
По экономическому содержанию внебалансовые счета разделены на активные и пассивные. В учете операции отражаются методом двойной записи. При этом пассивные счета корреспондируют со счетом № 99998, а активные счета — со счетом № 99999. По отдельным операциям допускается взаимная корреспонденция активных и пассивных внебалансовых счетов.
Все счета главы «г» в Плане счетов показаны раздельно по активу и пассиву. На активных счетах учитываются требования, возникающие при заключении сделок купли-продажи финансовых активов, а также отрицательные нереализованные курсовые разницы по заключенным сделкам. Пассивные счета предназначены для учета обязательств, возникающих при заключении сделок купли-продажи финансовых активов, а также положительные нереализованные курсовые разницы по заключенным сделкам.
На активных счетах главы «д» учитываются ценные бумаги в разрезе мест хранения. Пассивные счета предназначены для учета ценных бумаг конкретных владельцев.
В структуре Плана счетов предусмотрены счета первого порядка, имеющие трехзначную нумерацию. При этом все счета первого порядка детализируются по счетам второго порядка, которые имеют пятизначную нумерацию.
В балансе центрального банка отражается специфика его деятельности как органа денежно-кредитного регулирования, банка банков и банкира Правительства. Так, наиболее значительной статьей актива баланса Банка России являются средства, размещенные у нерезидентов и ценные бумаги иностранных эмитентов, которые отражают размер его валютных резервов. Вложения в драгоценные металлы, которые олицетворяют «золотые» резервы банка России, отражаются на отдельном счете актива баланса. Второй по величине статьей актива являются вложения в долговые обязательства Правительства Российской Федерации.
Специфика пассивов центрального банка состоит в том, что заметная роль в их формировании принадлежит выпущенным в обращение наличным деньгам. Наиболее значимой статьей пассивов Банка России являются средства на его счетах Правительства Российской Федерации.
Схема годового баланса Центрального Банка. Российской Федерации