Что означает принцип прямых выборов
Принцип прямого избирательного права
Прямое избирательное право
Это право позволяет наиболее демократично выразить волю граждан в процессе их участия в выборах, установить прямую связь между избирателями и теми, кто представляет их интересы в представительном органе и на выборной должности, обеспечить адекватность результатов выборов волеизъявлению их участников.
Законодательную основу принципа прямого избирательного права составляют статья 81 Конституции Российской Федерации (закрепляющая этот принцип применительно к выборам Президента Российской Федерации) и статья 6 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Требования указанного принципа реализованы в федеральных законах о выборах и региональном избирательном законодательстве. Согласно их положениям депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации, органов местного самоуправления, Президент России и президенты республик, главы администраций избираются непосредственно избирателями. При прямых выборах между волеизъявлением избирателей и определением победителя на выборах нет промежуточных звеньев в виде каких-либо органов или групп лиц, опосредующих волю избирателей. Голосование самих избирателей является единственным и окончательным основанием для определения результатов выборов.
При многостепенных выборах воля избирателей опосредуется постоянно действующим представительным учреждением, для которого избрание другого органа или должностного лица является лишь одним из полномочий, входящих в его компетенцию. Например, президенты Чехии, Словакии, Венгрии избираются парламентами этих стран, а президент Германии избирается Федеральным собранием, которое состоит из депутатов Бундестага и такого же числа представителей законодательных органов земель. Таким образом, избиратели, голосуя на парламентских выборах за кандидатов в депутаты парламента, как бы делегируют им право от имени избирателей решать все вопросы государственной жизни, входящие в компетенцию парламента, в том числе и избирать президента страны.
При косвенных выборах воля избирателей опосредуется специальной избирательной коллегией, которая только для этого и создается. Примером могут служить президентские выборы в США, когда избиратели выбирают выборщиков, а те избирают президента.
Принцип прямого избирательного права.
Голосование на выборах в РФ является тайным, т.е. исключающим возможность какого-либо контроля над волеизъявлением избирателя.
Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (п. 3 ст. 19) устанавливает, что при проведении выборов в РФ
Принцип, согласно которому не допускается контроль за волеизъявлением избирателей.
. избирательного процесса, на которой осуществляется волеизъявление избирателей.
что направлено на сокращение возможностей для фальсификаций результатов выборов.
функция закрепления прав и свобод человека и гражданина (конституционное право).
При подведении результатов выборов по федеральному избирательному округу
Активное избирательное право – право гражданина избирать своих представителей в органы
Этот принцип означает, что избирательные права (или хотя бы активное избирательное право).
Принцип прямого избирательного права
Принцип прямого избирательного права означает, что граждане голосуют на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления непосредственно. Данный принцип избирательного права получил закрепление в ст.
81 Конституции РФ (применительно к выборам Президента РФ), ст.ст. 3, 6 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав. ».
Анализируя современное российское законодательство можно утверждать о существовании элементов многостепенных выборов в федеральных, региональных и муниципальных правовых системах[134] [135]. По нашему мнению, определяющее значение в формировании системы многостепенных выборов имеет Закон от 11 декабря 2004 г.1, который отменил избрание на основе прямых выборов высшего должностного лица субъекта РФ.
Несмотря на то, что законодатель в данном случае использует понятие «наделение полномочиями», фактически при назначении высшего должностного лица субъекта РФ применяется институт многостепенных выборов: высшее должностное лицо субъекта РФ избирается депутатами законодательного (представительного) органа субъекта Федерации. Кандидатура в данном случае предлагается Президентом РФ. Может возникнуть вопрос о корректности использования при характеристике процесса наделения гражданина полномочиями главы субъекта Федерации термина «избрание». В литературе обращается внимание, что «использование формулировки избрание на должность высшего должностного лица субъекта РФ возможно только при предоставлении Президентом РФ законодательному органу субъекта РФ выбора из нескольких кандидатов», то есть избрание высшего должностного лица субъекта РФ может осуществляться только на альтернативной основе[136] [137]. Но ведь принцип альтернативности не всегда соблюдается и при прямых выборах. Статья 71 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав. » предусматривает возможность голосования во втором туре по одной кандидатуре, что также нарушает этот принцип, но от термина «избрание» законодатель в этом случае не отказался. Принцип альтернативности не всегда соблюдается и при выборах членов Совета Федерации, хотя Законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» возможность его соблюдения предусмотрена.
Прямые выборы не являются единственным способом наделения публичными властными полномочиями и на уровне местного самоуправления. С принятием Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»[138] [139] система многостепенных выборов была закреплена как возможный вариант выборов органов местного самоуправления. В соответствии с п. 2 ст. 36 данного Закона в уставе муниципального образования могут быть предусмотрены выборы главы муниципального образования представительным органом местного самоуправления. В муниципальных районах возможность многостепенных выборов предусматривается как способ формирования и для представительных органов местного самоуправления. Статья 35 Закона закрепляет возможность формирования представительного органа муниципального района из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства.
Прямые выборы имеют более демократичный характер, так как устанавливают прямую связь между избирателями и избранными лицами. Это даёт возможность избирателям осуществлять контроль за работой избранными ими депутатами и главами муниципальных образований. В ходе реализации прямого избирательного права воля избирателей не подвергается существенному искажению как на непрямых выборах1.
Принципы избирательного права и гарантии избирательных прав граждан
Понятие и виды принципов избирательного права
Под принципами избирательного права понимаются основополагающие, руководящие начала, идеи, требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Их главное предназначение обеспечить соответствие результатов референдумов и выборов реальному волеизъявлению избирателей. Принципы избирательного права, выражающие сущность демократизма в стране, закрепляются на конституционном уровне. Конституция РФ в ст. 32 и 81 утверждает в качестве основополагающих принципов такие принципы как свобода выбора, всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и добавляет еще добровольность.
Прямое избирательное право. Гражданин РФ голосует на выборах соответственно за кандидата (список кандидатов) или против всех кандидатов (против всех списков кандидатов). Помимо прямых существуют и косвенные многостепенные выборы, при которых граждане голосуют не за кандидатов, а за выборщиков, а те в свою очередь, голосуют либо за вышестоящих выборщиков, либо за самих представителей. Чем больше будет ступеней, тем больше будет нарушаться первоначальная воля избирателей.
Добровольность участия граждан в выборах. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Гражданин РФ, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти РФ. Дипломатические представительства, консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие гражданину РФ в реализации избирательных прав. Обязательность и периодичность проведения выборов. Выборы органов государственной власти и местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Если соответствующими органами выборы не назначаются, то это вправе сделать суд общей юрисдикции. Срок полномочий всех выборных органов, а также полномочия депутатов не может быть более 5 лет.
Территориальный принцип организации выборов. Выборы проводятся по территориальным избирательным округам различных моделей, а голосование проводите на территориальных избирательных участках.
Альтернативность выборов. Количество кандидатов зарегистрированных в избирательном округе, обязательно должно быть больше количества мандатов подлежащих распределению в данном округе. Таким образом, у избирателей должна быть возможность реального выбора достойного кандидата среди нескольких претендентов. В противном случае выборы откладываются на срок не более четырех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов.
Рассмотренные принципы избирательного права, закрепленные в Конституции РФ и Федеральных законах в полной мере соответствуют международным стандартам по проведению выборов в органы государственной власти и местного самоуправления и позволяют проводить в нашей стране подлинные выборы, т.е. выборы позволяющие в полной мере реализовывать гражданами свои избирательные права, а власть будет определена на основе воли большинства избирателей.
Гарантии избирательных прав граждан
Важнейшими показателями демократизма любой избирательной системы является наличие реальных гарантий реализации избирательных прав граждан РФ и использования в избирательной практике всех принципов избирательного права. Под гарантиями понимаются условия и средства, обеспечивающие реальное воплощение в жизнь принципов избирательного права.
Система гарантий состоит из политических, организационных, материальных и правовых средств, обеспечивающих свободу выборов. Все гарантии находятся во взаимозависимости, дополняют друг друга и действуют как единый механизм. Правовое обеспечение гарантий составляют: Конституция РФ, ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. и доп.); ФЗ от 26 ноября 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (с изм. и доп.); ФЗ от 6 декабря 1999 г. «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах». Рассмотрим виды гарантий.
Принципы избирательного права.
Принципы избирательного права – это основополагающие начала, имеющие руководящее значение, при проведении выборов в органы государственной власти и органы МСУ.
5 основных принципов:
1) Принцип свободных выборов.
2) Принцип всеобщего избирательного права.
3) Принцип равного избирательного права.
4) Принцип прямого избирательного права.
5) Принцип тайного голосования.
Принцип свободных выборов
Этот принцип нашел свое закрепление в ч. 3 ст. 3 К РФ и также в ч.3 ст. 3 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» 2002 года. Он устанавливает, что участие граждан РФ в выборах является свободным и добровольным и никто не вправе оказывать давление с целью принудить граждан РФ к участию в выборах, либо воспрепятствовать в его свободном волеизъявлении. Данный принцип тесно связан с принципом альтернативности выбора.
Данный принцип обеспечивает избирателям реальную возможность выбора одного или нескольких кандидатов, по средствам волеизъявления. Если ко дню голосования в одномандатном, многомандатном избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов либо равным ему, либо если в едином избирательном округе будет один кандидат, то голосование в таком округе может быть отложено для дополнительного выдвижения кандидатов.
Принцип всеобщего избирательного права
В соответствии с ним гражданин, достигший определённого возраста, имеет право избираться по достижении этого возраста (18 лет), а также при условии закрепления данного ценза в законодательстве. Все граждане обладают правом избирать и быть избранными в органы государственной власти (ОГВ) и органы МСУ. Однако в законодательстве содержаться ограничения, по которым не все граждане могут быть избранными и избираться.
Ч. 3 ст. 32 К РФ устанавливает, что не имеют права избирать и быть избранными граждане признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему судебному приговору.
Также законодательством могут быть установлены дополнительные определенные цензы. В соответствии со ст. 10 Закона 2002 года, а также на основании международных договоров, в РФ в порядке установленным законодательством иностранные граждане постоянно проживающие на территории РФ, на территории соответствующих муниципальных образований могут обладать правом избирать и быть избранным в органы МСУ. Первым шагом было подписание устава союза Белоруссии и России, где было определено, что граждане Белоруссии, проживающие на территории РФ, могут быть избраны в органы МСУ, также как и граждане РФ, проживающие на территории Белоруссии.
Возрастной ценз, предполагает, что правом избирать и быть избранным, обладают лишь лица, достигшее определенного возраста. А для пассивного избирательного права: депутат ГД – 21 год, Президент РФ – 35 лет. Субъекты РФ вправе устанавливать свой возрастной ценз, при проведении выборов в ОГВ и органы МСУ в определенных рамках. Минимальный возраст кандидата не может быть меньше 21 года при проведении выборов в законодательные, представительные органы власти субъектов РФ, а также при проведении выборов в органы МСУ. Законодательством РФ, избирательным законодательством установление максимального возраста кандидатов не допускается.
Ценз оседлости. Он предполагает требования проживания на определённой территории в течении определенного срока. Президентом РФ может стать гражданин, которые постоянно проживает на территории РФ не менее 10 лет. В региональном законодательстве могут содержаться другие модификации данного ценза, связанные с различным требуемым сроком проживания, а также с требованиями к самому проживанию.
Также могут быть и иные цензы:
1. Языковой ценз, который заключается в требовании знания государственных языков субъекта федерации, где наряду с русским языком является титульной нации республики. Такие цензы установлены в Адыгее, Башкортостане и других республиках.
2. Образовательный ценз, который предусматривает наличие у кандидата высшего образования. Примеры: Самарская область, Хабаровский край.
3. Ценз судимости. Граждане не могут избираться в ОГВ, которые имеют судимость. Пример: Республика Саха.
4. Ценз предыдущего избрания, означает, что не может быть избранно лицо, которое непосредственно перед выборами занимал выборную должность в течении нескольких сроков полномочий (ст. 81 ч. 3 К), которая закрепляет, что лица не может занимать пост президента более 2х сроков подряд.
Принцип равного избирательного прав
Закреплен в ст. 5 Закона 2002 года. Данный принцип означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях и обеспечиваются тем, что все они обладают идентичной с юридической т.з. возможностью, для выдвижения кандидата. Имеют равные условия для голосования, на один и тех же основаниях участвуют в предвыборной агитации и других избирательных действиях. Равенство достигается, прежде всего, тем, что гражданин может быть включен в списки избирателей только один раз. Каждому гражданину выдается одинаковое количество бюллетеней и его волеизъявление имеет такое же значение, как волеизъявление таких же граждан РФ.
Если на выборах в законодательные, представительные органы субъекта РФ или представительные органы муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель должен иметь число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом, либо один голос. Благодаря этому правилу на выборах в многомандатных округах исключается возможность обладания избирателями различного числа голосов.
Также существенным значением обеспечения данного принципа имеет положение содержащиеся в законодательстве о том, что образуемое для проведения выборов избирательные округа должны быть равными по численности избирателей. За счет этого достигается сопоставимое, примерно равная значимость голосов избирателей, исключающая ситуации, при которых их вес будет заметно различаться.
Принцип прямого избирательного права
Он подразумевает, что граждане голосуют на выборах в ОГВ и ОМСУ «за» или «против» кандидатов. В списках кандидатов данный принцип предполагает не только непосредственное, но и личное участие в голосовании. В ст. 64 Закона 2002 года закрепляется, что каждый избиратель голосует лично. Голосование других избирателей не допускается.
Принцип тайного голосования
Данный принцип исключает возможность контроля каких-либо органов, ДЛ, а также общественных организаций за волеизъявление граждан. Законодательство рассматривает соблюдение тайного голосования как одну из главных обязанностей избирательной комиссии, в том числе и при досрочном голосовании.
Принципы избирательного права
Принципы избирательного права воплощают наиболее важные основополагающие правовые требования, предопределяющие демократизм избирательной системы в России, реальные возможности граждан участвовать в выборах на основе свободного волеизъявления.
Принципы избирательного права есть основополагающие начала, которые выстраивают содержание избирательного права и определяют организацию проведения выборов.
Избирательное право в Российской Федерации является всеобщим, равным и прямым, свободным при тайном голосовании.
Всеобщность означает принадлежность права участия в выборах всем совершеннолетним гражданам государства и отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям, т.е. исключена возможность отстранения от выборов каких-либо граждан и групп населения: все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах.
Специальные условия, которые ограничивают это право, называются цензами. В юридической литературе выделяются множество разновидностей избирательных цензов.
Российскому избирательному праву свойственны пять основных цензов: ценз гражданства, возрастной ценз, ценз дееспособности, ценз судимости и ценз оседлости. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов, референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ или органы местного самоуправления, в референдуме субъекта РФ, местном референдуме. Из лиц, обладающих активным избирательным правом, образуется избирательный корпус или электорат. Этим понятием охватываются также граждане РФ, проживающие за ее пределами.
Что же касается пассивного избирательного права, оно основывается на дополнительных условиях, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Пассивное избирательное право ограничивается рядом федеральных законов и законов субъектов РФ. Так, депутатами законодательных органов не могут быть судьи, прокуроры, должностные лица органов исполнительной власти. Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, работники прокуратуры могут быть избраны депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных органов субъектов РФ, должностными лицами местного самоуправления, но при этом их служба приостанавливается со дня их избрания на срок полномочий.
Равное избирательное право означает равное количество голосов у каждого избирателя, равные основания и возможности участия в выборах всех избирателей и кандидатов, а также равенство избирательных округов.
Равное избирательное право трактуется в Федеральном законе как участие граждан в выборах «на равных основаниях». Эта скупая формулировка означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели.
Участие в выборах на равных основаниях обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другими избирателями (напр., организуются равные по количеству населения избирательные округа в соответствии с нормами представительства: допускаются отклонения 10%, 15%, 30%, а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом). Таким образом, равенство предусматривает, что каждый гражданин обладает одним голосом и общими со всеми другими гражданами возможностями выбирать и быть выбранным.
Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют. Этим прямые выборы отличаются от косвенных или многостепенных, когда избиратели путем выборов образуют некую коллегию выборщиков, которые, в свою очередь, избирают какого-либо депутата или должностное лицо.
Таким образом, прямое избирательное право дает возможность гражданину сразу избирать конкретного кандидата на конкретный пост, исключая многоступенчатость избрания.
Принцип свободы выборов означает, что участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается тем, что проведение агитации за день до выборов не допускается.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 11 июня 2002 г. применительно к пассивному избирательному праву подтвержден принцип возможности снять свою кандидатуру. Причины отказа от участия в выборах могут быть разные, и это не всегда связано с негативной оценкой деятельности кандидатов.
Тайное голосование предполагает исключение контроля над волеизъявлением избирателей, создание условий для свободы выбора. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не вправе идентифицировать использованный бюллетень, т.е. установить личность избирателя.
Тайное голосование предполагает создание условий гражданину выразить свою волю конфиденциально, без опасения каких-либо преследований за свой выбор. Это реализуется в специальной кабине, где не допускается присутствие посторонних лиц и установление технических средств фиксации. Однако голосование в кабине есть право, а не обязанность избирателя, который может проголосовать и при получении бюллетеня.
Нельзя не сказать о новых принципах, появившихся в литературе и сформулированных Конституционным Судом РФ.
Принцип периодической сменяемости состава выборных органов публичной власти (обязательности выборов) означает, что публичная власть не вправе отказаться от демократических процедур формирования органов власти и лишить гражданина возможности определять субъектный состав публичных органов власти.
Демократический характер государства предполагает периодическую сменяемость состава выборных органов, что и подтвердил Конституционный Суд РФ, подчеркнув, что Конституция РФ закрепляет периодичность выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы*(113).
Принцип альтернативности выборов исключает превращение выборов в плебисцит, что подтверждено Конституционным Судом РФ, который отметил альтернативность выборов как важнейшее условие подлинно свободных и равных выборов*(114).
Светский характер избирательного процесса отделяет государство и церковь, не допускает создание партий по религиозному принципу.
Принцип транспарентности выборов означает открытость и прозрачность избирательных процедур, что обеспечит не только возможность избирателям принять осознанное решение, но и реализацию эффективного контроля гражданского общества за порядком формирования выборных органов публичной власти.
В литературе выделяют и другие принципы избирательного права (напр., состязательности, независимости избирательных комиссий, сочетания государственного и негосударственного финансирования избирательной кампании)*(115).
Таким образом, принципы избирательного права во многом предопределяют и задают основные правила проведения избирательной компании, образуют фундамент избирательного права в целом.
Дата добавления: 2018-10-25 ; просмотров: 438 ; Мы поможем в написании вашей работы!