Что означает принцип публичности архивов

Вопрос 34. Доступ к документам

Что означает принцип публичности архивов. Смотреть фото Что означает принцип публичности архивов. Смотреть картинку Что означает принцип публичности архивов. Картинка про Что означает принцип публичности архивов. Фото Что означает принцип публичности архивов Что означает принцип публичности архивов. Смотреть фото Что означает принцип публичности архивов. Смотреть картинку Что означает принцип публичности архивов. Картинка про Что означает принцип публичности архивов. Фото Что означает принцип публичности архивов Что означает принцип публичности архивов. Смотреть фото Что означает принцип публичности архивов. Смотреть картинку Что означает принцип публичности архивов. Картинка про Что означает принцип публичности архивов. Фото Что означает принцип публичности архивов Что означает принцип публичности архивов. Смотреть фото Что означает принцип публичности архивов. Смотреть картинку Что означает принцип публичности архивов. Картинка про Что означает принцип публичности архивов. Фото Что означает принцип публичности архивов

Что означает принцип публичности архивов. Смотреть фото Что означает принцип публичности архивов. Смотреть картинку Что означает принцип публичности архивов. Картинка про Что означает принцип публичности архивов. Фото Что означает принцип публичности архивов

Что означает принцип публичности архивов. Смотреть фото Что означает принцип публичности архивов. Смотреть картинку Что означает принцип публичности архивов. Картинка про Что означает принцип публичности архивов. Фото Что означает принцип публичности архивов

Архивного фонда РФ

Основные нормативные акты, регулирующие доступ к документам архивного фонда РФ

Доступ к документам Архивного фонда РФ определяется предусмотренными нормативными документами условиями использо­вания архивных документов. В основе нормативных документов находится положение Конституции РФ о праве граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять ин­формацию любым законным способом (Конституция РФ, ст. 29). Гарантия свободы массовой информации в области архивного дела определяется рядом архивных нормативных документов.

Закон РФ об Архивном фонде РФ и архивах предусматривает принцип публичности архивов, архивных документов и справоч­ников к ним, что означает возможность свободного доступа к ним любого юридического и физического лица. Пользователи архивных документов несут ответственность за их использова­ние и сохранность.

Эти принципы были развиты в следующих нормативных актах:

ü Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.93 № 5351-1 (ред. от 19.07.95);

ü Законе РФ «О государственной тайне» от 21.07.93 № 5485-1 (ред. от 30.06.2003);

ü Федеральном законе «Об информации, информатизации и за­щите информации» от 20.02.95 № 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003);

ü Временном Положении «О порядке доступа к архивным документам и правилам их использования», утвержденном решением Коллегии комитета по делам архивов при Правительст­ве РФ от 29.05.92;

ü Положении об Архивном фонде РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 17.03.1994 № 552 (ред. от 01.12.98);

ü Положении о Федеральной архивной службе России, утвержденном Указом Президента РФ от 28.12.98 № 1562 (ред. от 22.07.2003);

ü ряде ведомственных нормативных актов.

В настоящее время доступ граждан к большинству архивных документов является свободным, кроме случаев, когда доку­менты отнесены к категории секретных.

Порядок допуска к документам архивного фонда

Источник

1.Основные нормативные акты, регулирующие доступ к документам архивного фонда РФ

Доступ к документам Архивного фонда РФ определяется предусмотренными нормативными документами условиями использования архивных документов. В основе нормативных документов находится положение Конституции РФ о праве граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (Конституция РФ, ст.

Закон РФ об Архивном фонде РФ и архивах предусматривает принцип публичности архивов, архивных документов и справочников к ним, что означает возможность свободного доступа к ним любого юридического и физического лица. Пользователи архивных документов несут ответственность за их использование и сохранность.

Эти принципы были развиты в следующих нормативных актах: *

Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.93 № 5351-1 (ред. от 19.07.95); *

Законе РФ «О государственной тайне» от 21.07.93 № 5485-1 (ред. от 30.06.2003); *

Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.95 № 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003); *

Временном Положении «О порядке доступа к архивным документам и правилам их использования», утвержденном решением Коллегии комитета по делам архивов при Правительстве РФ от 29.05.92; *

Положении об Архивном фонде РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 17.03.1994 № 552 (ред. от 01.12.98); *

Положении о Федеральной архивной службе России, утвержденном Указом Президента РФ от 28.12.98 № 1562 (ред. от 22.07.2003); *

ряде ведомственных нормативных актов.

В настоящее время доступ граждан к большинству архивных документов является свободным, кроме случаев, когда документы отнесены к категории секретных.

Источник

Регулирование доступа к документам Архивного фонда РФ

Свободный доступ к архивным документам. Полноценное и разностороннее использование документальных богатств архивов воз­можно лишь при их открытости, т. е. наличии свободного доступа граждан к архивным документам и научно-справочному аппарату (НСП). Если фонды надежно заперты в спецхранилище, вся рабо­та по поиску источников, созданию и совершенствованию архи­вных справочников бессмысленна — документы не будут востре­бованы исследователями. Немало смелых исследовательских про­ектов разбилось о гриф «совершенно секретно». Доступ к инфор­мации и поныне является важнейшей проблемой, без ее разреше­ния невозможно взаимодействие Росархива с представителями исторической науки и общественности.

Правовое регулирование доступа к информации в соответствии с нормами демократического общества является необходимым условием существования архивов в современной информацион­ной среде.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает наказание за необоснованное ограничение доступа к документам, запрещает создание тайных архивов.

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собран­ных в установленном порядке документов и материалов, непосредст­венно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной, заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, нака­зываются штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оп­латы труда или в размере заработной платы или иного дохода осужден­ного за период от 2 до 5 месяцев либо лишением права занимать опреде­ленные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет.

Ст. 140 Уголовного кодекса РФ.

Отношения государственного архива с потребителями ретро­спективной документной информации, а также работа по комп­лектованию, экспертизе ценности, обеспечению сохранности, созданию НСА подчинена задаче наиболее эффективного исполь­зования архивов в интересах общества, поскольку архивные доку­менты принадлежат обществу в целом. Незнание правды о про­шлом лишает общество социальной памяти и может стать причи­ной катастроф. В Основах законодательства об Архивном фонде РФ и архивах был провозглашен принцип публичности архивов, их равной доступности для любого физического или юридическо­го лица. Это означает:

возможность получения свободного доступа в архив любому физическому или юридическому лицу независимо от пола, про­фессии и образования, вероисповедания, партийной принадлеж­ности, взглядов и убеждений, гражданства;

возможность получения в архиве доступа к НСА;

возможность копирования архивных документов;

возможность различных форм использования архивных доку­ментов (кроме специально оговоренных случаев) с обязательным соблюдением требования сообщения в работах (статьях) сведе­ний об архиве, документы которого использованы.

Вступление России в 1997 г. в Совет Европы означает, что наша страна обязана соотносить порядок доступа к своим архивам с европейскими стандартами. К маю 1997 г. под эгидой Совета Ев­ропы Международный совет архивов (МСА) подготовил проект «Рекомендаций по стандарту европейской политики в отношении доступа к архивам». Вот выдержки из этого документа:

«Доступ к государственным архивам является частью прав граждани­на, а в широком смысле соблюдаемых в мире демократических ценнос­тей — частью прав человека. Поэтому одинаковые права должны быть предоставлены гражданам страны и иностранцам, университетским исследователям и простым читателям. Закон не должен делать никаких различий между ними».

С момента своего создания в XIX в. все исторические архивы находились в ведении ведомства иностранных дел, министерства юстиции, военного министерства, Сената и др. Для того чтобы по­лучить доступ к документам, необходимо было разрешение руко­водителя ведомства (министра), а иногда и резолюция августей­шей особы.

После революции 1917 г. архивные деятели, стоявшие у исто­ков реформы 1918 г., надеялись, что впервые будут созданы усло­вия для широкого доступа научной общественности в архивы. Дей­ствительно, исторические архивы впервые были выведены из ве­дения ведомств и подчинены единому органу управления архив­ным делом — Главархиву. Однако надеждам реформаторов не впол­не суждено было осуществиться. Очень скоро партийные идеологи осознали, что архивные документы могут быть мощным средством в политической борьбе. Поэтому в государственных архивах с сере­дины 20-х гг. XX в. появляются специальные секретные отделы — спецхраны. В 1930-е гт. складывается Архивный фонд КПСС — сеть центральных и местных архивов, существовавших отдельно от го­сударственной архивной службы. Свою сеть центральных местных архивов имели спецслужбы (ВЧК — ОГПУ — НКВД СССР — КГБ СССР). В ведении МИД остался Архив внешней политики России. Стал ограничен доступ к архивам отраслевых фондов, где он определялся правилами данного ведомства.

Период начала 1990-х гг. в отношении рассекречивания архивных ма­териалов во многом сходен с периодом подготовки реформы 1918 г. Чув­ство информационной свободы, испытанное обществом после августов­ских событий 1991 г., не могло не затронуть и архивы. Началось массовое рассекречивание документов, в ряде исторических архивов были ликви­дированы спецхраны.

Однако, несмотря на все эти важные шаги, приходится конста­тировать, что значительная часть источников истории страны XX в., к которой относится почти весь бывший Архивный фонд КПСС, материалы спецслужб, ряда ведомств (МВД СССР, МИДа, Глав­ной военной прокуратуры СССР, военной коллегии Верховного Суда СССР, Министерства обороны) остаются засекреченными. Для большинства историков фактически закрыты исторические части Архива Президента РФ и Правительства РФ. Темпы рассек­речивания документов, которые в 1991 — 1993 гг. были довольно высокими, во второй половине 1990-х гг. резко снизились, в не­которых регионах рассекречивание документов полностью пре­кратилось.

В настоящее время к категории публичных архивов можно отне­сти все государственные архивы России (включая и муниципаль­ные). Во всех этих архивах действуют единые правила доступа к архивной информации и ее использования, периодически кор­ректируемые распорядительными и методическими документами Росархива.

К ограниченно-публичному типу архивов можно отнести архивы ряда министерств и ведомств, например Министерства обороны Российской Федерации. Любой гражданин имеет возможность по­лучить доступ в такие архивы. Однако на стадии работы непосред­ственно в них существует своеобразное разграничение пользова­телей в зависимости от целей их работы, уровня профессионализ­ма, определяющее возможности знакомства с научно-справочным аппаратом, документальными комплексами. В каждом из таких архивов существуют свои, особые правила доступа к архивной информации и ее использования.

Для доверительного типа архивов характерны еще более жест­кие ограничения использования документов. Уже сама возмож­ность получения доступа в такие архивы существует не для каж­дого. Справочный материал в них, как правило, носит служебный характер. Он и создавался изначально не в научно-информацион­ных целях, а для обеспечения определенных ведомственных инте­ресов. В большинстве случаев в таких архивах отсутствуют приспо­собленные читальные залы, регламентированные процедуры ра­боты с архивными документами, правила их копирования.

Закрытый тип архивов присущ для архивов министерств, ве­домств и учреждений их систем. Находящиеся в них документы еще не приобрели признаков исторических источников, исклю­чительно выполняя те задачи и реализуя достижение тех целей, ради которых они были созданы. Закрытый тип архивов — естественное и нормальное явление. Исследовательские интересы пользователей в отношении таких архивов в конечном счете удовлетворяются после регулярных передач их документов в систему публичных и ограниченно-публичных архивов.

Ограничение доступа к архивным документам. Доступ к доку­ментам Архивного фонда РФ, являющегося частью национально­го и культурного достояния, регламентирован федеральным зако­нодательством, в частности Федеральным законом «О государ­ственной тайне», который возлагает ответственность за соблюде­ние государственной тайны, а также охрану прав и интересов граж­дан, конфиденциальная информация о которых имеется в архив­ных документах, на архивиста.

«Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законода­тельства РФ о государственной тайне, несут уголовную, административ­ную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в со­ответствии с действующим законодательством».

Из Федерального закона «О государственной тайне»

Государственная тайна — это защищаемые государством сведе­ния в области военной, внешнеполитической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности страны.

Срок засекречивания документов, содержащих государствен­ную и иную охраняемую законом тайну, составляет 30 лет со вре­мени их создания. Этот срок в отдельных случаях может быть про­длен или сокращен.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной тайне» все ведомства, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне и по их засекречиванию, дол­жны иметь программу работы по рассекречиванию и порядок пе­ресмотра каждые 5 лет засекреченных документов на предмет воз­можности открытия доступа.

В любом случае отказ архива в предоставлении архивных доку­ментов пользователям должен содержать веские причины, срок действия ограничений и дату принятия решения об отказе. По требованию исследователя отказ выдается в письменной форме. Архивист должен объяснить порядок получения доступа к частич­но рассекреченным и секретным документам. Неправомерный от­каз в доступе может быть обжалован исследователем в суде.

Вместе с тем архивы должны предупреждать пользователей об ответственности за сохранение государственной тайны и даже потребовать письменные гарантии сохранения полученной инфор­мации от разглашения. Ознакомление с секретными бумагами осу­ществляется в специальном читальном зале под контролем со­трудника архива, допущенного к работе с документами, содер­жащими гриф «совершенно секретно».

Ознакомимся с категориями документов, доступ к которым огра­ничен.

Если документы хранятся в ведомственном архиве органа уп­равления, государственного учреждения или предприятия, поря­док доступа к ним определяется правилами ведомства по согласо­ванию с Росархивом.

Ограничен доступ к документам, содержащим конфиденциаль­ную информацию. Такой информацией являются:

сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (пер­сональные данные), за исключением сведений, подлежащих рас­пространению в средствах массовой информации в установлен­ных федеральными законами случаях;

сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);

сведения, связанные с профессиональной деятельностью, до­ступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Рос­сийской Федерации и федеральными законами (врачебная, нота­риальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных пе­реговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сооб­щений и так далее);

сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Рос­сийской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна);

сведения о сущности изобретения, полезной модели или промыш­ленного образца до официальной публикации информации о них.

(Из Указа Президента РФ от 6 марта 1997 г. «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера».)

Конфиденциальную информацию содержат также следующие документы: о частной жизни граждан, о состоянии здоровья, се­мейных и интимных отношениях, имущественном положении, а также о жилище. Ведь в соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, защиту своей чести и доброго имени. Такие сведения могут нахо­диться в личных делах, документах кадровых служб, медицинс­кой документации, судебно-следственных делах.

Срок засекречивания этих сведений приближается к длитель­ности человеческой жизни и равняется 75 годам.

Ранее этого срока доступ к документам, содержащим подобную информацию, можно получить, имея письменное разрешение че­ловека, конфиденциальная информация о котором содержится в деле или находится у его прямых наследников. Если в деле содер­жится информация о нескольких лицах (например, в судебно-следственном деле), необходимо письменное согласие всех этих лиц.

С другой стороны, архив обязан предоставить самому гражда­нину, персональные данные о котором имеются в документах, как эти документы, так и их копии (бесплатно). Например, в со­ответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г. архив обязан дать возможность бывшим узникам ГУЛАГа (Главное управление исправительно-трудовых лагерей) или их родственникам ознакомиться с матери­алами прекращенных уголовных, фильтрационно-проверочных и административных дел, а также выдать по их требованию копии документов.

Ограничен доступ к документам общественных и религиозных объединений и организаций, личных и семейных фондов и фондов других негосударственных организаций. Эти ограничения оговариваются самим фондообразователем при передаче документов на хранение и, как правило, связаны либо с тайной личной жизни, либо ав­торским правом, либо с коммерческой тайной.

Под коммерческой тайной понимается информация, имеющая дей­ствительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвест­ности ее третьим лицам. Статьи 139 и 727 Гражданского кодекса РФ пре­дусматривают, что сведения, содержащие коммерческую тайну (ноу-хау, технические задания и др.), не могут быть сообщены третьей стороне без согласия собственника информации. Однако при этом следует по­мнить, что фирма или организация, обладающая информацией, вправе охранять ее конфиденциальность только в том случае, если к ней не доступа на законном основании.

Срок действия ограничений и порядок получения разрешения на доступ к этой категории документов должны быть четко огово­рены в договоре с фондообразователем при приеме документов на хранение. Документы, на которые распространяется Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» (документация об изоб­ретениях и открытиях, о научных, литературных и музыкальных произведениях, рукописи, кинофильмы), а также документы, содержащие коммерческую тайну, выдаются исследователям с разрешения фондообразователя и его наследников. Однако по ис­течении сроков действия авторского права, предусмотренного за­коном, документы поступают в общее пользование.

Если фондообразователь не оговорил правила доступа к свое­му фонду, документы выдаются пользователям в соответствии с правилами, установленными для открытой документации. Исклю­чение делается для документов, содержащих информацию кон­фиденциального характера (см. выше о тайне личной жизни).

Исследователь несет ответственность за обнародование (пуб­ликацию) и разглашение сведений, содержащих государственную тайну. Кроме того, лицо, сведения о личной жизни которого были обнародованы, может подать в суд за нанесенный ему моральны» ущерб, причем как на архив, выдавший документы, так и на ис­следователя, предавшего их гласности.

Источник

Обеспечение доступа к архивным документам и архивной документной информации

Сущность и значение архивов. Правовое регулирование доступа к информации. Принцип публичности архивов и свободного доступа к документам. Особенности ограниченно-публичного, доверительного, закрытого типов архивов. Аспекты ограничения доступа к документам.

РубрикаРазное
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления27.01.2011
Размер файла26,9 K

Что означает принцип публичности архивов. Смотреть фото Что означает принцип публичности архивов. Смотреть картинку Что означает принцип публичности архивов. Картинка про Что означает принцип публичности архивов. Фото Что означает принцип публичности архивов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АРХИВНОЕ АГЕНСТВО

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ И АРХИВНОГО ДЕЛА

ОТРАСЛЕВОЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО

АРХИВНОМУ ДЕЛУ И ДОКУМЕНТАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Контрольная работа по программе «АРХИВОВЕДЕНИЕ» (раздел №6)

«ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА К АРХИВНЫМ ДОКУМЕНТАМ И АРХИВНОЙ ДОКУМЕНТНОЙ ИНФОРМАЦИИ»

СВОБОДНЫЙ ДОСТУП К АРХИВНЫМ ДОКУМЕНТАМ

ОГРАНИЧЕНИЕ ДОСТУПА К АРХИВНЫМ ДОКУМЕНТАМ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Доступ к архивным документам обеспечивается путем предоставления пользователю архивными документами справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, а также подлинников и (или) копий необходимых ему документов.

В целях оперативного учета и розыска документов разработана система НСА (научно-справочного аппарата), включающая перекрестные справочники, используемые как главный инструмент в работе архивной службы. Автоматизация архивной службы заключается в переводе всей системы НСА на работу в автоматизированном режиме, создании автоматизированной системы НСА к «бумажному» архивному фонду.

С целью облегчения доступа к архивным документам создаются электронные архивы. Это база документов на электронных носителях и соответствующее ей программное обеспечение для поиска. Основными задачами при разработке программного обеспечения являются хранение и обработка огромных информационных ресурсов, хранение документов в определенных форматах, их реквизитов и удостоверений, разграничение прав и защита доступа к базам.

Комплекс взаимосвязанных и взаимодополняемых, создаваемых на единой научно-методической основе архивных справочников о составе и содержании архивных документов (система научно-справочного аппарата (НСА) архива) включает обязательные для ведения в архиве архивные справочники (опись дел, документов, путеводитель, систематический каталог) и дополнительные архивные справочники (указатель, обзор).

В архиве ведется анализ и учет состояния системы НСА архива на бумажном носителе (журнал по учету состояния НСА, картотека) и/или в автоматизированном режиме.

Правовое регулирование доступа к информации в соответствии с нормами демократического общества является необходимым условием существования архивов в современной информационной среде.

Целью данной работы является изучение доступа к архивной документной информации Архивного фонда РФ.

СВОБОДНЫЙ ДОСТУП К АРХИВНЫМ ДОКУМЕНТАМ

В основах законодательства об Архивном фонде РФ и архивах был провозглашен принцип публичности архивов, их равной доступности для любого физического или юридического лица: «Архив предоставляет пользователю открытые документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы, а также справочно-поисковые средства к ним и издания библиотечного (справочно-информационного) фонда.

Архив не вправе ограничивать или определять пользователям условия использования документной информации, полученной ими в результате самостоятельного поиска или предоставленной ему в порядке оказания платных услуг, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации или оговоренных в договорах по информационному обслуживанию.

Архив обеспечивает в установленном порядке доступ пользователей к секретным, частично секретным и конфиденциальным документам, базам и банкам данных с учетом ограничений, установленных законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Архив дает пользователю соответствующие разъяснения или выдает копии части дела, документа, не содержащие указанных сведений, а также предупреждает пользователя о его ответственности за сохранение государственной тайны, конфиденциальных сведений, содержащихся в документах, в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Отношение государственного архива с потребителями ретроспективной документной информации, а также работа по комплектованию, экспертизе ценности, обеспечению сохранности, созданию НСА подчинена задаче наиболее эффективного использования архивов в интересах общества, поскольку архивные документы принадлежат обществу в целом. Незнание правды о прошлом лишает общество социальной памяти и может стать причиной катастроф.

Также из принципа публичности следует, что у любого физического или юридического лица, независимо от его пола, профессии и образования, вероисповедании, партийной принадлежности, взглядов и убеждений есть следующие возможности:

— получение свободного доступа в любой архив;

— получение в архиве доступа к НСА;

— копирование архивных документов;

— различных форм использования архивных документов (кроме специально оговоренных случаев) с обязательным соблюдением требования сообщения в работах (статьях) сведений об архиве, документы которого использованы.

С момента своего создания в XIX в. все исторические архивы находились в ведении ведомства иностранных дел, министерства юстиции, военного министерства, Сената и др. Для того, чтобы получить доступ к документам, необходимо было разрешение руководителя ведомства (министра), а иногда и резолюция августейшей особы.

Однако, значительная часть источников истории страны XX века, к которой относится почти весь бывший Архивный фонд КПСС, материалы спецслужб, ряда ведомств (МВД СССР, МИДа, Главной военной прокуратуры СССР, военной коллегии Верховного суда СССР, Министерства обороны) остаются засекреченными. Для большинства историков фактически закрыты исторические части Архива Президента РФ и Правительства РФ. Темпы рассекречивания документов, которые в 1991-1993 гг. были довольно высокими, во второй половине 1990-х гг. резко снизились, в некоторых регионах рассекречивание документов полностью прекратилось.

В настоящее время к категории публичных архивов можно отнести все государственные архивы России (включая муниципальные), во всех этих архивах действуют единые правила доступа к архивной информации и ее использования, периодически корректируемые распорядительными и методическими документами Росархива.

К ограниченно-публичному типу архивов можно отнести архивы ряда министерств и ведомств, например Министерства обороны РФ. Любой гражданин имеет возможность получить доступ в такие архивы. Однако на стадии работы непосредственно в них существует своеобразное разграничение пользователей в зависимости от целей их работы, уровня профессионализма, определяющее возможности знакомства с научно-справочным аппаратом, документальными комплексами. В каждом из таких архивов существуют свои, особые правила доступа к архивной информации и ее использования.

Для доверительного типа архивов характерны еще более жесткие ограничения использования документов. Уже сама возможность получения доступа в такие архивы существует не для каждого. Справочный материал в них, как правило, носит служебный характер. Он и создавался изначально не в научно-информационных целях, а для обеспечения определенных ведомственных интересов. В большинстве случаев в таких архивах отсутствуют приспособленные читальные залы, регламентированные процедуры работы с архивными документами, правила их копирования.

ОГРАНИЧЕНИЕ ДОСТУПА К АРХИВНЫМ ДОКУМЕНТАМ

архив информация документ доступ

Доступ к документам Архивного фонда РФ, являющегося частью национального и культурного достояния, регламентирован федеральным законодательством, в частности Федеральным законом «О государственной тайне», который возлагает ответственность за соблюдение государственной тайны, а также охрану прав и интересов граждан, конфиденциальная информация о которых имеется в архивных документах, на архивиста.

Срок засекречивания документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, составляет 30 лет со времени их создания. Этот срок в отдельных случаях может быть продлен или сокращен.

В соответствии с законом «О государственной тайне» все ведомства, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне и по их засекречиванию, должны иметь программу работы по рассекречиванию и порядок пересмотра каждые 5 лет засекреченных документов на предмет возможности открытия доступа.

В любом случае отказ архива в предоставлении архивных документов пользователям должен содержать веские причины, срок действия ограничений и дату принятия решения об отказе. По требованию исследователя отказ выдается в письменной форме. Архивист должен объяснить порядок получения доступа к частично рассекреченным и секретным документам. Неправомерный отказ в доступе может быть обжалован исследователем в суде.

Вместе с тем архивы должны предупреждать пользователей об ответственности за сохранение государственной тайны и даже потребовать письменные гарантии сохранения полученной информации от разглашения. Ознакомление с секретными бумагами осуществляется в специальном читальном зале под контролем сотрудника архива, допущенного к работе с документами, содержащими гриф «совершенно секретно».

Ознакомимся с категорией документов, доступ к которым ограничен.

Если документы хранятся в ведомственном архиве органа управления, государственного учреждения или предприятия, порядок доступа к ним определяется правилами ведомства по согласованию с Росархивом.

Ограничен доступ к документам, содержащим конфиденциальную информацию. Такой информацией являются:

— сведения о фактах, событиях, обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность ( персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в СМИ в установленных федеральными законами случаях;

— сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

— служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (служебная тайна);

— сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и так далее);

— сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);

— сведения, о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Срок засекречивания этих сведений приближается к длительности человеческой жизни и равняется 75 годам.

Ранее этого срока доступ к этим документам можно получить имея письменное разрешение человека, конфиденциальная информация о котором содержится в деле или находится у его прямых наследников.

С другой стороны, архив обязан предоставить самому гражданину, персональные данные о котором имеются в документах, как эти документы, так и их копии (бесплатно).

Ограничен доступ к документам общественных и религиозных объединений и организаций, личных и семейных фондов и фондов других негосударственных организаций. Эти ограничения оговариваются самим фондообразователем при передаче документов на хранение и, как правило, связаны либо с тайной личной жизни, либо авторским правом, либо с коммерческой тайной.

Срок действия ограничений и порядок получения разрешения на доступ к этой категории документов должны быть четко оговорены в договоре с фондообразователем при приеме документов на хранение.

Исследователь несет ответственность за обнародование (публикацию) и разглашение сведений, содержащих государственную тайну. Кроме того, лицо, сведения о личной жизни которого были обнародованы, может подать в суд за нанесенный ему моральный ущерб, причем как на архив, выдавший документы, так и на исследователя, предавшего их гласности.

Итак, в работе были рассмотрены и изучены виды и степень доступа к архивной документной информации Архивного фонда РФ на современном этапе развития информационного общества.

Архив предоставляет для пользования всем юридическим и физическим лицам открытые документы Архивного фонда Российской Федерации и справочники к ним.

Архив не вправе ограничивать или определять пользователям условия использования документной информации, полученной ими в результате самостоятельного поиска или предоставленной ему в порядке оказания платных услуг, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации или оговоренных в договорах по информационному обслуживанию.

Архив обеспечивает в установленном порядке доступ пользователей к секретным, частично секретным и конфиденциальным документам, базам и банкам данных с учетом ограничений, установленных законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Архив дает пользователю соответствующие разъяснения или выдает копии части дела, документа, не содержащие указанных сведений, а также предупреждает пользователя о его ответственности за сохранение государственной тайны, конфиденциальных сведений, содержащихся в документах, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ознакомление с секретными документами в установленном порядке осуществляется в специальном читальном зале или специально выделенном помещении под контролем работника архива, допущенного к работе с секретными документами.

Частично рассекреченные дела выдаются пользователям в порядке, установленном для секретных дел.

Архив ограничивает доступ пользователей к документам, содержащим информацию о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни конкретного лица, если не истек срок в 75 лет с момента создания таких документов. К таким документам и делам относятся: личные, персональные, следственные, судебные дела, документы кадровых служб, персонифицированные материалы переписей, социологических и иных обследований, медицинская документация, личная переписка. Ограничения на доступ к документам, содержащим информацию о частной жизни граждан, устанавливаются при наборе персональных данных, в совокупности позволяющих идентифицировать личность.

Субъект персональных данных для сведений о его частной жизни может установить режим общедоступной информации, проинформировав об этом руководство архива.

Документы, содержащие персональные данные архив может выдавать пользователям для проведения статистических, социологических, демографических, и других научных и практических исследований, составления биобиблиографических справочников, биографий, публикации документальных изданий при условии соблюдения пользователем прав личности на неприкосновенность частной жизни. Разрешается по запросам организаций выдавать справки, содержащие информацию о служебной и общественной деятельности граждан, для использования их в вышеуказанных целях.

Архив по заявкам пользователей на копирование документов осуществляет платную услугу по обезличиванию персональных данных, придавая им при копировании форму анонимных сведений.

По запросам правоохранительных, антимонопольных органов, органов арбитража, судов, прокуратуры, налоговых служб по делам, находящимся в их производстве, архив предоставляет для пользования документы, содержащие коммерческую тайну, хранящиеся в фондах организаций, независимо от их организационно-правовой формы. Документы, содержащие коммерческую тайну, могут быть выданы также иным пользователям на основании письменного разрешения фондообразователя или его правопреемника.

Доступ к научно-популярным, документальным фильмам и другим кинодокументам осуществляется по согласованию с правообладателями и с соблюдением авторских и смежных прав, в том числе на основании договоров (соглашений).

Таким образом, доступ к архивной документной информации и поныне является важнейшей проблемой современности, без ее разрешения невозможно взаимодействие Росархива с представителями исторической науки и общественности, а также она является одним из условий полноценной демократизации общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22 октября 2004 года № 125 ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 4 декабря 2006 года № 202-ФЗ).

2. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 18.07.2009) «О государственной тайне»

3. Основные правила работы архивов организаций (одобрены решением коллегии Росархива от 06.02.2002)

6. Комментарий к Федеральному закону от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (постатейный) (Новиков Е.А.)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Общая характеристика государственных архивов Алтайского края. Хроника их развития. Правовая база, задачи и функции государственных архивов РФ. Научно-техническая обработка документальных материалов. Доступ к архивным документам и их использование.

курсовая работа [62,0 K], добавлен 17.01.2011

Классификация, места хранения и описание архивных материалов российской эмиграции в зарубежных и отечественных хранилищах. Общая характеристика архивной россики как источника комплектования государственных архивов, анализ проблем ее сбора зарубежем.

курсовая работа [24,1 K], добавлен 16.05.2010

Архивы правительственных учреждений, значение исторических архивов в конце XIX- начале ХХ века. Обзорная характеристика и история развития и преобразования ряда основных архивов России того времени. Уничтожение архивных дел, подготовка архивных кадров.

реферат [33,3 K], добавлен 02.06.2010

Историческое исследование развития архивного дела во второй половине XIX в. Оживление деятельности архивов различных государственных учреждений. Особенности формирования архивных кадров данного периода. Анализ деятельности архивов местных учреждений.

реферат [37,8 K], добавлен 11.05.2008

Определение понятия «ведомственный архив». Характеристика его видов, функций, задач, права и ответственности. Нормативно-правовая основа работы ведомственных архивов. Архивы вооруженных сил Российской Федерации. Экспертиза ценности документов в ЦАМО.

курсовая работа [39,0 K], добавлен 28.11.2010

Сущность использования документов Архивного фонда Российской Федерации в информационных целях. Виды архивов федеральной и муниципальной собственности. Главные направления использования документов. Основные сроки и формы хранения архивной документации.

контрольная работа [19,2 K], добавлен 04.12.2008

Оценка вероятности несанкционированного доступа на охраняемый объект. Модель поведения злоумышленника при совершении проникновения. Оценка и оптимизация коэффициента готовности средств сигнализации. Расчет показателя информационной безопасности.

курсовая работа [392,6 K], добавлен 30.01.2009

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *