Что означает принцип стартовых знаний дистанционного обучения
Специфические принципы дистанционного обучения
Существует несколько специфических принципов дистанционного обучения. При этом методология ДО развивается, а не стоит на месте.
Просмотр содержимого документа
«Специфические принципы дистанционного обучения»
Существует несколько специфических принципов дистанционного обучения. При этом методология дистанционного обучения развивается, а не является законченной
Принцип базовых знаний. Для обучения дистанционно необходимы базовые/ стартовые знания и аппаратно-техническое обеспечение. Например, необходимо не только иметь компьютер с выходом в интернет, но и обладать навыками работы в сети. Поэтому, чтобы эффективно обучаться, необходима предварительная подготовка
Принцип интерактивности. Этот принцип предусматривает закономерность контактов учитель-ученик, ученик-ученик посредством ИКТ.
При этом интенсивность обмена информацией между учащимися больше, чем между студентом и преподавателем. Поэтому для реализации в практике ДО этого принципа, например, при проведении компьютерных телеконференций надо обязательно сообщать электронные адреса всем участникам учебного процесса.
Принцип идентификации заключается в необходимости контроля самостоятельности учения, т.к. при ДО предоставляется больше возможности для фальсификации обучения, чем, например, при очной форме. Идентификация обучающихся является частью общих мероприятий по безопасности. Контроль самостоятельности при выполнении тестов, рефератов и других контрольных мероприятий может достигаться с помощью различных технических средств. Например, идентифицировать личность, сдающего экзамен, можно с помощью видеоконференцсвязи.
Принцип индивидуализации. Для выполнения этого принципа в реальном учебном процессе в ДО проводится входной и текущий контроль. Например, входной контроль позволяет в дальнейшем не только составить индивидуальный план учебы, но и провести, если надо, доподготовку учащегося в целях восполнения недостающих начальных знаний и умений, позволяющих успешно проходить обучение в ДО. Текущий контроль позволяет корректировать образовательную траекторию.
Принцип регламентности обучения. Часто встречается мнение, что, так как время обучения в ДО жестко не регламентировано, то для обучающегося нецелесообразно вводить график самостоятельной работы. Однако, опыт практического ДО показывает, что, наоборот, должен быть жесткий контроль и планирование, особенно для младших.
Принцип открытости и гибкости ДО Принцип открытости выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, вступительных контрольных мероприятий для возможности обучения в образовательном учреждении в виде собеседований, экзаменов, тестирования и т.д. Опыт зарубежных образовательных учреждений (ОУ), а также отечественных, говорит о том, что этот факт не снижает качество обучения, но требует дополнительных усилий со стороны ОУ ДО при последующем индивидуальном обучении принятого студента. Важным «показателем гибкости» является некритичность образовательного процесса ДО к расстоянию, временному графику реализации учебного процесса и конкретному образовательному учреждению. При этом требуется сохранение информационного инвариантного образования, обеспечивающего возможность перехода из вуза в вуз на обучение по родственным или другим направлениям, а также сближение содержания образовательно-профессиональных программ военных гражданских вузов.
Статья Принципы дистанционного обучения
В принципах обучения заключается исторический и педагогический опыт, общественный смысл, они выражают картину состояния процесса обучения. Принципы обучения выражают подготовку специалистов через дидактическую систему, в которой они выступают как единое целое, отражая некоторую концепцию.
Просмотр содержимого документа
«Статья Принципы дистанционного обучения»
Принципы дистанционного обучения.
Преподаватель высшей категории
и иммунологии Ломакина М.И.
Принципами обучения (дидактическими принципами) принято называть положения, выражающие зависимость между целями подготовки специалистов с высшим образованием и закономерностями, направляющими практику обучения в вузе.
Дидактические принципы выступают в качестве ориентировочной основы преподавания.
Дидактика опирается главным образом на следующие принципы обучения:
Связи теории с практикой;
Единства конкретного и абстрактного;
Соединения индивидуального и коллективного.
Все эти принципы взаимосвязаны и взаимозависимы, дополняют друг друга. В практике обучения они находят применение в виде правил, методов и форм организации и проведения учебной работы.
В принципах обучения заключен исторический и педагогический опыт, общественный смысл, они выражают картину состояния процесса обучения». Принципы обучения определяют подготовку специалистов через дидактическую систему, в которой они выступают как единое целое, отражая некоторую концепцию. Естественно поэтому, что каждый ученый в области дидактики высшей школы считает нужным изложить свою систему принципов обучения, пытаясь найти ответы на вопросы: для чего, как и чему учить.
соответствия содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий);
ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста;
рационального применения современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов;
оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе;
соответствия результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечения их конкурентоспособности.
Эти общие стратегические принципы полностью применимы к системе дистанционного обучения (СДО), но требуют дополнения и детализации, исходя из специфики ДО.
Анализ процессов в системе дистанционного обучения (СДО) показывает, что этих хорошо структурированных и вполне обоснованных принципов недостаточно для СДО. Эмпирический опыт отечественного и зарубежного ДО и проведенные исследования по изучению структуры деятельности ОУДО и содержания обучения, позволили сформулировать специфичные принципы, присущие дидактической системе дистанционного обучения. Они составляют концептуальный фундамент ДО.
В основе ДО лежат два принципа:
свободный доступ, т.е. право каждого, без вступительных испытаний, начинать учиться и получить среднее или высшее образование;
дистанционность обучения, т.е. обучение при минимальном контакте с преподавателем, с упором на самостоятельную работу».
Из общих принципов применительно к ДО наиболее значимым и объемным становится принцип гуманизации ДО. Это следует даже из перечисления потенциальных потребителей ДО в числе которых присутствуют инвалиды и раненые в результате боевых действий в горячих точках, офицеры, увольняемые в запас и стремящиеся получить гражданское образование и др. Сам процесс обучения гуманистичен к личности т.к., например, учеба не ограничивается жесткими рамками времени, слушатель разрабатывает свою траекторию обучения, опираясь на потенциал различных вузов, выбирая различные дисциплины для изучения. Он может совмещать учебу с производственной деятельностью. Кроме того сама процедура приема в систему ДО является «открытой» со свободным доступом.
Рассмотрим теперь специфические принципы ДО. Эти принципы не претендуют на абсолютную законченность, напротив, они предполагают дальнейшее развитие методологии ДО.
Принцип стартовых знаний
Для того, чтобы эффективно обучаться в СДО, необходимы некоторые стартовые знания (начальный уровень подготовки потенциальных потребителей образовательных ус-луг при ДО) и аппаратно-техническое обеспечение. Например, при обучении по сетевой модели необходимо не только иметь компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ, но и обладать минимальными навыками работы в сети. Поэтому, чтобы эффективно обучаться необходима предварительная подготовка.
Особенность этого принципа в СДО состоит в том, что он отражает закономерность не только контактов, студентов с преподавателями, опосредованных средствами НИТ, но и студентов между собой. Опыт показывает, что в процессе ДО интенсивности обмена информацией между студентами больше, чем между студентом и преподавателем. Поэтому для реализации в практике ДО этого принципа, например, при проведении компьютерных телеконференций надо обязательно сообщать электронные адреса всем участникам учебного процесса.
Заключается в необходимости контроля самостоятельности учения, т.к. при ДО пре-доставляется больше возможности для фальсификации обучения, чем, например, при очной форме. Идентификация обучающихся является частью общих мероприятий по безопасности. Контроль самостоятельности при выполнении тестов, рефератов и других контрольных мероприятий может достигаться, кроме очного контакта, с помощью различных технических средств. Например, идентифицировать личность, сдающего экзамен, можно с помощью видеоконференцсвязи.
Для выполнения этого принципа в реальном учебном процессе в СДО проводится входной и текущий контроль. Например, входной контроль позволяет в дальнейшем не только составить индивидуальный план учебы, но и провести, если надо, доподготовку потребителя образовательных услуг в целях восполнения недостающих начальных знаний и умений, позволяющих успешно проходить обучение в СДО. Текущий контроль позволяет корректировать образовательную траекторию.
Принцип регламентности обучения
Часто встречается мнение, что, так как время обучения в СДО жестко не регламентировано, то для студента нецелесообразно вводить график самостоятельной работы. Однако, опыт практического ДО показывает, что, наоборот, должен быть жесткий контроль и планирование, особенно для студентов младших курсов.
Принцип педагогической целесообразности применения средств новых
Принцип открытости и гибкости ДО
Принцип открытости выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, вступительных контрольных мероприятий для возможности обучения в образовательном учреждении в виде собеседований, экзаменов, тестирования и т.д. Опыт зарубежных образовательных учреждений (ОУ), а также отечественных, говорит о том, что этот факт не снижает качество обучения, но требует дополнительных усилий со стороны ОУ ДО при последующем индивидуальном обучении принятого студента. Важным «показателем гибкости» является некритичность образовательного процесса ДО к расстоянию, временному графику реализации учебного процесса и конкретному образовательному учреждению. В идеале последнее требование заключается в необходимости создания информационных удаленных распределенных сетей знаний для ДО, позволяющих обучающемуся достаточно просто корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении при отсутствии соответствующих услуг в вузе, где он учится. При этом требуется сохранение информационного инвариантного образования, обеспечивающего возможность перехода из вуза в вуз на обучение по родственным или другим направлениям, а также сближение содержания образовательно-профессиональных программ военных гражданских вузов.
Информационно-предметная среда базового дистанционного обучения обычно включает в себя:
курсы дистанционного обучения, электронные учебники, размещаемые на отечественных образовательных сайтах;
базы данных образовательных ресурсов;
веб-квесты, предназначенные для целей обучения;
Что означает принцип стартовых знаний дистанционного обучения
Веб-сайт сегодня является не только информационным средством или визиткой, а полноценным маркетинговым инструментом, привлекающим новых клиентов, приносящим прибыль.
Дистанционное образование
Принципы
Дидактика опирается главным образом на следующие принципы обучения: научности, системности, связи теории с практикой, сознательности обучения, единства конкретного и абстрактного, доступности, прочности знаний, соединения индивидуального и коллективного. Все эти принципы взаимосвязаны и взаимозависимы, дополняют друг друга. В практике обучения они находят применение в виде правил, методов и форм организации и проведения учебной работы.
Можно выделить группы стратегических принципов обучения в высшей школе, объеди-няющих все существующие принципы, это:
• соответствия содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тен-денциям развития науки (техники) и производства (технологий);
• ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста;
• рационального применения современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов;
• оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных форм организации учеб-ного процесса в вузе;
• соответствия результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявля-ются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечения их конкуренто-способности.
Эти общие стратегические принципы полностью применимы к системе дистанционного обучения (СДО), но требуют дополнения и детализации, исходя из специфики ДО.
Анализ процессов в системе дистанционного обучения (СДО) показывает, что этих хоро-шо структурированных и вполне обоснованных принципов недостаточно для СДО. Эм-пирический опыт отечественного и зарубежного ДО и проведенные исследования по изу-чению структуры деятельности ОУДО и содержания обучения, позволили сформулиро-вать специфичные принципы, присущие дидактической системе дистанционного обуче-ния. Они составляют концептуальный фундамент ДО. В основе ДО лежат два принципа:
• свободный доступ, т.е. право каждого, без вступительных испытаний, начинать учиться и получить среднее или высшее образование;
• дистанционность обучения, т.е. обучение при минимальном контакте с преподавателем, с упором на самостоятельную работу».
Из общих принципов применительно к ДО наиболее значимым и объемным стано-вится принцип гуманизации ДО. Это следует даже из перечисления потенциальных потре-бителей ДО в числе которых присутствуют инвалиды и раненые в результате боевых дей-ствий в горячих точках, офицеры, увольняемые в запас и стремящиеся получить граждан-ское образование и др. Сам процесс обучения гуманистичен к личности т.к., например, учеба не ограничивается жесткими рамками времени, слушатель разрабатывает свою тра-екторию обучения, опираясь на потенциал различных вузов, выбирая различные дисципли-ны для изучения. Он может совмещать учебу с производственной деятельностью. Кроме того сама процедура приема в систему ДО является «открытой» со свободным доступом.
Рассмотрим теперь специфические принципы ДО. Эти принципы не претендуют на абсолютную законченность, напротив, они предполагают дальнейшее развитие методоло-гии ДО.
Принцип стартовых знаний
Для того, чтобы эффективно обучаться в СДО, необходимы некоторые стартовые знания (начальный уровень подготовки потенциальных потребителей образовательных ус-луг при ДО) и аппаратно-техническое обеспечение. Например, при обучении по сетевой модели необходимо не только иметь компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ, но и обладать минимальными навыками работы в сети. Поэтому, чтобы эффективно обучаться необходи-ма предварительная подготовка.
Принцип интерактивности
Особенность этого принципа в СДО состоит в том, что он отражает закономерность не только контактов, студентов с преподавателями, опосредованных средствами НИТ, но и студентов между собой. Опыт показывает, что в процессе ДО интенсивность обмена информацией между студентами больше, чем между студентом и преподавателем. Поэто-му для реализации в практике ДО этого принципа, например, при проведении компьютер-ных телеконференций надо обязательно сообщать электронные адреса всем участникам учебного процесса.
Принцип идентификации
Заключается в необходимости контроля самостоятельности учения, т.к. при ДО пре-доставляется больше возможности для фальсификации обучения, чем, например, при очной форме. Идентификация обучающихся является частью общих мероприятий по безопасно-сти. Контроль самостоятельности при выполнении тестов, рефератов и других контроль-ных мероприятий может достигаться, кроме очного контакта, с помощью различных тех-нических средств. Например, идентифицировать личность, сдающего экзамен, можно с помощью видеоконференцсвязи.
Принцип индивидуализации
Для выполнения этого принципа в реальном учебном процессе в СДО проводится входной и текущий контроль. Например, входной контроль позволяет в дальнейшем не только составить индивидуальный план учебы, но и провести, если надо, доподготовку по-требителя образовательных услуг в целях восполнения недостающих начальных знаний и умений, позволяющих успешно проходить обучение в СДО. Текущий контроль позволяет корректировать образовательную траекторию.
Принцип регламентности обучения
Часто встречается мнение, что, так как время обучения в СДО жестко не регламен-тировано, то для студента нецелесообразно вводить график самостоятельной работы. Одна-ко, опыт практического ДО показывает, что, наоборот, должен быть жесткий контроль и планирование, особенно для студентов младших курсов.
Принцип открытости и гибкости ДО
Принцип открытости выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, вступительных контрольных мероприятий для возможности обу-чения в образовательном учреждении в виде собеседований, экзаменов, тестирования и т.д. Опыт зарубежных образовательных учреждений (ОУ), а также отечественных, говорит о том, что этот факт не снижает качество обучения, но требует дополнительных усилий со стороны ОУ ДО при последующем индивидуальном обучении принятого студента. Важ-ным «показателем гибкости» является некритичность образовательного процесса ДО к расстоянию, временному графику реализации учебного процесса и конкретному образова-тельному учреждению. В идеале последнее требование заключается в необходимости соз-дания информационных удаленных распределенных сетей знаний для ДО, позволяющих обучающемуся достаточно просто корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении при отсутствии соответствующих услуг в вузе, где он учится. При этом требуется сохранение информационного инвариантного образо-вания, обеспечивающего возможность перехода из вуза в вуз на обучение по родствен-ным или другим направлениям, а также сближение содержания образовательно-профессиональных программ военных гражданских вузов.
Дистанционное обучение:
Специфические принципы дистанционного обучения
В условиях открытого информационного общества проблема совершенствования профессиональной подготовки специалистов становится особенно актуальной. Сегодня нужны передовые информационные и мультимедийные технологии в сочетании с лучшими традициями классического образования. Дистанционное обучение обладает этими свойствами, при этом освобождая учащегося от жесткого регламента учебного процесса. Слушатель курсов самостоятельно планирует ежедневную занятость, что крайне удобно для работающих и семейных людей.
Специфические принципы дистанционного обучения
Использование интерактивных и мультимедийных технологий. Современные телекоммуникации делает учебный процесс простым для усвоения. Поскольку максимум самой важной профессиональной информации преподносится в компактном виде разного формата (аудио- и видеозаписи, тексты, презентационные мультимедийные проекты, компьютерные программы учебного назначения). Технологии нашего века предоставляют новые средства также для решения языкового барьера, путем развития способов перевода учебного материала с одного языка на другой.
Открытость. Дистанционное обучение становится важным направлением в сфере образования и переходом на качественно иной уровень взаимодействия с информацией. Инновационная деятельность вузов это подтверждает. Сегодня они находятся в процессе разработки единого подхода к образованию – системе открытого обучения. Организационные новшества стали осуществимы как раз благодаря внедрению новых технологий переработки, хранения и передачи информации.
Гибкость. Ключевой характеристикой учебного процесса в дистанционном образовании является гибкость. Это значит, что материал хорошо организован и структурирован, и развит.
Ежегодно происходят изменения в законодательстве, вносятся поправки и разрабатываются новые профессиональные стандарты. Информационные технологии, применяемые в дистанционном образовании, позволяют оперативно обновлять учебные программы. Открытия в конкретной отрасли, корректировки в законодательстве – все это отражается в материалах курсов.
Также помимо свободы в выборе времени и темпов обучения важно планирование, т.е. возможность составлять гибкое индивидуальное дистанционное обучение.
Модульность. Этот принцип позволяет объединять часть дисциплин для создания целостного представление об определенной предметной области. Это отражается и на практической направленности курсов. Информация программ дистанционного обучения максимально применима на практике. Их содержательность и компактность отражает методы и способы решения задач, с которыми специалист постоянно сталкивается в своей повседневной работе.
Упор на самодисциплину и сознательность учащегося. Слушатели курсов способны к самоконтролю, они осознают смысл усваиваемых знаний, отдают отчет в целях и значимости своего обучения. Ведь какое образование можно получить дистанционно зависит только от их усердия и самоорганизации.
Интерактивность. Эффективность дистанционного обучения зависит от интерактивности, что позволяет осуществлять синхронное взаимодействие через средства конференц-связи. Благодаря чему становится возможным общение между преподавателем и слушателем курса.
Доступность. Обучение происходит без отрыва от основной деятельности. Взаимодействие с учебным центром осуществляется посредством электронного образовательного портала, почтовой связи и курьерской службы. Благодаря использованию современных технологий обучение становится доступно жителям удаленных регионов России, ведь не требуется посещение учебного заведения и присутствие на занятиях. Для образования онлайн требуется только компьютер, планшет или смартфон с выходом в интернет. Учиться можно непрерывно, подстраивая график и темп занятий под себя и свое свободное время, обучаясь тогда, где и когда удобно. Электронный портал с учебными материалами открыт круглосуточно и не привязывается к конкретному времени отдельного региона.
Реферат по теме «Основные понятия дистанционного обучения»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Реферат по дисциплине:
«Лингвистика и межкультурные коммуникации»
« Основные понятия дистанционного обучения »
Донова Анастасия Евгеньевна
Санкт-Петербург 2017 год
Общие принципы дистанционного обучения 4
Специфические принципы дистанционного обучения 5
Преимущества дистанционного обучения 7
Недостатки дистанционного обучения 8
Список литературы 11
В начале третьего тысячелетия происходит переход от индустриального к информационному обществу, в котором информация и знания становятся основными производительными силами. В информационном обществе существенным образом изменяется стратегия образования, причем важнейшей его чертой является широкое использование информационных технологий.
В результате перехода экономики страны к рыночным отношениям многие специалисты с высшим образованием оказались невостребованными. В условиях рынка они должны были переквалифицироваться с учетом потребностей народного хозяйства. В результате потребителями образовательных услуг стали не только школьники и студенты, но и значительная часть взрослого населения страны. В результате в современном мире отмечается резкое увеличение спроса на образовательные услуги.
Целью данного реферата является рассмотрение и изучение понятия дистанционного обучения, его особенностей и принципов.
Общие принципы дистанционного обучения
соответствия содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий);
ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста;
рационального применения современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов;
оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе;
соответствия результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечения их конкурентоспособности.
Однако, несмотря на то, что данные стратегические принципы полностью применимы к системе дистанционного обучения, они являются достаточно общими. В связи с этим стоит отметить определенные принципы, характерные именно для дистанционного обучения.
Основными принципами дистанционной формы обучения являются свободный доступ, а именно право каждого, без вступительных испытаний, начинать учиться и получить среднее или высшее образование, и, собственно, дистанционность, то есть обучение при минимальном контакте с преподавателем, с упором на самостоятельную работу. Помимо этого немаловажно то, что процедура приема на дистанционную форму обучения является «открытой», обладает свободным доступом.
Специфические принципы дистанционного обучения
Как было сказано выше, дистанционное обучения является достаточно новой формой получения образования, оно, безусловно, обладает особыми принципами, которые также стоит упомянуть. Данные принципы не претендуют на абсолютную законченность, напротив, они предполагают дальнейшее развитие методологии системы.
Итак, специфическими принципами дистанционного обучения являются: принцип базовых знаний, принцип интерактивности, принцип идентификации, принцип индивидуализации, принцип регламентированности обучения, принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий, а также принцип открытости и гибкости. Что же скрывается за данными понятиями?
Принцип базовых знаний состоит в том, что для эффективного обучения необходимы некоторые стартовые знания (начальный уровень подготовки потенциальных потребителей образовательных услуг при дистанционном обучении) и аппаратно-техническое обеспечение. Например, при обучении по сетевой модели необходимо не только иметь компьютер с выходом в интернет, но и обладать минимальными навыками работы в сети. Поэтому, чтобы эффективно обучаться, необходима предварительная подготовка.
Принцип идентификации заключается в необходимости контроля самостоятельности учения, так как при дистанционном обучении предоставляется больше возможности для фальсификации обучения, чем, например, при очной форме. Идентификация обучающихся является частью общих мероприятий по безопасности. Контроль самостоятельности при выполнении тестов, рефератов и других контрольных мероприятий может достигаться, кроме очного контакта, с помощью различных технических средств. Например, идентифицировать личность, сдающего экзамен, можно с помощью видеоконференцсвязи.
Рассматривая принцип регламентированности обучения, стоит отметить, что часто люди считают дистанционное обучение нерегламентированным в связи с отсутствием жесткого графика. Однако, практика показывает, что дистанционное обучение подразумевает жесткий контроль и планирование, особенно для студентов младших курсов.
Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий является ведущим педагогическим принципом и требует педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации системы дистанционного обучения.
И последним является принцип открытости и гибкости, который состоит в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, вступительных контрольных мероприятий для возможности обучения в образовательном учреждении в виде собеседований, экзаменов, тестирования и т.д. Однако стоит отметить, что опыт зарубежных, а также отечественных образовательных учреждений говорит о том, что этот факт не снижает качество обучения, но требует дополнительных усилий со стороны образовательного учреждения, работающего по системе дистанционного обучения при последующем индивидуальном обучении принятого студента.
Преимущества дистанционного обучения
Говоря о понятии дистанционного обучения, стоит отметить ряд его преимуществ по сравнению с другими формами обучения. Одним из них безусловно является доступность образования, поскольку любой обучающийся имеет возможность пройти обучение, вне зависимости от его местонахождения. Студенты имеют возможность получить образование, проживая в регионах и за рубежом. Такая система особенно выгодна для людей с ограниченными возможностями здоровья, молодых мам, военных. Также безусловным преимуществом является гибкий график, который позволит постигать выбранную образовательную программу в любое свободное время, без привязки к расписанию вуза. Еще одним плюсом становится возможность выбрать любое интересное направление подготовки и заниматься по индивидуально составленной программе. Помимо этого стоимость дистанционного обучения значительно ниже стоимости образования по очной форме. Также необходимо отметить модульность, то есть систему, при которой каждый курс создает целостное представление об определенной предметной области, что позволяет формировать учебную программу по индивидуальным и групповым потребностям. Преподаватель в дистанционном обучении — это координатор познавательной деятельности обучающегося и менеджер его учебного процесса. Еще одним преимуществом является специализированный контроль качества обучения — используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы. И наконец, стоит упомянуть использование специализированных технологий и средств обучения, а именно совокупности методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний, которые аккумулируются в банках данных и знаний, библиотеках видеосюжетов и т.д.
Недостатки дистанционного обучения
К числу недостатков дистанционной системы обучения сегодня относят:
Сужение потенциальной аудитории учащихся, которое объясняется отсутствием технической возможности включения в учебный процесс (компьютер, Интернет-связь);
Обязательность компьютерной подготовки как необходимого условия вхождения в систему дистанционного образования;
Неадаптированность учебно-методических комплексов к учебным курсам дистанционного образования (в частности электронных учебных пособий).
Недостаточная разработанность систем администрирования учебного процесса и, как результат, снижение качества дистанционного образования в сравнении с очным обучением.
Серьезной проблемой дистанционного обучения является переосмысление использования многих проверенных педагогических приемов для лучшего запоминания и усвоения материала. Применение различных педагогических методов становится в значительной степени зависимым от технических средств и способов организации контакта с обучаемыми. Однако при любой технологии взаимодействия преподавателю приходится учиться более сжато и четко излагать материал или отвечать на вопросы.
В заключении стоит отметить, что дистанционное обучение отвечает требованиям современной жизни, особенно, если учесть не только транспортные расходы, но и расходы на организацию всей системы очного обучения. Именно поэтому в современном обществе повышается интерес к дистанционному обучению, к его самым различным формам, необходимым на протяжении всей жизни человека.
1. Ибрагимов И.М., Информационные технологии и средства дистанционного обучения, М.: Академия, 2007
2. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2007
3. Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения, М. Юнити-Дана, 2000
4. Хабибулина Э.М. Дистанционное обучение: основные термины, принципы и модели, 2011
- Что означает принцип стартовых знаний дистанционного обучения ответ
- Что означает принцип субсидиарности социальной политики