Что означает притча о талантах

Притча о талантах. (Мф. 25:14–30)

В притче о девах Христос показал, чего Он требует от нашего верующего сердца, в притче о талантах учит, как каждый истинно верующий в Него должен послужить Ему своей волей, всей своей деятельностью. Скорбная участь неразумных дев предостерегает нас от небрежения и холодности в духовной жизни; а здесь приговор ленивому рабу осуждает нашу беспечность и небрежность в делах нашего призвания, нашего служения на благо ближнего. Притча о девах требует от нас сердечной ревности к Богоугождению и милосердия к ближнему; притча о талантах – усердного исполнения долга, чтобы радостно, а не печально предстать с отчетом ко Господу в последний день. Не без причины Господь сказал притчу о девах прежде притчи о талантах. «В лукавую душу не войдет премудрость» ( Прем. 1:4 ); из нечистого сердца не могут истекать вполне чистые, безкорыстные, святые желания и действия. Поэтому каждый должен прежде всего потрудиться над очищением своего сердца от страстей, чтобы воспитать в нем святые чувства молитвы и любви, а затем послужить и ближнему тем талантом, какой он получил от Бога. Таков порядок духовного делания. Это не значит, впрочем, чтобы можно было говорить для извинения своей лености: «Я еще недостаточно потрудился над очищением своего сердца от страстей, над самим собой, я еще не готов служить спасению ближних: довольно у меня забот о своей душе». Сам не вызывайся на подвиг, а когда Бог позовет, укажет случай – не отказывайся. Этому и учит нас Господь Своей притчей о талантах.

Хотите ли знать, – как бы так говорит Он Своим апостолам, – как поступит Сын Человеческий по Своем пришествии и как должно поступать вам, ожидающим Его пришествия? Выслушайте еще одну притчу: ИБО ОН ПОСТУПИТ, КАК ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ, ОТПРАВЛЯЯСЬ В далекую ЧУЖУЮ СТРАНУ, ПРИЗВАЛ РАБОВ СВОИХ, не наемных служителей, а собственных рабов, с которых мог строго взыскать за неисправность, И ПОРУЧИЛ ИМ ИМЕНИЕ СВОЕ, отдал им на руки свои капиталы: И ОДНОМУ, более ревностному и способному, ДАЛ ОН ПЯТЬ ТАЛАНТОВ, ДРУГОМУ ДВА, ИНОМУ ОДИН, КАЖДОМУ ПО ЕГО СИЛЕ и способностям, с тем, чтобы они пустили эти деньги в оборот; И ТОТЧАС ОТПРАВИЛСЯ. В отсутствии господина каждый раб мог действовать свободно, как хотел. Так и было: рабы честные, добросовестные немедленно принялись за дело. ПОЛУЧИВШИЙ ПЯТЬ ТАЛАНТОВ ПОШЕЛ, УПОТРЕБИЛ ИХ В ДЕЛО, пустил их в оборот, И ПРИОБРЕЛ трудами своими ДРУГИЕ ПЯТЬ ТАЛАНТОВ; ТОЧНО ТАК ЖЕ поступил И ПОЛУЧИВШИЙ ДВА ТАЛАНТА и ПРИОБРЕЛ ДРУГИЕ ДВА. Но не так поступил третий: ПОЛУЧИВШИЙ ЖЕ ОДИН ТАЛАНТ ПОШЕЛ И ЗАКОПАЛ ЕГО В ЗЕМЛЮ И СКРЫЛ СЕРЕБРО ГОСПОДИНА СВОЕГО. Ему не хотелось трудиться, обременять себя заботами, – он хотел воспользоваться отсутствием господина, чтобы предаться праздности на свободе. ПО ДОЛГОМ ВРЕМЕНИ, ПРИХОДИТ (возвратился) ГОСПОДИН РАБОВ ТЕХ И ТРЕБУЕТ У НИХ ОТЧЕТА. С радостью явились перед своим господином верные и честные рабы: И, ПОДОЙДЯ, ПОЛУЧИВШИЙ ПЯТЬ ТАЛАНТОВ ПРИНЕС ДРУГИЕ ПЯТЬ ТАЛАНТОВ, добытые его трудами и заботами, И ГОВОРИТ: ГОСПОДИН! ПЯТЬ ТАЛАНТОВ ТЫ ДАЛ МНЕ; ВОТ, ДРУГИЕ ПЯТЬ ТАЛАНТОВ Я ПРИОБРЕЛ НА НИХ : возьми их. ГОСПОДИН ЕГО был очень доволен таким усердием раба и СКАЗАЛ ЕМУ: ХОРОШО, ДОБРЫЙ И ВЕРНЫЙ РАБ! В МАЛОМ ТЫ БЫЛ ВЕРЕН, НАД МНОГИМ ТЕБЯ ПОСТАВЛЮ : я доверяю тебе и многое. ВОЙДИ В РАДОСТЬ ГОСПОДИНА ТВОЕГО, раздели со мной радость, будь участником моей трапезы праздничной. ПОДОШЕЛ ТАКЖЕ И ПОЛУЧИВШИЙ ДВА ТАЛАНТА И СКАЗАЛ: ГОСПОДИН! ДВА ТАЛАНТА ТЫ ДАЛ МНЕ; ВОТ, ДРУГИЕ ДВА ТАЛАНТА Я ПРИОБРЕЛ НА НИХ : возьми их. ГОСПОДИН ЕГО и этому рабу выразил свое благоволение и СКАЗАЛ ЕМУ: ХОРОШО, ДОБРЫЙ И ВЕРНЫЙ РАБ! В МАЛОМ ТЫ БЫЛ ВЕРЕН, НАД МНОГИМ ТЕБЯ ПОСТАВЛЮ; ВОЙДИ В РАДОСТЬ ГОСПОДИНА ТВОЕГО.

Настала очередь последнего раба. Не трудно понять, почему он медлил до конца: его страшила совесть, он недоумевал, как ему поступить, что сказать в оправдание своей беспечности. Правда, он не расточил данного ему капитала, подобно неправедному домоправителю, не прожил всей своей части, подобно блудному сыну, не задолжал десятью тысячами талантов, подобно немилосердому слуге, заимодавцу. Но он не исполнил воли своего господина, он показал непростительную леность; чувство зависти к счастливым товарищам смешивалось в нем с чувством страха за свою небрежность; досаду на самого себя он захотел излить на господина же, и в этом злом расположении сердца, как бы в отчаянии решившись на все, он дерзко входит к домовладыке: ПОДОШЕЛ И ПОЛУЧИВШИЙ ОДИН ТАЛАНТ И СКАЗАЛ: ГОСПОДИН! Я ЗНАЛ ТЕБЯ, ЧТО ТЫ ЧЕЛОВЕК ЖЕСТОКИЙ, суровый, безпощадный деспот, ЖНЕШЬ, ГДЕ НЕ СЕЯЛ, И СОБИРАЕШЬ, ГДЕ НЕ РАССЫПАЛ, И, УБОЯВШИСЬ пустить в оборот твои деньги, чтобы не потерять их вовсе и не понести за это от тебя строгого наказания, ПОШЕЛ И СКРЫЛ ТАЛАНТ ТВОЙ В ЗЕМЛЕ, чтобы, по крайней мере, вернуть его тебе в целости: получай его обратно; ВОТ ТЕБЕ ТВОЕ – ни больше, ни меньше, как сколько ты дал мне. Он даже гордо похвалился тем, что вернул господину его талант в целости. Он как бы не замечает того, что, глубоко оскорбляя господина, называя его жестоким корыстолюбцем, он уже произносит приговор против себя самого: если господин жесток, то надлежало еще более стараться и страшиться; если господин требует чужое, то тем более потребует свое. И господин произнес свой праведный суд на этого ленивого и дерзкого раба: ГОСПОДИН ЖЕ ЕГО СКАЗАЛ ЕМУ В ОТВЕТ: ЛУКАВЫЙ РАБ И ЛЕНИВЫЙ! Лукавый, потому что защищаешь себя клеветами на меня и хочешь обмануть меня ложью, и ленивый, как доказываешь самим делом, я буду судить тебя твоими же словами: ТЫ ЗНАЛ, ЧТО Я ЖНУ, ГДЕ НЕ СЕЯЛ, И СОБИРАЮ, ГДЕ НЕ РАССЫПАЛ; пусть так, пусть я таков, каким ты меня представляешь: строг, взыскателен, жесток; но ты все же обязан был исполнить мою волю, если не из любви и преданности ко мне, как другие, то, по крайней мере, из страха, что я жестоко взыщу с тебя, и это мог ты сделать без всякого вреда и опасности для себя: ПОСЕМУ НАДЛЕЖАЛО ТЕБЕ только ОТДАТЬ СЕРЕБРО МОЕ ТОРГУЮЩИМ, отдать торговцам за известные проценты, и оно умножилось бы само собой, без твоего участия, хотя и не так, как увеличилось бы при твоих трудах, при твоем собственном усердии и благоразумии. Даже не было нужды тебе самому заботиться о возвращении моего капитала: И Я, ПРИДЯ, ПОЛУЧИЛ БЫ МОЕ С ПРИБЫЛЬЮ.

Бог знает, сколько кому нужно, сколько кто может употребить в пользу, и сообразно с этим разделяет Свои дары: кому пять талантов, кому два, а кому только один. Благодать Божия не стесняет свободы человека, не насилует природы его, не подводит всех под один уровень. Бог, любящий всех как Отец, раздает Свои дары, смотря по человеку: кто не способен стоять на высоте общественного служения, тот может быть полезным для ближних на низшей степени. Как все тело не есть око, не есть ухо, так и в Церкви не все правители и учители. Но часто бывает, что человек менее даровитый трудится усерднее того, кто более талантлив, но ленив. Притча Христова и учит, что кто более получил, с того больше и взыщется, но и тот, кто мало получил, также даст отчет. Людей совсем безталанных нет: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись» ( 1Тим. 2:4 ), а поэтому каждому дает хотя бы один какой-нибудь талант, как средство ко спасению. Велик ли был талант у Сарептской вдовицы? Одна горсть муки и немного елея в сосуде. Но она усугубила его, препитав пророка Илию. А лепта евангельской вдовицы принята Господом и оценена дороже богатых приношений фарисейских. «Правда, – продолжает святитель Филарет, – все зависит от дарованных талантов, без которых рабы как были, так и остались бы ни с чем. Но не одно получение, а делание и приращение вводит в радость Господа. И удивительно, что те, которые более имеют, более стараются и приобретать, а получившие менее совсем не стараются. Не указывает ли это на нас, ибо мы часто говорим, что мы не апостолы, не святые, не праведные, не имеем их благодати, и тем думаем извинить у себя недостаток подвигов и добродетелей? Видите, как уже принятый дар Божий может оказаться принятым к осуждению, ибо Раздаятель прозорлив и после крайнего милосердия совершенно правосуден: не попустит, чтобы дар Его был расточен безплодно и чтобы под личиной немощи укрылись лукавство и леность. Он отнимет пренебреженный дар и неключимому рабу оставит только тьму кромешную». В притче говорится, что господин приходит «по долгом времени» : этим Господь опять указывает на то, что Его пришествие будет не так скоро, как думали Его ученики. Достойно внимания, с какой радостью являются к господину усердные рабы. Их совесть спокойна; они исполнили свое дело, кто как мог; с чувством благодарности к своему господину, который доверил им свои капиталы, они не себе, а ему же приписывают успех своих трудов, – каждый говорит: «ты дал мне. и я приобрел». Значит, если бы ты не дал, я ничего бы не приобрел. Так смиренно смотрят и праведники на свои дела: «не я. а благодать Божия» сделала это, – говорит апостол Павел ( 1Кор. 15:10 ). Мы – рабы, ничего не стоящие.

Источник

Притча о талантах

Выражение «зарыть талант в землю» слышал каждый из нас. Многие также знакомы и с первоисточником — библейской притче о трех рабах и господине, который дал каждому из них несколько серебряных монет. Очевидно, что притчи всегда иносказательны, а сама Библия полна метафор. Что же хотел донести людям Господь через этот рассказ?

Содержание притчи

Один господин позвал в свои покои трех рабов и дал каждому из них разное количество серебряных монет. Разделяя монеты, он исходил из способностей и реальных возможностей каждого слуги. Одному мужчине он дал 5 монет, другому — две, а третьему рабу — всего одну монетку.

Двое мужчин вложили эти деньги в дело и получили прибыль, а третий раб побоялся потратить деньги своего господина и зарыл монету в землю. После возвращения слуги вернули хозяину его деньги с прибылью, за что он поощрил их. А последний слуга, не сумевший приумножить деньги, был подвержен гневу господина.

Важно! Таким образом, крылатое выражение «зарывать талант в землю», обозначает, что человек пренебрег какими-то знаниями, возможностями или опытом.

Богословское толкование

Традиционно принято считать, что эта притча о Христе и его последователях — людях, хранящих в сердце христианскую веру. Каждому человеку Господь дает и внешние блага, и внутренние таланты. Каждый человек получает как особые способности и возможности, так и испытания, которые ему по силам.

Расставание слуг с господином символизирует тот отрезок земной жизни, который проходит после окончания земного пути Христа. Христиане верят, что Сын Божий вернется на Землю во славе Своей, и тогда свершится высший суд, на котором каждый человек будет держать ответ перед Всевышним.

Все люди будут отвечать за свои поступки. Те, кто воспользовался Божьими дарами и приумножил дарованные Господом блага, взрастил духовные ростки в своей душе, будут удостоены похвалы и Божьей милости. Те же, кто потратил свое время безрезультатно, не оценив Божью милость и блага его, понесут наказание.

Толкование Иоанна Кронштадтского

Иоанн Кронштадтский в своем толковании делал акцент на том, что разные люди получили от Бога разное количество монет. В его понимании, монеты — это душевные силы и внутренние способности человека. По мере усилий и праведной жизни человек приумножает эти качества.

Чем больше человеку дано способностей и сил свыше, тем строже с него будет спрашивать Господь, тем больше этот человек должен сделать добро своим ближним. С обыкновенного человека требуют добросовестности, честности, ответственности, милосердия.

Богатый человек должен быть щедрым, пренебрегать хитростью и подлостью, свои деньги зарабатывать трудом, а не обманом. Священник должен чутко относиться к своим прихожанам, искренне верить в свои идеалы и стараться зажечь искру этой веры в сердцах других людей.

Важно! Человек, зарывший добро в землю, символизирует праздного ленивого человека, не желающего трудиться во спасение своей души.

Толкование святителя Луки

Лука Войно-Ясенецкий говорил, что талант, зарытый в землю, символизирует утраченную способность любить. Любовь — превыше всех земных благ, и именно этот дар нам следует развивать пуще всего. По окончанию земного пути мы должны принести в дар Всевышнему именно свою любовь, удвоив и утроив ее.

Чтобы сделать это, необходимо не забывать о той жертве, которую принес ради нас Сын Божий. Умножает любовь также наше милосердие, терпение, забота о ближних. Судьба человека, не воспользовавшегося даром свыше, утратившего эту божественную способность — незавидна. Такой человек будет потерян для вечной жизни.

Толкование Антония Сурожского

Святой Антоний считал, что каждый человек на определенном этапе жизни может струсить или смалодушничать, как это сделал третий слуга в притче. Часто люди боятся рисковать покоем, материальными благами, комфортом ради достижения благой цели.

Человек боится что-то потерять. Но на самом деле, все, что нам дается свыше, никогда не бывает нашим — все эти духовные силы и материальные блага были и остаются собственностью Божьей. Все это не должно умереть заживо, его блага должны жить и дарить жизнь и радость другим людям.

Важно! Не следует бояться совершать добрые дела в страхе потерять какие-либо сиюминутные блага. Главная задача христианина — оставаться человеком. Тот, кто не был человеком при земной жизни, не станет им в Вечности.

Таким образом, эта притча — своеобразное предупреждение о Страшном Суде. Спаситель хочет, чтобы люди предстали перед Ним готовыми держать ответ за свои дела, поэтому предостерегает о тех опасностях, которые могут встретиться на земном пути каждому человеку.

Источник

Евангелие о талантах

Неделя шестнадцатая по Пятидесятнице

Что означает притча о талантах. Смотреть фото Что означает притча о талантах. Смотреть картинку Что означает притча о талантах. Картинка про Что означает притча о талантах. Фото Что означает притча о талантах

Бог создает неравенство, люди ропщут на неравенство. Разве люди мудрее Бога? Если Бог создает неравенство, значит, неравенство мудрее и лучше, чем равенство.

Бог создает неравенство для блага людей, люди не могут увидеть в неравенстве своего блага.

Бог создает неравенство ради красоты неравенства, люди не могут увидеть в неравенстве красоты.

Бог создает неравенство ради любви, которая неравенством разжигается и поддерживается, люди не могут увидеть в неравенстве любви.

Внешние блага Бог дал человеку, чтобы они служили внутренним. Ибо все внешнее служит внутреннему человеку в качестве средства. Все временное предопределено для службы вечному, и все смертное предопределено для службы бессмертному. Человек, идущий противоположным путем и тратящий свои духовные дары исключительно для приобретения внешних, временных благ, богатства, власти, чина, мирской славы, подобен сыну, который получил в наследство от отца много золота и растранжирил его, покупая пепел.

Для людей, ощутивших в душе своей вложенные в нее дары Божии, все внешнее становится незначительным: как начальная школа для того, кто поступил в высшую школу.

За внешнее равенство борются те, кто не умеет или не смеет заглянуть в себя и приняться за работу на внутренней, главной ниве своего человеческого бытия.

Каждому Бог дает дары по его силе, то есть в соответствии с тем, сколько человек может понести и использовать. Безусловно, Бог наделяет людей дарами и по плану святого домостроительства. Так строящие дом имеют не одинаковые способности и выполняют не одну и ту же работу: у них разные способности и различные задания, и каждый из них трудится по своей силе!

И тотчас отправился. Слова сии означают быстроту творения Божия. И когда Творец создавал мир, создал Он его быстро. И когда Господь наш Иисус Христос пришел на землю ради нового творения, ради обновления мира, он быстро свершил Свое дело: призвав рабов, раздал им дары и тотчас отправился.

Так что же сделали рабы с полученными талантами?

По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. Бог не удаляется от людей ни на единый миг, тем паче на долгое время. Его помощь людям изо дня в день течет полноводной рекою, но Его Суд, Его требование отчета у людей происходит по долгом времени. Скорый Помощник всякому, взывающему к нему о помощи, Бог медлит воздать оскорбляющим Его и беспутно расточающим Его дары. Здесь речь идет о последнем, Страшном Суде, когда придет час и все работники будут призваны, чтобы принять плату свою.

И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Один за другим рабы подходят к своему господину и дают отчет в полученном и в заработанном с помощью полученного. Один за другим и мы будем вынуждены подходить к Господу неба и земли и пред миллионами свидетелей отчитываться в полученном и в заработанном. В этот час ничего нельзя будет ни скрыть, ни исправить. Ибо так осветит присутствующих Господне сияние, что все узнают правду о каждом. Если мы в жизни сей сумеем удвоить свои таланты, то мы с ясным лицом и чистым сердцем предстанем пред Господом, как и эти два добрых и верных раба. И будем навеки оживлены словами Его: добрый и верный раб! Но увы нам, если с пустыми руками предстанем мы пред Господом и Его святыми ангелами, подобно третьему, лукавому и ленивому, рабу!

Но что означают слова: в малом ты был верен, над многим тебя поставлю? Означают, что все дары, которые мы в этом мире принимаем от Бога, сколько бы их ни было, малы по сравнению с теми сокровищами, что ожидают верных в мире ином. Ибо написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9). Самый малый труд ради любви Божией награждается от Бога щедрыми царскими дарами. За то малое, что претерпят верные в этой жизни из послушания Богу и за то малое, что они сделают, работая над своею душой, Бог увенчает их славой, какой никто из царей мира сего не знал и не имел.

А теперь посмотрим, что бывает с рабами лукавыми и неверными:

Воистину, и таким людям Господь скажет то, что в сей притче сказал лукавому рабу.

Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И в этой жизни обычно бывает, что отнимается у имеющего мало и дается имеющему много. И сие есть только образ происходящего в духовной области. Не отбирает ли отец деньги у сына распутного и не дает ли сыну разумному, который может их с пользою употребить? Не отбирает ли военачальник боеприпасы у безответственного солдата и не отдает ли их солдату хорошему и надежному? У неверных рабов Бог отнимает Свои дары еще в этой жизни: жестокосердные богачи обычно терпят банкротство и умирают в нищете; себялюбивые мудрецы заканчивают крайним скудоумием или безумием; возгордившиеся подвижники предаются греху и завершают жизнь великими грешниками; деспотичные властители переживают поругание, позор и бессилие; священники, не наставлявшие других ни словом, ни примером, впадают во все более и более тяжкие грехи, пока в страшных муках не расстаются с сею жизнью; руки, не желавшие выполнять работу, которую они умели выполнять, начинают дрожать или утрачивают подвижность; язык, не желавший говорить правду, которую он мог говорить, распухает или становится немым; и вообще все, скрывающие Божии дары, умирают бездарными нищими. Тот, кто не умел давать, пока имел, вынужден будет научиться побираться, когда отнимется у него имение. Если и не отнимется у какого-нибудь жестокого и скупого себялюбца данный ему дар именно до его смерти, его отнимут ближайшие потомки или родственники, получившие этот дар в наследство. Главное, что у неверного отнимается данный ему талант, и после того он подвергается осуждению. Ибо Бог не осудит человека, пока в нем сохраняется благодатный Божий дар. С осужденного земным судом, прежде чем привести приговор над ним в исполнение, снимают его одежду и одевают в одежду арестантскую, одежду осуждения и позора. Так и всякий нераскаянный грешник будет сначала обнажен от всего, что на нем было Божественного, а затем выброшен во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

Сия притча нас ясно учит, что осужден будет не только творивший зло, но и не творивший добра. И апостол Иаков учит нас: кто разумеет делать добро и не делает, тому грех (Иак.4:17). Все Христово учение, как и Его пример, направляют нас на творение добра. Уклонение от зла есть исходная точка, но весь жизненный путь христианина должен быть, словно цветами, усыпан добрыми делами. Творение добрых дел оказывает неизмеримую помощь в уклонении от дел злых. Ибо вряд ли кто-нибудь может уклониться от зла, не творя при сем блага, и сохраниться без греха, не упражняясь в добродетели.

Таким образом, неравенство лежит в самой основе тварного мира. Но это неравенство должно вызывать радость, а не бунт. Ибо его утвердила любовь, а не ненависть, разум, а не безумие. Жизнь человеческая уродлива не из-за присутствия в ней неравенства, но из-за отсутствия в людях любви и духовного разума. Внесите больше Божественной любви и духовного понимания жизни, и вы увидите, что даже в два раза большее неравенство нисколько не помешает блаженству людей.

Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича), выпущенного издательством Сретенского монастыря. Приобрести издание можно в магазине «Сретение».

Источник

Притча о талантах. О чем она?!

Сергей Оч

Заблокирован

1) скрыть свой талант в земле?

2) отдать талант торгующим с целью получения прибыли?

И хотелось бы услышать жизненные примеры.

Заранее спасибо за ответы.

Валерий-2010

Валерий-2010

Что значит скрыть талант в землю? Прот. Олег Стеняев разъясняет:
«Это притча и об утраченных возможностях. Когда человек приходит в этот мир, он должен выполнить свое предназначение.
И далее мы читаем:

«получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего» (Мф.25:18).

Ориген пишет: «Одна добродетель была у тех, кому были даны “пять талантов”, другая – у того, кому два, а иная – у того, кому один, и один не вмещал меру другого. “Получив один” талант получил его не для того, чтобы пренебречь им, ибо великий (дар) – и один талант такого Господа»462). Один – это человек, замкнутый сам на себя (эгоист), замкнувшись на себе, «один не вмещал меру другого», жил только своими собственными интересами, и здесь уже неважно, какими – душевными или духовными.

Эгоизм личности, замкнутой самой на себя, дробится в семье, и чем более членов семьи, тем более и дробится эгоизм такой личности. Вот почему многие наши современники не хотят вступать в законный брак, а вступив, не спешат обзавестись детьми. Они же на алтарь собственного эгоизма приносят абортированных детей или, по той же причине, соскальзывают в однополые отношения, ни к чему не обязывающие и ничего не требующие от человека, кроме его бессмертной души. Слова Господа Бога: «не хорошо быть человеку одному» (Быт.2:18) в наше время еще более актуальны, чем тогда, когда они впервые прозвучали в Раю.

Истолковывая слова: «…один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего», Ориген пишет: «Это слово порицает того, кто получил “один талант” и скрыл в землю. И я спрашиваю, могут ли под получившими “пять” талантов пониматься более совершенные, которые восприняли более божественный и возвышенный смысл Писания, под получившими два таланта – те, кто несколько возвысился над буквой, но не смог подняться до того величия, а под третьими – те, кто не воспринял вообще ничего сверх букв?»463). Самими вопросами Ориген дает и ответы: получившие «пять талантов… более совершенные, которые восприняли более божественный и возвышенный смысл Писания»; получившие «два таланта – те, кто несколько возвысился над буквой, но не смог подняться до того величия», что у первых; получившие пять талантов – это «те, кто не воспринял вообще ничего сверх букв»«.

Валерий-2010

Валерий-2010

Воистину, и таким людям Господь скажет то, что в сей притче сказал лукавому рабу.«

Источник

Беседа 29. Притча о талантах

Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея на радио «Радонеж», по 25-й главе. И сегодня мы рассмотрим Притчу о талантах (14–30).

Прежде всего, что такое «талант»? Талант был платежной, денежной единицей, но не монетой, а мерой веса, его стоимость зависела от того, что это был за металл – золото, серебро или медь. Чаще всего это было серебро. В русском языке это слово очень удачно имеет двойственное значение: оно означает древнюю форму оплаты и те способности (таланты), которые может иметь тот или иной человек. При изучении данной притчи второй смысл даже более подходит нам.

Это притча и об утраченных возможностях. Когда человек приходит в этот мир, он должен выполнить свое предназначение. Сотворив человека, «взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» ( Быт.2:15 ), то есть великое назначение человека – созидать, «возделывать… и хранить» Царство Божие «и на земле, как на небе» ( Мф.6:10 ). После грехопадения цели человека изменились, он попытался жить без Бога и иметь целью только земное благополучие. Но человек устроен так, что годы меняют его, и порой он возвращается к прежним духовным ценностям, осознав трагедию упущенных возможностей. И Бог не просто принимает его, но и ставит в один ряд с теми, которые всю жизнь были верны Ему ( Мф.20:14 ). И сегодняшняя притча рассказывает нам об утраченных возможностях.

Сказано: «Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены» ( Иер.8:20 ).

Часто люди говорят, стоя над спившимся и совершенно опустившимся человеком, или смотря на него после приговора суда, или у его могилы:

– А могло бы быть все иначе…

Нам свойственно испытывать глубокое разочарование в тех людях, в которых мы вкладывали свои надежды, усилия, средства, переживания, но они совершенно не оправдали наших надежд и ожиданий. Как правило, такими людьми были наши дети или внуки. Почему «были» – они и остаются нашими детьми и внуками, но мы уже не испытываем никаких иллюзий относительно их…

В отличие от нас, Бог никогда не меняет отношения к тому или иному человеку, ибо такова Его (Господа) природа. Сказано: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ). – То есть Бог сейчас относится к тебе так же, как Он относился к тебе, когда ты был младенцем, а потом юношей, мужчиной, и если ты теперь старик, то Господь любит тебя не менее, чем в день твоего рождения. И будучи неизменяемым, Он остается твоим и моим Богом, любящим и прощающим, – ВСЕГДА. Сказано: «Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» ( Иез.18:23 ). И этого мало для Бога, Он говорит: «Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!» ( Иез.18:32 ). То есть Бог не хочет «смерти беззаконника» и «смерти умирающего», у Него есть нечто лучшее для нас, для тебя и для меня, и в том и другом случае…

И мы читаем 14-й стих 25-й главы Евангелия от Матфея:

Но так как здесь, на земле мы совершаем посольство веры, «посольство в узах» ( Еф.6:20 ) нашего собственного тела, будучи во Христе уже на Небесах, мы должны выполнять те поручения, которые оставил нам наш Божественный Учитель, Который не оставил нас одних, ибо сказал: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам» ( Ин.14:16–18 ). Сказано: «вы показываете собою, что вы – письмо Христово» ( 2Кор.3:3 ), то есть мы узнаваемы и читаемы. И от того, как мы будем вести себя в этом мире, и будут судить о вере нашей те люди, которые соприкасаются с нами. И в этом – огромная ответственность, и не дай Бог, если о нас скажут: «…ради вас… имя Божие хулится у язычников» ( Рим.2:24 ).

Какие же ответственные поручения оставил нам Христос? В контексте данной беседы я выделю два поручения, оставленные нам Сыном Божиим:

1. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19–20 );

2. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ).

Эти два ответственных поручения можно выразить одним словом – свидетельство. Свидетельство о Едином Боге и Господе нашем Иисусе Христе. Причем стих: Мф.28:19–20 – есть свидетельство словом; а стих: Мф.5:16 – есть свидетельство делом.

По преимуществу 1-е свидетельство осуществляют епископы и пресвитеры. Они имеют право проповедовать и учить Евангелие и совершать Таинства. Миряне по преимуществу проповедуют и учат Евангелию более своею жизнью.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Но заметь, что везде не вскоре требуется отчет» 455 – то есть Бог всегда ожидает и долготерпит, предоставляя возможность человеку опомниться и принять более правильное и продуманное решение. Сказано: «Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» ( 2Пет.3:9 ). Одно из свойств любви – «Любовь долготерпит», потому что «милосердствует… не завидует… не превозносится, не гордится» ( 1Кор.13:4 ).

В этом смысле мы можем понять под пятью талантами жизнь по Закону Божию (Пятикнижие); под двумя талантами – единство веры (слова) и жизни по вере (дела); под одним талантом – веру в Единого Бога. Таким образом, две первые позиции (5 и 2 таланта) предполагают действие в соответствие с верой; а третья позиция (1 талант) – вера без действия (без дел). Но может ли в принципе быть вера без дел? Ведь человек все делает по вере: выходит из дома, потому что верит, что вернется; трудится на предприятии, потому что верит, что труд будет оплачен; отправляется в путешествие на самолете, потому что имеет веру, что долетит, принимает таблетку, верит, что она вылечит и т. д. и т. п.

А вера в присутствие Бога, даже незримое, не предполагает ли соответствующее поведение? Таким образом, то, что апостол Иаков называет «мертвой верой», – есть или неверие (атеизм) или сознательный мятеж против Бога и Его святого Закона. Сказано: «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» ( Иак.2:17 ).

Как капля, в море опущенна,

Вся твердь перед Тобой сия.

Но что мной зримая вселенна?

И что перед Тобою я?

В воздушном океане оном,

Миры умножа миллионом

Стократ других миров, – и то,

Когда дерзну сравнить с Тобою,

Лишь будет точкою одною:

А я перед Тобой – ничто.

Ничто! – Но Ты во мне сияешь

Величеством Твоих доброт;

Во мне Себя изображаешь,

Как солнце в малой капле вод.

Ничто! – Но жизнь я ощущаю,

Несытым некаким летаю

Всегда пареньем в высоты;

Тебя душа моя быть чает,

Вникает, мыслит, рассуждает:

Я есмь – конечно, есть и Ты! 460

Сказано: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» ( 1Тим.4:16 ).

Эгоизм личности, замкнутой самой на себя, дробится в семье, и чем более членов семьи, тем более и дробится эгоизм такой личности. Вот почему многие наши современники не хотят вступать в законный брак, а вступив, не спешат обзавестись детьми. Они же на алтарь собственного эгоизма приносят абортированных детей или, по той же причине, соскальзывают в однополые отношения, ни к чему не обязывающие и ничего не требующие от человека, кроме его бессмертной души. Слова Господа Бога: «не хорошо быть человеку одному» ( Быт.2:18 ) в наше время еще более актуальны, чем тогда, когда они впервые прозвучали в Раю.

При такой коллективной ответственности всех перед Богом необходимо или всеобъемлющее прощение и милость, или тотальное уничтожение всех причастных греху. Но, «получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» ( Рим.3:24 ), мы получаем возможность во Христе, как в «Новом Адаме», начать всё заново… Сказано: «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные» ( 1Кор.15:47–48 ).

Древние иудеи веровали, что мир каждое утро творится заново, и эта надежда обновления живет и в наших сердцах, тем более что в слове Божием сказано: «по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!» ( Плч.3:22–23 ). Если Господь Бог каждое утро обновляет Свое благословение, может, поэтому Христос и сказал: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы» ( Мф.6:34 ). Слова «ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем» лишены смысла, если речь идет не о Боге, Который, продлевая наше существование, через сие самое показывает, что у Него есть намерение относительно каждого из нас. Разгадать намерение Божие относительно самого себя – это и означает заниматься своим делом, не зарывать талант в землю, но преумножать и усовершенствовать его в себе.

Этой притчей Сын Божий ясно показал нам, что земная Церковь всегда будет включать в себя как истинно верующих, так и ложных христиан. Одни – трудятся со всяким старанием на ниве Божией, возделывая души других людей и свою собственную душу, они обретут Божие благословение. Сказано: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» ( 1Тим.4:16 ). Другие – забыв о том, что необходимо работать над своим собственным сердцем, «чтобы возделывать его и хранить его» ( Быт.2:15 ), расслабились и занялись делами, имеющими отношение только к телу, и конец их будет печален. Сказано: «сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» ( Гал.6:8 ).

Слова Господина: «посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью» – означают, что духовно слабому христианину надлежало искать содружества с более крепкими в вере, и это оказалось бы хорошим приобретением для него и обеспечило бы его духовный рост.

Слова: «возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется» – свидетельствуют о том, что Бог одобряет деятельных верующих, а бездействие и бездеятельность в христианстве считается грехом. Сказано: «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» ( Иак.4:17 ). Именно поэтому, вернув всё, что получил от Хозяина, раб остается виновным, ибо хотя сохранил, но не возделывал: свой талант не развил и не приумножил его.

Итак, эта притча рассказывает о неоправданных надеждах одних людей и о достойной и полной радости и высшего смысла жизни других людей. Но в любом случае тот, кто спасается, спасается не от праведности своей и усердия; а тот, кто погибает, погибает не от грехов своих. Ибо были праведные, которые падали, и были грешники, которые поднимались. Сказано: «Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» ( Рим.9:16 ). «Милующего» и означает – освобождающего от наказания. Поэтому дни тревоги и переживания ожидают каждого.

В «Житии преподобного отца нашего Макария Египетского» мы находим следующее свидетельство: «…Когда святая душа Макария была взята Херувимом и возносилась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили:

– О, какой славы сподобился ты, Макарий!

Святой отвечал бесам:

– Я боюсь, ибо не ведаю ничего доброго, что я бы сделал.

Затем те из бесов, которые находились еще выше по пути следовавшей души Макария, вопили:

– Действительно избежал ты наших рук, Макарий!

– Нет, но надобно и еще избежать.

И когда преподобный был уже во вратах Рая, бесы, с сильным воплем, кричали:

– Избежал нас, избежал.

Тогда Макарий громким голосом ответил бесам:

Здесь мы видим, что преподобный Макарий не до конца уверен в себе и на каждом мытарстве отвечает бесам, признавшим свое поражение, словами: «Нет, но надобно и еще избежать». Его упование всецело зиждется на вере во Христа и ни в коей мере не на своих добродетелях. Пройдя же все мытарства, он восклицает: «Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней». – И это подлинно христианская позиция, ибо сказано (и мы сегодня уже вспоминали этот библейский стих): «Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» ( Рим.9:16 ).

И сегодняшняя беседа, наглядно нам показала, что по-разному может сложиться и судьба верующих в Иисуса Христа. Для одних это «ходить в обновленной жизни» ( Рим.6:4 ), для других, не дай Бог, стать, как «безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки» ( Иуд.1:12–13 ).

БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб. Свт. Григорий Великий, папа Римский. Сорок гомилий на Евангелие. 9. 1. С. 275.

Там же. Свт. Григорий Великий, папа Римский. Сорок гомилий на Евангелие. 9. 1. С. 276.

«Приношение православного американца». – Москва: изд. «Российское Отделение Валаамского Общества Америки, 2003. С. 104–105.

Державин Г.Р. Ода «Бог».

БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб. Свт. Григорий Великий, папа Римский. Сорок гомилий на Евангелие. 9. 1. С. 277.

БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб. Свт. Григорий Великий, папа Римский. Сорок гомилий на Евангелие. 9. 2. С. 280.

Свт. Григорий Великий (Двоеслов), папа Римский. Слово 39-е на Евангелие от Луки.

Свт. Димитрий Ростовский. «Жития Святых, на русском языке изложенная по руководству Четьих-Миней». – Киев: Изд. «Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры», 2002. Т. V. Января 19. С. 610–611, 626–627.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *