Что означает пробуждение азии

Великое пробуждение было периодом глубоких религиозных реформ, которые начались в Европе и Азии более ста лет назад. Этот период распространился во всем мире с начала 17-го века до конца 20-го века.

Религиозные лидеры появились в эту эпоху, призывая массы оторваться от религиозных норм и начать искать Бога самостоятельно в разных его проявлениях. Великое пробуждение было также основой для поиска политической независимости внутри колоний. Великое пробуждение началось в начале 17 века в Европе и Азии. Данное веяние пошло от Англии и Шотландии – именно так считает Английский политический деятель Джозеф Камминс, который родился и вырос в 18-ом веке. Церкви в то время рассматривались как нечто неправильное и отталкивающее, за чтение библии могли даже казнить. Поэтому проповедовать истинное Евангелие Божье, приходилось в основном дома, когда вас точно никто не увидит.

Однако церкви в ту эпоху все же имели место быть, и в них мог прийти любой желающий, правда, пойти против тогдашней политики решались лишь самые смелые. Правителей возмущала необходимость в духовной волне, которая уничтожила традиционные религиозные обычаи и уставы. С 1730 по 1770 год великое Азиатское пробуждение начало обретать форму, отмеченную тысячами прихожан, оторвавшихся от своих церквей. Популярность, некогда разделявшаяся англиканцами и пуританами, быстро падала. Начала складываться новая форма Евангелия.

Важность Великого Пробуждения Азии

Религия в колониях начала распадаться. Теперь прихожан призывали искать Бога лично и поддерживать мораль посредством самоанализа. Народная вера до Великого Пробуждения состояла в том, что сила или религиозные послания исходят от Бога к религиозным лидерам, которые затем распространяют это послание среди людей. После Великого Пробуждения люди верили, что Бог может вдохновлять их непосредственно и для этого совершенно не обязательно посещать церковь.

Потребность покаяться и познать Бога стала намного сильнее. Это также привело к возвышению религиозных лидеров, которые воспользовались ситуацией, чтобы донести Евангелие до прихожан.

Хлопок, шелк, фарфор, компас моряка, пушка, порошок, алгебра, геометрия и астрономия, а также большая часть архитектуры и сельского хозяйства – это все пришло к нам именно из Азии, и живет в Европейских странах до сих пор. Каждая из великих религий о мире, не говоря уже о его философии, рассказывает нам о Восточных обычаях и верованиях, которые незначительно отличаются от Европейских, за исключением некоторых отдельно взятых стран.

Азиатская религия, также приемлет христианство, однако данная религия может считаться больше навязанной Европейскими странами, нежели родной для Азиатов. Великие усилия, предпринятые из Европы, чтобы убедить азиатов в том, что принятия символа веры – это самое правильное решение. Многие Азиаты предпочитают не слушать религиозную пропаганду и следовать лишь своей, привычной вере в Бога.

Несмотря на отсутствие четкой границы, или ясных расовых различий, несомненно, религиозные взгляды Азии и Европы во многом отличаются, но они также имеют много общего. Многие Европейцы уже давно отказались от веры и называют себя – атеистами, тогда как Азия все еще чтит свои традиции и религиозные обычаи.

Великое пробуждение и политическая независимость

К тому времени, когда проповедь нового пробуждения достигла Америки, в Азии уже началось политическое пробуждение. Многие историки связывают пробуждение политической независимости непосредственно с возникновением религиозного пробуждения.

По мере того как массы отрывались от религиозных традиций и управляли своей собственной верой, тот же самый менталитет распространялся на политическую сторону страны. Идея самоуправления проросла среди верующих, которые устали от колониального правления.

Источник

§ 9. Кризис традиционного общества в странах Востока

1. Назовите характерные черты восточных традиционных обществ.

Характерные черты восточных традиционных обществ:

— государство — основной собственник земли;
— строгий контроль государства и религии всех сфер жизни человека;
— сохранение общинного хозяйства;
— деление общества на сословия и касты.

2. Сравните колониальную экспансию европейских государств в XVI—XVIII вв. с колониальной экспансией в XIX — начале ХХ в. Почему страны Востока не смогли ей противостоять?

Колониальная экспансия европейских государств в XVI-XVIII вв. совпала с эпохой Великих географических открытий. Были открыты новые морские пути, новые континенты (Австралия, Южная и Северная Америка), развивалась работорговля.

К концу XIX века образовались колониальные империи (Португалия, Испания, Голландия, Великобритания, Франция), началась борьба за расширение и приобретение новых территорий. К началу XX века завершился территориальный раздел мира между крупнейшими державами. Государства Азии и Африки разделились на две категории: колонии и полуколонии. Колонии были тесно связаны с метрополиями, они превращались в сырьевые придатки и рынки сбыта европейских товаров.

Страны Востока не смогли противостоять агрессивной европейской экспансии, так как для их были характерны традиционное общество, феодальный уклад и нежелание заимствовать научно-технические достижения Запада.

3. Почему Япония смогла прийти к модернизации, превратиться в одно из наиболее развитых государств мира и стать в конце XIX — начале ХХ в. на путь колониальной экспансии?

Япония смогла прийти к модернизации, превратиться в одно из наиболее развитых государств мира и стать в конце XIX-начале ХХ в. на путь колониальной экспансии благодаря проведению буржуазных преобразований в стране. В государстве была ликвидирована раздробленность, вытеснялся феодальный уклад. По примеру западных стран Япония стала проводить индустриализацию. Экономика государства встала на капиталистический путь развития, но из-за отсутствия ресурсов стала проводить политику колониальных захватов.

4. Охарактеризуйте национально-освободительное движение в странах Востока в первой половине XIX в. Какие изменения произошли во второй половине XIX в.? Чем они были обусловлены?

В первой половине XIX века началось национально-освободительное движение в странах Востока. В Китае была создана тайная революционная организация — «Союз возрождения Китая», а в 1898-1901 гг. произошло восстание ихэтуаней против оккупантов. Были проведены революции в Иране (1905—1911), Турции (1908) и Китае (1911—1912). Носителями идей национализма были представители интеллигенции, которые ориентировались на европейские образцы общественного и государственного устройства.

Во второй половине XIX века произошли изменения в освободительном движении. Оно стало принимать более организованные формы социального и антиколониального протеста. Изменения были обусловлены влиянием Запада, появлением первых общественно-политических организаций и обществ культурно-просветительского характера, началом формироваться идеологии национально-освободительного движения.

5. Что означает понятие «пробуждение Азии»? Приведите факты, свидетельствующие о пробуждении Азии.

«Пробуждение Азии» — череда антиколониальных и революционных выступлений в странах Востока в начале XX века.

Факты, свидетельствующие о пробуждении Азии:

— появление первых общественно-политических организаций и обществ культурно-просветительского характера;
— формирование идеологии национально-освободительного движения;
— проведение революций в Иране (1905—1911), Турции (1908), Китае (1911—1912);
— подъем национально-освободительного движения в Индии (1905—1908).

6. Используя дополнительные источники информации, составьте таблицу колониальных владений в Африке.

Страна-метрополияКолониальные владения в Африке
БельгияБурунди, Конго
США
ГерманияТанзания, Камерун
ВеликобританияБотсвана, Гамбия, Гана, Египет, Замбия, Зимбабве, Кения, Лесото, Малави
ФранцияАлжир, Бенин, Буркина-Фасо, Габон, Гвинея, Джибути, Камерун, Мавритания, Мадагаскар, Мали, Тунис
ПортугалияАнгола, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Мозамбик
ИспанияМарокко
ИталияЛивия, Сомали

7. Объясните, почему страны Азии и Африки, достигшие в прошлом высокого уровня развития, к началу ХХ в. либо утратили независимость, либо попали под контроль европейских государств.

Страны Азии и Африки, достигшие в прошлом высокого уровня развития, к началу ХХ в. либо утратили независимость, либо попали под контроль европейских государств, так как не имели к этому времени технических и экономических возможностей, чтобы противостоять напору ведущих стран Европы, которые пережили промышленную революцию.

Источник

45. «Пробуждение Азии»: особенности национальных движений и революций на Востоке

45. «Пробуждение Азии»: особенности национальных движений и революций на Востоке

Колониальные державы вывозили из колоний ценное сырье, золото, серебро. Товарная интервенция разрушала местные ремесла. В колониях появлялись элементы капиталистической инфраструктуры, формировались туземная элита, интеллигенция, начавшая антиколониальную борьбу. Возникали общественно-политические, культурно-просветительные и религиозные организации, политические партии, например Индийский национальный конгресс (1885). Национально-освободительное движение в полную силу заявило о себе в XX в.

Национально-освободительное движение стран Азии и Африки развивалось неравномерно. В целом до Второй мировой войны лишь немногие страны сумели добиться национальной независимости: Северный Йемен (1918), Афганистан (1919), Египет (1922), Ирак (1932), Сирия (1941), Ливан (1943). Независимость была относительной, носила часто формальный характер.

Мощным мобилизующим фактором в азиатских и африканских странах являлась религия, которая сплачивала массы на общей идейной основе. Чаще всего в роли такой объединяющей религии выступал ислам с его идеей газавата, войны против неверных. Антиколониальное сопротивление часто приобретало религиозную «оболочку» (восстание аль-Махди в Судане, движение сенуситов в Ливии и ваххабитов на Аравийском полуострове, кимбангизм в Бельгийском Конго).

В Иране в декабре 1905 г. началась революция. В стране проходили мощные демонстрации, возникли революционные энджумены, своеобразные советы. Развернулось движение муджахидов — борцов за веру, за идею, за справедливость. Часть муджахидов — федаи (федаины) — была готова идти на самопожертвование, например, при осуществлении террористических актов. В Иране использовалась и такая форма борьбы, как бест. Это сидячая забастовка на территории мечети с выдвижением конкретных требований к властям. В 1906 г. в Иране был введен конституционный режим и созван меджлис, который уже летом 1908 г. был распущен. Шах был свергнут широкой оппозицией и бежал в Россию. Страну оккупировали английские и русские войска. Революция была разгромлена, а новое шахское правительство признало в 1912 г. англо-русское соглашение о разделе Ирана на сферы влияния.

В правление новой династии Пехлеви (с 20-х гг. XX в.) началась модернизация страны. Строились промышленные предприятия, железные дороги, развивалось образование, вводилась европейская одежда. СССР и Англия боролись за влияние в Иране, а в условиях Второй мировой войны в августе 1941 года оккупировали Иран. Прогермански настроенный Реза отрекся от престола в пользу своего сына Мухаммеда Реза. После окончания Второй мировой войны в Иране стало усиливаться влияние США.

Китай с населением в 400 млн. человек к началу XX в. находился в полуколониальной зависимости от иностранных держав.

В правление императрицы Цыси (1861–1908) происходила кровопролитная борьба за власть, были подавлены несколько восстаний, проиграно несколько войн. Авторитет власти падал. Усиливалась отсталость страны в технике и экономике.

Синьхайская революция 1911–1913 гг. свергла маньчжурскую династию. Во главе отдельных регионов встали военачальники («милитаристы»). Лидер революции и первый временный президент Китайской Республики Сунь Ятсен создал партию Гоминьдан (Национальную партию). Буржуазное развитие страны ускорилось. Главной задачей было проведение реформ и обеспечение полной независимости страны.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Россия на Дальнем Востоке и в Средней Азии

Россия на Дальнем Востоке и в Средней Азии Неудачи в борьбе за Проливы привели к тому, что с середины XIX века Россия стала уделять особое внимание своим владениям на Дальнем Востоке. В 1849 году была организована Амурская экспедиция, которой руководил адмирал Г. А.

2. Особенности аграрных преобразований в национальных республиках и экономических районах

2. Особенности аграрных преобразований в национальных республиках и экономических районах Аграрная революция, начавшаяся в центральной части России после победы Октября, быстро распространилась на остальную территорию страны. Подчиняясь общим закономерностям, эта

2. Общие направления и особенности промышленного развития национальных республик

2. Общие направления и особенности промышленного развития национальных республик Наиболее существенные стороны процесса социалистической индустриализации были общими для всех республик. Вместе с тем конкретное решение задач индустриализации в каждой республике

6. Особенности подготовки сплошной коллективизации крестьянских хозяйств в национальных республиках и областях

6. Особенности подготовки сплошной коллективизации крестьянских хозяйств в национальных республиках и областях В 1927—1929 гг. в национальных республиках и областях, как и в стране в целом, осуществлялась разработанная XV съездом партии система мероприятий по подготовке

2. Особенности коллективизации сельского хозяйства в национальных республиках и областях

2. Особенности коллективизации сельского хозяйства в национальных республиках и областях Массовая коллективизация крестьянства имела решающее значение в социалистическом переустройстве сельского хозяйства всех республик и районов страны. Только в ходе ее были

Союзники и друзья монголов в Малой Азии и на Ближнем Востоке

Союзники и друзья монголов в Малой Азии и на Ближнем Востоке Маленькое армянское государство Киликия долгое время процветало под управлением династии Рубеидов. Во время Первого, Второго и Третьего крестовых походов Киликийская Армения активно помогала крестоносцам

1. Особенности развития государств передней Азии в I тысячелетии до нашей эры

1. Особенности развития государств передней Азии в I тысячелетии до нашей эры В связи с появлением рабовладельческих империй возникли новые черты в развитии экономики, социальных отношений, а также в политическом строе государств Передней Азии. Создание крупных

Циклы революций и восстаний в Европе и Азии

Циклы революций и восстаний в Европе и Азии При объяснении возвышения Запада некоторые исследователи связывают экономические успехи Запада, по сравнению с Азией с тем, что жизнь в европейских странах была более динамичной. Западные социальные мыслители от Адама Смита и

Вопрос об ископаемых антропоидах — возможных предках человека на юго-востоке Азии

Вопрос об ископаемых антропоидах — возможных предках человека на юго-востоке Азии Восстанавливая по археологическим и палеоантропологическим данным историю человеческих популяций, живших много сотен тысяч лет назад на территории современного Китая и соседних стран,

Древние люди (палеоантропы) на востоке и юго-востоке Азии

Древние люди (палеоантропы) на востоке и юго-востоке Азии Пока еще очень немногочисленны в Китае остатки гоминид следующей за древнейшими людьми, или архантропами, стадии развития — ступени «древних людей», или

ПРОБУЖДЕНИЕ АЗИИ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОРГАНИЗОВАННОГО НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ. БУДИ УТОМО

ПРОБУЖДЕНИЕ АЗИИ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОРГАНИЗОВАННОГО НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ. БУДИ УТОМО Общепринятым среди советских историков является тезис о том, что мировой капитализм и русское движение 1905 г. окончательно разбудили Азию. Сотни миллионов забитого,

Пробуждение Азии

Пробуждение Азии Давно ли Китай слыл образцом стран векового полного застоя? А теперь в Китае кипит политическая жизнь, ключом бьет общественное движение и демократический подъем. Вслед за русским движением 1905 года демократическая революция охватила всю Азию – Турцию,

Источник

Что означает пробуждение азии

Что означает пробуждение азии. Смотреть фото Что означает пробуждение азии. Смотреть картинку Что означает пробуждение азии. Картинка про Что означает пробуждение азии. Фото Что означает пробуждение азииЧто означает пробуждение азии. Смотреть фото Что означает пробуждение азии. Смотреть картинку Что означает пробуждение азии. Картинка про Что означает пробуждение азии. Фото Что означает пробуждение азииЧто означает пробуждение азии. Смотреть фото Что означает пробуждение азии. Смотреть картинку Что означает пробуждение азии. Картинка про Что означает пробуждение азии. Фото Что означает пробуждение азииЧто означает пробуждение азии. Смотреть фото Что означает пробуждение азии. Смотреть картинку Что означает пробуждение азии. Картинка про Что означает пробуждение азии. Фото Что означает пробуждение азииЧто означает пробуждение азии. Смотреть фото Что означает пробуждение азии. Смотреть картинку Что означает пробуждение азии. Картинка про Что означает пробуждение азии. Фото Что означает пробуждение азии

Глава XX. Пробуждение Азии

После русской революции 1905 г. во многих колониальных и зависимых странах начался подъем буржуазно-революционных и национально-освободительных движений. В странах, формально независимых, но в действительности превращенных в полуколонии (Иран, Турция, Китай) произошли буржуазные революции, непосредственно направленные против феодального абсолютизма, но косвенно также и против иностранных империалистов, для которых он был союзником и опорой. Индия, Индонезия и некоторые другие колонии были охвачены сильным национально-освободительным движением.

В период пробуждения Азии трудящиеся колониальных и полуколониальных стран еще не выдвигали собственной политической программы. Однако именно борьбой народных масс определялись уступки империалистов и господствующих классов.

Народы пробудившейся Азии не смогли в тот период одержать победу. Мощь империализма, слабость национальной буржуазии, только еще формировавшейся и неспособной довести до конца буржуазную революцию, незаинтересованность либеральных помещиков и части буржуазии, связанной с крупным землевладением, в последовательной ликвидации феодальных отношений и порядков были важнейшими причинами неудачи первого тура революционных выступлений народов Востока. Вырванные у империалистов и «своих» господствующих классов уступки были еще очень ограничены.

Но подъем национально-освободительного и антифеодального движения обогатил народные массы Востока опытом борьбы, вооружил их для новых битв за свое освобождение.

1. Революция 1905-1911 гг. в Иране

Начало революции. Борьба за введение конституции

Влияние русской революции 1905 г. на страны Азии раньше всего проявилось в Иране. Многочисленные иранские отходники, работавшие на нефтяных предприятиях Баку, на строительстве дорог в Средней Азии, в портах Каспийского моря, несли на родину вести о революционной борьбе рабочих России. Среди передовых элементов иранской интеллигенции сказывалось влияние закавказских социал-демократов.

Уже в декабре 1905 г. в Тегеране состоялись массовые демонстрации. Демонстранты требовали отставки реакционера Айн-эд-Доуле с поста премьера,увольнения главы таможенного ведомства бельгийца Науса, учреждения «дома справедливости» (адалят-хане) для разбора жалоб населения. Шах Музаффар-эд-Дин был вынужден дать обещание выполнить эти требования, но в то же время стал проводить репрессии против участников движения.

В ответ на это в июле 1906 г. в Тегеране были закрыты базары и лавки, и несколько тысяч человек в знак протеста сели в бест в саду английской миссии. Большая группа духовенства, присоединившаяся к движению, демонстративно покинула Тегеран и ушла в г. Кум. Помимо требования уволить Айн-эд-Доуле, были выдвинуты требования ввести конституцию и созвать меджлис (парламент). Движение распространилось на Те-бриз, Исфахан, Шираз и другие города. Войска открыто выражали сочувствие народу. Все это заставило шаха пойти на уступки.

В конце июля 1906 г. Айн-эд-Доуле был уволен в отставку, и первым министром назначен либерально настроенный Насролла-хан Мо-шир-эд-Доуле. 5 августа шах издал указ о введении конституции. Забастовки и демонстрации прекратились.

Воспользовавшись временным затишьем, реакция попыталась сорвать вступление конституции в силу. Придворные убеждали шаха не утверждать положение о выборах в меджлис. Эти маневры реакции вызвали новую волну народного возмущения. Особенно сильные волнения вспыхнули в Тебризе, где к этому времени уже существовала первая в стране социал-демократическая группа. В сентябре 1906 г. в Тебризе была объявлена всеобщая забастовка, закрыты базары, образован из представителей купечества, духовенства и помещиков первый в Иране энджумен (революционный комитет), который фактически установил свой контроль над действиями шахских властей. При участии иранских социал-демократов создалась революционно-демократическая организация моджахидов («борцов за правое дело»).

9 сентября шах утвердил положение о выборах в меджлис. Оно устанавливало двухстепенные выборы по куриальной системе, не предусматривавшей участия в них рабочих; специальные курии создавались для членов правящей династии, титулованной знати и т. д. Вследствие высокого имущественного ценза и других ограничений крестьяне, городская беднота, большинство мелких ремесленников и торговцев не получили избирательных прав. Женщины также не допускались к участию в выборах.

Что означает пробуждение азии. Смотреть фото Что означает пробуждение азии. Смотреть картинку Что означает пробуждение азии. Картинка про Что означает пробуждение азии. Фото Что означает пробуждение азии
Бест в английской миссии в Тегеране. Фотография. 1906 г.

7 октября 1906 г. открылся первый иранский меджлис. Представители состоятельных ремесленников и купцов образовали его левое крыло. В октябре-декабре меджлис осуществил некоторые прогрессивные мероприятия: установил максимальные цены на хлеб, начал обсуждение проекта организации Национального иранского банка в противовес английскому и русскому банкам. В то же время меджлис занялся подготовкой основного закона.

Принятием основного закона и январско-февральскими событиями 1907 г. завершился первый период революции, когда либеральные помещики, духовенство, крупные купцы и предприниматели, выступая за установление конституции, шли вместе с мелким и средним купечеством, а также ремесленниками, к которым примыкали городская беднота и рабочие.

8 стране стало подниматься антиимпериалистическое движение. В Исфахане, Ширазе, Бунтаре проводился бойкот английских учреждений, возникали волнения на промыслах английской нефтяной компании.

Сначала в северных, а затем в центральных и южных районах развернулось движение крестьян. Они отказывались выплачивать налоги и подати, отдавать помещику долю урожая и выполнять феодальные повинности, захватывали помещичий скот, громили усадьбы и расправлялись с отдельными помещиками.

По всей стране создавались разнообразные энджумены. Большинство их было связано с демократическими слоями, но возникали и энджумены, организованные крупными купцами, помещиками, знатью. Во многих городах энджумены установили свой контроль над действиями шахских властей, осуществляли судебные функции, вводили твердые цены на хлеб, открывали школы, читальни и т. д.

Широкое развитие получила демократическая пресса. В годы революции в Иране появились десятки новых газет и журналов.

В разных районах, особенно на севере, возникали нелегальные общества моджахидов, состоявшие из ремесленников, купцов, мелких землевладельцев, а также рабочих и крестьян. По своему характеру и программе они были революцион-uo-демократическими организациями.

Размежевание классовых сил

Программа моджахидов, принятая на съезде в Мешхеде в 1907 г., предусматривала введение всеобщего, прямого, равного избирательного права и тайного голосования, свободу личности, слова, объединений и стачек; конфискацию шахских и выкуп ханских земель и раздел их между крестьянами; 8-часовой рабочий день, всеобщее обязательное и бесплатное обучение и т. п.

Что означает пробуждение азии. Смотреть фото Что означает пробуждение азии. Смотреть картинку Что означает пробуждение азии. Картинка про Что означает пробуждение азии. Фото Что означает пробуждение азии
Группа федаев. Фотография. 1907 г.

Под давлением демократического движения меджлис в 1907 г. принял решение сократить пенсии феодальной аристократии и цивильный лист шаха, отменил феодальный институт тиюлей (земельных пожалований), утвердил закон о борьбе против взяток и провел некоторые другие прогрессивные мероприятия. Однако помещичье-буржуазное большинство меджлиса относилось враждебно к крестьянскому движению, революционным энджуменам, моджахидам и федаям. В апреле 1907 г. меджлис принял закон, предоставлявший провинциальным и областным энджуменам некоторые права контроля над местной администрацией, но отстранявший демократические слои населения от участия в выборах в энджумены и лишавший энджумены права вмешиваться в политические дела. Часть духовенства, либеральных помещиков и буржуазии быстро сближалась с реакцией.

Отказ шаха утвердить «Дополнения к основному закону» вызвал массовые демонстрации в Тегеране и всеобщую забастовку в Тебризе. Амин-эс-Султане со своей стороны подстрекал реакционеров к вооруженной борьбе против народа, что усиливало возмущение и протесты масс. В августе 1907 г. Амин-эс-Султане был убит террористом-федаем.

Рост народного движения заставил шаха в октябре 1907 г. подписать «Дополнения к основному закону». Они составили вторую, наиболее важную часть иранской конституции.

Политика империалистических держав и англо-русское соглашение

Империалистические державы отнеслись резко враждебно к иранской революции. Англия прикрывала свою политику в Иране антирусской пропагандой и лицемерным сочувствием конституции и демократическому движению, а в действительности с самого начала революции перешла к вооруженной интервенции, высадив войска на острове Хенджам и на побережье Персидского залива. Английские империалисты были тесно связаны с реакционными иранскими феодалами и стремились сохранить в стране господство феодальных отношений, чтобы еще больше усилить зависимость Ирана от Англии.

Русский царизм, сам боровшийся в то время с революцией в России, также являлся врагом иранской революции. Но поражение в войне с Японией и революция 1905 г. ослабили царизм, помешали ему в первые годы иранской революции прибегнуть к вооруженной интервенции в Иране.

После начала иранской революции усилилась активность Германии в Иране. С целью маскировки своей экспансии германские империалисты заявляли, будто они не вмешиваются в иранские политические дела и заинтересованы только в «мирном экономическом проникновении» в Иран. При этом Германия стремилась использовать в своих интересах возмущение иранского народа колонизаторской политикой Англии и царской России.

Вмешательство Англии и царской России в дела Ирана с целью удушения революции стало теперь более активным. Подписание соглашения вызвало в Иране волну народного возмущения, под воздействием которого иранское правительство отказалось его признать, а меджлис заявил протест против раздела Ирана на сферы влияния.

Контрреволюционный переворот в июне 1908 г.

Возглавляемая шахом реакция решила воспользоваться поддержкой Англии и России и стала готовить контрреволюционный переворот и ликвидацию меджлиса. В декабре 1907 г. шах стал стягивать к столице части иранской казачьей бригады и вооруженные отряды реакционных ханов.

На защиту меджлиса и энджуменов поднялось около 20 тыс. вооруженных федаев, моджахидов и членов революционных энджуменов. Во многих городах происходили всеобщие забастовки, создавались добровольческие революционные отряды. Энджумены Тебриза, Решта, Мешхеда, Казвина, Кермана и Шираза призвали свергнуть Мохаммед-Али-шаха с престола. Соотношение сил было не в пользу шаха, и ему опять пришлось уступить: он еще раз, поклялся быть верным конституции, а меджлис со своей стороны обязался охранять верховные права шаха.

В первой половине 1908 г. борьба между реакцией и демократическими силами еще больше обострилась. В Талыше, в Астрабадской, Хорасанской провинциях и в Кермане развертывалось крестьянское движение; вспыхнули забастовки рабочих на рыбных промыслах, грузчиков в Энзели, возникли волнения ковровых ткачей в районе Султанабада. Усиливался бойкот иностранных компаний. Повсеместно создавались новые энджумены.

Однако укреплялись и силы реакции, Организованный в Тебризе для борьбы с демократическими энджуменами реакционный энджумен «Исламие» провоцировал вооруженные столкновения в городе. Реакционеры открыто выступали в Тегеране, Ширазе и других городах и районах.

23 июня 1908 г. шах совершил реакционный государственный переворот: иранская казачья бригада, командиром которой был полковник царской службы Ляхов, окружила меджлис и подвергла его артиллерийскому обстрелу; многие депутаты меджлиса и члены революционных энджуменов были арестованы, закованы в кандалы и брошены в тюрьму, некоторые из них убиты. Правительство объявило о роспуске меджлиса и энджуменов, закрыло все демократические газеты.

Что означает пробуждение азии. Смотреть фото Что означает пробуждение азии. Смотреть картинку Что означает пробуждение азии. Картинка про Что означает пробуждение азии. Фото Что означает пробуждение азии
Руководители федайских отрядов в Тебризе Багир и Саттар. Фотография.

В других городах и районах Иранского Азербайджана также создавались революционные энджумены и отряды федаев, которые прогоняли реакционных помещиков, захватывали их хлебные запасы и скот. Азербайджанские имения шаха были конфискованы. Революционеры установили в занятых ими городах и районах порядок и безопасность открыли школы.

В феврале 1909 г. шахским войскам и отрядам феодалов удалось снова блокировать Тебриз, но, несмотря на голод, вызванный блокадой, тебризцы до апреля 1909 г. успешно отбивали атаки реакционеров.

Восстание тебризцев явилось мощным толчком к новому революционному подъему в стране. В Гиляне подпольный революционный комитет организовал в феврале 1909 г. восстание. Революционеры убили губернатора Гиляыа, захватили власть в Реште и начали готовить поход на столицу. Немного раньше, в январе, сторонники конституции захватили власть в Исфахане. К ним присоединились со своими отрядами бахтиарские ханы, которые, выступая за восстановление конституции, рассчитывали укрепить свое влияние как в Бахтиарии, так и во всем Иране.

В Ларе началось восстание во главе со сторонником конституции Абдул-Хосей-ном. В марте власть шахского правительства пала также в Бушире и Бендер-Аббасе.

Свержение Мохаммед-Али-шаха. Второй меджлис

В ноябре 1909 г. открылся меджлис второго созыва. Новый меджлис был еще менее демократичным, чем первый: представителей ремесленников в его составе не было. Он не провел каких-либо значительных прогрессивных мероприятий и законов. В меджлисе образовались фракции «умеренных», представлявших интересы либеральных помещиков и компрадорской буржуазии, и «демократов», связанных с зарождавшейся национальной буржуазией.

Политика меджлиса и правительства, рост дороговизны, нехватка хлеба вызывали протесты народных масс. Во многих городах происходили народные волнения. В районах Астары, Талыша, Астрабада и Дерегеза возобновились крестьянские выступления. Происходили забастовки телеграфистов, печатников, служащих министерств. Повсеместно бойкотировались иностранные товары.

Правительство Сепахдара не могло вывести Иран из тяжелого экономического и политического кризиса. В июле 1910 г. его заменило правительство Мостоуфи-эль-Мемалека, которого поддерживали «демократы». Новое правительство, как и прежнее, продолжало курс на свертывание революции, на сговор с империалистическими державами. С помощью отрядов бахтиаров и полиции правительство разоружило федайские отряды в Тегеране.

В отличие от Сепахдара, ориентировавшегося на Англию и царскую Россию Мостоуфи-эль-Мемалек проводил политику сближения с Германией и Соединенными Штатами. В частности, он пригласил американских финансовых советников во главе с Морганом Шустером.

В начале 1911 г. премьером снова стал Сепахдар, вскоре получивший от Англии крупный заем. Но Сепахдар не отменил решения о приглашении американских советников, и в мае 1911 г. они прибыли в Иран. Иранское правительство и меджлис предоставили Шустеру весьма широкие полномочия: контроль над всеми финансовыми операциями, концессиями, займами, налогами и другими доходами, государственным бюджетом и т. д. Шустер навязывал Ирану иностранные займы, готовил почву для предоставления американцам нефтяных и железнодорожных концессий; он даже организовал свою полицию и пытался подчинить себе вооруженные силы Ирана.

В июле 1911 г. бывший шах Мохаммед-Али при попустительстве и тайном содействии царских властей переправился через Каспийское море и высадился на юго-восточном побережье, в Гомюштепе. Навербовав вооруженные банды в несколько тысяч человек, он двинул их на Тегеран. Одновременно на стороне бывшего шаха выступил в Курдистане его брат Салар-эд-Доуле, поддержанный шахсевенскими ханами и некоторыми другими феодалами.

Против банд Мохаммеда-Али поднялись широкие народные массы. Осенью 1911 г. объединенные силы правительственных войск и добровольцев разбили отряды Мохаммеда-Али, и он снова бежал за границу.

Подавление революции

Провал авантюры Мохаммеда-Али показал невозможность подавить революцию силами одной лишь внутренней иранской реакции. Выполнение этой задачи взяли на себя империалистические правительства Англии и царской России, войска которых уже находились к этому времени на юге и на севере Ирана.

В ноябре 1911 г. царское правительство, поддержанное Англией, ультимативно потребовало от иранского правительства дать отставку Шустеру и впредь не приглашать иностранных советников без ведома и согласия России и Англии. Меджлис отверг ультиматум. В ответ царское правительство послало в Азербайджан, Гилян и Хорасан крупные воинские части. Они сломили сопротивление иранских добровольцев и подавили революцию на севере страны. На юге то же самое сделали английские войска. Одновременно, в декабре 1911 г., полиция и бахтиарские отряды в Тегеране совершили контрреволюционный переворот. Меджлис был распущен, энджумены и левые газеты закрыты. Иранская революция была подавлена.

2. Младотурецкая революция

В 1905-1906 гг. младотурецкое движение вступило в полосу подъема. Причины этого подъема коренились в социально-экономической и политической жизни Турции, но большое влияние на ход событий оказала русская революция 1905 года. В различных провинциях, а также в армии и флоте стали возникать стихийные.волнения. Они происходили лишь в связи с местными требованиями, не приобретая общеосманского значения, и правительству удавалось быстро подавлять их. Тем не менее создавшаяся обстановка имела явственно выраженные черты революционной ситуации.

Рост революционных настроений в стране позволил комитету «Единение и прогресс» перенести свое местопребывание из-за границы в Салоники (главный город Македонии, входившей тогда в состав Османской империи). В конце 1907 г. на созванном в Париже конгрессе был образован блок османских буржуазно-революционных организаций во главе с комитетом «Единение и прогресс»; к этому блоку присоединилась армянская буржуазно-националистическая партия «Дашнакцутюн», а впоследствии и «левица» (левое, революционно-демократическое крыло) Внутренней македонской революционной организации, возглавляемая Яне Санданским. Конгресс принял декларацию, в которую наряду с другими постановлениями о мерах борьбы против султанского самодержавия, впервые были включены слова: «вооруженное восстание».

Восстание 1908 г. в Македонии. Провозглашение конституции

К началу 1908 г. положение в Македонии достигло крайнего напряжения. Партизанское движение приобрело такой размах, что ни турецкие войска, ни руководимая иностранными офицерами жандармерия не были в силах с ним справиться.

В то же время обострилось соперничество европейских держав в македонском вопросе. В январе 1908 г. Австро-Венгрия объявила о предстоящем проведении ею, с согласия султана, железной дороги к Салоникам, что свидетельствовало о намерении австро-венгерских империалистов укрепиться в Македонии и об их отходе от австро-русского соглашения 1903 г. относительно совместной политики по отношению к Македонии. Ответом на это заявление явилось свидание русского царя с английским королем в Ревеле в июне 1908 г. Намеченные в Ревеле новые «реформы» для Македонии предусматривали еще большее усиление здесь иностранного (на этот раз англо-русского) контроля. Стало ясно, что окончательное отторжение Македонии от Турции является лишь вопросом времени.

Все это возбудило большую тревогу в кругах младотурок, стремившихся сохранить Македонию в составе турецкой империи, и послужило толчком к их революционному выступлению. С середины июня 1908 г. началась непосредственная подготовка к восстанию. К этому времени младотурецкая тайная организация в Македонии чрезвычайно разрослась. Число ее членов составляло 15 тыс. Во всех городах и даже в маленьких местечках действовали отделения комитета «Единение и прогресс».

Наибольших успехов революционная пропаганда достигла среди офицеров расквартированного в Македонии 3-го корпуса турецкой армии. Помимо общей обстановки, воздействовавшей на усиление оппозиционных настроений офицерства, большое значение имело то обстоятельство, что в Македонии особенно наглядно проявлялись пороки существующего строя. Турецкие офицеры сталкивались здесь с иностранными офицерами, возглавлявшими жандармерию, видели, как ускользает эта провинция из рук турецких властей, на собственном опыте убеждались в ненависти народных масс к султанскому режиму. Росту недовольства среди офицеров способствовали и такие причины, как задержка жалованья, постоянная угроза увольнения или ссылки, раздача чинов и орденов султанским фаворитам.

28 июня 1908 г. организация младотурок в маленьком македонском городе Ресна, насчитывавшая всего 40 человек, постановила создать чету (партизанский отряд) и начать вооруженную борьбу против самодержавного режима Абдул-Хамида II, за восстановление конституции 1876 года. На следующий день это решение было санкционировано областным комитетом «Единение и прогресс» в Монастире (Битоль), и 3 июля 1908 г. сформированная в Ресне чета вышла из города. Когда восстание Уже началось, его возглавил центральный комитет младотурок в Салониках.

Во главе ресненской четы стоял молодой офицер Ахмед Ниязи-бей, по происхождению албанец.

Что означает пробуждение азии. Смотреть фото Что означает пробуждение азии. Смотреть картинку Что означает пробуждение азии. Картинка про Что означает пробуждение азии. Фото Что означает пробуждение азии
Манифестация в Стамбуле в июле 1908 г. по случаю провозглашения конституции. Фотография.

При выступлении четы он следующим образом определил задачи начинающейся борьбы: «В этой революции, которую мы поднимем против правительства и ревельских решений, мы должны на деле показать, что мы любим христиан, как наших соотечественников. Наша революция. будет восстанием против образа правления, делающего нас и все остальные национальности врагами друг друга; она провозгласит свободу, равенство, братство».

6 июля в районе Демир-Хисара выступила другая революционная турецкая чета во главе с майором Энвер-беем.

Ниязи и Энвер, первыми поднявшие знамя революции, приобрели огромную популярность. Их стали называть «героями свободы». Но ни тому, ни другому не пришлось провести ни одного сражения. Батальоны и полки 3-го корпуса (а потом и 2-го корпуса, расквартированного в Адрианопольском вилайете) один за другим переходили на сторону революции. Македонские и албанские четы также примкнули к младотуркам. Султан приказал перебросить в Македонию анатолийские полки, но, распропагандированные младотурками, они отказались выступить против революционеров.

Правительственный аппарат в Македонии был совершенно парализован. Даже высшие военные и гражданские чины частью из страха за свою жизнь, частью в надежде на сговор с младотурками проявляли за редкими исключениями полную пассивность. Хозяином положения сделался салоникский комитет «Единение и прогресс», подчинивший себе гражданские и военные власти провинции.

Что означает пробуждение азии. Смотреть фото Что означает пробуждение азии. Смотреть картинку Что означает пробуждение азии. Картинка про Что означает пробуждение азии. Фото Что означает пробуждение азии
Волшебный источник. Осман Хамди-бей. 1904 г.

23 июля 1908 г. революционные отряды, восторженно приветствуемые населением и войсками, вступили в Салоники, Монастир и другие города Македонии. Повсюду на многолюдных митингах «от имени армии и народа» торжественно провозглашалось восстановление конституции 1876 г. Этот день, 23 июля, и явился днем торжества младотурецкой революции.

Правительство пришло к выводу, что дальнейшее сопротивление бесполезно. В ночь на 24 июля султан Абдул-Хамид II подписал ираде (указ) о восстановлении конституции и выборах в палату депутатов.

Характер младотурецкой революции

«Весна» младотурецкой революции продолжалась, однако, не долго. Вскоре обнаружилось, что младотурки, одержав столь быструю победу над старым режимом (вернее, полупобеду, так как они даже не свергли Абдул-Хамида и не сместили почти никого из прежних министров и чиновников), в дальнейшем сами способствовали усилению реакции. Это с неизбежностью вытекало из характера младотурецкой революции. В. И. Ленин впоследствии писал: «Если взять для примера революции XX века, то и португальскую и турецкую придется, конечно, признать буржуазной. Но «народной» ни та, ни другая не является, ибо масса народа, громадное большинство его активно, самостоятельно, со своими собственными экономическими и политическими требованиями, ни в той, ни в другой революции заметно не выступают» ( В. И. Ленин, Государство и революция, Соч., т. 25, стр. 388.).

Верхушечные слои турецкой буржуазии, интересы которых определяли основное направление политики младотурок, стремились главным образом к участию в прибыльной компрадорской торговле. Ни этим слоям, ни тем более помещикам, также оказывавшим значительное влияние на политику младотурок, не были нужны радикальные изменения в государственном и общественном строе. Поэтому младотурки ставили своей главной задачей введение революции в «законные», «конституционные» рамки, поддержание «порядка» в стране, под которым они понимали пресечение классовой борьбы трудящихся и национально-освободительного движения нетурецких народов.

Своей официальной доктриной в национальном вопросе младотурки провозгласили «османизм». Формально «османизм» означал равенство всех подданных султана перед законом, но фактически младотурки, отрицая наличие национального вопроса в Турции, хотели насильственно ассимилировать национальные меньшинства. Они говорили, что могут разрешить национальным меньшинствам сохранить свою религию, но не свой родной язык, и требовали сохранения «единой и неделимой» Османской империи.

Антинародная и шовинистическая политика младотурок облегчала деятельность реакционных сил, для которых были неприемлемы даже верхушечные перемены. Феодально-клерикальные круги, используя поддержку инонациональной компрадорской буржуазии, начали сперва тайно, а затем и явно готовить контрреволюционное выступление.

Против младотурецкой революции ополчились и империалистические державы. Как ни слаба была эта верхушечная революция, империалисты все же опасались, что в своем дальнейшем развитии она создаст угрозу их интересам. Тотчас после младо-турецкого переворота министр иностранных дел Великобритании Эдуард Грей направил английскому послу в Стамбуле секретное письмо, в котором говорилось: «Если Турция действительно введет настоящую конституцию и сама усилится, то последствия этого будут простираться дальше, чем можно сейчас предвидеть. Эффект этого будет огромным в Египте и даст себя чувствовать и в Индии. Если турецкая конституция будет исправно действовать и дела в Турции пойдут хорошо, а нам в то же время придется подавлять силой и расстрелами восстание египетского народа, также требующего конституции, то наше положение окажется очень неловким».

Последствия и итоги революции

По существу уже к осени 1908 г. против младотурецкой революции выступила общим фронтом внутренняя и внешняя реакция. В начале октября Австро-Венгрия аннексировала Боснию и Герцеговину. В конце года, когда собрался турецкий парламент, младотурки встретились в нем с феодально-компрадорской оппозицией, возглавляемой партией ахрар («либералы»), которую поддерживали английские империалисты. При активном участии этой партии в апреле 1909 г. произошел контрреволюционный мятеж стамбульского гарнизона, на короткое время восстановивший самодержавие Абдул-Хамида II. Прибывшие из Македонии воинские части и революционные четы подавили мятеж. На этот раз «кровавый султан» не был оставлен на престоле.

Что означает пробуждение азии. Смотреть фото Что означает пробуждение азии. Смотреть картинку Что означает пробуждение азии. Картинка про Что означает пробуждение азии. Фото Что означает пробуждение азии
Здание парламента в Стамбуле. Фотография.

Его низложили и заключили под стражу. Парламент избрал султаном безвольного Мехмеда V, который должен был «царствовать, но не управлять». В реорганизованное правительство вошли видные младотурецкие лидеры.

Однако, придя к власти, младотурки отошли еще дальше от своей былой, хотя бы и относительной, революционности и фактически установили диктаторский режим. Его парламентская оболочка и приобщение верхушки турецкой интеллигенции к бюрократической деятельности не изменяли классовой сущности младотурецкой диктатуры. Она имела своей основой не ростки нового, а крепкие еще корни старого-феодальные и полуфеодальные отношения, подчинение экономики и политики страны господству иностранного капитала.

По отношению к рабочим и крестьянам младотурецкое правительство вело открыто враждебную политику. Воспрещение стачек было оформлено в законодательном порядке. Профессиональные союзы и созданная в 1910 г. Османская социалистическая партия подверглись репрессиям и в конце концов были запрещены. Крестьяне не получили ни земли, ни освобождения от феодальной десятины и откупной системы.

Национальные меньшинства империи испытывали и после революции не меньшие бедствия, чем во время абдулхамидовского «зулюма». Возобновились армянские погромы, карательные экспедиции против македонцев, албанцев, арабов. От прежнего блока между младотурками и нетурецкими буржуазно-революционными организациями не осталось и следа.

Младотурки ни в чем не ослабили зависимости Турции от империалистических держав. Убыстряющимися темпами шла раздача концессий иностранным капиталистам. Новые кабальные займы, превысившие сумму займов, заключенных при Абдул-Хамиде, убыточная внешняя торговля, сохранение режима капитуляций довершали разорение страны.

3. Синьхайская революция

Консолидация революционных сил в Китае

Расправа иностранных интервентов с участниками восстания ихэтуаней в 1900-1901 гг. не смогла приостановить борьбу китайского народа против маньчжуро-китайских феодалов и империалистических захватчиков. В 1902-1904 гг. в провинциях Жэхэ, Чжили, Хэнань, Гуанси, Юньнань, Цзянси и других происходили стихийные выступления крестьян и ремесленников против произвола властей и против распродажи богатств страны иностранным капиталистам.

В 1905-1906 гг., в связи с жестоким обращением с китайскими рабочими в Соединенных Штатах и дискриминацией китайских иммигрантов, по всему Китаю прокатилась волна бойкота американских товаров. Возникали многочисленные, пока еще разрозненные, буржуазные революционные организации, усиливалась устная и печатная антиправительственная пропаганда. В борьбе с феодальной, а также и либерально-реформаторской идеологией формировалась идеология революционного демократизма.

Ведущую роль в создании новых революционных организаций в Китае и за границей, в местах проживания китайских эмигрантов, играл руководимый Сунь Ятсеном «Союз возрождения Китая». Он проводил большую работу среди китайских студентов, обучавшихся в Японии, создавал в Токио революционные группы. Члены этих групп по возвращении на родину стали организаторами антиманьчжурской борьбы.

Что означает пробуждение азии. Смотреть фото Что означает пробуждение азии. Смотреть картинку Что означает пробуждение азии. Картинка про Что означает пробуждение азии. Фото Что означает пробуждение азии
Сунь Ят-сен. Фотография.

Для более действенной революционной борьбы необходимо было объединить все эти разрозненные общества. Подготовительную работу в этом направлении провел «Союз возрождения Китая», который к 1905 г. превратился в сравнительно крупную организацию с сорока филиалами в Китае и других странах.

Создание Тунмынхуэя

Тунмынхуэй являлся организацией китайской национальной буржуазии, мелкой буржуазии и той части помещиков, которая выступала против маньчжурского правительства. Всех их объединяло стремление к свержению маньчжурского владычества в Китае. Но по другим пунктам программы не было единства мнений; например, помещичьи элементы внутри Тунмынхуэя упорно выступали против аграрной программы Сунь Ят-сена. Слабость Тунмынхуэя сказывалась и в том, что его руководители, в том числе Сунь Ят-сен, так же как многие деятели других полуколониальных государств Востока, некоторое время питали иллюзорные надежды на I получение поддержки от иностранных держав.

Народные восстания в 1906-1911 гг.

Китайские революционеры пристально следили за событиями в России, изучали русский революционный опыт. В самом Китае они были свидетелями, а нередко и участниками революционной борьбы русских рабочих в период 1905-1906 гг. на Китайско-Восточной железной дороге и на других русских предприятиях в Северо-Восточном Китае.

«Русские революционеры,- писала «Миньбао»,- проливая кровь, не сдаются в своей борьбе. Китайские революционеры искренне преклоняются перед ними». В других номерах газеты подчеркивалось, что революционная буря в России потрясла весь мир и что «русская революция превзошла революции всех других стран».

Некоторые лидеры Тунмынхуэя, разочарованные систематическими неудачами, призывали к отказу от массовых восстаний и к переходу на путь индивидуального террора. Но Сунь Ят-сену удалось отстоять идею организации вооруженного восстания против маньчжурского владычества. Тунмынхуэй усилил пропаганду среди участников тайных антиманьчжурских обществ, среди «новых войск» (воинские части, организованные по европейскому образцу). Большое число его членов, особенно из числа учащейся молодежи, пошло с этой целью в армию.

В 1910 г., после неудачи восстания солдат в Гуанчжоу, Тунмынхуэй по предложению Сунь Ят-сена принял решение о тщательной подготовке там же нового крупного восстания, которое должно было послужить сигналом к общенациональному восстанию. Подготовку не удалось сохранить в тайне, и поэтому выступление пришлось начать ранее намеченного срока. 28 апреля 1911 г. революционеры захватили резиденцию маньчжурского наместника в Гуанчжоу, но в кровопролитных уличных боях отряды восставших были разбиты правительственными войсками; сотни революционеров погибли в сражении или были захвачены в плен и казнены маньчжурами. Останки 72-х казненных и убитых были подобраны патриотами на улицах города и похоронены в братской могиле на холме Хуанхуаган в пригороде Гуанчжоу.

Одновременно с революционными выступлениями, происходившими под руководством Тунмынхуэя, на протяжении 1905-1911 гг. в различных провинциях вспыхивали стихийные восстания против все возраставшего налогового бремени, феодально-помещичьего произвола, империалистического гнета. Наиболее крупными из них были «рисовый бунт» в Чанша в апреле 1910 г. и восстание в мае 1910 г. в уезде Лайян провинции Шаньдун, в котором участвовало свыше 40 тыс. крестьян, ремесленников, мелких торговцев и мелких помещиков.

Реформаторские маневры правительства

После смерти в конце 1908 г. императрицы Цыси и императора Гуансюя маньчжурские князья возвели на престол двухлетнего Пу И, а фактическая власть сосредоточилась в руках маньчжурской знати, возглавляемой князьями Цином и Чу-нем (отец Пу И). Маньчжурский двор был вынужден идти на отдельные уступки китайским буржуазно-помещичьим кругам, превратившим провинциальные совещательные комитеты в трибуны для выражения своих конституционно-монархических требований. Была проведена реформа системы образования. Срок введения конституции правительство сократило с 9 до 6 лет. В октябре 1910 г. маньчжурский двор разрешил созыв общекитайской конституционной палаты для обсуждения проектов °УДущей конституции. Однако все это не могло приостановить роста недовольства в стране.

В сентябре 1911 г. в провинции Сычуань вспыхнуло крупное народное восстание, с которым власти оказались бессильными справиться. Тунмынхуэй направил в Сычуань своих представителей для координации действий восставших. Одновременно усилились антиправительственные выступления в остальных провинциях Центрального Китая.

Что означает пробуждение азии. Смотреть фото Что означает пробуждение азии. Смотреть картинку Что означает пробуждение азии. Картинка про Что означает пробуждение азии. Фото Что означает пробуждение азии
Солдаты и офицеры революционной армии. Фотография. 1911 г.

В короткий срок из рабочих, крестьян и демобилизованных солдат были созданы 4 новых бригады, и поток добровольцев не ослабевал. Народные массы активно поддерживали революционеров. В боях с правительственными войсками под Ханькоу участвовали крестьяне окрестных деревень. Женщины, дети, старики ухаживали за ранеными, подносили боеприпасы, продовольствие, готовили пищу.

Города и районы Китая один за другим свергали маньчжурское владычество и переходили на сторону революции. Местные отделения Тунмынхуэя принимали деятельное участие в этих выступлениях.

В ряде мест развертывались крупные бон между революционными отрядами и правительственными войсками. Революция приобрела широкий характер. Революционные отряды в Центральном, Восточном и Южном Китае пополнялись в первую очередь крестьянами. В революции приняли участие рабочие Ханьяна, Ичана, Шанхая и некоторых других крупных городов. К концу ноября 1911 г. провозгласили свою независимость от маньчжурского правительства пятнадцать провинций страны.

Движущими силами революции были демократические элементы мелкой и средней буржуазии, крестьяне и рабочие, однако в провинциальных совещательных комитетах преобладали представители либеральных помещиков и тесно связанной с ними компрадорской буржуазии. Эти вчерашние союзники маньчжурского правительства ныне маскировались под революционеров; они не допускали настоящих революционеров к участию в органах власти и всемерно препятствовали революционной активности крестьян, рабочих и демократических буржуазных элементов.

После первых же выстрелов в Учане 10 октября 1911 г. маньчжурский наместник обратился к иностранным консулам в Ханькоу с просьбой отдать приказ стоявшим на рейде иностранным военным кораблям открыть огонь по повстанцам, как это неоднократно бывало в прошлом. Однако ввиду серьезных противоречий между империалистическими державами совещание иностранных консулов не пришло к единому мнению. Позднее Англия, Япония и Германия направили в бассейн Янцзы крупные военно-морские силы и высадили в ряде портов свои войска, но не решились на открытую вооруженную интервенцию.

Ко времени победоносного восстания в Учане Сунь Ят-сен находился в очередной поездке по заграничным отделениям Тунмынхуэя. Телеграмма с сообщением о восстании и просьбой немедленно выехать на родину застала его в Соединенных Штатах Америки. Сунь Ят-сен, однако, решил предварительно посетить Англию, Бельгию и Францию, чтобы выяснить позицию держав и добиться финансовой помощи революционному Китаю.

25 декабря 1911 г. Сунь Ят-сен прибыл в Шанхай, где был восторженно встречен населением. 1 января 1912 г. в Нанкине было торжественно провозглашено создание Китайской Республики, и в тот же день Сунь Ят-сен официально вступил в исполнение обязанностей временного президента. На этот пост его избрали собравшиеся в Нанкине представители 17 провинций. В своем манифесте к народу Сунь Ят-сен писал: «Обещаю искоренить остатки яда самодержавия, установить республику, действовать в интересах народного благоденствия, чтобы достичь главной цели революции и выполнить стремления и желания народа».

Однако в это время у Сунь Ят-сена не было еще достаточной веры в силы народных масс и четкой программы демократических преобразований. Сформированное им временное республиканское правительство представляло собой блок буржуазных революционеров со старой бюрократией и либералами; большинство в нем принадлежало либералам. В своей практической деятельности правительство стало на путь ограничения революции. Оно не хотело проводить коренные социально-экономические преобразования, подрывающие господство империализма и феодализма в Китае. Новая власть фактически ничего не сделала для того, чтобы удовлетворить экономические и политические требования масс. Разработанная при участии Сунь Ят-сена «временная конституция» имела прогрессивное значение: впервые в истории Китая провозглашались равные права всех граждан, свобода слова и печати, организаций, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий, неприкосновенность личности и имущества, создание ответственного перед парламентом кабинета министров. Но эта временная конституция не была проведена в жизнь.

Победа реакции во главе с Юань Ши-каем

В это время на Севере маньчжуро-китайская реакция в поисках выхода из создавшегося положения выдвинула генерала Юань Ши-кая, политикана и карьериста, предавшего в 1898 г. движение за реформы, на пост премьер-министра и главнокомандующего всеми войсками, действовавшими против революционеров. Заручившись поддержкой иностранных держав, Юань Ши-кай стал принимать меры для подавления революции.

Либеральные помещики и буржуазия Центрального, Восточного и Южного Китая, напуганные размахом революционного движения, склонялись к компромиссу с Юань Ши-каем. В результате переговоров представителей революционных провинций с представителями Юань Ши-кая было достигнуто соглашение о прекращении военных действий между Югом и Севером. 12 февраля 1912 г. в Пекине был опубликован указ об отречении малолетнего маньчжурского императора и всей маньчжурской династии от престола, а 14 февраля Сунь Ят-сен отказался от поста президента и в целях объединения страны предложил передать президентский пост Юань Ши-каю. Это решение Сунь Ят-сена было вызвано давлением сторонников компромисса с Севером и его собственным желанием избежать внутренней войны. Существенное значение имело и то, что после освобождения большинства провинций от власти маньчжурского правительства многочисленные антиманьчжурские буржуазно-помещичьи организации и группировки, до этого входившие в Тунмынхуэй, отошли от него; образовалось множество мелких партий и политических организаций.

Избранный временным президентом Китайской Республики Юань Ши-кай 5 апреля 1912 г. добился перевода правительства из Нанкина в Пекин. Это была новая победа феодально-помещичьей реакции Северного Китая и империалистов над буржуазно-демократическими элементами Центрального и Южного Китая. В Северном Китае реакционеры располагали крупными вооруженными силами, с помощью которых они стали подавлять революционное движение.

Юань Ши-кай посылал многочисленные карательные экспедиции в различные провинции, арестовывал, истреблял тех, кто выступал против его режима, расформировывал и разоружал революционные войска. В этом ему активно помогали местные органы власти, находившиеся в руках помещиков и крупной буржуазии. В то же время либеральная буржуазия стремилась к скорейшему завершению революции.

В апреле 1913 г. открылся китайский парламент.

Что означает пробуждение азии. Смотреть фото Что означает пробуждение азии. Смотреть картинку Что означает пробуждение азии. Картинка про Что означает пробуждение азии. Фото Что означает пробуждение азии
Осужденные на казнь рабочие-повстанцы. Фотография. 1912 г.

Члены Гоминьдана получили в нем большинство мест. Выборы в парламент были крайне недемократичными, и народ был от них фактически отстранен. В парламенте Гоминьдану противостояла партия Гунхэдан («Республиканская партия»), возникшая в результате слияния ряда мелких конституционно-монархических партий и организаций. Гунхэдан оказывал полную поддержку Юань Ши-каю, тогда как Гоминьдан требовал ограничения прав президента.

Правительство Юань Ши-кая в апреле 1913 г. было признано Соединенными Штатами Америки, а затем и другими империалистическими державами; признание сопровождалось предоставлением Юань Ши-каю крупного займа международным банковским консорциумом.

Этими актами империалисты открыто поощряли Юань Ши-кая к вооруженному подавлению революционных сил и установлению диктатуры крупных помещиков и компрадорской буржуазии. В свою очередь Юань Ши-кай шел на удовлетворение домогательств иностранных держав.

Значение Синьхайской революции

Синьхайская революция оказала большое влияние на другие страны Востока- Корею, Вьетнам, Индонезию, Монголию. Русские революционеры-большевики в резолюции Пражской конференции РСДРП отмечали «мировое значение революционной борьбы китайского народа, несущей освобождение Азии и подрывающей господство европейской буржуазии. » ( В. И. Ленин, VI («Пражская») Всероссийская конференция РСДРП, 5-17 (18-30) января 1912 г., Соч., т. 17, стр. 435.)

Одно из наиболее ярких проявлений пробуждения Азии, Синьхайская революция сыграла большую роль в усилении революционной активности широких масс китайского народа, в их подготовке к дальнейшей борьбе за национальную независимость Китая.

4. Подъем национально-освободительного движения в Индии

Усиление империалистического гнета

Что означает пробуждение азии. Смотреть фото Что означает пробуждение азии. Смотреть картинку Что означает пробуждение азии. Картинка про Что означает пробуждение азии. Фото Что означает пробуждение азии
Работа на слонах в лесах Малабара. Фотография. 1914 г.

Начало подъема национально-освободительного движения

Раздел Бенгалии послужил толчком к подъему национально-освободительного движения, которое усиливалось также под влиянием русской революции.

16 октября 1905 г. в Калькутте состоялась грандиозная массовая демонстрация. Десятки тысяч людей двинулись к берегу Ганга и в знак единства бенгальцев совершили священное омовение. На многотысячном митинге была принята резолюция с клятвой добиваться отмены раздела. В качестве средства борьбы национальные организации выдвинули массовый бойкот английских товаров. По всей Бенгалии происходили митинги и демонстрации. В 1906 г. в Калькутте вспыхнули первые забастовки рабочих джутовых фабрик, а также служащих государственных предприятий. Стали выходить новые национальные газеты. Среди населения распространялись листовки, которые проникали и в сельские районы. Общей платформой национально-освободительного движения стали требования воссоединения Бенгалии, сварадж (буквально «свое управление») и свадеши («свое производство»).

Либеральная буржуазия понимала сварадж как весьма ограниченное самоуправление в рамках Британской империи, а свадеши как меры протекционизма в интересах крупной местной фабричной промышленности. Путем к достижению свараджа и свадеши она считала мирные протесты, резолюции, петиции.

Передовые представители мелкой буржуазии отождествляли сварадж и свадеши с завоеванием политической и экономической независимости Индии. Но среди этих радикально настроенных участников национально-освободительного движения (так называемых крайних) не было единства в вопросе, какими именно методами пользоваться для достижения независимости. Лишь немногие видели в вооруженном восстании главное средство к достижению независимости.

«Крайние» во главе с Тилаком в отличие от либералов стояли за вовлечение широких масс в национально-освободительную борьбу. Либералы («умеренные»), хотя и санкционировали массовую кампанию бойкота английских товаров в Бенгалии, готовы были при первой возможности прекратить ее, тогда как радикально настроенные участники движения, наоборот, высказывались за расширение этой кампании, включая отказ от уплаты налогов и бойкот английских учебных заведений и правительственных учреждений.

Репрессии английских колонизаторов против революционного движения достигли неслыханных размеров. Жестоким преследованиям подвергалась национальная печать. Участников национально-освободительного движения высылали в административном порядке, без суда и следствия. В ряде районов Индии было введено военное положение.

Одновременно колониальные власти стремились разжечьиндусско-мусульманскую рознь, чтобы внести раскол в национально-освободительное движение. По инициативе английских империалистов в 1906 г. была создана Всеиндийская мусульманская лига во главе с крупным помещиком, главой мусульманской секты исмаилитов Ага-ханом. Лига выступила в поддержку колониальных властей и призвала мусульман не участвовать в национальном движении, которое объявлялось «индусским» и пагубным для интересов мусульман. В этот же период возникла и реакционная индусская религиозно-шовинистская организация Хинду Махасабха («Великий союз индусов»). Руководимая индусскими помещиками и ростовщиками Хинду Махасабха также содействовала разжиганию индусско-мусульманской розни.

Существенным элементом английской политики, направленной на подавление национально-освободительного движения, были также обещания реформ, с тем чтобы привлечь либеральную буржуазию на сторону колониальных властей. Проводником этой политики явился вице-король Минто, сменивший в конце 1905 г. лорда Керзона.

Расширение народной борьбы. Раскол Национального Конгресса

Весной 1907 г. произошли серьезные волнения крестьян в Пенджабе в связи с увеличением водного и поземельного налога. Руководители «крайних» призвали крестьян к борьбе. По приказу вице-короля вождь пенджабских «крайних» Ладжпат Рай и его ближайшие соратники были схвачены полицией и без суда высланы из Пенджаба. Этот акт произвола вызвал демонстрации рабочих. Демонстранты разгромили ряд правительственных учреждений и английский банк. В Бенгалии начались забастовки на джутовых фабриках и железных дорогах. Особенно крупная забастовка вспыхнула на Восточно-Бенгальской железной дороге осенью 1907 г. Сообщение с Калькуттой было прервано. В Калькутте проходили многотысячные митинги, участники которых оказывали решительное сопротивление полиции.

В бенгальские деревни проникали листовки «крайних» с призывами к борьбе против колонизаторов, к единству индусов и мусульман. Крупные митинги и демонстрации с участием рабочих имели место в некоторых городах Южной Индии. Рабочие и крестьяне еще не были в состоянии отчетливо формулировать собственные требования, но их участие в национально-освободительной борьбе придавало ей большую силу и размах.

Под влиянием этих событий заминдары (помещики) Бенгалии поспешили заверить вице-короля в своей поддержке, а князья предложили деньги и войска в помощь колониальным властям. Была напугана и либеральная буржуазия. Вопрос о прекращении бойкота послужил непосредственным поводом для раскола Национального Конгресса на съезде в декабре 1907 г. в Сурате. Разногласия приняли очень острый характер и вызвали на первом же пленарном заседании рукопашные столкновения. За «умеренными» пошли две трети делегатов.

Тотчас же «крайние» во главе с Тилаком собрались на учредительное собрание новой партии, назвавшей себя партией националистов. Однако она просуществовала недолго. Вскоре после раскола Национального Конгресса Тилак был арестован. В июле 1908 г. он предстал перед верховным судом в Бомбее по обвинению «в попытках разжигания ненависти и неуважения к властям, недовольства против правительства и в поддержании чувства враждебности среди различных классов и подданных его величества». Соответствующий подбор присяжных (два индийца и семь англичан) обеспечил осуждение индийского демократа на шесть лет каторжной тюрьмы.

Бомбейская политическая забастовка

Что означает пробуждение азии. Смотреть фото Что означает пробуждение азии. Смотреть картинку Что означает пробуждение азии. Картинка про Что означает пробуждение азии. Фото Что означает пробуждение азии
Суд над Тилаком. Рисунок. 1908 г.

Попытки полиции и войск, неоднократно открывавших огонь по забастовщикам, сломить сопротивление рабочих не увенчались успехом. Рабочие сооружали баррикады, осыпали полицию градом камней.

Бомбейская политическая забастовка была кульминационным пунктом национально-освободительного движения 1905-1908 гг. в Индии. В. И. Ленин отметил большое историческое значение этого события. «Подлый приговор английских шакалов, вынесенный индийскому демократу Тилаку (Tilak),- он осужден на долголетнюю ссылку, причем запрос, сделанный на-днях английской палате общин, выяснил, что присяжные-индийцы высказались за оправдание, обвинение же вынесено голосами присяжных-англичан!- эта месть демократу со стороны лакеев денежного мешка вызвала уличные демонстрации и стачку в Бомбее,- писал В. И. Ленин.- Пролетариат и в Индии дорос уже до сознательной политической массовой борьбы,- а раз это стало так, песенка английско-русских порядков в Индии спета!» ( В. И. Ленин, Горючий материал в мировой политике, Соч., т. 15, стр. 161.)

Реформа Морли-Минто

5. Зарождение национально-освободительного движения в Индонезии

Колониальный гнет голландских империалистов

Захват земель в виде концессий под плантации и для добычи ископаемых сопровождался все усиливавшимся обезземеливанием крестьянства.

Что означает пробуждение азии. Смотреть фото Что означает пробуждение азии. Смотреть картинку Что означает пробуждение азии. Картинка про Что означает пробуждение азии. Фото Что означает пробуждение азии
Выделка батика. Ява. Фотография. 1915 г.

На Яве крестьяне, полностью лишенные земли, составляли не менее 30% сельскохозяйственного населения. Вместе с малоземельным крестьянством они образовали для европейских предпринимателей неисчерпаемую резервную армию труда. Их жестоко эксплуатировали также помещики и кулаки. Доведенные до отчаяния крестьяне поднимались на борьбу. Стихийные выступления крестьян на рубеже XIX и XX вв., принимавшие часто религиозно-сектантскую форму, вызывали тревогу колонизаторов. В 1903 г. колониальные власти были вынуждены создать специальную комиссию для «выяснения причин уменьшающегося благосостояния яванского населения», провести некоторые административные реформы, расширить число больниц, школ и т. д. Материалы этой комиссии, несмотря на ее стремление приукрасить действительное положение, раскрыли картину ужасающего безземелья, нищеты, хронических болезней.

Обрабатывающей промышленности в Индонезии почти совсем не было, если не считать предприятий по первичной обработке колониального сырья, принадлежавших крупному иностранному капиталу. Отсутствовали даже такие, обычно возникавшие в колониальных странах виды легкой промышленности, как текстильная.

Развитие национальной буржуазии происходило медленно и мучительно, наталкиваясь на почти непреодолимые трудности. Компрадорские (посреднические) функции и даже обслуживание внутренней торговли были в Индонезии большей частью захвачены китайскими и арабскими торговцами. Национальными предприятиями являлись лишь ремесленно-кустарные мастерские, редко поднимавшиеся до уровня небольших мануфактур. В единственной отрасли, где национальный капитал играл более или менее заметную роль,- в производстве и торговле батиком (традиционная набивная ткань для одежды)-насчитывалось всего несколько предприятий, имевших более сотни рабочих.

Что означает пробуждение азии. Смотреть фото Что означает пробуждение азии. Смотреть картинку Что означает пробуждение азии. Картинка про Что означает пробуждение азии. Фото Что означает пробуждение азии
Наказание законтрактованного. Суматра. Фотография. Начало XX в.

В то же время на всех островах, кроме Явы, империалисты испытывали недостаток рабочих рук. На Суматре, Борнео (Калимантане) и других слабо населенных островах, еще покрытых тропическими лесами, местные жители уходили во внутренние районы, расчищали там новые крохотные участки, предпочитая скудное существование за счет сбора продуктов тропической природы подневольному труду и жестокой эксплуатации на иностранных плантациях и рудниках.

Иностранные предприниматели стали ввозить на эти острова законтрактованных кули с перенаселенной Явы и из южных провинций Китая. В первое десятилетие XX в. на плантациях и рудниках Суматры работало уже несколько десятков тысяч таких кули. Неграмотных крестьян Явы часто хитростью заставляли приложить отпечаток пальца к контракту, содержание которого им было неизвестно. Им сулили большие заработки и возвращение в деревню состоятельными людьми. «Подписав» такой контракт, кули на все время его действия превращался в бесправного раба. Специально введенные колониальными властями уголовные законы против кули, нарушавших контракт, сурово карали непослушание или попытки к бегству. Условия, на которые были обречены законтрактованные кули, исключали всякую возможность их организации, задерживали рост их классового самосознания.

Империалисты опирались также на сельскую администрацию, пополнявшуюся из числа деревенских богатеев. Это звено колониального аппарата пользовалось различными льготами, должностными наделами, правом на бесплатный труд крестьян и на поборы с них.

Пробуждение национального сознания

В начале XX в. в Индонезии появились силы, способные выступить в качестве выразителей пробуждавшегося национального сознания. Стала формироваться европейски образованная национальная интеллигенция, по происхождению феодально-чиновническая, но по идеологии уже буржуазная. Рост недовольства среди молодежи привилегированных слоев объяснялся крайне ограниченной возможностью найти применение своим силам и знаниям вследствие существовавшей для местных служащих и чиновников дискриминации. Эта молодежь сближалась с демократической интеллигенцией, выходившей из среды ремесленников, купцов, зажиточного крестьянства. Раньше всего национальные идеи дали о себе знать на Яве, где не только сильней чувствовалась империалистическая эксплуатация, но и быстрее развивались капиталистические отношения внутри местного общества.

Что означает пробуждение азии. Смотреть фото Что означает пробуждение азии. Смотреть картинку Что означает пробуждение азии. Картинка про Что означает пробуждение азии. Фото Что означает пробуждение азии
Раден Аджанг Картини. Фотография.

Население острова стало как бы ядром складывавшейся индонезийской нации. Из среды яванской интеллигенции вышли первые национальные деятели, выступавшие против колониальных порядков, требовавшие для местного населения права на образование, на уравнение в правах с европейцами, осуждавшие существующий строй, бесправие женщин и т. д. Видную роль в этом прогрессивном’движении играла молодая яванка Картини (она умерла в 1904 г., двадцати пяти лет), неустанно боровшаяся за демократические права индонезийской женщины.

Что означает пробуждение азии. Смотреть фото Что означает пробуждение азии. Смотреть картинку Что означает пробуждение азии. Картинка про Что означает пробуждение азии. Фото Что означает пробуждение азии
Судиро Хусодо. Фотография.

Тем не менее возникновение первой национальной организации и пропаганда объединения сыграли значительную роль в развитии национального движения на Яве и во всей Индонезии. «Буди Утомо» с самого начала приняла в качестве своего официального языка малайский язык, понятный большому числу индонезийцев.

Усиливавшиеся связи между различными районами архипелага способствовали распространению новых веяний среди передовых элементов на самых отдаленных островах. Но основным центром нараставшего освободительного движения оставалась Ява. Все отчетливее сказывалось его буржуазно-национальное содержание. Влияние молодой индонезийской буржуазии проявилось в создании «Союза исламских торговцев», поставившего своей целью совместную защиту владельцев предприятий и торговцев батиком от ущемления их интересов со стороны поставщиков сырья и китайских посредников. Первоначально «Союз» был своеобразным торговым товариществом, но скоро приобрел характер более широкого общества взаимопомощи, прием в члены которого сопровождался особым ритуалом.

В 1912 г. на Яве возникла так называемая индийская партия, основанная Дауесом Деккером и группой «индоевропейцев», связанных с голландскими социал-демократами. «Индоевропейцы» (происходившие от смешанных браков) занимали своеобразное положение в Индонезии. Большинство их имело возможность получить образование в школах, где преподавание велось на голландском языке, из них формировались кадры низших служащих иностранных предприятий и контор. Но, находясь в несколько более привилегированном положении, нежели индонезийцы, они не были уравнены в правах с голландцами и на каждом шагу испытывали унижения со стороны «чистокровных» европейцев.

«Индийская партия» впервые поставила, хотя и в очень осторожной форме, вопрос о независимости Индонезии. В программе партии выдвигалась задача пробуждения патриотизма всех индонезийцев «по отношению к стране, которая их кормит», и содержался призыв к «совместным действиям на равных правах, чтобы привести свою родину к процветанию и подготовить ее к независимости».

Колониальные власти запретили партию, арестовали и выслали ее организаторов. Как отмечал В. И. Ленин, «голландское правительство недавно распустило «индийскую партию» за то, что в уставе и программе ее говорилось о стремлении к независимости. Голландские «держиморды» (кстати сказать, одобряемые и клерикалами и либералами: сгнил европейский либерализм!) увидели в этом преступное стремление отделиться от Голландии!» ( В. И. Ленин, Пробуждение Азии, Соч., т. 19, стр. 65-66.)

В январе 1913 г. открылся первый конгресс «Сарекат ислама». Это было крупным политическим событием. В городском саду, где происходили заседания конгресса, собрались, помимо делегатов, тысячи гостей и зрителей. Хотя в президиуме преобладали люди в богатых саронгах (национальная одежда из расписной ткани), громадная толпа присутствующих состояла из простого народа.

Руководство «Сарекат ислама» заверяло, что он «не является политической партией, стремящейся к революции, как думают многие», и что его сторонники «лояльны по отношению к властям, довольны голландским управлением». Колониальные власти, относясь к «Сарекату» с подозрением, считая его центром объединения народных масс, все же отказались утвердить его устав. Тем не менее повсюду возникали отделения «Сареката», возрастал приток новых членов из народа. За один 1913 год только в Батавии количество членов «Сареката» достигло 12 тысяч.

Крестьянство воспринимало по-своему пропаганду возврата к «чистоте ислама» и призыв к объединению: участились крестьянские выступления, отказы от уплаты налогов, захваты земли. В рабочем классе не только усилилась тяга к «Сарекату», но и росло стремление к созданию профессиональных союзов. В отдельных районах за пределами Явы население стало оказывать сопротивление принудительным трудовым повинностям, тяжелым налогам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *