Что означает процесс демонополизация рынка капитала
Введение
Демонополизация предполагает: предотвращение слияний и поглощений, имеющих целью приобретение господствующего положения на рынке, запрещение соглашений о разделе рынков, запрещение переплетающихся директоратов, приобретение акций конкурирующей фирмой.
Экономические условия, сложившиеся в России в ходе экономической реформы, в значительной мере определяли состояние конкуренции на товарных рынках и развитие процессов демонополизации экономики. Продолжительное сокращение производства ограничивало спрос на продукцию монопольных производителей, в итоге многие из них не могли в полной мере злоупотреблять своим особым положением.
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
1. Раскрытие экономической сущности понятий монополизма и конкуренции.
2. Исследование теоретических аспектов демонополизации экономики.
3. Анализ особенностей современного монополизма в России.
4. Анализ политики демонополизации экономики и развития конкуренции на фармакологическом рынке РФ.
Предметом исследования выступают отношения, возникающие по поводу демонополизации экономики, обеспечивающие развитие конкуренции на товарных рынках.
Объектом исследования являются фармакологический рынок Российской Федерации.
Глава 1. Демонополизация российской экономики
Сущность процесса демонополизации
Демонополизация экономики – процесс развития конкуренции и рыночных отношений. В его основе лежат следующие мероприятия:
1) полный демонтаж административно-командной системы, тех ее звеньев, которые способствуют сохранению и воспроизводству монополистических отношений;
2) изменение производственной структуры на базе разукрупнения и диверсификации существующих производств;
3) формирование организационного и правового механизма выявления и преодоления монополизма в экономике.
На протяжении послевоенного периода под влиянием процессов глобализации и необходимости усиления своей национальный конкурентоспособности Япония и западноевропейские страны стимулировали кооперацию национальных предприятий, формирование и укрепление национального сектора крупного бизнеса при одновременном проведении политики поддержки малого и среднего бизнеса. Начиная с 1980-х годов в странах Западной Европы осуществлялась структурная перестройка крупного капитала. Произошли слияния и поглощения компаний.
Демонополизация отраслевых рынков базируется на разделении существующих видов деятельности на естественно-монопольные (топливно-энергетические ресурсы), временно-монопольные (потенциально конкурентные; например, ЖКХ) и конкурентные (например, сельскохозяйственное производство).
Временно-монопольные и конкурентные виды деятельности должны быть открыты для конкуренции с целью повышения качества продукции, ответственности и эффективности функционирования хозяйствующих субъектов. При этом даже в этих секторах государственное регулирование не может быть полностью заменено рыночными механизмами регулирования в связи с необходимостью гарантирования равных условий всем хозяйствующим субъектам и обеспечения принципов социального равенства. Например, демонополизация сельского хозяйства России в 1990-х годах без создания необходимой системы государственной финансовой поддержки сельских товаропроизводителей привела к беспрецедентному падению объёмов производства продовольствия в мирное время и формированию зависимости страны от импорта.
Раздел 3. Конкуренция и монополия в системе бизнеса
Цель и задачи темы
Цель данной темы – раскрыть особенности монополии.
Задачи:
Оглавление
3.2.1. Понятие и характерные черты монополии
Монополия является противоположностью совершенной конкуренции. Она характеризует такой тип рыночной ситуации, при котором существует только один продавец товара. Такая фирма удовлетворяет совокупный спрос всех потенциальных покупателей товара и в этом смысле понятия «фирма» и «отрасль» совпадают и линия спроса на продукцию монополии имеет отрицательный наклон.
Монополия имеет ряд следующих характерных особенностей: высокие барьеры для вступления в отрасль (патенты, лицензии, отдача от масштаба и др.), производство уникального продукта, один продавец встречается на рынке с большим числом покупателей.
Существует ряд факторов, которые приводят к тому, что фирма становится монополией.
Во-первых, монополия может стать результатом нововведений и новаций. Принципиальное открытие нового товара или технологии, защищенное патентом, дает исключительное право получения выгоды на всех стадиях использования изобретения.
В-четвертых, создавать и поддерживать монополию может государство, предоставляя исключительные права экономической деятельности определенным фирмам.
Казалось бы, монополия может производить любое количество товаров и устанавливать любые цены. Но и для монополии существуют следующие ограничения:
Оптимум объема производства монополии определяется на основе правила равенства предельной выручки и предельных издержек: MR = MC. При этом цену монополия назначает в соответствии с ценой спроса на данный объем продаж.
Сравнение оптимума монополии с конкурентной фирмой показывает, что в условиях монополии выпуск продукции меньше, а цена выше. При этом покупатель платит монополисту больше, чем тому нужно для производства дополнительной единицы товара. В итоге по сравнению с конкурентной фирмой прибыль монополиста больше.
Существование монополии и монопольной власти вызывает необходимость государственного регулирования. Оно может осуществляться путем установления предельных цен, введения налогов, а также через антимонопольное законодательство.
3.2.2. Формы и виды монополий
Монополия выступает в различных формах: в форме картеля, синдиката, треста, концерна, консорциума, конгломерата.
Картель – это группа производителей, совместно максимизирующих прибыли посредством фиксации цен и ограничения объема производства продукции. Цель его создания – установление монополистического контроля определенного рынка. Участники картеля сохраняют свою производственную и коммерческую самостоятельность, но условия соглашения ограничивают их деятельность.
Картели систематизируются по следующим основным категориям:
Синдикат – объединение предприятий, производящих массовую однотипную продукцию, с целью устранения излишней конкуренции. За участниками синдиката сохраняется собственность на средства производства, а произведенная продукция реализуется как собственность объединения. Вопросами сбыта товаров, а зачастую и закупок сырья занимается контора синдиката, куда его члены сдают свои товары по определенной, заранее установленной цене.
Трест – объединение предприятий, как правило, одной отрасли. Согласовывается не только торговая, но и производственная деятельность. Самостоятельность предприятий в действиях ликвидируется, однако юридически они остаются независимыми. Собственники предприятий получают определенное количество акций в соответствии с величиной вложенного капитала и тем самым на соучастие в управлении и на соответствующую долю прибыли. Правление треста, состоящее из наиболее крупных акционеров, регулирует всю деятельность, заключает договоры, устанавливает цены и сроки платежа, распределяет дивиденды. Может производиться закрытие или техническое перевооружение отсталых предприятий.
Объединяются не только предприятия, производящие однородную продукцию, но и связанные между собой технологическим циклом производства, взаимно дополняющие друг друга в процессе последовательной обработки или переработки. Это ликвидирует посредничество поставщиков, ускоряет оборот капитала, увеличивает конкурентоспособность.
Концерн – это экономически господствующая форма корпорации, характеризующаяся единством собственности и контроля, имеющая многоотраслевой характер. Важными особенностями деятельности концернов являются жесткий внутрифинансовый контроль и в то же время хозяйственная самостоятельность фирм и децентрализация управления.
Во внутрифирменном контроле посредством трансфертных цен руководство концерна определяет вклад каждого звена в общую прибыль. За счет максимального использования достижений научно-технического прогресса, регулярного обновления производства, диверсификации производства и т.д. концерн обеспечивает высокую эффективность производства.
Консорциум – это временное соглашение между несколькими промышленными компаниями или банками с целью осуществления единого капиталоемкого проекта. Члены консорциума при заключении соглашения предусматривают долю каждого из них в затратах и ожидаемой прибыли, а также другие условия деятельности. Участники концерна сохраняют свою экономическую самостоятельность.
Конгломерат предполагает слияние фирм, функционирующих на непересекающихся сегментах рынка. Например, автомобилестроение и сеть гостиниц.
Различают закрытую, естественную и открытую монополию. Закрытая защищена от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав. Естественная монополия характерна для отраслей, в которых долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, основанные на владении уникальными природными ресурсами.
Открытая монополия – при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко оказываются фирмы, впервые выходящие на рынок с новой продукцией.
К монополиям относится и такая форма, как монопсония. Это ситуация, когда на рынке имеется только один покупатель. Монопсонисты нередко добиваются от поставщиков выгодных условий в виде скидок при оптовых закупках или продленных сроков кредита.
Монопсонистами могут выступать крупные фирмы в небольших городах, которые фактически являются единственными покупателями рабочей силы. Монопсоническая ситуация имеет место и при государственных закупках военной техники у частных фирм-производителей.
И, наконец, существует и такая форма как двусторонняя монополия. Она характеризуется одним продавцом и одним покупателем. Это такой тип строения рынка, при котором сторону предложения представляет монополист, а сторону спроса – монопсонист.
3.2.3. Антимонопольное законодательство за рубежом
Антимонопольная (антитрестовская) политика – это совокупность экономических, законодательных и административных актов, нацеленных на ограничение условий для монополизации внутреннего рынка и демонополизацию экономики.
В развитых странах Запада осуществление антимонопольной политики имеет богатую практику. Помимо законодательных мер широко применяются административные.
Наиболее действенными являются меры экономического характера, суть которых состоит в политике ограничения роста цен на продукцию монополий.
Во многих странах законодательно закреплены допустимые уровни монополизации определенного рынка товаров и услуг. Фирмы, нарушающие условия антимонопольного законодательства, подвергаются административным воздействиям, включающим крупные штрафы, а иногда и тюремному заключению.
Классическим примером является антитрестовское законодательство в США. Первым антитрестовским законом был закон Шермана – США, 1890 г. Он квалифицируется как ядро всей антитрестовский (антимонопольной) политики США. Был направлен против монополизации торговли и коммерческой деятельности. Он запрещал любые формы контрактов (объединения, сговор и др.), ограничивающих свободу торговли, а также объявляя вне закона «недобросовестные приемы» устранения конкурентов, рассматривая их как уголовное преступление.
Поправка к этому закону от 1974 г. нарушение его статей рассматривала как тяжкое преступление. Согласно этому закону, федеральное правительство обладает правом привлекать к суду фирмы и деловые предприятия.
Следующими по значению антитрестовским (антимонопольным) законами стали закон Клейтона и закон о Федеральной торговой комиссии (1914 г.). В соответствии с ними запрещались:
К этому закону были приняты две поправки. Закон Робинсона-Патмана (1936 г.) ужесточил борьбу с дискриминацией в сфере ценовой политики. Закон Селлера-Кефаувера (1950 г.) ужесточил практику слияния монополий.
В 80-х гг. американское правительство приняло инструктивные документы, устанавливающие нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса Херфиндаля-Хиршмана.
В целом антитрестовские законы США оказали большое влияние на развитие антимонопольного законодательства в других странах, в том числе в современной России.
3.2.4. Государственное регулирование монополий в России
Главная особенность монополизации российского рынка является то, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики. Однако в результате рыночных реформ монополистические тенденции усилились. К прежним монополистам добавились новые. Это было во многом связано с распадом СССР – предприятия, ранее не являвшиеся единственными производителями, стали таковыми на сократившейся территории.
Для создания конкурентной среды весьма актуальной стала антимонопольная политика. Она имеет несколько основных направлений: стимулирование предпринимательства, развитие конкурентных начал, организационно-правовое обеспечение политики.
За годы реформ было разработано довольно значительное количество законов, составляющих организационно-правовую базу для регулирования. В частности, один из первых – закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 г. Однако необходимо было обновить всю правовую базу, чтобы она позволила надежнее пресекать злоупотребления монопольной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления. Для этого в 1999 г. было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП).
Несмотря на предпринятые меры, уровень развития конкуренции в стране еще явно недостаточен. Специалисты называют следующие причины этого:
Основными направлениями антимонопольной политики должны стать:
Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребления предприятиями своим доминирующим положением (навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования и т.д.).
Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Все чаще стали практиковаться монопольно высокие цены. Однако по мере развития конкуренции появляется и тенденция применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании, благодаря перекрестному субсидированию, за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и блокировать этим конкурентов.
Российское антимонопольное законодательство стремится запрещать заключение соглашений, ограничивающих конкуренцию, таких как: соглашения, препятствующие входу других предприятий на рынок; отказы от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями; соглашения по разделу рынка по территориальному принципу или ассортименту реализуемой продукции; ценовые соглашения.
Применяется контроль за экономической концентрацией. Согласно закону «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия или уведомить его о них.
Кроме того, предварительное согласие требуется, когда лицо или группа лиц приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества если они получают право распоряжаться более чем 20% таких акций; если одно предприятие (группа лиц) получает в собственность или пользование основные производственные средства либо нематериальные активы другого предприятия (балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости этих средств и активов предприятия, отчуждающего имущество).
При этом контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.
Тем не менее, создание, слияние, присоединение или ликвидация коммерческих организаций и приобретение акций нередко проходят с нарушениями антимонопольного законодательства.
Контрольная деятельность антимонопольного ведомства все же пока недостаточно эффективна. Оно не привлекает отраслевые министерства к проведению конкурентной политики в отраслях и ему трудно получать требуемые сведения. Соглашение между ГАК и Госналогслужбой об обмене информацией и содействии друг другу практически не выполняется. Суды не применяют статью Уголовного кодекса, в соответствии с которой виновный в установлении монопольных ограничений конкуренции может быть лишен свободы на срок от 2 до 7 лет. Статья не работает еще и потому, что предприниматели не готовы подавать жалобы и взаимодействовать с правоохранительными органами, а антимонопольное ведомство не проявляет активности в подаче исков о таких нарушениях.
Развитие рыночных отношений предполагает недопущение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты, совершать действия, ограничивающие самостоятельность предприятий, создающие дискриминирующие или, наоборот, благоприятные условия для одних в ущерб другим. Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения в этом плане, желая угодить «своим» предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах.
Законодательство запрещает должностным лицам государственной власти заниматься предпринимательской деятельностью и иметь в собственности предприятия; голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров.
Широко используется также реестр как инструмент антимонопольного контроля. Он составляется для того, чтобы иметь информационную базу о крупнейших субъектах рынка и контролировать соблюдение ими антимонопольного законодательства. В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции.
Имеются в России и естественные монополии. В промышленности число предприятий-монополистов составляет около 4 тысяч. В их числе – 500 естественных монополий (РАО «ЕЭС России», «Газпром», Министерство путей сообщения и др.) Их регулирование требует особого, тщательного контроля.
В целом антимонопольная политика в России пока еще переживает процесс становления и недостаточно эффективна.
Выводы
Сравнение оптимума монополии с конкурентной фирмой показывает, что в условиях монополии выпуск продукции меньше, а цена выше. При этом покупатель платит монополисту больше, чем тому нужно для производства дополнительной единицы товара. В итоге по сравнению с конкурентной фирмой прибыль монополиста больше.
Монопсонистами могут выступать крупные фирмы в небольших городах, которые фактически являются единственными покупателями рабочей силы. Монопсоническая ситуация имеет место и при государственных закупках военной техники у частных фирм-производителей.
Вторым по значению антитрестовским (антимонопольным) законом стал закон Клейтона – США, 1914 г. По этому закону запрещались: а) все формы дискриминации в ценовой политике; б) слияние фирм посредством покупки акций конкурентов, если они вели к сокращению конкуренции; в) совмещения должностей в советах директоров фирм; г) продажи товаров с принудительным ассортиментом. К этому закону были приняты две поправки. Закон Робинсона-Патмана (1936 г.) ужесточил борьбу с дискриминацией в сфере ценовой политики. Закон Селлера (1950 г.) ужесточил практику слияния монополий.
Несмотря на предпринятые меры, уровень развития конкуренции в стране еще явно недостаточен.
Демонополизация как единственный способ борьбы с монополистами
В современной экономической структуре присутствует множество монополий, влияние которых на экономику достаточно спорно. Монополии, не имеющие конкурентов, являются парадоксом капитализма, для которого конкуренция – один из важнейших показателей эффективности. Большинство экономистов и политиков уверены, что монополии вредны для всей структуры хозяйства, т.к. монопольные цены, будучи выше рыночных, дестабилизируют экономику, подрывают капиталистический принцип о том, что конкуренция является гарантией того, что бизнесмены не будут сильно завышать цену на товар. Разумеется, правительства практически всех держав стремятся ослабить влияние монополий, используя политику демонополизации.
Демонополизация – это экономическая политика государства, которая направлена на ликвидацию или ослабление влияния монополии в определенном регионе. В данное понятие входят все меры, применяемые державой, для борьбы с монопольными объединениями. Впрочем, несмотря на убеждения большинства экономистов о вреде монополий, влияние этих организаций на экономику – это вопрос, который остается открытым. Существует мнение, что организованная структура монополии, в отличие от неграмотного управления мелкими предприятиями, перекрывает вред от завышенных цен. Примером, подтверждающим данную точку зрения, является предприятие Генри Форда. Оно принесло немалую пользу всему человечеству, ведь именно Форд создал первый конвейер, благодаря чему сейчас США – один из мировых лидеров по производству автомобилей. Однако многие забывают о том, что данная организация была монополией, соответственно и цены у неё были монопольные, но благодаря гениальности её руководителя, высокого уровня организации и использованию конвейера, стоимость автомобилей Форда была значительно ниже, чем цена автотранспорта у мелких конкурентов. Но все же, ведущие мировые лидеры предпочитают считать, что монополии – это дестабилизатор экономики, который необходимо ликвидировать. Итак, если взять политику демонополизации и изучить её меры, то можно выделить два основных, да, пожалуй, и единственных, направления: это экономическая и законодательная борьба против монополистов.
Начнем, пожалуй, с законодательной борьбы. В нее входит все антимонопольное законодательство, ограничивающее или вовсе запрещающее деятельность монополий. На первый взгляд, что может быть проще запретить монополии, это решило бы все проблемы, однако все далеко не так. Дело в том, что демократические принципы, такие как свобода предпринимательства, не позволяют ликвидировать монополии, ведь многие из них, тресты и концерны, представляют собой одно крупное предприятие. Нельзя просто взять, и закрыть его в связи с монопольной деятельностью, ведь по закону все предприниматели имеют право устанавливать такие цены, которые они считают необходимыми. Противоречие одной из основных норм демократии может вызвать панику среди населения, в частности среди предпринимателей. Конечно, все зависит от общественного мнения, ведь, скажем, закон Шермана, т.е. первый пример демонополизации на законодательном уровне, имел большую популярность по причине слишком широкого распространения монопольных цен. По сути, люди были готовы принять диктатора, если бы он ликвидировал монопольные объединения. Однако современные монополии не сильно злоупотребляют своим положением, поэтому подобные жесткие меры со стороны государства только обеспечит сочувствие населения к монополистам. Максимум, что может сделать законодательство, это ограничить деятельность монопольных союзов, синдикатов и картелей. Что же касается трестов и концернов, то антимонопольные законы не наносят им серьезного ущерба.
Вторым способом демонополизации является экономическая борьба. Она предполагает финансирование мелких предприятий в районе, находящемся под монопольным влиянием. Благодаря этой мере, у монополиста появляется конкурент, что заставляет его снизить цены. Данный метод эффективен против любого вида монополий, однако он имеет и существенные недостатки. Первое, это дороговизна проекта, т.к. финансирование, а иногда и создание новых, предприятий требует больших вложений. Второе, это распространенность некоторых монополий на большой территории, что делает их обеспечение конкурентами практически невозможным. Третье, это существование монополий, которые имеют доступ к уникальным ресурсам или обладающие патентом на определенную технологию производства, что не позволяет никому другому заниматься этим видом хозяйственной деятельности (например, синдикат добытчиков алмазов в Африке и Азии).
Не следует также забывать о существовании государственных монополий (Газпром), с которыми правительство, разумеется, не борется, ведь доход от них поступает в казну.
Таким образом, можно заметить, что эффективного способа демонополизации не существует, ведь каждый из них имеет существенные недостатки. Возможно, это и к лучшему, ведь монополии могут быть полезны экономике, а может быть, без них было бы лучше. Этот вопрос остается открытым и по сей день, и, пожалуй, он таким и останется, пока будет существовать демократия и капитализм.
Другие статьи на нашем сайте
Добавить комментарий отменить
Нет уж, в данном случаи или, или не подходит. Есть общеизвестные, опробированные и общеизвестные законы экономики. При трёх крупнейших энергетических компаний или корпораций в стране, точнее по одной ведущей корпорации отдельно в каждой отрасли энергетики и по одной в других сферах деятельности, это не капитализм и не социализм. Здесь другого не дано. Однозначно понятно и очевидно, что один из основных принципов капитализма, это конкуренция.. Какое может быть развитие экономике в один. Это попытка накопления капитала и сверх прибылей в корпорацию до определённого момента и кабала с жалким существованием для всех остальных..
А затем проблемы и у тех и у других.. Тогда уж скорее другой вариант, национализация основных средств и капиталов и под полный контроль государства, полное государственное регулирование экономики в новом формате с учётом современных условий и тенденций..