Что означает разметка на впп
Что означает разметка на впп
AirPublic запись закреплена
Что означают элементы разметки ВПП?
Основное назначение разметки ВПП — обеспечить максимально точное, и следовательно, безопасное касание воздушным судном земли. Само собой, все знаки разметки должны быть чётко различаемы издалека.
Согласно международным нормам, размещаемым непосредственно на взлётной полосе маркерам позволительно быть только белого цвета. Если сама ВПП поверхность имеет светлую, выгорев на ярком солнце, например, то для усиления их заметности, знаки разметки обводятся чёрной краской.
Кстати, краска для маркеров ВПП используется особая, дабы свести на нет риск снижения сцепления колёс с покрытием полосы. Для обеспечения видимости разметки в условиях ночных полётов, состав краски включает специальные отражающие свет материалы. Помимо всего прочего, разметка ВПП содержит множество элементов, в каждом из которых мы сейчас разберемся
— Концевая полоса безопасности (КПБ) (жёлтые шевроны). Предназначена для защиты поверхности земли от обдувания мощными струями выхлопов реактивных двигателей (чтобы не разрушать поверхность, не поднимать пыль и т. д.), а также для случаев выкатывания. Летательным аппаратам запрещено находиться на КПБ, потому что её поверхность не рассчитана на их вес.
Перемещённый порог (либо смещённый торец, белые стрелки) — зона ВПП, где разрешено руление, разбег и пробег летательных аппаратов, но не посадка.
— Порог полосы
Обозначается белыми полосами в виде «зебры», обозначающие начало ВПП, т.е. границу, с которой возможно приземление. Размещается такая «зебра» в 6м от торца полосы. Любопытно то, что число полос указывает на ширину взлётно-посадочной полосы.
· полос 4 —> ВПП шириной 18 м
· полос 6 —> ВПП шириной 23 м
· полос 8 —> ВПП шириной 30 м
· полос 12 —> ВПП шириной 45 м
· полос 16 —> ВПП шириной 60 м
— Буквы на ВПП
Если воздушная гавань оснащена несколькими параллельно идущими взлётными полосами, то к обозначающему полосу числу добавляется ещё и буква. Литер для маркировки параллельных полос всего три: L(eft) — левая, C(enter) — центральная, R(ight) — правая.
— Цифры на ВПП
У каждой полосы в пределах аэропорта имеется свой персональный номер, представленный двухзначным числом, а именно курс посадки воздушного судна, округлённый до десятков. Так, если посадочный курс составляет 110 градусов, то ВПП будет обозначена как 11. Если в результате округления число получается однозначным (70 градусов —> 7), перед ним добавляется ноль, чтобы сделать число двухзначным.
— Маркер прицельной точки посадки
Маркер представляет собой чётко видные парные полосы, нанесённые симметрично относительно оси полосы и параллельно ей. Размеры полос и дистанция между ними обусловлены двумя факторами, и это:
Длина ВПП. Логично, что чем длиннее посадочная полоса, тем дальше от её начала может располагаться прицельный маркер. Так, на ВПП длиной до 800 м, прицельная точка будет находиться на расстоянии 150 м от её торца, тогда как для полосы более 2400 м длиной дистанция от её начала до прицельного маркера увеличится до 400 м.
Ширина ВПП. Чем шире посадочная полоса, тем длиннее будут маркерные блоки и тем больше будет промежуточное расстояние между ними. На особо широких ВПП прицельные маркеры могут быть до 10 м длиной, а интервал между ними может достигать 22,5 м.
— Зона приземления
Маркеры зоны приземления служат органичным продолжением прицельной точки посадки. Именно здесь и сосредоточены чёрные следы от самолётных шин. Сама зона приземления представлена парными прямоугольниками, симметрично расположенными относительно осевой линии ВПП. Маркеры зоны приземления, как и точки прицеливания, присутствуют с обоих концов полосы, а их протяжённость, как и число парных маркеров, также напрямую зависит от длины ВПП. На недлинных — до 900 м — полосах используется всего одна пара маркеров, а на длинных — более 2400 м — их может быть и шесть, и даже больше.
— Необходимым атрибутом разметки являются также осевая и иногда боковые линии. На схеме не показана кон
трольная точка аэродрома (КТА), которая обозначается на геометрическом центре ВПП в виде окружности белого цвета. Если аэродром имеет более одной взлётно-посадочной полосы, то КТА рисуется только на главной (самой большой) ВПП аэродрома.
Что означает разметка на впп
Взлётно-посадочная полоса (сокр. ВПП) — часть аэродрома, входящая в качестве рабочей площади в состав летной полосы. ВПП представляет собой специально подготовленную и оборудованную полосу земной поверхности с искусственным покрытием (ИВПП, искусственная взлетно-посадочная полоса) или грунтовым покрытием (ГВПП, грунтовая взлетно-посадочная полоса), предназначенную для обеспечения взлета и посадки летательных аппаратов (ЛА).
Содержание
Обозначение и размеры
Взлётно-посадочные полосы нумеруются согласно магнитному курсу, на котором они расположены. Значение курса округляют до десятков и делят на 10. Например, в новосибирском аэропорту Толмачёво, ВПП имеет магнитный курс 72°. Соответственно, её обозначение — ВПП 07. Следует отметить, что любая полоса «направлена» одновременно в две стороны, разница между которыми равна 180°. Следовательно, противоположный курс — 252°. Таким образом, полоса в Толмачёво будет иметь обозначение ВПП 07/25.
В более крупных аэропортах строят 2 или более ВПП. Часто они располагаются параллельно — то есть на одном и том же курсе. В таких случаях к числовому обозначению добавляют буквенное — L (левая), C (центральная) и R (правая). К примеру, в чикагском аэропорту Мидуэй сразу три полосы расположены на одном курсе — 133°/313°. Соответственно, они имеют такие обозначения: ВПП 13L/31R, ВПП 13C/31C и ВПП 13R/31L. Однако в парижском аэропорту имени Шарля де Голля, все 4 ВПП имеют одинаковый курс, и во избежание путаницы обозначены как 8L/8R/9L/9R.
В эфире радиообмена между пилотами и диспетчерами полосы называют, например, «ВПП ноль два» или «ВПП один три центр».
Размеры взлётно-посадочных полос могут быть весьма различны, от совсем маленьких — 300 м в длину и 10 м в ширину, до огромных — 5 км в длину и 80 метров в ширину. Самые маленькие используют для малой, спортивной авиации. Самые крупные полосы строят в больших международных аэропортах и на авиазаводах.
Покрытие для полос используется также различное. Существуют грунтовые, гравийные, асфальтовые и бетонные полосы.
Освещение ВПП
Основная задача светового оборудования взлётно-посадочной полосы — обеспечивать безопасную посадку и взлет воздушных судов в тёмное время суток и в сумерках, а также в условиях ограниченной видимости.
Освещение ВПП (ОВИ) представляет собой световую полосу чаще всего белого цвета — стробы — длиной 500—700 метров. При заходе на посадку пилот пользуется стробами для визуального контроля положения самолёта относительно оси ВПП. Торец полосы обозначен практически сплошной линией зелёных огней, расположенной перпендикулярно полосе стробов. Осевая линия самой полосы также обозначена белыми огнями. Кромки ВПП — жёлтыми. Светосигнальное оборудование аэродрома можно разделить на группы огней, располагающиеся в определённой последовательности и легко различимые при установлении визуального контакта пилота с землей.
Группы сигнальных огней:
Разметка ВПП
Разметка ВПП весьма отлична от той, что мы привыкли видеть на авто.
Предназначена для защиты поверхности земли от обдувания мощными струями выхлопов реактивных двигателей (чтобы не разрушать поверхность, не поднимать пыль и т. д.), а также для случаев выкатывания за ВПП. Летательным аппаратам запрещено находиться на КПБ, потому что её поверхность не рассчитана на их вес. Перемещённый порог (либо смещённый торец, белые стрелки) — зона ВПП, где разрешено руление, разбег и пробег летательных аппаратов, но не посадка. Порог (либо торец, белые полосы в виде «зебры») — начало ВПП, обозначает начало места, где можно приземляться. Порог сделан таким для того, чтобы быть заметным издалека. Маркированный номер и, если необходимо, буква (Л/L — левая, П/R — правая Ц/С — центральная) Зона приземления (двойные параллельные прямоугольники). Отметки фиксированного расстояния (большие прямоугольники). При идеальной посадке пилот глазами «удерживает» зону приземления, и касание происходит непосредственно в зоне посадки.
Необходимым атрибутом разметки являются также осевая и иногда боковые линии.
Активная (рабочая) полоса
Активная полоса (рабочая полоса) — это взлётно-посадочная полоса, используемая для взлётов и (или) посадок воздушных судов в данный момент времени.
Основной фактор выбора ВПП для посадки или взлёта — это направление ветра. Из законов аэродинамики следует, что самолёт не в состоянии производить посадку или взлёт с ощутимым попутным ветром. Идеальные условия (кроме абсолютного штиля, разумеется) — это взлёт/посадка против ветра. Но ветер не всегда дует точно в противоположном направлении относительно движения самолёта. Поэтому при совершении процедур взлёта и посадки выбирается курс, наиболее отличный от направления ветра. Грубо говоря, чем ближе к положению «против ветра», тем лучше.
В аэропортах с одной или несколькими параллельными ВПП пилотам зачастую приходится сажать самолёты с боковым ветром вплоть до 90°. Но в крупных аэропортах полосы часто располагают под углом друг к другу. К примеру, в аэропорту Сан-Франциско пара параллельных между собой взлётно-посадочных полос расположена перпендикулярно другой паре. А в крупнейшем аэропорту Чикаго — О’Хара — 6 ВПП в трёх разных направлениях. Такая конфигурация полос зачастую облегчает жизнь пилотам и диспетчерам. Но и тут есть свои недостатки — сам факт пересечения полос уже несет в себе определённую опасность.
В аэропортах с двумя или более полосами часто применяют практику использования одной полосы для взлёта, другой — для посадки. Так, в московском Шереметьево ВПП 07R/25L используют в основном только для взлёта, а 07L/25R — для посадки.
Что означает разметка на впп
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Дневная маркировка искусственных покрытий
Aerodromes. Daylight marking of artificial covers
Дата введения 1980-01-01
РАЗРАБОТАН Министерством гражданской авиации
В.Н.Иванов; В.И.Черников; В.Я.Ларионов; Ю.А.Самородов (руководитель темы); А.А.Сердюченко
ВНЕСЕН Министерством гражданской авиации
Член Коллегии И.С.Разумовский
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27 октября 1978 г. N 2801
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26.06.86 N 1854 с 01.01.87 и опубликованное в ИУС N 9, 1986 г.
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 9, 1986 г.
Настоящий стандарт распространяется на аэродромы с искусственными покрытиями и устанавливает дневную маркировку искусственных покрытий строящихся и эксплуатируемых аэродромов.
Стандарт соответствует требованиям Международной организации гражданской авиации («Аэродромы. Приложение 14 к конвенции ИКАО»).
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Маркировка искусственных взлетно-посадочных полос (ИВПП), рулежных дорожек (РД), мест стоянок (МС)* и перронов предназначена для обеспечения безопасности при выполнении взлетно-посадочных операций и рулении и обязательна для аэродромов всех классов, определенных СНиП 2.05.08-85 в зависимости от размеров аэродрома и ветровой загрузки летной полосы.
* Маркировку МС, в обоснованных случаях, допускается не наносить.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.2. Маркировка искусственных покрытий аэродромов должна наноситься в виде линий, цифр, букв согласно черт.1.
Схема маркировки аэродрома
1.3. Маркировка искусственных покрытий должна выполняться специальными красками или другими материалами, требования к которым устанавливаются нормативно-технической документацией. Материалы должны обеспечивать видимость знаков при различных условиях освещенности и не вызывать опасности неравномерного торможения колес самолетов.
1.4. Все маркировочные знаки ИВПП должны быть белого цвета и иметь максимальную контрастность в любых условиях.
При необеспеченности контрастности поверхности покрытия с белым цветом разрешается обводка знаков маркировки черным цветом.
1.4, 1.5. (Измененная редакция, Изм. N 1).
1.6. В отдельных случаях допускается нанесение дополнительной информации, необходимой для решения конкретных задач.
2. МАРКИРОВКА ИСКУССТВЕННЫХ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПОЛОС (ИВПП)
Маркировка ИВПП
Расположение, размеры и количество маркировочных знаков на ИВПП
ЭЛЕМЕНТЫ МАРКИРОВКИ ИВПП ПО КЛАССАМ АЭРОДРОМОВ
От 1 до 36: что означают огромные цифры на взлетно-посадочной полосе аэропорта
Несмотря на наличие диспетчерской службы и современных навигационных приборов, взлетно-посадочная полоса в аэропортах всегда снабжена сразу несколькими знаками, которые сообщают важную информацию пилотам. Наиболее заметными являются огромные цифры в диапазоне от 1 до 36, расположенные с двух сторон полосы, и которые никогда не совпадают друг с другом. Это не порядковый номер аэропорта или самой полосы, как можно подумать с первого взгляда. Полосы с одинаковыми цифровыми обозначениями существуют в разных странах по всему миру. Сегодня мы расскажем, что означают эти цифры, а также другие знаки разметки на полосе взлета и посадки.
Двузначные цифры, которые имеются с каждой стороны на любой взлетно-посадочной полосе (ВПП), обозначают ее расположение относительно магнитного полюса нашей планеты, а точнее относительно магнитного курса. Магнитный курс определяется по направлению силовых линий магнитного поля в данной точке земного шара. И поскольку расположение географического Северного полюса и магнитного не совпадают, то этот показатель отличается на несколько градусов от направления относительно географического Северного полюса.
Итак, цифры на полосе связаны с направлением взлетно-посадочной полосы относительно магнитного полюса планеты. Само направление измеряется в градусах, от 0º до 360º, но для удобства эти значения округляют до десятков, и получается, что если направление полосы соответствует 80º, то на ней будет нанесена цифра 08, если 140º, то будет стоять цифра 14 и так далее. Цифры визуально хорошо различимы с большой высоты, так как имеют размеры 3×9 метров.
Если смотреть на полосу с разных сторон, то это направление будет различно и отличается ровно на 180º, а в цифровом выражении — на 18. По этой причине и цифры на разных концах ВПП никогда не совпадают: если на одном конце стоит 12, то на противоположном будет 30. Если посадочные полосы находятся в разных странах и частях планеты, но имеют одинаковое расположение относительно магнитного полюса Земли, то цифры на их поверхности будут совпадать. Если на территории крупного аэропорта имеется несколько полос для взлета и посадки, то к цифровой маркировке добавляется буквенная: L-левая полоса, R-правая полоса и С-центральная полоса.
Кроме цифр в начале ВПП всегда имеются полосы, внешне напоминающие пешеходную зебру. Эти полосы, а точнее их количество, отсчитываемое от центральной линии, позволяет пилоту определить ширину полосы. Если маркировка состоит из 4-х полос, то ширина ВПП составляет 18 метров, 6 полос — 23 метра, 8 полос — 30 метров, и так далее. Чем больше количество полос, тем больше у пилота возможностей для маневров, например, в случае посадки в сложных метеоусловиях.
На каждой ВПП также можно увидеть маркер прицельной точки посадки, который позволяет пилотам сориентироваться относительно места посадки воздушного судна.
Что означают линии на взлётно-посадочной полосе
Разметка на взлётно-посадочной полосе (ВПП) значительно отличается от разметки на автомобильной дороге. Хотя обе выполняют одинаковую функцию – помогают водителям транспортных средств ориентироваться при движении. В частности, пилотам она нужна для ориентирования во время выполнения взлёта и посадки воздушного судна.
Какие бывают знаки и линии на ВПП
На поверхности полосы пассажир при взлёте или приземлении на самолёте может заметить не очень понятные для него знаки. Это могут быть стрелки, пунктирные линии, полоски, цифры, буквы, круги и прямоугольники. Для пилота же всё предельно понятно.
Вся разметка выполнена белой краской. Если поверхность полосы выгорела на солнце и стала слишком светлой, то знаки и линии обводятся черной краской, чтобы они были более заметны с большого расстояния.
Что они означают
Единственное сходство с автомобильной разметкой – это прерывистая линия на протяжении практически всей полосы. Она обозначает центральную ось и помогает пилотам при заходе на посадку удерживать самолёт по центру ВПП.
Первым делом пилоты с воздуха замечают разметку на концевой полосе безопасности. Она единственная выполнена жёлтой краской и напоминает шевроны. Выполнять посадку в этом месте категорически запрещается. Да и вообще находиться там самолётам нельзя, так как это место не рассчитано на их вес. Нужна эта часть полосы, чтобы защитить поверхность земли от мощных выхлопов реактивных двигателей.
Далее на ВПП можно увидеть поперечные линии. Выглядят они как «зебра» на автомобильной дороге. Это называется порог или торец полосы. В этом месте можно начинать совершать посадку. По количеству линий пилот может определить её ширину. Чем она шире, тем больше возможностей у пилота маневрировать при посадке самолёта в сложных погодных условиях.
Каждая ВПП обязательно маркируется с двух сторон огромного размера цифрами, обозначающими номер полосы. Этот номер совпадает с магнитным курсом, на котором она расположена. Если в воздушной гавани несколько ВПП, то к цифрам добавляется буквенная маркировка L, C, R, что обозначает «левая», «центральная» и «правая» соответственно.
Края ВПП обозначены белой сплошной линией.
Где приземляться
В 300 метрах от порога (торца) полосы нарисованы параллельно два больших белых прямоугольника. Это обозначена зона приземления. Условно, это точка касания судна земли.
Далее по полосе через каждые 150 метров нарисованы прямоугольники поменьше, но тоже достаточно большие, чтобы пилот видел эти отметки фиксированного расстояния.
Стрелки и круги
Белые стрелки означают, что на этом участке можно выполнять руление, разбег или пробег самолётов. Посадка в этой зоне запрещена.
Круг в центре взлётно-посадочной полосы указывает КТА – контрольную точку аэродрома. Если в аэропорте несколько ВПП, то КТА отмечается на главной полосе, или между ними, если они расположены параллельно.
Если вы нашли ошибку на нашем сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или просто нажмите сюда, чтобы сообщить нам об этом.