Что означает развитие как философская категория

Категория развития в философии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Философская категория развития представляет из себя главный предмет диалектического познания человека. Изучение данной категории открывает перед человечеством способности руководства процессами развития, позволяя трансформировать материальный мир в соответствии с объективными нуждами человеческой жизни.

Развитие являет собою объективное явление духовной и материальной жизни, которое оценивается и изучается посредством субъекта познания. Философия предполагает рассмотрение развития в контексте одного из важнейших категорий бытия. Сама сложность всего процесса развития предполагает и определяет неоднозначность трактовок категории «развития» в контексте философской мысли человечества.

Античность и Средневековье

В эпоху Античности диалектические мыслители и философы изучали космос. Они полагали, что это целостная система, вследствие чего важно выделять отдельное значение процессу появления явлений и трансформации их в иные процессы. Оны полагали, что мир – это нечто неразрушимое, бесконечное и вечное. По их мнению, все явления в мире повторялись циклически.

Что означает развитие как философская категория. Смотреть фото Что означает развитие как философская категория. Смотреть картинку Что означает развитие как философская категория. Картинка про Что означает развитие как философская категория. Фото Что означает развитие как философская категория

Рисунок 1. Сравнительная характеристика мировоззрения человека Античности и Средневековья. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Философия средневековья дает совершенно иную культурологическую парадигму, в которой Богу По данной теме мы уже выполнили эссе Мое отношение к Богу подробнее отводилось главное место в идеологической составной. Вследствие этого сложилась концепция неповторимости событий в мире, в западная философия выбрала линейную модель развития человечества.

Готовые работы на аналогичную тему

Просвещение и «Немецкая классика»

В эпоху Просвещения возникает новая идея в контексте исторического развития человечества. Так, этот процесс непрерывной прогрессии направляется посредством духовных факторов. Важным элементом эпохи Просвещения был отход от чувственного познания и переход к рациональному познанию, когда человек руководствовался не эмпирической составной, а логической разумной.

Что означает развитие как философская категория. Смотреть фото Что означает развитие как философская категория. Смотреть картинку Что означает развитие как философская категория. Картинка про Что означает развитие как философская категория. Фото Что означает развитие как философская категория

Рисунок 2. Категория развития в философии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Представители немецкой классики разработали огромную целостную концепцию структуры развития, которая базируется на основоположениях объективного идеализма.

Современная философия

В современной философии категория «развития» являет собою отдельный тип изменения, который, в отличии от большого количества других изменений системы, непосредственно связан с обновлением параметров системы, её структуры и функционального состояния. Результатом развития принято считать появление нового качественного состояния объекта.

Возможно развитие только конкретных духовных или материальных систем. В качестве развивающейся системы можно рассматривать отдельный живой организм, общество, Солнечную систему и т.д. Но за пределами конкретных систем развития быть не может. Развитие никогда не выступает как развитие «вообще» или развитие «всего». Говорить о развитии материи в целом можно лишь подразумевая совокупность отдельных развивающихся систем.

Развитие никогда не идёт только по одному направлению, оно имеет сложную многоуровневую структуру и проходит в несколько этапов. Развитие, как правило, описывается как последовательная смена качественных состояний развивающегося объекта. Тем не менее, в содержание этого процесса справедливо также включают изменения в форме существования объекта и его строении. Развитие — это последовательная смена состояний объекта, которая предполагает невозможность сохранения прежних форм существования объекта. Тем самым, при изменениях в организационном устройстве, объект оказывается направленным к выходу на новый уровень существования, ранее невозможный и недоступный.

Три основные модели понимания движения

Существует несколько основных моделей понимания движения:

Источник

Что означает развитие как философская категория

адаптация (как данное приспособление к условиям) → изменения не закрепляемые → эволюция (как инструмент, средство для приспособления) → новое состояние, качество (закрепляемое, включающее новую адаптивность).

Фактически в нем воспроизводится известная Гегелевская триада: цель – средство – результат. (см. об этом: Разумовский О.С., с.51).

Понятие прогресса (от лат. progressus – движение вперед, успех) означает примерно то же, что и эволюция. Оно широко применяется в биологии и особенно широко в социальных науках (см.: Кон И.С., с.28-29). В биологии оно обозначает совершенствование организмов или надорганизменных систем в рамках самой эволюции. Первоначально, термином прогресс в биологии обозначали направление эволюции в сторону усложнения. Ч.Дарвин под прогрессом понимал усовершенствование адаптивных возможностей и способностей организмов к жизни в окружающей среде в условиях борьбы за существование, которая может достигаться не только путем усложнения, но и упрощения, как, например, при переходе к паразитизму, сидячему, прикрепленному образу жизни и т.п. А.Н.Северцев предложил различать здесь биологический и морфофизиологический прогресс (ароморфоз) (см.: Завадский К.М., с. 29-30). В целом, утверждать, что эволюция и прогресс являются целью всего живого, включая человеческое общество, означает либо признание наличия в мире некоей управляющей надмировой силы (теизм), либо признание универсальности целеполагания (телеология), что тоже ведет в конечном счете к теизму, но не согласуется с данными естествознания.

Вместе с тем, Р. есть единство непрерывного и прерывного, скачкообразного, сочетание в Р. линейного и нелинейного. Биология в рамках сальтационизма зафиксировала разрывность Р. своих объектов, а синергетика с более общих позиций описала процессы возникновения неустойчивостей в эволюции объектов любого рода, нелинейности, бифуркации, скачки и т.п. Подчеркнем, что все это происходит в реальности и в реальном времени в пространствах возможного и невозможного, реализуется ради обеспечения максимальной адаптивности и жизнеспособности данного объекта, его устойчивости, эффективности и т.п. При этом кажущаяся целесообразность описываемых феноменов и процессов не что иное как необходимая реализация закономерного, то есть естественной природы как самих объектов, так и среды, о которых идет речь, их свойств и характеристик.

Аналогично, основы физико-химического характера, связанные с наличием электронных каркасов, «остовов» в атомах, обусловили эволюцию химизма в истории нашего вещественно-полевого мира. Точно так же, Р. совокупности всех атомов (см. таблицу Менделеева) в эволюции Вселенной после Большого взрыва, начиная с атома водорода, были обусловлены каркасом из элементарных частиц, порожденных фридмоном, и мировых констант, начиная от зарядовых величин. Оно обеспечивалось также возникшими при этом 4-мя типами физических взаимодействий – электомагнитных, гравитационных, сильных и слабых. В эволюционном плане, историческое появление человека и человечества на Земле – закономерный процесс, в основе которого лежит прежде всего биота. Ведь, это часть глобального адаптациогенеза ради сохранения именно инвариантной части генома всего живого. Тогда, если это осознано человеком, то надо решать задачи и сохранения необходимого разнообразия в рамках всей биоты. Возможно, в этом заключен весь главный смысл существования и Р. человечества на Земле и его экспансии в Космос (см. Разумовский О.С., с. 59).

Религии, древней философии и науке понятие о Р. не было чуждо. О совершенствовании (и деградации) души в ряду последовательных реинкарнаций нам повествует индуизм. Уместно вспомнить Гераклита и его идею, что все существует и не существует, все течет все изменяется, а также идею Анаксагора об устремленности всего к совершенству. Хотя, по оценке Э.Г.Юдина, время в античной философии мыслилось как протекающее циклически и все в мире совершается по раз и навсегда заданной программе. Вопрос о необратимых изменениях тогда не ставился, более важным считался вопрос из чего это все вышло, возникло (проблема «первоначал мира»). Космос понимали идеальным и совершенным, принципиально новые связи, свойства, качества для объектов мира исключались. Лишь с появлением христианства возникает идея о линейном одномерном течении времени, присущем однако лишь только духу. Позднее, Р. опытного естествознания вызвало к жизни идею естественных необратимых, хотя лишь только линейных изменений в истории природы и общества. Современное научное понятие Р. возникло благодаря космологии и особенно биологии в Новое время (примерно с сер. XVIII века), начиная от космогонической гипотезы И.Канта и П.Лапласа, теории катастрофизма Ж.Кювье, а затем также работ Ж.Ламарка, когда он попытался объяснить историю живых существ на Земле. В середине XIX в., благодаря Г.Спенсеру, Ч.Дарвину, Э.Геккелю и др., понятие Р. стало основным принципом биологии, геологии, космологии, а затем также антропологии, психологии ( принцип эволюции, дарвинизм ), философии истории и культуры (И.Гердер).

Разумеется, данная схема не является рассчетной, а всего лишь иллюстративной. Вместе с тем, она с трудом согласуется с утверждениями, что Р. суть чисто качественный процесс, лишенный количественных, а также структурных характеристик. Так, превращение хаоса в порядок и обратно, как об этом говорит синергетика, суть и качественное явление, и структурно-системное, и количественно измеримое, связанное с пространственными конфигурациями и их изменением. Сами же чисто хаотические изменения разного рода нельзя отнести к Р., как к нему нельзя отнести также простое функционирование, механическое движение в пространстве и времени, одноуровневые горизонтальные количественные изменения и переходы, такие, какие происходят в ходе идиоадаптации и др. и изучаемые в биологии, разнообразные циклические процессы, обратимые явления и круговороты.

Различают индивидуальное Р. и всеобщее Р. Первое у органических форм имеет единообразный циклический характер: от рождения к расцвету, а от него к закату и смерти. К числу вторых можно отнести Р. природы в целом, галактики, солнечных систем, планет, Солнца по отношению к своей системе, Земли по отношению к ее частям, жизни вообще и земной по отношению к ее компонентам, человечества, типов организмов, видов, организмов по отношению к их частям и др. Но при этом необходимо видеть относительность такого деления, когда индивидуальным в зависимости от точки зрения наблюдателя может стать общее.

Вторая позиция состоит в том, что Р. характерно только для настоящих систем (а не для сетевых структур, комплексов разного рода, агломераций и хаоса). Она отчетливо сформулирована у нас (например, Алексеевым и Паниным). Однако не понятно, как это могут эволюционировать сетевые и др. структуры, например, популяции организмов и т.п., что на самом деле уже было в ходе видообразования.

Литература

Источник

Развитие как философская категория

Метафизическая абсолютизация момента устойчивости в движении приводила к отрицанию развития. В XVIII в. господствовала идея неизменности природы. Но с конца этого века в естествознании формируется идея развития (кантовская космогоническая гипотеза, эволюционная палеонтология, теория Дарвина и т. д.).

В настоящее время вряд ли встретишь человека, отрицающего развитие вообще. Но понимание его различно. В частности, остается дискуссионным вопрос о соотношении категорий движения и развития: какая из них более широкая, а может быть, они тождественны?

Анализ фактического материала показывает, что развитие не тождественно движению. Так, не всякое качественное изменение является развитием; вряд ли можно считать развитием такое качественное изменение, как таяние или замерзание воды, уничтожение леса пожаром и т. п. Развитие – некоторое особое движение, особое изменение.

Используем предлагаемую в нашей философской литературе модель развивающегося объекта (системы). В ходе его развития выделяются четыре стадии: возникновение (становление), восходящая ветвь (достижение зрелого состояния), нисходящая ветвь и исчезновение.

На первом этапе – формирование системы из элементов. Естественно, что материальный объект не возникает «из ничего». Процесс возникновения обычно идет как «самоконструирование», спонтанное соединение элементов в систему. Способ соединения определяется свойствами элементов. С возникновением системы появляется нечто новое, то, чего нет в ее элементах и что может быть представлено как неаддитивная сумма свойств элементов.

После становления системы она вступает в восходящую стадию. Для этой стадии характерно усложнение организации, возрастание множества возможностей.

Материальная система проходит через некоторую высшую точку развития и вступает в нисходящую ветвь. На этой стадии происходит относительное упрощение структуры, сокращение множества возможностей, возрастание степени неупорядоченности.

Конкретная отдельная материальная система не может существовать и развиваться вечно. Рано или поздно она исчерпывает свои возможности, идет процесс дезорганизации внутренних связей, система становится неустойчивой и под влиянием внутренних и внешних факторов она прекращает свое существование, переходя в нечто иное.

Для последующей конкретизации понятия развития используются понятия прогресса и регресса. Иногда восходящую ветвь характеризуют как прогрессивное, а нисходящую – как регрессивное изменение. С нашей точки зрения, такое понимание неправомерно. Факты показывают, что на обоих этих стадиях есть и прогресс и регресс, но дело в их различном соотношении: на восходящей ветви доминирует прогресс, на нисходящей – регресс. Понимание восходящей и нисходящей ветви как единства прогрессивных и регрессивных изменений является важной методологической идеей, поскольку снимает возможность метафизического огрубления в понимание развития.

Для определения понятия прогресса (регресса) можно использовать понятие уровня организации. В общем плане прогресс можно определить как форму изменения системы, связанную с повышением уровня организации, а регресс – как форму изменения системы, связанную с понижением уровня организации.

Предложенное понимание предполагает указание на критерии уровня организации. Выделяют три группы критериев: системные, энергетические и информационные. Системные характеризуют уровень организации с точки зрения сложности системы, разнообразия элементов и структурных связей, степени устойчивости и т. д. Энергетические критерии показывают степень эффективности функционирования системы (затраты вещества и энергии для достижения определенной цели). Информационные критерии характеризуют системы по числу каналов связи и объемам получаемой информации от окружающей среды, состояния систем управления.

Для адекватной оценки уровня развития отдельных материальных систем нужно учитывать все эти критерии. Но думается, что особое внимание при этом нужно уделить системным критериям, поскольку другие так или иначе зависят от них.

Источник

Развитие как философская категория

Процесс развития как философская категория и переход одного качества в другое с целью формирования новых систем. Влияние типа связей и взаимодействия на направление развития, диалектика как учение о нем. Прогресс и регресс, их диалектическое соотношение.

РубрикаФилософия
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления27.06.2011
Размер файла38,7 K

Что означает развитие как философская категория. Смотреть фото Что означает развитие как философская категория. Смотреть картинку Что означает развитие как философская категория. Картинка про Что означает развитие как философская категория. Фото Что означает развитие как философская категория

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Развитие как философская категория


Под новым подразумевается также и то, что стимулирует развитие, а не тормозит его.


Идея развития складывалась в человеческом сознании на протяжении веков. Было время, когда представления о развитии как таковом вообще не существовало. Для этого недоставало конкретных знаний о развивающихся объектах (геологических, биологических и других). Античные диалектики, рассматривая космос как связное целое, больше всего интересовались процессом возникновения и превращения одних явлений в другие.


Диалектика как учение о развитии


С примерами диалектического мышления мы уже знакомы по изложению в историко-философском разделе учебника идей Гераклита, Сократа, Платона, Гегеля, Маркса и других мыслителей. Обобщенно совокупность разработанных ими принципов диалектики может быть представлена в следующем перечне:


всеобщая взаимосвязь всех явлений;


всеобщность движения и развития;


взаимосвязь количественных и качественных изменений как проявление механизма развития;


развитие через отрицание;


отрицание отрицания как проявление направленности процессов развития;


Содержание этих принципов оказалось достаточно эвристично и по сути предвосхитило многие последующие открытия. Так, на принцип всеобщей взаимосвязи всех явлений органично легла общая теория систем. Ведь если любой объект материального мира можно рассматривать как состоящую из взаимосвязанных элементов самостоятельную систему и одновременно как элемент системы более широкой, то получается, что любой элемент любой системы нашей Вселенной через многоуровневую иерархию взаимосвязей бесчисленных систем связан с любым другим элементом абсолютно любой системы.


Каждая вещь в этом мире пусть опосредованно, но связана с любой другой, являясь, по выражению Ф. Энгельса, «эхом всей Вселенной».


Под диалектическим противоречием при этом понимают отношение одновременного взаимополагания и взаимоисключения различных сторон развивающегося объекта. Таковы, в частности, взаимоотношения хаоса и порядка в неживой природе, наследственности и изменчивости в живой природе, эксплуататоров и эксплуатируемых, добра и зла, истины и заблуждения в социальном мире. Эти противоположности (стороны противоречия) полностью отвечают диалектическим требованиям:


1) они не существуют одна без другой (нет добра без зла, а истины без заблуждения);


2) именно их «борьба», т.е. противоречивое взаимодействие, и дает импульс развитию (порядок рождается из хаоса, добро крепнет только в преодолении зла и т.д.).


Диалектический характер развития подразумевает также наличие в его динамике резких переходов от одной стадии к другой, перерывов постепенности, скачков. Последние всегда связаны с моментом разрешения противоречия, в результате чего предмет либо погибает, либо обретает новое качество.

развитие философская категория диалектика

Та же фундаментальность или центральное положение принципа противоречия обнаруживается и в построении системы иных категорий диалектического мышления.

Степень их общности настолько велика, что без них не может обойтись не только теоретическое знание, но и наше обыденное мышление. Невозможно сформулировать ни одну мысль, не опираясь (явно или неявно) на различение общего и единичного, возможного и действительного, причины и следствия, необходимого и случайного, сущности и явления, формы и содержания и т.д.

В этом перечислении категории не случайно поставлены парами. В таком способе устройства категориального строя нашего мышления находит отражение все тот же фундаментальный диалектический принцип двойственности, противоречивости всего существующего. Каждая пара категорий представляет собой воплощенное противоречие, т.е. единство противоположностей. Например, общее и единичное (как и любая другая пара категорий) самоочевидно исключают друг друга, но в то же время не существуют порознь, по отдельности. А при определенных условиях, способны к взаимопревращению: единичное может стать общим, равно как и наоборот.

Так, случайная мутация может привести к появлению у организма нового признака, существующего на этот момент в единичном варианте. Но если он окажется полезным в плане приспособления к окружающей среде, он будет закреплен механизмом наследования и вскоре станет общим признаком популяции. Возможен и обратный процесс: потерявший приспособительную функцию общий признак может утрачиваться большинством популяции и встречаться лишь в рудиментарных единичных случаях. На этом же примере можно продемонстрировать и диалектику взаимоотношений необходимости и случайности. Случайная мутация (сбой в работе генетического аппарата), подхваченная естественным отбором, в конечном итоге оборачивается проявлением необходимости эволюционного процесса.

Таким образом, категории диалектики, схватывая наиболее общие связи и отношения действительности, одновременно воспроизводят и их изменчивость, подвижность, релятивность.

Прогресс и регресс, их диалектическое соотношение


Процесс развития предполагает накопление качественных новообразований, которые необратимо уводят систему от ее исходного состояния в направлении либо повышения уровня организации системы, либо ее понижения, либо сохранения в общем того же уровня при постоянных модификациях. Такие формы развития выражаются категориями прогресса, регресса и одноплоскостного развития. Бросив взгляд на историю человечества, возвращаясь мыслью от звена к звену в глубь веков, мы обозреваем непрерывную цепь сменявших друг друга поколений людей. Каждое из них родилось, жило, радовалось, страдало и уходило в мир иной. Ткань всемирной истории состоит из вечно зарождающейся и обрывающейся жизни индивидов и из непрерывной цепи того, что создано их усилиями.


Долог и тернист путь человечества. От первобытного стада до современных социальным систем, от каменного рубила до использования энергии атома, автоматики, электроники и информатики, от стойбища вокруг костра и шалаша до современных гигантских городов, от бродячих сообществ дикарей до великих наций, от примитивных знаний, переплетенных с мифологическими вымыслами, до глубоких и изощренных теорий.


В XIX веке в прогрессе действительно видели путь к лучшему для человечества. Современное разочарование в прогрессе в первую очередь вызвано обманутыми надеждами: прогресс технологии обернулся экологическими бедами и опасностью физической гибели человечества (оружие массового поражения, катастрофы на АЭС), социальные эксперименты привели к чудовищным жертвам и созданию вырождающихся тоталитарных обществ.


В XX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф.


Отрадная уверенность, что все доброе и разумное в конце концов восторжествует и непобедимо, не имеет никакой почвы в механистическом миропонимании: ведь здесь все абсолютная случайность. И отчего же та самая случайность, которая нынче превознесла разум, завтра его не потопит, и которая нынче делает целесообразными знание и истину, завтра не сделает столь же целесообразными невежество и заблуждение? Или история не знает крушения и гибели целых цивилизаций? Или она свидетельствует о правильном и неправильном прогрессе?


Список используемой литературы

2. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1948.Т. VIII.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13. С.496.

7. Поппер К.Р. Что такое диалектика? // Вопросы философии. 1992 г. №12

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

контрольная работа [36,5 K], добавлен 14.05.2011

История законов в древней китайской философии и диалектическом материализме. Взаимосвязь законов и категорий диалектики. Закон взаимного соответствия и диалектический закон единства и взаимопроникновения противоположностей. Философское понимание закона.

реферат [36,1 K], добавлен 20.03.2014

Образование как системное явление и философская категория. Функции института образования в обществе. Системный подход к реформе образования в Российской Федерации. Философское осмысление образовательной реформы, ее влияние на развитие общества в России.

реферат [25,4 K], добавлен 02.12.2009

Понятие и характер движения, проблема его источника и соотношение с покоем, а также материей. Социальная форма движения материи. Критика редукционизма и механицизма. Сущность и значение развития, прогресс, регресс, круговорот в природе и обществе.

контрольная работа [31,9 K], добавлен 04.02.2015

Философская антропология – учение о человеке, ее соотношение с комплексом современных наук о человеке и философскими дисциплинами. Западная философская мысль. Государство как инструмент осуществления справедливости и удовлетворения потребностей человека.

презентация [553,9 K], добавлен 13.05.2012

Основные значения понятия «диалектика». Наука о развитии и всеобщей связи, о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. История развития диалектики, ее принципы и категории. Частные (специфические), общие и универсальные законы.

контрольная работа [31,8 K], добавлен 09.01.2011

Милетская школа как первая древнегреческая научно-философская школа, основанная Фалесом в Милете. Представления о космогонии. Диалектика и учение Гераклита. Сущность принципа относительности, единства и борьбы противоположностей, всеобщего развития.

презентация [1,9 M], добавлен 07.01.2017

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *