Что означает рефрен о русская земля ты уже за холмом
О Руская земле! уже за шеломянемъ еси!
Слово о полку Игореве
Древнерусский текст
«О Руская земле! уже за шеломянемъ еси!»
Эта фраза встречается в Слове два раза. Как переводят?
Жуковский:
«О Русская земля! Уж ты за горами»
Лихачев:
«О Русская земля! Уже ты за холмом!»
Заболоцкий
«О Русская земля!
Ты уже за холмом»
Они в Армии служили?
Как там называются подобные стоны?
Что скажет князь Игорь, если услышит это?
В Армии такие настроения резко пресекаются командованием и старослужащими, войско идет в бой и важен Дух.
Игорь тех, кто оглядывается и стонет, пошлет, потом пошлет к мамочке домой.
Войско Игорево Земли Русской не покидало.
Игорь идет по РуСкой Земле и до Сулы, рубежа разделяющего нас и половцев,она будет Русской.
Поэтому РуСкая Земля не скрывалась.
О Руская Земля, Зашеломянем еси!
Это девиз, а не стон, а девиз может повторяться и два, и двадцать два раза.
Автор Слова, «наполнившись ратным Духом» Игорева войска, тоже собирается защищать, зашеломянять Русь.
Второй раз, когда упоминается
«О, Русская земля! Уже зашеломянемъ еси!»
— войско Игоря не движется и, по факту, ничего скрыться ни за какими холмами не может.
Здесь Автор произносит эту фразу только от Себя.
Перед Своим боем. Для Него это важно.
Во-первых, благодарные потомки сделали из русских полков князя Игоря нытиков и
маменьких сынков-сомневаюсь, что он этому обрадуется.
Войскам Игоря надо с боем пройти половцев, чтобы испить шеломами Дона-что это?
«Великий Дон»-это Днепр-Славутич, там где он разливается в море.
Дальше вдоль Днепра Игорь дошел бы до Черного Моря.
Это уже Византия-Рим.
Там на корабли и к Христу, в Тьмуторокань.
А во-вторых эти потомки сделали из себя идиотов, поскольку Русская Земля скрылась за холмами два раза.
И потом, хотелось бы все-таки установить, что же это за холмы, за которыми скрылась Русь? Они названия имеют?
Да. Это головы академиков и поэтов, поименно.
глава из книги «Автор Слово о полку Игореве Христос»
«О русская земля, ты уже за холмом…»
Когда князь Владимир проводил первую религиозную реформу, он приказал поставить на высоком берегу Днепра статуи разных богов. Главным был громовержец Перун, которого уже через несколько лет тот же Владимир прикажет сбросить в Днепр. Компанию Перуну составляли Дажьбог, очевидно, бог Солнца, Стрибог, может быть, бог ветра. Была там еще Мокошь – женское славянское божество.
А дальше рядом с этими славянскими богами затесались еще два, чьи имена вызывают бурные споры – Хорс и Семаргл. Есть обоснованные предположения, что это боги иранского происхождения. Что же они делали в древнем Киеве?
Ответ прост. Если Владимир счел нужным поставить статуи этих богов значит, в Киеве было много людей, которые им поклонялись. И это яркое (и не единственное доказательство) того, каким разнородным было население древней Руси. Наше представление о том, что Русь населяли только голубоглазые и светловолосые красны девицы и добры молодцы, мягко говоря, не совсем соответствует действительности.
По всей Восточно-Европейской равнине славяне соседствовали (и продолжают соседствовать) с множеством финно-угорских народов – мерей, муромой, мордвой – и другими. С севера приплывали и часто оставались на Руси, скандинавы-варяги. А с юго-востока на Русь приходило мощное дыхание Степи.
И если варягов мы представляем себе более или менее мирно спускающимися по рекам на ладьях, о финно-уграх вообще мало думаем, то со Степью все ясно – оттуда приходят жестокие кочевники «с раскосыми и жадными глазами», как напишет Блок о скифах (которые, скорее всего, были европейцами). Кочевники разоряют русские города и деревни, уводят в полон людей, против них отправляется в поход Игорь Святославич, от них защищают Русь Илья Муромец и другие богатыри.
Какая красивая сказка.
Конечно, русские князья воевали с выходцами из Степи – и с печенегами, и с половцами и с другими, о которых спичрайтеры президента не имеют представления. Только ведь князья и между собой воевали. А вот князь Игорь ( не тот Святославич, а другой, которого убили – не степные кочевники, а славянское племя древлян) – в начале Х века заключил договор с печенегами. Позже он решил пойти войной на Византию и позвал с собой печенегов. В начале XI века князья Ярослав и Святополк боролись за власть, и Святополку помогали печенеги. Похоже, не всегда они были врагами Руси.
С половцами еще интереснее – благодаря «Слову о полку Игореве» у нас закрепилось представление о том, что они – извечные враги Руси. Но половецкий хан Кончак, к которому князь Игорь попадает в плен, до этого был его союзником – они вместе ходили в поход против враждебной Игорю группировки русских князей. А сын Игоря в плену у половцев женился на дочери Кончака – и потом вернулся с ней и с родившимся у них сыном Изяславом на Русь.
А видели ли вы реконструкцию внешности князя Андрея Боголюбского? Что-то он не похож на стереотипного славянина. Так его мать, жена Юрия Долгорукого, была полочанкой. Не исключено, что и бабушка. Отец Долгорукого, великий Владимир Мономах, насколько мы знаем, был женат трижды – один раз на английской принцессе, второй на гречанке, а третий – на дочери половецкого хана.
Но кто бы ни была бабушка Андрея Боголюбского, он, как и многие другие князья, находился в тесных отношениях с половцами. Известно, что отправившись воевать с киевлянами, он пришел к «Матери городов русских» с половцами – и позволил им разграбить город.
А вот в 1223 году, когда монгольское войско пришло в донские степи, половцы не объединились с ними ( Как? Они же должны все вместе Русь-матушку терзать?). Половецкий хан Котян отправил гонца к своему зятю, Мстиславу Галицкому, и тот организовал помощь, увы, не слишком эффективную.
Древняя Русь находилась в сложных, иногда враждебных, иногда дружеских отношениях со степными народами. И не надо строить представления об истории по убогой схеме «Мы – Они». Так не бывает – среди «нас» бывают и конфликты, и войны, а «они» могут оказаться близкими родичами.
О, Русская земля! Ты уже за холмом!
Из событий не так уж давней истории мы знаем, что и Гитлер в плане завоевания Советского Союза «Барбаросса» намеревается не только захватить Москву, но и. полностью ее затопить. Он следовал традициям своего предшественника, императора «Священной Римской Империи» Фридриха Барбароссы. Завоевав в XII веке Милан, он приказал не просто смести город с лица земли, но и землю распахать, чтобы не только камня на камне не осталось, но даже и памяти об этих камнях. Не то ли, скажем, и сегодня в Москве происходит на наших глазах? Когда тихою сапой, а когда и нагло, в открытую (в особенности в последние пятнадцать-двадцать лет!) уничтожается и вытесняется всевозможными уродливыми и чужеродными «скребонебами» все то, что столетиями хранило и выражало неповторимый лик и самою душу Первопрестольной столицы.
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Феномен «сигнальной наследственности» или, проще, негенетической преемственности был впервые открыт генетиком М. Лобашевым, пронаблюдавшим и описавшим процесс заимствования потомством жизненно важных навыков от старшего поколения. Это открытие широко использовал в разработке своей теории этноса и Л.Н. Гумилев. По его мнению, кормящий ландшафт и сигнальная наследственность и были теми условиями, при помощи которых формировались неповторимые и устойчивые во временах лики этносов. А в отрыве от родной земли, от семейственных и родовых связей и этносу и даже отдельному человеку сохранить свою самобытность, свое лицо, сотворенное и запечатленное в традициях поведения, в непосредственных реакциях и восприятиях мира, преемственно передавамых «из рода в род», было невозможно.
Теряли лицо, а затем самих себя и свою жизнь многие, пребывавшие ранее в пространствах истории этносы. Они растворялись в других «водах» и «течениях» духовно и метафизически, а вслед за тем неминуемо утрачивали и свою землю, как физическую реальность, превращаясь в этносы-бомжи, чтобы вслед за тем прекратить и свое собственное самостоятельное существование на земле.
И то, что пепел нам священный,
Для них одна немая пыль.
П.А. Вяземский, 1840 г.
Вспомним, как разрушалась шаг за шагом живая связь поколений, как в Х1Х веке навязан был ненавистниками России и Православия конфликт отцов и детей. Это был страшный удар: ибо отрицая и презирая родителей, отцов, высокомерничая над ними, становясь их судьями, мы неминуемо приходим и к отрицанию Родины! Как был перевернут с этой разрушительной целью с ног на голову роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»! До сих пор не вернулись мы к тому, что действительно было задумано и написано автором, видевшим то, что назревало в России, и не одобрявшим это искусственное разрывание семей и поколений, тех, кто на самом деле горячо любили друг друга.
Не потому ли не увенчались успехом патриотические надежды, что не имели мы тогда (да и сегодня все ли имеем?) мужества отказаться от компромиссов, рожденных себялюбием? С изуродовавшим русскую душу марксизмом, привычным и грубым материализмом? Не потому ли, что упорно охраняли свой собственный покой, уклоняясь от очистительной правды и неминуемого покаяния пред Богом? Ведь оно привело бы к пониманию того, что не от других надо требовать самоотречения, а начинать с самих себя!
«. Господь Бог носил тебя, как человек носит сына своего, на всем пути, на всем пути, которым вы проходили, до пришествия вашего на сие место» (Втор.1:31).
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной.
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
И. А. Бунин. 1918 год.
Конструкция ковчега была совершенна. Она обеспечила семье Ноя безопасное пребывание в пучине умножающихся вод в течение более пяти месяцев! По указанию Божию, Ноем были сделаны в ковчеге три жилья: нижнее, второе и третье (Быт.6:16). Что же они означали, что прообразовывали эти три жилья?
У Степана Тимофеевича Аксакова в «Детских годах Багрова внука» есть удивительные страницы, где вспоминает он тяжкое, долгое и чуть ли не смертельное боление свое во младенчестве, и странный, на первый взгляд, метод лечения, избранный его матерью. Как только становилось мальчику совсем худо, запрягали лошадей, укладывали младенца в коляску, а затем отправлялись в путь по широким и долгим степным дорогам. И только там, на родных оренбургских просторах, среди безбрежных степей, среди трав и природы Родины своей, он оживал.
Прямая дорога, большая дорога!
Простору немало взяла ты у Бога,
Ты вдаль протянулась, пряма, как стрела,
Широкою гладью, что скатерть легла!
«Праотцы называли себя странниками не только по отношению Палестины, но по отношению к целой вселенной, [. ] они искали Отечества Небеснаго».
Свт. Иоанн Златоуст
Вот эти-то слова Господа о втором рождении и открывают нам путь к пониманию того, чем является для человека земная Родина.
«. Тамо вопросиша ны пленшие нас о словесех песней, и ведшие нас о пении: воспойте нам от песней сионских. Како воспоем песнь Господню на земле чуждей; Аще забуду тебе Иерусалиме, забвена буди десница моя» (Пс. 136:1).
Давно и не нами сказано: в чем согрешил, в том и исправляйся. Всю полноту, всю красоту, все счастие русское и весь смысл своей народной жизни мы погубили, покинув церковную ограду. Отвергнув Христа, мы тем самым порушили и все духовные скрепы нашей земной жизни, и прежде всего свою «смертную связь» с единственной нашей Богом дарованнной Родиной. Теперь-то понятно, отчего не увенчались успехом попытки возрождения патриотического сознания в конце ХХ века, почему не смог возыметь действия искренний и горький плач об уходящей под воду забвения Родине. Как не удается оживить святую Любовь к Отечеству тем, кто уповает на внешность, на обряд пусть даже очень древний и красивый. Да хоть воспроизведи весь быт Святой Руси из ХУ11 века, что выйдет? Один только театр, одна фальшь, ряженые, мертвечина и сушь.
Ее степей холодное молчанье,
ее лесов безбрежных колыханье.
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Так можем ли мы вернуться домой другой дорогой?
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.
Что означает рефрен о русская земля ты уже за холмом
До наших дней дошёл удивительный памятник древнерусской литературы XII в. – «Слово о полку Игореве». Чем же он так велик? Кульминационное событие былины – поражение Игорева войска, – нисколько не умаляет величину «Слова…», более того, через это событие мы можем прочувствовать мужество и отвагу воинов того времени, их несломленную преданность и любовь к русской земле.
Роль пейзажа накануне второй битвы русских с половцами
Без веры не живет русский человек. А в языческие времена обращение к неведомым силам неизбежно, и силы эти могучие таятся в родной природе. Перед вторым боем на Каяле «…кровяные зори возвещают бедствие с утра», «надвигается туча», «вспыхивают молнии». После таких предзнаменований автор конкретно не указывает на то, как ведет себя Игорь и что говорит, однако, это не мешает нам увидеть еще более ярко приблизившуюся беду. « …Стоном стонет мать-земля сырая…» – намеренный повтор корней в начале стиха усиливает впечатление.
Как природа переживает поражение Игорева войска
Отважно начинался бой Игоря, но случилось поражение, и теперь эта степь, которую так самозабвенно охраняли воины, «поникла, жалости полна». Сама природа потеряла свое величие – «и деревья ветви приклонили». Заметим, что природа не бунтует против нанесенного ей вреда – настоящего и последующего. Она смиренно несет тяжкое бремя, проникается сожалением к сынам своим и не оставляет заботы о них. Так, при побеге из плена родная природа выводит своего воина из «пут вражеских».
Как родная природа помогает Игорю при побеге из плена?
Аллегорично описывает автор побег князя Игоря, который оборачивается то гоголем, то тростником, то соколом. Отчаянно взывает жена князя Игоря Ярославна к силам природы. Всеми мыслями и сердцем устремляется она на помощь князю. К солнцу, ветрам, Днепру княгиня обращается, как к братьям. Не будь такого самозабвенного призыва и нераздельной любви к своему краю и суженому, гораздо сложней пришлось бы возвращаться дружине и князю на родину.
Роль рефрена «О, Русская земля! Ты уже за холмом…»
Рефрен «О, Русская земля, ты уже за холмом!» повторяется, и оттенки чувств каждый раз несколько различны. Это и невозможность возврата, потому что решение князь принял неоспоримое. Чувствуется некоторая горечь сожаления и вины, потому что результат битвы может обернуться поражением. Иной раз слышится в этом возгласе воодушевление, которое помогает привлечь все силы, но не допустить врага за холмы и степи Руси.
В «Слове о полку Игореве» тесно переплетаются природные явления и события жизни героев. Игорь терпит поражение, и деревья склоняют ветви. Игорь мыслью устремляется на родину, и опять же природа устраивает все так, что он остается незамеченным. Нераздельна связь между отцом и сынами. Святослав видит вещий сон после неудач дружины Игоря и изливает свое «златое слово». Отец сквозь слезы все же принимает своих сынов и прославляет их. Именно такое глубокое смирение, прощение и жертва жен, матерей, самой природы и Святослава дают силы противостоять злу и жить дальше в единении и братстве.
Мультсериал “Ожившие экспонаты”. Серия “Слово о полку Игореве” – видео
ГЕРОИ ИГОРЕВОЙ ПЕСНИ
(«Слово о полку Игореве», 9 класс)
Зверева Любовь Николаевна,
методист ИМЦ Невского района Санкт-Петербурга,
учитель ГБОУ СОШ № 13
с углублённым изучением английского языка
Святослав, выслушав бояр, как и подобает старейшему, произносит «золотое слово», укоряет Игоря и Всеволода, которые поторопились Половецкой земле досаждать мечами. После этого раздаётся призыв вновь прозвенеть прадедовской славой, дружно выступить против общего врага. За словами Святослава – авторская мысль о желанном единстве. Образ Святослава – попытка художника повлиять на ход истории, спасти страну, воздействовать словом на тех, кто имел власть. (Дополнение учителя: Образ Святослава Киевского можно сравнить с образом повествователем в «Поучении» Владимира Мономаха. Святослав обликом напоминает патриарха. Киевский князь Святослав символизирует в «Слове» необходимость сильной политической власти для страны).
Звучит ария Ярославны из оперы «Князь Игорь».
Группа 4. Ярославна.
Вопросы карточки:
• Какое место занимает «Слове…» плач Ярославны?
• Почему автор ничего не говорит о её красоте или о характере?
• Почему она обращается за помощью не к другим русским князьям, а к силам природы? В чем и почему она упрекает Ветер? Почему героиня обращается к Днепру? Почему к великому и грозному Солнцу обращается со словами упрека?
• Как образ Ярославны связан с другими образами произведения (князем Игорем, русскими жёнами, русской природой, Русской Землей)?
Примерный ответ группы:
Особую группу «Слова…» составляют женские образы. В них воплощены печаль о воинах. Ярославна оплакивает не только пленение своего мужа, она скорбит обо всех павших русских воинах. (Дополнение учителя: Её речь, обращённая к силам природы, по форме – плач-заклинание, рождённое поэтической силой славян, столетиями поклонявшихся солнцу. Всё в мифическом разговоре Ярославны со стихиями – от устного народного творчества: и обращения, и вопросы, и просьбы, и причитания. Ярославна хочет полететь кукушкою по Дунаю, омочить рукав в Каяле-реке, чтобы исцелить им кровавые раны Игоря. Дунай от Путивля далёк. Дунай – это река детства, на ней сидел отец её, Осмомысл Галицкий).
У Ярославны были основания упрекать Ветер в том, что он метал вражеские стрелы на войска Игоря. К Днепру Ярославна обращается почтительно. Солнце было губительным для Игоря, ведь в третьем дневном бою дружины Игоря и Всеволода попали в условия невыносимой жары, не было воды. Язычество веками жило верой в силу вещего слова. Вся природа была живым существом, и надо было найти нужное слово. Христианство потеснило, но не уничтожило язычество. Народ соблюдал христианские обряды: ходил в церкви, молился, но вера предков не могла исчезнуть сразу, жившая столетиями.
Группа 5. Образ природы. Образ Русской Земли.
Учитель: В развитии событий поэмы деятельную роль играет природа. Автор превращает ее в живое, мыслящее существо, которое страдает или радуется вместе с героями, осуждает или одобряет их поступки. Картины природы проникнуты любовью автора к родине.
Вопросы карточки :
• Когда, где и в связи с какими событиями в произведении появляются образы русской природы и Русской Земли?
• Какова роль пейзажа накануне второй битвы русских с половцами?
• Как природа переживает поражение Игорева войска?
• Как родная природа помогает Игорю при побеге из плена?
• Какова связь образов Русской Земли и природы с фольклором?
• Какова роль рефрена «О Русская земля! Ты уже за холмом «?
Примерный ответ группы:
Географическая «характеристика» Руси, ее обширных пространств в «Слове…» затем дополняется эпическим и масштабным изображением природы. Это ее явления и стихии (солнце, ветер, грозовые тучи, молнии, затмение, туманы, дожди, вечерние и утренние зори), живые обитатели (птицы и звери), растительный мир (деревья и травы). И все это автором олицетворено, пейзажи в «Слове…» не статичны, а всегда динамичны: «кровавые зори свет возвещают, черные тучи с моря идут, а в них трепещут синие молнии». При этом природный мир в «Слове…» всегда действует в унисон событиям и поступкам людей, то предостерегая их, то сопереживая им. Так, затмением солнца природа словно предупреждает Игоря об опасности, а звери и птицы своим необычным поведением пророчат беду, трава никнет от печали, а деревья в тоске роняют листья: «Но уже беду его подстерегают птицы по дубравам; волки грозу навывают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы лают на красные щиты». Социальные беды Русской земли, княжеские войны и усобицы оказываются одинаково губительными и для людей, и для всего природного мира. Поэтому утренние зори становятся «кровавыми», тучи «черными», «земля гудит, реки мутно текут, пыль степь застилает».