Что означает родительский комитет
Права и обязанности родительского комитета
Что входит в обязанности родительского комитета:
Кто и как выбирает родительский комитет
Многие мамы и папы уверены, что права и обязанности родительского комитета в школе до сих пор регулируются традициями в большей степени, чем законодательством.
Отчасти это верно. Единого прописанного нормативного акта нет, есть п. 7 ст. 44 Закона «Об образовании в РФ», согласно которому родители вправе «принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации», и п. 6 ст. 26: для учета мнения обучающихся, родителей «создаются… советы родителей (законных представителей)…».
Таким образом, родительские комитеты — добрая воля всех заинтересованных лиц.
Выборы происходят на классном собрании, а из представителей комитетов классов выбирается общешкольный.
И участие в такой общественной деятельности, и распределение обязанностей среди родительского комитета — дело сугубо добровольное: обычно актив состоит из трех-четырех человек, из них выбираются председатель и казначей, ответственный за сбор и распределение денег на нужды класса. Последнее — веяние времени, и возмущаться, похоже, бесполезно, но контролировать финансы вполне реально. Комитет обязан регулярно отчитываться о своей деятельности, и если с работой он не справляется, собрание вправе его заменить, не дожидаясь ежегодных выборов.
Обязанности родкома
Непосредственные права и обязанности родительского комитета в классе — помочь учителю (и другим родителям) организовать учебу и внеклассную жизнь своих чад. А именно:
Избранные представители классов решают общешкольные вопросы — обязанности и полномочия родительского комитета в школе касаются всего образовательного учреждения:
Права родительского комитета
В свою очередь, родители вправе написать родительскому комитету про неуправляемые обязанности и получить по этому поводу разъяснения.
Что такое родительский комитет и как остановить поборы
Ранее, в своей статье Подробнее ➤ я описывал основные причины, по которым представители родительского комитета собирают денежные средства с родителей учащихся. В этой статье мы рассмотрим вопрос, непосредственно затрагивающий функции, полномочий и ответственность членов родительского комитета.
Итак, правовую основу деятельности родительского комитета составляет:
1. п. 7 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в котором сказано, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.
2. п. 1 ч. 6 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» из которого следует, что в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации создаются советы родителей несовершеннолетних обучающихся или иные органы.
На практике же, мы видим, что родительский комитет – это группа людей, которые реализуют не права родителей обучающихся, а удовлетворяет личные запросы классного руководителя, директора и т.д., а сборы денег превращает в обязанность остальных родителей. Родительские комитеты существуют в каждом классе и детсадовской группе. Причем практически ни один член родительского комитета не знает, что именно он должен делать и его функции ограничиваются только поборами, потому что якобы у нас так принято.
В идеале, родительский комитет должен не собирать с остальных родителей денежные средства (зачастую на несуществующие нужды), а добиваться от образовательной организации – исполнять возложенные на неё обязанности.
Все мы прекрасно знаем, что в случае неуплаты взносов, дети незаплативших родителей становятся «белыми воронами» в классе, зачастую начинается травля, как со стороны педагогов, так и со стороны других учеников, как я ранее описывал в статье Подробнее ➤.
В наше время, проблема поборов в школах и садах вышла на новый уровень. В новостях чуть ли не каждый день описаны трагические случаи «разборок в родительском чате». А недавно одна мамочка (кстати говоря, член родительского комитета) довела одноклассницу своего ребенка до покушения на самоубийство. Почему так происходит? Почему эта проблема доходит до трагедии? Потому что либо никто не жалуется при обнаружении проблемы, либо руководство школы (департаменты и управления образования) закрывают глаза на жалобы. Никто не хочет «выносить сор из избы».
Часть 1 ст. 330 УК РФ. Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред,-
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.
Перечисленные статьи не являются исчерпывающими, так как «поборщики» зачастую преступают закон не только с моральной стороны, но предпринимают попытки угроз, клеветы и вымогательства.
Родительский комитет в школе: права и обязанности
Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.
Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса.
Родительский комитет – выбор состава
Состав родительского комитета формируется из родителей учеников класса, исключительно на добровольной основе, как правило, в количестве 5 – 7 человек, и выбирается на собрании посредством общего голосования сроком на один год. Один из представителей родительского комитета так же путем общего голосования становится председателем и входит в состав родительского комитета на уровне школы.
Члены родительского комитета обязаны отчитываться перед остальными родителями на собраниях класса, и, если работа комитета их не устраивает, они вправе потребовать внеочередного отчета.
Участники родительского комитета в своем лице представляют остальных родителей класса на общешкольных конференциях, советах, встречах с администрацией.
Внутренние заседания комитета происходят не менее 3 – 4 раз в течение учебного года (четверть либо триместр), а принятые на них решения обязательно фиксируются в протоколах собрания и хранятся лично у председателя.
Обязанности родительского комитета в школе
Распределение обязанностей внутри родительского комитета
На что же имеет право родительский комитет?
Четкая и хорошо отлаженная работа родительского комитета класса приносит свои плоды. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, гордятся участием родителей в жизни класса. Надо отметить, что активное участие родительского комитета и родителей в целом в классной жизни стимулирует к действию и самого классного руководителя.
Хорошей традицией многих школ является проведение своеобразных творческих отчетов о совместной деятельности родительского комитета и классного коллектива. Такие встречи проводятся в конце учебного года и являются своеобразным подведением итогов работы за год. Формы представления могут быть самыми разнообразными: фильм о жизни класса, КВН, фестиваль и т. д. Главное — родители и дети вместе, взрослые видят достижения детей за год, радуются успехам друг друга.
Как устроен родительский комитет
Родительский комитет — это инициативная группа родителей-волонтёров, которые помогают организовывать праздники, закупают подарки, находят интересные экскурсии. Наш блогер взял интервью у мамы — члена родительского комитета Ирины Фроловой и расспросил её о тонкостях участия родителя в жизни школы.
Не каждый родитель готов принимать активное участие в школьной жизни ребёнка. Одна из основных причин — отсутствие свободного времени. Конечно, все мы очень заняты. У Ирины Фроловой — работа и двое детей. Её старший сын окончил лицей № 40 в 2012 году, дочка учится в четвёртом классе. В то же время Ирина, член двух родительских комитетов, убеждена: для каждого ребёнка очень важно видеть, что родители неравнодушны к его жизни и участвуют в ней.
Ирина, почему вы решили стать членом родительского комитета? Что вами движет?
Хочу иметь влияние на процессы, происходящие в учебной и внеучебной жизни ребёнка и его друзей. Членом родительского комитета стала в первую очередь ради своего сына, а позднее — дочери. Так смогла прочувствовать изнутри трудности, с которыми сталкиваются ученики, увидела достоинства и недостатки конкретного класса, школы и системы образования в целом. В то же время я получаю искреннее удовольствие от общения с детьми. Мне нравится участвовать в их жизни.
Много времени приходится уделять вопросам школы? Как удаётся совмещать дополнительную нагрузку с семьёй, работой?
Трачу на работу в родительском комитете несколько часов в неделю. На мой взгляд, это нетрудно.
Как правило, папы гораздо реже входят в состав родительского комитета, чем мамы. Как ваш муж относится к вашей помощи школе?
Муж одобряет мою инициативу. Если он располагает временем, то тоже всегда готов принять участие во внешкольных мероприятиях.
Что было самым интересным в вашем опыте работы в родительском комитете?
Вспоминаются совместные выезды семьями на экскурсии и в походы, творческие вечера с участием детей, родителей и учителей. Например, поездка с классом старшего сына в Арзамасский район. В субботу мы приехали в Арзамас, посмотрели прекрасный собор и музей. Потом проехали в село Вад, увидели карстовое озеро, 12 святых источников (по числу апостолов). Разместились на базе отдыха «Мечта». Вечером дети и родители устроили концерт. Кто-то привёз музыкальные инструменты и сыграл, кто-то станцевал, кто-то спел.
Ничего особенного, но очень тепло, по-домашнему и без официальности, которая бывает на таких концертах в школе
Родители тоже пели, читали стихи, демонстрировали свои таланты. Утром мы отправились в деревню Чернуха. У них в школе великолепный краеведческий музей, где нам устроили экскурсию и угостили блинами (была Масленица). Потом вернулись в «Мечту» и продолжили масленичные гулянья. Ещё плавали в бассейне, играли в хоккей, катались на лыжах. Два дня превратились в мини-отпуск. Дети, учитель и родители лучше узнали друг друга и подружились.
Члены родительского комитета у всех на виду. Как чувствуют себя дети, родители которых активно участвуют в жизни класса и школы?
В начальной школе дети точно испытывают чувство гордости. В средней школе многое зависит от имиджа родителя. Подростки могут и стыдиться, особенно немодных «непродвинутых» родителей.
С какими сложностями вы сталкивались в выстраивании отношений с родителями, учителями, администрацией школы?
Иногда родители не понимают, что родительский комитет — это не штатные сотрудники школы, а волонтёры, добровольно тратящие свои временные и финансовые ресурсы, душевные силы. Недовольные родители встают на позицию руководителя и критика. При работе с учителями и администрацией обе стороны должны понимать, что они не соперники, а союзники. Цели и задачи у родителя и учителя общие — образование и благо ребёнка.
Случались ли в вашей практике конфликты с другими родителями в решении классных вопросов? Как удавалось прийти к компромиссу?
Всё решается только переговорами. Если какой-то родитель настаивает на своём варианте развития событий, можно делегировать ему полномочия членов родительского комитета и возложить ответственность за решение вопроса.
Поговорим о финансовой составляющей запланированных мероприятий. Как действовать при принятии решений, которые требуют денежных вложений от родителей, если не все из них согласны?
Как правило, если большинство голосует «за», меньшинство с неохотой, но подчиняется. Если же финансовый вопрос принципиальный или денежная ситуация в семье действительно сложная, бремя расходов может взять на себя спонсор (родитель другого ребёнка), либо финансовая нагрузка равномерно распределяется на весь класс.
Какими качествами должен обладать классный руководитель, чтобы выстроить плодотворные отношения с классом и родителями учеников?
Выделю всего два качества — терпимость и уважение.
Может ли школа существовать полностью без родительского участия?
Думаю, может. Но это существенно уменьшит социальную роль школы, она полностью превратится в «поставщика образовательных услуг». Совместные внеклассные творческие, спортивные и патриотические мероприятия, знакомства с семьями — мамами, папами, братьями и сёстрами одноклассников — влияют на формирование дружеской атмосферы в классе, создание из учеников команды единомышленников.
Должны ли представители родительских комитетов принимать участие в решении конфликтов между учениками и учителями, или этим должна заниматься администрация школы?
На мой взгляд, должны. Члены родительских комитетов видят детей на внеклассных мероприятиях, поэтому могут составить независимое мнение о поведении ученика без учёта его успеваемости.
Вы можете посоветовать другим родителям принимать участие в жизни класса? И почему?
В современном мире роль родителей в школьной жизни детей очень высока. Эта деятельность помогает нам лучше понять ребёнка, осознать процесс его взросления, смягчить вход в подростковый и юношеский возраст.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock (Iconic Bestiary)
Родительский комитет в детском саду: что нужно знать?
Не секрет, что в любом детском саду есть свой родительский комитет. Это активная группа родителей, которая помогает воспитателям организовать комфортное пребывание малышей в детском саду.
Мамы и папы, которые только-только привели ребенка в садик, еще не знают, как и зачем создается родительский комитет, сколько человек входит в его состав, как распределяются функции между родителями, как и зачем собираются деньги с родителей.
Обязанности родительского комитета так широки, что перед тем, как принять участие в этом деле, нужно взвесить все «За» и «Против».
Чем занимается родительский комитет в детском саду?
На первый взгляд кажется, что родительский комитет собирает деньги с родителей и покупает подарки детям и воспитателям на праздники, на самом деле активные родители делают намного больше. Вот лишь часть основных задач и обязанностей родительского комитета:
— интересуются, в чем нуждаются дети в детском саду, помимо того, что уже приобрел сам садик.
Часто бывает, что помимо обязательных занятий воспитатели проводят с детьми различные проекты вне программы, организовывают показательные уроки, занимаются лепкой и рисованием. На такие занятия не рапространяются денежные средства государства, поэтому родители сами покупают пластилин, карандаши и другие приспособления для занятий.
— инициируют проведение праздников и мероприятий для детей, занимаются покупкой необходимых подарков и атрибутики.
Зачастую, чтобы побыстрее познакомить детей между собой и способствовать налаживанию дружеской обстановки в группе, родители принимают решение дарить небольшие презенты на День Рождения каждому ребенку. Родители предлагают отмечать праздники детей и, соответственно, закупают подарки для каждого ребенка, собирают деньги с родителей.
— помогают решать мелкие вопросы, которые касаются детей.
— составляют план расходов и отчет о потраченных средствах.
Как выбирается родительский комитет в детском саду?
Родительский комитет выбирается на первом собрании в садике. Обычно в него входят от 3 до 6 активных родителей, которые между собой распределяют обязанности.
Вопрос о выборе родительского комитета ставит воспитатель. Те, кто принимает решение участвовать в жизни садика, детей и группы в целом, выбираются в состав комитета. Вопрос о выборе активных родителей в группе решается общим голосованием.
Эта общественная работа ведется на добровольной основе и не оплачивается, но не все готовы уделять свое время на благо садика, поэтому часто родители не хотят участвовать в родительском комитете.
Как наладить работу родительского комитета?
Если вас выбрали в качестве участника или председателя родительского комитета, то нужно организовать его работу четко и планомерно. Чтобы другие родители понимали, что вы ответственный и обязательный человек, сразу возьмите в свои руки общение с мамами, папами и воспитателями, ближе познакомьтесь с заведующей и будьте в курсе последних новостей садика.
С первого дня попросите у воспитателей список всей группы с телефонами родителей. Будет замечательно, если в уголке информации будут размещены ваши контактные данные, чтобы родители могли с вами связаться.
Как только вам передадут телефоны, создайте родительскую группу в Вайбер или ВотсАп. В этих социальных сетях очень удобно проводить массовую рассылку и обсуждать вопросы, связанные с детьми.
Если на родительском собрании было принято решение, что каждому ребенку на День Рождения будут дарить небольшой презент, то следует уточнить даты рождения всех воспитанников в группе.
Обсудите с воспитателем, что необходимо купить в группу, а также планы и задачи на ближайшие полгода. Исходя из этого, составьте план работы на этот период.
Сколько денег собирать в фонд группы в детском саду?
Родителя, который отвечает за сбор денег в фонд группы в детском саду, называют «казначеем» или «бухгалтером». Обычно это мама, которая имеет соответствующее образование или опыт в сборах денежных средств. Именно этой работы обычно избегают члены родительского комитета, потому что она напрямую связана с общением между родителями. Часто встречается, что родители против каких-то трат или обвиняют «казначея» в растрате общественных средств. Чтобы такого не произошло, четко определите, как вы будете собирать деньги и вести отчетность.
Как понять, сколько денег собирать в фонд группы в детском саду?
Для этого необходимо составить план работы на год или ближайших 6 месяцев. Как только вы определите, какие траты у вас будут, можно составлять список расходов. Если на собрании родители решили, что для детей нужно закупать подарки, то определитесь с его суммой.
Вот список примерных трат на год в садике:
Подарки на Дни рождения детей в группе
Средние затраты по 70-300 руб на человека
Это основные траты в детском саду, но не все. Воспитатели могут попросить смастерить украшения для группы к разным временам года, покрасить элементы на уличной площадке, закупить чистящие средства, влажные салфетки или бумажные полотенца для группы.
Когда вы определитесь, сколько денег нужно собрать с родителей, решите, как часто вы будете их собирать. Есть несколько вариантов: сбор перед каждым праздником, часть суммы на 3, 6 ближайших месяцев или вся сумма на год.
Чем чаще вы будете собирать деньги, тем легче вести бюджет. Родители могут попросить вернуть деньги, если ребенок заболел или не принимал участие в празднике, вам будет легче рассчитать сумму, которая была потрачена на то или иное мероприятие. Но вам придется регулярно оповещать родителей о новом сборе денег, что негативно сказывается на отношениях в коллективе.
Если деньги собираются на 6 месяцев или весь год, вести отчетность сложнее, но не придется сталкиваться с негативом родителей, у вас будет бОльшая сумма в остатке, поэтому вы сможете маневрировать с суммами подарков по случаю или по желанию.
Родительский комитет: отчет по потраченным деньгам
Кто-то выбирает другой формат отчетов. После каждой покупке в группе родителей выкладывается фото покупок, чек и остаток средств. При таком отчете вести тетрадь с бюджетом тоже необходимо.