Что означает семинарское занятие
Сначала разберемся с происхождением слова. Перевод с латинского seminarium говорит о многом – это рассадник.
Семинарское занятие – это великолепный пример традиционного метода обучения, который с легкостью интегрируется с современными форматами учебы. Семинары отлично модифицируются под конкретные нужды слушателей и преподавателя. Они могут отличаться друг от друга в значительной степени по длительности, многолюдности, методике преподавания и т. д. Но у них есть общие черты и принципиальные особенности.
Особенности занятий в формате семинара
Вам будет интересно: Телемеханика в электроэнергетике: назначение и применение
Сходства и различия
Сходство семинара с лекцией заключается в серьезном информационном компоненте от ведущего. Но целью семинара является не только получение новой информации. Главное – привести ее в порядок в головах слушателей. Такой процесс часто называют «разложить по полочкам», что достигается с помощью интерактивных технологий занятия.
Вам будет интересно: Анализ и оценка данных. Методы оценки данных
Сходство семинара с тренингом обусловлено интерактивной методикой обучения. Что же касается различий, то в семинарах нет отработки практических навыков. Конечно, такая отработка нужна не всегда, но, например, техники продаж или постановка задач подчиненному требуют навыков. В этом случае больше подходит тренинг. А вот семинарские занятия по истории по своему формату придутся в самый раз.
Цели и задачи семинарского занятия
Если коротко, то главная цель (как и главная особенность) семинара – это научить слушателей оперировать полученной информацией. Анализировать, уточнять, не соглашаться, корректировать, систематизировать, дополнять, делать выводы, задавать вопросы и снова анализировать…
Цели семинарского занятия можно сформулировать и так: если слушатели в итоге будут готовы к интеллектуальной беседе с экспертами в данной теме, то ваш семинар удался, и все его задачи выполнены. Потому что такого рода беседы включают в себя дискуссии, дебаты, аргументы за и против, поиск новых решений и т. д. А на это способны лишь люди, хорошо разбирающиеся в обсуждаемом вопросе.
Семинарские амбиции
Вы можете возразить по поводу слишком амбициозной цели: «Это невозможно сделать в течение одного семинара». Ответ будет однозначным. Это сделать не просто возможно, а обязательно нужно. В противном случае не называйте свое занятие семинаром. Пусть оно будет лекцией, коллоквиумом, форумом, мастер-классом, чем угодно. Но не семинаром. Потому что семинарское занятие – это серьезнейший и чрезвычайно эффективный формат обучения. Без глубокой подготовки и соблюдения главных принципов вам не обойтись.
Вам нужна хорошо мотивированная и заинтересованная аудитория слушателей на входе. На выходе эта аудитория должна превратиться в группу экспертов со своими аргументированными точками зрения на вопросы, которые затрагивались по ходу занятия.
Это возможно? Конечно. Все зависит от вас.
Принципы проведения семинарских занятий
Выполнение амбициозных целей станет возможным лишь при соблюдении нескольких обязательных семинарских принципов:
Вам будет интересно: Гибридизация ДНК: понятие, определение, этапы развития и применение
Шесть пунктов выше напоминают принципы эффективной презентации. Так и есть, если вы хотите, чтобы ваши практические семинарские занятия были по-настоящему результативными, вам без современных презентационных технологий и навыков риторики не обойтись.
Поскольку длительность семинара может быть самой разной, то и структуру занятия можно формировать сообразно его специфике. Планы семинарских занятий по истории, например, могут включать исторические видеопаузы, здесь пространство для творчества огромное. Если занятие длится больше одного дня, обучение можно разделить на модули, каждый из которых по своей структуре будет напоминать отдельный семинар.
Главное – соблюдать общие структурные правила и этапы, которые остаются обязательными вне зависимости от длительности и темы семинарского занятия.
Подготовка семинарского занятия – важнейшая часть, от которой зависит общий успех. Прежде всего это качественное информирование слушателей о теме и вопросах, которые будут представлены на занятии. Это может быть индивидуальная работа с участниками для подготовки их докладов, сообщений, эссе и т. д. Отличный способ – проводить подготовку в режиме онлайн с использованием любых возможных технологий. Главное – сделать так, чтобы участники пришли на занятие максимально подготовленными и заинтересованными. Сформируйте группу слушателей семинара в каком-нибудь мессенджере, ведь это несложно. А отношение к вам и к вашему семинару будет совсем другое, вот увидите.
Основная часть и обучение вдогонку
Основная часть в режиме офлайн
Любое занятие (или его модули) должны состоять из классических эпизодов:
Итоги и обучение вдогонку в режиме онлайн
Оценка эффективности семинара
Необходимо четко понимать разницу между контролем знаний у студентов и оценкой эффективности занятия, ведь у этих оценок совершенно разные задачи.
Контроль знаний конкретного человека нужен для оценки его интеллектуальных способностей, усидчивости, памяти, способности концентрироваться и т. д. Иными словами, это персональные учебные характеристики, которые формируются с помощью давно проверенных методов оценки знаний. Все это проводится с указанием имени человека, то есть персонализируется.
Если же речь идет об оценке эффективности занятия, про имена слушателей в анкетах лучше забыть. Анонимность опросов и тестов добавит значительную долю объективности в итоговые результаты.
Как оценивать не нужно и как нужно
Печально, но большинство оценок эффективности семинаров (и тренингов) проводится самым неудачным способом с минимумом объективной информации. В конце занятия слушатели получают анкеты, в которых им предлагается указать свое имя и ответить на вопросы из разряда «понравилось ли» или «посоветуете ли вы семинар своему другу». Вишенкой на торте является вопрос «соответствовал ли семинар вашим ожиданиям». Такие опросы проводить легче всего. Да и результаты выходят великолепные: было весело, отлично отдохнули, будем всем советовать, ура.
Работать нужно с групповой статистикой ответов до и после семинара. Анкеты с вопросами по теме занятия должны быть: а) анонимными, б) одинаковыми до и после. Только в этом случае можно получить достоверную и объективную информацию для анализа динамики знаний группы в результате занятия.
Хорошим подспорьем в комплексной оценке эффективности семинара могут стать наблюдения за активностью участников, результатами их игр, вопросами после занятий и т. д. Главное – провести оценку системно и объективно. И конечно же, без вопросов «понравился ли вам семинар?»
Резюме по семинарам
Многие считают, что семинарское занятие – это рутинный и ни к чему не обязывающий формат обучения. Произошла обидная девальвация понятия: кто только не проводит бездарные и неэффективные часы обучения, называя их семинарами. Можно ли исправить сложившуюся ситуацию?
Было бы весьма полезно помнить о главной цели настоящего семинарского занятия. Это превращение слушателей в экспертов. Все очень просто понять. И очень непросто выполнить. Но амбициозные цели никогда не бывают простыми. Зато они всегда чрезвычайно интересны. Успехов.
Понятие семинара в вузе: особенности для институтов и университетов
Обновлено: 16 Сентября 2021
Каждый студент обязательно сталкивался с понятием «семинар». Для чего необходима эта форма проведения занятий, и как к ней готовиться.
Что такое семинар в институте или техникуме
В учебных заведениях высшего или среднего профессионального образования семинар является самой распространенной формой проведения занятий.
Семинар – форма проведения занятий в учреждениях профессионального образования (вузы, колледжи). Предполагает интерактивное обсуждение темы в группах. Участвуют как студенты, так и преподаватель. На обсуждение выносятся вопросы из образовательных программ по какому-либо предмету, не связанные с лекционным курсом. Часто зачитываются и обсуждаются доклады.
Семинар как форма обучения стал популярен еще в Древней Греции. Ученые активно изучали такие науки, как математика и философия. С целью найти истину они обсуждали важные вопросы, выражали свою точку зрения, что и лежит в основе семинара. В переводе с латыни слово означает «сеять» (seminare). Этот способ проверки знаний используют до сих пор для обучения специалистов любых профнаправлений (технические, гуманитарные и т.д.).
Цель семинарских занятий: научить студента самостоятельно искать ответы на вопросы, уметь выразить мнение и применять знания на практике.
Семинар в университете — что это
В университете проведение семинаров занимает около 50% всех занятий. Другая половина – лекции. Вопросы преподаватель обычно оглашает заранее, чтобы студенты успели подготовиться к обсуждению, выполнить задания. В некоторых вузах семинары также называют практическими занятиями, хотя изначально это были разные формы. К практическому студенты готовят устные и письменные домашние задания, а на семинаре только дискутируют.
Главную роль на занятии играет не преподаватель. Он всего лишь координирует беседу, задает дополнительные вопросы и слушает отвечающих. Между студентами происходит взаимодействие посредством полилога. Каждый высказывает свое мнение, но обязательно придерживается плана.
Что такое семинар в колледже
Семинары в колледже по форме проведения ничем не отличаются от университетских занятий. Также на обсуждение выносится 1 тема. Отличие может быть только одно: иногда в колледжах объединяют несколько групп, в то время как в университете на обсуждении присутствует только 1 группа.
Образовательные технологии при проведении семинаров
Семинарские занятия необходимы для качественного обучения студентов. Чтобы достичь этой цели, при их проведении должны использоваться новые образовательные технологии, повышающие уровень и удобство обучения. От методов «старой» школы преподаватели редко отказываются. Ранее студенты просто отвечали на вопросы и делали задания для усвоения материала. Сейчас эти принципы совмещают с современными стандартами.
В основе новых образовательных технологий лежит принцип игры. Моделируются различные ситуации, вымышленные или вполне реальные, чтобы вместе с получением знаний студенты учились межличностному взаимодействию. На семинарах нередко проводят такие игры:
Сейчас в образовательный процесс активно внедряют тренинги. Эта форма обучения предполагает интенсивное усвоение знаний за короткий промежуток времени. Часто приглашаются специалисты из различных сфер, которые дают мастер-классы, передают полезные навыки и общаются со студентами. Если на лекциях молодые люди только усваивают знания, то семинары предназначены для практики.
Таким образом, обучающиеся не просто зачитывают доклады и другие научные работы. Они анализируют информацию, примеряют на себя роль работника той профессии, которую они выбрали.
Методические разработки семинарского занятия
К каждому семинарскому занятию преподаватель пишет план по определенной структуре. Какие компоненты должны быть:
Важнейшей задачей преподавателя является объективная оценка учащихся после занятия. Критерии оценки должны быть прописаны в плане. Чтобы выставить оценку, преподаватель должен выслушать каждого студента, проверить готовность заданий и задать вопросы по теме.
После обсуждения преподаватель подводит итог: либо задает главные вопросы, либо сам тезисно проговаривает то, что нужно запомнить в первую очередь. Затем отвечает на возражения студентов, ставит оценки и дает задание на следующую пару.
Как минимум, 1 контроль знаний преподаватель должен провести после курса семинаров. Часто проводят 2: в конце и в середине курса. Готовят контрольные вопросы.
Методические рекомендации к проведению семинаров являются опорой для подготовки планов. Преподаватель обязательно должен изучить требования и советы, чтобы занятия соответствовали программе обучения.
Для чего нужны семинары
Значение семинаров в системе обучения трудно переоценить. Их первостепенная задача: научить студента углубленно вникать в тему. После такой формы занятий учащийся умеет:
Виды и формы семинаров
В зависимости от сложности подготовки к семинару выделяют 3 категории:
Таким образом, выделяют 3 вида семинаров, но форм (типов) их реализации намного больше.
Развернутая беседа
Это самый распространенный формат для студентов. Преподаватель последовательно задает 5-6 вопросов, вовлекая учащихся в разговор. Они дают развернутые ответы, не ограничиваясь односложными фразами. Такая форма позволяет задействовать максимальное количество человек.
Доклады и рефераты
Подготовка докладов и рефератов актуальна на первом курсе. Студенты самостоятельно пишут проверочные материалы, а на паре тезисно зачитывают и принимают участие в обсуждении других работ.
Чем доклад отличается от реферата? Реферат представляет небольшое самостоятельное исследование, при этом оно должно быть записано кратко, но емко. Доклад – сообщение на выбранную тему.
Семинар-диспут
В рамках семинара-диспута участники обсуждения проявляют высокую умственную активность. Ответы на вопросы содержат не только личные убеждения, но и научную базу (исследования, мнения и публикации ученых). Умение полемизировать и убеждать являются ключевыми характеристиками участников диспута.
Конференция
По форме реализации конференция похожа на представление докладов и рефератов. В основе также лежит выступление докладчиков. Главное отличие в том, что на обсуждение вынесен узкий круг вопросов, изучение конкретных деталей темы. Часто завершает курс предмета.
Другие формы семинара
К другим формам относятся:
Подготовка к семинару
Семинар требует обязательной подготовки, как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов.
Подготовка преподавателя
Преподаватель не только слушает ответы студентов, но и задает направление беседы, критикует высказывания, поэтому должен быть подготовленным. В первую очередь, он составляет план занятий, систему оценок, подбирает литературу для рекомендаций студентам и готовит дополнительные вопросы. Главное, чтобы преподаватель отлично разбирался в теме.
Перед обсуждением педагог объясняет, в какой форме будет проходить занятие и какие дополнительные материалы нужно готовить.
Подготовка студентов
Успешная подготовка студентов к семинарам включает такие этапы:
Для аргументации своего ответа нужно использовать научные пособия, учебники, опираться на исследования ученых. Если вы занимаетесь поиском информации в сети Интернет, то опираться нужно только на авторитетные издания или электронные версии научной литературы.
Оценки на семинаре
После семинара преподаватель выставляет оценки всем студентам, принимавшим участие в обсуждении. Оценивается не только доклад, реферат, но и активность учащегося в других формах работы. Например, задавал ли он вопросы одногруппникам или конспектировал важные уточнения.
Оценку можно получить за такую работу:
Оценка за семинар состоит из многих компонентов. Каждый преподаватель анализирует ответы студентов и присуждает заслуженный балл.
Отличие семинара от лекции
Как мы выяснили, семинар предполагает подготовку студента к вопросам. На лекции студенты редко отвечают на вопросы и делают задания, зато слушают изложение учебного материала преподавателем. Обычно на лекции выносятся самые сложные темы, которые требуют разъяснения или не имеют литературы. Также это может быть авторский курс лекций, разработанный преподавателем.
Что важнее для студента: лекция или семинар
Любое занятие и учебная дисциплина важна и необходима студенту для полного усвоения материала. На лекциях студент не получает оценки, зато перенимает знания от экспертов и педагогов. За пропуски лекций баллы не вычитают, зато могут не допустить к зачету или экзамену.
На семинарах учащиеся зарабатывают оценки, которые формируют итоговый балл. От этого зависит дальнейшее обучение и получение стипендий.
Если вы хотите стать востребованным специалистом, то не должны пропускать ни одно занятие.
Чем лекция и семинар похожи
Лекция и семинар похожи тем, что необходимы для изучения предмета и получения профессиональных навыков. Такое сочетание форм обучения позволяет работать и самостоятельно, и идти навстречу выбранной профессии под руководством преподавателя.
Обязательно ли ходить на семинары
Ходить на семинары нужно обязательно, если не хотите быть отчисленным за большое количество пропусков и отсутствие оценок. Тем более, во многих университетах действует система автоматической сдачи контрольной точки: если студент набирает большое количество баллов, то оценка за экзамен или зачет ставится «автоматом».
Готовьтесь качественно к семинарам и получайте профессию своей мечты. Если у вас возникли проблемы с написанием учебных работ, обращайтесь к специалистам сервиса ФениксХелп.
Что означает семинарское занятие
студентка 3 курса факультета Истории и права
Социальный прогресс и высокие темпы развития науки и техники способствуют тому, что постоянно растут требования к качеству образования, а, следовательно, и к уровню квалификации педагогического состава образовательных учреждений. Сегодня от педагогов требуется осмысление практических результатов своей деятельности, умение выбрать оптимальные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, владение разнообразными методическими приёмами их осуществления.
Особое место среди форм организации обучения занимает семинарское занятие, которое может способствовать решению разнообразных дидактических задач, сочетая в себе несколько различных форм организации учебно-познавательной деятельности. При этом повышается интерес к изучаемому предмету, при хорошей подготовке обеих сторон учебного процесса, увеличивается, возрастает мотивация, развивается самостоятельность и воля к преодолению возникающих трудностей в понимании в процессе обучения. Семинар наиболее эффективен в работе со студентами и старшими школьниками, он успешно применяется как в общем, так и в профессиональном образовании. Выделим наиболее общие особенности семинара как формы организации учебного процесса.
В ходе семинара осуществляется большая работа для более тщательного изучения и обсуждения проблемы. Обучающиеся публично выступают, видят реакцию слушателей, учатся излагать свои доводы ясно, логично, грамотным и четким литературным языком, правильно формулировать и аргументировать линию защиты своей позиции. Это особенно важно для тех, кто обучается по правовым специальностям.
На семинаре каждый имеет возможность оценить свои знания критически, сравнить с умениями и навыками их излагать с другими учащимися, сделать выводы по обсуждаемым проблемам и определить, насколько необходимо более углубленное изучение рассматриваемого материала.
В ходе семинара обучающийся опирается на сделанные лекции и конспекты, на словарь, на собственные выписки из учебной литературы, публикаций в периодических изданиях, научных трудов и других источников. Такое занятие стимулирует желание сделать конспект более качественным и информативным, повышает стремление к его совершенствованию. От занятия к занятию обучающиеся все лучше осознают важность того или иного материала, их мышление становится более зрелым, они начинают эффективней выполнять постепенно усложняющиеся задания, решать учебные проблемы, относящиеся непосредственно к будущей профессии [1].
По методике проведения, семинар как учебное занятие, представляет собой интегративную, комбинированную форму. Он дает возможность использования фрагментов первоисточников, рефератов, тестов, понятийных диктантов (устных и письменных). Для стимулирования у обучающихся самостоятельного мышления, преподаватели используют различные активные методы и приемы обучения: задания «закончить предложение», проблемные ситуации, тесты, интерактивный опрос.
Важную роль в обучении играют взаимоотношения учащихся с преподавателем. Необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы он был не только познавательным и соответствовал дидактическим целям проведения занятия (формирование системы знаний и умений), но и развивал у учащихся тягу к знаниям, к изучению предмета. Использование такой формы проведения занятия как семинар, наилучшим образом подходит для достижения указанных целей. При использовании в процессе обучения семинаров различных типов у учащихся формируется своя научно аргументированная позиция относительно изучаемых вопросов, происходит осознание важности проблем, у учащихся тренируется воля к преодолению трудностей.
Форма проведения семинарского занятия на сегодняшний день существенно меняется. Педагог ставит цели и задачи проведения семинара и в зависимости от них выбирает, какое именно семинарское занятие ему провести (семинар-консультация, методологический семинар, психолого-педагогический проблемный семинар и т.д.). На занятиях он может применять различные формы и методы обучения (дискуссии, игровые и тренинговые формы, круглые столы, творческая беседа, деловая игра, психологический тренинг и др.), совокупность которых и определяет избранный вид семинарского занятия.
В разработке методики семинарских занятий большую роль играет вопрос взаимосвязи семинара и лекции, семинара и самостоятельной подготовки обучающихся, способы и характер такой взаимосвязи. Преподавателю необходимо связать семинар и лекционное занятие таким образом, чтобы они не повторяли друг друга, но при этом сохранялась связь с основными положениями лекции.
Взаимосвязь семинара с лекцией повышает эффективность его проведения. Педагог дает учащимся план лекции и список рекомендуемой литературы. Так же можно выделить взаимосвязь между семинаром и лекцией, назвав учащимся наиболее важные вопросы и аспекты, представляющие теоретический и практический интерес, которые, в силу недостатка времени, не представляется возможным в полном объеме осветить на лекционном занятии, но есть возможность более подробно обсудить их на семинаре. Необходимо заострить внимание учащихся на таких вопросах, пробудить любознательность, обострить их желание во всем разобраться [2].
Процесс подготовки является одним из важнейших факторов успешного проведения занятия, его эффективности. Прежде всего, учащиеся должны понять и осмыслить план семинара и предложенные для обсуждения на нем вопросы, их значение в раскрытии темы занятия. Большую роль на данном этапе играет преподаватель.
При подготовке к семинару учащиеся активизируют работу с книгой, требуется их обращение к литературе, они учится рассуждать. В процессе подготовки уточняются и закрепляются уже известные категории и осваиваются новые, речь учащихся становится богаче. Если в процессе подготовки к семинару учащиеся сталкиваются с непонятными для них моментами, они самостоятельно находят ответы, либо помечают их, для уточнения их на семинаре.
Для того чтобы повысить интерес обучающихся, преподаватель может предложить им подумать над такими вопросами, ответы на которые неоднозначны, а порой и противоречивы. В процессе размышления и обсуждения таких вопросов, учащиеся могут разделиться на несколько групп, каждая из которых будет доказывать свою точку зрения, приводить свои доводы, возникнет дискуссия, необходимая для того, чтобы активизировать семинар, чтобы учащиеся в процессе спора пришли к истине. Чтобы успешно организовать коллективный поиск ответа, преподавателю и самому необходимо хорошо подготовиться по теме семинара, чтобы у него в запасе были приготовлены такие создающие проблемные ситуации вопросы, на случай если обучающиеся сами не создадут таковых [3].
В процессе подготовки, учащийся определяет для себя несколько из прорабатываемых предложенных вопросов, в которых он наиболее уверенно себя чувствует и может «задать тон» на семинаре в качестве консультанта или оппонента.
Надо ли преподавателю специально давать к семинару индивидуальные, опережающие задания отдельным хорошо успевающим учащимся? Практика показывает, что это не только возможно, но и весьма эффективно стимулирует учебную деятельность в ходе семинарского занятия. В качестве примеров таких заданий можно привести подготовку докладов по первоисточникам, различных заданий для группы, а также фрагмента занятия (например, обсуждение одного из вопросов проводится инициативной группой студентов в режиме дискуссии).
Семинар пройдет успешно, если преподаватель и большинство обучающихся придут на это занятие хорошо подготовленными. У преподавателя должны быть свои наработки, заготовки, которые могут пригодиться в различных ситуациях, возникающих на семинаре. Однако в ходе семинара нужно быть готовым к тому, что ход обсуждения может отклониться от заранее намеченного, и придётся наряду с заготовленными вопросами затронуть такие аспекты, которые заранее не были предусмотрены, но вызвали особый интерес у обучающихся. Таким образом, «логика семинара» как особого способа педагогического общения может в какой-то мере подчинить себе преподавателя. Ведь во время семинара, а он, можно сказать, идет «в прямом эфире» – все уточнения, поправки, коррекцию рабочего плана, приходится делать «на ходу», в результате неожиданных вопросов учащихся, их выступлений и реплик.
Итак, материалы статьи позволяют выделить следующие особенности семинара как эффективной формы учебного занятия:
— семинары способствуют решению разнообразных дидактических задач, в зависимости от которых могут сочетать в себе несколько различных форм организации учебно-познавательной деятельности;
— семинар должен сохранять связь с основными положениями лекции, но при этом не повторять ее;
— преподаватель должен создавать необходимые условия, позволяющие обучающимся должным образом подготовиться к занятию;
— проведение семинара будет эффективным, если преподаватель и учащиеся будут хорошо подготовленными;
— в ходе проведения семинаров, обучающиеся учатся излагать свои доводы, правильно формулировать и аргументировать их;
— для стимулирования мотивации учащихся используются активные методы обучения.
2. Зеленков М.Ю. Особенности организации учебных занятий на кафедре «Общественные науки» Учебно-методическое пособие. – М.: Юридический институт МИИТа, 2011.