Что означает синкретичность искусства

Синкретизм (искусство)

Что означает синкретичность искусства. Смотреть фото Что означает синкретичность искусства. Смотреть картинку Что означает синкретичность искусства. Картинка про Что означает синкретичность искусства. Фото Что означает синкретичность искусства

Что означает синкретичность искусства. Смотреть фото Что означает синкретичность искусства. Смотреть картинку Что означает синкретичность искусства. Картинка про Что означает синкретичность искусства. Фото Что означает синкретичность искусства

Что означает синкретичность искусства. Смотреть фото Что означает синкретичность искусства. Смотреть картинку Что означает синкретичность искусства. Картинка про Что означает синкретичность искусства. Фото Что означает синкретичность искусства

Синкрети́зм (лат. syncretismus — соединение обществ) — сочетание или слияние «несопоставимых» образов мышления и взглядов. образующее условное единство.

Синкретизм в искусстве

Чаще всего термин Синкретизм применяется к области искусства, к фактам исторического развития музыки, танца, драмы и поэзии. В определении А. Н. Веселовского синкретизм — «сочетание ритмованных, орхестических движений с песней-музыкой и элементами слова».

Изучение явлений синкретизма чрезвычайно важно для разрешения вопросов происхождения и исторического развития искусств. Самое понятие «синкретизм» было выдвинуто в науке в противовес абстрактно-теоретическим решениям проблемы происхождения поэтических родов (лирики, эпоса и драмы) в их якобы последовательном возникновении. С точки зрения теории синкретизм одинаково ошибочны как построение Гегеля, утверждавшего последовательность: эпос — лирика — драма, так и построения Ж. П. Рихтера, Бенара и др., считавших изначальной формой лирику. С середины XIX в. эти построения всё больше уступают место теории синкретизма, развитие которой несомненно тесно связано с успехами эволюционизма. Уже Каррьер, в основном придерживавшийся схемы Гегеля, склонялся к мысли о первоначальной нерасчлененности поэтических родов. Соответствующие положения высказывал и Г. Спенсер. Идея синкретизма затрагивается целым рядом авторов и, наконец, с полной определённостью формулируется Шерером, который однако не развивает её сколько-нибудь широко в отношении к поэзии. Задачу исчерпывающего изучения явлений синкретизма и уяснения путей дифференциации поэтических родов поставил перед собой А. Н. Веселовский, в трудах которого (преимущественно в «Трёх главах из исторической поэтики») теория синкретизма получила наиболее яркую и развитую (для домарксистского литературоведения) разработку, обоснованную огромным фактическим материалом.

В построении А. Н. Веселовского теория синкретизма, в основном, сводится к следующему: в период своего зарождения поэзия не только не была дифференцирована по родам (лирика, эпос, драма), но и сама вообще представляла далеко не основной элемент более сложного синкретического целого: ведущую роль в этом синкретическом искусстве играла пляска — «ритмованные орхестические движения в сопровождении песни-музыки». Текст песен первоначально импровизировался. Эти синкретические действия значимы были не столько смыслом, сколько ритмом: порой пели и без слов, а ритм отбивался на барабане, нередко слова коверкались и искажались в угоду ритму. Лишь позднее, на основе усложнения духовных и материальных интересов и соответствующего развития языка «восклицание и незначущая фраза, повторяющиеся без разбора и понимания, как опора напева, обратятся в нечто более цельное, в действительный текст, эмбрион поэтического». Первоначально это развитие текста шло за счёт импровизации запевалы, роль которого всё больше возрастала. Запевала становится певцом, на долю хора остаётся лишь припев. Импровизация уступала место практике, которую мы можем назвать уже художественной. Но и при развитии текста этих синкретических произведений, пляска продолжает играть существенную роль. Хорическая песня-игра вовлекается в обряд, затем соединяется с определёнными религиозными культами, на характере песенно-поэтического текста отражается развитие мифа. Впрочем, Веселовский отмечает наличие внеобрядовых песен — маршевых песен, рабочих песен. Во всех этих явлениях — зачатки различных видов искусств: музыки, танца, поэзии. Художественная лирика обособилась позднее художественной эпики. Что касается драмы, то в этом вопросе А. Н. Веселовский решительно (и справедливо [нейтральность?] ) отвергает старые представления о драме как синтезе эпоса и лирики. Драма идёт непосредственно от синкретического действа. Дальнейшая эволюция поэтического искусства привела к отделению поэта от певца и дифференциации языка поэзии и языка прозы (при наличии их взаимовлияний).

В этом направлении пошёл в объяснении явлений первобытного синкретического искусства Г. В. Плеханов, широко использовавший труд Бюхера «Работа и ритм», но в то же время и полемизировавший с автором этого исследования. Справедливо и убедительно опровергая положения Бюхера о том, что игра старше труда и искусство старше производства полезных предметов, Г. В. Плеханов раскрывает тесную связь первобытного искусства-игры с трудовой деятельностью доклассового человека и с его верованиями, обусловленными этой деятельностью. В этом — несомненная ценность работы Г. В. Плеханова в данном направлении (см. преимущественно его «Письма без адреса»). Однако при всей ценности работы Г. В. Плеханова, при наличии в ней материалистического ядра она страдает пороками, свойственными методологии Плеханова. В ней проявляется не до конца преодолённый биологизм (напр. подражание в плясках движениям животных объясняется «удовольствием», испытываемым первобытным человеком от разрядки энергии при воспроизведении своих охотничьих движений). Здесь же — корень плехановской теории искусства-игры, опирающейся на ошибочное истолкование явлений синкретической связи искусства и игры в культуре «первобытного» человека (частично остающейся и в играх высококультурных народностей). Конечно синкретизм искусства и игры имеет место на определённых стадиях развития культуры, но это — именно связь, но не тождество: то и другое представляет собой различные формы показа действительности, — игра — подражательное воспроизведение, искусство — идейно-образное отражение. Иное освещение явление синкретизма получает в трудах основоположника яфетической теории — академик Н. Я. Марра. Признавая древнейшей формой человеческой речи язык движений и жестов («ручной или линейный язык»), акад. Марр связывает происхождение речи звуковой, наряду с происхождением трёх искусств — пляски, пения и музыки, — с магическими действиями, почитавшимися необходимыми для успеха производства и сопровождавшими тот или иной коллективный трудовой процесс («Яфетическая теория», стр. 98 и др.). Таким образом синкретизм, согласно указаниям акад. Марра, включал и слово («эпос»), «дальнейшее же оформление зачаточного звукового языка и развитие в смысле форм зависело от форм общественности, а в смысле значений от общественного мировоззрения, сначала космического, потом племенного, сословного, классового и т. п.» («К происхождению языка»). Так в концепции академика Марра синкретизм теряет узко эстетический характер, связываясь с определённым периодом в развитии человеческого общества, форм производства и первобытного мышления.

Источник

Что такое Синкретизм

Синкретизм — философская, религиозная или другая система, которая стремится объединить несколько разных доктрин, направлений и др. Это эклектика, т. е. объединение в одно единое разнообразных идей, принципов или теорий. Соединение разнородных концепций.

Слово синкретизм произошло от греческого «sygkretismos» / «συγκρητισμός» — соединение, объединение.

Синкретичность — это слитность, неразделённость, неразрывность, нерасчленённость; характеризуется способностью совмещать несовместимые компоненты (например: «синкретичность культуры», означает «слитность» или «нерасчленённость культуры»).

Синкретический (синкретичный) — это то, что складывается из разнообразных и сложно разделяемых компонентов.

Синонимы слова синкретизм — эклектизм, слияние, смешение, слитность, нерасчленённость.

Синкретизм в лингвистике

Синкретизм в лингвистике — это связь между морфологией и синтаксисом, где различия, требуемые синтаксисом для совокупности слов, не осуществляются морфологией.

Например, в русском языке существует синтаксически значимое различие между именительным и винительным падежами. Его можно увидеть в различных формах слова «карета»: карета (именительный падеж) и карету (винительный падеж).

Некоторые другие существительные в русском языке не делают этого различия. Например, слово «портфель» в обоих случаях имеет одинаковую форму — «портфель».

Чтобы понять, присутствует ли синкретизм, необходимо присутствие различий в формах, связанных с синкретизмом.

Так происходит с двумя разными формами существительного «карета» (карета/карету) в предоставленном примере.

В примере карета/карету окончания разные и это означает, что синкретизма нет. А в примере со словом портфель окончания совпадают — значит перед нами падежный синкретизм.

Синкретизм часто ассоциируется с падежом, но может происходить в разных классах слов, включая: род, число, время и др.

Таким образом, присутствует падежный синкретизм, когда происходит совпадение окончаний именительного и винительного падежей, как в случае со словом «портфель».

Но может быть и синкретизм разных грамматических категорий (одно окончание имеет разные значения рода, числа и падежа; например, слово «ветка»: окончание «-а» даёт нам одновременно именительный падеж, женский род и единственное число).

Синкретизм в искусстве

Веры, культуры и обычаи отталкивались друг от друга и объединялись в процессе, называемом синкретизмом. Синкретизм в плане искусства — это смешение культур и идей разных мест. Отображение более чем одной религии или культуры, особенно в изобразительном искусстве.

Это примирение или слияние различных систем и убеждений, или попытка этого слияния.

Синкретическое искусство — это слияние несопоставимых элементов: изобразительного искусства, музыки, театра и танца.

Примером синкретизма в искусстве может быть всё, что хорошо комбинируется из разных культур или направлений. Например, танец сальса — это комбинация африканской, латиноамериканской и европейской культур.

Чемпионат мира по сальсе в Нью-Йорке, 2016 год, Деклан Гузман и Наталья Виллануева.

Синкретизм первобытного ис­кусства — культурология

Синкретизмом первобытного искусства считаются, как правило, слитность и не­расчленённость главных видов художественного творчества — изобрази­тельного искусства, драмы, музыки и т. д.

Однако эта идея полностью не описывает того, что происходило. Самое важное в синкретизме первобытного искусства это то, что все эти формы творчества очень тесно соединены со всей многообразностью существования коллектива. В частности, с его трудами, обрядами, тотемическими и мифологическими героями и др.

Другими словами — это все коллективные действия, которые являлись важнейшей частью жизни первобытных обществ.

Синкретизм в мифологии

В мифологии синкретизм послужил первоначальным категориальным и смысловым фундаментом и исходным художественным материалом для всех дальнейших проявлений духовного и словесного творчества. Но и для рационально-мыслительных созданий (в области философии, наук и т. д.).

При этом существовала прозрачность мифологического сознания, которая проявлялась в том, что первобытный человек полностью отождествлял показанную в мифе картину мира с реальностью (т. е. человек слепо верил, что его окружение именно такое, каким его показывала мифология).

Когда говорится про прозрачность мифа, имеется в виду, что человек видел всё через призму своего миросозерцания, но существование этой призмы игнорировалось (и пропадало концептуально-смысловое понимание мифа). Таким образом, миф и реальность сливались в одно целое.

Религиозный синкретизм

Практика синкретизма довольно распространена в большинстве современных религий и религиях прошлого. Например, иудейские идеи сыграли значительную роль в формировании христианства. Кроме этого, у христианства сейчас есть много деталей, которые не были характерны раннему христианству.

Например: Рождество с ёлкой и подарками является древним языческим ритуалом. Он был введён в христианство для облегчения обращения из старых религий в новую. То же самое произошло и с пасхальными яйцами — они были частью греческих и римских языческих традиций.

Если исследовать несколько религиозных направлений, то можно обнаружить синкретизм почти в любой современной религии.

Источник

Синкретизм (искусство)

Чаще всего термин синкретизм применяется к области искусства, к фактам исторического развития музыки, танца, драмы и поэзии. В определении А. Н. Веселовского синкретизм — «сочетание ритмованных, орхестических движений с песней-музыкой и элементами слова».

Само понятие «синкретизм» было выдвинуто в науке, середины XIX в., в противовес абстрактно-теоретическим решениям проблемы происхождения поэтических родов (лирики, эпоса и драмы) в их якобы последовательном возникновении.

Теории синкретизма считает, что одинаково ошибочны как мнение Гегеля, утверждавшего последовательность «эпос — лирика — драма», так и построения Ж. П. Рихтера, Бенара и др., считавших изначальной формой лирику. С середины XIX в. эти построения всё больше уступают место теории синкретизма, развитие которой тесно связано с успехами эволюционизма.

Каррьер, в основном придерживавшийся схемы Гегеля, склонялся к мысли о первоначальной нерасчлененности поэтических родов. Схожее мнение высказывал и Г. Спенсер. Идея синкретизма затрагивается целым рядом авторов и, наконец, с полной определённостью формулируется Шерером, который однако не развивает её сколько-нибудь широко в отношении к поэзии.

Задачу исчерпывающего изучения явлений синкретизма и уяснения путей дифференциации поэтических родов поставил перед собой А. Н. Веселовский, который в своих трудах (преимущественно в «Трёх главах из исторической поэтики») разработал наиболее яркую и развитую (для домарксистского литературоведения) теорию синкретизма, основанную на огромным фактическом материале.

В этом направлении пошёл в объяснении явлений первобытного синкретического искусства Г. В. Плеханов, широко использовавший труд Бюхера «Работа и ритм», но в то же время и полемизировавший с автором этого исследования.

В трудах основоположника яфетической теории — академика Н. Я. Марра — явление синкретизма получает иное освещение. Признавая древнейшей формой человеческой речи язык движений и жестов («ручной или линейный язык»), Марр связывает происхождение речи звуковой, наряду с происхождением трёх искусств — пляски, пения и музыки, — с магическими действиями, почитавшимися необходимыми для успеха производства и сопровождавшими тот или иной коллективный трудовой процесс. Поэтому, согласно мнению Марра, синкретизм включал и слово («эпос»), «дальнейшее же оформление зачаточного звукового языка и развитие в смысле форм зависело от форм общественности, а в смысле значений — от общественного мировоззрения, сначала космического, потом племенного, сословного, классового и т. п.».

Таким образом, в концепции Марра синкретизм теряет узко эстетический характер, и связывается с определёнными периодами в развитии человеческого общества, форм производства и первобытного мышления.

Источник

Синкретизм (искусство)

Из Википедии — свободной энциклопедии

Синкрети́зм (лат. syncretismus — соединение обществ) — понятие в искусствоведении, используемое при описании сочетания или слияния «несопоставимых» образов мышления и взглядов, образующее условное единство. Помимо общей области искусства термин используется и применительно к истории развития музыки, танца, драмы и поэзии. Литературовед А. Н. Веселовский определял синкретизм как «сочетание ритмованных, орхестических движений с песней-музыкой и элементами слова».

Понятие «синкретизм» было выдвинуто в науке середины XIX века, в противоположность абстрактно-теоретическим решениям проблемы происхождения поэтических родов (лирики, эпоса и драмы), якобы предполагающим их последовательное возникновения.

Теории синкретизма отвергает как представления Гегеля о последовательности «эпос — лирика — драма», так и предположений, по которым изначальной формой считалась лирика. К середине второй половины XIX века идея синкретизма рассматривается целым рядом авторов и окончательно формулируется Вильгельмом Шерером, который при этом все же ограниченно применяет ее к поэзии.

А. Н. Веселовский, один из сторонников теории поставил перед собой задачу полного изучения характерных явлений синкретизма и определения вариантов разграничения поэтических родов. В своих трудах (преимущественно в «Трёх главах из исторической поэтики») он выразил свое понимание теории синкретизма, основанное на значительном фактическом материале. Г. В. Плеханов так же разрабатывал теорию синкретизма в аспекте первобытного искусства, опираясь при этом на работу Карла Бюхера «Работа и ритм», полемизируя при этом по отдельным вопросам с автором этого исследования.

Источник

СИНКРЕТИЗМ

СИНКРЕТИ́ЗМ (от греч. synkrētismós — соединение), в широком толковании — изначальная слитность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития; применительно к искусству означает первичную нерасчлененность разных его видов, а также — разных родов и жанров поэзии. С усложнением общественного бытия и общественного сознания С. постепенно утрачивает универсальный характер: вычленяются, самостоятельно развиваясь, разные виды искусства и разные роды поэзии. Однако фольклор долгое время сохраняет синкретичность, обретая новые ее формы.

На первоначальную слитность поэзии, музыки и танца обратили внимание уже в античной эстетике (Платон, Лукиан). Для синкретических видов искусства в эстетике древнего мира были соответствующие термины: «хорея» (Греция), «сангит» (Индия), «юэ» (Китай). Идею неразрывной связи музыки, поэзии и танца на ранней стадии истории культуры впервые теоретически обосновал в 1763 английский просветитель Дж. Браун, который полагал, что нерасчлененность искусства обладала большой силой этического воздействия на народ, в то время как разделение искусства на обособленные виды ослабило его общественное значение. Идея С. была воспринята некоторыми современниками Брауна в Англии, во Франции и в Германии. Ратуя за синтетическое искусство нового типа, Д. Дидро, как на исторический прецедент, ссылался на нерасчлененную культуру прошлого. В России мысль о первичной слитности поэзии и музыки, сохранившейся в народных песнях, высказали Г. Р. Державин, В. Г. Белинский и др.

Развитая и обогащенная данными сравнительной этнографии, теория С. заняла важное место в трудах т. н. историко-этнографических и этнопсихологических школ XIX в. (см. Психологическая школа). На основе идеи «первобытного С.» строились различные теории происхождения поэзии, ее разных родов и видов. Теория С. была подхвачена В. Шерером («Поэтика», 1888); приобрела характер стройной концепции у Александра Н. Веселовского («Три главы из исторической поэтики», 1899).

Выясняя первопричину С., ряд исследователей ограничивается указанием на изначальную связь искусства с религиозно-магическим обрядом. Исследователи-марксисты, начиная с Г. В. Плеханова («Письма без адреса»), выясняют особую роль трудовой деятельности в развитии синкретических форм культуры, объясняя художественный С., акцентируют относительную самостоятельность искусства. Выявление конкретных форм С. и его восприятия требует историко-сравнительного комплексного изучения искусства, особенно фольклора.

Литература:
Гачев Г. Д., Развитие образного сознания в литературе, в кн.: Теория литературы, [т. 1], М., 1962;
Гусев В. Е., Проблемы фольклора в истории эстетики, М. — Л., 1963.

Полезное

Смотреть что такое «СИНКРЕТИЗМ» в других словарях:

синкретизм — (в психологии) (от греч. synkretismos соединение, объединение) нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка. С. проявляется в тенденции детского мышления связывать между собой разнородные явления без достаточных на это… … Большая психологическая энциклопедия

Синкретизм — в широком смысле этого слова нерасчлененность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития. Чаще всего однако термин этот применяется к области искусства, к фактам исторического развития музыки, танца, драмы и… … Литературная энциклопедия

СИНКРЕТИЗМ — (греч. sygkretizein соединять, присоединять, смешивать). Философская система, которая произошла от соединения нескольких противоречивых теорий. В тесном смысле: система эклектической философии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского … Словарь иностранных слов русского языка

Синкретизм — СИНКРЕТИЗМ поэтических форм. Термин этот введен покойным академиком А. Н. Веселовским, поколебавшим до него господствовавшую теорию о ступенчатом развитии поэтических форм. На основании преемственности в развитии поэтических форм в древней… … Словарь литературных терминов

синкретизм — а, м. syncrétisme <гр. syncretismos соединение, объединение. 1. Соглашение, сближение различных сект, толков. Ян. 1806. В философии разновидность эклектизма; соединение разнородных, противоречащих друг другу взглядов. БАС 1. 2. Слитность,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

СИНКРЕТИЗМ — (от греческого synkretismos соединение), 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг… … Современная энциклопедия

СИНКРЕТИЗМ — (от греч. synkretismos соединение) 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого либо явления (напр., искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга; … Большой Энциклопедический словарь

СИНКРЕТИЗМ — (от греч. соединение), 1) нерасчленённость, характеризующая неразвитое состояние к. л. явления (напр., искусства на первоначальных стадиях человеч. культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга;… … Философская энциклопедия

синкретизм — слияние, эклектизм, смешение, слитность, нерасчлененность Словарь русских синонимов. синкретизм сущ., кол во синонимов: 5 • нерасчлененность (7) • … Словарь синонимов

Синкретизм — (греч. synkretismos – соединение) качество, свойственное первобытной культуре, характеризующееся нерасчлененностью и неразвитостью чего либо, в частности деятельности и сознания. 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого… … Энциклопедия культурологии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *