Что означает вкр по информатике shift 1
Шифр выпускной квалификационной работы
Общий вид обозначения: ХХ.ХХ.ХХ.ХХ.ХХ.ХХ.ХХ
1 – обозначение работы:
БР – бакалаврская работа;
ДР – дипломная работа;
ДП – дипломный проект;
2 – код специальности/направления подготовки:
3 – номер приказа на закрепление темы ВКР;
4 – три последние цифры номера зачетной книжки;
5 – год выполнения ВКР;
6 – порядковый номер графической части (при наличии);
7 – аббревиатура документа (ПЗ, ЧД (чертеж детали), ИЛ (иллюстрация), АС (альбом спецификации), ТП (технологический процесс) и пр.)
Пример написания шифра: БР.150100.47/65.345.2013.00.ПЗ
Определения, обозначения и сокращения
Перечень должен располагаться столбцом. Слева в алфавитном порядке приводят сокращения, условные обозначения, символы, единицы физических величин и термины, справа – их детальную расшифровку.
Оформление содержания
В структурный элемент ПЗ ВКР «СОДЕРЖАНИЕ» включают номера и наименования разделов (глав) и подразделов (параграфов) с указанием номеров листов (страниц). Слово «СОДЕРЖАНИЕ» записывают в виде заголовка в середине строки симметрично относительно текста прописными буквами. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной.
Пример оформления содержания:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………… | |
Причины разрушения пресс-форм………………………………………………… | |
1.1 | Термическая усталость пресс-форм………………………………………. |
1.2 | Термостойкость пресс-форм………………………………………………. |
Физико-химические условия работы пресс-форм………………………………. | |
2.1 | Химическое взаимодействие металлов вкладыша пресс-форм и отливок |
2.2 | Физическое взаимодействие металлов вкладыша пресс-форм и отливок |
Свойства сталей пресс-форм для литья под давлением и их термическая обработка……………………………………………………………………………. | |
Экспериментальная часть………………………………………………………….. | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….. | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………… | |
Приложение А…………………………………………………………………………… | |
Приложение Б…………………………………………………………………………… |
Приложение А
Оформление титульного листа ПЗ ВКР бакалавра
|
Подстрочные надписи и подчеркивания на титульном листе не выполняются
Выпускная квалификационная работа по Информатике
Описание презентации по отдельным слайдам:
Развитие пространственного мышления обучающихся 9 класса при решении задач по стереометрии в среде SketchUp Выполнила: студентка 5 курса группы ЗБ-ИВТ-13 ПИ СВФУ Никулина Светлана Владимировна Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» Педагогический институт Кафедра информатики и вычислительной техники
Актуальность темы обусловлена противоречием: с одной стороны 3D-моделирование может осуществить межпредметные связи таких областей как Информатика и Математика, а также необходимостью использования дополнительного наглядного педагогического инструмента способствующего развитию пространственного мышления, однако с другой стороны 3D-моделирование почти не используется в общеобразовательных учреждениях и не прописано в учебных планах.
Цель исследования: выявить влияние среды SketchUp на развитие пространственного мышления обучающихся 9 класса при решении задач по стереометрии Объект исследования: развитие пространственного мышления обучающихся 9 класса при решении задач по стереометрии Предмет исследования: влияние среды SketchUp на развитие пространственного мышления обучающихся 9 класса при решении задач по стереометрии Задачи исследования: Рассмотреть теоретические аспекты развития пространственного мышления при решении задач по стереометрии; Разработать модель развития пространственного мышления у обучающихся 9 класса в среде SketchUp; Разработать программу курса и планы-конспекты занятий по 3D-моделированию в среде SketchUp; Провести апробацию разработанного курса у обучающихся 9 класса. Гипотеза: развитие пространственного мышления при решении задач по стереометрии у обучающихся 9 класса будет эффективно если обучение будет проходить в среде SketchUp.
Разработка программы курса и планы-конспекты занятий по 3D-моделированию в среде SketchUp занятий по стереометрии составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта с учетом межпредметный и внутрипредметных связей, логики учебного процесса. Материал занятий излагается с учетом возрастных особенностей обучающихся и уровня их знаний. Занятия построены как система тщательно подобранных упражнений и заданий, ориентированных на межпредметные связи. Данные курса может быть реализованы в 7-9 классах с использованием компьютеров для реализации моделирования и визуализации по решении задач по стереометрии. Преобладающей формой текущего контроля выступает самостоятельные практические работы в виде проектов.
Занятия проводились три раза в неделю по школьному расписанию. Курс состоит из 35 часов, из них 13 теоретических и 22 практических заданий. Темой данного курса были «Многогранники». Обусловлено это, прежде всего, составом слушателей, для которых было достаточно полезным нововведением и систематизация изученных на уроке геометрических тел и их свойств. В качестве оценки развития пространственного мышления был выбран тест пространственного мышления И.С. Якиманской. В разделе «Творческие проекты» тема занятий «выполнение заданий по развитию пространственного мышления при решении задач по стереометрии и мини-проектов по созданию 3D моделей в изученных редакторах и конструкторах» обучающийся должны выбрать задачи по стереометрии и самостоятельно создают 3-D модели в SketchUp. В ходе работы они должны представить мини-проекты по данным заданиям и подробно рассказать о ходе их решения.
Самоанализ одного из уроков. Тема урока: Моделирование геометрических фигур Учитель: Никулина Светлана Владимировна, учитель математики и информатики. 1. Характеристика класса: В 25 апреля 2018 года проведен открытый урок в 9 классе по теме «Моделирование геометрических фигур». В классе обучается 3 человека: 2 девочки и 1 мальчик. У обучающихся отношение к учёбе позитивное, на уроке они активны, работоспособны, но недостаточно развит пространственное мышление. Эту особенность класса я постаралась учесть при планировании урока. 2. Место урока в изучаемой теме Урок проводился после рассмотрения материала по разделу «Планиметрия и стереометрия» по геометрии. После изучения материала данного раздела обучающиеся должны были овладеть следующими универсальными учебными действиями: Регулятивными: учитывать правило в планировании и контроле способа решения, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок, владеть общими приемами решения задач. Познавательными: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Коммуникативными: договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Разработка ИМ компьютеров и комплектующих, ВКР по информатике в экономике
Получите бесплатно демо-версию
Сайт diplom-it.ru начал свою работу 18.08.2010 года, но и до этого наш коллектив занимался выполнением дипломных работ по информационным технологиям и защите информации на заказ. То есть мы обладаем уже достаточно солидным опытом в данном направлении образовательной деятельности. Наши программисты – это не студенты или какие-то другие случайные люди, а профессионалы, для которых программирование – основное занятие. Опыт помогает правильно оценить сложность работы, посоветовать клиенту лучшую тему или направление разработки, правильно выполнить, а в некоторых случаях и предугадать требования руководителя.
Таким образом, первой гарантией является наш опыт и продолжительная работа в подготовке дипломных работ на заказ. Прежде чем взяться за консультацию, Вам, как клиенту будет задано максимальное количество уточняющих вопросов по требованиям к дипломной работе (если это необходимо). На основании полученной информации мы определяем, сможем ли мы вообще на нужном уровне проконсультировать Вас. То есть мы не беремся за любой заказ, а только за тот, который мы сможем выполнить и выполнить хорошо, и это является следующей гарантией выполнения качественной работы.
Немаловажное значение имеет и финансовая сторона вопроса. В настоящее время у нас принят такой порядок оплаты, при котором для начала работы нужна предоплата в размере всего лишь 20% от общей стоимости, то есть размер предоплаты невелик. Предоплата служит доказательством серьезных намерений клиента и позволяет нам быть уверенными в том, что работа не будет остановлена после того, как какая-то часть диплома уже будет готова.
Далее оплачиваются только готовые части консультации и только после того, как они высланы клиенту.
Все замечания выполняются бесплатно, причем срок доработок неограничен – Вы можете заказать консультацию летом (когда цены на диплом самые низкие), а сдать следующей весной (когда цены на диплом самые высокие). При этом доработки будут выполняться также быстро и в также же полном объеме, как если бы Ваш диплом закончили писать вчера.
Администратор нашего сайта постоянно находится на связи и Вы сможете написать или позвонить ему – он в курсе всех подробностей каждой из работ. Поэтому если вдруг Вашему руководителю понадобилось добавить в диплом схему потоков данных или логическую модель базы данных, или же диаграмму компонентов – это не страшно, мы все сделаем вовремя.
Таким образом, нашими гарантиями в качественном выполнении консультации являются:
1. Имеющийся у нас опыт в выполнении именно консультации по информационным технологиям и защите информации;
2. Мы не беремся за консультацию, которую не сможем выполнить на качественном уровне, поэтому будьте готовы к вопросам);
3. Небольшой размер предоплаты и тот факт, что оплачивать полученные части диплома надо после их получения;
4. Строгое соблюдение сроков и задания на дипломную работу;
5. соблюдение требований при проверке работы на плагиат (если не задано другое, диплом проверяется в системе antiplagiat.ru, минимальное значение оригинального текста – 65%).
Как у любого покупателя интернет-магазина, у наших клиентов часто возникает вопрос – а какие гарантии Вы даете тому, что работа, описанная на сайте:
1. Действительно существует;
2. Действительно содержит все элементы (программу, презентацию и так далее), указанные в описании;
3. Программа действительно работоспособна;
4. Весь комплект будет действительно выслан после оплаты.
Итак, будем отвечать по пунктам.
1. Чтобы убедиться в наличии работы, Вы можете запросить демо-версию работы (примерно вот такую) ;
2. Чтобы убедиться в наличии всех элементов работы, Вы можете запросить скриншот папки с дипломной работой (как вот здесь) ;
3. Чтобы убедиться в работоспособности программы, Вы можете запросить видео с работой программы (подготовка видео осуществляется в максимально короткие сроки).
4. Также Вы можете связаться с администратором сайта по Skype и просмотреть работу в режиме демонстрации экрана (логин Skype- diplom-it.ru).
По ведущейся нами статистике, около 75% процентов клиентов обращаются к нам по совету своих товарищей, друзей, знакомых, одногруппников.
Часто заказывают корректировки работы под требования своего ВУЗа или доработки программ. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы:
• Не просто продать готовый дипломный проект, но еще и заработать на этом дополнительно (за выполнение корректировок);
• Совершивший покупку клиент посоветовал наш сайт своим знакомым, товарищам, и так далее.
Каждого клиента мы просим оставить отзыв (которые можно самостоятельно найти в интернете или посмотреть вот здесь или вот здесь).
Кроме того, Вы можете купить интересующую Вас дипломную работу по частям.
Таким образом, наличие, соответствие работы описанию на сайте и получение Вами работы в течении 10 минут после оплаты – гарантированы.
Выпускная квалификационная работа
Одним из основных этапов Вашего обучения в бакалавриате является подготовка и защита Выпускной квалификационной работы (ВКР),которая является обязательным элементом Государственной итоговой аттестации.
Подготовка и защита ВКР проводится в соответствии с нормативными актами НИУ ВШЭ:
Конкретизация правил на уровне МИЭМ:
Конкретизация правил на уровне образовательной программы:
Тему, содержание и планируемые результаты ВКР необходимо обязательно обсудить с научным руководителем, что позволит окончательно сформулировать название и задание на выпускную квалификационную работу, которое утверждается академическим руководителем образовательной программы.
Тема ВКР утверждается приказом НИУ ВШЭ, а ее изменение (или изменение научного руководителя) также осуществляется приказом НИУ ВШЭ на основании заявления студента, не позднее срока, установленного регламентом.
Студент имеет право на внесение инициативной темы ВКР в срок до 15 ноября 2020 г.
Рекомендуем со всей ответственностью подойти к выбору темы и руководителя: изучить личные страницы преподавателей, сайты департаментов и лабораторий, понять, кто какими исследованиями занимается. Как правило, преподаватель дает темы из сферы своих научных интересов. Основное внимание стоит посвятить диалогу с преподавателем и согласованию Вашего будущего исследования.
Выбор темы ВКР, как и подача инициативной темы ВКР, производится с помощью системы LMS в период, указанный в опубликованном графике выполнения этапов подготовки выпускной квалификационной работы (см. раздел Итоговая аттестация).
Вы сможете выбрать одну из предложенных тем или заявить свою инициативную тему. Возможен как индивидуальный, так и групповой формат выполнения работы. Однако, в любом случае, перед тем, как Вы зафиксируете свой выбор в системе, Вам нужно в обязательном порядке обсудить свои намерения и тему с потенциальным руководителем ВКР.
! Студент несет ответственность в случае не выбора темы ВКР в срок. См. п.4.2.10. Положения о курсовой и выпускной квалификационной работе студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики»: «Студент, не выбравший тему курсовой работы/ВКР в установленный срок, считается имеющим академическую задолженность. Он обязан ликвидировать ее в порядке и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Университета».
Ориентировочный график подготовки и защиты ВКР 2020/2021 уч.г.
Критерии утверждения Академическим советом инициативной темы:
1. Соответствие темы исследования стандарту по направлению подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника https://www.hse.ru/ba/isct/documents.
2. Соответствие тематики одной из специализаций, реализуемых в учебном плане образовательной программы «Информатика и вычислительная техника».
3. Практические результаты работы предполагают демонстрацию реального объекта исследования/разработки (макета, программы и т.д.).
Приказы по сопровождению выпускных курсовых работ:
ВКР по информатике на тему Использование технологии смешанного обучения для индивидуализации обучения информатике (на примере темы «Кодирование и обработка информации») (8 класс)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт математики, физики и информатики
(полное наименование института/факультета/филиала)
Базовая кафедра информатики и информационных технологий в образовании
(полное наименование кафедры)
Сапарниязова Анастасия Мурадовна
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Использование технологии смешанного обучения для индивидуализации обучения информатике (на примере темы
«Кодирование и обработка информации»)
44.03.01 Педагогическое образование
(код и наименование направления)
(наименование профиля для бакалавриата)
д.п.н., профессор Пак Н.И.
(ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы)
к.б.н., доцент Артемьева Н.В.
(ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы)
Оглавление
Введение
Современные гаджеты уже прочно вошли в нашу жизнь. Планшеты и смартфоны есть даже у школьника. При этом, зачастую, родители в технике в руках у ребенка видят только угрозу.
Многие педагоги вызов современности приняли, и уверены, что технику можно и нужно использовать во благо обучения.
Новые технологии расширяют возможности процесса обучения и требуют изменения организации учебной деятельности. Изучение новых инструментов и знакомство с лучшими практиками позволяет внедрять передовые технологии в педагогическую деятельность.
Перед студентами бакалавриата КГПУ им. В.П. Астафьева, как перед будущими педагогами встаёт вопрос: «Как модернизировать образовательную сферу с целью повышения качества обучения?».
Одной из составляющих модернизации современного образования является введение технологий смешанного обучения.
Понятие смешанное обучение носит описательный характер, так как появилось оно не так давно. П. Валиафан использует термин смешанное обучение для описания решений, в которых комбинируются различные способы демонстрации учебного содержания, такие как ПО совместной работы, курсы, построенные на Веб-технологиях и методики управления знаниями. Этот же термин используется для описания обучения, сочетающего различные виды учебных мероприятий, включая очное обучение в классе, онлайн электронное обучение и самообучение на рабочем месте [23].
Вопросы, касающиеся использования технологий смешанного обучения для индивидуализации обучения являются очень актуальными.
Актуальность темы определяется потребностями системы общего образования в необходимости включения технологий смешанного обучения в образовательный процесс обучения в частности с целью индивидуализации обучения.
Объект исследования: индивидуализация обучения.
Предмет исследования: индивидуализация обучения посредством технологий смешанного обучения.
Цель исследования: разработать систему уроков информатики для 8 класса с использованием технологий смешанного обучения по теме:
«Кодирование числовой информации».
Гипотеза исследования: если при проведении уроков использовать специально разработанные технологии, основанные на сочетании очных и дистанционных технологий обучения, то это будет способствовать развитию у обучающихся коммуникативной компетентности, расширению образовательных возможностей обучающихся, а также индивидуализации процесса обучения.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
изучить понятие смешанное обучение, преимущества и недостатки этой образовательной технологии;
изучить модели смешанного обучения и опыт их применения в России и за рубежом;
составить рекомендации учителю по организации уроков на основе использования преимуществ TED-конференций;
рассмотреть индивидуализацию в контексте традиционного и смешанного обучения;
проектировать организацию занятий и разработать систему уроков с использованием технологий смешанного обучения.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы, учебников, учебных пособий по информатике и информационным технологиям, логико-дидактический анализ различных разделов школьных учебников по информатике, обобщение опыта учителей.
В первой главе обсуждается понятие «смешанное обучение», преимущества и недостатки данной образовательной технологии. Показаны модели смешанного обучения и подробно рассмотрен опыт применения некоторых из них. Изучены направления индивидуализации в контексте смешанного обучения.
Во второй главе предлагается разработка системы уроков информатики для 8 класса по теме «Кодирование числовой информации» с использованием технологий смешанного обучения.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1. Смешанное обучение как новая форма современного образовательного процесса
Модели смешанного обучения: понятия и особенности
Одной из составляющих модернизации современного образования является введение технологий смешанного обучения в традиционную классно-урочную систему обучения.
На законодательном уровне не закрепили за blended learning однозначного русскоязычного термина, в образовательных организациях придерживаются различных точек зрения на то, каким термином пользоваться – комбинированное или смешанное обучение [1].
Сегодня исследователями и специалистами даны следующие основные понятия смешанного обучения:
сочетание технологий и традиционного обучения в классе на основе гибкого подхода к обучению, который учитывает преимущества тренировочных и контролирующих заданий в
сети, но также использует другие методы, которые могут улучшить результаты студентов и сэкономить затраты на обучение [20];
сочетание аудиторной работы по программе курса – диктанты, бумажные тесты, проверки заданий и пр. с активным использованием онлайн ресурсов и привлечением образовательных элементов мобильных средств [8];
образовательная программа, в которой учащийся учится, по крайней мере частично, через онлайн-обучение с помощью какого-то элемента периодического контроля и по крайней мере частично, у учителя в традиционной форме в школе. Методы обучения каждого учащегося в курсе или предмете связанны с возможностями обеспечения интегрированного обучения [21];
объединение «живого» обучения с обучением посредством использования Интернет-ресурсов [9];
форма обучения, при которой часть познавательной деятельности обучающихся проводится на занятии под непосредственным руководством преподавателя, а часть деятельности выносится на самостоятельную индивидуальную работу обучающегося с электронными средствами обучения [22];
сочетание очного, традиционного обучения с элементами онлайн обучения и дистанционных методов [9];
модель использования распределенных информационно- образовательных ресурсов в очном обучении с применением элементов асинхронного и синхронного дистанционного обучения [5];
Также, рассмотрели анализ трактовок и понятий смешанное обучение К.Дж. Бонка, Ч.Р. Грэхема, Бр. Томлинсон, Кл. Виттейкер, Е. Банадос, Д.Р. Гаррисон, Н.Д. Вохан, И.А. Малинина, А.В. Логинова.
Из определений, приведенных выше, можно сделать вывод, что общего понятия смешанное обучение еще не существует. Несмотря на это, в российских образовательных организациях смешанное обучение чаще всего воспринимается современной образовательной технологией, в основе которой лежит концепция объединения технологий классно-урочной системы и технологий электронного обучения.
«При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение» гласит «Закон об образовании в Российской Федерации» пункт 2 статья 13 № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. [19].
Из вышеуказанного следует, что все организации осуществляющие образовательную деятельность, имеют право на внедрение дистанционных образовательных технологий в целях реализации права каждого человека на образование.
Смешанное обучение активно внедряется в систему образования, и является успешным не только для зарубежья, но и для России.
На сегодняшний день, образовательные учреждения используют интерактивное оборудование и электронные образовательные ресурсы, но в то же время, это может выполнятся не системно. Тогда мы не можем говорить о реализации смешанного обучения, как совмещения очной и электронной формы обучения.
Характерными чертами смешанного обучения являются гибкость, индивидуализация, интерактивность, адаптивность учебного процесса для
учащихся с разными возможностями. По мнению Е.В. Костиной, смешанное обучение сочетает лучший опыт традиционного обучения и интерактивного взаимодействия в сети Интернет, представляя собой систему, которая работает в постоянной корреляции и образует единое целое [6].
В отличии традиционного классно-урочного обучения, смешанное обучение повышает стимул учащихся в усвоении учебного материала за счет различия электронных образовательных ресурсов; осуществляет индивидуальный подход к организации образовательного процесса, когда учащийся самостоятельно определяет способы достижения учебных целей, самостоятельно анализирует свои результаты и возможности.
Самое значимое, что при смешанном обучении, меняется характер взаимодействия учителя и ученика, учеников между собой, ученика и учебного материала.
Основные отличия смешанного обучения от традиционного классно- урочного обучения приведены в табл. 1.
Различия смешанного и традиционного классно-урочного обучения
Учитель направляет в процессе урока
Учитель контролирует процесс урока
Учитель контролирует и обеспечивает дисциплину
Индивидуальный подход к уроку
Групповой и индивидуальный подход к уроку
Индивидуальный ритм и направление работы на уроке у каждого учащегося
Групповой ритм и направление работы на уроке
Самостоятельное нахождение ошибок/пробелов
Учитель указывает на ошибки/пробелы
Материалы для физического исследования, позволяющие затронуть несколько органов чувств
Меньше материалов для развития органов чувств
Самостоятельный выбор места работы, свободное передвижение, общение
Строго отведенное место работы на уроке
Смешанное обучение максимально ориентировано на учащегося, учитывая его интересы и потребности. А широкая возможность использования ресурсов, обеспечивает большей возможностью, временем и свободой для изучения темы и реализацией своих знаний, умений и навыков.
Преимущества смешанного обучения Л.В. Смолина характеризует следующим образом:
повышение эффективности автономного обучения и обучения в сотрудничестве (совместного обучения). Развитие самостоятельности обучающихся путем сочетания очного и дистанционного обучения;
индивидуализация и персонализация процесса обучения, самостоятельное определение способа и ритма освоения материалов, предоставленных в режиме интерактивной связи, в удобное для учащихся время, с учетом образовательных потребностей, интересов и способностей;
развитие познавательной активности обучающихся путем перевернутых занятий, получение обучающимися учебных материалов в интерактивном режиме вне аудитории, использование полученных знаний, участие в дискуссиях, презентациях и других видах работы;
повышение интереса к занятиям, естественное освоение современных коммуникационных средств и средств организации работы, развитие информационно-коммуникационной компетентности обучающихся;
организация самостоятельной работы обучающихся, развитие умение самостоятельного планирования работы, поиск и отбор информации, занятие самообразованием.
Недостатки смешанного обучения:
зависимость от технической оснащенности слушателей и учебных аудиторий, широкополосного Интернета, устойчивости онлайн-режима;
меньшая возможность у учителей регулярно следить за прогрессом обучающихся;
дополнительное обучение для преподавателей как практическим аспектам использования технологий, так и принципам использования онлайн технологий в обучении;
затрудненное внедрение модели смешанного обучения в связи с отсутствием эффективного механизма решения организационных и проблем управления образованием [17].
Анализ сравнения положительных и отрицательных сторон смешанного обучения изучили: И.В. Кривопалова, А.А. Минина, А.Д. Савенкова, Е.П. Чернобровкина, Ю.Р. Гуро-Фролова.
Современные дети родились в цифровой век, поэтому использование планшетов, смартфонов и других гаджетов для них естественно. Старшее поколение должно это не только понимать, но и использовать для обучения.
Сегодня необходимы принципиально новые технологии с индивидуальной траекторией обучения. И оно существует, это смешанное обучение.
Традиционно выделяют шесть моделей смешанного обучения:
При реализации основная часть учебной программы изучается в аудитории при непосредственном взаимодействии с преподавателем, а электронное обучение используется в качестве дополнения к основной программе (чаще всего работа с электронными ресурсами организуется за компьютерами в течение учебного занятия).
Учебное время распределено между индивидуальным электронным обучением и обучением в аудитории вместе с преподавателем, который может также осуществлять дистанционную поддержку при электронном обучении.
Большая часть учебной программы осваивается в условиях электронного обучения, а преподаватель сопровождает обучающихся дистанционно, для отработки вопросов, сложных в понимании, организует очные консультации с малочисленными группами или индивидуально.
Учебная программа осваивается в условиях электронного обучения, которое организовано в аудиториях, оснащенных компьютерной техникой, и сопровождается преподавателем (в сочетании с обучением в традиционной
Самостоятельный выбор дополнительных к основному образованию курсов, проводимых разными образовательными учреждениями.
Предполагает освоение большей части учебной программы с помощью электронных ресурсов информационно-образовательной среды; очные встречи с преподавателем носят периодический характер (обязательными являются процедуры очных консультаций, собеседований, экзаменов) [15].
Авторскую трактовку моделей смешанного обучения описывают в своих трудах Ю.С. Поставничий, Н.В. Андреева, Л.В. Рождественская, Б.Б. Ярмахов.
Подготовка к таким урокам требует от учителя определенной нагрузки, нужно продумать долю каждого из компонентов смешанного обучения, таких как: самообразование, интерактивное и личное взаимодействие обучающихся друг с другом и с учителем. «Самым продуктивным в использовании информационно-коммуникативных технологий является то, что преподаватель ищет совершенно иные и отличные формы и методы работы для занятий, которые мотивируют учащихся к самосовершенствованию, развитию способностей и применению новых средств и форм обучения в учебной деятельности» [14].
Смешанное обучение в России и за рубежом
Технологии смешанного обучения получили признание во всем мире, и зарекомендовали себя как эффективный способ индивидуализации знаний учащихся.
Смешанное обучение: опыт школ г. Стиллоутер, Миннесота,
Опыт школ г. Стиллоутер, Миннесота, США позволяют убедится в эффективности внедрения технологий смешанного обучения на примере модели «Перевернутый класс».
М. Дронен, IT-координатор государственных школ Стиллоутер, в своем интервью говорит следующее: ««Перевернутый класс» является одной из моделей смешанного обучения. Главная идея проекта заключается в том, что мы записываем часть учебных программ по предметам на видео. На этих роликах мы упорядочиваем избыточный учебный материал, объясняем его более доступно для учеников, освобождая дополнительное время для работы на уроке. Так учителю предоставляется больше возможностей для организации индивидуальной работы и работы в малых группах.
Родители хотят быть уверены, что при такой форме обучения их ребенок будет лучше понимать предмет, станет лучше заниматься.
Сегодня, наши исследования и родительские отклики, позволяют говорить об успешности учеников.
Ученики говорят, что они лучше и быстрее усваивают тему. Но еще больше убеждают в этом нас отчеты учителей, которые работают в
«Перевернутом классе», учителя уверены, что такой способ обучения имеет преимущества. Ученики стали лучше заниматься, потому, что готовят теоретический материал дома. На уроке, учителя больше времени используют для индивидуальной помощи. Каждый день, не менее получаса, мы обсуждаем с учителями нашу работу. Они уверены, что такое обучение дает возможности для реализации персонализированных подходов.»
Коллега М. Дронена, специалист по IT-интеграции государственных школ Стиллоутера К. Дэниелс, делится своим наблюдение и опытом:
«Прошлой весной мы начали проект по реализации «Перевернутого класса». Мы приступили к его реализации в сентябре 2012 года. В январе 2013 года мы уже говорим о большом успехе. Нам нравится этот проект, учителя не откажутся от этой модели.
Важным компонентом «Перевернутого класса» являются видеоролики. Просмотр видео во внеклассной обстановке, позволяет учителям индивидуализировать работу в классе, обратить большее внимание на усвоение темы, помочь персонально.
Учителя работают в информационно-образовательной среде. Они заходят в системы, просматривают данные об активности учеников каждый день, как часто и когда ученики просматривали видео, сколько времени заняли на выполнение теста. Эти данные учителя берут из системы до проведения урока».
Не скрывает своего восторга и координатор государственных школ Стиллоутера Э. Джонс: «Ученики работают в своем собственном режиме. Они могут чувствовать себя более успешными, занимаясь во внеклассной обстановке.
Обычно, родители тревожатся, когда возникают какие-то сложности. Но работа в «Перевернутом классе» не вызывает у них беспокойства. С позиции учителя, это очень хорошо.
У учеников «Перевернутого класса» результаты лучше, чем у учеников контрольного класса. Они опережают по программе на одну или две темы, изучают учебную программу на более углубленном уровне, их оценки выше.
Я все время разговариваю с учениками, им нравится такой способ изучения школьных предметов. Они осознают, что учатся по-другому, и считают это веселым и интересным занятием. Им нравится, что на уроках они могут работать в малых группах, отрабатывать навыки, решать вопросы, которые подобраны специально для них. Они не тратят время на изучение теории, которую уже знают» [11].
На основании опыта зарубежных исследователей, можно сделать вывод, что работая в модели «Перевернутого класса», родители и ученики уже имеют удивительные результаты, которые говорят о более высоком уровне изучения программы по сравнению с традиционным классом.
Смешанное обучение: опыт гимназии № 1576 Москва, Россия
Необычный урок информатики в обычной школе. Те же парта и доска, вот только класс разделен на три сектора.
Первая группа учащихся работает за компьютерами. Они выполняют задания, смотрят видео по программе урока, самостоятельно выбирая последовательность задания.
Вторая группа «ломает» голову над интересной игрой. Школьники обсуждают между собой ходы, ищут верные решения. Дети максимально сосредоточены и поглощены процессом игры.
Одновременно со всеми, третья группа находится на обычном уроке с педагогом, работая с той же темой, но в традиционном формате. Все, что происходит в данном классе называется смешанное обучение.
В процессе урока, группы меняются местами. Компьютеры, игра, урок. Каждый учащийся проходит этот круг полностью. Такой вид смешанного обучения позволяет детям со всех сторон изучить тему урока, делая его более динамичным и интересным.
Как изменилась структура урока, так же меняется работа педагога с детьми. В чем же плюсы этой системы для образовательного процесса?
возможность персонализировать процесс, т.к. учитель решает, как будет поделен класс на группы;
возможность включения проектной деятельности, т.к. зачастую не хватает времени на ее реализацию на традиционном уроке;
На протяжении всего занятия дети максимально вовлечены в процесс, за счет динамики работы, информационных технологий и групповых игр. Специализированные программы и возможность индивидуального подхода позволяют детям легче запоминать много новой и интересной информации.
Однако, это не единственная модель смешанного обучения. Модель смешанного обучения «Перевернутый класс» позволяет ученикам дома ознакомится с материалами урока, а на занятии заполнить пробелы и сразу перейти к практической работе, как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Если создать дистанционный курс, в который учащиеся могут заходить по логину и паролю, то теоретически, подготовка к уроку может происходить во внеклассной обстановке:
прочитать параграф (как в бумажном, так и в электронном варианте);
тесты для самоконтроля;
ссылки на полезные ресурсы;
тематические игры и т.д.
После проверки знаний, школьники приступают к работе за компьютерами, выполняя тесты и закрепляя усвоенный дома и на уроке материал. После такого необычного и интересного занятия, дети дают ему оценку. И не удивительно, что все эмоции после такого урока остаются самые положительные [16].
Смешанное обучение: опыт МАОУ «Школа №39» г. Ростова-
Своим опытом работы в условиях модели «автономная группа» делится учитель Наталья Анатольевна Ролик: «. Группа состоит из шести человек, которые довольно быстро могут найти предложенную информацию. Информацию предлагаю найти либо самостоятельно, либо на указанном источнике. К информации предлагаю ряд заданий (вопросов), включая творческие. Возникающие вопросы решаем в рабочем порядке: пока готовит задание класс, есть время на общение с группой. Для представления работы ежеурочно предлагаю группе выступление в конце урока в течение 10-15 минут. Задания составляю таким образом, чтобы каждый работающий в группе выступил и индивидуально.
Первоначально желающих принять участие в работе группы было много больше. Постепенно ребята поняли, что право на работу в группе надо заслужить: не просто покрасоваться за компьютером в течение урока, а действительно работать. Но желание попасть в группу не пропало. Они поняли, что нужно подтянуть кому-то знание теоретического материала, а кому-то совершенствовать свое умение работы за компьютером.
Конечно, есть проблемы, без этого нельзя, они всегда будут. Это проблемы как технического порядка, так и с организацией урока по данной модели. Но главная цель сейчас – показать, что учеба может быть делом очень интересным. Меня радует хотя бы то, что дети с желанием идут на уроки. » [10].
Рекомендации учителю по организации уроков с использованием технологий смешанного обучения на основе
использования преимуществ TED-конференций
TED-конференции – лекции, проводимые фондом TED, где выступают люди, широко известные в своих областях – политики, писатели, представители крупного бизнеса и другие.
Спикером на TED-конференции является человек, если он обладает актуальной, интересной и новой идеей, и способен вдохновляюще эту идею представить.
Существует руководство TED-спикера или Скрижали с заповедями TED (рис. 1). Интересной особенностью является то, что заповеди написаны на староанглийском шекспировском языке.
Перечислим их и одновременно проанализируем то, как учитель может применить их индивидуализировать обучение при смешанном обучении:
Рис. 1. Скрижаль с заповедями TED
Будьте искренни – Сцена TED не место для обмана и манипуляций, поделитесь правдой.
Формат и форма урока предполагает донесение учителем ученикам своих знаний, умений и навыков, по какой-либо теме. Учитель обладает определенной репутацией. Именно это не позволяет ему опростоволосится.
Мечтайте о великом – Конечно, есть спикеры, которые выступали два-три, а некоторые даже и пять раз на сцене TED, но для большинства такой шанс выпадает раз в жизни, поэтому следует очень серьезно подойти к выбору темы.
Задача учителя предполагает донесение действительно полезной и новой для учащихся информации.
Поделитесь историей – Цифры, факты, логичные аргументы, всё это обязательные атрибуты любого достойного выступления, но если представить их в виде истории с конфликтом, героем и антигероями, то, поверьте, аудитории будет намного легче.
Очевидно, что с внедрением новых идей, технологий или иного формата проведения урока, легче владеть вниманием учащихся. Урок должно быть ярким, интересным, запоминающимся.
Не продавайте со сцены – Для этого есть переговорные комнаты, а со сцены лучше вдохновлять.
Учитель не имеет права навязывать свои убеждения, взгляды на жизнь, религию.
Добавьте юмор – А еще лучше самоиронии, оставьте тотальную серьезность для первых лиц государства.
В речи учителя должны быть «взлеты» и «падения». Кроме этого, меняя градус серьезности объяснения материала, и переходя от серьезного к забавному легче владеть вниманием учащихся.
Добавьте эмоции – И это не значит, что только положительные эмоции! Заставьте аудиторию плакать, смеяться, чувствовать. Факты, упакованные в эмоции, остаются в памяти надолго.
Очевидно, что с целью владения вниманием учащихся разумным будет использовать не только серьезность, но весь остальной спектр человеческих чувств и эмоций. Кроме этого, такой совет пробуждает у учащихся доверие к учителю.
Спорьте с другими – У организаторов TED нет задачи, чтобы все спикеры «пели в унисон». Это прекрасно, когда на одной сцене сходятся защитники разных мнений, ведь в споре рождается истина. Если вы не согласны с другими докладчиками, скажите об этом прямо, и это добавит интересности к вашему выступлению.
Учитель позволяет учащимся показать свою заинтересованность, желание познавать, отстаивать свою точку зрения.
Покажите себя настоящего – Современный мир полон масок:
«маска успешности», «маска несправедливой обиженности»,
«маска невинности» и т.п. Если вы выступаете с презентацией на TED, будьте собой.
Учитель должен быть честным и справедливым перед своими учениками.
Никогда не читайте по бумажке — Никогда. Не читайте. По бумажке.
Урок должен быть рассказом. Это показывает свободное владение учителем своим предметом, во-первых, и определенное уважение к учащимся, во-вторых.
Заканчивайте вовремя – И на репетициях, и во время самого выступления в зоне видимости спикера на TED всегда находятся большие часы с обратным отсчетом. Так что «большое количество репетиций» плюс «часы с обратным отсчетом» равно
«легко заканчивать вовремя». Это важно, ведь на TED у вас есть 18 минут: меньше можно, больше нельзя.
Владение временем также демонстрирует и владение темой, и уважение к аудитории. Учитель должен укладываться в отведенное на урок время, не задерживая учеников и не ставя свой предмет выше других дисциплин.
На основе материалов, предоставляемых организаторами американской и местных TED-мероприятий, можно составить ряд рекомендаций и для учителя в проведении урока.
Увлеченность учителя заинтересует учащихся. Учитель должен быть способен найти необходимые статистические и другие материалы для подкрепления своей компетенции.
Рекомендуется начинать урок с сильного вступления, в середине снизить эмоциональный накал, и завершать на мажорной ноте, тем самым, урок не окажется монотонным или скучным.
Индивидуализация в контексте традиционного обучения
По мере развития педагогической науки развивалась и проблема индивидуализации обучения.
Автор «Великой дидактики» и «Материнской школы» Я.А. Коменский, основатель классно-урочной системы как основы «общего образования», в то же время отмечал, что в детях больше здоровой первородной чистоты и не испорченности, чем считалось ранее, поэтому надо помогать им развивать эти положительные качества.
опасность подвести всех учащихся под один шаблон. Поэтому Коменский настойчиво предлагал учителям изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося.
По мнению К.Д. Ушинского главным условием успешного обучения является учет возрастных особенностей ученика. Ему принадлежит идея внедрения индивидуального подхода к ученикам в условиях коллективной учебной работы класса, которая и сегодня является основополагающей идеей и является методологическим положением для исследователей и педагогов.
Под индивидуализацией образовательного процесса А.А. Тёров предлагает понимать «способ обеспечения каждому обучаемому права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории, придание осмысленности учебному действию за счёт возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему образованию, видения своих учебных образовательных перспектив» [12].
М.В. Буланов в своей научной статье рассматривает индивидуальный подход как «учет индивидуального темпа освоения учебного материала обучающимися. При этом учебные цели одинаковы для всех обучающихся, но они осваивают учебный материал на собственной скорости в зависимости от психологических особенностей и индивидуальных потребностей» [3].
В научной литературе встречается утверждение, что смысл индивидуализации заключается в развитии редких способностей или таланта личности. Однако это лишь одна из его функций. Индивидуализация
включает еще и процессы развития и формирования индивидуальности личности, ее самореализации в жизни. Это, по всей видимости, две стороны одного неразрывного процесса, обусловленного тесным взаимодействием.
Из краткого анализа истории возникновения и развития проблемы, можно сделать следующий вывод: понятие индивидуализация относится к тем учащимся, потенциал развития которых выше или ниже, а также к тем, кто имеет какие-либо серьезные физические особенности развития, влияющие на качество жизни. В каждом классе, есть учащиеся, которые отличаются быстротой и креативностью мышления, умением организовать свою деятельность, готовность помочь другим. Для них нужны задания сложные, требующие творческого подхода. Именно учитель должен оказывать помощь и давать ориентиры каждому учащемуся в выборе индивидуальной траектории обучения.
Индивидуализация в контексте смешанного обучения
В последние годы, в теории и практике образования все больше говорится об индивидуализации работы с учащимися.
Почему так остро стоит вопрос об индивидуализации процесса обучения?
Учебные цели одинаковы для всех обучающихся: соответствовать Федеральным Государственным Образовательным Стандартам и требованиям, но они могут осваивать учебный материал с разной скоростью в зависимости от психологических особенностей и индивидуальных потребностей [3].
Учитель выступает в роли посредника, который адаптирует соответствующие индивидуальные планы обучения или пути для каждого учащегося.
Цели, основанные на разработке учебных планов и стандартах, могут быть одинаковыми для всех учащихся, но индивидуальный профиль обучения и план для каждого учащегося могут различаться. Это объясняется тем, что каждый ученик развивается через материал с разной скоростью в соответствии с его собственными потребностями и способностями к обучению. Например, ученику может потребоваться больше времени для продвижения по данной теме, пропустить темы, которые охватывают уже известную информацию, или повторить темы, по которым им нужна дополнительная помощь.
Стоит отметить, что индивидуализация тесно связана не только с индивидуальностью личности. Она также связана с дифференциацией. Индивидуализация как процесс всегда начинается с обособления личности, выделение его из общего.
Во-первых, дифференциация в процессе обучения — это распределение индивидуальных личностных качеств по определенным признакам, присущими нескольким ученикам.
Во-вторых, это особый подход учителя к различным группам учащихся или отдельных учеников в зависимости от содержания, объема, сложности, методов обучения и т.д.
В-третьих, это развитие творческих сил каждого ученика, расширение их интересов, кругозора, представлений, возможностей, углубленного обучения или изучения предмета, науки или отдельной темы.
Дифференциация может быть временной или более постоянной и осуществляться в различных формах обучения. Индивидуализация ориентирует обучение на развитие своеобразия и неповторимости каждой личности ученика, которые расширяют возможности их личностного самовыражения. Индивидуализация вместе с социализацией образуют две
тенденции в формировании и развития личности, они диалектически взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Сегодня, когда государство ставит вопрос о расширении функций общеобразовательной школы, различных типов учебных заведений, изменяются содержание, методы обучения, возникает потребность исследовать проблемы индивидуализации процесса обучения на новом уровне, рассмотреть ее в соответствии с новыми подходами и технологиями.
Для осуществления индивидуализации и дифференциации в смешанном обучении задачи учителя состоят в следующем:
оказывать консультативную помощь при формировании индивидуальной образовательной траектории;
осуществлять мониторинг процесса обучения;
своевременно обеспечивать обратную связь со школьниками;
проводить групповые консультации;
стимулировать мотивацию учащихся к обучению на протяжении всего учебного процесса [7].
Индивидуализация образования проявляется в том, как по-разному учащиеся применяют свои знания, умения, навыки. Для того, чтобы индивидуализация состоялась, по мнению А.В. Слепухина требуется
персональная образовательная среда (ПОС), стимулирующая инициативу и активность.
Из чего же должна состоять ПОС учащегося? А.В. Слепухин приводит структурные компоненты (рис. 2).
Рис. 2. Структурные компоненты ПОС
Н.В. Андреева, автор программы «Смешанное обучение как технология индивидуализации в общем образовании» в 2016 году проводила авторский курс повышения квалификации, целью которого было поднятие уровня образования с помощью внедрения различных моделей смешанного
обучения в школах и обеспечение внедрения ФГОС с помощью использования смешанного обучения.
Так же, значимость индивидуализации в обучении изучили: С.Х. Васильченко, Ю. Духнич, В.Н. Кухаренко, Д. Аттвелл, А. Канн и др.
Глава 2. Проектирование системы уроков информатики с
использованием технологий смешанного обучения для
индивидуализации обучения информатике
Разработка системы уроков информатики для 8 класса с использованием технологии смешанного обучения для
индивидуализации обучения информатике (на примере темы
«Кодирование и обработка информации»)
В рамках данной дипломной работы представлена система уроков по разделу «Кодирование числовой информации» для 8 класса в соответствии с программой школьного курса информатики в табл. 2. используются модели смешанного обучения: перевернутый класс, автономная группа, смена рабочих зон.
Темы, которые присутствуют в выбранном разделе, способные вызвать у учащихся затруднения, которые можно устранить посредством включения в уроки технологий смешанного обучения. В табл. 3, представлена разработка системы заданий с дистанционными технологиями, а также предполагаемая деятельность учеников.
Система уроков по разделу «Кодирование числовой информации»
Тема: Кодирование числовой информации
развитие познавательного интереса, логического мышления, памяти, внимательности;
формирование навыков самостоятельной и групповой работы;
формирование интереса к предмету.
Тема урока, тип урока
Дидактические задачи урока
Методическое обеспечение процесса