Что означает внешнее понимание социальности

Поняти социальности человека.

Что означает внешнее понимание социальности. Смотреть фото Что означает внешнее понимание социальности. Смотреть картинку Что означает внешнее понимание социальности. Картинка про Что означает внешнее понимание социальности. Фото Что означает внешнее понимание социальности Что означает внешнее понимание социальности. Смотреть фото Что означает внешнее понимание социальности. Смотреть картинку Что означает внешнее понимание социальности. Картинка про Что означает внешнее понимание социальности. Фото Что означает внешнее понимание социальности Что означает внешнее понимание социальности. Смотреть фото Что означает внешнее понимание социальности. Смотреть картинку Что означает внешнее понимание социальности. Картинка про Что означает внешнее понимание социальности. Фото Что означает внешнее понимание социальности Что означает внешнее понимание социальности. Смотреть фото Что означает внешнее понимание социальности. Смотреть картинку Что означает внешнее понимание социальности. Картинка про Что означает внешнее понимание социальности. Фото Что означает внешнее понимание социальности

Что означает внешнее понимание социальности. Смотреть фото Что означает внешнее понимание социальности. Смотреть картинку Что означает внешнее понимание социальности. Картинка про Что означает внешнее понимание социальности. Фото Что означает внешнее понимание социальности

Что означает внешнее понимание социальности. Смотреть фото Что означает внешнее понимание социальности. Смотреть картинку Что означает внешнее понимание социальности. Картинка про Что означает внешнее понимание социальности. Фото Что означает внешнее понимание социальности

Социальность – взаимодействие людей в сообществе, которое строится по ролевым распределениям функций и языков. Социальность человека многообразна, она характеризуется не только распределением ролей. Труд создал человека. Первичные социумы возникли на основе трудовой деятельности, которые имели зачатки в животном мире.

Типы первичных социумов: Племена собирателей..Охотников. Земледельцев. Но у чел-ка охота и собирательство носит иной характер: собирательство как стремление накопить, но у ч-ка это не просто накопительство, но и определенное распределение накопленного. Племена собирателей и охотников обменивались продуктами.

Земледельческие племена дали толчок для развития человечества, т.к. требовали определенных норм, расчетов, культуры.

Не ранее 25000 лет назад появились некие эквиваленты товарообмена – прототип денег. Что такое социальность? Социальность – ни что иное как определенный способ бытия в мире. Никакая социальность не может быть устойчивой, если она не закреплена в культуре.

Эволюция социальности человека, её факторы и основные этапы.

. Социальность человека многообразна, она характеризуется не только распределением ролей. Труд создал человека. Первичные социумы возникли на основе трудовой деятельности, которые имели зачатки в животном мире. Типы первичных социумов:

Но у чел-ка охота и собирательство носит иной характер: собирптельство как стремление накопить, но у ч-ка это не просто накопительство, но и определенное распределение накопленного. Племена собирателей и охотников обменивались продуктами.

Земледельческие племена дали толчок для развития человечества, т.к. требовали определенных норм, расчетов, культуры.

Не ранее 25000 лет назад появились некие эквиваленты товарообмена – прототип денег.

Типы социальности

1)Кровно-родственная социальность – отнош-я по кровно-родственным признакам. Кровно-родств соц-ть у Homo Sapiens принципиально отличается от кровно-родст отнош-й в животном мире (она очень устойчивая; передается от поколения к поколению). В разл культурах поколенческая кровно-родств связь различна по дистанции.

У многих народов сущ-т до сих пор кланы (устойчивая система кровно-родств связей, очень длительной дистанции—до 10-го поколения).

Тейп – опред кровно-родствен клан, существующий не только десятилетия но и столетия.

Кровно-родственные системы различаются у чел устойчивостью и разветвленностью.

2 линии кровно-родствен отнош-й играющих экономич и социальн роль:1)патрилинейное родство 2)матрилинейное родство.

Что означает внешнее понимание социальности. Смотреть фото Что означает внешнее понимание социальности. Смотреть картинку Что означает внешнее понимание социальности. Картинка про Что означает внешнее понимание социальности. Фото Что означает внешнее понимание социальности

Сословная социальность – развита в европейских культурах(особые статусные группы, имеющие свои права) – замкнутая система сословия; наследование по кровно-родствен признаку.

2.Гражданская социальность:

1)нет этнического неравенства

2)свободная социальн мобильность

3)нация – единый сбъект международн-х отношений (зтническая общность – внутри гос-й социальности)

3.Энертная социальность – сказывается на всем (в экономике, в быту)

11. Системно-антропологический подход к исследованию культуры.

С точки зр антропологии культура – это определенный способ существования человека как социального существа.. Культура – способ соц существ-я, соц. бытия чел.

Америк соц-г Альфред Кребер – « в америк соц-гии нет понятия соц антр-ии, есть только культурная анропол-я», нет всеобщей культуры. Существует культурный ареал – определ. территорию населенную которая имеет определенные культурные ценности, культурные типы деят-ти. В культурном ареале – есть культурный центр – часть ареала, в которой наиболее сильно выражены основные культурные ценности ареала. Культурные границы – предел распостранения ценностей в ареале. Чем дальше от центра, тем слабее культурные ценности.

Культура развивается под влиянием 1) внутренних инноваций

2) внешних заимствований

Необходимо гармонично сочетать заимствования и инновации, при этом инновации должны доминировать. Китайская, Индейская, Германская – сильн. нации

Инновации и традиции – это проблема учета культурно исторического опыта в ареале.

Формула – пиратство культурных традиций.

Всякая инновация имеет смысл когда она опирается на традиции. Традиционно считается, что культура определяется экономикой и политикой.

Это не так. Культура – основа социальности. Антрополия поним культкрой как отношение кжизнидеятельности. Мальцев: «экономика должна быть культурой природопользования, культурой экономических отношений».

13. седиментация и кумулятивность культуры.

Седиментация – процесс накопления тех форм образцов деятельности, которые наиболее благоприятны для данного этноса. Культура направлена на седиментацию, на именно те нормы, ценности, которые наиболее полезны. Процесс седиментации зависит от инновац способности этноса и самой природы. Это проявляется в обычаях, традициях, системе ценностей. Культура обладает кумулятивным дей-ем накопления норм и ценностей полезной направленности. Различные этносы обладают разной способностью накопления знаний и ценностейсв разл областях. Пример: все величайшие религии возникли на востоке. Почему языч-во перешло в христианство, а конфуцианству уже более 5000 лет и от него не хотят отходить.

Источник

В чем состоит сущность социального восприятия?

Социальная перцепция — это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.

Особенностями социальной перцепции являются:

Социальная перцепция обычно проявляется как:

Процесс социальной перцепции представляет собой деятельность его субъекта (наблюдателя) по оценке внешнего облика, психологических особенностей, действий и поступков наблюдаемого лица или объекта, в результате которой у субъекта социальной перцепции складывается конкретное отношение к наблюдаемому и формируются определенные представления о возможном поведении конкретных людей и групп.

В зависимости от этих представлений субъект социальной перцепции прогнозирует свои отношения и поведение в различных ситуациях взаимодействия и общения с другими людьми.

Наиболее значимыми факторами восприятия людьми друг друга являются:

Качество восприятия обусловлено и таким важным фактором, как условия (ситуация), в которых осуществляется социальная перцепция. К ним относят: расстояние, которое разделяет общающихся; время, в течение которого длятся контакты; величину помещения, освещенность, температуру воздуха в нем, а также социальный фон общения (наличие или отсутствие кроме активно взаимодействующих партнеров еще и других лиц). Сказываются и групповые условия. Личность, принадлежащая к определенной группе, малой или большой, воспринимает других людей под влиянием особенностей своей группы.

Источник

Конспект по предмету психология общения «Понятие социальной перцепции»

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ

Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).

Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. и понимался как социальная детерминация перцептивных процессов.

Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие (восприятие человека человеком), которое состоит из восприятия внешних признаков человека, их соотнесения с личностными качествами, интерпретации и прогнозирования будущих действий. В качестве синонима в отечественной психологии часто употребляют выражение «познание другого человека», считает А. А. Бодалев.

Процесс социальной перцепции включает две стороны: субъективную (субъект восприятия – человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают). В ходе взаимодействия и общения социальная перцепция становится взаимной. При этом взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения в данный момент времени.

Отличие социального восприятия: социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные характеристики. Интерпретация другого человека или группы зависит от предшествующего социального опыта субъекта, от поведения объекта, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и других факторов.

В качестве субъекта восприятия может выступать как отдельный индивид, так и группа. Если в качестве субъекта выступает индивид, то он может воспринимать:

1) другого индивида, принадлежащего к своей группе;

2) другого индивида, принадлежащего к чужой группе;

Если в качестве субъекта восприятия выступает группа, то, по мнению Г. М. Андреевой, добавляется:

1) восприятие группой своего собственного члена;

2) восприятия группой представителя другой группы;

3) восприятие группой самой себя;

4) восприятие группой в целом другой группы.

В группах индивидуальные представления людей друг о друге оформлены в групповые оценки личности, которые выступают в процессе общения в виде общественного мнения.

МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ

Механизмы социальной перцепции – способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными являются:

эмпатия, аттаракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.

Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств, переживаний.

Аттаракци я – особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Рассматривается в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений. Существует на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их субъектов. Важна и в деловом общении, что проявляется в выражении доброжелательности к клиенту.

Каузальная атрибуция – процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. Такое приписывание делается по принципу аналогии: либо на основе сходства поведения объекта восприятия с поведением какого-либо знакомого лица или известного человека, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации.

При этом если объекту приписываются негативные черты, то себя человек оценивает, как правило, с положительной стороны.

Характер атрибуций зависит от того, является ли субъект участником какого-либо события или его наблюдателем. Г. Келли выделил три типа атрибуции: личностный (когда причина приписывается лично совершающему поступок), стимульный (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственный (когда причина приписывается обстоятельствам). Установлено, что если субъект выступает с позиции наблюдателя, то он чаще использует личностную атрибуцию, если с позиции участника – то обстоятельственную.

Идентификация – отождествление себя с другим, один из самых простых способов понимания другого человека – уподобление себя ему. В отличие от эмпатии здесь в большей степени происходит интеллектуальное отождествление, результаты которого тем успешнее, чем более точно наблюдатель определил интеллектуальный уровень того, кого он воспринимает.

С оциальная рефлексия – понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается другими людьми. Часто люди имеют искаженный образ самого себя. Это касается не только социальных проявлений внутреннего состояния, но и даже внешнего облика.

СОДЕРЖАНИЕ И ЭФФЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик и субъекта, и объекта восприятия. Субъективная характеристика объекта восприятия может быть искажена некоторыми социально-психологическими эффектами восприятия: эффект первого впечатления (установки), эффект ореола, эффект первичности и новизны, эффект стереотипизации.

Эффект ореола – склонность переносить предварительно полученную положительную или отрицательную информацию о человеке на его реальное восприятие.

Эффект первичности и новизны – значимость порядка предъявления информации о человеке; более ранняя информация характеризуется как первичная, более поздняя – как новая. В случае восприятия незнакомого человека срабатывает эффект первичности, при восприятии знакомого человека – эффект новизны.

Стереотипизация – устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным сокращением при взаимодействии с этим явлением. Часто встречается стереотип, связанный с групповой принадлежностью человека, например, к какой-либо профессии.

Следствием стереотипизации может быть:

1) упрощение процесса познания другого человека;

2) возникновение предубеждения. Если прошлый опыт был негативным, то человек, связанный с этим опытом, будет при новом восприятии вызывать неприязнь.

Выделяют три уровня имиджа: биологический (пол, возраст, здоровье и т. п.), психологический (качества личности, интеллект, эмоциональное состояние и т. д.), социальный (слухи, сплетни).

ТОЧНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ

При восприятии человека человеком очень велик элемент субъективизма. Одним из методов проверки межличностной перцепции на точность является личностный тест. Однако его применение с этой целью требует оговорки:

1) не существует тестов для выявления и измерения всех характеристик человека;

2) тест нельзя рассматривать как единственный инструмент исследования личности. Ограниченность тестов проявляется в том, что полученные результаты сравниваются с данными некоего третьего лица, в чем тоже просматривается элемент субъективизма.

Один из путей решение проблемы точности межличностной перцепции – осмысление совокупности помех, мешающих восприятию человека человеком. Можно выделить следующие факторы, мешающие правильному восприятию людей.

1. Неумение различать ситуации по целям и задачам общения; по намерениям и мотивам субъектов; прогнозировать формы поведения, состояние дел, самочувствие людей.

2. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений.

3. Наличие уже сформированных стереотипов.

4. Стремление делать преждевременные заключения.

5. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей.

6. Однажды высказанное суждение не меняется, несмотря на то, что накапливается новая информация.

Согласно теории Соловьевой точность восприятия можно повысить, анализируя обратную связь, что способствуют более точному прогнозу поведения партнера по общению.

ПРОБЛЕМА ГРУППЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Проблема группы – это ключевое понятие социальной психологии. Любая совокупность людей, рассматриваемая как общность, обозначается как социальная группа (семья, копания друзей, очередь в магазине, студенческая аудитория и т. п.). Группа может изучаться с позиции любой общности: социальной, производственной, бытовой, экономической, целевой и т. д.

Социальную группу в ряде случаев обозначают понятием стратификация. Наиболее разработанной является функциональная концепция социальной стратификации. Согласно этой теории стратификационная система общества представляет собой дифференциацию социальных ролей и позиций. Она обусловлена разделением труда и социальной дифференциацией различных групп, а также системой ценностей и культурных стандартов, определяющих значимость той или иной деятельности и узаконивающих социальное неравенство.

По мнению Т. Парсона, универсальными критериями социальной стратификации являются: 1) качество (предписывание индивиду определенной характеристики); 2) исполнение (оценка деятельности и индивида в сравнении с деятельностью других людей); 3) обладание материальными ценностями, талантом, культурой.

Используется следующая вертикальная стратификация:

1) высший класс профессионалов;

2) технические специалисты среднего уровня;

3) коммерческий класс;

4) мелкая буржуазия;

5) техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции;

6) квалифицированные рабочие;

7) неквалифицированные рабочие.

Человек является членом многочисленных социальных групп, что определяет объективное место личности в системе социальной деятельности и сказывается на формировании ее сознания.

Источник

СОЦИАЛЬНОСТЬ

Смотреть что такое «СОЦИАЛЬНОСТЬ» в других словарях:

социальность — и, ж. sociale adj. Свойство социального. БАС 1. Общественность, общежительность, гражданственность, взаимные отношения гражданского быта, жизни. Даль. Есть люди, но нет общества, социальность еще не введена в тамбовский словарь. 8. 7. 1848. П. А … Исторический словарь галлицизмов русского языка

СОЦИАЛЬНОСТЬ — (лат., socialitas, от socius товарищ, союзник, член товарищества). Общественность, гражданственность, взаимные обязанности гражданской жизни. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СОЦИАЛЬНОСТЬ лат.… … Словарь иностранных слов русского языка

СОЦИАЛЬНОСТЬ — жен., франц. общественность, общежительность, гражданственность, взаимные отношенья и обязанности гражданского быта, жизни. Социализм муж. ученье, основывающее гражданский и семейный быт на товариществе или артельном учреждении; крайний социализм … Толковый словарь Даля

социальность — сущ., кол во синонимов: 3 • общественность (6) • социальщина (2) • соцуха (2) … Словарь синонимов

социальность — socialumas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Asmenybės bruožas, apimantis gebėjimą lengvai bendrauti, būti draugiškam, padėti rūpintis bendra veikla ir visų reikalais, užsiimti naudinga visuomenine veikla. Socialumas – dorovinio socialinio,… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

социальность — socialumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Asmenybės bruožas – polinkis bendrauti su kitais žmonėmis, gebėjimas susidraugauti, padėti, rūpintis kitų reikalais, dalyvauti visuomeninėje veikloje. Yra dvi socialumo formos:… … Sporto terminų žodynas

Социальность — ж. отвлеч. сущ. по прил. социальный Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

социальность познания — СОЦИАЛЬНОСТЬ ПОЗНАНИЯ понятие, выражающее собой многообразные формы взаимосвязи знания, с одной стороны, и его окружения (деятельности, общения, культуры, социума в целом), с др. Специально разрабатывается в социальной эпистемологии,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

социальность (конвенциональность) языкового знака — Традиционность его употребление каким либо коллективом (социумом) … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

ОБЩЕСТВО, СОЦИАЛЬНОЕ, СОЦИАЛЬНОСТЬ — сумма связей, совокупность или система отношений, возникающих из совместной жизни людей, воспроизводимых и трансформируемых их деятельностью. Социальность, следовательно, это взаимообусловленность жизни людей, взаимообусловленность их жизнью друг … Современный философский словарь

Источник

Раскрытие понятия «социальная перцепция»

Роль Дж. Брунера и П. Уилсона в открытии понятия «социальная перцепция»

Взаимное восприятие людей во время общения, вместе с общими характеристиками, которые свойственны восприятию различных объектов, имеет и ряд особенностей, позволяющих вести речь не просто о восприятии, а о социальной обусловленности восприятия, или иными словами, о социальной перцепции.

Американский психолог Дж. Брунер открыл понятие «социальная перцепция». Им он обозначал факт социальной обусловленности восприятия, его отношения к характеристикам субъекта восприятия, его прошлого опыта, целей, намерений, уровня социальной значимости ситуаций и пр.

Прикрепив к понятию слово «социальный», ученый обратил внимание на то, что независимо от всех индивидуальных различий, есть общие, которые вырабатываются во время общения или в совместной жизни, социально-психологические процессы восприятия. Брунер осуществил ряд экспериментов, посвященных изучению восприятия, и показал, что на восприятие предметов, других людей влияет не только индивидуально-личностные факторы, но и социокультурные. Существует неадекватное восприятие социально значимости или незначимости объектов. Например, дети, которые растут в бедных семьях, воспринимают размер монеты больше, чем она на самом деле есть, а дети, которые росли в богатых семьях, напротив, видели монеты меньше своих фактических размеров. Эксперименты П. Уилсона показали, что точно такой же деформации могут подвергаться и образы людей.

Ученый провел ряд экспериментов, направленные на определение роста человека, последовательно представляемого в различных студенческих классах в разных ролях. Где-то человека представляли, как лаборанта, где-то как преподавателя, доцента, профессора и т.д. Исследования показали, что чем выше становился социальный статус человека, тем более высокого роста он казался людям, находящимся в аудитории.

Социальная перцепция: понятие и особенности

Социальной перцепцией является целостное восприятие различных социальных объектов, под которыми, как правило, понимаются другие люди или социальные группы.

Субъектом и объектом социальной перцепции могут выступать не только отдельная личность, но и целая группа людей. Важно отметить, что при этом появляются эквивалентные личности.

Социальная перцепция может происходить как в межгрупповом, так и в межличностном виде.

Среди особенностей социальной перцепции выделяют:

Исходя из этого понятие «перцепция» приобрело в социальной психологии широкое толкование.

В состав социальной перцепции входит восприятие внешних качеств человека, соотношение их с его личностными особенностями, интерпретация и составления прогноза на данной основе его поступков.

Особенности межличностной перцепции

Процессом социальной перцепции является деятельность субъекта, который оценивает внешний облик, психологические особенности, действия и поступки наблюдаемого лица. В результате этих действий субъект социальной перцепции складывается определенное отношение к наблюдаемому и формирует конкретные представления о поведении определенных людей и групп.

Разберем более подробно, как происходит процесс восприятия одним человеком другого, который называется межличностной перцепцией.

Чтобы оценить другого человека, мы можем воспринять исключительно ряд внешних признаков и поведение. При восприятии данных качеств, наблюдатель производит их оценку и делает выводы (в большинстве случаев бессознательные) о внутренних психологических качествах человека, за которым он наблюдает. Полученный синтез качеств о наблюдаемом объекте, дает человеку возможность вывести определенное отношение к нему. Важно отметить, что данное отношение в большинстве случаев носит эмоциональный характер.

Существует несколько функций межличностной перцепции:

Во время межличностного восприятия происходит эмоциональное восприятие другого человека, предпринимается попытка понять причины его действий, прогнозируется его поведение, выстраивается собственная стратегия поведения.

Важно отметить, что ряд личностных особенностей субъекта восприятия сильно влияют на ход межличностного восприятия. Благодаря им мы воспринимаем других людей в определенном виде. Оптимисту свойственно воспринимать других людей с положительной стороны, пессимист, напротив, видит все негативное. Между этими двумя диаметрально противоположными точками восприятия есть реалисты, которым свойственно видеть ситуацию в объективном виде. К. Роджерс отмечал, что людям, которые могут реалистично оценить себя, свойственно более эффективно совершать действия, не обращать большого внимания на свои ошибки. Эти люди полностью понимают свои недостатки и преимущества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *