Что означает восьмиконечный крест
ОТЛИЧИЕ ПРАВОСЛАВНОГО КРЕСТА ОТ КАТОЛИЧЕСКОГО
Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.
Форма креста
Четырехконечный крест
Восьмиконечный православный крест
Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.
Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе». Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37).
Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.
Шестиконечный крест
Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.
Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.
Распятие
В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.
До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.
Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он — не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.
Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» — Победитель.
Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.
Православное Распятие | Католическое Распятие |
В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем.
Значение крестной смерти Спасителя
Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.
Распятие на кресте у римлян
До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.
Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас «искупил» (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.
Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.
Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?
Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.
(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:
а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;
б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;
в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;
г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;
В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются «крестом.» Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня» (Мф. 10:38).
«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.
Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо — по слову святителя Василия Великого — «молчанием предается Бог»!
Различия католического и православного креста
Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:
Католический крест | Православный крест |
Православный крест
Православный крест (русский крест, [1] [2] [3] или крест святого Лазаря [4] ) — восьмиконечный христианский крест, символ православной церкви в восточном Средиземноморье, Восточной Европе и в России. Особенностью его является наличие нижней косой поперечины (подножия), помимо двух верхних горизонтальных: верхней, меньшей, и средней, большей. По преданию, при распятии Христа над крестом прибили табличку на трех языках (греческом, латинском и арамейском) с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Под ноги Христу была прибита перекладина, которая однако согнулась в одну сторону. Таким образом возникли две дополнительные перекладины. На кресте может изображаться и сам распятый Христос.
Вариантом восьмиконечного является семиконечный, у которого табличка крепится не поперёк креста, а сверху. Помимо этого верхняя перекладина вообще может отсутствовать. Восьмиконечный крест может дополняться терновым венцом посередине.
Содержание
Разновидности
Кроме того существует особый монашеский (схимнический) «крест-Голгофа». Он состоит из православного креста, покоющегося на символическом изображении горы Голгофы (обычно в виде ступеней), под горой изображён череп и кости, справа и слева от креста находятся копьё и трость с губкой. Так же на нём изображаются надписи: над средней перекладиной ІС҃ ХС҃ — имя Иисуса Христа, под ней греческое НИКА — Победитель; на табличке или около нее надпись: СН҃Ъ БЖ҃ІЙ — «Сын Божий» или аббревиатура ІНЦІ — «Іисусъ Назорей, Царь Іудейскій»; над табличкой: ЦР҃Ь СЛ҃ВЫ — «Царь Славы». Буквы «К» и «Т» символизируют копьё воина и трость с губкой, изображённые вдоль креста. С XVI века на Руси возникла традиция около изображения Голгофы добавлять следующие обозначения: М Л Р Б — «место лобное распят бысть», Г Г — «гора Голгофа», Г А — «глава Адамова». Причём кости рук, лежащие перед черепом, изображаются правая на левой, как при погребении или причащении.
Хотя в древности голгофский крест имел широкое распространение, в современности он обычно лишь вышивается на парамане и аналаве.
Использование
Восьмиконечный православный крест помещался на гербе Русского государства с 1577 по 1625 год, когда был заменен на третью корону. На некоторых летописных миниатюрах и иконах русские воины несут красные или зелёные (возможно синие) стяги с изображением креста-Голгофы. На знамёнах полков XVII века также помещался голгофский крест.
Отличие православного креста от католического
Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.
Форма креста
Четырехконечный крест
Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест. Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.
Восьмиконечный православный крест
Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.
Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе». Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37).
Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.
Шестиконечный крест
Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также и шестиконечный крест. В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.
Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.
Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.
Распятие
В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.
До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.
Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он — не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.
У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках : греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI, а в православии – IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.
Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» — Победитель.
На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН, означающие — «истинно Сущий», потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.
Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.
Православное Распятие | Католическое Распятие |
В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем.
Значение крестной смерти Спасителя
Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.
Распятие на кресте у римлян
До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.
Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа — это выкуп всех, призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).
Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас «искупил» (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.
Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.
Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?
Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.
(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:
а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;
б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;
в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;
г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;
В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются «крестом.» Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня» (Мф. 10:38).
«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.
Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо — по слову святителя Василия Великого — «молчанием предается Бог»!
Различия католического и православного креста
Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:
Католический крест | Православный крест |
Восьмиконечный православный крест: фото, значение, пропорции
Орудие смерти, ставшее символом жизни
Христианский крест – это изображение орудия казни, которой был подвергнут Иисус Христос по вынужденному приговору, вынесенному прокуратором Иудеи Понтием Пилатом. Впервые такой вид умерщвления преступников появился у древних финикийцев и уже через их колонистов – карфагенян попал в Римскую империю, где получил широкое распространение.
Различие католического и православного крестного символа
Главное их отличие заключается в изображении и надписях. Внимательно изучив их, можно практически с полной уверенностью сказать к какому течению христианства принадлежит этот предмет.
Надписи
Определить принадлежность предмета можно по надписи в его верхней части. В латинском варианте аббревиатура слов «Иисус назарянин, царь Иудейский» выглядит следующим образом «INRI». На восточнохристианском кресте могут располагаться надписи двух видов: IHHI или IHЦI. Кроме этой сокращенной надписи, на нём имеются следующие буквы:
Только у православного христианского символа на оборотной стороне находится надпись «Спаси и сохрани».
Изображение
Чаще всего католики изображают крест четырехконечным
Католическое изображение Христа более реалистичное. Фигура буквально висит на крестообразной конструкции, прибитая к ней тремя гвоздями. На голову надет терновый венец, из-под которого на лицо течет кровь. Раны видны и на других частях тела. Глаза на его поникшей голове всегда закрыты.
Следует знать, что распятие у восточных христиан имеет плоский вид, а у католиков оно выступает над поверхностью.
Восьмиконечный крест – символ православия
Христианская традиция знает много различных начертаний креста, от самого обычного перекрестья прямых линий до весьма сложных геометрических конструкций, дополненных к тому же разнообразной символикой. Религиозный смысл в них заложен одинаковый, но внешние отличия весьма существенны.
В странах восточного Средиземноморья, Восточной Европы, а также в России с давних времён символом церкви является восьмиконечный, или, как часто говорят, православный крест. Кроме того, можно услышать выражение «крест святого Лазаря», это другое название восьмиконечного православного креста, о чём будет говориться ниже. Иногда на нём помещают изображение распятого Спасителя.
Внешние особенности православного креста
Его особенность заключается в том, что кроме двух горизонтальных поперечин, из которых нижняя — большая, а верхняя — малая, имеется ещё и наклонная, называемая подножием. Она небольшого размера и размещена в нижней части вертикального отрезка, символизирует собой перекладину, на которую опирались ноги Христа.
Направление её наклона всегда одинаково: если смотреть со стороны распятого Христа, то правый конец будет выше левого. В этом заложена определённая символика. Согласно словам Спасителя на Страшном суде, праведники будут стоять по правую его руку, а грешники — по левую. Именно путь праведных в Царство небесное указывает воздетый вверх правый конец подножия, а в глубины ада обращён левый.
Согласно Евангелию над головой Спасителя прибили доску, на которой рукой Понтия Пилата было написано: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эта надпись была выполнена на трёх языках – арамейском, латинском и греческом. Именно её символизирует верхняя малая перекладина. Она может размещаться как в интервале между большой поперечиной и верхним концом креста, так и на самой его вершине. Подобное начертание позволяет с наибольшей достоверностью воспроизвести внешний вид орудия страдания Христа. Вот почему православный крест восьмиконечный.
Форма креста — первое и главное отличие
Если вдруг вас спросят, чем отличается православный крест от католического, вы наверняка начнете вспоминать обрядовые и догматические различия двух крупнейших ветвей христианства. А различий имеется немало и первое основное — форма крестика.
В современном христианстве наиболее распространенные: четырехугольный, шести; — восьмиконечный крест. Первый относится к западной традиции. В православии выбор побольше. Тут крестообразные подвесы могут быть всех трех форм.
Крест с шестью концами имеет две горизонтальные перекладины, а с восемью – еще косую нижнюю. Нижняя олицетворяет греховность человека, которая тянет его вниз, а верхняя — его очищение покаянием.
Католический крестик внешне более прост, в нем нет лишних деталей. Как правило, это четырехугольная форма.
Четырехугольный крест
По преданию, на таком кресте был распят Иисус. Четырехконечный крест — классика католицизма. А вот восточные собратья считают его равнозначным всем остальным.
Шестиконечный крест
Фигура с шестью концами имеет дополнительную перекладину (под наклоном), которая символизирует чашу грехов. Нижний конец — тяжесть от не раскаяния, а верхний — облегчение в покаянии, которое открывает путь в Царствие Небесное.
У католиков крест — показатель сана священника. Крест с шестью концами — атрибут власти архиепископов, а с восемью — Папы Римского.
Восьмиконечный крест
Изображение Иисуса на таком кресте находят в римских погребальнях еще в 3 веке. Над средней, самой длинной перекладиной, находится короткая, а под ней маленькая косая — так выглядит православный крест с восемью концами.
Восемь концов символизируют восемь периодов в развитии человечества, последний из которых — путь в духовное царство. Верхний конец на кресте — дорога вверх, в вечное царство, открытое Христом.
О законе золотого сечения
Восьмиконечный православный крест в его классическом виде строится по закону золотого сечения. Чтобы было понятно, о чём идёт речь, остановимся на этом понятии несколько подробнее. Под ним принято понимать гармоническую пропорцию, так или иначе лежащую в основе всего, что создано Творцом.
Одним из её примеров может служить человеческое тело. Путём простого опыта можно убедиться, что если мы разделим величину нашего роста на расстояние от подошв до пупка, а затем эту же величину разделим на расстояние между пупком и макушкой, то результаты будут одинаковы и составят 1,618. Та же пропорция заключена в размерах фаланг наших пальцев. Это соотношение величин, названное золотым сечением, можно встретить буквально на каждом шагу: от строения морской раковины до формы обычной огородной репы.
Построение пропорций на основе закона золотого сечения широко используется в архитектуре, а также иных областях искусства. С его учётом многим художникам удаётся достичь в своих произведениях максимальной гармонии. Это же закономерность соблюдалась композиторами, работавшими в жанре классической музыки. При написании композиций в стиле рока и джаза от неё отказались.
Закон построения православного креста
На основе золотого сечения построен и восьмиконечный православный крест. Значение его концов было объяснено выше, теперь обратимся к правилам, лежащим в основе построения этого главного христианского символа. Они не были установлены искусственно, но вылились из гармонии самой жизни и получили своё математическое обоснование.
Восьмиконечный православный крест, начертанный в полном соответствии с традицией, всегда вписывается в прямоугольник, соотношение сторон которого соответствует золотому сечению. Проще говоря, разделив его высоту на ширину, получим 1,618.
Крест святого Лазаря (как сказано выше, это другое название восьмиконечного православного креста) в своём построении имеет ещё одну особенность, связанную с пропорциями нашего тела. Общеизвестно, что ширина размаха рук человека равна его росту и фигура с разведёнными в стороны руками идеально вписывается в квадрат. По этой причине длина средней перекладины, соответствующая размаху рук Христа, равна расстоянию от неё до наклонного подножья, то есть его росту. Эти нехитрые, на первый взгляд, правила должен учитывать каждый человек, перед которым стоит вопрос о том, как нарисовать восьмиконечный православный крест.
Православный и католический крест: от сакрального символа до элегантного украшения
Безмолвный символ веры или изысканный предмет внешнего убранства? Скорее, и первое и второе. Многовариантность техник исполнения — яркое подтверждение тому, что значение христианского креста в современном мире довольно обширное. Золотые крестики носят религиозные люди, так и те, кто далёк от церкви; мастера облекают его в пышные формы, либо делают в строгом соответствии с церковными канонами.
За последние десять лет крестики с бриллиантами прочно вошли в ювелирный обиход, превратившись из религиозного символа в изысканный предмет роскоши. Этому в некой мере способствовали коллекции именитых брендов Dolce&Gabbana (осень-зима 2013), Tiffany&Co, которые стали активно использовать крестообразные подвесы в одежде/аксессуарах.
Крест Голгофа
Существует и особый, сугубо монашеский восьмиконечный православный крест, фото которого представлено в статье. Он называется «крест Голгофа». Это начертание обычного православного креста, о котором рассказывалось выше, помещённое над символическим изображением горы Голгофы. Она обычно бывает представлена в виде ступеней, под которыми помещаются кости и череп. Слева и справа от креста могут быть изображены трость с губкой и копьё.
Каждый из перечисленных предметов имеет глубокий религиозный смысл. Например, череп и кости. Согласно Священному Преданию, жертвенная кровь Спасителя, пролитая им на кресте, упав на вершину Голгофы, просочилась в её недра, где покоились останки прародителя нашего Адама, и смыла с них проклятие первородного греха. Таким образом, изображение черепа и костей подчёркивает связь жертвы Христовой с преступлением Адама и Евы, а также Нового завета — с Ветхим.
Смысл изображения копья на кресте Голгофа
В них он пишет о том, что подобно тому, как из ребра спящего Адама Господь сотворил его невесту Еву, так из раны в боку Иисуса Христа, нанесённой копьём воина, была создана его невеста церковь. Пролившиеся при этом кровь и вода, по мнению святого Августина, символизируют собой святые таинства – Евхаристию, где вино претворяется в кровь Господню, и Крещение, при котором человек, вступающий в лоно церкви, погружается в купель с водой. Копьё, которым была нанесена рана, является одной из главных реликвий христианства, и считается, что в настоящее время именно оно хранится в Вене, в Хофбургском замке.
Догматические различия состоят в следующем
Православные и католики по-разному крестятся и имеют ряд несовпадающих обрядов и разные даты праздников. Православные крестятся справа налево, католики слева направо.
В католической вере признают истинную Православную Церковь, которая сохранила не только истинные таинства, но и апостольскую преемственность. По всему миру оба направления проповедуют веру в Единого Бога, несут в народные массы учение Иисуса Христа, веру, которая объединяет и убеждает творить добро. Иисус молится о своих приверженцах и несет мир в их дома и семьи. Он живет в каждом человеке, который верит в Бога и его силу.
Значение изображения трости и губки
Столь же важное значение имеют изображения трости и губки. Из повествований святых евангелистов известно, что распятому Христу дважды предлагалось питьё. В первом случае это было вино, смешанное со смирной, то есть дурманящий напиток, позволяющий притупить болевые ощущения и тем самым продлить казнь.
Во второй же раз, услышав с креста возглас «Жажду!», ему поднесли губку, наполненную уксусом и желчью. Это было, безусловно, издевательством над измученным человеком и способствовало приближению конца. В обоих случаях палачи использовали губку, насаженную на трость, так как без её помощи не могли дотянуться до уст распятого Иисуса. Несмотря на столь мрачную роль, отведённую им, эти предметы, так же как и копьё, вошли в число главных христианских святынь, и их изображение можно увидеть рядом с крестом Голгофа.
Символические надписи на монашеском кресте
У тех, кто впервые видит монашеский восьмиконечный православный крест, часто возникают вопросы, связанные с начертанными на нём надписями. В частности, это IC и XC на концах средней перекладины. Эти буквы обозначают не что иное, как сокращённое имя – Иисус Христос. Кроме того, изображение креста сопровождается двумя расположенными под средней перекладиной надписями – славянским начертанием слов «Сын Божий» и греческим НИКА, что в переводе означает «победитель».
На малой перекладине, символизирующей, как было сказано выше, табличку с надписью, сделанной Понтием Пилатом, обычно пишется славянская аббревиатура ІНЦІ, обозначающая слова «Иисус Назарей Царь Иудейский», а над ней — «Царь Славы». Возле изображения копья вошло в традицию писать букву К, а около трости Т. Кроме того, примерно с XVI века стали писать в основании креста буквы МЛ слева и РБ справа. Они также являются аббревиатурой, и означают слова «Место Лобное Распят Бысть».
Помимо перечисленных надписей, следует упомянуть две буквы Г, стоящие слева и справа от изображения Голгофы, и являющиеся начальными в её названии, а также Г и А – Голова Адама, написанные по сторонам черепа, и словосочетание «Царь славы», венчающее монашеский восьмиконечный православный крест. Значение, заложенное в них, полностью соответствует евангельским текстам, однако сами надписи могут варьироваться и заменяться другими.
Крест Равноконечный – символ Солнечных мифов
Продалжаю серию постов о кресте и его истории.
Е. П. Блаватская и в “Тайной Доктрине”, и в “Разоблаченной Изиде” уделяет достаточно места разъяснению некоторых аспектов одного из древнейших символов, известного всем древним народам за многие тысячи лет до Рождения Иисуса Христа, а значит, и появления христианства.
Этот многоаспектный символ – Крест.
Е. П. Блаватская показывает различные трансформации
Первоначального Равноконечного Креста –
На страницах Антропогенезиса “Тайной Доктрины” (стр. 332) Е. П. Блаватская разъясняет сложнейшее космогоническое и физиологическое значение такого, казалось бы, простого сочетания двух пересеченных под прямым углом линий, образующих простейшую, исходную для всех последующих крестов, фигуру. Смотрите далее, под катом много интересных картинок…
Первоначальный Равноконечный Крест – как символ пересечения движения Солнца и Луны во время весеннего равноденствия, нами узнан сразу. Мы уже знаем – это символ Воскресения Солнечного Бога!
Так как Равноконечный Крест связан с Солнечным мифом, а потому он находим у всех древних народов Земли.
Мы видим такой крест на скалах Центральной Азии и в Древнем Египте, и в до-христианской Скандинавии, и в Древней Руси, и в античной Трое (до недавнего времени, пока ее не раскопал Шлиманн, бывшей не более, чем мифом из поэмы Гомера).
Этот Крест мы встречаем даже на гигантских каменных истуканах острова Пасхи, переживших не только Всемирный Потоп (а значит Атлантиду), но даже Лемурию.
Крест Равноконечный – это вовсе не тот крест, который мы видим сейчас повсюду, как у католиков, так и православных: у этого креста один конец (вертикальный) намного длиннее. Одно из значений такого символа – Крест Распятия древнеегипетских Мистерий.
Равноконечный Крест порождает все виды крестов, а значит включает в себя значение каждого. Но прежде всего этот Крест выражает главный закон жизни, включающий остальные законы – Закон Равновесия. Это закон наиболее важный как среди духовных законов, так и физических.
На этом фундаменте строится вся Жизнь в Космосе, в человеческого обществе и в каждом человеке. Если в человеке нет равновесия – ему не будет покоя ни от людей, но главное – от самого себя. Если нет равновесия в человеческом обществе – на Земле нет гармонии в развитии, нет красоты, но зато страданий и безобразия предостаточно. Именно в торжестве Равноконечного Креста в человечестве – залог мира на планете, счастья людей и расцвета Культуры.
К сожалению, говорят Учителя Шамбалы (и каждый из нас, зная себя и общаясь с другими людьми, немедленно согласится со сказанным), по-настоящему равновесные люди в человечестве пока явление уникальное, из ряда вон выходящее.
Причину нашей неуравновешенности – недостатка очень серьезного – Учителя объясняют неправильным или нездоровым развитием органов чувств и небрежением к мышлению. “Искусство мышления отринуто, и нигде о нем не указано в школах”, – с огорчением говорит Владыка Шамбалы (Надземное, §713). И если незнание не может быть судимо, то невежество должно быть осуждено сурово, ибо если первое излечимо, то второе неисправимо. Но, конечно же, нужно уметь распознать, где пролегает граница между незнанием и невежеством. Самая показательная черта невежества – самомнение.
Из века в век наша воля устремляет нас ко всему внешнему, материальному, преходящему. Но никто и не предлагает нам отказываться от материального. Однако мы почему-то делаем вид, что не слышим, что из поколения в поколение говорят нам Мудрые: только на равновесии материального и духовного можно достичь истинного ощущения счастья на Земле. Но устремляясь ко всему внешнему, мы все же не очень-то спешим развивать свой внутренний надземный мир, хотя Учителя и говорят: “Не только извне приходит осознание Надземного, оно зарождается внутри нас”. (Надземное, § 714)
Именно на Равноконечном Кресте стоит вся проявленная жизнь, все Бытие.
Равноконечный Крест – символ Первой причины всего сущего. Это – Первопричина, т. е. Альфа, как сказал бы Христос, и Последнее, или Омега, как сказал бы Он.
Учителя Шамбалы учат, что без действия этого закона вообще не может быть проявлена жизнь в какой бы то ни было форме – ни в духовной, ни в психической, ни в физической. Мир был бы пуст и темен, если бы не действовал этот закон.
Крест Равноконечный – символ Единой Жизни, повсюду проявленной в двух аспектах, двух Началах: Женском (горизонтальная линия) и Мужском (вертикальная). Чтобы жизнь была гармоничной Начала должны быть в равновесии – равноправными, равноценными, равновостребованными. (Напомню, что в человечестве Земли разделение на два пола андрогинного человека произошло именно тогда, когда в природе Земли установилось равновесие духа и материи – между Третьей и Четвертой Коренными Расами, более 18.5 млн. лет тому назад).
ХIХ век. Калужская область. Перемышльский район, с. Гремячево. Излюбленный орнамент вышивки цветной перевитью на женском праздничном костюме. (Собственность муниципального “Дома мастеров”, г. Калуга)
Крест Равноконечный появился одновременно с Кругом и фактически является лишь другим его выражением.
Можно сказать, что Круг является выражением Креста – эти два символа взаимозаменяемы и неразделимы в своем сокровенном значении. (Тот, кто заинтересуется древней символикой, найдет много интересного и неожиданного для себя, если со временем, не спеша, начнет изучать “Тайную Доктрину” Е. П. Блаватской и ее “Разоблаченную Изиду”.)
Этот Первоначальный Равноконечный Крест есть изначальная Свастика – древнейший и священнейший символ человечества, который после Второй Мировой войны вдруг стал для европейского человека настоящим жупелом.
Поэтому считаю необходимым помочь молодому читателю преодолеть предрассудок и неведение не доводить до невежества.
Свастика – как символ Вечного Движения, Вечной Жизни.
Равноконечный Крест не может быть неподвижным!
Жизнь – это Движение вечное и развертывающееся по спирали в Беспредельности. И потому символ Жизни – Равноконечный Крест – не может быть неподвижным!
Каждый виток Спирали Эволюции выше предыдущего, но прежде чем на него подняться (этот подъем-восхождение в витке тоже назван эволюционным, или просто эволюция), нужно опуститься ( спуск-нисхождение называется инволюция).
Когда Феникс воскресает в новом Цикле Жизни, из четырех концов Равноконечного Креста вырываются струи всетворящего Огня-Агни. Крест при этомначинает вращаться, – он движется реактивной силой огненных струй. (Чтобы помочь воображению, стоит лишь вспомнить фейерверки. Почти всегда среди огненных фигур бывает и равноконечный крест, к концам которого прикрепляют ракеты. Вырывающиеся огни и вращают крест, превращая его в огненную свастику. Здесь же видим и доказательство ранее сказанного, что Круг и Крест неразделимы и взаимозаменяемы и являются просто разным выражением друг друга.)
Крест может двигаться и по часовой стрелке (символизируя эволюцию),и против нее (символизируя инволюцию). При этом образуются вот такие фигуры:
Этот самодвижущийся по Кругу Крест – есть Крест Вечного Воскресения. Он называется СВАСТИКА и является мировым достоянием.
Свастика – самый священный и самый мистический знак всех древних народов и Востока и Запада, и прежде всего обитателей Страны Ариев (Арьяварты), многие тысячелетия назад располагавшейся на севере Индии. (Арьи, или Арийцы, – прародители нашей Коренной Расы – Пятой по счету, которая именно благодаря им и называется Арийской.)
Свастику встречаем повсюду в древнем мире: в Египте и Китае, в Монголии и Тибете, в древней Греции и Перу, Вавилоне и Риме, Ассирии и на Руси и т. д. Чтобы назвать все законы, которые заключает Свастика, нужна отдельная книга. Для буддистов, китайцев, монголов Свастика означает “Десять тысяч истин”, относящихся к тайнам видимой и невидимой Вселенной, Первозданной Космогонии и Теогонии. Посвященный в тайны этого знака мог начертать с математической точностью эволюцию Космоса, зарождение человека и остальных видов жизни.
Здесь мы узнаем вкратце лишь о некоторых символах, которые вмещает в себе этот довольно простой знак всех древних народов планеты.
Свастика – это огненная эмблема деятельности Космического Электричества, основы Жизни.
Свастика – это “четыре руки” всемогущего индийского Божества Огня-Агни, которые, если продолжить, уходят в… Беспредельность, обнимая все, преобразовывая все, бесконечно совершенствуя все в своем вечном и цикличном продвижении.
Самый древний на Руси православный храм Святой Софии в Киеве. Храм заложен в 1037 г. В Софийском соборе Священная Cвастика венчает Святительский чин. Здесь – мозаика правой части алтаря и фрагмент центральной части. Снимки А. Радченко. Фотофрагменты алтаря сделаны с разрешения дирекции собора-музея.
Свастика – символ постоянного вращения Миров и Циклов. Движение вечно и циклично. Но оно также, как и все сущее, состоит из двух противоположностей. Это – Выдох и Вдох Абсолюта-Парабрамана. Выдох и Вдох (Манвантара и Пралайя) – это эволюция и инволюция, развертывание жизни и свертывание. Это – Бытие и Небытие.
У Эволюции всего два вида движения – центробежное и центростремительное. И эти законы отражены в Свастике, вращающейся по часовой стрелке (или по Солнцу) и против часовой стрелки.
Центробежная сила будет означать, что человек тяготеет к низу, ко всему материальному, у него превалирует земное притяжение, развито земное сознание. Он строит жизнь на основании, выложенном земными сокровищами. Такой человек (если сравнить его с планетой, вращающейся вокруг Солнца) будет устремляться прочь от Света, от Солнца, его мощно притягивает другой полюс – тьма. Если такое движение будет продолжаться из жизни в жизнь, то в конце концов такой человек и в самом деле уйдет во тьму и превратится в космический отброс.
Центростремительная сила означает, что человек устремляется к сокровищам небесным. Такой человек притягивается к солнцу – духовному источнику его собственной вселенной, а через него – к общекосмическому Духовному Солнцу – к ХРИСТУ МИРА, к сердцу МАТЕРИ МИРА.
Плохо, когда человека затягивает материальное, и он отвергает духовное. Но так же плохо, когда человек из жизни в жизнь отвергает материю. Такой человек начинает презирать Землю и жизнь на ней. Всеми силами он стремится немедленно вернуться обратно – к своему духовному источнику, который послал его на Землю. Но такой человек не желает участвовать в жизни на Земле, потому что она в сравнении с Небесами, темна, тяжела, опасна и, к тому же, ограничивает знание и творчество духа. Такой человек не полезен эволюции, он – не равновесный крест.
Но если человек в своем естественном эволюционном движении достигает уравновешивания духовного и материального, то его устремление к своему Духовному Солнцу вовсе не исчезает, не уменьшается. Наоборот, оно нарастает, все ускоряясь. В конце концов его душа сольется с этим Солнцем- Христом.
Болгария, г. Несебр. Православный храм “Пантократор” (“Спас Вседержитель”). Построен в XIII-XIV вв. во времена Второго Болгарского Царства при царе Иване Александре. Для этого древнего храма характерена отделка из керамики и уникальный орнамент, имеющий вид ленты из непрерывной Священной Свастики, обрамляющей его верхнюю часть по всему периметру. (Слева вверху – элемент орнамента)
Если мы присмотримся к Свастике, то увидим в ней Единство Мира в его многообразии. Этот знак – фактически Великая Единица. Посмотрите – она отражена в восьми единицах. К любой единице можно прибавить сколько угодно единиц, в результате чего можно получить любое число. Древние Мудрецы знали, что в основе мира лежит именно число, потому что оно слагает любую форму (начиная с треугольника).
В Свастике видим и число Четыре в разных значениях. Это – и символ четырех частей света: Восток, Запад, Север и Юг. Это – и четыре Стихии, четыре Элемента, из которых состоит проявленная Вселенная. Это – четыре Цикла Жизни, из которых состоит жизнь и Космоса, и природы, и человека. Эти циклы имеют много аспектов и наименований: это – Юги: Сатья, Двапара, Трета, Кали; это – детство человека, юность, молодость и старость; это сезоны природы – весна, лето, осень, зима. Это Четыре – магическая и научная четверица, главный ключ, открывающий дверь любой науки (как физической, материалистической, так и духовной).
Свастика указывает шесть направлений Пространства: верх – низ, левое – правое, от нас и – к нам и символизирует число Шесть – число проявленной, физической Природы Космоса.
В Свастике зашифровано и основное число Природы, Космоса, Земли, человека – Семь. Ведь этот знак составлен фактически из четырех семерок. 4 x 7 = 28. Число 28 чрезвычайно проникающее. В частности, мы видим его в четырех фазах Луны, которые сменяют друг друга через каждые семь дней.
В Древнем Египте и Индии Свастика – охраняющий талисман и символ спасительной мощи. В Египте она возлагалась на грудь умершего мудреца.
Вологодские праставы (фрагменты). XIX век. Эти своеобразные визитные карточки древнеиндийской (точнее, Арийской) древности, изготовлялись в сердце, Гиперборейской земли, которая известна как Рось, Русь, Россия** Мне хочется назвать орнаменты, выполненные в ХIХ веке крестьянками Вологодской губернии цветной перевитью, своеобразной хвалебной песнью воспетой рукой и сердцем русских крестьянок в честь… Агни – древнеиндийского могущественного Бога Огня, символизированного Священной Свастикой. Попытаюсь, буквально в нескольких словах, донести до читателя свою мысль.
Уникальная 5-летняя Трансгималайская экспедиция академика Н. К. Рериха доказала родство культур человечества. Рерих доказал также близкое родство языков-братьев — русского и санскрита (языка древних Арьев, Арийцев), которые, придя в незапамятные времена откуда-то с севера в Индию, построили, как уже говорилось ранее, в предгорьях Гималаев блистательную цивилизацию — Арьяварту. Единство древних культур Руси и Индии стали подтверждать затем и другие российские исследователи. В русском разговорном языке, а также в древних названиях рек, преимущественно российского Севера, в наименовании многих населенных пунктов, горных вершин можно встретить совершенно неизмененные санскритские названия, которые находимы во всемирно-знаменитом древнеиндийском эпосе “Махабхарата”. (Например, есть северорусские реки Кайласа, Ганга, Гангрека, Алака, Анга, Кая и др).
Но вернемся к вышивкам. В вологодских говорах слово “прастава” означает тканую или вышитую полосу, украшающую подолы праздничной одежды, концы полотенец и т.д. Древнерусское слово “прастава” это… санскритское слово, изначально обозначавшее… “хвалебная песнь”.
Но, какое, спрашивается, имеет отношение “хвалебная песнь” (синоним которой “гимн”) к… вышиванию?
Дело в том, что в древних гимнах Ригведы (а Ведам, повторимся, более 20 тыс. лет) священная речь постоянно сравнивается с орнаментом ткани, а поэтическое творчество мудрецов – с ткачеством, а поэтому часто употребляются выражения “ткать гимн”, “ткань гимна”.
Как видим, слагатели сокровенно-научных гимнов Ригведы (а большинство из них посвящены Агни – Богу Огня), взяли у ткачей и вышивальщиц образ для замечательно-доходчивого поэтического сравнения. А вышивальщицы взяли у мудрецов их священные знаки для своих орнаментальных гимнов и через тысячелетия бережно донесли их к самому порогу Эпохи Огня. И их “хвалебная песнь”, пропетая руками, ничуть не исказила изображение древнего символа.
(Подробнее о древних русских вышивках см. журнал “Наука и жизнь”, №5, 1997, Москва. Статья С. Жариковой, кандидата исторических наук из Вологды – “Мы кто в этой старой Европе?”)
Свастика встречается на месте сердца в изображениях Будды (Тибет, Монголия). Она налагается на сердце живых посвященных, причем иногда ее выжигают на теле огнем. Жрецы древней Трои, Халдеи, Ассирии, Перу, Рима изображали Свастику на стенах своих циклопических построек. Древние славяне, в том числе, русские крестьянки вплоть до ХIХ века, вышивали ее на своих полотенцах и на праздничной одежде.
В конце Темной Эпохи (Кали Юги) Свастика, как и все священное,унижена. Это случилось даже в пограничных землях некогда великого в своей духовности Тибета. В начале 30-х годов ХХ века Тибет отверг Вестников Шамбалы, которые для оказания помощи народу всегда являются в самое трудное время. И как следствие, не принятия Высшей Помощи, народ всегда получает полный ливень своей отягченной кармы. Учителя Шамбалы покинули Тибет, и он утратил независимость и погряз в пьянстве и колдовстве. Самый священный и мистический символ народов в Тибете второй половины ХХ века можно было видеть даже на головных уборах черных колдунов.
Как известно, Гитлер посылал в колдовской Тибет секретную экспедицию. Тайны фашистского Рейха пока не все известны, но весь мир знает, что Гитлер продемонстрировал то же самое, что и тибетские черные колдуны (дугпа). Он также унизил древний символ всех народов, взяв Священную Свастику на свое знамя. В результате в сознании народов Европы Свастика стала восприниматься как символ фашизма, символ чудовищного насилия. Поэтому многие люди Запада, пережившие Вторую Мировую Войну, не имея представления о происхождении древней символики, уже при одном взгляде на Свастику испытывают ужас. Но в Индии и в других странах Азии, Свастика по сей день сохраняет свое первоначальное священное и охранное значение. И такое отношение, без сомнения, перейдет в будущее человечества.
Назовем позднейшие синонимы Свастики у разных народов – Молот Тора, Герметический Крест, Крест Джайна.
О Кресте Распятия и других до-христиансиких Крестах
Немного о древнеегипетском Тау. Латинский Крест? Но каким образом он оказался в руке сына древнеегипетских Богов Изиды и Озириса?
Разновидностей Первоначального Креста много.
Равноконечный Крест в Круге – это Крест Мира, символегипетских герметических философов (последователей Гермеса).
Елена Петровна Блаватская (1831-1891)
“Тайная Доктрина”, 2 том, Архаический символизм религий мира, Отдел 8
Среди древнейших – Египетский Крест, или Крест Распятия. Этот астрономический крест в мистических целях употреблялся задолго до рождения Иисуса Назарянина. Он был неотъемлемой частью сокровенных ритуалов всех древних народов: Египта, Индии (где он по сей день ставится на чело духовного ученика-чела), Вавилона, Греции, Китая, Мексики, Перу. Крест Распятия встречается на груди египетских мумий. Древние азиатские одеяния все усыпаны этими крестами.
На основании археологических, исторических и других доказательств мы получаем достоверную картину распространенности Креста Распятия за многие тысячи лет до рождения Иисуса из Назарета.
В Древнем Египте посвящаемого неофита на ночь “распинали” на деревянном ложе в виде Тау: руки были раскинуты по сторонам и привязаны веревками к верхней перекладине. Это означало, что Посвящаемый как бы умирал для всего плотского, он показывал, что распял свою смертную плоть, а астральную душу соединил с божественным духом. Таким духовно преображенным – “вновь рожденным” – Посвященный добровольно отдавал себя на служение миру.
Н. К. Рерих. Идолы
Египетский Тау – символ двойственной порождающей мощи. Он был религиозной эмблемой и одновременно магическим талисманом. Как талисман он считался могущественным средством против эпилепсии и одержания.
Именно мистический Египетский Тау – как “знак Бога Живого” – принесли в видении св. Иоанна Ангелы, чтобы “наложить печать на лбы слуг Господа нашего”. (Откровение Святого Иоанна, 14:1).
Тау был костылем святого Антония (египетского отшельника) икрестом святого Филиппа.
Первоначальный Крест с удлиненной вертикалью называется Латинский Крест, хотя он не имеет ничего общего с латинянами.Это название появилось, благодаря археологам. Так называемый Латинский Крест христиане взяли от буддийских миссионеров. А те, в свою очередь, принесли его примерно за три столетия до рождения Христа, из Индии, где он встречается и по сей день. Этот Крест настолько древний, что сын Изиды и Озириса – Гор иногда изображался с таким длинным Крестом.
Лабарум Константина. Мы видим здесь первую и последнюю буквы греческого алфавита – Альфа и Омега.
Крест, называемый Лабарум Константина. Римский император Константин (285-337 гг., основатель Константинополя) заменил орла на пике знамени, которое несли впереди римских императоров, монограммой из букв Х и Р, взятых из начального слога слова ХРистос. Но на самом деле Лабарум – это знак, известный за многие века до Константина и христианства. Это – знак египетского Бога Озириса и Гора и эмблема Этрурии (до-римской цивилизации).
Греческий Нагрудный Крест имеет также египетское происхождение. Было время, когда отцы Церкви называли его“изобретением дьявола”. Сейчас его носят все православные священнослужители.
Крест, который называется христианами Мальтийским, красовался задолго до рождения Мальтийского ордена крестоносцев на груди у ассирийского царя.
Даже из этой малости бегло приведенной информации видно, насколько распространен среди древних народов Земли Крест, какое знание сокрыто в каждой его разновидности, насколько больше знали о нем до-христианские народы планеты.
О том насколько многообразна, сложна и всепроникающа символика Креста, можно узнать из “Тайной Доктрины” (2 том). Но об этом легко догадаться даже из приводимых ниже строк, взятых из статьи Е. П. Блаватской “Ламы и друзы”. Обратим внимание на выделенные мною слова, касающихся слова “лама”. *Слово “лама” на тибетском языке означает “тропа”, “дорога”. Но в переносном смысле это – “путь, ведущий к спасению”. Сравните с Христовым выражением “Я есть путь”.
Ламы – это монахи и учители, последователи северной, монгольско-тибетской, ветви буддизма, называемой ламаизмом. В XIV в. основатель ламаизма Великий Учитель ЧжеЦонкапа, видя насколько исказился буддизм, очистил его от вековых наслоений, от буквального толкования и извращения. Но спустя века, ламаизм снова ис��азился, как и все остальные религии, только в меньшей степени. В России последователи ламаизма живут главным образом в Бурятии, Туве, Калмыкии. Как уже было сказано, Махатмы – Учителя Шамбалы – в начале 30-х годов ХХ века ушли из Тибета и, как следствие этого, древняя страна великой духовной культуры лишилась духовной поддержки на переходе Эпох. Тибет стал быстро погружаться во тьму невежества и вскоре, как и было предсказано, потерял независимость, а его духовный и светский глава – Далай Лама – был изгнан китайскими властями и вынужден жить в изгнании. (Почти одновременно, в 1926 году, Гималайские Махатмы предложили помощь также и правительству СССР – через семью Рерихов, прибывших в Москву. Но на самом решающем повороте СССР отказался от такой странной помощи и тем самым предпочел наиболее тяжелый путь, который завершился развалом страны и почти мгновенным падением ее могущества. Чудовищный развал экономики сопровождался ужасающим разгулом преступности, народной нищетой и невиданным падением нравственности.)
“Довольно-таки странно, однако оно (слово “лама”, – ред.) означает также и “крест”. Это… Х – десять (эта римская цифра – не что иное, как разновидность креста, см. рисунки на стр. 300, – ред.), символ совершенства или совершенного числа, означавшая десять у египтян, китайцев, финикийцев, римлян и т. д. Она встречается также и в мексиканских внецерковных календарях. Татары называют ее lama – от скифо-туранского слова lamh…”.
Бессмертие, дарованное по вере
Важно также уяснить, почему название восьмиконечного православного креста связано с именем святого Лазаря? Ответ на этот вопрос можно найти на страницах Евангелия от Иоанна, где описывается чудо его воскресения из мёртвых, совершённое Иисусом Христом, на четвёртый день после смерти. Символика в данном случае вполне очевидна: как Лазарь был возвращён к жизни верой его сестёр Марфы и Марии во всемогущество Иисуса, так и каждый, уповающий на Спасителя, будет избавлен от рук вечной смерти.
В суетной земной жизни людям не дано воочию узреть Сына Божьего, но им дарованы его религиозные символы. Одним из них является восьмиконечный православный крест, пропорции, общий вид и смысловая нагрузка которого стали темой данной статьи. Верующему человеку он сопутствует на протяжении всей жизни. От святой купели, где таинство крещения распахивает ему врата церкви Христовой, вплоть до могильного надгробия его осеняет восьмиконечный православный крест.
Выводы
При использовании материалов thebestvideo.ru необходима ссылка на источник.
Нательный символ христианской веры
Обычай носить на груди небольшие кресты, сделанные из самых различных материалов, появился лишь в начале IV века. Несмотря на то что главное орудие страстей Христовых являлось объектом почитания у всех его последователей буквально с первых лет установления на земле христианской церкви, вначале было принято носить на шее не кресты, а медальоны с изображением Спасителя.
Имеются также свидетельства, что в период гонений, происходивших с середины I и до начала IV века, находились добровольные мученики, желавшие пострадать за Христа и наносившие изображение креста себе на лоб. По этому знаку их узнавали, а затем предавали мучениям и смерти. После установления христианства в качестве государственной религии ношение нательных крестов вошло в обычай, и в этот же период их начали устанавливать на кровле храмов.
История возникновения раскола
Раскол между католиками и православными насчитывает более тысячи лет, а официально датируется 1054 годом. Среди причин называют церковные разногласия на политической и канонической почве.
Римские служители стремились руководить христианским миром, а византийцы противились это признавать. Кроме того, западные церковники выступали «за» обновление церковной доктрины, а восточные собратья считали грехом любые отклонение от первых догматов вселенских соборов.
Сегодня церковники насчитывают 49 таких отличий, многие из которых носят не только теологический, но и внешний характер. Например, католики, в отличие от православных, верят в непорочное зачатие Христа и Марии, крестятся щепотью пальцев слева направо, а также не признают иконостасы.
Два вида нательных крестов в Древней Руси
На Руси символы христовой веры появились в 988 году, одновременно с её крещением. Любопытно отметить, что нашими предками были унаследованы от византийцев два вида нательных крестов. Один из них принято было носить на груди, под одеждой. Такие кресты назывались тельниками.
Наряду с ними появились и так называемые энколпионы – также кресты, но несколько большего размера и надевавшиеся поверх одежды. Своё происхождение они ведут от традиции носить на себе ковчежцы с мощами, которые украшались изображением креста. Со временем энколпионы трансформировались в наперсные кресты священников и митрополитов.
Главный символ гуманизма и человеколюбия
За тысячелетие, минувшее с той поры, когда днепровские берега озарил свет Христовой веры, православная традиция во многом претерпела изменения. Незыблемыми остались лишь её религиозные догматы и основные элементы символики, главным из которых является восьмиконечный православный крест.
Золотой и серебряный, медный или выполненный из любого иного материала, он хранит верующего человека, оберегая его от сил зла – видимых и невидимых. Являясь напоминанием о жертве, принесённой Христом во спасение людей, крест стал символом высочайшего гуманизма и любви к ближнему.