Что означает вознаграждение банка оформление осаго

Щедрость страховщика: сколько россияне переплачивают за полисы

8 Время прочтения: 9 минут

Что означает вознаграждение банка оформление осаго. Смотреть фото Что означает вознаграждение банка оформление осаго. Смотреть картинку Что означает вознаграждение банка оформление осаго. Картинка про Что означает вознаграждение банка оформление осаго. Фото Что означает вознаграждение банка оформление осаго

Услуги по продаже полисов самим страховщикам обошлись в 241,4 млрд рублей за девять месяцев 2019 года. Больше других заработали банки, чьи комиссионные достигли 150,5 млрд рублей — столько же, сколько и за весь 2018 год. А оплатили их в конечном итоге покупатели страховок.

У потребителей есть выбор: купить полис в офисе страховщика, на его сайте, у агента или в банке. Разница только в цене, которая складывается из базовой стоимости полиса и комиссии посредника, продающего полис. У банков она самая высокая. Например, полис от несчастного случая с выплатой в случае смерти застрахованного 750 тыс. рублей у страховщика можно купить за 3,9 тыс. рублей, а в банке он обойдется в 4,9 тыс.

Но, несмотря на это, зачастую страховку россияне покупают именно в банках. Во-первых, потому что банкам доверяют 88% населения, а страховым компаниям — только 26,3%, по данным Центробанка. Во-вторых, в банк человек идет целенаправленно за финансовой услугой, а значит, морально готов к дополнительным тратам в виде покупки в довесок к кредиту еще и страхового полиса.

«В сегменте non-life (то есть не включающем инвестиционное и накопительное страхование жизни. — Прим. ред.) по итогам девяти месяцев 2019 года доля банковского канала в страховании жизни была 87%, в страховании от несчастных случаев — 64%, в страховании имущества физлиц — 45%, — рассказывает руководитель управления страховых рейтингов Национального рейтингового агентства Татьяна Никитина. — Хотя стоимость этого канала для страховщиков остается очень высокой».

Все дело в комиссионном вознаграждении, которое банки получают за то, что продают страховые продукты. Почему так происходит и изменится ли ситуация?

Доверие дорого стоит

Начальник управления по работе с банками СК «МАКС» Алексей Петрунин считает, что потребители отдают предпочтение покупке полисов в банках, потому что те имеют широкую филиальную сеть и многофункциональный сервис. «Простота оформления и высокий уровень компетенций сотрудников банка позволяют предлагать широкую линейку продуктов: от коробочных решений до программ инвестиционного и накопительного страхования жизни», — говорит он.

По словам директора по рейтингам страховых компаний РА «НКР» Евгения Шарапова, в структуре тарифа страховых полисов, которые продаются вместе с кредитными продуктами, комиссия банка может превышать 90% от страховой премии. «Если решение о приобретении страховки увязано с получением кредита, страхователи не привязаны к бренду страховщика. По сути дела, поток клиентов в конкретную страховую компанию всецело зависит от воли банка, продающего основной продукт — кредитование, — объясняет он. — Банк формирует и тарифообразование в этом сегменте: как правило, в структуре страховой премии доля страховых выплат (которые СК выплачивает при наступлении страхового случая. — Прим. ред.) занимает очень незначительный процент, а основную — комиссионное вознаграждение».

Второй тип страховок — это накопительные и инвестиционные. В этом случае банк получает деньги за то, что делится своей клиентской базой со страховщиком, определяя минимальный размер комиссии, при котором готов сотрудничать. В этом случае комиссии тоже высокие, хотя и не такие, как по полисам, связанным с кредитованием.

По оценке ЦБ, в среднем за три квартала прошлого года комиссионные банков выросли на 15,2 процентного пункта до 38,3%. Но выросла и доля продаж через этот канал — до 47%. Через агентов-физлиц СК собирают лишь 25% от общего объема премий, через юрлиц — 8%, через автосалоны — 6%, через брокеров — 3%.

Так что, даже притом что коэффициент расходов на ведение дел у страховщиков достиг максимального значения за последние полтора года, отказаться от банковского канала продаж они не смогут. Не рубить же руку, которая приносит деньги.

Не только из-за объемов продаж полисов банки остаются главными партнерами страховщиков. Есть и еще одна причина — аффилированность. «Классическим страховщикам продажа полисов через банки не очень выгодна из-за высоких комиссий, в отличие от кэптивных, которые являются частью холдинга», — говорит президент ВСС Игорь Юргенс. За последнее десятилетие значительно выросло количество кэптивных компаний: Сбербанк и «Сбербанк страхование», ВТБ и «ВТБ Страхование», Альфа-Банк и «АльфаСтрахование», банк «Тинькофф» и «Тинькофф Страхование» и другие. И продолжает расти: в конце декабря Совкомбанк заявил о покупке у американской страховой группы Liberty Mutual российской СК «Либерти Страхование».

Генеральный директор «БизнесДром» Павел Самиев объясняет, что в такой связке страховая компания не является центром прибыли, но это не смущает собственников и акционеров финансовой группы, потому что страховщик выплачивает банку высокие комиссионные и в целом по группе финансовый результат получается положительный.

«Банкострахование экономически интересно для страховых компаний, поэтому доля банковского канала в продажах страховых продуктов достигла в прошлом году исторического максимума, — считает Самиев. — Большинство видов страховых продуктов, продаваемых через банки, оказываются рентабельными для страховщиков, даже несмотря на растущее комиссионное вознаграждение. В отличие от банков, в других каналах продаж ситуация более сложная: есть много СК, которые ни через агентов, ни в прямых продажах не могут выйти на положительный результат. А в банкостраховании он положительный по всем продуктам, начиная от страхования жизни и от несчастных случаев и заканчивая ипотечными рисками. И даже высокие комиссии не отталкивают. Собственно, и высокие они потому, что выгодно продавать страховки через банки».

Поэтому и не кэптивные СК конкурируют друг с другом за доступ к банковской клиентуре, предлагая все более высокие комиссии. «Высокий уровень комиссий в том числе обусловлен демпингом со стороны страховых компаний», — отмечает Алексей Петрунин. Для СК второго эшелона возможность присутствия в сетке банка — это не только возможность нарастить продажи, но и имиджевый фактор.

Банки не внакладе

Выгодно сотрудничество со страховщиками и банкам. Изначально они благодаря высоким комиссиям за продажу полисов и отсутствию у потребителей возможности отказаться от покупки завуалированно повышали процентную ставку, ограниченную для кредитных продуктов. «Сейчас некоторые банки тоже перебарщивают с размером комиссии в погоне за высокими доходами, поэтому есть случаи, когда страховщики отказываются от работы с ними. Но в целом на рынок это радикально не влияет, потому что, повторюсь, банкострахование выгодно обеим сторонам», — говорит Самиев.

Хотя сами банкиры утверждают, что размер комиссионного вознаграждения не является главным критерием выбора партнера. «В первую очередь мы исходим из наполнения продукта, надежности страховой компании и уровня сервиса, который будет оказан нашим клиентам, — рассказала Банки.ру заместитель директора департамента розничных продуктов и маркетинга Росбанка Лидия Каширина. — Страховые продукты органично дополняют линейку классических банковских продуктов и, помимо источника комиссионного дохода, являются инструментом повышения лояльности клиентов. Доступ к клиентской базе, возможность оплаты страховых продуктов за счет кредитных средств и отсутствие затрат на собственную продающую инфраструктуру, безусловно, делают банки одним из наиболее интересных каналов продажи страховых продуктов».

Будет ли ограничен рост комиссии, пока непонятно. Сейчас предел установлен только для обязательных видов страхования в размере 10% от стоимости полиса. О введении его для необязательных видов регулятор рынка не раз задумывался, но так и не ввел его. «В какой-то момент вся история с банковскими комиссиями окажется на «радаре», — считает Игорь Юргенс. — Но в настоящий момент о чем-то конкретном говорить нельзя. Департамент страхования в ЦБ «борется» с банковским департаментом, и исход этой борьбы невозможно предсказать».

Цифра растет или падает?

«Сейчас банки являются ключевым каналом продаж многих финансовых продуктов, — говорит генеральный директор компании «Ингосстрах-Жизнь» Владимир Черников. — Это связано с существующей моделью поведения потребителя — клиенту проще решать свои финансовые вопросы через одного поставщика услуг. Но потенциал альтернативных каналов продаж растет, а изменения предпочтений клиента все заметнее. Это связано с массовой диджитализацией мировых рынков. Клиент все чаще приобретает или изучает предложения по продуктам онлайн, а в финансовой сфере появилась отдельная отрасль, конкурирующая с традиционными каналами продаж, — финтех. Этот факт актуален и для продуктов страхования: доля онлайн-продаж продуктов ВЗР, каско, защита банковских карт растет с каждым годом».

О росте интернет-продаж говорят и в «Росгосстрахе». Как сообщили в пресс-службе компании, за девять месяцев 2019 года он превысил 230% по отношению к аналогичному периоду 2018-го, и по итогам прошлого года эта тенденция сохранится. В 2020 году в компании также прогнозируется увеличение объемов интернет-продаж.

Но статистика ЦБ показывает, что в целом на рынке доля интернет-продаж страховок за девять месяцев прошлого года сократилась на 0,8 п. п. до 4,9% (с 54,7 млрд рублей за девять месяцев 2018 года до 51,05 млрд рублей за тот же период 2019-го). Хотя именно прямые продажи позволяют сократить дистанцию между поставщиком и потребителем услуг, убрав из него посреднические звенья.

«Онлайн-продажи развивались в основном благодаря ОСАГО в токсичных регионах, где высокая убыточность и нет достаточного представительства СК. А также продаже полисов ВЗР и других коробочных продуктов, — рассуждает Самиев. — Продажи через Интернет коробочных продуктов будут расти и дальше, но вряд ли через пару лет сегмент сможет достичь четверти или трети рынка — из-за существующих ограничений». Для того чтобы между страховщиком и страхователем не нужны были посредники, потребуется время, новое поколение потребителей, проводящих большую часть своей жизни в смартфоне, и снятие законодательных ограничений, в частности, на продажу онлайн продуктов стоимостью более 15 тыс. рублей.

Что может агент?

Эксперты считают, что в среднесрочной перспективе банки сохранят за собой ведущую роль по продаже страховых продуктов, по крайней мере тех, которые выгоднее реализовывать именно через банки и которые связаны с банковскими продуктами. Но на других каналах ставить крест рано.

«Для успешной конкуренции за клиента страховщикам нужно развивать собственные сети продаж страховых продуктов, — считает Евгений Шарапов. — Для финансовой устойчивости очень важное условие — хорошая управляемость продуктом, в том числе и размером комиссионного вознаграждения». На рынке уже четко прослеживается тенденция к наращиванию крупными страховщиками своих агентских сетей. В лидерах «Росгосстрах», который в прошлом году увеличил ее на 40% до 38,5 тыс. человек. И останавливаться не планирует, заявляя о планах превысить в ближайшие годы планку в 50 тыс. агентов. В пресс-службе ПАО «СК «Росгосстрах» пояснили, что компания исторически агентская. «Благодаря Интернету можно получить ответы на вопросы, сравнивать продукты, намного быстрее совершать многие действия, но довольно часто клиенты предпочитают личный контакт со специалистом, которому можно довериться. Именно необходимость личного контакта, внимания и доверия между страховой компанией и клиентом — то ключевое, в чем агент останется незаменимым».

Через агентов выгоднее покупать страховые продукты, которые не представлены или почти не представлены в банках. Например, полисы автострахования подержанных автомобилей или жилья от ЧС. К тому же стоимость вознаграждения у агентов почти вдвое ниже, чем комиссия банков (по данным ЦБ, 17,6% против 38,3%), соответственно, полис может оказаться дешевле. Кроме того, агентов страховщик может завести даже в регионах, где не хочет открывать офисы и где нет достаточно развитой банковской сети, сделав полисы доступными и для жителей отдаленных регионов. В пресс-службе «Росгосстраха» рассказали, что в ближайшее время планируют запустить специальный программный продукт, задача которого — максимально упростить для агента процедуру оформления договора страхования, расчета и получения комиссионного вознаграждения.

Дополнением к существующим каналам продаж станет маркетплейс ЦБ, если он когда-нибудь появится. «Маркетплейс повысит конкуренцию среди финансовых организаций, а также увеличит доступность услуг для клиентов, их прозрачность и понятность, — считает Владимир Черников. — Среди преимуществ проекта планируется улучшение ситуации с финансовой доступностью — в частности, благодаря снятию географических ограничений. При этом пользователи смогут получить дистанционный доступ к финансовым услугам в режиме 24/7 и широкую линейку продуктов. Маркетплейс может повысить прозрачность и цивилизованность рынка, в частности в плане клиентской ценности и здоровой конкуренции. Но для оценки реальных перспектив и первых выводов необходимо получить первый опыт и отклик аудитории».

Ольга КОТЕНЕВА, Banki.ru

\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t»,»content»:»\t\t

Источник

Как считается коэффициент бонус-малус

И как его восстановить при смене прав или ошибке страховой

Стоимость полиса ОСАГО — обязательного страхования автогражданской ответственности — зависит от страховой истории водителя. Могут дать скидку за безаварийную езду или, наоборот, надбавку — если были страховые случаи.

Разберем, как рассчитывается КБМ и сколько можно сэкономить.

Что такое КБМ

При оформлении страхового полиса ОСАГО стоимость полиса — страховая премия — зависит от базового тарифа, который умножается на различные коэффициенты — региональный, стаж водителя, мощность, период использования и другие. Так получается итоговая стоимость полиса.

КБМ — один из таких коэффициентов — это скидка за то, что у застрахованного водителя не было ДТП по его вине. Если ДТП были, то КБМ возрастает и может превратиться в надбавку — тогда полис будет дороже. То есть чем аккуратнее водите, тем дешевле страховка.

Законодательство. Размер базовых тарифов для разных категорий автомобилей и коэффициенты, в том числе КБМ, регулирует Центральный банк РФ.

Например, в конце 2018 года ЦБ изменил градацию коэффициента «возраст-стаж» до 58 ступеней вместо прежних четырех и разрешил уменьшать и увеличивать базовую ставку, но не более чем на 20%.

Где указывается в полисе. В оформленном полисе ОСАГО все коэффициенты, на основании которых была рассчитана страховая премия, указываются в пункте 7 — «Расчет размера страховой премии». КБМ каждого водителя, допущенного к управлению, указан в таблице из пункта 3.

Виды КБМ

При заключении договора ОСАГО страхователь может указать список водителей, допущенных к управлению, или оформить полис на неограниченное количество лиц — любой водитель, который сядет за руль, будет «вписан» в страховой полис. От этого зависит КБМ и стоимость страхового полиса.

КБМ водителя (ограниченная страховка). Если страхователь страхует ответственность конкретных водителей, в полис вносят данные по каждому водителю — фамилию, имя, отчество, номер водительского удостоверения. КБМ считают у каждого водителя по его персональной истории страхования.

Когда рассчитывают стоимость полиса — берут максимальный КБМ, поэтому стоимость страховки зависит от водителя с наибольшим («худшим») коэффициентом.

Например, вы в очередной раз оформляете ОСАГО на себя и хотите вписать второго водителя. Если ваш КБМ равен 0,5, а КБМ второго водителя — 1,4, то скидки при оформлении вы не получите. Стоимость полиса будет рассчитана из расчета наибольшего КБМ — то есть 1,4. Если исключить второго водителя из списка допущенных водителей, полис станет дешевле почти в три раза.

КБМ собственника (неограниченная страховка). Если страховать автомобиль без ограничения списка допущенных водителей, КБМ водителей не будет учитываться.

Например, если страхователь из предыдущего примера — владелец автомобиля, он может оформить договор страхования без ограничения перечня водителей. Тогда при расчете стоимости полиса будет взят КБМ 1, но в этом случае появится коэффициент за «неограниченность» списка водителей — КО. В этом случае он равен 1,87, то есть надбавка 87%. Поэтому неограниченная страховка выгодна, если у одного из водителей КБМ больше 2.

Когда применяется КБМ

КБМ водителя рассчитывают на основании данных ОСАГО за предыдущий страховой период. В зависимости от того, были или нет страховые выплаты, КБМ водителя увеличивается или уменьшается и используется для вычисления стоимости нового полиса.

Когда КБМ не применяется либо равен 1. Если водитель страхуется впервые, его КБМ принимается равным 1, то есть не влияет на стоимость полиса.

Такое может произойти при смене фамилии или водительского удостоверения. Когда водитель получает новое удостоверение, он должен сообщить о замене в страховую компанию и получить новый страховой полис с актуальными данными. Если этого не сделать, при наступлении страхового случая страховая компания может отказать в выплате: формально в полисе указан другой водитель с другим номером прав.

Еще КБМ может «обнулиться» — стать равным значению КБМ нового водителя. Такое происходит, если страховщик ошибся или несвоевременно внес данные в единую базу. Чтобы избежать таких ситуаций, лучше следить за своим КБМ через онлайн-сервис.

Раньше КБМ мог «обнулиться» еще по одной причине — если водитель не заключал договоры страхования за предыдущий период. Так, те, кто часто попадали в аварии, по истечении одного года могли вновь получить полис ОСАГО по номинальной стоимости. Сейчас полученный КБМ можно снизить только безаварийным вождением.

Откуда берут данные для расчета

Когда водитель получает свои первые права, страховая компания присваивает ему КБМ, равный 1. Если бы водитель всегда страховался в той же компании, страховая могла бы сама определить КБМ водителя через год. Но водители могут менять страховую компанию или страховать разные автомобили у разных страховщиков. На этот случай ввели единую базу.

База КБМ АИС РСА — часть автоматизированной информационной системы Российского союза автостраховщиков — хранит историю страхования по каждому водителю. В эту базу попадают данные об оформлении новых страховых полисов ОСАГО из всех страховых компаний, информация о страховых случаях и выплатах, в которых указанный водитель был признан виновником. Эти данные учитывают при расчете КБМ водителя. Данные в АИС РСА могут вносить только страховые компании.

Справка о безаварийной езде — документ, который использовался ранее, когда водитель менял одну страховую компанию на другую. С появлением АИС РСА страховые компании стали запрашивать эти данные самостоятельно.

До появления единой базы эта справка требовалась в новой страховой компании, чтобы верно рассчитали КБМ. Справку о безаварийной езде или о наличии страховых выплат выдавала прежняя страховая компания.

Если водитель предоставил недостоверные сведения при отсутствии технической возможности получения их из базы. Сейчас сложно представить, что страховая выпишет полис без проверки КБМ водителя или собственника по базе РСА. Чтобы оформить полис, страховая компания должна сделать запрос в электронную базу РСА.

Но если водитель по какой-то причине предоставит на оформлении поддельное водительское удостоверение или другие данные, по которым нет истории страхования в базе, ему назначат КБМ в размере 1 — как новому водителю. Но при первом же ДТП при проверке в ГИБДД номера прав страховку признают недействительной, а случай — нестраховым, потому что страхователь предоставил страховщику ложные данные.

Как считается КБМ при оформлении ОСАГО

Раз в год 1 апреля КБМ водителя пересчитывается. Новый КБМ зависит от количества страховых случаев за прошлый год. Но есть и исключения: из-за перехода в 2019 году к новой системе расчета для некоторых пограничных случаев КБМ рассчитывается сложнее. Например, если вы целый год не страховались, то КБМ будет рассчитан с учетом истории страхования, а не обнулится.

Если вы уже страховались после 1 апреля 2019 года, значит, КБМ по новой формуле уже рассчитан. При оформлении страховки на следующий год КБМ можно узнать по таблице.

Таблица КБМ показывает, как изменяется КБМ. Для вычисления КБМ водителя нужно знать две вещи:

КБМ водителя на следующий страховой период находится на пересечении КБМ на начало предыдущего периода и количества страховых случаев.

Чем меньше КБМ, тем больше скидка. Например, КБМ 0,7 соответствует скидка 30%.

Источник

Как на самом деле должны работать правила ОСАГО. Объясняет Верховный суд

Европротокол, ремонт без износа и автоюристы

Закон об ОСАГО и так был сложным, а стал еще менее понятным для обычных людей. Например, как быть владельцам старых полисов, машин на гарантии и тем, у кого ремонт дороже максимальной выплаты?

Почему это важно

Разъяснения по поводу ОСАГО выпустил Пленум Верховного суда — специальный орган, в который входят главные судьи страны. У них есть полномочия объяснять непонятные законы. Судьи изучают дела в регионах, смотрят, какие проблемы чаще всего возникают из-за ОСАГО и где больше ошибок. Они много обсуждают, спорят, приглашают экспертов, а потом публикуют большой и важный документ.

Этим постановлением будут руководствоваться все суды во всех регионах. Оно нужно не только судам, но и всем автовладельцам. Когда страховая компания откажется платить за эвакуатор или не выдаст направление в нужный автосервис, можно найти подходящий пункт в постановлении Пленума и разобраться, как правильно.

Какие правила возмещения на вас распространяются

Главное изменение в законе — о порядке возмещения: должна ли страховая выплачивать компенсацию деньгами или отправит на ремонт. Раньше можно было выбрать. По новым правилам только ремонт.

Ущерб возмещают по тем правилам, которые действовали на момент оформления полиса причинителя вреда. Если виновник купил полис до 28 апреля 2017 года, можно выбрать ремонт или деньги. Если его полис оформлен позже — в приоритете ремонт. Это касается и прямого возмещения.

Если ДТП массовое

С 26 сентября 2017 года при массовых ДТП можно получить прямое возмещение, даже если полис купили раньше. В законе так и написали, что это работает для всех ДТП с этой даты.

Массовое ДТП → прямое возмещение.

Если полиса нет в общей базе

Иногда бывает, что виновник аварии купил полис легальным способом, но по техническим причинам не попал в общую базу. Если можно доказать, что покупка была действительной и легальной, то ущерб возместят.

Если автовладелец захотел сэкономить и купил подделку на сомнительном сайте, договор ОСАГО не признают заключенным и ущерб пострадавшему за счет страховой не возместят. Деньги придется требовать напрямую с виновника через суд.

Если в полисе ошибки

При оформлении е-ОСАГО автовладелец сам заполняет данные о себе и машине. Их проверяют по общим базам, но ошибки все равно бывают. Раньше из-за таких ошибок могли просто отказать в выплате: мол, стоимость полиса занижена, полис недействителен, до свидания. Верховный суд решил, что это незаконно.

Даже если есть ошибка в полисе виновника, это не повод признавать договор ОСАГО незаключенным и отказывать в возмещении. Верховный суд предлагает два варианта решения проблемы — в зависимости от того, когда обнаружилась ошибка в заполненных водителем данных.

До страхового случая — страховая компания обнаружит недоплату и потребует внести недостающую сумму за полис. В случае ДТП ущерб по такой страховке возместят как обычно.

После страхового случая — пострадавшая сторона все равно получит возмещение, независимо от ошибки в стоимости полиса виновника. Но страховая взыщет всю сумму возмещения с виновника. Это называется регрессным требованием.

Пострадавший получит возмещение в любом случае. Для него не имеет значения, какие там дела между виновником и его страховой. А вот для виновника есть вариант возвращать всю сумму ущерба или доплатить за полис до страхового случая — тогда ущерб возместит страховая.

Проверьте данные в своих полисах, если оформляли их через интернет. Если что-то не так, признайтесь страховой и доплатите разницу. Иначе к вам могут применить регрессное требование и платить придется гораздо больше.

Если вам отказывают в возмещении из-за ошибки в полисе виновника, требуйте положенное по закону — он на вашей стороне.

Менять данные в полисе нельзя, только покупать новый полис

Указать нового страхователя или заменить машину в полисе не получится. Передать полис новому владельцу при продаже машины тоже нельзя. Бесполезно прикладывать копию договора купли-продажи или делать пометки в полисе с заверением покупателя и продавца. В случае ДТП возмещения от страховой по такому полису не будет.

Если меняется владелец или автомобиль, нужно покупать новый полис.

Так же с новой машиной. Автовладелец продал одну машину и купил новую. Он вернет часть страховой премии за ОСАГО для проданной машины и оформит отдельную страховку на новый автомобиль.

Если вам предлагают что-то исправить в страховом полисе, это незаконно — потом будете возмещать ущерб своими деньгами. Если продавец предлагает отдать вместе с машиной свою страховку, это бесполезная опция и при ДТП она не поможет.

Какие лимиты у европротокола и можно ли получить больше

Не стоит ремонтировать машину до осмотра страховщиком, даже если оформлен европротокол. Верховный суд пояснил, что страховая может отказать выплате и будет права.

Если машина в аренде, продается или покупается

Получить возмещение по ОСАГО может только владелец автомобиля. Арендатор машины не может требовать компенсации от страховой. По доверенности тоже нельзя.

Если покупаете машину после ДТП и вам обещают автоматически передать право на ремонт за счет страховой, не верьте: не будет у вас такого права. Вас не признают потерпевшим, и ничего вы от страховой не получите. А вот продавец вполне может получить — и ничего потом не докажете.

Когда работает прямое возмещение ущерба

Прямое возмещение — это когда обращаются не в страховую виновника, а в свою. То есть виноват другой водитель, у него полис в какой-то там страховой компании. Тогда вы идете за выплатой в свою страховую, которую сами выбрали и с которой хотите иметь дело. Ваша страховая возместит вам ущерб, а ей потом все возместит страховая виновника.

За прямым возмещением в свою страховую можно обращаться только при повреждении машин. Вред здоровью по этой схеме не компенсируют.

Если пострадавший обратился в свою страховую за прямым возмещением, а потом узнал о вреде здоровью, можно обратиться за компенсацией вреда здоровью в страховую виновника.

За что положено возмещение

Компенсация за утрату товарной стоимости

В рамках ОСАГО можно даже получить возмещение за утрату товарной стоимости. Например, была новая машина и при продаже она бы стоила условные 700 тысяч рублей. И вот ее поцарапали в ДТП по вине другого водителя.

Как считают компенсацию

Полная гибель

При полной гибели имущества выплачивают его стоимость на момент ДТП за вычетом годных остатков. Точную сумму установит экспертиза, но можно обойтись и без нее — если страховая и автовладелец сами договорятся о размере выплаты. Тогда подписывают соглашение, а оценку не проводят. Кстати, так можно сделать и при меньших повреждениях.

Возьмите это на заметку: иногда лучше получить деньги по соглашению и без оценки, чем провести экспертизу и получить небольшую сумму и ненужные запчасти. Но если согласитесь на такую выплату, потом не сможете оспорить сумму даже в суде. Считается, что страховая компания вам ничего не должна.

Если виновника ДТП нет в полисе

А вот для виновника это даром не пройдет. Потом страховая будет разбираться с водителем — например, предъявит ему регрессное требование. Но пострадавшего эти суды уже не будут касаться: ему отремонтируют машину за счет страховой.

Можно ли получить деньги, если у вас возмещение ремонтом

Если владелец автомобиля получил направление на ремонт, он все равно имеет право на денежную компенсацию дополнительных расходов, например на эвакуацию и хранение машины.

Кто отвечает за качество ремонта

Ответственность за качество и срок ремонта перед пострадавшим автовладельцем несет страховая компания. Все претензии нужно предъявлять ей, и решать проблемы будет она. Если дойдет до суда из-за ремонта, то в суд тоже нужно подавать на страховую, а не на автосервис.

Страховая компания и станция техобслуживания сами потом разберутся. Потерпевшего и его права на ремонт или выплату их взаимоотношения касаться не должны.

Затянулся ремонт — идите в страховую. Плохо отремонтировали машину — аналогично.

Это касается даже тех случаев, которые не попадают под действие закона о приоритете ремонта над выплатами. Если страховая выдала направление на ремонт, она взяла на себя ответственность за его качество и сроки.

Если пропущен срок обращения за ремонтом

Когда страховая компания выдает направление, там указан срок, когда нужно обратиться в конкретный автосервис. Если этот срок пропущен, нельзя просто так приехать на ремонт когда угодно. Нужно получить в страховой компании новое направление с новой датой.

Если машина на гарантии

Направление в сертифицированный автосервис выдадут, только если машине не больше двух лет. Если со дня выпуска прошло больше времени, страховая не обязана выдавать направление в тот сервис, где официально ремонтируют автомобили конкретной марки. Даже если в этом случае автомобиль снимут с гарантии или вы просто не доверяете другим сервисам.

Машина может быть на гарантии три года или даже больше, но для ОСАГО это не аргумент. По закону после двух лет страховая не обязана давать направление в тот сервис, который сохранит гарантию. Может, но не обязана.

Убедитесь, что ваша страховая будет готова выдать направление в авторизованный сервис даже для трехлетней машины. Лучше всего, если этот сервис есть в списке по умолчанию. Потому что если там его нет, обещания будут только на словах. А это почти ничего не значит, и вы запросто останетесь без гарантии.

Если страховая не работает с нужным автосервисом

Если страховая не работает с вашим любимым автосервисом, есть шанс получить направление куда нужно. Закон не запрещает договариваться со страховой компанией. Если она согласится, то имеет право выдать уведомление в любой автосервис, который подходит пострадавшему.

Если такое направление выдано, то страховая отвечает за срок и качество ремонта, как и за автосервисы из числа ее партнеров. Переложить ответственность за качество ремонта на автовладельца не получится. Верховный суд объяснил, что такой ремонт выполняется по поручению страховой — она отвечает за качество.

Но нельзя заставить страховую компанию выдать направление в нужный автосервис. Можно только договориться.

Если прошло 15 дней после официальной просьбы, а страховая не реагирует, это означает отказ. Обжаловать его в суде не получится.

Доплата за ремонт

Стоимость ремонта известна заранее — она указана в направлении.

Можно отказаться вносить доплату и забрать возмещение деньгами. Страховая компания не сможет отказать.

Бывает так, что в направлении указали сумму доплаты за ремонт, а после диагностики в автосервисе стало понятно, что доплачивать нужно больше. Например, собирались менять бампер, а там полетели крепления, повело стойки и изменилась геометрия кузова. Тогда автовладелец все равно имеет право отказаться от ремонта и забрать денежную компенсацию. Даже если сначала он согласился доплатить и взял направление. Компенсировать расходы на диагностику при этом должна страховая компания — их не вычтут из выплаты.

Когда можно продавать права на возмещение автоюристам

Право на возмещение ущерба можно продать по договору уступки. На этом зарабатывают автоюристы. Они выплачивают компенсацию пострадавшему, а потом требуют ее со страховой компании в большем размере или с неустойкой.

Продать право на возмещение можно, только если страховой случай уже наступил. Заранее нельзя.

Право на возмещение вреда жизни и здоровью, а также компенсацию морального ущерба продать нельзя. Также нельзя заранее уступить право требования штрафа по закону о защите прав потребителей.

Эти суммы суд присуждает конкретному пострадавшему человеку. Только потом можно передать право требования по исполнительному листу кому угодно, например автоюристам. А можно и не передавать. В любом случае изменить эту сумму автоюрист уже не сможет.

Что еще можно получить от страховой

Если страховая компания нарушит сроки или занизит размер возмещения, к ней можно применить финансовые санкции по закону об ОСАГО или неустойку по закону о защите прав потребителей. Это не одно и то же.

Дополнительные компенсации могут быть такими:

Если дело дойдет до суда, можно кроме финансовых санкций и неустойки потребовать еще штраф по закону о защите прав потребителей. Например, если страховая компания занизила выплату, а суд назначил больше. Пострадавший получит еще 50% от этой разницы. Но это не значит, что сумма неустойки может быть какой угодно: у таких санкций есть лимиты по закону.

Даже если после иска страховая все-таки доплатит, это не повод отказываться от штрафа. Если иск подан, значит, добровольной оплаты не было — есть право на штраф. Иногда это куча денег.

Но этим лучше не злоупотреблять. Если в суде выяснится, что страховая не виновата, а это вы вовремя не предоставили автомобиль или привезли не все документы, не будет ни неустойки, ни штрафа, ни компенсации за моральный вред. А страховая компания получит право взыскать с вас судебные расходы.

Готовясь к суду, нужно обратиться за консультацией юриста и делать все честно. В неустойках при ОСАГО много нюансов, не запоминайте их сейчас. В отличие от остальных пунктов они не пригодятся заранее, а только когда дело дойдет до суда.

Как проходят осмотр и экспертиза

После того как в страховую поступило заявление о возмещении, у нее есть пять рабочих дней на осмотр машины и назначение экспертизы. Провести экспертизу или оценку страховая должна не позже чем через двадцать рабочих дней после того, как пострадавший подал заявление. После этого страховая должна произвести выплату, если она положена, или выдать направление на ремонт.

Если нужна экспертиза, о ней нужно уведомить владельца машины. Страховая может сделать это по почте, указав в уведомлении дату и место проведения экспертизы или оценки. Даже если автовладелец не захочет получать уведомление, считается, что он уведомлен. Но доказывать факт отправки должна страховая, а не вы.

Если потерпевший не предоставит машину на экспертизу, страховая назначит повторную. Если и во второй раз не получится, документы вернут и возмещения не будет. Не помогут даже данные той экспертизы, которую автовладелец проведет сам. Если вы задумали не приехать на экспертизу страховой и провести ее сами в удобном месте, не делайте так: потеряете время и зря потратите деньги.

Но даже после возврата документов можно обратиться за возмещением еще раз. Сроки для возмещения будут считать со дня повторного обращения, как будто первого и не было. Чтобы не затягивать, вовремя предоставляйте машину для осмотра и не уклоняйтесь от экспертизы.

Если машину нельзя доставить на осмотр

Бывает, что машина сильно повреждена, находится в другом регионе и ее нельзя привезти на осмотр. Тогда страховая компания должна организовать осмотр по месту нахождения автомобиля.

Если она отказывается или не может, вот тогда автовладелец имеет право провести свою экспертизу — ее результаты будут иметь силу. Но схитрить не получится: если выяснится, что машину все-таки можно было предоставить на осмотр страховщику, данные экспертизы не признают.

Как общаться со страховой

После страхового случая потерпевший должен сообщить о нем страховой компании и предоставить машину для осмотра. Пакет документов можно отправить в любой офис или филиал страховой компании, который есть в приложении к полису.

Оправлять документы, претензии и уведомления нужно таким способом, чтобы было понятно, когда именно они переданы в страховую.

Для ОСАГО важны сроки. Фиксируйте переписку и этапы общения со страховой компанией и ее подразделениями. Лично передавайте документы только под подпись. Почтой отправляйте с описью вложения и уведомлением о вручении. Храните номера и даты всех сообщений.

Следите за почтой по тому адресу, который указали в страховой для обратной связи. Недостающие документы у вас тоже могут потребовать по почте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *