Что означает выражение психика как особая форма жизнедеятельности
Психика как особая форма жизнедеятельности. Функции психики
Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, если ребенок изолирован от людей (феномен Маугли). Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.
Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере 3 составляющих:
— внешний мир, природа, ее отражение,
— полноценная деятельность мозга,
— взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.
— Отражение окружающего мира,
— Регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.
-Осознание человеком своего места в окружающем мире.
Стадии и уровни развития психики и поведения животных.
А.Н. Леонтьев выделил в развитии психики животных три стадии: стадию элементарной сенсорной психики, стадию перцептивной психики и стадию интеллекта.
Животные с элементарной сенсорной психикой способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий. К существам, чья психика находится на низшем уровне этой стадии, т. е. существует только в зачатке, относятся многие простейшие. Они способны к достаточно сложным перемещениям в пространстве. Их движения совершаются в сторону благоприятных условий среды (положительные таксисы) или же в сторону от неблагоприятных условий (отрицательные таксисы). Простейшие способны к элементарным формам научения, т. е. к формированию условных реакций.
Животные с перцептивной психикой отражают внешнюю действительность в форме целостных образов вещей. На данной стадии находится психика позвоночных, практически всех членистоногих, в том числе насекомых, а также головоногих моллюсков. Основу всех форм поведения животных составляют инстинкты, т. е. генетически фиксированные, наследуемые формы поведения. Как и морфологические признаки, они воспроизводятся в каждой особи данного вида в относительно неизменной форме.
Высокая целесообразность инстинктов издавна порождала теории об их «разумности». Однако со временем эти теории уступили место прямо противоположным оценкам. Стали говорить о «слепоте» инстинктов. Если лишить смысла какое-то инстинктивное действие, животное все равно завершает его и переходит к следующему. Ригидность инстинкта целесообразна: она отражает приспособленность животного к постоянству определенных условий его обитания. В инстинктивном действии выделяют две фазы. Первая – более лабильная, подготовительная, поисковая; вторая – консервативная, малоизменчивая, завершающая. На завершающей фазе выполняются собственно инстинктивные движения.
Закономерности психического развития в онтогенезе.
Развитие живых существ в процессе индивидуальной жизни называют онтогенезом. Он заключается в изменениях, носящих закономерный, последовательный, прогрессивный характер, как движение от низших до высших уровней жизнедеятельности, ее структурное и функциональное усовершенствование.
Онтогенез происходит в разных направлениях:
Психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, происходящих в ходе деятельности и общения ребенка. Психическое развитие отмечается такими закономерностями.
1. Гетерохронность: неравномерный, волнообразный характер развития отдельных психических процессов личности.
2. Асинхронность: различные психические функции имеют разные сензитивные периоды и по продолжительности, и по возрасту их наступления.
3. Стадиальность: этапы развития имеют определенную последовательность и взаимосвязаны.
4. Дифференциация и интеграция психических процессов и свойств. Дифференциация означает последовательное усложнение психики путем накопления новообразований..
5. Изменение соотношения детерминант психического развития с возрастом ребенка изменяется соотношение биологических и социальных факторов психического развити
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 1039 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Психика как особая форма жизнедеятельности
Психика и организм
2.1. Психика как особая форма жизнедеятельности. Материалистические и идеалистические взгляды на природу психического. Функции психики. Развитие психики человека в филогенезе и онтогенезе. Высшие психические функции у человека.
2.2. Психика и организм. Общее строение центральной нервной системы. Понятие анализатора. Кора головного мозга: структура, основные поля. Психические явления и работа головного мозга: понятие рефлекса (безусловного и условного); локализация психических явлений; функциональная асимметрия мозга.
2.3. Свойства нервной системы и индивидуальные особенности личности. Основные свойства нервной системы. Влияние свойств нервной системы на индивидуальный стиль дестельности
Существует две философских платформы для понимания и объяснения психических явлений – идеализм и материализм. Идеалистическая философия утверждает первичность сознания и вторичность материи, которая рассматривается как производное от духовного начала. Материализм определяет психику как свойство высокоорганизованной материи – мозга. Отечественная психология опирается на систему категорий диалектического материализма, основополагающая роль в которой принадлежит категории отражения. Психика рассматривается как субъективное отражение объективного мира. Функцией психики является отражение свойств и связей действительности и регулирование поведения и деятельности человека. Вопрос о происхождении психики является для науки одним из сложнейших. Согласно материалистическому подходу, возникновение психического отражения стало возможным на определенном этапе эволюционного процесса [Леонтьев].
Простейшей формой биологического отражения, характерной для стадии растительной жизни, является раздражимость – способность живого организма реагировать на биологически значимые влияния при отсутствии собственной активности живого объекта.
Объективным биологическим признаком возникновения психики служит появление чувствительности у одноклеточных животных. На этой стадии – стадии элементарной сенсорной психики – отражение действительности имеет форму элементарного ощущения и проявляется в способности живого организма реагировать на биологически незначимые раздражители, если они сигнализируют о появлении жизненно важных воздействий. Так, например, для паука вибрация паутины имеет биологический смысл, так как является сигналом о том, что в паутину попала добыча. Появление и постепенное усложнение нервной системы у многоклеточных животных вело к развитию и усложнению форм поведения.
Беспозвоночные животные наделены относительно широким поведенческим набором, обусловленным врожденными программами поведения – инстинктами. Врожденная программа запускается определенными, относительно простыми сигналами, поступающими из окружающей среды. Так для пчел определенными признаками среды, заставляющими ее реагировать, являются сложные геометрические формы и смешанные цвета. Целесообразность инстинктивного поведения сохраняется только в определенных, стандартных условиях. Например, оса, прежде чем затащить в нору добычу, обследует свое жилище. Эксперименты показали, что оса будет повторять осмотр норы, даже если она проделала это уже не один раз и это не имеет смысла. Однако инстинктивное поведение все же подвержено влиянию среды и не является жестко фиксированным и неизменным [Леонтьев стр. 239]
Развитие головного мозга и коры больших полушарий обеспечило дальнейшее усложнение поведения, появление сложных форм анализа и синтеза информации, которая поступает из окружающей среды. Психика высокоорганизованных млекопитающих – человекообразных обезьян – находится на следующей стадии развития, которая называется стадией интеллекта.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Психика как особая форма жизнедеятельности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Психика — это внутренний (субъективный) мир личности. Она представляет собой функцию мозга, которая состоит в отражении объективной действительности в идеальных образах. На ее основе происходит регулирование жизнедеятельности организма.
Понятие и особенности психики
Психика является внутренним, субъективным миром человека. Она представляет собой функцию мозга, которая состоит в отражении объективной действительности через идеальные образы. Они помогают производить контроль деятельности человека.
Психика представляется как отдельная форма жизнедеятельности, системное свойство и инструмент приспособления высокоорганизованной материи к окружающему миру. Она является субъективным отражением объективной реальности в идеальных образах. Через них осуществляется регулирование взаимодействия индивида с внешней средой.
Часть ученых рассматривают психику в качестве системного качества мозга. Его реализация происходит благодаря многоуровневым функциональным системам мозга. Они создаются и развиваются у людей в процессе жизни путем овладения исторически сформированными формами деятельности. Также здесь играет роль опыт человечества, пронесенный через собственную активную деятельность.
Психика дает возможность:
Исследованием психики как особой формы жизнедеятельности занимаются различные науки. Строение мозга исследует анатомия, а его сложную работу с разных аспектов изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика. Психология анализирует свойства мозга, заключающиеся в психическом отражении материальной действительности. В его результате происходит формирование идеальных образов реальной действительности, которые требуются для регуляции взаимодействия организма с окружающим миром.
Готовые работы на аналогичную тему
Основное понятие психологии — это категория «психический образ». Он состоит в целостном и интегративном отражении относительно самостоятельной, дискретной части действительности. Образ становится информационной моделью действительности, которая используется высшими животными и людьми.
Психические образы помогают обеспечивать достижение определенных целей, при этом само их содержание обусловлено данными целями. Наиболее общее свойство психических образов — это их адекватность действительности. Всеобщая функция этой категории состоит в регуляции деятельности.
Психическое отражение мира
Психическое отражение мира человеком характеризуется его общественной природой, объясняясь общественно выработанными знаниями. Психика в качестве отражательной способности присутствует у животных. Тем не менее, высшая форма психики — это человеческое сознание. Оно возникает в процессе осуществления общественно-трудовой практики. Сознание напрямую связано с языком и речью. С его помощью люди могут произвольно регулировать собственное поведение.
Сознание не фотографическим образом способно отражать явления действительности, вскрывая объективные внутренние связи между явлениями. В качестве содержания психики выступают идеальные образы объективно существующих явлений. Данные образы могут возникать своеобразно у разных людей и зависят от следующих факторов:
Таким образом, психика является субъективным отражением объективного мира. Однако субъективный характер отражения не значит, что это отражение неправильно, поскольку проверка общественно-исторической и личной практикой должна обеспечивать объективное отражение окружающего мира.
Психика является субъективным отражением объективной действительности через идеальные образы. На их основе регулируется взаимодействие людей с внешним миром. Содержание психики состоит не только из психических образов, но и из внеобразных компонентов. Они представлены общими ценностными ориентациями личности, смыслами и значениями явлений, умственными действиями.
Психика характерна для человека и животных. Однако психика человека в качестве высшей формы обозначается также категорией «сознание». Понятие психики шире, чем понятие сознания, поскольку психика включает в себя также сферу подсознания. Часть авторов также говорят о сверхсознании и надсознании.
Взаимодействие разных объектов приводит в результате к их взаимоотражению. Отражение при этом становится стороной взаимодействия. Это философское понятие, которое обозначает всеобщее свойство материи создавать отраженное при взаимодействии отражаемого с отражающей системой.
Принято выделять несколько видов отражения: отражение на социальном уровне организации, допсихическое отражение, отражение в живой природе. В последнем типе отражения выделяют подтипы: отражение на органическом уровне организации, психическое отражение на уровне животных, обеспечивающее регуляцию их поведения.
Психика становится формой активного отображения субъектом объективной реальности. Она возникает при взаимодействии высокоорганизованных живых существ с внешним миром, осуществляясь через их поведение (деятельность) с помощью регулятивной функции.
Сущность и возникновение психики представляют собой сложнейший вопрос психологической науки. В истории психологии были различные взгляды на эту проблему, начиная со всеобщей одухотворенности природы (анимизма) и заканчивая приземленными представлениями. Некоторые ученые считали, что психика появляется вместе с появлением человека, понимая психику как свойство всей живой материи. Часть исследователей наделяли психикой лишь живых существ, которые имеют нервную систему.
Психология и педагогика (10)
Главная > Шпаргалка >Психология
процессе и результатах этой деятельности. Это положение подтверждается опытом повседневной жизни, когда мы судим о человеке, например, по его внешнему виду, состоянию его жилища, вещам, сделанным его руками. Предполагается, что при прочих равных условиях различия в продуктах деятельности обусловлены личностными чертами людей. Если, например, мы знаем, что человек обычно располагает достаточным количеством свободного времени, но живет в грязном, неприбранном жилище, не заботится о своем внешнем виде, держит захламленным свое рабочее место, мы можем с достаточной степенью уверенности сказать, что он обладает таким личностным качеством, как неаккуратность.
В актуальной беседе человек также проецирует на ситуацию свои личные качества, проявляет свою индивидуальность, однако поведение здесь может определяться и ситуативными факторами, например, усталостью, озабоченностью какой-то проблемой, состоянием здоровья и т.д. Ситуации быстротечны и самое главное — несопоставимы. Поэтому одна из задач создания проективных ситуаций — их стандартизация. Именно в стандартных ситуациях лучше видны индивидуальные различия. Личность объективируется в принципе во всех видах деятельности, но особенно отчетливо индивидуальные качества проявляются в ситуации неопределенности, в ситуации многозначного выбора, когда шаблонные, автоматизированные, возможно заимствованные формы поведения становятся непригодными, неэффективными. Цель проективных методов заключается в том, чтобы создать такую стандартизованную, содержащую неопределенность ситуацию. Поскольку психолог, как правило, располагает ограниченным количеством времени для исследования личности и не всегда имеет возможность наблюдать за испытуемым в различных ситуациях, для реализации этих требований и были созданы проективные методы. Это чаще всего визуальные стимулы, но имеются и методики, где стимулы подаются на слух.
Каждая методика представляет собой стандартизованный набор картинок или звуковых сюжетов с неопределенным содержанием, т.е. неструктурированные изображения или звуки. Это могут быть бесформенные чернильные пятна, изображения людей в ситуациях с неопределенным содержанием или определенным, но допускающим разнообразные реакции, предметы, из которых можно составить какую-то сюжетную сцену и т.д. От испытуемого требуется их структурировать, придать им какое-то определенное значение, либо отреагировать как-то иначе. При выполнении этой задачи испытуемый вынужден проявлять типичные для него индивидуальные особенности: последовательность или непоследовательность действий, импульсивность или самоконтроль, стратегический или тактический подход, восприятие ситуации в целом или ее детализацию, эмоциональный стиль реагирования, отношение к себе, к другим людям и социальным ролям, опору на чувственные данные или уход во внутренний мир и т.д.
Наиболее распространенными проективными методиками являются: метод чернильных пятен Роршаха, тест тематической апперцепции (ТАТ), метод «Нарисуй человека» Маховер, «Тест руки» и ряд других. Владение любой проективной методикой требует хорошей специальной подготовки в рамках соответствующей терминологии и подготовки в области психологии личности. Одного здравого смысла здесь недостаточно.
В заключении раздела о методах необходимо сказать всего лишь несколько слов о психологических тестах. Тест — это термин, принятый для обозначения методики, обладающей особыми свойствами. В принципе, любая методика может называться тестом в том и только в том случае, если она удовлетворяет нескольким требованиям: она должна быть валидной, надежной, а предъявление стимульного материала и сам материал должны производиться в строго стандартизованной форме.
О валидности метода мы уже говорили — это характеристика методики, которая обеспечивает уверенность в том, что измеряется именно данное свойство, а не какое-то другое. Например, с помощью вопроса «Всегда ли Вы, прежде чем уйти, несколько раз проверяете, хорошо ли Вы заперли дверь?» мы собирались оценивать такое качество, как аккуратность, а оказалось, что он связан не с аккуратностью, а с тревожностью.
Надежность теста проверяется его способностью давать аналогичные результаты при повторном исследовании и свидетельствует о том, что данная методика достаточно свободна от влияния не имеющих отношения к оцениваемому качеству факторов.
Стандартизация теста заключается в том, что все его компоненты строго соответствуют оригинальной версии методики. Стандартизируется, по возможности, все: размеры, форма и цвет изображений, длительность предъявления стимула, последовательность предъявления стимулов (картинок, звуковых рядов), инструкция испытуемому и условия проведения исследования.
Таким образом, далеко не все «тесты» являются тестами в строгом смысле этого термина.
Резюме
Научная психология представляет собой некоторый «смысловой подуниверсум», определенную субкультуру, поддерживаемую сообществом людей, исследующих явления, относящиеся к внутренней, ментальной жизни человека, и вырабатывающих согласованный, упорядоченный взгляд на эти явления. Для вхождения в эту культуру и эффективного освоения принятых здесь взглядов необходимо овладение специфическими понятиями и терминами. Специфический характер психологических феноменов заключается в кажущейся их очевидности для любого человека. Между тем для обнаружения многих психических явлений требуется специальная организация исследования.
Основными категориями психологии являются категории мотива, образа, действия (деятельности), общения и личности. Основными объяснительными принципами, препятствующими беспредельному расползанию мысли при построении психологических теорий, являются принципы детерминизма, системности и развития.
Подобно другим наукам психология имеет свой предмет, объект и методы исследования. В качестве объекта психологии выступают прежде всего люди и группы людей, а также животные, группы животных и продукты творческой, созидательной деятельности человека. Предметом психологии являются запечатленные в системе чувственных и умственных образов, мотивов, действий, отношений между людьми и личности как ядра этой системы закономерные связи субъекта с физическим и социальным миром. Специфика предмета и объекта психологии определяет и специфику некоторых методов исследования, например использование опросников и проективных методов.
1. В чем отличие донаучной психологии от научной?
2. Что означает выражение «психика как особая форма жизнедеятельности»?
3. Опишите и сравните предмет и объект психологии.
4. Перечислите, какие, по вашему мнению, качества человека могут проявляться в том, как он обычно оформляет свою внешность?
2.1. Организм и психика
Как уже говорилось выше, выживание организма, его существование связано с соблюдением определенных внутренних условий, заданных эволюцией данного вида. Это и определенная температура тела, и кислотно-щелочной баланс, и осмотическое давление, и концентрация соли и сахара в плазме крови, и многие другие физиологические функции и параметры. Несоблюдение каждого из этих условий может оказаться для организма губительным. Например, одним из важнейших параметров внутренней среды является кислотно-щелочное равновесие, которое оценивается по концентрации водородных ионов в крови (рН крови) и колеблется в очень узких пределах от 7,32 до 7,45. Сдвиг рН на 0,3 может быть опасным для жизни, поскольку от этого показателя зависит активность ряда ферментов, проницаемость мембран, синтез белка и т.д.
В процессе эволюции живых организмов у них выработалась способность сохранять относительное динамическое постоянство внутренней среды, которое составляет одно из основных свойств всего живого. Это свойство получило название гомеостаза (от греческих homoios — равный и stasis — состояние). Это равновесие не является статичным, оно представляет собой результат активного взаимодействия организма со средой: поглощаемые с пищей, водой и при газообмене вещества, уподобляясь химическому составу организма, входят в его морфологические структуры и, разрушаясь, отдают скрытую в них энергию, после чего продукты распада удаляются из организма, при этом разрушенные молекулы заменяются новыми, что в то же время не приводит к нарушению целостности структурных элементов организма.
Для поддержания гомеостаза у позвоночных животных сформировалось несколько регуляторных систем: иммунная, эндокринная, нервная и психическая. Все системы поддержания гомеостаза работают в тесном взаимодействии друг с другом. Из перечисленных для нас наибольший интерес представляют три последние системы, поскольку они принимают участие в возникновении психических феноменов.
Эндокринную систему образуют несколько желез внутренней секреции, функционально связанных друг с другом. Вещества, выделяемые этими железами, называются гормонами. Гормоны оказывают влияние на различные обменные процессы, обеспечивающие гомеостаз. Они интенсифицируют или ослабляют деятельность органов и систем организма в зависимости от характера нарушений гомеостаза. Активность железы варьируется по принципу отрицательной обратной связи: если уровень гормона в крови ниже, чем это требуется организму в данных условиях, она усиливается и наоборот. Для нас важно то, что активность желез эндокринной системы определяется как внутренними, так и внешними факторами. В частности, при изменении условий среды — температуры, освещенности, физической нагрузки — их активность также может изменяться в соответствии с потребностями организма. На этом примере видно, что для регистрации этих изменений необходимы особые, чувствительные к ним аппараты.
Эндокринная система имеет несколько уровней регуляции, отличающихся друг от друга по степени интегрированности ее ответных реакций. Высшим центром регуляции эндокринных функций является гипоталамус — особое образование в основании мозга, в котором происходит слияние нервных и эндокринных элементов в единую нейроэндокринную систему. Это образование служит своеобразным посредником между нервной и эндокринной системами регуляции гомеостаза. Нервная и эндокринная системы, выполняя сходные функции по управлению состоянием внутренней среды организма, отличаются друг от друга не только механизмами (в эндокринной системе это гуморальная регуляция, т.е. регуляция с помощью веществ, растворенных в крови, в нервной — это регуляция с помощью передачи нервного импульса по нервному волокну), но и скоростью и длительностью регулирующего воздействия. Эффект воздействия при нервной регуляции имеет локальный характер, т.е. проявляется в том месте, куда направляется соответствующий сигнал, при эндокринной регуляции эффект действия длительный и не имеет локального характера, поскольку гормоны разносятся кровью по всему организму. Например, гормоны щитовидной железы усиливают окислительные процессы во всех тканях.
Как часть нервной системы гипоталамус контролирует состояние внутренней среды организма по типу нервной регуляции: здесь находятся центры голода, жажды, поддержания температуры тела, водно-солевого обмена и половой активности. В то же время в нем имеются особые нервные клетки, обладающие функциями железы и продуцирующие нейрогормоны. Именно с помощью этих нейрогормонов осуществляется связь между нервной и эндокринной системами. Отдельные группы клеток в гипоталамусе продуцируют гормоны, которые непосредственно влияют на определенные органы, например гормон, который способствует задержке воды в организме при ее недостатке.
Однако важно отметить то, что, например, при длительном дефиците воды этого механизма оказывается недостаточно, и с изменением осмотического давления и концентрации воды в клетках включаются нервно-психические механизмы регуляции: через химические рецепторы в центральную нервную систему наступают импульсы о начинающемся нарушении водно-солевого гомеостаза; на основании этого в ней возникает так называемое мотивационное возбуждение, которое человек субъективно переживает как жажду; действия начинают направляться на ее устранение, формируется поведенческая реакция на удовлетворение потребности в воде; при этом активизируется деятельность слуховых, обонятельных и зрительных органов в комплексе с центрами, направляющими движения.
Особенно высокую активность гипоталамус проявляет при реакциях организма на стресс, когда происходит мобилизация всех сил для бегства, отражения нападения или другого выхода из опасной или трудно преодолимой ситуации. Здесь мы вплотную подошли к интересующей нас теме — участию психики в регуляции поведения, связанного с поддержанием гомеостаза.