Что означает выражение психика как особая форма жизнедеятельности

Психика как особая форма жизнедеятельности. Функции психики

Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, если ребенок изолирован от людей (феномен Маугли). Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере 3 составляющих:

— внешний мир, природа, ее отражение,

— полноценная деятельность мозга,

— взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

— Отражение окружающего мира,

— Регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

-Осознание человеком своего места в окружающем мире.

Стадии и уровни развития психики и поведения животных.

А.Н. Леонтьев выделил в развитии психики животных три стадии: стадию элементарной сенсорной психики, стадию перцептивной психики и стадию интеллекта.

Животные с элементарной сенсорной психикой способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий. К существам, чья психика находится на низшем уровне этой стадии, т. е. существует только в зачатке, относятся многие простейшие. Они способны к достаточно сложным перемещениям в пространстве. Их движения совершаются в сторону благоприятных условий среды (положительные таксисы) или же в сторону от неблагоприятных условий (отрицательные таксисы). Простейшие способны к элементарным формам научения, т. е. к формированию условных реакций.

Животные с перцептивной психикой отражают внешнюю действительность в форме целостных образов вещей. На данной стадии находится психика позвоночных, практически всех членистоногих, в том числе насекомых, а также головоногих моллюсков. Основу всех форм поведения животных составляют инстинкты, т. е. генетически фиксированные, наследуемые формы поведения. Как и морфологические признаки, они воспроизводятся в каждой особи данного вида в относительно неизменной форме.

Высокая целесообразность инстинктов издавна порождала теории об их «разумности». Однако со временем эти теории уступили место прямо противоположным оценкам. Стали говорить о «слепоте» инстинктов. Если лишить смысла какое-то инстинктивное действие, животное все равно завершает его и переходит к следующему. Ригидность инстинкта целесообразна: она отражает приспособленность животного к постоянству определенных условий его обитания. В инстинктивном действии выделяют две фазы. Первая – более лабильная, подготовительная, поисковая; вторая – консервативная, малоизменчивая, завершающая. На завершающей фазе выполняются собственно инстинктивные движения.

Закономерности психического развития в онтогенезе.

Развитие живых существ в процессе индивидуальной жизни называют онтогенезом. Он заключается в изменениях, носящих закономерный, последовательный, прогрессивный характер, как движение от низших до высших уровней жизнедеятельности, ее структурное и функциональное усовершенствование.

Онтогенез происходит в разных направлениях:

Психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, происходящих в ходе деятельности и общения ребенка. Психическое развитие отмечается такими закономерностями.

1. Гетерохронность: неравномерный, волнообразный характер развития отдельных психических процессов личности.

2. Асинхронность: различные психические функции имеют разные сензитивные периоды и по продолжительности, и по возрасту их наступления.

3. Стадиальность: этапы развития имеют определенную последовательность и взаимосвязаны.

4. Дифференциация и интеграция психических процессов и свойств. Дифференциация означает последовательное усложнение психики путем накопления новообразований..

5. Изменение соотношения детерминант психического развития с возрастом ребенка изменяется соотношение биологических и социальных факторов психического развити

Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 1039 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Психика как особая форма жизнедеятельности

Психика и организм

2.1. Психика как особая форма жизнедеятельности. Материалистические и идеалистические взгляды на природу психического. Функции психики. Развитие психики человека в филогенезе и онтогенезе. Высшие психические функции у человека.

2.2. Психика и организм. Общее строение центральной нервной системы. Понятие анализатора. Кора головного мозга: структура, основные поля. Психические явления и работа головного мозга: понятие рефлекса (безусловного и условного); локализация психических явлений; функциональная асимметрия мозга.

2.3. Свойства нервной системы и индивидуальные особенности личности. Основные свойства нервной системы. Влияние свойств нервной системы на индивидуальный стиль дестельности

Существует две философских платформы для понимания и объяснения психических явлений – идеализм и материализм. Идеалистическая философия утверждает первичность сознания и вторичность материи, которая рассматривается как производное от духовного начала. Материализм определяет психику как свойство высокоорганизованной материи – мозга. Отечественная психология опирается на систему категорий диалектического материализма, основополагающая роль в которой принадлежит категории отражения. Психика рассматривается как субъективное отражение объективного мира. Функцией психики является отражение свойств и связей действительности и регулирование поведения и деятельности человека. Вопрос о происхождении психики является для науки одним из сложнейших. Согласно материалистическому подходу, возникновение психического отражения стало возможным на определенном этапе эволюционного процесса [Леонтьев].

Простейшей формой биологического отражения, характерной для стадии растительной жизни, является раздражимость – способность живого организма реагировать на биологически значимые влияния при отсутствии собственной активности живого объекта.

Объективным биологическим признаком возникновения психики служит появление чувствительности у одноклеточных животных. На этой стадии – стадии элементарной сенсорной психики – отражение действительности имеет форму элементарного ощущения и проявляется в способности живого организма реагировать на биологически незначимые раздражители, если они сигнализируют о появлении жизненно важных воздействий. Так, например, для паука вибрация паутины имеет биологический смысл, так как является сигналом о том, что в паутину попала добыча. Появление и постепенное усложнение нервной системы у многоклеточных животных вело к развитию и усложнению форм поведения.

Беспозвоночные животные наделены относительно широким поведенческим набором, обусловленным врожденными программами поведения – инстинктами. Врожденная программа запускается определенными, относительно простыми сигналами, поступающими из окружающей среды. Так для пчел определенными признаками среды, заставляющими ее реагировать, являются сложные геометрические формы и смешанные цвета. Целесообразность инстинктивного поведения сохраняется только в определенных, стандартных условиях. Например, оса, прежде чем затащить в нору добычу, обследует свое жилище. Эксперименты показали, что оса будет повторять осмотр норы, даже если она проделала это уже не один раз и это не имеет смысла. Однако инстинктивное поведение все же подвержено влиянию среды и не является жестко фиксированным и неизменным [Леонтьев стр. 239]

Развитие головного мозга и коры больших полушарий обеспечило дальнейшее усложнение поведения, появление сложных форм анализа и синтеза информации, которая поступает из окружающей среды. Психика высокоорганизованных млекопитающих – человекообразных обезьян – находится на следующей стадии развития, которая называется стадией интеллекта.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Психика как особая форма жизнедеятельности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Психика — это внутренний (субъективный) мир личности. Она представляет собой функцию мозга, которая состоит в отражении объективной действительности в идеальных образах. На ее основе происходит регулирование жизнедеятельности организма.

Понятие и особенности психики

Психика является внутренним, субъективным миром человека. Она представляет собой функцию мозга, которая состоит в отражении объективной действительности через идеальные образы. Они помогают производить контроль деятельности человека.

Психика представляется как отдельная форма жизнедеятельности, системное свойство и инструмент приспособления высокоорганизованной материи к окружающему миру. Она является субъективным отражением объективной реальности в идеальных образах. Через них осуществляется регулирование взаимодействия индивида с внешней средой.

Часть ученых рассматривают психику в качестве системного качества мозга. Его реализация происходит благодаря многоуровневым функциональным системам мозга. Они создаются и развиваются у людей в процессе жизни путем овладения исторически сформированными формами деятельности. Также здесь играет роль опыт человечества, пронесенный через собственную активную деятельность.

Психика дает возможность:

Исследованием психики как особой формы жизнедеятельности занимаются различные науки. Строение мозга исследует анатомия, а его сложную работу с разных аспектов изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика. Психология анализирует свойства мозга, заключающиеся в психическом отражении материальной действительности. В его результате происходит формирование идеальных образов реальной действительности, которые требуются для регуляции взаимодействия организма с окружающим миром.

Готовые работы на аналогичную тему

Основное понятие психологии — это категория «психический образ». Он состоит в целостном и интегративном отражении относительно самостоятельной, дискретной части действительности. Образ становится информационной моделью действительности, которая используется высшими животными и людьми.

Психические образы помогают обеспечивать достижение определенных целей, при этом само их содержание обусловлено данными целями. Наиболее общее свойство психических образов — это их адекватность действительности. Всеобщая функция этой категории состоит в регуляции деятельности.

Психическое отражение мира

Психическое отражение мира человеком характеризуется его общественной природой, объясняясь общественно выработанными знаниями. Психика в качестве отражательной способности присутствует у животных. Тем не менее, высшая форма психики — это человеческое сознание. Оно возникает в процессе осуществления общественно-трудовой практики. Сознание напрямую связано с языком и речью. С его помощью люди могут произвольно регулировать собственное поведение.

Сознание не фотографическим образом способно отражать явления действительности, вскрывая объективные внутренние связи между явлениями. В качестве содержания психики выступают идеальные образы объективно существующих явлений. Данные образы могут возникать своеобразно у разных людей и зависят от следующих факторов:

Таким образом, психика является субъективным отражением объективного мира. Однако субъективный характер отражения не значит, что это отражение неправильно, поскольку проверка общественно-исторической и личной практикой должна обеспечивать объективное отражение окружающего мира.

Психика является субъективным отражением объективной действительности через идеальные образы. На их основе регулируется взаимодействие людей с внешним миром. Содержание психики состоит не только из психических образов, но и из внеобразных компонентов. Они представлены общими ценностными ориентациями личности, смыслами и значениями явлений, умственными действиями.

Психика характерна для человека и животных. Однако психика человека в качестве высшей формы обозначается также категорией «сознание». Понятие психики шире, чем понятие сознания, поскольку психика включает в себя также сферу подсознания. Часть авторов также говорят о сверхсознании и надсознании.

Взаимодействие разных объектов приводит в результате к их взаимоотражению. Отражение при этом становится стороной взаимодействия. Это философское понятие, которое обозначает всеобщее свойство материи создавать отраженное при взаимодействии отражаемого с отражающей системой.

Принято выделять несколько видов отражения: отражение на социальном уровне организации, допсихическое отражение, отражение в живой природе. В последнем типе отражения выделяют подтипы: отражение на органическом уровне организации, психическое отражение на уровне животных, обеспечивающее регуляцию их поведения.

Психика становится формой активного отображения субъектом объективной реальности. Она возникает при взаимодействии высокоорганизованных живых существ с внешним миром, осуществляясь через их поведение (деятельность) с помощью регулятивной функции.

Сущность и возникновение психики представляют собой сложнейший вопрос психологической науки. В истории психологии были различные взгляды на эту проблему, начиная со всеобщей одухотворенности природы (анимизма) и заканчивая приземленными представлениями. Некоторые ученые считали, что психика появляется вместе с появлением человека, понимая психику как свойство всей живой материи. Часть исследователей наделяли психикой лишь живых существ, которые имеют нервную систему.

Источник

Психология и педагогика (10)

Главная > Шпаргалка >Психология

процессе и результатах этой деятельности. Это положение подтвер­ждается опытом повседневной жизни, когда мы судим о человеке, например, по его внешнему виду, состоянию его жилища, вещам, сделанным его руками. Предполагается, что при прочих равных условиях различия в продуктах дея­тельности обусловлены личностными чертами людей. Если, например, мы зна­ем, что человек обычно располагает достаточным количеством свободного времени, но живет в грязном, неприбран­ном жилище, не заботится о своем внешнем виде, держит захламленным свое рабочее место, мы можем с достаточной степенью уверенности сказать, что он обладает таким лич­ностным качеством, как неаккуратность.

В актуальной беседе человек также проецирует на ситуа­цию свои личные качества, проявляет свою индивидуаль­ность, однако поведение здесь может определяться и ситуа­тивными факторами, например, усталостью, озабоченностью какой-то проблемой, состоянием здоровья и т.д. Ситуации быстротечны и самое главное — несопоставимы. Поэтому одна из задач создания проективных ситуаций — их стандартизация. Именно в стандартных ситуациях лучше видны индивидуальные различия. Личность объективируется в принципе во всех видах деятельности, но особенно отчетли­во индивидуальные качества проявляются в ситуации неопределенности, в си­туации многозначного выбора, когда шаблонные, автоматизированные, возмож­но заимствованные формы поведения становятся непригодными, неэффектив­ными. Цель проективных методов заключается в том, чтобы создать такую стандартизованную, содержащую неопределенность ситуацию. Поскольку пси­холог, как правило, располагает ограниченным количеством времени для иссле­дования личности и не всегда имеет возможность наблюдать за испытуемым в различных ситуациях, для реализации этих требований и были созданы проек­тивные методы. Это чаще всего визуальные стимулы, но имеются и методики, где стимулы подаются на слух.

Каждая методика представляет собой стандартизованный набор картинок или звуковых сюжетов с неопределенным содержанием, т.е. неструктурирован­ные изображения или звуки. Это могут быть бесформенные чернильные пятна, изображения людей в ситуациях с неопределенным содержанием или опреде­ленным, но допускающим разнообразные реакции, предметы, из которых мож­но составить какую-то сюжетную сцену и т.д. От испытуемого требуется их структурировать, придать им какое-то определенное значение, либо отреагиро­вать как-то иначе. При выполнении этой задачи испытуемый вынужден прояв­лять типичные для него индивидуальные особенности: последовательность или непоследовательность действий, импульсивность или самоконтроль, стратеги­ческий или тактический подход, восприятие ситуации в целом или ее детализа­цию, эмоциональный стиль реагирования, отношение к себе, к другим людям и социальным ролям, опору на чувственные данные или уход во внутренний мир и т.д.

Наиболее распространенными проективными методиками являются: метод чернильных пятен Роршаха, тест тематической апперцепции (ТАТ), метод «На­рисуй человека» Маховер, «Тест руки» и ряд других. Владение любой проектив­ной методикой требует хорошей специальной подготовки в рамках соответству­ющей терминологии и подготовки в области психологии личности. Одного здра­вого смысла здесь недостаточно.

В заключении раздела о методах необходимо сказать всего лишь несколько слов о психологических тестах. Тест — это термин, принятый для обозначения методики, обладающей особыми свойствами. В принципе, любая методика мо­жет называться тестом в том и только в том случае, если она удовлетворяет не­скольким требованиям: она должна быть валидной, надежной, а предъявление стимульного материала и сам материал должны производиться в строго стан­дартизованной форме.

О валидности метода мы уже говорили — это характеристика методики, ко­торая обеспечивает уверенность в том, что измеряется именно данное свойство, а не какое-то другое. Например, с помощью вопроса «Всегда ли Вы, прежде чем уйти, несколько раз проверяете, хорошо ли Вы заперли дверь?» мы собирались оценивать такое качество, как аккуратность, а оказалось, что он связан не с ак­куратностью, а с тревожностью.

Надежность теста проверяется его способностью давать аналогичные резуль­таты при повторном исследовании и свидетельствует о том, что данная методи­ка достаточно свободна от влияния не имеющих отношения к оцениваемому ка­честву факторов.

Стандартизация теста заключается в том, что все его компоненты строго со­ответствуют оригинальной версии методики. Стандартизируется, по возможно­сти, все: размеры, форма и цвет изображений, длительность предъявления сти­мула, последовательность предъявления стимулов (картинок, звуковых рядов), инструкция испытуемому и условия проведения исследования.

Таким образом, далеко не все «тесты» являются тестами в строгом смысле этого термина.

Резюме

Научная психология представляет собой некоторый «смыс­ловой подуниверсум», определенную субкультуру, поддерживаемую сообще­ством людей, исследующих явления, относящиеся к внутренней, ментальной жизни человека, и вырабатывающих согласованный, упорядоченный взгляд на эти явления. Для вхождения в эту культуру и эффективного освоения принятых здесь взглядов необходимо овладение специфическими понятиями и термина­ми. Специфический характер психологических феноменов заключается в кажу­щейся их очевидности для любого человека. Между тем для обнаружения мно­гих психических явлений требуется специальная организация исследования.

Основными категориями психологии являются категории мотива, образа, действия (деятельности), общения и личности. Основными объяснительными принципами, препятствующими беспредельному расползанию мысли при по­строении психологических теорий, являются принципы детерминизма, систем­ности и развития.

Подобно другим наукам психология имеет свой предмет, объект и методы исследования. В качестве объекта психологии выступают прежде всего люди и группы людей, а также животные, группы животных и продукты творческой, созидательной деятельности человека. Предметом психологии являются запе­чатленные в системе чувственных и умственных образов, мотивов, действий, от­ношений между людьми и личности как ядра этой системы закономерные связи субъекта с физическим и социальным миром. Специфика предмета и объекта психологии определяет и специфику некоторых методов исследования, напри­мер использование опросников и проективных методов.

1. В чем отличие донаучной психологии от научной?

2. Что означает выражение «психика как особая форма жизнедеятельности»?

3. Опишите и сравните предмет и объект психологии.

4. Перечислите, какие, по вашему мнению, качества человека могут проявлять­ся в том, как он обычно оформляет свою внешность?

2.1. Организм и психика

Как уже говорилось выше, выживание организма, его суще­ствование связано с соблюдением определенных внутренних условий, заданных эволюцией данного вида. Это и определенная температура тела, и кислотно-ще­лочной баланс, и осмотическое давление, и концентрация соли и сахара в плаз­ме крови, и многие другие физиологические функции и параметры. Несоблю­дение каждого из этих условий может оказаться для организма губительным. Например, одним из важнейших параметров внутренней среды является кис­лотно-щелочное равновесие, которое оценивается по концентрации водородных ионов в крови (рН крови) и колеблется в очень узких пределах от 7,32 до 7,45. Сдвиг рН на 0,3 может быть опасным для жизни, поскольку от этого показателя зависит активность ряда ферментов, проницаемость мембран, синтез белка и т.д.

В процессе эволюции живых организмов у них выработалась способность со­хранять относительное динамическое постоянство внутренней среды, которое составляет одно из основных свойств всего живого. Это свойство получило на­звание гомеостаза (от греческих homoios — равный и stasis — состояние). Это равновесие не является статичным, оно представляет собой результат активно­го взаимодействия организма со средой: поглощаемые с пищей, водой и при га­зообмене вещества, уподобляясь химическому составу организма, входят в его морфологические структуры и, разрушаясь, отдают скрытую в них энергию, после чего продукты распада удаляются из организма, при этом разрушенные молекулы заменяются новыми, что в то же время не приводит к нарушению це­лостности структурных элементов организма.

Для поддержания гомеостаза у позвоночных животных сформировалось не­сколько регуляторных систем: иммунная, эндокринная, нервная и психическая. Все системы поддержания гомеостаза работают в тесном взаимодействии друг с другом. Из перечисленных для нас наибольший интерес представляют три последние системы, поскольку они принимают участие в возникновении психи­ческих феноменов.

Эндокринную систему образуют несколько желез внутренней секреции, функционально связанных друг с другом. Вещества, выделяемые этими железа­ми, называются гормонами. Гормоны оказывают влияние на различные обмен­ные процессы, обеспечивающие гомеостаз. Они интенсифицируют или ослабля­ют деятельность органов и систем организма в зависимости от характера нару­шений гомеостаза. Активность железы варьируется по принципу отрицательной обратной связи: если уровень гормона в крови ниже, чем это требуется организ­му в данных условиях, она усиливается и наоборот. Для нас важно то, что актив­ность желез эндокринной системы определяется как внутренними, так и внеш­ними факторами. В частности, при изменении условий среды — температуры, освещенности, физической нагрузки — их активность также может изменяться в соответствии с потребностями организма. На этом примере видно, что для реги­страции этих изменений необходимы особые, чувствительные к ним аппараты.

Эндокринная система имеет несколько уровней регуляции, отличающихся друг от друга по степени интегрированности ее ответных реакций. Высшим цен­тром регуляции эндокринных функций является гипоталамус — особое образо­вание в основании мозга, в котором происходит слияние нервных и эндокрин­ных элементов в единую нейроэндокринную систему. Это образование служит своеобразным посредником между нервной и эндокринной системами регуля­ции гомеостаза. Нервная и эндокринная системы, выполняя сходные функции по управлению состоянием внутренней среды организма, отличаются друг от друга не только механизмами (в эндокринной системе это гуморальная регуля­ция, т.е. регуляция с помощью веществ, растворенных в крови, в нервной — это регуляция с помощью передачи нервного импульса по нервному волокну), но и скоростью и длительностью регулирующего воздействия. Эффект воздействия при нервной регуляции имеет локальный характер, т.е. проявляется в том мес­те, куда направляется соответствующий сигнал, при эндокринной регуляции эффект действия длительный и не имеет локального характера, поскольку гор­моны разносятся кровью по всему организму. Например, гормоны щитовидной железы усиливают окислительные процессы во всех тканях.

Как часть нервной системы гипоталамус контролирует состояние внутрен­ней среды организма по типу нервной регуляции: здесь находятся центры голо­да, жажды, поддержания температуры тела, водно-солевого обмена и половой активности. В то же время в нем имеются особые нервные клетки, обладающие функциями железы и продуцирующие нейрогормоны. Именно с помощью этих нейрогормонов осуществляется связь между нервной и эндокринной система­ми. Отдельные группы клеток в гипоталамусе продуцируют гормоны, которые непосредственно влияют на определенные органы, например гормон, который способствует задержке воды в организме при ее недостатке.

Однако важно отметить то, что, например, при длительном дефиците воды этого механизма оказывается недостаточно, и с изменением осмотического дав­ления и концентрации воды в клетках включаются нервно-психические меха­низмы регуляции: через химические рецепторы в центральную нервную систе­му наступают импульсы о начинающемся нарушении водно-солевого гомеостаза; на основании этого в ней возникает так называемое мотивационное возбуж­дение, которое человек субъективно переживает как жажду; действия начинают направляться на ее устранение, формируется поведенческая реакция на удов­летворение потребности в воде; при этом активизируется деятельность слухо­вых, обонятельных и зрительных органов в комплексе с центрами, направляю­щими движения.

Особенно высокую активность гипоталамус проявляет при реакциях орга­низма на стресс, когда происходит мобилизация всех сил для бегства, отраже­ния нападения или другого выхода из опасной или трудно преодолимой ситуа­ции. Здесь мы вплотную подошли к интересующей нас теме — участию психики в регуляции поведения, связанного с поддержанием гомеостаза.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *