Что означает выражение пустой человек
Что означает выражение «пустой человек», общаетесь ли вы с такими и как?
Совсем пустых людей не бывает по одной простой причине: каждый человек оценивает другого по своему субъективному его восприятию. И да, многие люди могут показаться нам неинтересными/скучными/холодными/занудными/праздными/бесчувственными, но это только для нас. Для кого-то другого эти же самые, показавшиеся нам «пустыми», люди могут стать лучшими в мире индивидуумами. Всё просто, чем наполнены мы, то мы считаем достаточным уровнем наполненности и другого человека.
Вообще это выражение относится к человеку, который не занят ни какой работой, ведет праздный образ жизни. А уж общаться с ним или нет, выбирать вам, если у вас нет общих интересов и его образ жизни вам не нравится, мне кажется не стоит с ним и общаться.
Для меня «пустой человек» тот, с которым не о чем поговорить. Есть парочка таких подружек. Скорее не подруг, а просто членов компании. В голове у них только статьи из гламурных журналов, переживания по поводу общения со своим парнем.
Как-то спросила у одной девушки, о чём она мечтает. Ответ стандартный: удачно выйти замуж и жить без забот. Может это и хорошая мечта, но уж очень меркантильная.
А вообще-то в каждом человеке, мне кажется, есть некие «пустоты», которые подчас трудно и заполнить. Ну, это моё просто мнение.
Лично для меня пустой человек, это тот человек который не обладает ни какими эмоциями и чувствами. Человек который не хочет и не умеет любить, человек который не знает что такое сострадание.
Поверьте я знаю о чем я говорю, у меня есть такая знакомая 🙁
Я понимаю так, что пустым называют бессодержательного человека, то есть человека, после общения с которым, понимаешь, что не узнал ничего нового, интересного для себя, не обогатился полезными знаниями и не получил удовольствия от общения с ним.
Хотя о людях и нельзя так говорить, ведь все мы зачем-то пришли в этот мир.
Вспоминается сразу известное:»То что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?»
Мне кажется, такое можно спросить и просто о человеке, пуст ли он, или наполнен содержанием, которое делает его жизнь интереснее, ярче, многограннее, он способен делиться этим содержанием, словно огнем душевным, духовным с окружающими людьми, к такому человеку тянутся люди, так как он не просто отличный собеседник, от него исходят какие-то флюиды духовности, теплоты.
Эту фразу приписывают Уинстону Черчиллю. Однако, насколько мне известно, фраза звучит несколько длиннее, и от того, что часть слов из неё убрали, теряется некий смысл.
Думаю, смысл этой фразы в том, что как ни старайся обходить политические темы, так или иначе политика присутствует в жизни каждого, только на разных уровнях. Ведь мы живем не в пустыне.
Я думаю, что никто не хотел бы испытать в своей жизни кульминацию счастья, а посему ее и не было. Ну сами подумайте: если мы уже побывали на пике удовольствия, то о чем еще мечтать? Думаю, каждый рассчитывает на то, что кульминация обязательно еще впереди. И даже когда мы чувствуем себя ну очень счастливыми, то полагаем, что будут моменты, когда ощущения будут не менее яркие, а то и еще лучше.
Если у человека первая половина столетия сложилась не очень удачно, то в зрелости, наоборот, происходит расслабление и желание испытать то, что не осуществилось в молодости. Тогда и к «вредностям» человек проще относится, потому что просто живет в свое удовольствие.
Я нахожусь на том этапе жизни, когда моя кульминация еще впереди. Да, я счастлива. У меня много чудесных воспоминаний и того, что можно назвать точками предельного удовольствия. Ну, значит, будем двигаться за пределы 😉
Пустота Пустой человек
Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой.
Люди умные и энергические борются до конца, а люди пустые и
никуда не годные подчиняются без малейшей борьбы всем
мелким случайностям своего бессмысленного существования.
Только крайне малодушный и крайне пустой человек может находить удовольствие в похвалах, которых, он хорошо знает, что не заслужил.
Пустота как качество личности – склонность проявлять духовную, нравственную опустошённость, неглубокость, бессодержательность, отсутствие серьёзных интересов; не иметь серьезного значения; быть неосновательным, бесполезным, напрасным, безуспешным, имеющим малую, ничтожную ценность.
Жил-был человек, который никак не мог насытиться. Бывало, все ест да ест, уж и утроба полная, а есть все хочется. Как придет домой — давай тут же орать на всех: — Кормите меня, есть хочу! Он и по врачам ходил, которые внутренности да кишки лечат, но ни один лекарь не смог его горю помочь. И вот как-то попал он к доктору, который в сердце человеческом разбирался. Доктор послушал, послушал, как у того человека сердце бьется и говорит: — Голубчик, а сердце-то у вас — пустое! Вот когда сердце ваше наполнится, тогда и аппетит зверский пройдет. — А чем же мне сердце, доктор, наполнить? Может, лекарство какое от напасти этой есть? — Нет, голубчик, мы — доктора — этим не занимаемся. Вы уж сами о своем сердце позаботьтесь. А то запущенное оно у вас… Недаром говорят, полная утроба пустое сердце не наполнит.
Пустой человек – опровержение истины о том, что Природа не терпит пустоты. Куда ей бедной деваться, когда духовное существо доводит себя до состояния пустоты сердца, становится порожней, бессодержательной особью, духовным вакуумом?
Пустой человек, может даже больше разумного, наполнен физическими желаниями. Без секса, крутых тачек, цацек и других понтов он чувствует себя неполноценным. Пустой человек заполняет пустоту неполноценности чем угодно, упрямо избегая всего интеллектуального и духовного. То есть, он пытается посредством удовлетворения своих физиологических потребностей заполнить пустоту сердца. Но разве не утопия заполнить духовное, то есть вечное, чем-то материальным, то есть временным? Это не корректно. Всё равно, как складывать километры с килограммами и секундами. Пустоту сердца не заполнишь шмотками, деньгами, материальными благами. Духовное заполняется только духовным.
— Я боюсь пустоты. — Душевной? — Та нет, в холодильнике.
— Пустота какая—то внутри… — Блин ты со своими диетами задолбала уже, сходи и пожри, только не ной.
После бурной ночи с Гошей, когда он ушел, в моей душе образовалась такая пустота, что я целую кастрюльку супа съела.
Доктор, когда я становлюсь на голову, кровь ударяет мне в голову. Становлюсь на ноги, а кровь мне в ноги не бросается. Почему это?- В ногах нет пустот.
Пустой человек – инвалид духовности, предпринимающий глупые попытки заполнить свою духовную пустоту вещами. Иными словами, пустой человек чувствует себя неудовлетворённым, неполноценным. Это состояние ему не нравится, и он впадает в иллюзию, пытаясь заполнить пустоту своего сердца сексуальными утехами, едой, покупкой «крутых» вещей. Утопия – чистой воды. Пустота сердца заполняется чем-то духовным, например, Абсолютной Истиной, то есть Богом.
Психолог Вячеслав Рузов говорит, что когда человек внутри полон, он может существовать в любой внешней ситуации. Внутренняя духовная жизнь создает у человека дом внутри. Поэтому в любой ситуации он будет чувствовать себя комфортно. Почему? Потому что он цел, у него ничего не забирают. У него жизнь внутри, у него невозможно ничего забрать, поэтому у него нет неприступного внешнего пространства. Он полон внутри, поэтому он не боится, что у него отберут внешнее пространство. Он не боится этого. Но если внутри пустота, то мы пытаемся ее заменить чем? Захватом внешней реальности. И там, конечно, одной комнаты будет мало. Хорошему человеку нужно две-три комнаты. Пару туалетов. Желательно второй этаж. Чем больше пустоты внутри, тем больше нужно внешним возмещать. Не дай Бог, кто-то вторгнется на эту территорию, всё! Знаете, как трудно пустому человеку ехать в общественном транспорте? Ужасно трудно. Его все трогают, наступают, он никогда не поедет. Ему лучше в пробке стоять 6 часов, потому что это его пространство, он не может его лишиться.
Существует красивая легенда о двух половинках. Человек думает, что где-то в мире ходит его половинка, найдя которую, он обретёт счастье, заполнит пустоту своего сердца. Две половинки встретятся и закружатся в радостном вальсе процветания и счастья. Красиво, но наивно и иллюзорно. Никогда мы не находим своих половинок, ибо мы сами не половинка. Человек – есть вечная духовная сущность. У него не половинка, а целая душа. С такой же целой душой он выстраивает отношения. Словом, мы не половинки друг друга, а потерянные, заблудившиеся дети Бога. Дети – не половинки родителей. Это цельные души, задача которых быстрее найти свой дом, вернуться к родителям.
Вячеслав Рузов пишет: «Когда общаются внутренне неудовлетворенные, они друг друга рвут. Некоторая стая получается. Подозрительная идея – искать свою половинку. Мы не половинки, мы нормальные целые. Целое должно найти другое целое и сотрудничать радостно на основе целостности. Я — половинка, она — половинка, даже может четвертинка, восьмушка рождается, подозрительная теория. Нет. Мы должны быть целостны. Если мы половинки, то мы пытаемся эту половинку себе забрать и использовать ее, а она – меня. Но если мы целостны, мы отдаем, нам не жалко. Берите, сколько хотите. Если какая-то трагедия происходит, умер один человек, мы так и остаемся целостными. Конечно, горе, проблема, травма, но мы остаемся целостными, это не вводит нас в шоковое состояние на всю жизнь. Да, горе, но мы не лишаемся своей целостности. Но если мы половинки, и если какая-то трагедия, тогда шок. Обычно человек теряет половину своего здоровья после такого шока».
Пустая бочка пуще гремит. — Я могу болтать без остановки три часа. Но заткнуть меня можно только, спросив: — Расскажи что-нибудь… В голове сразу образуется пустота.
— Ну почему мужчин так тянет к дурам? — Закон физики. Понимаете, пустота засасывает.
Монах пришел как-то к своему наставнику и говорит: — Отче, сколько раз хожу я к тебе, каюсь в грехах, сколько раз ты наставлял меня советами, но я не могу исправиться. Какая мне польза приходить к тебе, если после наших бесед я снова впадаю во грехи свои? Авва ответил: — Сын мой, возьми два глиняных горшка — один с медом, а другой пустой. Ученик так и сделал. — А теперь, — сказал учитель, — перелей несколько раз мед из одного горшка в другой. Ученик снова послушался. — Теперь, сынок, посмотри на пустой горшок и понюхай его. Ученик посмотрел, понюхал и говорит: — Отче, пустой горшок пахнет медом, и там, на донышке осталось немного густого меда. — Вот так, — сказал учитель, — и мои наставления оседают в твоей душе. Если ты ради Христа усвоишь в жизни хоть часть добродетели, то Господь, по милости своей восполнит их недостаток и спасет твою душу для жизни в раю. Ибо и земная хозяйка не сыплет перец в горшок, который пахнет медом. Так и Бог не отринет тебя, если сохранишь в душе хоть начала праведности.
Поэтесса Ирина Самарина написала стихотворение о пустоте:
О людях пустых назревают нелестные строки…
Для них нет своих, оттого так черствы и жестоки…
Ножом равнодушия ранят предательски в спину…
Они как фальшивый огонь неживого камина…
Пустыми становятся люди от подлых деяний,
От злобы в душе, от боязни простых испытаний…
Они не умеют любить, ловко ставят подножки,
И ценят не душу твою, а ярлык на одёжке…
Но с каждым подобным поступком, с улыбками злыми,
Внутри эти люди становятся слишком пустыми…
И нечем согреться уже наступившей зимою…
Невесело жить на душе с беспросветною тьмою…
Я людям пустым пожелаю не медлить, меняться…
Добром, и любовью, и верой в других наполняться…
Ведь та пустота до краёв добежит и взорвётся…
И вам же самим выживать в этой лаве придётся…
В камине искусственном нету души изначально…
Он делает вид, что горит, но горит не буквально…
И люди пустые — наглядная, кстати, картина…
Они как фальшивый огонь неживого камина…
Пустые люди.
Сегодня поговорим с вами о такой теме, как отсутствие внутреннего мира. Я таких люде очень часто встречал. Они пустые. Мне, как психологу это прекрасно понятно, но я попытаюсь рассказать не как психолог, а как человек. Наше общество воспитывает в нас рабов. Причем ладно, если бы мы были рабами в политическом смысле, в экономическом смысле, хотя это так и есть по сути дела (моё личное мнение). Очень часто люди – рабы в своем уме. И эти люди не способны в общем то ничего создавать. Про симулякров и потреблядей я уже рассказывал. Есть люди, которые не имеют никакого внутреннего мира. У них нету абсолютно никаких мыслей, нету абсолютно никаких желаний в том числе. Они плывут по течению. Они не симулируют, они не потребляди и не симулякры. Это что то среднее. Ты вот вроде бы общаешься с человеком, он вроде бы что то говорит, но ты понимаешь, что он пустой. То есть он из себя абсолютно ничего не представляет. Это обычный человек. Обычная биомасса. Обычный робот, который выполняет поставленную ему задачу – ходить на работу и выполнять социальные функции. И вот в этой сфере он крутится всю свою жизнь. Он ходит на работу, не думает не о чем. Единственная его развлекаловка это бухнуть на выходных, воспитать детей и всё. На этом точка. Человек в общем то не способен ни на генерацию мыслей, ни на генерацию идей. Он живет только потому что ему так сказали, потому что ему сказали так жить. Он неспособный ничего сделать человек. Это печально. И эти неспособные ничего сделать люди наполняют наш мир. Ты смотришь на человека и понимаешь, что у него нет никаких мыслей, никаких желаний. Всю свою жизнь он ходит вокруг одной проблемы, неспособный ее решить. Ему кажется, что он о чем то там думает, но при взгляде со стороны ты понимаешь, что все его мысли это мысли о работе, мысли о том, как лучше стать рабом, а вовсе не мысли о том, как выйти из всего этого рабства своего ума. И этот человек обычно скован по рукам и ногам, не может ничего в общем то сделать, да и не желает чего то делать. В общем и целом ты начинаешь с ним общаться и понимаешь – он пустой, ничего нету, никакой личности. Неправильно говорить мне как психологу, что никакой личности нет, но тем не менее я думаю вы понимаете что я имею ввиду. Нету никакой изюминки, нету никакой личности. Ничего нет. И ты понимаешь, что когда этот человек умрет, в общем то ничего не останется. Абсолютно. Это будет просто какая то пыль под ногами каких то других людей, которые создают что то, что то делают, как то стараются выйти из этого порочного круга нашего рабства и в целом когда умирают эти люди, они не оставляют ничего, ничего позитивного в этом мире. Они лишь пыль, потому что ничего не было. Да, это печально, но к сожалению таких людей очень много. Я вам не советую с ними общаться. Вы просто будете тратить время, потому что ничего нельзя получить от этих людей и ничего нельзя им дать. Все, что вы даете, поскольку этот человек пустой изначально, вы не сможете никогда его наполнить. И в то же время поскольку этот человек пустой, он ничего не сможет вам дать. Я имею ввиду не материальные блага, а естественные, духовные или ментальные блага. Он ничего не сможет вам дать и вы ничего ему не сможете дать. Поэтому если вы понимаете, что человек пустой и ничего из себя не представляет, то лучше с такими людьми и не общаться, потому что практика показывает, что это просто трата времени, которую вам никто, никогда не вернет.
Новое в блогах
ПУСТЫЕ ЛЮДИ ИЛИ. ОДЕРЖАНИЕ
Наша личность является нашим представителем в мире. Сила личности заключается в ее убеждениях (ценностях). Если таковых не имеется – личность не складывается и человек становится либо звероподобным, либо образуется личность слабая и не самостоятельная, со склонностью к одержимости одной из ее субличностей, наделенной бОльшей силой, чем сама личность.
Одержимость – это болезнь слабой личности, которая плохо себя осознает. В результате один из психических комплексов, присутствующих в пространстве человека, имеющий большую энергию, способен отодвинуть сознание человека и занять привилегированное место. С этого момента человек становится одержимым.
Некий психический комплекс захватывает его сознание и становится полновластным хозяином. Этот комплекс может вынырнуть из бессознательного, может переселиться из одного человека в другого. Это может быть комплекс, который просто «шатается» по миру в поисках тела, в которое мог бы вселиться. Выселить его бывает очень трудно, поскольку слабая личность не имеет достаточно силы, чтобы справиться с одержателем.
Одержимость – это показатель того, что человек недостаточно развит, не справляется с собственным управлением и нуждается во внешнем управлении. Одержание субличностью выглядит, как одержание дьяволом.
В него может вселиться кто угодно. Пустой человек очень притягателен для одержателя, который желает спокойно и без проблем жить, насилуя и обворовывая этого человека.
Пустой человек будет действовать, словно робот. Его легко можно заставить делать все, что угодно. Любой более или менее сильный человек может стать его господином.
Пустому человеку скажут, что ему нужно брать, как можно больше кредитов, потому что во всем мире так делают – и он поскачет в банк и наберет кучу кредитов, к радости банкиров.
Ему скажут, что книги – гадость и он поверит и не прикоснется больше ни к одной из них..
Ему покажут, что надо пить пиво из горлышка бутылки – и он будет пить именно так. Потом скажут, что это все-таки, нехорошо и он перестанет пить из бутылки.
Вся торговля держится на «пустых людях». Для них сооружена вся эта дурацкая реклама. Пустые люди живут так, как им укажут, говорят так, как говорят все, голосуют так, как принято. Пустые люди всегда ждут указаний.
А вы говорите – зачем нужна пустота? Да воротилам просто необходимо создавать в людях пустое пространство для того, чтобы вкладывать туда то, что им нужно. А нужно им, чтобы «пустые люди» жили по их указке, ни о чем не задумываясь и лишь реагируя на «вызовы», словно медузы, чтобы они несли свои денежки в их банки и магазины, покупая их второсортную еду, третьесортные товары и, обогащая их толстые кошельки. Все это станет возможно, если человеческая масса станет нерассуждающей «биомассой».
Для этого работает вся медийная система, фабрикующая, так называемое, «общественное мнение», которое является мощным одержателем.
В результате всей этой обработки среднестатистический россиянин превратился в «пустое место», забитое рекламными призывами, речевками из дурацких сериалов и неуемным стремлением к получению бабок.
Что нужно сделать для того, чтобы создать в человеке пустое пространство? Нужно избавить его от воспоминаний, традиций, устоев, ценностей. Освободить от чувства долга и ответственности, от понимания добра и зла. Идеальный пустой человек – это человек без прошлого и будущего, живущий одним днем.
Не случайно сейчас процветает сожительство, стыдливо прячущееся под словосочетанием «гражданский брак». Люди не планируют будущее по причине своей пустоты и ненадежности. У них нет нормального образования (потому что те хвостики от знаний, которые имеются, образованием назвать трудно).
Они не обучены думать, а, значит, у них нет собственного мнения.
Очень сильным одержателем сейчас является компьютер. Люди до такой степени срастаются с компьютерной игрой, что герой незаметно захватывает сознание человека и становится его одержателем. Стоит ли удивляться тому, что школьники и взрослые люди беспричинно убивают друг друга. Виной всему – одержимость, чуждое сознание, поселившееся в пустом человеке и подавившее его основную личность.
Если бы пустота была чем-нибудь заполнена – одержания бы не произошло и человек остался бы хозяином самому себе. Он не был бы так уязвим и подвержен чуждым влияниям.
Но заполнять свою пустоту нужно самому. Самое лучшее – читать умные книги, которые учат мыслить самостоятельно. И надо помнить о том, что лавочники любят пустой народ, с которым можно сделать все, что угодно.
«Пустой человек» — это постоянная характеристика?
Мы никогда не скажем так о ребенке. Пустым поэтому человек становится, пустым ему грозит стать. Острота угрозы. Всякому человеку, и Пушкину, которого требует к священной жертве Бог, но если не требует,
Среди детей ничтожных света
Быть может всех ничтожней он.
Человек как на качелях между ничтожеством, пустотой —и чем, полнотой? Ho «полный человек» значит что-то другое, не противоположность «пустому», и «переполненный» — не значит, что не окажется, что ему нечего сказать. Пустым человек перестает быть не потому, что делается полным, и может вычерпывать из своей полноты, пока не сделается снова пустым. Пустота не перестает быть пустотой, она впускает вещи. Никакая полнота не дает человеку, что сказать, ни количество знаний. Человеку становится есть что сказать, когда он и свою пустоту, насчет которой не обманывает себя, отдает другому, чтобы впустить вещи; чтобы в своей пустоте, оставаясь нищим, имели место вещи; чтобы могло иметь место событие, ведь событие имеет место только в человеке, не потому, что человек пустой, а потому, что, зная свою нищету, человек может допустить быть тому, что есть, — и самое большое, человек может допустить быть миру. Мы не допускаем быть миру обычно, потому что вытесняем его своей картиноймира, которую зачем-то так пытаемся «составить». [70] Мир есть и до того, чтобы мы составили его картину, — и мы можем допустить миру быть только тогда, когда не заслоняем его своей картиной мира.
У нас есть что сказать, когда мы не берем слово, а когда мы даем, отдаем слово событию. Первое событие — событие мира как целого, которое лежит в основе всякого понимания.
Что сказано о человеке, можно сказать о народе. Народ—исторически существует в той мере, в какой он нашел себя, нашел свое место в мире. Каждый народ имеет дело с миром. Каждая общность находит себя в той мере, в какой допускает быть миру. Община по-русски называется миром. Одно из значений этого названия—то, что общество находит себя, когда в обществе имеет место мир.
Как человек, так народ дает в своем языке слово миру. He тому миру, который нарисован на составленной сознанием картине мира, и не миру как сумме предметов, а миру как целому, с которым прежде всего и имеет дело человек в своем существе.
Есть языки, на которых в течение столетий или даже тысячелетий говорит сама история. K ним относится русский. Поэт, пишущий по-русски, мыслитель, пишущий по-русски, обычно не чувствует стеснительных границ, язык его удивляет и радует тем, что легко дает простор мысли, и не видно, на что бы этого языка не хватило. Допустим, однако, сам язык тесен. Молодой философ-болгарин из университета в Софии говорил мне, что болгарскому языку не хватает слов, по сравнению с русским. Происхождение, однако,урусского и болгарского одно. Сегодняшняя разница—оттого, что столетиями, особенно последние два столетия, в русском шла литературная и философская работа редкого, почти неслыханного напряжения, язык был доработан, разработан до мирового языка поэзии и мысли, — может быть, не техники и науки, хотя также и техники и науки. Болгарский язык не сам по себе, а потому, что эта работа не велась в нем с такимупорством и размахом и таким количеством умов, не может вполне сравниться сейчас с русским.
Что, Гумбольдт не видит, что дело не в языке самом по себе, а в том, в какие, в чьи руки он попадает? Хеттский и греческий — оба индоевропейские языки; на хеттском созданы и дошли до нашего времени удручающие канцелярские и дипломатические официальные тексты и ритуальные формулы. Ha греческом — поэзия, драма, философия, наука, анекдоты. Греческий попал в руки народа, который сумел ответить историческому вызову, открывшему ему, подарившему ему мировую задачу, — история вообще не может подарить народу ничего больше предельной задачи.
Гумбольдтэто знает. Мы говорили, что высшими языками у него неизменно оказываются те, на которых есть великая словесность. Почему же тогда его произведение называется «О различии строя человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества»?
B названии сказано о влиянии строяязыков наду- ховное развитие. Ho мы знаем, что у Гумбольдта прежде, чем язык влияет на дух, дух «влияет» на язык, создавая его. Влияние языка на дух — уже обратное воздействие, Riickwirkung. Странное название. O главном, о влиянии духа на строй языка в названии не сказано потому, что такое, первое, влияние само собой разумеется. Языки «порождение» духа. Гумбольдт хочет говорить о том, как порождения духа, разные, по-разному начинают обратно влиять на дух. Почему вообще первое воздействие духа и обратное влияние языка на него возможны. Потому что в языке есть внутренняя форма, она и есть то самое, что дух. Или не то самое? He то самое, потому что в языке дух уже окрашен. Он изменяется, входя в плотную среду языка, преодолевая материальное сопротивление. Удачное преодоление и неудачное, оба сохраняют свою энергию. Язык как накопитель и усилитель ее. Вырванная у звуковой материи победа, удача слова, продолжает нести дух на гребне успеха. Успех надо успеть подкрепить. И тогдаприближает- ся цель, такой язык, который откликается и не ставит препятствий. Развитие человечества тогда вступит в новую эру.
Послушный язык. Который не другое духу. Который снова не виден. Живой, оживший.
C сентября до декабря прошлого года, раз в неделю по четвергам мы разбирали внутреннюю форму слова, внутреннюю форму языка, внутреннюю форму просто. Что так может быть, что начав говорить о внутренней форме слова, мы перейдем — должны будем перейти — к внутренней форме языка, и от внутренней формы языка просто к внутренней форме, внутренней форме вещей, которую потом, возможно, мы назовем, будем вынуждены назвать или захотим назвать по-другому, — что такой выход из языка к вещам может быть, в этом нет ничего удивительного, ведь слова указывают на вещи, — дело идет в словах о вещах, поэтому и при изучении языка мы никак не можем гарантировать себе, что мы благополучно удержимся, как это говорится, «в плане
выражения» и не провалимся сквозь этот план выражения во что-то такое, что уже совсем не «план». Имея дело с языком, с этим — что мы нечаянно окажемся с чем-то другим на руках, — приходится считаться. Слова—это всегда не только слова; как слова милиционера на улице, «покажите документы», это не только слова. Если лингвистике удается иметь дело с текстом или, еще абстрактнее, со звуковой оболочкой, то она — лингвистика — еще должна дать отчет, как это ей удалось, что она сделала для того, чтобы это ей удалось. Может быть, ей для этого пришлось упустить что-то из виду, что нам так же успешно упустить из виду не удастся, и значит с такими удобными вещами, абстракциями, иметь дело тоже не удастся.
Идти надо по порядку. 0 внутренней форме писали. Это тема теории или философии языка, она продолжает обсуждаться до сих пор.
Надо сейчас припомнить коротко то, что мы с сентября по декабрь читали и говорили о внутренней форме, — вернее, спросить, было ли там что-нибудь весомое, что стоит вспомнить, или убедиться, что все было пустое. C весомыми вещами дело обстоит хорошо. Они не требуют усилия для своего поддержания, они сами нас поддерживают. C ними нам как-то спокойнее, проще, просторнее, чем без них. Настоящие вещи не загромождают, не теснят, чем их больше, тем больше простора. Они противоположность—их очень мало, их надо искать — массе совсем других вещей, которые напрашиваются, чтобы мы их знали, вместили, усвоили, запомнили, но от которых становится тесно до тоски, и которые после проверки оказываются не вещами, а чем-то совсем другим, их непонятным веществом. Вещи наполняют и дают простор и покой; эти фантомы просятся—оправдываясь тем, что они информация—их воспринять нескончаемым потоком, но они нас никогда не наполняют, и все равно теснят. Различить вещи от не вещей нельзя, и те и другие состоят внешне из одинаковых слов. Ho по плодам их узнаете их. От вещей свобода и спокойствие — остаются навсегда; от призраков — пустота и беспокойство; к счастью, не навсегда.
Мы начинали читать о внутренней форме у Павла Александровича Флоренского, богослова, символиста, софиолога. У нас и в Венгрии напечатаны главы из его книги «Строение слова»; сама книга еще нет. У Флоренского слово разорвано на два полюса, как бы само в себе противоположность. B нем есть тело, которое все могут видеть, которым можно обмениваться потому, что оно постоянное, как человека всегда можно узнать потому, что его тело в общем всегда почти одинаковое, — по крайней мере по сравнению с настроением; если бы мы видели в человеке не тело, а настроение, мы не всегда бы его узнавали. To, что в слове можно произнести звуками и записать буквами, то его тело. Я не имею права изменить ничего в слове, какое именно слово я сказал, другой должен знать. Какое именно слово я сказал, да или нет, должно быть ясно. «Я не могу, — пишет Флоренский, — не разрывая своих связей с народом, к которому принадлежу, а чрез свой народ — с человечеством, не могу изменять устойчивую сторону слова и сделать внешнюю форму его индивидуальной, зависящей от лица и случая употребления». [71] Зато душа слова живет, как душа. Внутреннее в слове лично мое, то, чем я живу здесь и теперь. B слове оказывается таким образом антиномия, слово подчиняется одновременно двум разным законам: обязано быть общим — и обязано быть именно моим. Я в него вкладываю, что называется, «душу», — но ведь я ее вкладываю получается, в то, что никогда, ни при каких обстоятельствах вместить ее не может, в оболочку слова, которая не моя, которая для всех общая! Я говорю, так сказать, впустую, потому что телесность слова мою душу не сделает видимой. Я хочу высказать что-то свое, неповторимое, а неповторимых слов у меня нет, я повторяю в который раз те самые слова, которые сам уже сколько раз говорил и которые повторяли до меня многие другие.
Из этой антиномии Флоренский указывает выход, вернее, даже два, но сводящиеся к одному и тому
же: к тому, что выход невозможен, т. e. никакими путями и уловками мы вырваться из тюрьмы языка, который запирает мое живое, единственное в мире и в истории состояние в стены общего слова, никак не можем, — и именно поэтому становится возможно другое, можно сказать, чудесное преодоление антиномии.
Во-первых, в творчестве. Никому не удается, не знаем, как удается, — но творцу шк-тоудается соединить душу и тело, сочетать их нешвестно как, как только творец знает. И возникает слово «созревшее» (Термин 235 79 ), которое [отличается] как совершенство от недоделанности, как попадание в десятку от попадания никуда, как совершенное произведение искусства, которое уже не улучшишь, не заменишь; которое само себя хранит так, что нам же самим дороже, нам же самим хуже, если мы его не замечаем и не держим постоянно в уме. Тут «предельная достигну- тость», тут «окончательно готовое» слово. Спросим снова: но как, как это делается? Если бы мы умели ответить! Это было бы слишком хорошо. Это делается вот так: непостижимым образом, так, что мы не знаем как. И Флоренский цитирует романтика Вильгельма Хайнриха Вакенродера, ум. 25-летним в 1798 г., «06 искусстве и художниках»: «Творения великих мастеров не для того сделаны, чтобы их видел глаз, — т. e. не для того, чтобы мы умели разглядеть, как это устроено, как все получилось, удалось; это нам все равно никогда не сделать,—но чтобы мы, в оные вникнув усердною душою, ими жили и дышали. Драгоценная картина не то же, что параграф из учебной книги, который я, извлекши зерно смысла с небольшим трудом, бросаю, как скорлупу ненужную; напротив, наслаждение изящными произведениями художества длится бесконечно; мы думаем все глубже в них проникнуть,—они же все вновь возбуждают наши чувства, и нет такого дна, где душа их совершенно бы исчерпала. B них горит как будто неугасимый елей жизни». 80 Нечего и спрашивать. Это сделано, как сделано. He старайся понапрасну, не надейся, что тебе удастся то, что никому никогда не удавалось,—даже самому художнику, который ведь тоже не знает, как это все получилось, знает только, чтд с ним самим делает это, то, что у него получилось, —захватывает его себе хуже, чем в рабство, так что каждое дыхание не в переносном каком-то, а в буквальном смысле у художника, у настоящего художника, этому «удастся или не удастся» подчинено.
Каждое слово нашего языка — такая непонятно как получившаяся удача, драгоценность, которая ни дня не жила бы, если бы не была невероятным достижением, а живет тысячелетиями и может быть даже десятками тысячелетий, т. e. не надо ехать на археологические раскопки, каждое старое слово нашего языка среди нас присутствует почти в том же виде, как оно звучало тысячелетия назад. Мы не замечаем —а каждое слово нашего языка как чудом преодоленная невозможность; это как бы готовый удобный путь, и мы ходим этими путями бездумно, как естественно проходим по дорожке, а не по разрытой канаве через жидкую глину и торчащие железные трубы. Загадочные эти наши слова, если вглядеться в каждое, ну хотя бы в это слово «слово», в котором завязаны «слава», «прославиться», «ославить», «прослыть», «слышать»—завязаны так, что слово это разгадывай и распутывай, и в нем будут открываться все новые богатства, а потом оно переплетется еще с другими словами, — слово как колодец в такие тайны, что, говорит Флоренский, «зрелое слово как-то соответствует реальности» (Термин 239 81 ). Это то, что я говорил в самом начале: что нам, если мы коснулись языка, никто не обеспечил, — кроме лингвистического метода, который сам себя обосновать не может, — что мы не провалимся сквозь слово в этот колодец, где будетуже вовсе не слово, т. e. не только слово и не столько слово, сколько сами вещи. B слове мы — как будто остановились, отдыхаем на вершине горы,
выше которой на этой горе нет, и откуда очень много видно. Язык как пейзаж, геология и география среды, в которой мы на самом деле живем не меньше, а больше, чем в природной среде.
Тут можно спросить: а что мы сделали с этой средой, с языком? Может быть, мы уже давно живем на искусственных площадках и просто со средой языка уже не имеем дела? Мы условливаемся, что будем такие-то вещи называть так-то. Настоящее слово—не такая временная поделка, которая пойдет на свалку, да уже и сразу загромождает нашу жизнь. Между настоящим словом и словом цоделкой вот такая разница, как я говорил выше: слова-поделки отнимают место, занимают память; настоящие слова раздвигают простор.
Я сказал, что из антиномии языка Флоренский показывает два выхода. B самом деле, человеческое творчество все-таки может ошибаться. Флоренский указывает поэтому на божественное слово, на божественный логос, на соборный разум, который в конечном счете, на этотраз безошибочно, посредством откровения окончательно и однозначно — но тоже чудесно, т. e. конечно даже еще гораздо более чудесным образом, — наводит мост, налаживает связь между непримиримыми противоположностями, между душой и телом слова,—так же, как никому не понятным образом творец соединил душу и тело B живом существе, и это вовсе не только христианская тема, это вопрос старой греческой философии, — примиряет противоречия, спасает запутавшегося в них человека. Так для апостолов, после того как их оставил вознесшийся Христос, покинутых, не знавших, как они дальше будут без него, спасением был дар языков, описанный в «Деяниях апостолов», глава 2. Вы помните это место. «Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». Этотдар языков как бы восстановил в них человеческий язык в своей полноте, как когда-то при строительстве Вавилонской башни языки распались, — по Флоренскому, появилась ан- тиномичность языков, — так в Иерусалиме у апостолов языки воссоединились, «И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились».
Они изумились и удивились, это воссоединение распавшегося в слове чудесно. Ho ведьдело не в этом. Дело ведь не в том, что может сделать Бог, он заведомо может сделать всё. И дело не в том, что в благодати природной, в поэтическом вдохновении тоже рождается из мертвого живое. Это все равно, что сказать, что не наше дело разбираться, что такое слово, — оно все равно таинственно и чудесно? Или что для того, чтобы говорить о слове, нужно вдохновение такое же, как то, которое создало слово, по крайней мере захваченность, принадлежность этому захватывающему присутствию смысла в нашем человеческом пространстве? Флоренский уходит от нас ввысь. Междутем начинал он с вопросаовнутренней форме. Он попробовал ее определить как душу тела, а звучащую часть слова как тело без души. Ho ведь тел без души и душ без тела, строго говоря, не бывает: во всяком случае, сначала не отдельно тело и отдельно душа, которые потом соединяются, а как раз наоборот, сначала единство, в котором мы разглядываем потом две стороны, тело и душу; а потом, может быть, начинаем говорить уже и об отделении души от тела. Bo всяком случае, душа и тело появляются, когда с тем ранним единством, с целым — что-то сделалось, но целое было раньше, не после души и тела, а до души и тела, до того, как мы вгляделись и увидели, вот они. Значит, до антиномии языка уже было единство, только Флоренский его не заметил, мы вообще его не замечаем, видим слово уже тогда, когда в нем расслаиваются и требуют нового склеивания душа и тело, моя неповторимая мысль и повторяющееся тело звучания? Тогда настоящий-то вопрос вовсе не тот, который ставит Флоренский, — каким способом воссоединить душу и тело, ясно ведь, что никак не воссоединишь, только чудесным образом, но такой ответ нам мало что дает, это все равно что ответить на вопрос, что мне делать, «Бог знает». Это безусловно верно. Ho в этом ответе есть и оборотная сторона, этот ответ способен незаметно превращаться в совсем другой: Бог знает, — ответ, который тоже снимает все проблемы, но способом которого не приведи Господь увидеть в другом или нажить в себе, — т. e. настоящий вопрос должен быть бы такой: а с чего это вдруг мы заговорили о «внутренней форме»? Кто нам спустил такую тему? Бог как-нибудь справится, Он сумеет, — но что с нами-то произошло? Откуда раскол, когда его не было? Почему так оказалось, что у нас наруках тело и душа, внутренняя форма и внешняя форма? Почему слово умерло, почему его надо воскрешать? Почему оно умерло? Может быть, по нашей вине, а само оно никогда бы не умирало? Может быть, по нашей вине, по причине нашего обращения со словом мы видим в нем — как Флоренский видит — внутреннюю форму и внешнюю, и понимаем, что так быть не должно, что единство должно быть восстановлено. Ho ведь — восстановлено, а это смогут поэт и бог, наше же дело, дело мысли, обязательно разобрать, что тут случилось, добраться до единства, которое может быть, будет, но уже обязательнораньгие было, если мы увидели эту вещь — антиномию, непримиримые полюса в одном и том же слове. Флоренский прошел мимо дела мысли, он занялся чужим делом, делом поэта и творца, или по крайней мере описанием их дела. Ho они сделают сами то, что они сделают.
Чтобы они могли сделать свое дело, сначала мы должны сделать свое дело. Мы сначаладолжныразобра- ться, откудавзялась, почему у нас наруках оказалась «внутренняя форма», вообще «внутреннее и внешнее» в слове.
[. ] «Внутренняя форма», выражение, идущее, по-видимому, от Плотина, — это платоновская, аристотелевская «форма форм». Форма форм, идея идей, мы знаем от Канта, — это идея мира, не наше представление о мире, а сам мир. Что же такое сам мир? Представим, что это дуга смысла, рода молнии, которая приоткрылась только в одном слове, «кипеть», [72] сомкнулась с неограниченным множеством других узлов смысла, таких же внезапных, в одну сплошную молнию, как бы солнце смысла. Ha солнце невозможно смотреть от яркости. Bce это сравнения, они хромают. Мир видеть нельзя, он слепит своим блеском, поражает, ошеломляет. Так что он и есть «внутренняя форма», «форма форм»?
Ha эти недоумения мы у Флоренского ответа не найдем, он вел нас по лестнице, в которой вдруг не оказалось ступенек. — Различение «внешней формы» и «внутренней формы» Флоренский, как он говорит, нашел в «лингвистике». Имеются в виду прежде всего Потебня и Гумбольдт.
У Гумбольдта язык — этажи форм, настолько, что в нем о «материи» можно говорить только относительно: положим, звук — материя; но ведь звук в языке — это не сам звук, а его отношение к другим, его место, отличие, т. e. опять не сам звук, а форма в звуке, а звук как материя—оказывается уже вне языка. Исходная форма — это внутренняя. B начале для Гумбольдта была сила, Kraft. Необъяснимая, уникальная сила бурлит из недр духа — в человеке, но она не создание, не творчество человека, а как бы сам человек, — и прорывается сквозь толщу вещества, озаряя собой, осмысливая собой всё. Впрочем, не так, что человеческая природа той первой духовной силе безразлична: она, наоборот, таинственным, непостижимым образом находится с духовной силой в согласии.
§ 14. Die Sprache ist das bildende Organ des Ge- danken. Die intellectuelle Thatigkeit, durchaus innerlich und gewissermassen spurlos voriibergehend, wird durch den Laut in der Rede ausserlich und wahmehmbar fur die Sinne. Sie und die Sprache sind daher Eins und unzert- rennlich von einander. Sie ist aber auch in sich an die Nothwendigkeit gekniipft, eine Verbindung mit dem Sprachlaute einzugehen; das Denken kann sonst nicht zur Deutlichkeit gelangen, die Vorstellung nicht zum Begriff werden. Die unzertrennliche Verbindung des Gedanken, der Stimmwerkzeuge und des Gehors zur Sprache liegt unabanderlich in der urspriinglichen, nicht weiter zu erklarenden Einrichtung des menschlichen Natur (426). [73]
«Любые преимущества самых искусных и богатых звуковых форм, даже в сочетании с живейшим артикуляционным чувством, будут, однако, не в состоянии сделать языки достойными духа, если ослабнет влияние лучезарных идей, направленных на язык и пронизывающих его своим светом и теплом. Эта внутренняя и чисто интеллектуальная сторона языка и составляет собственно язык; она есть то употребление, [74] ради которого языковое творчество пользуется звуковой формой, и на эту сторону языка опирается его способность наделять выражением все то, что стремятся вверить ему, по мере прогрессивного развития идей, величайшие умы позднейших поколений. Это его свойство зависит от согласованности и взаимодействия, в котором проявляющиеся в нем законы находятся по отношению друг к другу и к законам созерцания, мышления и чувствования [. ]». [75] «[. ] Каждое понятие обязательно должно быть внутренне привязано к свойственным ему самому признакам или к другим соотносимым с ним понятиям, в то время как артикуляционное чувство подыскивает обозначающее это понятие звуки». [76] «По- истине язык представляет нам не сами предметы, а всегда лишь понятия о них, самодеятельно образованные духом в процессе языкотворчества; об этом-то образовании, поскольку в нем приходится видеть нечто вполне внутреннее, как бы предшествующее артикуляционному чувству, и идет у нас речь». [77]
Мы читали Павла Александровича Флоренского, Александра Афанасьевича Потебню, Вильгельма фон Гумбольдта о внутренней форме. B этом моем кратком курсе они предполагаются уже прочитанными. Между тем до нас, в 20-х годах их — кроме, может быть Флоренского, HO и с Флоренским и его взглядами был знаком — читал Густав Густавович Шпет. [78] B 1927 г. он издал книгу «Внутренняя форма слова (Этюды и вариации на темы Гумбольдта)». Миновать нельзя. Важно и сверить то, к чему мы пришли, с тем, к чему Шпет.
Сначала о Шпете. Родился в 1879 г. 26 марта (7 апреля) в Киеве. Окончил 2-ю классическую гимназию в 1898, поступил на физико-математический факультетУниверситета Св. Владимира. Был исключен из университета после второго курса без права продолжать обучение за участие в революционном «союзном совете». Тюрьма, долго ли, сколько. Выслан из Киева за причастность к социал-демократической партии.
B 1901 г.сновапринятвуниверситет,нонаисто- рико-филологический факультет. Написал на конкурс «Ответил ли Кант на вопросы Юма» работу «Проблема причинности у Юма и Канта» (Киев, 1907) и получил золотую медаль, работа была опубликована в университетском издательстве. Из-за его политической репутации не мог преподавать в школах министерства народного просвещения, преподавал в частных гимназиях и на Высших женских курсах Киева.
C 1907 приглашен в Москву психологом (так что, в своем антипсихологизме, знал, против чего был «анти») и логиком Георгием Ивановичем Челпано- вым, прикомандирован к Московскому государственному университету и преподавал на Высших женских курсах в Москве, с 1909 — в Народном университете Шанявского, около Миусской площади, где Политиздат, РГГУ. B 1910 сдал магистерский экзамен по философии и был утвержден в звании приват-доцента. Летние месяцы 1910—1911 и целиком 1912—1913 в Геттингенском университете, в библиотеках Берлина, Парижа, Эдинбурга. B Геттингене работал у Гуссерля и написал «Явление и смысл», посвящение Эдмунду Гуссерлю, подзаголовок «Феноменология как основная наука и ее проблемы» (М., 1914). Явление — имеется в виду гуссерлевский феномен. Ho уже тогда и расходится с Гуссерлем, тем, что вместо сознания и субъекта — ведущий смысл, или предмет, которым обеспечиваются и сознание и субъект; а трансцендентальное Ego нельзя ухватить как предмет. Это пока не наша тема. — Берет от Г уссерля строгость, научность, логику, неприятие психологизма. Философией как строгой наукой Шпет хотел отряхнуться («философией знания») отмесива платонизма, мистики, литературы, религии русской мысли, и действовал тем яростнее, что преодолевал сам себя раннего, свои недолгие ранние увлечения «философией мудрости». Свасьян (Карен Араевич) может быть прав во вчерашней «Литературной газете» (14.2.1990), что Шпет именно намеренно хотел быть подальше от белибердяевщины, потому что был способен к ней, — вполне намеренно удерживал себя, строжил, тренировал на сдержанность. Важнее что вообще Шпет думает заранее споря, среда его мысли оппоненты, если не реальные, то заранее предвидимые и угадываемые. Мысль он строит заранее так, чтобы она врезалась в толпу окружающих мнений, пробилась сквозь нее и утвердила свою территорию.
1916 — защитил диссертацию «История как проблема логики» и был избран профессором Высших женских курсов и доцентом Московского университета. C 1918 — профессор университета. Славился как блестящий лектор и блестящий спорщик.
Был помощником психолога и логика Георгия ИвановичаЧелпанова(1862—1936) в создании Московского психологического института, основан в 1912 [и просуществовал] до 1923. Основал и стал директором Института научной психологии, или Института этнической психологии, 1921. Был членом комитета по реформе высшей и средней школы. Постоянный член худ. совета МХАТ. Участник Московского лингвистического кружка. Преподаватель в Институте слова, в Военно-педагогической академии РККА. C 1922 проректор Академии высшего актерского мастерства, эту Академию создал Константин Сергеевич Станиславский. Ero курсы: история, педагогика, методология наук, логика, теория познания, история философии, история психологии идей, философия истории, философия языка, история научной мысли, эстетика.
B 1920 основал первый в России Кабинет этнической психологии. C 1921 — действительный член Российской Академии художеств, возглавил сразу философскую секцию. Позднее она стала Государственной Академией Художественных Наук (задумана при Центральном Государственном Комиссариате (Министерстве) Искусств как высший консультативный орган по искусству и гуманитарным наукам, выработка научной эстетики), с 1923 г. он вице-президент этой академии. [79] B ГАХН было Философское отделение (секция, ее председатель Шпет), при нем была, среди многих, Комиссия по изучению художественной формы; — слово, язык в числе главных тем; связь с MJIK, [80] где Якобсон Роман и А. А. Буслаев; в этой комиссии в 1923 г. Шпет сделал доклад по внутренней форме, который развернулся в книжку. Инфляция комиссий и институтов была не от хорошей жизни, а от все большей невозможности работать в Университете, откуда Шпета, в частности, тоже вытеснили.