Что означает выяснение чувств в общении

Как понять, что ваша любовь взаимна: взгляд и другие «знаки»

Что означает выяснение чувств в общении Что означает выяснение чувств в общении Что означает выяснение чувств в общении

За этими знаками обычно следуют невербальные сигналы, такие как установление зрительного контакта как можно дольше, кивание в то время, как другой человек говорит, а также улыбка и смех.

Что означает выяснение чувств в общении

По мнению исследователей, такое поведение не только свидетельствует о романтическом интересе, но и связано с доверием. Если кто-то начинает разговор с вами или хочет быть физически близко, это также говорит о том, что человек доверяет вам и заинтересован в установлении связи.

Есть много различных вещей, которые могут подсказать вам, что кто-то думает или чувствует к вам. Вот некоторые признаки взаимного притяжения, по мнению экспертов.

Есть взаимность

Если вы чувствуете, что получаете столько же, сколько даете, когда флиртуете с кем-то или пытаетесь спланировать свидание, то он, вероятно, тоже в вас влюблен.

Есть особый взгляд в их глазах

Что означает выяснение чувств в общении

Эксперты по отношениям утверждают: вы можете быть уверены, что есть взаимная симпатия, когда у двух людей есть этот взгляд в глаза, когда они говорят друг с другом. Этот взгляд говорит о том, что их интересует только то, что находится перед ними в данный момент.

Если кого-то тянет к вам, он будет смотреть на вас, независимо от того, замечает он это или нет. Если человек вступает с вами в зрительный контакт, это даже лучше. Люди, которых влечет друг к другу, склонны смотреть друг на друга, отводить взгляд и снова смотреть друг другу в глаза! Зрительный контакт становится более устойчивым по мере продолжения взаимодействия. И если при этом человек еще и улыбается, это тоже довольно хороший знак.

Что означает выяснение чувств в общении

Верите или нет, но если вас обоих привлекает запах другого человека, это может означать взаимный интерес. Мы все выпускаем феромоны, которые играют большую роль в привлечении, чем мы думаем. Некоторые люди не так быстро хвалят других за то, как они пахнут. Но если кто-то, к кому вы чувствуете влюбленность, говорит вам, что вы хорошо пахнете, есть хороший шанс, что вы его привлекаете.

Ваши бедра соприкасаются, когда вы разговариваете

Что означает выяснение чувств в общении

Этот человек интересуется вами и помнит случайные подробности о вашей жизни

Что означает выяснение чувств в общении

Если вы кому-то понравитесь, эти люди будут интересоваться вами. Они захотят поговорить с вами и задать вам вопросы, чтобы узнать вас лучше. Если они вспомнят случайные подробности вашей жизни и снова заговорят об этом в более позднем разговоре, это будет отличным знаком. Может быть, они помнят, что у вас была важная встреча, о которой вы переживали, или что вы ненавидите оливки. В любом случае, если они делают усилие, чтобы запомнить незначительную деталь или взаимодействие, которое вы упомянули, это означает, что они обращали внимание и подсознательно вкладывались в будущее с вами.

Когда вы рядом, на щеках этого человека появляется румянец

Что означает выяснение чувств в общении

Человек находит небольшие способы установить с вами физический контакт

Что означает выяснение чувств в общении

Источник

Глава 12. Чувства и эмоции в общении

Чувство – основная единица анализа межличностных отношений. Когда мы говорим о своем отношении к другому человеку, мы прежде всего имеем в виду эмоции и чувства, которые он в нас вызывает. Это могут быть любовь, преданность, ненависть, зависть, возмущение. Переживания, которые возникают в процессе взаимодействия, способны разрушить, укрепить, изменить отношения. Что значит «испытывать какое-то чувство» к другому человеку? Чем отличаются эмоционально-чувственные переживания, возникающие между людьми, от переживаний, которые вызваны окружающей природой, определенной деятельностью, то есть тем, что непосредственно с людьми не связано? Как мы проявляем свои чувства и эмоции? Можно ли ими управлять? Все эти вопросы будут рассматриваться в данной главе.

Основные характеристики чувств и эмоций в общении

Определение эмоций и чувств

Человеческие эмоции и чувства представляют собой специфические способы реагирования людей на изменения, происходящие во внутренней или внешней среде. Основное отличие между ними связано с такими параметрами, как длительность/кратковременность, устойчивость/изменчивость.

Сравним поэтические формулы, в которых эти различия представлены образно:

«. Без вас мне скучно, – я зеваю; При вас мне грустно, – я терплю; И, мочи нет, сказать желаю, Мой ангел, как я вас люблю! Когда я слышу из гостиной Ваш легкий шаг, иль платья шум, Иль голос девственный, невинный, Я вдруг теряю весь свой ум. Вы улыбнетесь – мне отрада; Вы отвернетесь – мне тоска; За день мучения – награда Мне ваша бледная рука. » «Признание» А. С. Пушкин«Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь; Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь». «Няне» А. С. Пушкин

Переживания, описанные Пушкиным в «Признании», – пример эмоционального состояния в конкретной ситуации: они достаточно сильны, ярки, но скорее всего быстро проходят. Чувство к няне – глубоко и относительно постоянно, оно продолжает существовать в самых различных ситуациях.

Определения чувств и эмоций, предлагаемые в словарях, отражают выделенные особенности.

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающий в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Чувство – устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, отражающее значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость.

Эмоции

особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающий в форме непосредственного переживания (удовлетворение, радость, страх и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Чувство

устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, отражающее значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами.

Эмоции и чувства находятся в сложном взаимодействии. В процессе развития конкретного человека (в онтогенезе) чувства проявляются позже, чем собственно эмоции, и возникают как результат обобщения отдельных эмоций. Однако сформировавшиеся чувства во многом определяют возникновение и содержание ситуативных эмоций. Из чувства любви к близкому человеку могут развиться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече. Таким образом, одно и то же чувство может реализовываться в различных эмоциях, причем нередко разных по знаку. Этим объясняется такое свойство чувств, как двойственность (амбивалентность).

В то же время, будучи формами переживаний человека, эмоции и чувства имеют между собой много принципиально общих черт. Не случайно говорят об эмоционально-чувственной стороне человеческого общения. Сходство чувств и эмоций состоит прежде всего в том, что они являются мотивирующей системой в жизнедеятельности человека.

Основные характеристики эмоционально-чувственного переживания включают:

Именно наличие знака отличает эмоционально-чувственные переживания от всех иных реакций организма на окружающую среду. Посредством эмоций человек выделяет опасное и неопасное, приятное и неприятное, производит выбор модели поведения, соответствующей его актуальным потребностям, а в межличностных отношениях – выбор партнеров, способы и средства взаимодействия с ними.

Как могут эмоции и чувства регулировать поведение человека и его отношения с другими людьми? Как проявляются наши чувства?

Организующая функция эмоций

Обычно выделяют следующие формы, в которых реализуется организующая функция эмоций:

Выразительные реакции – следствие эмоционального возбуждения (то есть они носят, как правило, реактивный характер), это внешнее проявление эмоций. Каждая эмоция сопровождается физическими изменениями в мимике, теле, голосе, во внешности в целом. Тем самым наши чувства дают знать о том, как люди, идеи и среда воздействуют на нас.

Эмоциональные действия совершаются для того, чтобы выразить или редуцировать эмоциональное состояние. Так, если человек, потрясенный известием о смерти своего родственника, начинает рыдать и без сил падает в кресло, его поведение есть форма выразительной эмоциональной реакции; когда же этот человек надевает траурную одежду, говорит о том, как он опечален, участвует в погребальной церемонии, рыдает и причитает, он выполняет специфические эмоциональные действия, то есть действия, вызванные эмоцией и направленные на то, чтобы эту эмоцию выразить и «разрядить».

Эмоциональные действия могут представлять сложноорганизованную деятельность. Скажем, для того, чтобы выразить свой гнев, человек пишет публицистическую статью или сатирический памфлет. Индейцы, чтобы выразить свои чувства (любовь, гнев и т. д.), разрисовывают лицо разными красками. Эмоциональные действия вызываются не только пережитыми эмоциями, но и совсем другими причинами, например, желанием заслужить одобрение или страхом вызвать чье-то недовольство. Примером, когда эмоциональное действие предпринимается для достижения определенного эмоционального эффекта, может служить рассказ сержанта американской разведки во Вьетнаме, который так описывал свои переживания: «Сначала бьешь, чтобы прийти в ярость, потом бьешь, потому что уже разъярен. » (Рейковский, 1979, с. 153).

Эмоциональные высказывания выполняют функцию посредника между индивидом и его эмоцией. Зрелая эмоция доступна опосредованной регуляции, рефлексии, основным средством которой является речь. В процессе социализации человек из объекта природной спонтанной эмоции, когда он неотделим от нее (например, только что родившийся ребенок), превращается в субъект эмоции, выделяя себя в качестве такового в том числе и потому, что может сказать о том, что он чувствует. Этот процесс лежит в основе формирования орудий управления эмоциями и чувствами (подробнее об этом читайте в третьем параграфе данной главы).

Таким образом, эмоции и чувства выполняют регулирующую функцию во взаимодействии между людьми благодаря тому, что предстают как сложная форма поведения, как готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям. Так, ненавидеть кого-то – значит быть готовым действовать по отношению к нему агрессивно или защищаться от него. Ревновать кого-то – значит относиться с недоверием к словам и поступкам своего партнера, касающихся близких отношений, возможно, следить за ним или провоцировать его на ссору и т. д.

Именно по наблюдаемым действиям и реакциям можно определить, какие чувства переживает человек. Как можно утверждать, что ваша подруга влюблена, если она отрицает это? Только наблюдая за ее реакциями: она краснеет в присутствии данного человека, защищает в разговорах с другими оценки и суждения, которых придерживается этот человек, при любом удобном случае старается оказаться там, где возможна встреча с ним, и т. д.

На активность эмоциональных действий существенное влияние оказывают степени интенсивности переживаемых эмоций и чувств.

Выделяют следующие уровни интенсивности эмоций:

Знания об эмоциях высокой степени интенсивности накоплены главным образом благодаря клиническим наблюдениям или анализу биографий. В данном состоянии Человек склонен воспринимать, припоминать только то, что соответствует доминирующей эмоции. Возникает своеобразный «порочный круг»: содержание того, что воспринимается и вспоминается, усиливает и упрочивает эмоцию. Это, в свою очередь, еще больше укрепляет тенденцию к сосредоточению на содержании эмоции. Человек, которого глубоко задело пережитое унижение, не только постоянно мысленно к нему возвращается, но и вспоминает другие унижения, испытанные в прошлом, сосредоточивает внимание на том, что существует угроза дальнейших унижений в будущем и т. п. Это приводит к усилению прошлого переживания. Человек в состоянии глубокого беспокойства замечает в себе и вокруг себя все новые поводы для тревоги; в состоянии обиды – все новые поводы для того, чтобы почувствовать себя оскорбленным; влюбленный – все новые проявления достоинств обожаемого лица; человек, охваченный чувством вины – все больше подтверждений своей греховности.

Именно поэтому, как правило, безуспешными оказываются попытки повлиять на сильные эмоции при помощи уговоров, объяснений и иных способов рационального воздействия. Из всей сообщаемой информации человек выбирает, воспринимает, запоминает только то, что соответствует доминирующему эмоциональному процессу. Всякие попытки убедить его в том, что не стоит огорчаться, что обида не столь уж велика, что предмет любви не заслуживает испытываемых к нему чувств, как правило, безуспешны и лишь вызывают ощущение непонимания. В таких случаях важнее помочь человеку разрядить эмоцию, то есть создать такие условия, при которых наиболее полное выражение эмоции снижает на некоторое время ее интенсивность, после чего появляется возможность устранить источник эмоции и предупредить ее повторение. Другой способ выхода из эмоционального порочного круга – образование нового эмоционального очага, достаточно сильного, чтобы затормозить прежнюю эмоцию. Так, военные условия излечивали некоторых людей от длительных неврозов. Иногда сильные эмоции приводят к парадоксальному эффекту «блокирования» всего, что с ними связано. В таком случае человек перестает замечать явления, вызывающие эти эмоции, начинает забывать связанные с ними события, направляет поток ассоциаций как можно дальше от них. Такое состояние наблюдалось у некоторых узников концлагерей, у хронических безработных и т. п. Очень высокий уровень интенсивности ведет к полному отключению всех неэмоциональных механизмов, регулирующих поведение. Так проявляются ярость, паника, экстаз, неистовство, отчаяние и т. п. При этом изменения в психической деятельности не зависят от «знака» эмоции. Люди, «опьяненные счастьем» или находящиеся в состоянии экстаза, в такой же мере отключены от реальности, как и люди, «обезумевшие от горя» или «не помнящие себя от ярости». Но, в отличие от эмоций большой интенсивности, развитие эмоции в состоянии аффекта имеет взрывной характер и тенденция к искаженному восприятию быстро исчезает вместе со снижением уровня эмоционального возбуждения.

Возникнув, чувства имеют тенденцию стабилизироваться. Человек охотно оправдывает тех, кого любит. И наоборот: даже невинное замечание со стороны тех, кого он не любит, может быть интерпретировано как враждебный выпад. Поэтому большинство людей ухитряется сохранять одну и ту же оценку каждого из своих знакомых почти независимо от того, что те в действительности делают. Правда, существуют индивидуальные различия в способности изменять отношение к людям.

Чувства могут предшествовать явному действию. Пытаясь решить, за кого ей выйти замуж, девушка воображает реакцию родителей и друзей, а также самих кандидатов на супружество, когда они узнают о ее выборе. Разочарование и страдание или напротив, радость и удовлетворение, переживаемые ею при этом, создают образы, которые могут повлиять на ее решение. Человек получает удовольствие, воображая огорчения тех, кого он не любит, затруднения тех, на кого он обижен, и ликование тех, кого он любит.

Источник

Понимание эмоций других людей

Чувства людей гораздо интереснее их мыслей.

Оцените, насколько хорошо вы понимаете эмоции других:

Что означает выяснение чувств в общении

По сути, процесс осознания эмоций других означает, что в нужный момент следует обратить внимание на то, какие эмоции испытывает ваш партнер по взаимодействию, и назвать их словом. Кроме того, навык понимания эмоций других включает в себя и умение прогнозировать то, каким образом ваши слова или действия могут повлиять на эмоциональное состояние другого. Важно вспомнить, что люди общаются на двух уровнях: на уровне логики и на уровне «организма». Бывает непросто понять эмоциональное состояние другого, потому что мы привыкли обращать внимание на логический уровень взаимодействия: цифры, факты, данные, слова. Парадокс человеческого общения: на уровне логики мы плохо умеем осознавать, понимать, что чувствует другой человек, и думаем, что сами можем скрыть и спрятать свое состояние от других. Однако на самом деле наши «организмы» прекрасно общаются между собой и очень хорошо друг друга понимают, что бы мы там ни фантазировали по поводу своего самоконтроля и умения держать себя в руках!

Итак, наши эмоции передаются и считываются другим «организмом», вне зависимости от того, осознали мы их или нет. Из-за чего это происходит? Чтобы понять, нужно знать, что в организме человека есть закрытые и открытые системы. Состояние закрытой системы одного человека никак не влияет на состояние той же системы другого человека. К закрытым системам можно отнести, например, пищеварительную или кровеносную систему. Эмоциональная система относится к открытым: это означает, что эмоциональный фон одного человека непосредственно влияет на эмоции другого. Сделать открытую систему закрытой невозможно. Иначе говоря, как бы мы иногда этого ни хотели, мы не можем запретить своим «организмам» общаться.

О влиянии логики и слов на эмоциональное состояние собеседника. Обычно мы склонны судить о намерениях другого по тем действиям, которые он совершает, ориентируясь на свое эмоциональное состояние. Одна из наиболее важных составляющих навыка осознания эмоций других — понимание того, какой эмоциональный эффект произведут наши действия. Важно взять ответственность за свои действия и запомнить, что люди реагируют на ваше поведение, а не на благие намерения. Более того, они совершенно не обязаны догадываться о намерениях и принимать их в расчет, если ваше поведение вызывает у них неприятные эмоции.

Стоит запомнить два простых правила. (1) Если вы инициатор коммуникации и хотите реализовать какие- то свои цели, помните, что для другого человека значение имеют не ваши намерения, а ваши действия! (2) Если вы хотите понять другого человека, важно осознавать не только его действия, но по возможности и намерения, которыми они были продиктованы. Скорее всего, его намерение было позитивным и добрым, он просто не смог подобрать для него подходящих действий.

Для понимания эмоций других надо учитывать, что эмоциональное состояние другого влияет на наше собственное эмоциональное состояние. Значит, мы можем понимать другого через осознание изменений своего эмоционального состояния — мы словно можем сами чувствовать то же, что чувствует он, — это называется эмпатией.

Эмоциональное состояние другого проявляется на уровне «организма», то есть через невербальные сигналы — мы можем осознанно наблюдать за невербальным уровнем коммуникации. Мы хорошо осознаем и понимаем вербальный уровень взаимодействия — то есть, чтобы понять, что чувствует собеседник, можно его об этом спросить. Итак, мы имеем три основных метода осознания эмоций других: эмпатия, наблюдение за невербальными сигналами, вербальная коммуникация: вопросы и предположения о чувствах другого.

Последние открытия в области нейрофизиологии подтверждают, что способность неосознанно как бы «отражать» эмоции и поведение другого является врожденной. Причем это понимание («отзеркаливание») происходит автоматически, без сознательного размышления или анализа. Если зеркальные нейроны есть у всех людей, то почему же некоторые люди так хорошо понимают эмоции других, а иным это так сложно сделать? Разница кроется в осознании своих эмоций. Люди, хорошо умеющие улавливать изменения в своем эмоциональном состоянии, способны интуитивно очень хорошо понимать эмоции других людей. Людям, мало способным к эмпатии, сложнее устанавливать контакты с другими людьми и понимать их чувства и желания. Многие из них легко попадают в ситуации связанные с межличностными недоразумениями и недопониманием.

Почему мы чувствуем, что чувствуют другие? О значении зеркальных нейронов. Долгое время природа этого явления оставалась неизвестной. Лишь в середине 1990-х годов итальянский невролог Джакомо Риззолатти, обнаружив так называемые зеркальные нейроны, смог объяснить механизм процесса «отражения». Зеркальные нейроны помогают нам понять другого не путем рационального анализа, а через собственное ощущение, которое возникает вследствие внутреннего моделирования действий другого человека. Отказаться «зеркалить» другого человека мы не можем. Более того, наша внутренняя копия действий другого человека является комплексной, то есть включает в себя не только сами действия, но и связанные с ними ощущения, а также эмоциональное состояние, сопровождающее это действие. Вот на чем основан механизм эмпатии и «чувствования» другого человека.

Народная мудрость гласит: если вы хотите чему-то научиться, наблюдайте за людьми, которые хорошо это делают.

Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы.

Что означает выяснение чувств в общении

Давайте разберемся, что такое невербальное поведение. Очень часто под этим понимают «язык жестов». В свое время издавалось очень много книг с подобным названием, самой популярной из которых, наверное, была «Язык телодвижений» Аллана Пиза. Собственно, что мы называем вербальной коммуникацией? Это те слова и тексты, которые мы сообщаем друг другу. Все остальное — невербальная коммуникация. Кроме жестов большое значение имеют наши мимика, позы и то положение, которое мы занимаем в пространстве (дистанция) относительно других людей и предметов. Даже то, как мы одеты, несет невербальную информацию (пришел в дорогом костюме с галстуком или в рваных джинсах). И есть еще одна составляющая невербальной коммуникации. Те тексты, которые мы сообщаем, мы произносим с какой-то интонацией, скоростью, громкостью, иногда четко артикулируем все звуки, иногда, наоборот, запинаемся и делаем оговорки. Этот вид невербальной коммуникации носит отдельное название — паралингвистическая.

Существует так называемый эффект Мехрабиана, который заключается в следующем: при первом знакомстве человек всего на 7% доверяет тому, что говорит другой (вербальная коммуникация), на 38% тому, как он это произносит (паралингвистическая), и на 55% тому, как он при этом выглядит и где он расположен (невербальная). Как вы думаете, почему так происходит? Эмоции живут в теле, и, соответственно, в теле они и проявляются, причем как их ни скрывай. Поэтому если человек неискренен, то, что бы он ни говорил, эмоции его выдадут.

Есть две противоположные точки зрения. Первая гласит, что люди изначально злы, эгоистичны и готовы отстаивать свои интересы, не гнушаясь ничем, включая обман. Вторая говорит о том, что люди изначально намерены творить добро. Каждый из нас встречал людей, которые подтверждали бы справедливость и той и другой точки зрения. Однако в какую точку зрения вы верите, таких вы и будете привлекать к себе людей, а также попадать (бессознательно) в ситуации, ее подтверждающие. Поэтому давайте лучше не будем говорить об осознанном обмане, а воспользуемся эмоционально нейтральным термином «неконгруэнтность». Этот термин применяют, когда говорят о несоответствии вербальных и невербальных сигналов друг другу.

Что нужно делать, чтобы научиться пониманию невербального поведения? Не стоит тешить себя иллюзией, что после этого вы станете «читать» других людей, как это может быть обещано на заголовках модных изданий. Стоит осознавать невербальную коммуникацию в комплексе и обращать внимание на ее различные аспекты. Наибольшее значение для взаимодействия и понимания другого человека имеет изменение невербального положения. Если его состояние заметить, можно обратиться к нему с вопросом, тогда вам удастся получить от него больше информации.

Точно так же, как и при осознании собственных эмоций, важное значение имеет тренировка. Включите телевизор и отключите звук. Найдите какой-нибудь художественный фильм и некоторое время посмотрите его, наблюдая за жестами, мимикой и расположением в пространстве героев. Общественный транспорт. Что чувствуют эти люди? Если вы видите парочку, то в каких они отношениях? Если кто-то кому-то что-то рассказывает, то веселая история или грустная? Конференция. Эти двое действительно рады друг друга видеть или только изображают радость, а на самом деле это конкуренты, которые друг друга недолюбливают? Офис. «Что сейчас чувствует этот человек?», «Какие эмоции он испытывает?» Предположив некоторый ответ, дальше можно проанализировать то, что мы наблюдаем в невербальном поведении этого человека, и спросить себя, соотносится ли мое предположение об эмоциях этого человека с моими представлениями о жестах, позах и мимике.

Наблюдение за паралингвистической коммуникацией. Если человек вдруг начинает заикаться, запинаться, мямлить или заговариваться, то это, скорее всего, показатель какой-то степени страха. Агрессивные эмоции могут характеризоваться повышением громкости речи. В тоске-печали люди скорее говорят тише, протяжнее и заунывнее, часто сопровождая свою речь вздохами и длинными паузами. Радостью обычно делятся на более высоких тонах и быстрым темпом (помните, как у вороны из басни Крылова — «от радости в зобу дыханье сперло»), поэтому тон и становится более высоким, а речь — более сбивчивой. Однако это касается в основном ярко выраженных эмоций. Поэтому для совершенствования навыков понимания паралингвистической коммуникации можно опять-таки посоветовать почаще включать в себе наблюдателя за этим процессом.

«Хочешь поговорить об этом?». Как спросить о чувствах? Прямой вопрос может вызвать некоторое беспокойство или раздражение, или и то и другое. Получается, не так все просто с технологией осознания и понимания эмоций других посредством прямого «спрашивания». Основные трудности вербального способа осознания эмоций других: люди не умеют осознавать свои эмоции, и им трудно правильно ответить на вопрос о чувствах и эмоциях. Сам такой вопрос в силу его непривычности вызывает эмоции беспокойства и раздражения, что снижает истинность ответа.

Открытые вопросы по самому названию «открывают» пространство для развернутого ответа, например: «Что ты думаешь по этому поводу?». Закрытые вопросы «закрывают» это пространство, предполагая однозначный ответ «да» или «нет». В теории коммуникации рекомендуется воздерживаться от чрезмерного количества закрытых вопросов, а больше пользоваться открытыми.

Поскольку спрашивать об эмоциях в нашем обществе не очень-то принято, важно формулировать эти вопросы очень мягко и как бы извиняясь. Итак, из фразы: «Ты сейчас бесишься, что ли?» — мы получаем: «Могу я высказать предположение, что ты, возможно, несколько раздражен этой ситуацией?»

Используйте следующую речевую формулу, она выверена авторами и является самой правильной. Любая техника = суть (ядро техники) + «амортизация». Причем суть — это логический уровень применения технологии, а амортизация — эмоциональный.

В теории коммуникации есть такое понятие — эмпатическое высказывание, то есть высказывание о чувствах (эмоциях) собеседника. Структура эмпатического высказывания позволяет говорящему выразить то, как он понимает чувства, переживаемые другим человеком, без оценки испытываемого эмоционального состояния (подбадривания, осуждения, требования, совета, снижения значимости проблемы и т.п.). Бывает достаточно сказать раздраженному человеку: «Наверное, это должно раздражать, когда в проекте все время возникают проволочки?» — как он становится заметно спокойнее. Почему это срабатывает? Большинство людей не осознают свои эмоции, как и этот человек. Но в тот момент, когда он слышит фразу об эмоциях, он невольно обращает внимание на свое эмоциональное состояние. Как только он осознает свое раздражение, у него восстанавливается связь с логикой и уровень раздражения автоматически падает.

Сергей Шабанов, Алена Алешина. Эмоциональный интеллект.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *