Что означает зеленый щит земли
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Что такое «зеленые щиты» вокруг городов и зачем их начнут создавать в Год экологии?
Годом экологии станет для России 2017 год. На мероприятия по сохранению природы будет направлено почти 240 млрд рублей. Одно из важных событий года — вступление в силу с 1 января закона о «зеленом щите». Рассказываем, кто это придумал и что это изменит.
Разработчиками закона является группа депутатов от Общероссийского народного фронта. Объяснил необходимость создания таких зон один из авторов, депутат Госдумы и представитель ОНФ Владимир Гутенев.
Главная причина — остановить вырубку лесов вокруг населенных пунктов. Особенно остро эта проблема стоит в Москве и Подмосковье, где на месте леса часто появляются промышленные объекты, коттеджные поселки.
В Гринпис России отрицательно высказались по поводу нового статуса для лесов. По мнению экологов организации, это «не повышает охранный статус лесов и в перспективе может легализовать воровство лесных земель».
«С точки зрения сохранения лесов и других природных территорий, окружающих крупные города, закон представляет собой бессмысленную пустышку. Он вообще никак не повышает охранный статус этих лесов, если не считать увеличения некоторых штрафов. Но он может облегчить вывод лесных участков из государственной собственности и из общего пользования граждан под различные цели, не связанные с существованием леса», — еще летом заявил руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко.
Тема для России очень важная. И не только для Москвы и Санкт-Петербурга, но и для Алтайского края. Однако тут есть два момента.
Во-первых, почти все ценные с точки зрения экологии лесные территории уже имеют статус, который подразумевает особое отношение. Во всяком случае, в Алтайском крае. Это зеленые зоны, лесопарковые зоны. Другое дело, что этот статус им не особенно помогает. В таких лесах ведется заготовка древесины, часто под видом санитарных рубок и рубок ухода.
По словам известного эколога, координатора группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса реготделения ОНФ Алексея Грибкова, в регионе пока нет необходимости придавать какой-то территории статус «зеленого щита», ибо новая норма в законе не будет строже, чем есть сейчас.
«Законодательство в таком варианте пока не позволяет защитить леса. Необходимо устранить пробелы в законе, прежде всего, относительно существующих зеленых и лесопарковых зон», – сказал он в беседе с корреспондентом ИА «Амител».
Во-вторых, сама идея о «зеленом щите» пока проработана не до конца. Например, в законе прописано, что на этой территории «запрещено создавать объекты капитального строительства (кроме объектов здравоохранения, образования, туризма, рекреации и спорта)». То есть и кафе, и сауна появиться там могут? А в чем тогда смысл беречь леса, если разрешать там строительство подобных объектов?
Кроме того, закон допускает изъятие участков земель со статусом «зеленый щит», но при условии, что территория будет компенсирована другим участком. Но механизм подробно не прописан. То есть не запрещено, скажем, изъять под какие-то хознужды кусочек ленточного бора, компенсировав его кусочком поля без единого деревца.
Самое главное — здесь запрещены сплошные рубки.
Также по закону в таких зонах запрещено:
Это могут делать некоммерческие организации, органы госвласти или органы местного самоуправления. Для этого им необходимо обратиться с мотивированным ходатайством о создании лесопаркового зеленого пояса в общественную палату соответствующего региона.
ОП имеет 30 дней на проведение слушаний. Если на них инициатива будет одобрена, она уйдет в законодательный орган власти соответствующего региона. Если парламент примет такое решение, у чиновников будет 180 дней на установку границы лесопарковой зоны.
Кстати, право на общественный контроль теперь имеют граждане. Общественным инспекторам выдаются удостоверения, и они могут делать фото и видео правонарушений и направлять материалы в соответствующие органы, запрашивать информацию в госорганах о работах любого характера на этих территориях.
Затянуть «зеленый пояс»
Такие «зеленые щиты» активно создавались в советские времена. Затем этим вопросом долгое время не занимались. Но проблема восстановления и создания новых поясов назрела давно, об этом много говорили общественники, жители регионов. В итоге появился федеральный закон.
Общественники стояли на том, чтобы запретить в «зеленых поясах» любые рубки, в том числе санитарные. Кроме того, предлагалось запретить прокладку дорог, трубопроводов, линий электропередачи, любое строительство.
Важно понимать разницу между «зеленым поясом» и особо охраняемыми природными территориями, отмечают в ведомстве. На территории «зеленого щита» могут располагаться объекты, связанные с занятием спортом, здравоохранением и туризмом, также санаторно-курортные, медицинские, рекреационные объекты.
Создание такого экологического каркаса вокруг городов в любом случае должно учитывать параметры стратегического развития территории, ведь и то и другое работает на улучшение качества жизни людей, отмечают в Рослесхозе.
Закон предусматривает возможность изменения границ «зеленого щита», но с обязательным включением туда такой же территории, как та, что в результате убывает. А инициатор вырубки лесов «зеленого пояса» обязан будет обязательно высадить новые деревья.
Во что превратилась идея «Зеленого щита»: СТАТЬЯ
Стратегия «Зеленый щит» как путь к устойчивому развитию городских агломераций
Хлынов Антон Юрьевич:
В 1996 г. окончил факультет прикладной космонавтики Московского государственного института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии (МИИГАиК) по специальности «Исследование природных ресурсов». В 2001 г. на учебно-методической базе ФКЦ «Земля» прошел обучение по курсу «Государственная кадастровая оценка земель поселений». С 2001 по 2013 гг. выполнял работы по государственной кадастровой оценке земель, разработке схем территориального планирования, правил землепользования и застройки, разработке эколого-экономических обоснований создания особо охраняемых природных территорий. С 2014 по 2015 г. – руководитель лаборатории территориального планирования и геоинформатики ФГБУ «ВНИИ Экологии». Активист Московского городского общества защиты природы, руководитель региональной группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса, регионального штаба Общероссийской общественной организации «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» (ОНФ) в Московской области, член Экспертного совета Минэкологии Московской области.
Дмитриев Алексей Владимирович:
Юрист, эксперт Общественной палаты г.о. Химки, член Общественного совета при руководителе Администрации г.о. Химки. С 2010 г. участник Движения в защиту Химкинского леса. Неоднократно подавал судебные иски в защиту экологических прав граждан, проводил общественный экологический контроль и составлял экспертизы правовых актов, затрагивающих вопросы градостроительства и охраны окружающей среды. Участник и соорганизатор круглых столов Общественной палаты РФ по вопросам градостроительства и экологии. Один из учредителей и координатор инициативной группы в защиту городского парка «Дубки» в Химках. Вместе с другими активистами проводил осмотры парка, составлял акты и заключения о его состоянии, на основе которых инициативная группа добивается восстановления парка; отрабатывал методики лечения деревьев и восстановления почвенного покрова силами волонтеров. С 2014 г. председатель градостроительно-земельной комиссии Народной палаты Подмосковья, соавтор аналитических справок, докладов и законопроектов по вопросам ограничения застройки и сохранения подмосковной природы.
Мало построить и развивать город, необходимо еще сделать так, чтобы в нем можно было жить комфортно (хотя бы относительно) и безопасно, обеспечивая и в самом городе, и в его окружении (субурбии) социально-экологическое благополучие. Эту нехитрую мысль приходится повторять все чаще. Развитие городов России, особенно столичного региона, ведется вширь за счет того, что вырубаются леса, застраиваются поймы рек, луга, бывшие сельскохозяйственные угодья. У такого расширения есть неизбежные последствия: снижается качество воздуха, воды, ухудшается почва, возрастают нагрузки на здоровье людей, живущих в таких районах. В конце концов растет смертность, и получается, что за непродуманную градостроительную политику люди платят огромную цену.
Это хорошо понимали проектировщики Москвы в 1935-м году, когда был утвержден защитный лесопарковый пояс столицы и оставлены «зеленые клинья» городских лесов, направленные к центру города. Этот зеленый каркас долгое время был неприкосновенен, пережил опустошительную войну и даже сам выступил как средство обороны, укрывая защищающих родину солдат и военную технику. Спасенные жители столицы отплатили своеобразно: с 1970-х годов начинается бурная застройка лесов защитного пояса, и к 2017-му году, объявленному президентом России годом экологии, мы подходим меньше чем с третьей частью тех зеленых зон, которые когда-то входили в защитный пояс.
По данным Росстата, количество автотранспорта в Московском регионе в период с 1990 г. по 2014 г. выросло с 1 101 360 до 6 018 000, а площадь вводимого в эксплуатацию жилья возросла с 4 637 000 до 9 713 000 кв. м.
За удобства жизни в городской среде человек платит многочисленными негативными факторами вредного воздействия: повышенным загрязнением воздуха продуктами сгорания автомобильного топлива и мелкодисперсной пылью, виброаккустической нагрузкой, концентрацией вредных веществ в воде и почве. Отдельный фактор негативного воздействия представляет ставшая «модной» при благоустройстве городской среды тенденция к запечатыванию почв, замены экологически эффективных пространств на искусственные покрытия из плитки, асфальта и бетона.
Все перечисленные материалы имеют свойство аккумулировать тепло и создавать над городом в жаркое время года «тепловые острова», столбы перестойного раскаленного воздуха, губительного для людей с дисфункциями сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Из 102 важнейших болезней, групп болезней и травм, которые рассмотрены в Докладе о состоянии здравоохранения в мире Всемирной ассоциации здравоохранения за 2004 г., факторы экологического риска вносят свой вклад в общее время болезней по 85 категориям, причем 23% от общего числа смертей и 24% от общего числа заболеваний обусловлены непосредственно неблагоприятным экологическим состоянием.
Единственным фактором снижения вредных воздействий, обусловленных городской средой и транспортом, является природный комплекс – других средств сохранения среды, благоприятной для здоровья человека, просто не существует.
По данным итогового рейтинга экологического благополучия регионов России за 2015 г., составляемого организацией «Зеленый патруль», Московская область находится на 81-м месте по стране, причем такое положение стабильно сохраняется по данным наблюдений с 2008 г. Наряду с интенсивным притоком населения в регион, увеличением числа автомобилей наблюдается устойчивое увеличение заболеваемости, в том числе онкологией. Площадь лесов в Московской области составляет чуть более 2 млн га. Казалось бы, это немаленькая цифра. Пожалуй, нельзя с этим не согласиться.
Однако проблема состояния природного (прежде всего – лесного) комплекса региона не столько в сохранении площадных показателей, сколько в том, что леса Подмосковья, во-первых, сильно фрагментированы, во-вторых, испытывают сильнейшие рекреационные нагрузки и так называемое «буферное» влияние прилегающих застроек, негативно влияющих на гидроклиматический режим залесеннных поверхностей. Кроме того, многие леса, не входящие в состав государственного лесного фонда (прежде всего – городские леса, леса «Новой Москвы» и леса в составе земель обороны и безопасности), слабо защищены юридически от потенциальной возможности их вывода под застройку. Вместе с тем развитие транспортного комплекса региона практически не учитывает фактор фрагментации: новые трассы проектируются так, что цельные лесные массивы разрезаются на мелкие части и в значительной степени утрачивают свои экологические и средозащитные свойства. Более того, ряд проектных решений вообще никак не обусловлены решением транспортных проблем региона, а нацелены лишь на обеспечение доступа к территориям потенциальной застройки для увеличения так называемой «инвестиционной» привлекательности будущих градостроительных проектов.
В настоящее время лесистость территории Московской области составляет примерно 40–45%. Для природной зоны, в которой расположен регион, – зоны хвойно-широколиственных лесов это означает, что у природы за весь период активного хозяйственного (за последние 20 лет – преимущественно градостроительного) освоения территорий человеком здесь изъято более 50% природного пространства. Однако если рассматривать Московскую агломерацию в целом (территория, включающая саму Москву и прилегающую к ней зону примерно в 70 км от МКАД), то лесистость здесь составит менее 30%, а степень преобразования (антропогенной) трансформации природного пространства здесь составит уже более 60%. И эта трансформация столь значительна, что уже сейчас в границах Московской агломерации наблюдаются достаточно серьезные изменения климатических (мезоклиматических) условий и гидрологического режима рек и водоемов. Умеренно-континентальный, весьма благоприятный для жизнедеятельности климат нашей природной зоны в границах агломерации постепенно приближается по своим качествам к условиям, характерным для сухих степей и полупустынь. К этому приводят прежде всего значительные и все более увеличивающиеся площади так называемых запечатанных земель (территорий). Если внимательно посмотреть на пока что еще в большинстве своем скрытые от глаз общественности генеральные планы развития городских округов, городских и сельских поселений ближнего Подмосковья, то станет понятно, что площадь предназначенных к «выводу» под асфальт и бетон поверхностей в перспективе всего лишь каких-то 15–20 лет увеличится не менее чем на 30%. Если эти «генеральные планы» муниципальных и региональных властей Москвы и Московской области сбудутся, то о красотах Подмосковной «Швейцарии» точно можно забыть и готовиться к тому, что цена на чистый воздух (отдых у воды или в лесу, дом у опушки) и воду (естественные источники питьевого водоснабжения станут не пригодными к использованию) сильно возрастет.
И давайте не будем забывать еще об одной назревшей проблеме современного российского общества – о проблеме отсутствия у нас в стране цивилизованной отрасли обращения с отходами. Московского региона эта проблема касается в первую очередь. По официальным данным – 12 млн тонн отходов в год образует только одна Москва. Примерно столько же – область. По неофициальным данным различных общественных экологических организаций, Московская агломерация образует порядка 100 млн тонн отходов в год. Большая их часть вывозится на полигоны ТБО, многие из которых давно выработали свой ресурс и требуют закрытия. Другая часть отходов утилизируется на мусоросжигающих заводах, число которых правительство Московской области планирует в ближайшее время увеличить до 15. Лишь небольшая часть отходов (не более 5%) идет во вторичную переработку. Нет в регионе современных и эффективных предприятий по переработке отходов, зато есть планы все большего расширения урбий и субурбий, все большего увеличения количества образующихся коммунальных, промышленных, медицинских и других отходов, а значит, при нерешенных острых экологических проблемах есть далеко не радужные перспективы достигнуть пика социально-экологической напряженности и оказаться на пороге настоящей социально-экологической катастрофы.
Сейчас чиновники перестали говорить слова «природная территория», «естественный ландшафт» – и уровень, и профиль образования уже не те – а звучат слова «неосвоенная территория» и «незастроенные земли». Москва с ближним Подмосковьем уже сейчас самый перенаселенный регион России, хотя он составляет всего 0,3% площади от российских территорий, живет здесь более 15% населения всей страны. Города сдавлены пробками и стоящими окно в окно домами, воздух и воды почти всюду в Москве и Подмосковье просто вредны для дыхания – разрушенная среда жизни уже собирает урожай человеческих жизней.
Однако в вопросах экологии, как и в вопросах застройки городов, последствия принятых (или вовремя не принятых) управленческих решений становятся очевидны не сразу. Иногда они наступают через десятилетия. То есть нынешнее поколение, безучастно глядящее на рубки лесов, уничтожение городских парков, так любимых большинством горожан лугов у рек и водоемов, охотно дополняющее столичную квартиру домом в коттеджном поселке за городом, просто берет благоприятную среду взаймы у собственных потомков, которые уже получают в наследство грязный воздух, хронические болезни и клубок неразрешенных проблем.
Однако данный посыл адресован прежде всего муниципальным, региональным и федеральным управленцам, отвечающим за пространственное развитие территорий, градостроительную и экологическую политику не только в Московском регионе, но и в стране в целом. Зачем же так бездарно использовать (вернее – не использовать) огромный пространственный (и природный) потенциал России, продолжая ее переселять в Москву и ближнее Подмосковье? Подход явно не государственный, политически и стратегически неверный.
Энергию градостроительного комплекса Московского региона необходимо направить на развитие других регионов. Москве же и области необходимо научиться развивать свои экономики иным способом, превращая отходы в доходы, и начать снабжать экологически чистой продукцией «с поля» и «из-под коровы» так жаждущих ее жителей урбий и субурбий. Стало очевидно, что необходимо воссоздать, насколько это возможно, защитные пояса городов, максимально укрепить их, дополнить и оборонить от покушений.
Так родилась идея зон с особыми условиями обеспечения экологической безопасности. Подмосковье уже находится в нижней пятерке регионов России по состоянию окружающей среды, наступивший кризис требует срочных мер. Инициатива экспертов-экологов была поддержана Общероссийским народным фронтом, который облек мысли ученых в более популярную форму, сформулировав стратегию «Зеленого щита»: запретить в 70 километрах вокруг города уменьшение лесопокрытой площади и перевод земель лесного фонда в земли населённых пунктов, разорительные сплошные рубки в этой зоне.
Но неправильно думать, что стратегия «Зеленый щит» нацелена только на защиту леса. Важная часть стратегии – объединить ведущуюся по отдельности охрану природных объектов. Есть меры по защите леса, по защите воды, почвы, воздуха, но в итоге «у семи нянек дитя без глазу»: природный комплекс, как единое целое, остался без охраны. Практически никак не защищены ни законом, ни государством городские леса, переданные местным властям, парки и скверы, зеленые зоны во дворах. Из-за таких пробелов природный каркас города – это уже не единое целое, не сеть зеленых зон, поддерживающая улицы и дома, как кровеносные сосуды в человеческом теле. Скорее получаются отдельные маленькие «зеленые островки», которые не могут не только сохранить город пригодным для жизни, но даже и сохраниться сами. Как правило, раздробленная на много кусочков природная среда постепенно рушится, поскольку вместо единой сети становится горстками обособленных друг от друга территорий, каждая из которых уже не может выдержать ту нагрузку, которая ложится на нее.
Первым шагом в этой стратегии стало написание законопроекта, который смог бы объединить природные территории и хотя бы как-то защитить городские зеленые зоны, которые сейчас не защищены в принципе. Идея назрела давно и сразу получила активную поддержку: на сайте Российской общественной инициативы необходимые для рассмотрения Госдумой сто тысяч подписей были собраны меньше чем за месяц.
А вот дальше начались сложности. Огромная чиновничья и коммерческая машина, уже набравшая ход и перемалывающая зеленые зоны Москвы и Подмосковья, обратилась против «Зеленого щита». Законопроект стал покрываться пылью в столах чиновников, потребовалось личное вмешательство президента, чтобы он дошел до первого чтения в Думе.
К сожалению, итоговый документ, отправившийся на подписание главе государства (Федеральный закон от 03.07.2016 N 353-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов»), сильно отличается от того, за что голосовали люди на «РОИ», местами даже противоречит первоначальной канве. Впрочем, никто и не говорил, что воссоздание системы поддержания благоприятной окружающей среды – дело легкое. Особенно в наших реалиях, когда экология остается чем-то чудным и непонятным, планировать свою жизнь даже на десять лет вперед не принято, а вот про сиюминутные интересы бизнеса разговоры не смолкают никогда.
Вокруг городов России появятся «зеленые щиты»
Вокруг крупных городов России будут созданы «зеленые щиты». Закон, предусматривающий создание «зон с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности», был сегодня подписан президентом Владимиром Путиным.
Теперь вокруг городов, в соответствии с законом о «зеленом щите», будет ограничена вырубка деревьев, таким образом будут сформированы лесопарковые пояса, в которые могут войти территории «а которых расположены леса, и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему».
Решения о создании «зеленого щита» будут приниматься законодательным органом власти региона в случае, если зеленая зона будет создаваться на территории отдельного субъекта. Если же «зеленый пояс» будет занимать территорию нескольких субъектов, то тогда соответствующее решение должно быть принято правительством России.
Закон о «зеленом щите» подразумевает и изменения в Кодексе об административных нарушениях, так, штраф за нарушение порядка вырубки предусмотрен штраф в размере 5 тысяч рублей. Однако должностным лицам и индивидуальным предпринимателям придется заплатить от 20 до 40 тысяч рублей, а юридическим лицам – до 500 тысяч рублей.
Изначально проект «зеленый щит» планировалось реализовать вокруг Москвы и Подмосковья. Осенью прошлого года активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ) выступили с предложением ограничить вырубку лесов в радиусе 70 км вокруг Москвы. Но эта идея настолько приглянулась жителям других регионов, что проект «зеленый щит» вырос до всероссийского уровня.
Создание вокруг городов «зеленого пояса» приведет к сохранению лесных массивов страны, будет способствовать сохранению экологических норм, которые, из-за усиленной вырубки лесов, сегодня находятся практически на грани. «Зеленый щит» позволит жителям городов дышать чистым, здоровым воздухом.
LiveInternetLiveInternet
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
Закон о «зеленом щите», подписанный Президентом России Владимиром Путиным накануне, об этом журнал «ЭкоГрад» (novosti/prezident-podpisal-zakon-o-zelenom-shchite) сообщал ранее, снискал одобрение и
Закон о «зеленом щите», подписанный Президентом России Владимиром Путиным накануне, об этом журнал «ЭкоГрад» сообщал ранее, снискал одобрение и критику экологов. Мнения разделились. В среде экологической общественности разгорелась полемика. Самые первые реакции
Пресс-секретарь Гринпис России Халимат Текеева откликнулась комментарием.
Закон о «зелёном поясе» может погубить многие леса вокруг больших городов
Подписан закон о лесопарковых зелёных поясах (зелёном поясе крупных городов). Несмотря на заявленные благие намерения лоббистов, в перспективе он может облегчить «распил» лесных земель. В одном ближнем Подмосковье этот закон поможет легализовать застройку десятков тысяч гектаров.
Первоначальная концепция законопроекта вводила понятие «лесопарковый зелёный пояс» как непрерывную, насколько это возможно, природную территорию вокруг мегаполиса, защищённую от дальнейшего растаскивания и застройки. Принятый в первом чтении законопроект не представлял собой ничего интересного: он декларировал важность сохранения пригородных лесов, оставляя большинство практических вопросов на усмотрение правительства.
Но ко второму чтению концепция изменилась. Закон в окончательной редакции рассматривает лесопарковый зелёный пояс как лоскутную территорию, представленную только лесами и зелёными насаждениями (внутри городов), и составленную исключительно из никем не востребованных ни сейчас, ни в планируемой перспективе земельных участков. Такой пояс займёт гораздо меньшую площадь, чем та, которую сейчас занимают лесопарковые и зелёные зоны. Леса, которые уже предоставлены под застройку или которые только планируется предоставить под застройку, по новому закону в лесопарковый пояс включать нельзя, равно как и водные объекты, и нелесные природные территории.
Действующее законодательство использует понятия лесопарковых и зелёных зон. Оно защищает эти зоны от сокращения площади и капитальной застройки, пусть и неэффективно. Этот режим часто не соблюдается из-за лазеек в лесном законодательстве и из-за того, что три четверти государственных лесов в нашей стране не поставлены на кадастровый учёт. Новый закон, особенно при намеренном попустительстве со стороны надзорных органов, даёт возможность легализовать воровство лесных земель.
«С точки зрения сохранения лесов и других природных территорий, окружающих крупные города, закон представляет собой бессмысленную пустышку. Он вообще никак не повышает охранный статус этих лесов, если не считать увеличения некоторых штрафов. Но он может облегчить вывод лесных участков из государственной собственности и из общего пользования граждан под различные цели, не связанные с существованием леса», — заявил руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко.
Отменить «перегибы» в законах о природохранении
Проблема в том, что уже нельзя выехать на природу или рыбалку и не схлопотать срок или штраф.
Письмо Рослесхоза за номером № ЕК-07-54/1985 разъясняет для своих региональных подразделений, что рубку сухостойных, поваленных ветром и тому подобных деревьев следует считать. хищением.
Гражданин, застигнутый за этим ужасным занятием, должен быть привлечен к уголовной(!) ответственности. За хищение в УК РФ «отвечает» 158 статья. Получается, что если вы наломали веток для костерка в лесу или мангала, вас вполне можно посадить на срок до 2 лет!
по статье 8.28 КоАП за «незаконную рубку, повреждение лесных насаждений» – 3000-3500 рублей. С вашего мангала на «лесную подстилку и сухую траву» неизбежно вывалится пара угольков, а вы «не отделили их противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра» от лесного массива! Получите за «выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности» штраф в 2000-3000 рублей!
Решите отдохнуть от городской суеты на берегу речки? Отлично – теперь вы цинично нарушили заветы Водного кодекса РФ! Он запрещает «движение и стоянку транспортных средств» вне дорог с твердым покрытием (полевая грунтовка к таковым не относится!) и специально оборудованных мест, имеющих твердое покрытие, в пределах водоохранной зоны водоема. Для справки скажем, что даже ручеек-переплюйка или маленький прудик имеют по берегам водоохранную зону шириной 50 метров от уреза воды! Большой реке или водохранилищу полагается водоохранная зона в 200 метров шириной. И всякий автовладелец, кто посмеет попрать колесом эти границы, попадет под статью 8.42 КоАП с ее штрафом в размере 3000-4500 рублей.
Письмом от 25 февраля 2016 года № ЕК-07-54/1985 Рослесхоз разъяснил органам управления лесами субъектов РФ и своим территориальным органам, что присвоение находящейся на землях лесного фонда древесины ветровальных и буреломных деревьев следует рассматривать как хищение. Это означает, что любой человек, нарубивший или напиливший, например, дров из лежащих в лесу мертвых деревьев, с точки зрения Рослесхоза является лесонарушителем, и должен быть привлечен к установленной действующим законодательством ответственности. К какой именно — зависит от конкретной ситуации и от толкования законов конкретными должностными лицами.
Под мелким хищением (административным правонарушением — ст. 7.27 КоАП РФ) понимается хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных рядом статей Уголовного кодекса (к нашему случаю из них может относиться только одна — ст. 158), и если стоимость похищенного имущества не превышает одну тысячу рублей. В этом случае предусматривается наказание в виде штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей, или административного ареста на срок до пятнадцати суток.
Уголовный кодекс РФ понимает под хищением «совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества» (ст. 158 УК РФ). Согласно этой статье, Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Принципиальным отличием мелкого хищения (административного правонарушения) от кражи (преступления) является наличие ущерба, причиненного собственнику. С точки зрения здравого смысла, присвоение кем бы то ни было мертвой древесины, лежащей в лесу, ущерба государству обычно не наносит — государство никак эту древесину не использует, и даже в определенных случаях рассматривает ее как «захламление» (пункт 115 Методического документа по обеспечению санитарной безопасности в лесах, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 09.06.2015 № 182). Но постановление Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» предусматривает исчисления размера ущерба от присвоения (хищения) древесины буреломных и ветровальных деревьев.
Таким образом, если буквально понимать разъяснение Рослесхоза, постановление
Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273 и статью 158 Уголовного кодекса РФ, каждого человека, самовольно нарубившего дров из лежащей в лесу мертвой древесины (будь то житель отдаленной деревни, не имеющий возможности легально выписать себе дрова или не знающий, как это делается, или участник какой-либо экспедиции, или организатор детского палаточного лагеря и т.д.), надо привлекать к ответственности именно за кражу — с наказанием в виде лишения свободы на срок до двух лет.
Позволит людям без опаски отдыхать на природе, соблюдая правила и нормы безопасности, а за соблюдением этих норм пусть и следят инспектора.
Законодательно придать ОСОБЫЙ СТАТУС КЕДРОВЫМ ЛЕСАМ и тайге в ареале распространения кедра.
(http://rodovid.me/Live_Earth_1008/rossiya—lider-v-vyrubke-lesov.html ),
недобросовестного и халатного отношения сборщиков ореха, которые повреждают деревья, в результате чего они слабеют и заболевают
Поправки в Лесной кодекс РФ, принятые в декабре 2015 года
http://www.komitet2-21.km.duma.gov.ru/site.xp/052057124050048049054.html
и вступающие в силу только в октябре 2016 года рассматривают только санитарные рубки,
не содержат необходимых мер для СПАСЕНИЯ кедра КАК ВИДА!
необходимо:
— проведение немедленного обследования ( в том числе анализа почвы на наличие токсичных элементов, губящих деревья),
-лечение и восстановление ОСТАВШИХСЯ кедрачей,
-составление ОБЪЕКТИВНОЙ карты обследованных кедровых лесов,
— возвращение правил лесопользования, упраздненных в 90-х годах, с разрешением массового сбора кедрового ореха не чаще 1 раза в 4 года.
Подробности Категория: Эко диспут Опубликовано 05.07.2016 08:15 Просмотров: 0