Что означает золотой цвет на гербе
Золото в геральдике
Золото — самый благородный из всех металлов и цветов, используемых в геральдике, оно олицетворяет солнце — источник жизни и богатства, как материального, так и духовного. Оно символизирует такие качества и понятия, как верность, милосердие, справедливость, человеколюбие, умеренность, воздержание, а также благородство, великолепие, гордость, слава, счастье, любовь, богатство, великодушие, мудрость, постоянство, власть, превосходство и щедрость. На флаге этот цвет означает стремление к победе. Кроме того, этот металл считался символом гибеллинов. Некоторые английские специалисты по геральдике ассоциируют этот металл с топазом (topaz): название этого камня заменяло золото в описаниях гербов пэров, то есть высшей аристократии; когда речь шла о гербах королей и принцев, вместо слова «золото» использовалось слово «солнце»; золото называлось своим настоящим именем только для мелкого и среднего дворянства, джентри.
Герб сиенской семьи Бандинелли* является редким примером полностью золотого поля. Безант, то есть золотой кружок, по определению является золотым. Графически символ золота изображается на бумаге, мраморе, дереве и металле посредством пунктирной линии; в наиболее древних из дошедших до нас документах можно найти символическое обозначение золота в виде буквы «О» или в виде зодиакального знака солнца. Щиты могли быть либо позолочены (с помощью золотой фольги), либо покрашены желтой краской (желтым кадмием). Золотой или желтый щит у рыцаря на турнире символизировал скорее гордость, самообладание и желание любви, нежели вышеперечисленные качества и понятия. В то же время согласно народным поверьям золото традиционно считалось цветом предательства и измены (действительно, Иуда, как правило, изображался в желтых одеждах), а также ревности и супружеской неверности. Это негативное отношение до сих пор присутствует, к примеру, в своде морских сигналов (так, флаг «карантина» традиционно желтый). Тем не менее желтый цвет (интерпретируемый как золото в главе национального герба) в прошлом часто встречался в расцветках европейских флагов (в качестве примера можно привести флаг на бушприте Фландрии.
Золото часто используется для исполнения внешних элементов герба: золотые короны — это символ монаршей власти, а золотые шлемы во внешних украшениях над гербами принадлежат исключительно королям и принцам. Кроме того, золотыми могут быть забрала и застежки на серебряных шлемах, а также шпоры рыцарей. Более темные и насыщенные оттенки желтого цвета, получаемые посредством сиенского красителя, могут быть использованы для затенения или выделения отдельных фигур (например, корон) или их частей (клювов, когтей и т. д.), когда они блазонируются «цвета поля»,то есть золото на золоте.
Монохромный щит — будь то металл или цвет — назывался «щитом ожидания», потому что рыцарь — обладатель такого щита — находился «в ожидании»: он стремился совершить подвиги, прославиться на турнирах и поместить на свой герб достойные символы своих побед. При этом некоторые рыцари сохраняли свой щит одноцветным по другим соображениям, например, они хотели подражать легендарным героям, таким как рыцари Круглого Стола, или же в их родной стране отсутствовала традиция устраивать рыцарские турниры (так было в Ирландии).
Геральдические цвета разделяются на металлы, меха и финифти (эмали или тинктуры).
Ограничение набора цветов в геральдике продиктовано практическими соображениями. Герб служил прежде всего военным опознавательным знаком, который должен был хорошо различаться на расстоянии. Его окраска должна была быть яркой и контрастной. Последний принцип зафиксирован в важном правиле, гласящим, что финифть может наноситься только на металл, а металл только на финифть (меха и натуральные цвета могут помещаться как на эмалях, так и на металлах).
Возможно также, что в полевых условиях, когда требовалось нанести на щит изображение герба, доступны были лишь самые простые красители, дающие основные цвета. Кроме того, такая система легче всего поддается стандартизации.
Для того чтобы можно было отображать геральдические цвета на гравюрах, то есть в чёрно-белом изображении, с XVII века была принята система Сильвестра Петра-Санкта, так называемая шафировка. Этот итальянский герольд предложил графически отображать цвета с помощью линейной штриховки (далее эта система приводится).
Металла два: золото и серебро. Там, где золотую или серебряную краски применить нельзя, золото изображается жёлтым цветом, а серебро белым. Графически золото показывается точками, а серебро не имеет графического эквивалента и обозначается пустым пространством.
Главных геральдических финифтей (тинктур, эмалей) пять:
Лазурь — (голубой) графически изображается горизонтальными линиями. Получался смешиванием кобальта и ультрамарина.
Зелень — (зелёный) графически изображается диагональными линиями геральдически справа. Получался смешиванием хрома и растительной зелени.
Меха два: горностаевый и беличий. Традиция использовать в геральдике меха происходит, вероятно, от древнего обычая обивать щиты мехом животных.
Можно предположить, что только самые первые гербы несли произвольно взятые изображения, не наделённые каким-то особым смыслом. Но в проникнутую духом мистицизма эпоху средневековья, когда даже в элементарных вещах старались разглядеть скрытый смысл, некое божественное откровение, цветам, как и другим геральдическим элементам, начали придавать конкретное символическое значение. Поскольку нет жёсткой системы, способной помешать каждому желающему вкладывать в геральдические цвета какой угодно смысл, вполне естественно, что существует множество разнообразных толкований, предлагаемых разными источниками.
Но символическое толкование геральдических цветов уместно только тогда, когда заранее известно, что составитель герба вложил смысл в его расцветку. В противном случае есть опасность очень далеко зайти, пытаясь обнаружить скрытый смысл там, где его нет. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве гербов цвет выбирается не в соответствии с его символическим значением, а в соответствии с эстетическими принципами составления композиции.
Мех, в соответствии со средневековыми нормами, мог использоваться только королевскими и дворянскими семействами в знак их исключительности и превосходства (в наши дни горностаевая шуба у привилегированных членов общества выполняет ту же функцию), однако сейчас это правило немного демократизировалось.
Что означает золотой цвет на гербе
Герб семьи Бандинелли (Сиена, Италия)
Жёлтый (золотой) цвет считается самым благородным из всех цветов, а не только металлов.