Что почитать хорошее фэнтези
Фантастика и фентези за два с половиной года, почти сто хороших книг
На этот пост меня подтолкнула публикация «Почему я ворую книги, бедные авторы, и как это исправить», а именно — скепсис и возражения на мой комментарий о том, что я не читаю плохие книги. Мне предложили рассказать, как я выбираю книги для чтения и что именно читаю. Ну я и повелся.
Оформить список было сравнительно просто, FBReader любезно хранил на GoogleDrive все скачанные книги с того момента, как там появилась эта услуга. Предлагаю вашему вниманию список прочитанного мной за 2,5 года из жанров фентези и фантастики.
Немного расскажу о том, как я выбираю книги для чтения. Будет немного лирики, если не интересно — проскролльте.
Сначала таскал с собой стопки распечаток на офисной бумаге, я переверстывал PageMaker’ом книги в 4 колонки и печатал с двух сторон листа на рабочем принтере, зрение позволяло использовать 4-6 кегль и выходило чрезвычайно компактно. Потом купил наладонник HP iPaq 2210. Он держался очень долго, у него сначала облезли, а потом и отвалились боковые панельки, потом выпала кнопка джойпада, но в один ненастный день — при подключении к зарядке из него пошел дым и на этом его жизнь закончилась.
Впоследствии я читал с кнопочных мобильников, с е-инк читалок, со смартфонов, мониторов и тд тп, но встала проблема поиска новых книг. К тому времени Либрусек превратился в «магазинчик», от него откололась Флибуста, но книги еще можно было скачивать свободно и в любом количестве. Поначалу время я ориентировался на людей, чьи вкусы совпадали с моими, читал их комментарии и смотрел, к чему они еще писали отзывы.
Но потом наступил 2005 год и с этого момента в русской фантастике что-то поломалось. Отчасти в этом виновата череда традиционных для России кризисов, но в основном подгадили сами издательства, долго и старательно рубя под собой сук. Они воспитали целое поколение читателей жуткой и дешевой графомании с альтернативными попаданцами, которые потом радостно свалили на Самиздат, где все тоже самое можно было читать нон-стоп, бесплатно и легально, тем самым — резко уменьшив поток денег с продажи бумажных книг. У меня тоже были попытки читать Самлиб, закончившиеся очень быстро с сильным недоумением и непониманием.
Набравшись наглости и влившись в гадюшник банку-с-пауками сообщество пользователей Флибусты — я периодически открывал в блоге темы с названиями типа: «Что почитать?» и руководствовался рекомендациями людей, читающих примерно такие же книги. Результат постоянно радовал, было открыто множество современных иностранных авторов, которых не подкосили русские кризисы и Самлиб, а русские издательства не перестали их переводить. Такой темы хватало на полгода-год, потом открывалась новая и в блокнотик записывалась еще одна порция писателей и книг. С тех пор я читаю почти исключительно современную иностранную фантастику. Периодические попытки найти хорошие книги среди русских — заканчиваются печально, но несколько очень приятных исключений, таки было обнаружено.
А потом я открыл для себя Goodreads (может кому интересно — мой профиль). Хоть это иностранный сервис и переводов на русский там нет, но можно искать книги и авторов на английском, а потом смотреть — переводили ли их на русский. Я тщательно заполнял свой профиль, расставлял оценки, вспоминая и те книги, которые не понравились, в итоге расставил больше ста оценок и начал смотреть рекомендации сервиса. С тех пор вопрос «Что почитать?» — больше не возникает, сервис исправно подсказывает мне книги любого жанра и направления, как новые, так и старые. Немного грустно от того, что переводят далеко не все и в планах изучить английский до такой степени, что бы читать оригиналы, но даже одних только русских переводов — с лихвой хватает, в очереди стоит много книг на чтение и этот список постоянно пополняется.
Наконец, перейдем к списку. Как я выше объяснил, он охватывает два с половиной года статистики FBReader. Конечно в нем не все книги, которые я прочитал за это время, я выкинул из него немногочисленный нон-фикшн, старые книги, которые перечитывал под настроение, вроде всей серии про Амбер и Хаос, все книги про Гарри Поттера, перечитанные ради ГПМРМ, которую я читал уже три раза и по суммарному объему ее можно запросто засчитать как 8-10 обычных книг, в итоге список сократился раза в два, но тем не менее — в нем осталось почти сто книг и несколько десятков авторов.
Предупрежу сразу, есть одно соображение, которое почти убедило меня не делать этот список и не публиковать его, а именно — мне казалось, что все следящие за современной иностранной фантастикой, и так читали большую часть перечисленного, потому что в нем нет ничего особо нового или оригинального, но я решил рискнуть. Если хоть один человек найдет в списке пару новых книги или одного автора — то значит пост был не бесполезен.
Список отсортирован по авторам, книги автора — по циклам и по алфавиту, если они не в цикле. Оценки поставлены субъективные, как и вся подборка авторов и жанров, все это отражает только мой личный вкус и не претендует на истину в последней инстанции. Аннотации, обложки книг, биографии авторов я в список добавлять не стал, ограничившись только собственным комментарием, потому что все перечисленное легко можно найти по ссылкам. Если комментарий покажется слишком скудный — пишите сюда в топик и я отвечу более развернуто.
Поскольку я не хочу рекламировать существующие магазины книг или коммерческие порталы, зарабатывающие на рекламных баннерах, партнерках или прямых продажах — то все ссылки на книги ведут на Flisland. Надеюсь хабраэффект не уронит сайт и сервер справится.
UPD
Хочу еще раз отметить, что множество книг и авторов не попали в этот список, потому что я прочитал их гораздо раньше, а список охватывает книги от конца 2014 года и до сегодняшнего дня.
UPD
Буквально сегодня утром выложили готовый перевод третьей книги Лю Цысиня, добавил здесь ссылки на книгу и написал небольшой анонс: «Вечная жизнь Смерти», Лю Цысинь — последний том трилогии «В память о прошлом Земли», перевод закончен.
UPD
Дочитал третий том Лю Цысиня — обновляю комментарий на книгу. На очереди обновление комментария к Дому дервиша.
UPD
Дочитал Дом дервиша Макдональда, добавил комментарий
Дэниел Абрахам
Паоло Бачигалупи
Крис Бекетт
Дэвид Брин
Энди Вейр
Вернор Виндж
Виктория Воробьева
Уильям Форд Гибсон
Дмитрий Глуховский
Чем кончилось – уже не вспомню, потому что совсем не интересно, дочитывал только потому, что хотелось таки предметно составить впечатление об очередном порекомендованном мне шедевре отечественной фантастики. С каждым разом я все реже и все с меньшим энтузиазмом трачу время на попытки найти нового русского автора фантастики, сортом выше третьего. Все меньше жду от очередной рекомендации. Печальная тенденция.
Грэй Ф. Грин
Джеймс Дашнер
Яцек Дукай
К большому сожалению, неоправданно затянутое повествование и дурацкие лингвистические выверты переводчика — убивают все это на корню. Я забросил книгу на 80%, мне стало совершенно неинтересно, чем там все закончится, надоело. И очень жаль, может в другом переводе, я бы дочитал ее до конца и с удовольствием.
Михаил Елизаров
Роберт Ибатуллин
Грег Иган
Майк Кэри
Энн Леки
Сергей Жарковский
Джек Макдевит
Йен Макдональд
Роберт Мейсон
Большой респект переводчику и всем, кто ему помогал, официально книга не издавалась на русском.
Чайна Мьевилль
Аластер Рейнольдс
Последняя переведенная книга из серии, заметно выделяется среди остальных, она намного более локальна, все действие происходит на одной планете и ее орбите.
Захватывающе и интересно, но немного разочаровывают масштабы.
Эл Робертсон
Ким Стэнли Робинсон
Отдельное «мерси» переводчику. С одной стороны он дал возможнсть прочитать эту книгу на русском, с другой стороны столько ляпов… «Полупроход» — это не так круто, как «голова мыши над камином» и «мышь самый грозный десной зверь» — но тоже очень «мощно».
Анджей Сапковский
Чарлз Стросс
Питер Уоттс
Александр Уралов
Майкл Фрэнсис Флинн
Виталий Фролов
Книгу мне посоветовали со словами «по уровню не хуже Гибсона». Я раньше не раз видел обсуждения этой книги, но по отзывам составил вполне определенное мнение и тратить на нее время совершенно не хотелось. Таки не ошибся — все плохие отзывы были справедливы.
Фабула примитивна, затерта до дыр, затаскана и затрахана до полного fubar. Развитие легалайза огнестрела — полный тупняк.
Персонажей в книге нет — только функции. Даже гг плоский до двумерности, зато остальные совершенно одномерные. Диалоги не скроллил только из упрямости. Хоть в книжке и есть пара любопытных поворотов, сюжет это не спасает.
Концовок у книги две. Одна — типа финт от автора: «а что? не ожидали, что я вот так?!», «Нет *лять — не ожидали, мы ожидали, что ты хоть до какогонить логичного конца домучаешь гг» — но аффтар ниасилил. Вторая просто для хохмы.
Единственно что не вызывало желания немедленно закрыть книгу и удалить с телефона — описание охоты. Тупое пострелялово аффтару вполне удается.
Майкл Джон Харрисон
Во второй книге книге автор все больше переходит к тому, что его вдохновило. Если читать ее с перерывом от первой и третьей — то она категорически не воспринимается цельным произведением. Космоопера отступает на второй план и читается уже не так интересно.
По моему, третья — самая плохая книга серии. От космооперы уже ничего не осталось, все окончательно скатилось на переосмысление по своему книги Стругатских и стало совсем не интересно.
Но если прочитать все книги одним махом — может и понравится, я знаю людей которым именно сюжет от Пикника в трилогии — понравился больше всего, а мне не зашло. На любителя.
Лю Цысинь
Во второй книге автор постепенно отступает от западного характера повествования. Если в первой было много интересных исторических экскурсов, были живые и яркие герои, за жизнью которых было интересно наблюдать, то в этой книге герои все больше превращаются в функции сюжета. Ссылка на мою статью об этой книге: Перевод второй книги из серии «Память о прошлом земли», «Темный лес» — закончен. Приятного чтения.
Сейчас я «подрабатываю» бета-ридером перевода последней части трилогии Лю Цысиня, который почти завершен. Перевод завершен, анонс: «Вечная жизнь Смерти», Лю Цысинь — последний том трилогии «В память о прошлом Земли», перевод закончен
В этой части он окончательно отказался от традиционного для запада повествования, главного героя нет вообще, персонажи чисто функциональны, служат только для фона и озвучивания происходящего. Много чисто описательных глав типа «а вот потом случилось то и то, было это так и этак», которые сами по себе тянут на фабулу для полноценной книги, но являются только промежуточными вставками для продвижения сюжета. Все очень эклектично, автор понапихал в одну книгу столько всего, что хватило бы на длиннющий сериал и с большим трудом это прожевывает.
Upd. Со второй половины, книга становится ровнее, многое объясняется и читать становится интереснее. Физики снова найдут заклепки, которые можно посчитать и поймать автора на неточностях. Концовка не разочаровывает.
Карл Шрёдер
Павел Шумил
Ну и, по инерции, после одного из упоминаний — решил прочитать и эту поделку. Потом вспомнил, что уже читал ее однажды. Фигня-фигней. Не стоит потраченного времени.
Стивен Эриксон
Очень интересный и правдоподобно описанный мир, яркие персонажи, захватывающий сюжет. В ней, как и в любой хорошей книге — нет четкого противопоставления добра и зла, градации между черным и белым — сильно размыты и многогранны, герои очень живые, с удовольствием наблюдаешь за их жизнью и отношениями.
Эту серию читаешь — переживая все происходящее, а не просто наблюдая. Прочитал уже 3 части и мне не надоело. Но тут засада, читать все скопом и подряд — терпения не хватает, фентези такого большого объема я не воспринимаю в таком количестве, а если подзабываешь о событиях самой первой книги — в третьей получаются провалы, ибо все они тесно взаимосвязаны. Отличная серия!
Элиезер Шломо Юдковски
Несколько фактов: я прочитал ее три раза и готовлюсь к тому, что созрею прочитать ее в четвертый раз; а в промежутке — я перечитал все книги про этого Гарри, и пересмотрел все фильмы — только для того, что бы более полно и предметно представлять себе стеб Юдковского над исходником.
Книга очень неоднозначная и многоплановая. В ней минимум две книги. Развеселый фанфик на тему ГП, с совершенно невероятным и гротескным персонажем в роли самого ГП. По характеру ее можно сравнить с Понедельником АБС — «сказка для научных сотрудников, младшего возраста», попытка научно осмыслить магию мира Роулинг и совместить ее с технологией. Вторая книги — про «рациональное мышление», в которой, не самым простым, но очень занимательным образом, раскрывается философия научного метода и научного образа мышления, критичного и рационального, где принимается только то, что можно проверить, без когнитивных искажений и прочего самообмана.
В книге есть и Чайник Рассела, и Фейнман, и Стэнфордский эксперимент, и много-много чего еще из методологии научного метода. Не хватает только Летающего Макаронного Монстра! 🙂
Настоятельно рекомендую согласиться с Юдковским в подходе к чтению — дочитать хотя бы до 10 главы и только потом принимать решение — читать ее дальше, или бросить. Потому что книга нравится не всем и воспринимается чрезвычайно полярно — она вызывает или «восторг» или «отвращение», без полутонов.
20 лучших книг в жанре фэнтези
Современная реальность с практически повсеместным распространением интернета позволяет окунуться в другие миры в полной мере. Особенно если свой по какой-то причине вас не устраивает. Однако если зайти в хороший книжный магазин в любом из городов-миллионников, можно увидеть, что он полон. Причём большинство посетителей находятся именно в разделе фэнтези. И это ещё не считая тех, кто предпочитает аудио формат, и кто просто скачивает книги из сети.
Нельзя не сделать простой вывод: фэнтези всё ещё в цене, что во многом успешно подтвердила блестящая работа Джорджа Мартина – цикл «Песнь Льда и Пламени». В экранизированном варианте его произведение заняло своё место в умах и сердцах миллионов и вызвало множество литературных подражаний. Но что еще можно почитать в жанре фэнтези, чтобы не оторваться? Мы решили познакомить наших читателей с интересными, на наш взгляд, произведениями этого жанра. Они действительно достойны того, чтобы быть прочитанными. В своём обзоре мы сделали упор на луших книгах и циклах в жанре фэнтези. Фантастике будет посвящена отдельная статья.
Джон Р.Р. Толкин, трилогия «Властелин Колец»
Почтенный профессор создал не цикл книг, а настоящую религию, которой придерживаются тысячи и тысячи людей. Параллельно он, по сути, создал движение ролевиков, с упоением отыгрывающих эльфов или орков. Его работа породила миллионы самых разных подражаний: от мистических до юмористических. При этом Толкин остался единственным и совершенно неповторимым. Сюжет книги вряд ли имеет смысл описывать.
Упомянем только невероятную глубину проработки всего мира в целом и отдельных персонажей.
Будучи лингвистом, Толкин специально придумал языки населяющих Средиземье существ. На этих языках можно в действительности разговаривать и писать. Так как работал автор довольно долго, один из созданных им же эльфийских языков он сам успел признать устаревшим. Многие, тем не менее, считают творчество Толкина устаревшим и не соответствующим эпохе, этакой лубочной сказкой.
Джордж Мартин, цикл «Песнь Льда и Пламени»
Кроме множества многоходовочек, в сюжете много совершенно внезапных поворотов, интересных развязок и ставших мемами бесконечных смертей главных героев, которых в произведении больше десятка. Человек другой эпохи, нежели Толкин, Мартин не против того, чтобы вводить в свои произведения невероятное количество жестокости, секса, крови и ужаса.
Многие даже думают, что этого чрезмерно много. Яркий пример послевоенной волны фантастов, которые отошли от полностью сказочной Вселенной в пользу большей реалистичности происходящего.
Клайв Стейплз Льюис, «Хроники Нарнии»
Хроники интересны тем, что чётко отображают процесс взросления. По ходу книг растут и взрослеют герои – Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси. Если первые две из семи книг интересно будет читать, скорее всего, только детям, то чем старше становятся персонажи, тем более книги цикла интересны широкому кругу читателей.
Кстати, первая книга (про волшебный шкаф в Нарнию) была написана последней. Похоже, автор искренне любил детей и писал, в первую очередь, для них. Многие христианские теологи отмечают в книгах наличие явных библейских мотивов, позволяющих в простой и понятной форме рассказать о таких важных явлениях, как дружба, милосердие, совесть, терпимость.
Внимания заслуживает и экранизация книг с живыми и добрыми персонажами. Действительно достойная картина, заслуживающая вечернего семейного просмотра – как и чтение книг всей семьёй.
Анджей Сапковский, «Ведьмак»
Цикл польского писателя, по его собственному признанию, создан на основе восточнославянской мифологии – это придаёт определённый колорит (одна стрыга чего стоит). Внимание заслуживает подход автора к описанию главного героя Геральта. Он своего рода антигерой (в фильме Нетфликса об этом позабыли): нет сияющих белых лат, желания защитить каждого слабого и обиженного и пустых рассуждений о благородстве. К тому же Ведьмак не чурается алкоголизма и промискуитета – в общем, отнюдь не святой.
Страшный на вид, жестокий и циничный убийца, работающий по найму, которого люди боятся и презирают, но нуждаются в его услугах – вот кто такой Геральт из Ривии. Этот образ должен был отпугивать людей, но он удивительно привлекателен за счёт своей органичности, естественности и жизненности. Жутких чудовищ в книгах предостаточно, описание же политических интриг, учитывая обширную географию мира, немного скучновато.
Джоан К. Роулинг, «Гарри Поттер»
Поразительный, никем не предсказанный успех английской писательницы. Книг про различные школы магии и волшебства написаны целые горы – весьма неплохих, к слову. Но такой бурной ажитации не вызвала ни одна. Книги о Гарри Поттере, по нашему мнению, столь популярны, потому что в них есть всё, что нужно растущему и думающему подростку: храбрость и трусость, настоящая дружба и предательство, скромность и жажда славы.
Каждый из подростков, что читает эти книги, видит себя на месте Гарри и его друзей. И рад этому. Взрослым же книга пришлась по вкусу, так как она способна нескучно и понятно преподать основные моральные аспекты. Не тупо, обыденно и топорно, а после череды невероятных испытаний, трудностей и победы, в первую очередь, над собой и своим страхом – побеждает в мире магии и волшебства ДОБРО. Приятно, что автор сумел создать довольно реалистичный мир с прописанными законами и полномасштабной проработкой мироустройства, в том числе, вне Хогвартса. Плюс полное отсутствие чернухи.
Терри Пратчетт, «Плоский мир»
Книги Терри Пратчетта стоит читать либо вдумчиво, либо вообще не читать. Во-первых, автор был необычайно плодовит – цикл «Плоский мир» состоит из сорока книг. Во-вторых, сам автор говорил, что его цикл – это ответ на низкопробное фэнтези для народа, завалившее издательства в 70-80-х годах. Первоначально задуманная как сатира, некий интеллектуальный стёб на фэнтези, серия превратилась в череду серьёзных философских произведений с фундаментальной колкой критикой существующего реального мира.
Стоит отметить, что юмор Пратчетта и его философия не прямы, а завуалированы, вписаны в текст. Недаром он считается до сих пор самым читаемым автором Великобритании, где понимают и ценят тонкий английский юмор. Интересно, что автор сам не делил свои романы на детские и взрослые. И объективно он прав: они подойдут любой возрастной категории.
Урсула ЛеГуин, «Земноморье»
После этого книгу уже не хочется закрывать. Каждая книга задумана как часть общего цикла, но при этом является самодостаточным произведением. Если книга не зацепила вас с первого раза, к примеру, в детстве, её стоит перечитать позднее. Знатоки говорят, что в каждом возрасте мир Ле Гуин воспринимается по-новому. По крайней мере, мысли, заложенные в этой сказке-притче, раскрываются с новым, подчас неожиданным подтекстом.
Роберт Асприн, «МИФология»
В чём завязка сюжета? Деревенский паренёк Скиф мечтает стать вором, но оказывается учеником у волшебника. Когда тот решает подшутить над своим старым другом, но в процессе внезапно умирает, перед изрядно опешившим мальчишкой предстаёт чешуйчатый зелёный демон с янтарными горящими глазами. Вот так новый учитель…
Ольга Громыко, «Белорский цикл о ведьме Вольхе»
Молодая белорусская писательница подаёт большие надежды. Конечно, до классиков жанра ей далековато, но она на это вроде бы и не претендует. Её книги легки, воздушны, переполнены незамысловатым юмором.
Главный персонаж – Вольха Редная – лихо находит на свою рыжую голову невероятное количество приключений, наживая попутно то десятки злейших врагов, которые упоённо за ней гоняются, то верных друзей, которые помогают гоняться за злейшими врагами. Динамично, занимательно, но не стоит искать в произведении глубокого смысла или невероятно мощной морали. Их там просто нет. Зато это классная книга для тех, кто хочет провести вечерок, не перегружая при этом мозг мировоззрением автора.
Андрей Белянин, трилогия «Ааргх»
Пожалуй, самый популярный из современных российских писателей в жанре фэнтези, больше известный своими циклами о попаданцах, не ограничился привычной стезёй.
В центре повествования ааргх Малыш трёх метров ростом, одетый в кольчугу и оснащённый выпирающими клыками. Его народ проживает в Пограничье, где идёт постоянная схватка за выживание, и единственное приемлемое ремесло – воин-наёмник. Поступив на службу к молодому лорду-неудачнику Эшли, он окунается в череду удивительных приключений: борьбу против ведьм, спасения маленьких эльфов, сохранения спокойствия Империи.
Кроме привычного мячебряцания и обильного юмора, в книге много чисто жизненной философии. Как непохожему и непринятому среди своих хотя бы выжить?
Ник Перумов, «Мир Упорядоченного»
Перумов создал полноценную вселенную, мало чем уступающую вселенной Толкина, в подражании которому российского автора часто упрекают. Книжная вселенная Перумова складывается из множества циклов, самый популярный из которых – «Летописи Хьёрварда» (ключевая книга – «Гибель Богов» 1995-го года). Хорошее, красиво составленное, классическое фэнтези. Подойдёт любителям этого жанра. Созданный Перумовым мир Упорядоченного оригинален, но сюжет достаточно линеен, предсказуем и вряд ли поразит неожиданными поворотами. Читателю будет интересно разбираться в том, кто есть кто – Старые Боги (на момент цикла Хрофт, в котором без труда угадывается Один), Молодые Боги, восставшие Ракот и Хедин и ещё тьма тьмущая персонажей.
Цикл нужно читать полностью, иначе будет не понятно, что и с кем происходит. Фишка Перумова, хоть это и не понравится автору, в том, что он всё-таки – своеобразный Толкин 2.0. Для тех, кто все произведения профессора, включая Сильмариллион, уже прочитал и хочет ещё.
Алексей Пехов, тетралогия «Ветер и Искры»
Пехов, по мнению многих, – лучший фэнтезийный автор России, если не брать тех, кто любит работать в жанре юмористического фэнтези. Его миры тонки, скрупулёзно проработаны, структурированы. Сюжет и прорисовка персонажей потрясающие. У Пехова вы не найдёте столь привлекательного для народа «смешались в кучу кони, люди, секиры, копья, топоры». Батальные сцены и схватки выписаны с отличным художественным вкусом и пониманием тактики.
Видно, что человек при написании книг общался с реконструкторами и тщательно изучал вопрос. Описание использования магии очень похоже на методики подготовки боевых школ рукопашного или ножевого боя. Содержание книг многоплановое, в нём переплетаются несколько сюжетных линий, сменяющие одна другую, поэтому успеваешь полюбить персонажей, но не успеваешь от них устать. Сила, любовь, магия и ветер в лицо – в этом весь Пехов. Для тех, кто уже читал цикл «Ветер и Искры», советуем «Хроники Сиалы».
Мария Семенова, «Волкодав»
Достаточно интересный образец произведения о том, как могли бы жить славяне. Значительное внимание уделено описанию быта и верованиям. При этом автор умудрился не перегрузить повествование ненужными историческими деталями. Читается легко, хотя представителям неславянских этносов книги вряд ли будут близки и понятны. А вот тем, кто без ума от ещё дохристианской, языческой Руси, «Волкодав» явно понравится и сразу ляжет на душу.
Терри Брукс, «Шаннара»
Тем не менее, «Шаннара» остаётся одним из самых ярких представителей классического фэнтези, где бок о бок уживаются эльфы и гоблины, великаны и чародеи, друиды и демоны. Язык, которым написана книга, простой и понятный, а описание магии – подробное. Фокус серии в том, что нужно прочитать первые две не самые удачные книги, когда автор искал себя, и дойти до конца, где сюжет становится очень интересным.
Сергей Лукьяненко, цикл «Дозоры»
Произведение Лукьяненко о человеке, пусть и со сверхспособностями, при должных условиях способного как на храбрость и самопожертвование, так и на настоящую подлость. Мир, где хорошие ребята вроде добрейшего и мудрейшего Гессера делают откровенные пакости ради «высших» целей, а, казалось бы, эгоистичные и прожжённые злодеи, типа ведьмы Алисы Донниковой, способны на поражающую чистоту чувств. Во всех книгах чувствуется ум автора, его приверженность философии, которую он не спешит с ходу излить на читателя, но которая доходит лишь со временем. Видно, что книгу писал психиатр – столь чутко подмечены черты характера героев и их истинная мотивация.
Роберт Сальваторе, трилогия «Тёмный эльф»
Все эльфы прекрасны, остроухи, бессмертны, носят зелёное и любят деревья. «Тёмный эльф» Сальваторе прямо обратный. Единственное что в физической деградации их не упрекнёшь. Несмотря на то, что живут они под землёй, эльфы прекрасно видят, а ещё имеют тёмную кожу. Мир автора так реалистичен, что временами даже не возникает сомнения в том, что он существует. Противопоставление прекраснодушному главному герою всей его расы – мерзкой и жестокой – выглядит немного наиграно.
Но в целом книги прямо излучают драйв. Недаром по ним было создано несколько компьютерных игр. Надо отдать должное фантазии автора – мрачная богиня и паучья королева Ллос, битвы благородных домов, множество самых разных существ со своими способностями и пониманием вселенной, к примеру, раса гипнотизёров-иллитидов. Всё это не похоже на поднадоевших эльфов, гномов и людей. Хотя хорошие лесные эльфы в книге тоже есть.
Робин Хобб, «Мир Элдерлингов»
Интересно продолжение старых идей о Големе в интерпретации автора. Старые драконы в силу изменения климата и других катаклизмов вымерли, местные научились создавать искусственных, высекая их из камня. Небезынтересна и идея о живых кораблях, которые начинают работать, только когда на палубе умрёт не менее трёх капитанов из одной и той же семьи. Таких придумок, гарантирующих отличие цикла от произведений других авторов, много. Сюжет лихо закручивается, и оторваться невозможно.
Роджер Желязны, «Хроники Амбера»
Десять книг от признанного мэтра американской литературы, созданных на стыке фэнтези и фантастики. Для современного читателя, возможно, будет несколько тяжеловато, к тому же всё-таки «Хроники Амбера» стоит читать на языке оригинала. Даже в хорошем русском переводе понять все смысловые оттенки непросто.
Сложное произведение, которое понравится любителям глубоких книг. Цикл откровенен в плане визуализации. Желязны мастерски показал отчаяние и горечь слепоты, потрясающий эгоцентризм, переполняющий наш мир. Количество миров Амбера разнообразно, но куда интереснее герои и их мотивы, которые доходят до грани абсурда, переходят её и скатываются в безумие. Всем, кто не читал «Амбер» Желязны, можно страшно позавидовать: то, что их ждёт впервые – удивительно.
Кристофер Паолини, «Эрагон»
Фэнтези, рассчитанное на подростковую среду, с запоминающимися персонажами и довольно динамичным сюжетом. Сам Паолини написал книгу в 15 лет, что чувствуется по стилю изложения. Произведение о том, как живётся подростку в мире, где бегают эльфы с гномами и летают драконы. Многие отмечают слишком большое количество любовных линий, вроде как излишних по сюжету.
Существенный плюс книги в том, что, если лень читать, можно просто посмотреть фильм – события там отражены достаточно точно. Общее впечатление – милая приятная история о хорошем мальчике и его драконе. Сюжет не перегружен, сказочные персонажи, мечи и любовь в изобилии. 12-15-летним точно понравится.
Глен Кук, «Хроники Чёрного отряда»
Интересна сама постановка вопроса: а что было бы, если бы в мире победили реально плохие ребята? Произведение Глена Кука – это тёмное фэнтези. Рассказ посвящён отряду наёмников и его лекарю Костолому, одновременно являющемуся летописцем отряда. Книга будет интересна и тем, кто прослужил в армии, и кто собирается в ней служить – уж больно скрупулёзно рассматриваются мелкие дела отряда.
В отличие от классического фэнтези, где видение всего судьбоносного и великого происходящего в мире либо даётся изнутри героя, либо используется «вид сверху», у Кука – сбоку, из окопов и засад. Великолепная книга, освещающая именно специфику наёмничества. Наёмники – люди со своей честью и моралью, подчас сражающиеся под руководством мерзавцев, которых не одобряют. Стоит отметить язык автора – лёгкий и местами душевный.
В этом списке мы советуем книги, которые стоит почитать в жанре фэнтези. Именно эти произведения нам видятся лучшим и перспективным. От убелённых сединой мэтров, обвешанных орденами и регалиями до пупа, до молодых и хулиганистых ребят, не лишённых божьей искорки таланта.
Помните, что книга – лучший подарок. Если планируете идти на день рождения и мучаетесь вопросом, что подарить, наш список вам пригодится. Многотомные издания выглядят солидно и, если не придутся имениннику по вкусу, будут величаво смотреться на книжной полке.
Также вам могут быть интересны наши подборки современных книг и книг о психологии.