Что почитать про вторую мировую войну

40 самых сильных книг о войне: до мурашек по коже и дрожи в теле

Что почитать про вторую мировую войну. Смотреть фото Что почитать про вторую мировую войну. Смотреть картинку Что почитать про вторую мировую войну. Картинка про Что почитать про вторую мировую войну. Фото Что почитать про вторую мировую войну

В нашей статье мы расскажем вам об изумительных произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, Второй мировой войне и отражающих годы нелепой, бессмысленной бойни, затеянной человеком, и безжалостно забравшей столько жизней. Читая их, сложно сдержать слезы.

Вторая Мировая война (1939-1945 гг.) и в ее рамках Великая Отечественная (1941-1945 гг.) воспринимается сегодня не так однозначно, как раньше. Мы учили историю по советским учебникам, идеализирующим обороняющуюся сторону и демонизирующим нападавшую. Но сейчас мы не будем копаться в исторической глубине, тем более что дело это неблагодарное. А познакомимся с литературными произведениями, отражающими жуткие события тех самых тяжелых 4-х лет этой нелепой, бессмысленной бойни, затеянной человеком, и безжалостно забравшей столько жизней. Жизней молодых и не очень, детских и старых, тех, кто мог бы просто жить на радость себе и близким, и на пользу обществу. В любом случае, огромное уважение всем литераторам, осветившим эту тему. Можно только представить, насколько трудно писать о войне, особенно когда ты сам был участником или свидетелем подобного кошмара.

1. «В списках не значился», Борис Васильев

2. «Живые и мертвые», Константин Симонов

3. «В окопах Сталинграда», Виктор Некрасов

Повесть впервые была издана журналом «Знамя» в 1946 году. Отмечена Сталинской премией. Документальная история о переломной, героической Сталинградской битве, в которой участвовал сам автор. Книга, ставшая классической, по которой можно и нужно изучать правдивую историю войны.

4. «Горячий снег», Юрий Бондарев

Честный рассказ о битве на Сталинградском фронте, написанный ее участником. Читатель знакомится с событиями первого боя лейтенанта Юрия Бондарева – свидетеля, а затем классика прозы о войне. Артиллерийский расчет преграждает путь вражеским танкам под Сталинградом. Ребята стоят насмерть. От них зависит исход не только самой кровавой битвы, но в итоге и всей войны. Им не занимать героизма, силы духа, уверенности в своей правоте. Но разве смертникам запрещается мечтать о любви, надеяться, верить?

5. «А зори здесь тихие», Борис Васильев

6. «Навеки — девятнадцатилетние», Григорий Бакланов

Этот роман о тех ребятах, которые остались на той войне навеки девятнадцатилетними. Из ста парней, уходивших на фронт в этом возрасте, назад возвращались только трое. Кто думал, что вчерашние юные школьники проявят такой героизм, подвиг, бесстрашие и любовь к своей отчизне, пожертвовав ради нее самым дорогим? Книга богато иллюстрирована черно-белыми фотографиями молодых военных, которые не вернулись с войны. С ними лично автор не знаком. Эти фото он находил у военных корреспондентов. Эти фото – единственное, что от этих героев осталось.

7. «Блокадная книга», Даниил Гранин и Алесь Адамович

Книга о страшной блокаде города-героя, которую сам автор назвал «эпопеей человеческих страданий». Книга основана на документах, дневниках, воспоминаниях очевидцев этих жутких событий. Это произведение о девятистах мучительных блокадных днях, о «внутрисемейном» героизме, о силе человеческого духа. Все это помогло остаться людьми, пребывая в нечеловеческих обстоятельствах.

8. «Кукла», Геннадий Черкашин

Книга вышла в 2014 году, к 70-летию снятия блокады Ленинграда, богато проиллюстрирована. Автор знакомит читателя с историей маленькой девочки, эвакуированной из города. Кукла по имени Маша осталась ждать свою хозяйку дома. Это история о жестоком уроке для человечества, о мужестве, добродушии, взаимопомощи людей, и, конечно, о возвращении в любимый город.

9. «Война, блокада, я и другие…. Мемуары ребенка войны», Людмила Пожедаева

И снова о блокаде. О неповторимом примере стойкости, мужества, силы, высоты духа. Мы знакомимся с этим по мемуарам 16-летней девушки, школьницы, которая оказалась в ужасе блокады, а затем еще и в Сталинграде, когда ей было всего 7 лет. Война уродует не только тела, но калечит души всем: и победителям, и побежденным.

10. «У войны не женское лицо», Светлана Алексиевич

11. «Василий Теркин», Александр Твардовский

Казалось бы, война никак не вяжется с улыбками и смехом, с развеселыми песнями хором. Однако же Твардовскому удалось показать, что даже в самые трудные минуты можно сохранить в сердце своем детскую веру в светлое будущее. Более того, жизненно важно этой самой веры не терять, шутить, дурачиться и строить планы на день грядущей – все перечисленное помогает выстоять даже в самом суровом бою. Чего стоит одна только глава «Орден», где бравый солдат представляет, как завоюет сердце какой-нибудь красавицы, заявившись на гулянья в сельском клубе. Читая строки поэмы о Василии Теркине, смеешься сквозь слезы. Ах, сколько таких вот славных парней полегло на поле брани…

12. «Жизнь и судьба», Василий Гроссман

Эпичный роман Гроссмана стал продолжением его более ранней работы под названием «За правое дело». Эти две книги хоть и являются дилогией, в корне различаются по своему настроению. Поскольку вторая часть была написана уже после смерти Сталина, можно заметить, как меняется авторский слог. Гроссман показывает негативную роль культа вождя и его последствия в военное время. Писатель честно рассказывает нам о том, что порой жестокими врагами были не только нацисты, но и свои же – граждане СССР, беспрекословно выполняющие бесчеловечные приказы руководства.

13. «Война все спишет», Леонид Рабичев

14. «Прокляты и убиты», Виктор Астафьев

Как и многие уже упомянутые произведения, данный роман ценен тем, что автор его – фронтовик, лично переживший все ужасы войны. К сожалению, книга так и осталась незаконченной. Среди прочих важных тем, ключевой сюжетной линией стали взаимоотношения между солдатами во время боевых действий. Астафьев уделяет немаловажное внимание конфликту, возникающему в сознании человека, терзаемого противоположными идеологиями. Как быть, когда ты безмерно любишь родину, отвергающую твою веру в Бога? Христианство – лейтмотив романа, в котором то и дело встречаются цитаты из Библии. Быть может, религиозность книги будет неприятна атеистам, однако затронутые темы глубоки и касаются наивысшего проявления гуманности и справедливости.

15. «Судьба человека», Михаил Шолохов

Пронзительное произведение основано на реальной истории, которую Шолохову поведал случайный знакомый. Главный герой – фронтовик Андрей Соколов, очутившийся в плену врага после ранения. Шолохов показывает нам всю гамму чувств, демонстрируя всевозможные характеры людей, цель которых – выжить. Одни пленные проявляют невероятное благородство, другие же паразитируют на горе товарищей и предают своих же ради поблажек от немцев. Вырвавшись, наконец, на свободу, Соколов узнает, что вся его семья погибла. Война прошла, наступил долгожданный мир, но в душе осталась пустота. Повстречав осиротевшего мальчонку, мужчина усыновляет его, даруя и ребенку, и самому себе надежду на новую жизнь.

16. «Повесть о настоящем человеке», Борис Полевой

Некогда одна из самых известных книг о войне, знакомая каждому школьнику, в последнее время пылится на полках опустевших библиотек. С магазинных прилавков ее вытеснили красочные издания историй о вампирах да волшебниках. Современные дети о ней слышали, да мало кто читал. Причина в том, что повесть в первую очередь советская, о советском человеке, о советском героизме – для советского читателя. Кто-то назовет ее пропагандистской, однако же она просто отражает реалии своего времени, те настроения минувших лет. Прочесть ее, безусловно, стоит, поскольку в основу сюжета легла реальная история летчика А. Маресьева.

17. «Дожить до рассвета», Василь Быков

Печальное произведение белорусского автора являет перед взором читателя всю глубину душевных переживаний одного человека. Да, он всего лишь маленькая шестеренка в гигантской машине войны, но его действия способны если и не остановить ее безжалостный механизм, то существенно замедлить. Герой выполняет опасное задание ценой собственной жизни, осознанно жертвуя собой во имя грядущей победы.

18. «Момент истины. В августе сорок четвертого. », Владимир Богомолов

Довольно известный роман переиздавался под разными названиями. Сюжет описывает события на территории Белорусской республики в конце лета 1944 года, сразу после освобождения тех земель войсками СССР. До конца войны осталось менее года, но об этом еще никто не знает, а потому бои кипят остервенело и разведка работает на полную мощь – как советская, так и немецкая. Свыше приходит приказ – любыми средствами остановить утечку военной информации к врагу. Группа агентов отправляется в чащу леса, чтобы найти засланных шпионов фюрера.

19. «Они сражались за Родину», Михаил Шолохов

Подобно Гоголю, Шолохов сжег продолжение своего романа. Однако и первой части достаточно, чтобы до глубины души проникнуться тяготами солдат пехоты. Измученные бесконечными сражениями и слишком частыми поражениями, герои сломлены и телом, и духом. Они глохнут из-за контузий, недоедают, не высыпаются, то и дело возвращаются думами к родному дому. Вот только и там не все хорошо: у многих солдат семейные неурядицы, усугубившиеся из-за войны. Некоторые уже и вовсе не верят в победу, но находят в себе силы вновь и вновь идти в атаку.

20. «Дорогой мой человек», Юрий Герман

Герман необычайно детально описывает судьбу своего главного героя. Владимир Устименко – человек с большой буквы, избравший профессию, крайне важную в мирное время и просто бесценную в военные годы. Володя – талантливый хирург, несущий непосильную ношу, сутками спасая израненных солдат. Да, такие как он не направляли горящие самолеты на склады нацистов. Медики не убивали врага, они спасали жизни наших ребят, внося посильную лепту в общее дело. Немаловажную роль занимает любовная линия с непревзойденной сценой, где Володя оперирует Варю. Измотанный бесконечными сменами, он не сразу понимает, что перед ним тяжело раненная возлюбленная. По мотивам трогательного романа был снят замечательный фильм с Алексеем Баталовым в роли Устименко.

21. «Щит и меч», Вадим Кожевников

Роман о необычайно сложной жизни советского разведчика, вынужденного скрывать свою истинную биографию, притворяясь одним из немецких офицеров. Александр Белов выдает себя за Иогана Вайса, чтобы внедриться в стан врага и получить доступ к ценным сведениям, способным склонить чашу весов на сторону СССР. Такая работа, разумеется, сказывается на характере и мировоззрениях главного героя. Мы видим, как из одухотворенного романтика Белов превращается в хладнокровный инструмент разведки.

22. «Семнадцать мгновений весны», Юлиан Семенов

23. «Ночевала тучка золотая», Анатолий Приставкин

Обычно книги о войне содержат описания боевых действий, рассказывая о сложностях взрослых. Однако не стоит забывать о той категории населения, которая (в отличие от тех самых взрослых) никоим образом не несет ответственности за все военные ужасы. Речь о детях – сопутствующих жертвах, попавших под скрипучие колеса войны. Их родители гибнут, государство о них на время «забывает», решая более насущные вопросы. А эти мальчишки и девчонки рыщут по разрушенным улицам в поисках скудного пропитания. Их еще недавно ясные глаза смотрят на мир разочарованно, а сердца полны боли. Приставкин смело показал жизнь сирот, пострадавших не только от нацистов, но и от политики местной власти.

24. «Сын полка», Валентин Катаев

И снова печальное произведение о детях на войне. Во времена работы полевым корреспондентом, Катаеву доводилось встречать необычных сирот, росших на попечении армии. Таким образом, к нему пришла идея создания книги о сыне полка – одиноком мальчугане, найденном в окопах советскими солдатами. Повесть о Ванечке Солнцеве заставляет давиться слезами от нахлынувших чувств. Солдаты действительно относятся к мальчику, как к родному сыну – кормят его, шьют одежду по росту. Особенно трогательна сцена прощания разведчиков с Иваном, когда они (будто отцы и братья) собирают мальчика в дальний путь, укладывая в его торбочку мыло, хлеб и погоны погибшего офицера.

25. «Стихи о войне», Булат Окуджава

Говоря о произведениях, от прочтения которых по телу пробегает дрожь, сложно обойти стороной военную поэзию Булата Окуджавы. Его исполненные боли стихи необычайно трогательны, они цепляют какую-то струнку в душе каждого человека, заставляя рыдать даже тех, кому посчастливилось не застать войны. С отеческой мудростью обращается автор к нам, пробудив в нас благородство духа, научив сопереживанию. Я помню, с каким трудом в школе мы читали наизусть «Ах война, что ты сделала, подлая…»: стоишь у доски, произнес строчку – а вот уже к горлу подкатил ком и ты стыдливо опускаешь глаза, чтобы одноклассники не засмеяли за чрезмерную чувственность. Но что это? Зашмыгали носы, зашуршали платки – весь класс рыдает! Спасибо Булату за эту невероятную способность смягчать сердца сквозь время и пространство.

Источник

Что почитать про войну: десятка лучших художественных книг о Великой Отечественной

Что почитать про вторую мировую войну. Смотреть фото Что почитать про вторую мировую войну. Смотреть картинку Что почитать про вторую мировую войну. Картинка про Что почитать про вторую мировую войну. Фото Что почитать про вторую мировую войну

В нынешний век Твиттера и ТикТока большая часть произведений о Великой Отечественной войне плохо укладывается в современный канон. Они большие, они обстоятельные, они предполагают, что читатель уже вполне погружен в канву военно-политических событий середины ХХ века.

Большая часть таких книг требует не только известной начальной подготовки, но и определенного «послевкусия». Когда, перевернув последнюю страницу книги, читатель не оставляет сюжет — а ищет другие источники, очерки, мемуары или энциклопедические статьи о событиях, к которым он приобщился во время прочтения книги.

Так что, решив «почитать о Великой Отечественной войне», не ждите рассказа на пять минут. Воевали долгих четыре года, с обеих сторон действовали миллионные армии, а фронты двигались на тысячи километров. Поэтому даже книга об отдельном событии той войны выходит за пределы короткого рассказа.

1. Михаил Шолохов: «Они сражались за Родину» (1942–1969)

Один из своих самых сильных и столь же загадочных романов Шолохова. Автор писал его целых 27 лет, разделив работу на три этапа: в 1942–1944, 1949 и 1969 годах. Незадолго до смерти писатель сжег рукопись романа, из-за чего теперь нам доступны только отдельные главы произведения, которые публиковались в газетах и журналах.

Роман повествует об одной из самых страшных страниц Великой Отечественной — отступлении советских войск на Дону летом 1942 года после того как немцы прорвали оборону в районе Харькова. Действие романа начинается с того, что в бою за небольшой донской хутор от полка РККА остается всего 117 человек, меньше десятой части его состава. Измученные немецкими танковыми атаками и авиацией бойцы идут по степи, стараясь сохранить чудом уцелевшее полковое знамя. Дойдя до соседнего хутора, ослабевшие люди наконец видят полковую кухню, но эта небольшая радость сменяется разочарованием — жители смотрят на отступающих солдат как на предателей и трусов…

Значение книги Шолохова трудно переоценить: он одним из первых заглянул под полог официальной «приглаженной» картинки, рассказав об ошибках, тяжелых поражениях и хаосе войны, о просчетах в планировании военных операций.

В 1975 году роман был экранизирован советским режиссером Сергеем Бондарчуком в одноименном фильме.

2. Валентин Катаев: «Сын полка» (1944)

Одна из первых книг, в которой рассказ о войне был подан с позиции восприятия ее подростком. Хотя герои повести выдуманы, они имели реальные прототипы: в 1943 году Катаев встретил в советской части, воюющей на фронте, мальчика, облаченного в солдатскую форму. Как выяснилось, ребенка подобрали в разрушенном блиндаже: голодного, одичавшего, потерявшего всех родных. Солдаты забрали его в часть, где мальчик прижился и стал своим, помогая бойцам в их повседневных делах.

Герой книги Катаева, Ваня Солнцев, во многом повторяет этот собирательный образ «сынов полка», многочисленных беспризорников, чьи судьбы были поломаны войной, спасенных солдатами.

Впоследствии Катаев стал получать многочисленные письма от реальных детей, которые во время войны также потеряли своих родителей и оказались в частях Красной армии, часто пройдя жизненный путь, поразительно похожий на судьбу книжного героя.

Повесть «Сын полка» дважды экранизировалась, в 1946 и 1981 годах, существует и театральное прочтение сюжета.

Что почитать про вторую мировую войну. Смотреть фото Что почитать про вторую мировую войну. Смотреть картинку Что почитать про вторую мировую войну. Картинка про Что почитать про вторую мировую войну. Фото Что почитать про вторую мировую войну

3. Юрий Бондарев: «Батальоны просят огня» (1957)

Именно на этом построена фабула повествования — дивизия, наступающая на плацдарме, перебрасывается на север, одновременно оставляя высадившиеся на другой берег батальоны без огневой поддержки, чем обрекает их на верную гибель. В итоге из нескольких сот человек на плацдарме в живых останется всего пятеро, в том числе главный герой — капитан Борис Ермаков.

В 1969 году повесть Бондарева была экранизирована как часть киноэпопеи «Освобождение».

4. Константин Воробьев: «Убиты под Москвой» (1963)

Повесть Воробьева посвящена одной из самых тяжелых страниц войны — обороне Москвы осенью 1941 года. В центре повествования — учебная рота кремлевских курсантов, которая брошена на ликвидацию танкового прорыва немцев в районе Волоколамска.

Несмотря на плохое снабжение и вооружение, рота задерживает немецкие танки и рассеивает наступающий батальон немцев, но выполняет эту задачу крайне дорогой ценой: из 240 бойцов к вечеру остаются лишь шестеро, все остальные убиты, ранены или пропали без вести. К концу повести в живых остается только один кремлевский курсант, Алексей, который выходит к своим из окружения после жестоких пятидневных оборонительных боев.

В советское время повесть Воробьева неоднократно критиковали за очернение действительности, однако в итоге она вошла в «золотой фонд» книг о войне и удостоилась двух экранизаций — в 1984 и 1990 годах.

5. Анатолий Кузнецов: «Бабий Яр» (1966)

В отличие от многих других книг о войне, роман Кузнецова — автобиографический, он основан на детских воспоминаниях автора о немецкой оккупации Киева.

События романа охватывают период с 1941 по 1943 год и разделены на три больших этапа: окружение советских войск под Киевом и первые дни оккупации, жизнь города в течение двух лет под немецкой администрацией, включая страшные страницы геноцида в Бабьем Яру, и, наконец, часть, посвященная освобождению Украины от нацистов, повествующая о бегстве полицаев и коллаборационистов из Киева и о втором сражении за город, в ходе которого он был взят Красной армией.

Книга Кузнецова стала откровением для СССР: в ней показывался весь ужас войны, к тому же преломленный через восприятие ребенка.

Что почитать про вторую мировую войну. Смотреть фото Что почитать про вторую мировую войну. Смотреть картинку Что почитать про вторую мировую войну. Картинка про Что почитать про вторую мировую войну. Фото Что почитать про вторую мировую войну

6. Борис Васильев: «А зори здесь тихие. » (1969)

В таком допущении присутствовал свой смысл: в Красной армии служило более 300 тысяч женщин — и их жизнь и судьба на войне часто была гораздо более трагичной, чем тяготы, которые испытывали мужчины.

Впоследствии автор признавался, что ему было крайне сложно писать повесть — ведь реальные прототипы его героев погибли и такой же сюжет стал основой сюжета повести Васильева. В конце книги в живых останется лишь сержант, командир группы, а все его подчиненные погибают.

Повесть Васильева была экранизирована пять раз — три раза в СССР и в России, а также в Китае и Индии.

7. Константин Симонов: «Живые и мертвые» (1959–1971)

Произведение Симонова очень объемное и сложное: это целая трилогия, включающая три книги: «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето». Несмотря на то, что сюжетные линии и персонажи вымышлены автором, трилогия представляет собой одно из ярчайших произведений о событиях Великой Отечественной войны как в советской, так и в мировой литературе. Симонов смог создать достоверный синтетический образ войны, передав через своих персонажей сотни и тысячи реальных судеб советских людей того периода.

Трилогия дает читателю возможность заглянуть в «три окна» военной хронологии: первая книга охватывает события от начала Великой Отечественной до контрнаступления под Москвой, вторая включает последние дни обороны Сталинграда и начало операции «Уран», третья воссоздает картину лета 1944 года, когда Красная армия освободила Белоруссию в ходе операции «Багратион».

Первые две части трилогии Симонова были экранизированы в СССР.

8. Валентин Пикуль: «Реквием каравану PQ-17» (1973)

Роман основан на событиях, произошедших в июне 1942 года с караваном PQ-17, который был направлен союзниками через Арктику на помощь СССР. Этот полярный конвой из-за целого ряда трагических случайностей остался без охранения и был почти полностью уничтожен немецкими подводными лодками и авиацией.

Пикуль детально описывает разгром каравана, трагедию экипажей потопленных судов и ужас гибели сотен людей в холоде арктических морей. Но есть в романе и место подвигу: красной нитью через него проходит рассказ о мужестве и героизме советских, американских и британских моряков, до конца исполнивших свой воинский долг.

В 2004 году роман был экранизирован в России в виде телесериала.

Что почитать про вторую мировую войну. Смотреть фото Что почитать про вторую мировую войну. Смотреть картинку Что почитать про вторую мировую войну. Картинка про Что почитать про вторую мировую войну. Фото Что почитать про вторую мировую войну

9. Владимир Богомолов: «В августе сорок четвертого» (1974)

Действие романа разворачивается в августе 1944 года после освобождения Белоруссии советскими войсками. Оперативно-розыскная группа СМЕРШ пытается найти немецких агентов в тылу советских войск, так как в эфире постоянно работает неизвестная радиостанция, транслирующая шифрованные послания из прифронтовой зоны.

Командир контрразведчиков капитан Алехин после двухнедельных поисков все-таки находит диверсионную группу. В последующем «моменте истины» советские контрразведчики обезвреживают немецких агентов, победно завершая сложнейшую операцию по их поимке и нейтрализации.

Ценность романа Богомолова в том, что он полностью основан на реальных фактах. В основу романа положены подлинные события, отраженные в официальных документах того времени, а все главные герои как с советской, так и с немецкой сторон имели реальных прототипов.

В 2000 году роман Богомолова был экранизирован.

10. Алесь Адамович: «Каратели» (1981)

Повесть Адамовича стала первой в своем роде, показавшей войну с другой стороны — в рамках психологии немецких захватчиков и поддержавших их коллаборационистов. Эту книгу сложно читать даже физически, поскольку на ее страницы автор выплеснул все темные стороны человеческой души. Герои, точнее — антигерои повести Адамовича последовательно проходят все стадии морального и нравственного падения.

В кульминации произведения все сюжетные линии сходятся на одном событии: «акции устрашения», проведенной в июне 1942 года карательным отрядом в белорусском селе, в результате которой оно было уничтожено вместе со всеми жителями. Ужасные картины геноцида пересекаются с вневременным слоем, в котором эти страшные земные действия и поступки получают пророческую оценку от самого бога: «Пустота, которую я оставил в человеке, может заполниться чем угодно».

Эта повесть Адамовича стала литературной основой фильма «Иди и смотри».

Источник

По разные стороны фронта: 13 книг о Второй мировой войне

У каждой страны, участвовавшей во Второй мировой, были свои проблемы и горести, трудности на фронте и в тылу, а всех людей, затронутых ей, объединял ужас перед происходящей катастрофой. Мы составили список из 13 книг, которые помогут посмотреть на войну с разных ракурсов и дадут объемную картину происходившего.

Что почитать про вторую мировую войну. Смотреть фото Что почитать про вторую мировую войну. Смотреть картинку Что почитать про вторую мировую войну. Картинка про Что почитать про вторую мировую войну. Фото Что почитать про вторую мировую войну

По разные стороны фронта: 13 книг о Второй мировой войне

«Прокляты и убиты», Виктор Астафьев

Виктор Астафьев начал писать многотомный роман-эпопею в 1990-х годах, но так его и не окончил, в какой-то момент сознательно решив, что сказал уже достаточно. Две масштабные книги, которые составляют роман, тем не менее логически завершены.

В первой книге под названием «Чертова яма» подробно описывается быт советских солдат, но не тех румяных и веселых парней с агитационных плакатов, которых мы привыкли видеть в фильмах и большинстве книг советского периода.

Военное время вынуждало брать в армию не обученных толком людей, а качество снабжения продуктами и предметами первой необходимости было ужасающе низким. Натурализм на то и натурализм: от описания военных туалетов или склок между сослуживцами ужаснется не один читатель. В реальной армии действительно было так, и не в одном только Советском Союзе.

Вторая книга — «Плацдарм» — после застоя первой части дышит движением, но опять же это совсем не радужная история о победе. Победа солдат в одном из решающих военных сражений (выдуманном автором, но основанном на реальных событиях) дается потом и кровью, огромными человеческими жертвами, вопреки предательству и подлости своих же ребят.

«Прокляты и убиты» — масштабная антивоенная трагедия, утверждающая, что любая война противна людской природе, что на свет она вытягивает самые неприглядные человеческие качества.

«У войны не женское лицо», Светлана Алексиевич

Нобелевская лауреатка Светлана Алексиевич в начале писательской карьеры заметила, что книги о войне писались в основном мужчинами и о мужчинах. Она захотела это исправить и создать документальную книгу воспоминаний о женщинах на фронте, которых было очень много (по разным данным, от 800 тысяч до 1,1 миллиона). Однако возникла трудность: мало кто из участниц событий был готов говорить об этом, а если и говорил, то выдавал явно отлакированную версию событий. Поэтому первый вариант книги вышел несколько куцым, но во времена перестройки многие женщины, прошедшие войну, перестали бояться и дали Алексиевич новый материал, так что книгу пришлось переписать и изрядно дополнить.

По сути, «У войны не женское лицо» — это антивоенное эссе и сборник интервью с медсестрами, прачками, партизанками, сапершами. Они рассказывают о бытовых и психологических трудностях, с которыми столкнулись на войне и о которых долгое время было нельзя говорить.

Германия

«Благоволительницы», Джонатан Литтелл

Собирая фактический материал, американский автор побывал в России и Украине, после чего на французском языке написал роман от имени немецкого нациста, отсылая в названии к Древней Греции («благоволительницами» называют эриний, мифологических богинь мести).

Главный герой, офицер СС Максимилиан Ауэ, по-настоящему отвратителен, однако мы вынуждены долго слушать его голос рассказчика. Хоть нацистский режим он в целом не поддерживает, но, «плывя по течению», дослуживается до высокого поста. На страницах романа много крови, грязи, извращений — вместе с Ауэ мы движемся с Восточного фронта (Северный Кавказ, Сталинград, Украина) на Западный, добираясь аж до Франции.

Читайте также

«Два брата», Бен Элтон

Что если разлучить двух братьев, которые родились в день образования Национал-социалистической партии, и воспитать их по разные стороны идеологических баррикад? Сначала оба воспитываются в еврейской семье, но раскол в обществе оставляет одного с родителями, а второго приводит в новую истинно арийскую семью, и теперь у него все шансы влиться в нацистскую элиту. Один — умный. Другой — сильный. Одного того и гляди изобьют и отправят вылизывать тротуар, а у другого все шансы хмуро возвышаться над первым и следить, чтобы каждый камешек был отчищен языком до последнего пятнышка.

Гипотетическая ситуация на первый взгляд кажется достаточно простой, но следить интересно не только за исторической стороной происходящего, но и за влиянием воспитания и окружения на судьбу человека. Если считать, что все мы при рождении табула раса, то «Два брата» как раз наглядно демонстрируют, что может произойти, если на этой чистой доске начнут писать совсем разные люди или, того хуже, государственные машины.

Италия

«Проклятие семьи Пальмизано», Рафел Надал

Первая половина повествования ведется как семейная сага и роман взросления с подробными описаниями красот Италии. Тон романа меняется только тогда, когда посреди великолепия местной природы вдруг появляются партизанские отряды и убежденные фашисты. Теперь это больше не медленные и атмосферные этюды, от которых хочется бросить все и купить билеты в Италию, а динамичная и жесткая военная реальность, где брат воюет с братом, а идеология с идеологией. У многих героев, впрочем, идеология крайне проста: лишь бы не было войны и голода.

Два совсем разных плана в одной книге, а для любителей загадок есть еще и третий. В самом начале романа мы узнаем о проклятии семьи Пальмизано, согласно которому каждый носитель этой фамилии мужского пола непременно погибает на войне. Любящая мать пытается спасти последнего из Пальмизано, хитростью сменив ему фамилию, и мы до конца романа гадаем, сможет ли она в итоге победить судьбу. Не сочтите за спойлер, но все-таки настоящим проклятьем оказывается не злой рок, а сама война. И не только для семьи Пальмизано.

Франция

«Следы на песке», Мишель Бюсси

Когда Мишель Бюсси был совсем молод и работал учителем географии, он написал первый детективный роман, который издатели дружно отвергли. Сначала текст назывался «Грифельная доска», затем Omaha Crimes (и был чуть ли не подпольно под этим названием издан), а когда Бюсси стал известен и популярен, первый опус вытащили из пыльного чулана и стали именовать «Следы на песке».

В нашей подборке это, наверное, самая неисторическая книга сразу по нескольким причинам. Во-первых, автор честно признается, что писал ее во времена, когда Гугл еще не существовал, поэтому Бюсси не проводил достаточно исследований и не претендует на точность. Иными словами, бродить по библиотекам ему было лень, а потому большую часть романа он просто выдумывал или додумывал. Во-вторых, это психологический триллер, а значит, историчность играет здесь не первую скрипку, хотя общая атмосфера, царящая во французской армии, крайне важна для романа. Но ведь такие книги о войне тоже должны существовать для читателей, которые не готовы к суровому курсу истории и предпочитают, как говорится, «незаметно поумнеть» во время чтения, сосредоточившись на сюжете.

А сюжет довольно заковыристый. 188 солдат французской армии должны высадиться на берег Нормандии, и так как всей толпой одновременно побежать они не могут, первые ребята неизбежно получат больше пуль, чем остальные, и почти наверняка погибнут. Поэтому все тянут жребий, и наш главный герой вытаскивает несчастливый номер четыре. А дальше уже его возлюбленная пытается разузнать, было ли это действительно невезение или что-то большее. Как водится в случае с детективами-загадками, остальные детали перед началом чтения лучше не узнавать, чтобы не испортить процесс разгадывания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *