Что показывает функция полезности

Функция полезности, ее виды и роль в анализе поведения потребителей

Содержание:

Предмет:Практика
Тип работы:Отчёт
Язык:Русский
Дата добавления:21.01.2019

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете посмотреть как пишутся выводы по практике:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

В основе модели поведения потребителей лежит гипотеза, что каждый из них, осуществляя выбор наборов благ при заданных ценах и имеющемся доходе, стремиться максимизировать уровень удовлетворения своих потребностей. Для определения предпочтений экономических субъектов используют функцию полезности:

Выбирая между разными наборами благ, потребитель, очевидно, предпочтет те из них, полезность которых больше. Поэтому функция полезности иногда также называют функцией предпочтений.

Основоположным условием концепта функции полезности является рациональное поведение потребителя, выражающееся в выборе из многочисленных альтернатив именно тех, которые выводят его на более высокий уровень полезности.

Концепт функции полезности

В микроэкономике концепт функции полезности служит для объяснения поведения потребителей и производителей, в то время как в макроэкономике им пользуются для изображения предпочтений государственных интересов.

Исследуются разнообразные математические формы функции полезности:

Что показывает функция полезности. Смотреть фото Что показывает функция полезности. Смотреть картинку Что показывает функция полезности. Картинка про Что показывает функция полезности. Фото Что показывает функция полезности

Что показывает функция полезности. Смотреть фото Что показывает функция полезности. Смотреть картинку Что показывает функция полезности. Картинка про Что показывает функция полезности. Фото Что показывает функция полезности

Чем «северо-восточнее» расположена кривая безразличия, тем большему уровню она соответствует. Кривые безразличия являются убывающими.

Что показывает функция полезности. Смотреть фото Что показывает функция полезности. Смотреть картинку Что показывает функция полезности. Картинка про Что показывает функция полезности. Фото Что показывает функция полезностиЧто показывает функция полезности. Смотреть фото Что показывает функция полезности. Смотреть картинку Что показывает функция полезности. Картинка про Что показывает функция полезности. Фото Что показывает функция полезности

Предельные коммунальные услуги являются положительными, поскольку их полезность увеличивается по мере увеличения потребления товаров. Вектор, координаты которого являются предельной полезностью, называется вектором предельной полезности.

Идеальная замена. Если два продукта полностью совместимы, их можно считать одинаково полезными. То есть, если потребитель безразличен к потреблению товаров X1 или X2.

Если продукт потребляется с определенной скоростью, и «отклонение» не влияет на полезность (потребители учитывают только количество условных наборов; например, количество пар обуви).

Например: Количество оправ и линз. Если у вас есть один кадр и два объектива, добавление другого объектива (или кадра), при прочих равных условиях, ничего не делает.

Квазилинейная настройка. Представьте себе множество разнородных кривых, параллельных друг другу.

Преобразуйте функции полезности в параметрические уравнения кривой безразличия, чтобы легко увидеть, что было сказано.

Что показывает функция полезности. Смотреть фото Что показывает функция полезности. Смотреть картинку Что показывает функция полезности. Картинка про Что показывает функция полезности. Фото Что показывает функция полезности

Следовательно, чем больше k, тем выше находится параллельная кривая безразличия.

Заключение

В заключении еще раз отметим, что функция полезности используется для определения предпочтений экономических субъектов. Она нужна для того, чтобы потребитель мог выбрать между различными наборами благ.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ Что показывает функция полезности. Смотреть фото Что показывает функция полезности. Смотреть картинку Что показывает функция полезности. Картинка про Что показывает функция полезности. Фото Что показывает функция полезностиЧто показывает функция полезности. Смотреть фото Что показывает функция полезности. Смотреть картинку Что показывает функция полезности. Картинка про Что показывает функция полезности. Фото Что показывает функция полезности

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Предпочтения потребителя и полезность

ПРЕДПОЧТЕНИЯ – один из факторов, воздействующих на выбор конкретных благ отдельными потребителями.

Благо в теории потребления – любой объект потребления, доставляющий определенное удовлетворение потребителю. Блага потребляются, как правило, в определенных наборах.

Набор благ – совокупность конкретных видов благ в определенных объемах, потребляемых в данный период.

При выборе благ с целью их покупки потребитель исходит из достижения наибольшей выгоды при имеющихся возможностях, которая представляет собой меру удовлетворения потребностей индивида, т. е. полезность.

Покупатель при выборе приобретаемых благ обладает определенными индивидуальными предпочтениями, но он ограничен в удовлетворении своих предпочтений бюджетным ограничением. Что же покупатель делает в данных условиях, какой выбор обеспечивает максимально возможную полезность?

Необходимыми предпосылками теории потребительского выбора являются следующие аксиомы.

1. Аксиома полной упорядоченности предпочтений потребителя. Эта аксиома предполагает, что потребитель сам должен принимать решения относительно потребления и осуществлять их.

2. Аксиома транзитивности предпочтений потребителя. Чтобы принять определенное решение и реализовать его, потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие. Предположение о транзитивности гарантирует рациональность (согласованность) предпочтений. В ином случае поведение потребителя противоречиво. В этой связи говорят, что «предпочтения свернулись в кольцо», т. е. изменились вкусы.

3. Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему (или, короче, «больше всегда лучше»).

Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, ибо они понижают уровень благосостояния данного потребителя.

Эти три предпосылки необходимы для того, чтобы определить функцию полезности.

Функция полезности – это соотношение между объемами потребляемых благ и уровнем полезности, достигаемым при этом потребителем, т. е. показывает предпочтения потребителя.

Функция полезности – это своего рода целевая функция действий потребителя в потребительском выборе, выражающая процесс упорядочивания выбираемых потребителем наборов благ до уровня удовлетворения потребностей.

ПОЛЕЗНОСТЬ выражает меру удовлетворения, которое получает субъект от потребления блага или выполнения какого-либо действия.

Полезность – понятие сугубо индивидуальное: полезное для одного субъекта может быть бесполезно для другого. Полезность зависит от потребительских свойств благ и от самого процесса потребления, от того, кто и как удовлетворяет свои потребности. Сама полезность меняется с увеличением или уменьшением конкретного блага. В первом случае она убывает, во втором – увеличивается.

Полезность имеет свойство порядковой измеримости, когда альтернативы могут быть ранжированы, но не имеет свойства количественной измеримости.

Различают общую (совокупную) и предельную полезность.

Общая (совокупная) полезность – это удовлетворение, которое получают потребители от потребления конкретного набора благ.

Предельная полезность – это приращение степени удовлетворения (полезности) при потреблении или использовании дополнительной единицы блага за определенный период времени. Предельной полезностью называют полезность, равную приращению, увеличению общей полезности вследствие покупки дополнительной единицы данного блага.

Между общей и предельной полезностями существуют зависимости. Общая полезность равна сумме всех предельных полезностей, добавленных с самого начала. Общая полезность увеличивается с ростом потребления, но уменьшающимся темпом, означающим убывание предельной полезности по мере насыщения потребности в данном благе.

Например, если индивид, съев две порции мороженого, ест третью, то общая полезность увеличится, а если он съест и четвертую, то она будет продолжать расти. Однако предельная (приростная) полезность четвертой порции мороженого не будет столь же велика, как предельная полезность от потребления третьей порции.

Этот пример можно проиллюстрировать на графиках общей и предельной полезности (рис. 20.1, 20.2).

Заштрихованные прямоугольники (рис. 20.1) показывают дополнительную полезность, полученную при потреблении каждой последующей единицы блага. На рис. 20.1 видно, что темп роста общей полезности убывает, ибо величина предельной полезности понижается. Главная функция предельной полезности (рис. 20.2) будет задавать наклон главной кривой общей полезности (рис. 20.1).

Впервые понятие «полезность» ввел в науку швейцарский математик Даниэль Бернулли. Понятие полезности в контексте социальных наук первым употребил Иеремия Бентам.

Что показывает функция полезности. Смотреть фото Что показывает функция полезности. Смотреть картинку Что показывает функция полезности. Картинка про Что показывает функция полезности. Фото Что показывает функция полезности

Рис. 20.1. Общая полезность

Что показывает функция полезности. Смотреть фото Что показывает функция полезности. Смотреть картинку Что показывает функция полезности. Картинка про Что показывает функция полезности. Фото Что показывает функция полезности

Рис. 20.2. Предельная полезность

В развитие теории полезности значительный вклад внес неоклассик Уильям Стенли Джевонс (1835–1882). Многие утилитаристы XIX в. полагали, что полезность представляет собой психическое явление, которое может быть измерено количественно так же, как, например, расстояние или температура. Таковы вкратце метаморфозы в теории полезности.

БЕНТАМ Иеремия (1748–1832), английский экономист, социолог, философ и юрист, родоначальник этики утилитаризма, идеолог средней буржуазии эпохи промышленного переворота в Англии. Бентам отстаивал идею свободной торговли и ничем не стесненной конкуренции, что, как он утверждал, должно обеспечить спокойствие общества, справедливость и равенство. Общественный капитал он рассматривал как величину постоянную. Переменный капитал, именуемый им «рабочим фондом», выступал, по его мнению, обособленной частью общественного богатства, зависящей от сил природы.

БЕРНУЛЛИ Даниэль (1700–1782), швейцарский математик. Занимался физиологией и медициной, но больше всего – математикой и механикой. В 1725–1733 гг. он работал в Петербургской АН сначала на кафедре физиологии, а затем механики. Впоследствии был почетным членом Петербургской АН. Профессор в Базеле по физиологии (1733) и по механике (1750).

Источник

Функция полезности, ее виды и роль в анализе поведения потребителей

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие полезности

Полезность – это свойство объекта удовлетворять потребность субъекта.

В экономике объектом является товар или услуга, а субъектом – конечный потребитель готовой продукции. Полезность может быть субъективной и объективной. Если объективную полезность легко измерить, и она не вызывает сомнений, то субъективная практически не поддается оценке. Каждый индивид исходит из собственных предпочтений, текущего психологического и эмоционального состояния, делая экономический выбор, поэтому субъективную полезность блага для него оценить очень сложно.

Уровень полезности зависит от количества индивидов, потребляющих благо. Чем четче и понятнее потребности людей, тем лучше благо способно их удовлетворить. Именно полезность наделяет предмет меновой стоимостью.

Под стоимостью понимается соотношение затрат производителя и полезности товара для покупателя при совершении сделки купли-продажи. Она отражает сумму денег, которую должен уплатить покупатель продавцу.

Изначально полезность была введена философами, которые рассматривали ее как выбор в пользу объекта, способного принести радость и счастье. В экономике считается, что каждый потребитель умеет сопоставлять блага и анализировать его характеристики. Таким образом он принимает решение, которое позволяет достичь максимальной полезности. Теория полезности стала развиваться в конце 19 века, когда несколько ученых независимо друг от друга предложили рассматривать ее с количественной точки зрения. Эта теория строится на сопоставлении полезности различных благ.

Отличительными характеристиками полезности являются:

Стоит отметить, что полезность не всегда равна удовлетворению. При выборе до покупки потребитель сопоставляет «полезность» объектов. Получать удовлетворение от приобретения он может только после факта совершения покупки и начала эксплуатации объекта.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды полезности

Экономическая теория выделяет следующие виды полезности:

Для лучшего понимания поведения потребителя при выборе товаров составляют функцию полезности. Она представляет собой формальное описание установок, которыми руководствуется потребитель для достижения конкретного результата. Он самостоятельно определяет уровень полезность от покупаемых им благ. Выражать зависимость полезности одних товаров от других в корзине покупателя могут любые функции, при соблюдении следующего условия: функция принимает большие значения для тех наборов благ, которые предпочитает покупатель, если же рассматриваемые наборы равноценны, то значения функции будут одинаковыми.

Роль полезности в анализе поведения потребителей

При исследовании поведении потребителей применяется теория полезности, связанная с кривой безразличия. Кривая безразличия используется в графическом анализе. Это прямая, показывающая степень удовлетворение потребителя от потребления различных благ. Кривая безразличия обладает следующими свойствами:

Карта кривых безразличия выглядит следующим образом:

Рисунок 1. Карта кривых безразличия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

При переходе от одной кривой к другой, более удаленной от начала координат, увеличивается полезность рассматриваемых наборов. Это особенность возникает вследствие аксиомы ненасыщаемости. Каждая кривая безразличия убывает, ее наивысшая часть расположена в начале координатной оси Х. Отрицательный наклон свидетельствует о том, что уменьшение потребления одного товара должно компенсироваться увеличением потребления другого товара.

Наклон кривой зависит от предельной нормы замещения. Она показывает сколько одного товара можно заменить другим при сохранении необходимого уровня полезности. По сути, предельная норма замещения показывает норму обмена.

Сегодня помимо полезности учитываются бюджетные возможности покупателя, которые показывают его способность приобрести набор товаров с определенным уровнем пользы. Считается, что покупательская способность индивида делает набор доступным только при полном расходовании бюджета. Наклон бюджетной линии зависит от степени заменяемости товаров. Если потребитель увеличивает свой доход, то кривая его возможностей сдвигается, но наклон остается неизменным.

Зная предпочтения покупателя и его покупательную способность, можно вычислить оптимальный набор товаров для конкретного лица. Функция полезности используется для исследования поведения покупателей. Эта информация важна не только для микроэкономических субъектов, но и для осуществления экономической политики. Управление спросом, регулирование отношений между продавцами и покупателями помогает удерживать относительное рыночное равновесие. При нем достигается баланс, стабилизирующий экономику. В этом случае накапливается потенциал для будущего экономического роста.

Источник

Теория потребительского выбора

Понятия полезности, потребительского выбора, общей и предельной полезности

Потребители распределяют свой доход по различным доступным для них товарам и услугам. Изучив поведение потребителя, можно лучше понять сущность законов спроса.

Цель потребителя – воспроизводство, возобновление и развитие своей жизнедеятельности на основе потребления определённой совокупности благ и услуг.

Средством удовлетворения потребностей служат экономические блага (товары и услуги).

Главным фактором, определяющим выбор рационального потребителя, является полезность. При этом он стремится к ее максимизации, затратив минимум средств.

Полезность – это свойство экономического блага удовлетворять потребности.

Потребительский выбор – это выбор такой достижимой для него комбинации продуктов, которая максимизировала бы удовлетворение его потребностей или извлекаемую им полезность.

где U – уровень полезности;
Qx, Qy, Qz – объёмы потребляемых продуктов или услуг за определённый период времени;
f – зависимость уровня полезности от количества потребляемых продуктов и услуг.

В микроэкономике различают две версии рационального потребительского поведения: количественную и порядковую.

Сторонники количественного подхода к анализу полезности – видные экономисты ХIХ в. У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас и другие – предлагали для удобства исследования спроса измерять общую полезность от потребления блага в неких количественных показателях – «ютилях» (от англ. utility – полезность). В частных случаях для измерения полезности используют денежные единицы измерения, дополнительные баллы, бонусы и т.д.

Сегодня больше говорят не об измерении, а о сравнении полезностей, получаемых от потребления различных наборов благ. Этот подход называется порядковым (ординалистским).

Общая (совокупная) полезность (TU) – это общее удовлетворение или удовольствие, которое получает человек от потребления конкретного количества (скажем, 10-ти ед.) товара или услуги.

Предельная полезность (MU) – это дополнительное удовлетворение, извлекаемое потребителем из следующей (11-й) единицы продукта, то есть это изменение совокупной полезности, вызванное потреблением еще одной единицы продукта.

На графиках (рис. 4.1, рис. 4.2) и в табл. 4.1 – соотношение совокупной и предельной полезности.

При потреблении пяти единиц совокупная полезность возрастает, при потреблении 6-й единицы TU достигает максимальной величины, а затем начинает сокращаться.

Предельная полезность(MU) пирожных вплоть до 5-й единицы остается величиной положительной (поскольку ТU растёт всё более низкими темпами). К 6-й единице MU становится равной 0 (так как эта единица не изменяет величины TU). Затем, начиная с 7-й единицы, MU становится отрицательной величиной (поскольку TU сокращается) – дальнейшее потребление принесёт вред.

Количество пирожных, употреблённых за один прием пищи, ед.Совокупная полезность, ютилейПредельная полезность, ютилей
00
11010
2188
3246
4284
5302
6300
728–2

Что показывает функция полезности. Смотреть фото Что показывает функция полезности. Смотреть картинку Что показывает функция полезности. Картинка про Что показывает функция полезности. Фото Что показывает функция полезности

Что показывает функция полезности. Смотреть фото Что показывает функция полезности. Смотреть картинку Что показывает функция полезности. Картинка про Что показывает функция полезности. Фото Что показывает функция полезности

По мере роста потребления MU сокращается, затем в точке, где TU максимальна, становится равной 0, а с уменьшением TU приобретает отрицательное значение. Как показано на графиках, MU – это изменение TU от наличия дополнительного пирожного. Каждый новый уровень TU можно определить, если добавить MU к предыдущему уровню TU.

Закон возрастающей общей полезности; 1-й и 2-й законы Госсена

Закон возрастающей общей полезности: по мере увеличения количества потребляемого продукта общая полезность возрастает, а прирост полезности от каждой ее порции убывает.

Предельная полезность определяется по формуле

1-й закон Госсена (или закон убывающей предельной полезности): при увеличении объёма потребляемого продукта добавочная полезность каждой последующей порции продукта убывает.

Минимум MU достигается в точке, когда TU6 = 30 (максимальна):

2-й закон Госсена, или правило максимизации полезности: рациональный потребитель максимизирует общую полезность, если каждая последняя денежная единица, затрачиваемая на приобретение продуктов или услуг, приносит одинаковую полезность:

MU1 / P1 = MU2 / P2 = … = MUn / Pn = λ,

где MU1; MU2; … MUn – предельные полезности потребляемых продуктов; P1; Р2; … Рn – цены на данные продукты; λ – предельная полезность денег.

Правило максимизации полезности отражает ситуацию потребительского равновесия.

Тогда MU = P·λ, где P·λ – предельные издержки потребителя.

Следовательно, если МС = Р·λ, то MU = MC.

Шкала, кривая и карта безразличия. Предельная норма замещения. Бюджетная линия. Условие равновесия потребителя

Основоположники порядковой теории – Слуцкий, Хикс, Парето – исходили из того, что полезность отдельных продуктов измерить нельзя, но можно расставить приоритеты, т.е. построить шкалу предпочтений (или шкалу безразличия).

Комбинация продуктов А и ВКоличество продукта А, ед.Количество продукта В, ед.
J122
K63
L36
M110

Потребителю безразлично, какой набор выбрать.

На основе шкалы безразличия (табл. 4.2) построим кривую безразличия (рис. 4.3).

Что показывает функция полезности. Смотреть фото Что показывает функция полезности. Смотреть картинку Что показывает функция полезности. Картинка про Что показывает функция полезности. Фото Что показывает функция полезности

Каждая точка на графике 4.3 – это одна из комбинаций двух продуктов А и В, выбор которой безразличен потребителю, так как обладает одинаковой совокупной полезностью.

На основе графика (см. рис. 4.3) можно сделать следующие выводы:

Если через точки N и O провести кривые, параллельные исходной кривой, то получим карту безразличия (рис. 4.4).

Карта безразличия представляет собой набор кривых безразличия (вкусы и предпочтения потребителей).

Каждая последующая кривая, дальше отстоящая от начала координат, соответствует большей величине совокупной полезности.

Комбинация А и В, представленная любой точкой на кривой I4, обладает большей полезностью, чем любая комбинация А и В, соответствующая любой точке на кривых I3, I2, I1.

Что показывает функция полезности. Смотреть фото Что показывает функция полезности. Смотреть картинку Что показывает функция полезности. Картинка про Что показывает функция полезности. Фото Что показывает функция полезности

Свойства кривых безразличия на карте безразличия следующие.

1. Кривые безразличия не пересекаются, так как один набор продуктов, который предпочтительнее другого набора, не может находиться с ним на одном уровне.

2. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, так как увеличение количества одного продукта сопровождается уменьшением количества другого, входящего в тот же набор продуктов.

3. Кривые безразличия вогнуты: чем менее вогнута кривая безразличия, тем ниже предельная норма замещения.

На рис. 4.5 представлены формы кривых безразличия.

Предельная норма замещения (marginal rate of substitution) – такое количество продукта А, которым потребитель согласен пожертвовать, чтобы приобрести дополнительную единицу продукта В, при их одинаковой общей полезности:

где MUA, MUB – предельные полезности товаров А и В.

Что показывает функция полезности. Смотреть фото Что показывает функция полезности. Смотреть картинку Что показывает функция полезности. Картинка про Что показывает функция полезности. Фото Что показывает функция полезности

Предельная норма замещения – производная в любой точке кривой безразличия:

Анализ потребительских предпочтений не показывает, какой из наборов продуктов купит покупатель. Следовательно, чтобы разобраться в этом, надо изучить покупательную способность потребителя. Для этого необходимо учитывать цены на продукты и доход потребителя.

Пусть A и B – то количество продукта, которое хотят приобрести покупатели. При этом цены на продукты равны РА и РВ соответственно, I – номинальный доход потребителя (величина постоянная). Тогда алгебраически бюджетное ограничение потребителя примет следующий вид:

На основе данного тождества построим бюджетную плоскость (рис. 4.6).

Что показывает функция полезности. Смотреть фото Что показывает функция полезности. Смотреть картинку Что показывает функция полезности. Картинка про Что показывает функция полезности. Фото Что показывает функция полезности

На основе графика можно сделать следующие выводы:

Бюджетная линия – линия, которая графически отражает набор продуктов, приобретение которых требует одинаковых затрат (различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при данной величине денежного дохода).

Например, если продукт B стоит 1,5 долл., а продукт A – 1 долл., то при доходе 12 долл. можно купить комбинации продуктов А и В (табл. 4.3).

График (см. рис. 4.6) не ограничивается комбинациями целых единиц В и А, представленных в таблице.

Кол-во единиц продукта B (по цене 1,5 долл. за ед.)Кол-во единиц продукта А (по цене 1 долл. за ед.)Совокупные расходы, долл.
8012 (12 + 0)
6312 (9 + 3)
4612 (6 + 6)
2912 (3 + 9)
01212 (0 + 12)

Наклон бюджетной линии определяется величиной отношения цены товара А к цене товара В:

Уравнение бюджетной линии

где I – доход (бюджет) потребителя в единицу времени; РА, PB – цены соответствующих благ (заданные величины); A, B – переменные величины (потребитель выбирает значения A и B, которые доступны его бюджету).

Свойства бюджетной линии:

Таким образом, оптимальный выбор потребителя зависит от следующих факторов:

Условие равновесия потребителя

Положение равновесия потребителя можно определить путем совмещения бюджетной линии и карты безразличия (рис. 4.7).

Что показывает функция полезности. Смотреть фото Что показывает функция полезности. Смотреть картинку Что показывает функция полезности. Картинка про Что показывает функция полезности. Фото Что показывает функция полезности

Точка С – равновесная; точка качания бюджетной линии и наиболее высокой кривой безразличия I3. В этом случае потребитель, имеющий доход 12 долл., купит 4 ед. продукта B по цене 1,5 долл. и 6 ед. Х по цене 1 долл.

Точки E и D также показывают комбинации продуктов А и В, но этим точкам соответствуют меньшие совокупные полезности.

Точка W соответствует большей величине полезности, чем точка C, но находится выше бюджетной линии и, следовательно, недоступна для данного потребителя.

Таким образом, в точке С достигается оптимальная комбинация продуктов B и A.

Поскольку наклон кривой безразличия отражает предельная норма замещения (MRS), а наклон бюджетной линии равен PА /PB, оптимальное, или равновесное положение достигается при условии, что

Таким образом, набор из двух продуктов, соответствующий точке С, отражает ситуацию потребительского равновесия, в которой рациональный потребитель достигает максимума общей полезности (2-й закон Госсена).

Изменение цены одного из продуктов приводит к смещению бюджетной линии и установлению нового равновесного положения.

Понятие потребительской ренты

Анализ кривой предельной полезности позволяет осмыслить и такую важнейшую категорию, как избыток потребителя (потребительская рента).

Смысл этой категории заключается в следующем: потребитель платит за каждую единицу товара одинаковую цену, равную предельной полезности последней, наименее ценной для него единицы.

А это значит, что на каждой единице товара, предшествующей этой последней, потребитель получает некоторую выгоду (рис. 4.8).

Если бы потребитель приобретал только одну единицу товара, то он согласен был бы уплатить 80 долл. За 2-ю единицу (если бы было всего 2 ед. товара) потребитель заплатил бы 60 долл. Рыночная цена каждой из 2-х единиц при этом составила бы одну и ту же величину – 60 долл. (ведь цена устанавливается на уровне предельной – в данном случае 2-й единицы).

Что показывает функция полезности. Смотреть фото Что показывает функция полезности. Смотреть картинку Что показывает функция полезности. Картинка про Что показывает функция полезности. Фото Что показывает функция полезности

Индивидуальная оценка полезности 1-й ед. – 80 долл., 2-й – 60 долл., их сумма – 140 долл. Но по единой цене покупаются обе единицы, так что потребитель заплатит (60 + 60) всего 120 долл.; 3-ю ед. покупатель оценивает в 40 долл., и эта предельная полезность будет определять рыночную цену всех 3-х единиц. Следовательно, рыночная цена, уплаченная потребителем при покупке 3-х товаров, составит 40 + 40 + 40 = 120 долл. А ведь если суммировать индивидуальные оценки предельной полезности каждой из 3-х единиц, то получилось бы 80 + 60 + 40 = 180 долл. Итак, потребительская рента – это разница между той суммой денег, которую потребитель был бы согласен уплатить, и той суммой, которую он реально уплатил. На графике (см. рис. 4.8) потребительская рента – это заштрихованный треугольник DEE1. Чем ниже цена, тем больше величина потребительской ренты. При покупке 2-х единиц товара потребительская рента составит 140 – 120 = 20 долл.; при покупке 3-х единиц 180 – 120 = 60 долл.

Эффект дохода и эффект замещения

Изменение цены воздействует на потребляемый объём (объём спроса) двояко. Например, снижение цены какого-либо одного блага позволяет без изменения полезности высвободить часть бюджета для дополнительного приобретения обоих благ. Это явление получило название эффекта дохода.

Кроме того, снижение цены может привести к тому, что потребитель будет склонен изменить структуру потребления, отказываясь от покупки относительно подорожавшего блага и покупая на высвободившиеся средства относительно подешевевшее благо. Это эффект замещения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *