Что показывает коэффициент использования пробега автомобиля такси
Тема 2.2: Технико-эксплуатационные показатели работы таксомоторов
Эффективность использования автомобилей-такси может быть оценена системой эксплуатационных показателей, которые можно свести в две группы:
а) показатели численности подвижного состава и продолжительности его работы на линии
б) показатели производительности автомобилей-такси, определяющие доходы за 1 час работы
Ø Общий пробег таксомотора за день
L общ = L пл + L хол + L нул, (км)
Где: L пл – платный пробег (оплаченный пассажиром)
L хол – холостой пробег (неоплаченный, без пассажира)
L нул – нулевой пробег (из АТП до первой посадки пассажира и обратно)
L пл = L пл. пасс. + L пл. хол., (км)
Где: L пл. пасс. – пробег с пассажирами
L пл. хол. – оплаченный пробег без пассажиров, к месту подачи по вызову
Ø Коэффициент использования пробега
= L пл. пасс. : L общ
Ø Коэффициент платного пробега
пл = L пл.: L общ
Важнейший показатель работы такси на линии, чем он выше, тем эффективнее работа таксомотора, ниже себестоимость перевозок пассажиров.
пл
Ø Время пребывания таксомотора на линии
Тн = t дв + t пр, (час)
Где: t дв – время движения
t пр – время простоя на линии
Тн = t заезд. – t выезд. – t пер., (час)
Ø Время полезного использования таксомотора
Т п = t пл + t пр , (час)
Где: t пл – время оплаченного пробега пассажирами
t пр — время оплаченного простоя пассажирами
Ø Коэффициент использования линейного времени таксомотора
вр = Т п : Т н
Чем он выше, тем выше производительность таксомотора.
Ø Средняя продолжительность одной поездки пассажира
где: П – число посадок (включений таксометра)
Ø Коэффициент часовой эффективности использования таксомотора
вм = q ср : q н
q н – номинальная вместимость
Ø средняя дальность поездки с пассажирами таксомотора определяют по материалам изучения спроса на таксомоторные перевозки
Ø скорости движения таксомотора
а) техническая скорость
Vт = L общ: t дв, (км/час) б) эксплуатационная скорость
При среднестатистических значениях V э = 22 – 24 км/час, q ср = 1,5 – 2,0, Т н = 10 – 12 час, = 0,7 – 0,75,
в = 0,85 – 0,88, l ср = 6 – 8 км; один А т перевозит за год Q год = 12 – 15 тыс. пасс.
Результативные показатели:
Ø Производительность таксомотора за рабочий день:
W рд = L пл. пасс * q ср, (пасс-км)
Ø Производительность таксомотора за год:
Q год = (Д к * в * q ср * L общ *
пл): l ср, (пасс.)
Где: Д к – календарные дни
Ø Потребное количество таксомоторов
А э= Q сут : U рд, (ед.)
Где: Q сут – объем перевезенных пассажиров за день.
Ø Суточный доход от работы таксомотора
Где Дпл – доход от оплаченного пробега, руб.
Дпос – доход от выполненных посадок
Дпр – доход от оплаченного простоя пассажиром
Где: Sпл – тариф за 1 пл.км пробега (2 руб.)
Где: Sпос – тариф за посадки (2 руб.)
Где: Sпр – тариф за 1 час простоя (20 руб)
Дсут= Lпл*Sпл+ П*Sпос+ tпр 0 *Sпр, руб.
Для решения задач на определение ТЭП маршрутных таксомоторов используются формулы для автобусов.
Методические рекомендации. Коэффициент технической готовности и выпускадля автомобилей-такси определяется
Коэффициент технической готовности и выпускадля автомобилей-такси определяется аналогично этим же показателям для автобусов.
Общий и платный пробеги использования автомобиля-такси.
Общий пробег автомобиля-такси определяется по формуле:
где Lпл – платный пробег – пробег автомобиля-такси с пассажирами или с включенным счетчиком, км.
Платный пробег определяется по формуле:
, км
где — пробег автомобиля-такси с пассажирами, км;
— пробег автомобиля-такси без пассажиров, км.
Коэффициент использования пробега, мероприятия по повышению коэффициента использования пробега.
Коэффициент использования пробега или коэффициент платного пробега характеризует степень использования пробега и определяется по формуле:
Время в наряде
Время в наряде в часах определяется по формуле:
Время простоя автомобиля-такси на линии включает: время простоя с включенным таксометром, оплаченное пассажирами; время простоя на стоянках в ожидании пассажиров; время простоя при наличии технических неисправностей на линии и время простоя по причинам уличного движения (при неоплаченном пробеге).
Время простоя по причинам уличного движения при поездке с пассажирами учитывается таксометром и включается в оплату проезда.
Время оплаченного пассажиром пробега tпл и время оплаченного простоя tпро составляет время полезного использования автомобиля-такси на линии:
Коэффициент использования полезного времени определяется по формуле:
Отношение полезного времени к количеству поездок за определенный промежуток времени (смену) характеризует среднюю продолжительность одной поездки:
,ч
где П – количество посадок за смену.
Коэффициент использования вместимости
где qср – среднее наполнение автомобиля-такси, пасс;
qн – номинальная пассажировместимость автомобиля-такси (количество пассажирских мест, установленное технической характеристикой автомобиля). Среднее наполнение автомобиля-такси qср определяется по формуле:
, пасс
где Q – объем перевозок, пасс;
П – количество посадок за смену.
Средняя дальность поездки пассажира
Средняя дальность поездки пассажира в автомобилях-такси определяется
,км
Скорости движения автомобиля-такси
Средняя техническая скорость
, км/ч
Средняя эксплуатационная скорость
, км/ч
Суточная выручка автомобиля-такси. Тарифы
Суточная выручка автомобилей-такси в рублях определяется по формуле:
где Д пл – выручка за платный пробег, руб;
Дп – выручка за посадку, руб;
где rп – тариф за посадку, руб.
где rкм – тариф за 1 км платного пробега, руб.
где rпр о – тариф за 1 час оплаченного простоя, руб;
Тпр о – время оплаченного простоя, ч.
Доходная ставка – выручка на 1 км платного пробега определяется по формуле:
, руб/км
Определение и анализ показателей использования автомобилей-такси
Транспортный процесс таксомоторных перевозок складывается из неповторяющихся циклов (рис. 12.4), включающих подачу автомобиля-такси на стоянку (пробег без пассажиров), ожидание посадки, движение с пассажирами и оплаченный простой. Момент высадки пассажиров с выключением таксометра определяет конец предыдущего и начало последующего цикла перевозок. Посадка пассажиров не прерывает цикла перевозок. Кроме операций, входящих в цикл перевозок, следует выделить операции, относящиеся к сменному (суточному) циклу эксплуатации автомобиля-такси. К ним относятся подача автомобиля-такси из автотранспортного предприятия для работы на линии и возврат в него согласно графику. Автомобили-такси заправляют топливом при подаче его из автотранспортного предприятия или при возврате в него, а также при подаче автомобиля-такси для посадки пассажира по заказу.
Эффективность использования автомобилей-такси может быть оценена системой эксплуатационных показателей. Провозные возможности таксомоторного парка и эффективность его использования характеризуют следующие факторы: численный состав парка; коэффициент использования парка автомобилей-такси; продолжительность работы автомобилей-такси на линии; оплаченный пробег автомобиля-такси за цикл перевозок; использование пробега автомобиля-такси; скорости движения автомобилей-такси; время оплаченного простоя за цикл перевозок; простои автомобилей-такси в ожидании пассажиров.
Основные эксплуатационные показатели можно свести в две группы:
показатели численности подвижного состава и продолжительности его работы на линии;
Рис. 12.4. граф возможных состояний автомобиля-такси в процессе эксплуатации:
I элементы, включаемые в цикл перевозок;
II — операции, относящиеся к суточному (сменному) циклу эксплуатации автомобиля
показатели производительности автомобилей-такси, определяющие доходы за 1 ч работы.
Учет эксплуатационных показателей производительности автомобилей-такси базируется на определении характеристик отдельных циклов перевозок с использованием специальных карточек, т. е. учетным способом.
Каждый цикл перевозок характеризуется определенными значениями показателей производительности. Для анализа работы парка автомобилей-такси пользуются средними значениями показателей.
Средний оплаченный пробег автомобиля-такси за цикл перевозок
,
где —оплаченный пробег при выполнении i-го цикла перевозок; n — число наблюдений.
Среднее значение коэффициента платного пробега за цикл перевозок
,
где lобщ i — общий пробег за i-й цикл перевозок. Техническая скорость автомобиля-такси
,
где tДB i — время движения для i-гo цикла перевозок.
Средние затраты времени на ожидание посадки очередного пассажира
,
где tож ; — затраты времени на ожидание пассажира для i-гo цикла перевозок.
Среднее время оплаченного простоя за цикл перевозок:
,
где ОО.Вi— время оплаченного простоя при выполнении i-гo цикла перевозок.
По средним значениям эксплуатационных показателей можно определить среднюю продолжительность цикла перевозок, эксплуатационную скорость, доходы, расходы, прибыль и др.
Продолжительность цикла перевозок складывается из
времени движения tдв—lо.п/βvт. ожидания tOЖ и времени оплаченного простоя tО.В:
Эксплуатационная скорость автомобиля-такси
,
Значения эксплуатационных показателей производительности автомобилей-такси в различные часы суток неодинаковы.
Доходы (в рублях) в среднем за цикл перевозок по действующим тарифам Дц = 0,2 + 0,2lО.П + 2 tО.В.
Расходы в среднем за цикл перевозок
,
По усредненным ориентировочным данным можно при сдельно-премиальной системе оплаты труда водителей принять величины значений для kзар — 1,3; rпос = 0,06 р./ пос; rкм = 0,04 р./пос; rо.в = 0,56 р./ч; Спер = 0,05 р./ км; Сн = 0,59 р./ч.
Прибыль в среднем за цикл перевозок с учетом 2 % отчислений на строительство автомобильных дорог ПРЦ= = 0,98ДЦ — SЦ, а за 1 ч работы ПРЧ= (0,98ДЦ SЦ)/tЦ.
На рис. 12.5 показано распределение доходов и прибыли на 1 ч работы с учетом соответствующего изменения эксплуатационных показателей по часам суток.
Рис. 12.5. Доходы (а) и прибыль (б) на 1 ч работы при принятом распределении численности работающих автомобилей-такси по часам суток (в)
Уменьшение прибыли и доходов от перевозок, например, начиная с 3.00—5.00 ч объясняется снижением коэффициента платного пробега до 0,596 (рис. 12.6) и ростом потерь времени на ожидание пассажиров до 0,54 ч (рис. 12.7), что ниже среднего уровня соответственно на 26,7 и 66 % В этот период эксплуатационная и техническая скорости и средний оплаченный пробег за цикл перевозок снижаются.
Ночью, когда практически не работает весь городской транспорт, кроме таксомоторного, необходимо увеличивать число радиофицированных автомобилей-такси и совершенствовать диспетчерское управление ими. Это улучшит технико-экономические показатели использования автомобилей-такси. Во всех случаях число работающих автомобилей-такси должно обеспечивать заданный уровень удовлетворения спроса на поездки.
На основе проведенных исследований Госавтотранснии-проект рекомендует устанавливать дифференцированные нормативы коэффициентов платного пробега автомобилей-такси и времени нахождения их в наряде в зависимости от насыщенности города автомобилями-такси (табл. 12.1). К первой группе отнесены города численностью свыше 1 млн. жителей, II — 0,5—1 млн., III — 0,25—0,5 млн. и IV — 0,1—0,25 млн.
Рис. 12.6. Распределение значений Рис. 12.7 Распределение потерь
коэффициента платного времени в ожидании пассажиров по
пробега по часам суток часам суток
При разработке нормативов среднее расстояние подачи автомобилей-такси, определяющее значение коэффициента платного пробега, определялось с учетом удельного веса автомобилей-такси на стоянках, по срочным и предварительным заказам, а также в пути следования.
Насыщенность города автомобилями-такси, спрос на таксомоторные перевозки и уровень их организации определяют продолжительность простоя автомобилей-такси в ожидании посадки пассажиров. Для приближенных расчетов времени простоя автомобилей-такси в ожидании пассажиров Тп в течение всего времени нахождения в наряде может быть использована следующая зависимость:
где Пт — транспортная подвижность населения (по таксомоторным поездкам); q — номинальная пассажировместимость автомобиля-такси, пасс; y — коэффициент наполнения автомобиля-такси; N — число автомобилей-такси; α — коэффициент использования парка.
Время простоя Тп и техническую скорость автомобилей-такси определяют из следующей зависимости vЭ = vT (1 —ТП/ТН). При укрупненных расчетах можно принимать v т = 37÷40 км/ч.
Группа городов | Насыщенность города автомобилями-такси, авт./1000 чел | ||||||
0,4 0.6 0.8 1.0 1.2. 1. 4 1.5 | |||||||
I II III IV | 0.82 0,79 0,76 0,72 | 0,80 0,77 0,74 0,70 | 0,79 0,76 0,72 0,69 | 0,77 0,74 0,71 0,67 | 0,73 0,73 0,70 0,66 | 0,75 0,72 0,68 0,65 | 0,74 0,71 0,67 0,64 |
Плотность сети стоянок (на 1 км 2 площади города) | Группа городов | |||
I | II | III | IV | |
До 0,2 (включительно) | 0,50 | 0,48 | 0,40 | 0,31 |
0,2—0,3 | 0,56 | 0,54 | 0,46 | 0,38 |
0,3—0,4 | 0,62 | 0,60 | 0,52 | 0,45 |
0,4—0,5 | 0,68 | 0,66 | 0,60 | 0,54 |
0,5—0,6 | 0,73 | 0,72 | 0,65 | 0,60 |
Свыше 0,6 | 0,80 | 0,79 | 0,72 | 0,66 |
Одним из показателей уровня качества обслуживания населения таксомоторными перевозками являются затраты времени пассажира на найм автомобиля-такси. При этом не имеют значения затраты времени на движение, так как они больше характеризуют не уровень организации таксомоторных перевозок, а архитектурно-планировочную структуру города, дорожную сеть, организацию дорожного движения и др.
Средние затраты времени пассажира на найм автомобиля-такси
где αCT, αП.З, αС.З, αП.С— соответственно удельный вес найма автомобилей-такси на стоянках по предварительным и срочным заказам и в пути следования
tCT, tП.З, tС.З, tП.С— соответственно затраты времени на найм автомобилей-такси на стоянках, по предварительным и срочным заказам и в пути следования.
Удельный вес найма автомобилей-такси пассажирами на стоянках в зависимости от плотности сети стоянок, определяемый отношением их общего числа к застроенной площади города, представлен в табл. 12.2.
Дата добавления: 2016-02-04 ; просмотров: 3934 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Автотранспорт СССР часть 1
Содержание материала
ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Ниже приводятся перечень основных технико-эксплуатационных и технико-экономических показателей, используемых при планировании и оценке деятельности автотранспортных организаций, и общепринятые формулы их расчета.
Технико-эксплуатационные показатели использования подвижного состава
для всего парка подвижного состава за один день работы — отношением количества автомобилей Ат (прицепов), готовых к эксплуатации, к общему их инвентарному числу Аи (списочному составу), т. е.
для парка подвижного состава за любой период времени
Коэффициент выпуска подвижного состава ав характеризует выпуск подвижного состава на линию (на работу).
Коэффициент интенсификации К инт характеризует степень использования транспортных средств и определяется отношением произведения коэффициента выпуска подвижного состава на линию а, продолжительности работы на линии Т н и коэффициента динамического использования грузоподъемности yдин разности между постоянной величиной, соответствующей двухсменному режиму работы подвижного состава (16 ч), и произведением времени движения Т дв и коэффициента использования пробега β
Продолжительность работы подвижного состава на линии Т н (время нахождения в наряде) включает в себя время движения Т дв и время простоев Т пр для погрузки и выгрузки грузов, посадки и высадки пассажиров, время простоя по техническим причинам (исключая время обеденного перерыва и длительного отдыха водителей),т. е. Т н = Т дв + Т пр и определяется отношением автомобиле-часов в наряде к автомобиле-дням в работе
Техническая скорость ит характеризуется количеством километров, проходимых подвижным составом за час движения. ‘
Определяется:
для единицы подвижного состава — отношением пройденного пути L к времени движения Т дв на этом пути:
для парка подвижного состава — отношением суммарного пробега к авто мобиле-часам в движении, т. е.
для парка подвижного состава — отношением суммарного пробега к авто-мобиле-часам в наряде, т. е.
Средняя длина ездки с грузом l er определяется отношением производительного пробега к числу сделанных за этот период ездок с грузом, т. е.
Среднее расстояние перевозки грузов или поездки пассажиров l определяется отношением выполненной транспортной работы Р к количеству перевезенных грузов или пассажиров Q т. е.
Средний суточный пробег l cc определяется отношением общего пробега к числу автомобиле-дней эксплуатации за тот же период, т. е.
Возможное количество тонно-километров рассчитывают умножением пробега с грузом l гр по каждому типу подвижного состава на его номинальную грузоподъемность g и суммированием полученных произведений:
Коэффициент использования пассажировместимости (коэффициент наполнения) учим определяется отношением количества пассажиров и, находящихся в автобусе, к числу мест М, предоставленных в соответствии с техническими нормами автобуса, т. е.
Время простоя подвижного состава под погрузкой и выгрузкой Т пр исчисляется в зависимости от способов их производства, грузоподъемности подвижного состава и вида груза по нормам, установленным «Едиными тарифами на перевозку грузов автомобильным транспортом, на экспедиционные операции и другие услуги, оказываемые автотранспортными предприятиями».
Число ездок с грузом n er — отношение продолжительности работы подвижного состава на линии Т н к времени, затрачиваемому на одну ездку t е :
Производительность подвижного состава — объем перевозок и транспортная работа, выполненная в единицу времени. Рассчитывают на автомобиле-чае, автомобиле-день работы, списочный или ходовой автомобиль в год:
в тоннах в час
Кроме того, производительность подвижного состава определяют на списочную автомобиле-тонну в год:
в тоннах на автомобиле-тонну
в тонно-километрах на автомобиле-тонну
Транспортная работа Р определяется умноженном автомобнле-дней (автомобиле-часов) работы подвижного состава на дневную (часовую) производительность подвижного состава, т. е.
Количественно она выражается: для перевозки грузов со сдельной оплатой — в тонно-километрах, при почасовой оплате — в автомобиле-часах; при перевозке пассажиров автобусами — в пассажиро-километрах, автомобилями-такси — в платных километрах.