Что показывает спрос и предложение
Спрос и предложение
Сегодня практически любой развитой стране мира свойственна рыночная экономика, при которой вмешательство государства минимально или вовсе отсутствует. Цены на товары, их ассортимент, объемы производства и продажи — все это складывается стихийно в результате работы рыночных механизмов, важнейшие из которых это закон спроса и предложения. Поэтому рассмотрим хотя бы сжато основные понятия экономической теории в этой области: спрос и предложение, их эластичность, кривая спроса и кривая предложения, а также факторы их определяющие, рыночное равновесие.
Спрос: понятие, функция, график
Очень часто приходится слышать (видеть), что такие понятия как спрос и величина спроса смешивают, считая их синонимами. Это неправильно — спрос и его величина (объем) совершенно разные понятия! Рассмотрим их по отдельности.
Спрос (англ. «Demand») — платежеспособная потребность покупателей в определенном товаре при определенном уровне цен на него.
Величина спроса (объем спроса) — количество товаров, которое покупатели желают и могут приобрести по данной цене.
Итак, спрос — это потребность покупателей в некотором товаре, обеспеченная их платежеспособностью (то есть у них есть деньги, чтобы удовлетворить свою потребность). А величина спроса — конкретное количество товаров, которое покупатели хотят и могут (у них есть на это деньги) купить.
Пример: Даша хочет яблок и у нее есть деньги на их покупку — это спрос. Даша идет в магазин и покупает 3 яблока, потому что она хочет купить именно 3 яблока и у нее достаточно денег на эту покупку — это величина (объем) спроса.
Различают следующие виды спроса:
Спрос, зависимость между его величиной и ценой (а также другими факторами) можно выразить математически, в виде функции спроса и кривой спроса (графическая интерпретация).
Функция спроса — закон зависимости величины спроса от различных факторов оказывающих на него влияние.
Кривая спроса — графическое выражение зависимости величины спроса на некоторый товар от цены на него.
В простейшем случае функция спроса представляет собой зависимость его величины от одного ценового фактора:
где: QD — величина спроса на данный товар;
P — цена на данный товар.
Графическое выражение этой функции (кривая спроса) — прямая линия с отрицательным углом наклона. Описывает такую кривую спроса обычное линейное уравнение:
где: QD — величина спроса на данный товар;
P — цена на данный товар;
a — коэффициент задающий смещение начала линии по оси абсцисс (X);
b — коэффициент задающий угол наклона линии (отрицательное число).
Но, в реальности, конечно все намного сложнее и на величину спроса влияет не только цена, но и многие неценовые факторы. В этом случае функция спроса приобретает следующий вид:
где: QD — величина спроса на данный товар;
PX — цена на данный товар;
P1..Pn — цена на другие взаимосвязанные товары (заменители, дополнители);
I — доход покупателей;
E — ожидания покупателей относительно роста цен в будущем;
N — количество возможных покупателей в данном регионе;
T — вкусы и предпочтения покупателей (привычки, следование моде, традициям и пр.);
Графически такую кривую спроса можно представить в виде дуги, но это опять же упрощение — в реальности график спроса может иметь любую самую причудливую форму.
Таким образом, факторы влияющие на спрос:
Закон спроса
Для понимания рыночных механизмов очень важно знать базовые законы рынка, к числу которых относится закон спроса и предложения.
Закон спроса — при росте цены на товар, спрос на него снижается, при прочих неизменных факторах, и наоборот.
Математически закон спроса означает наличие между величиной спроса и ценой обратной зависимости.
С обывательской точки зрения закон спроса полностью логичен — чем ниже цена на товар, тем привлекательнее его покупка и тем большее количество единиц товара будет куплено.
Но, как это ни странно, бывают парадоксальные ситуации, при которых закон спроса дает сбой и действует в обратную сторону. Это проявляется в том, что величина спроса растет по мере роста цены! Примерами могут служить эффект Веблена или товары Гиффена.
Закон спроса имеет теоретическое обоснование. В его основе лежат следующие механизмы:
1. Эффект дохода — стремление покупателя приобрести большее количество данного товара при снижении цены на него, при этом не уменьшая объема потребления других товаров.
2. Эффект замещения — готовность покупателя при снижении цены на данный товар отдать предпочтение именно ему, отказавшись от других более дорогостоящих товаров.
3. Закон убывающей предельной полезности — по мере потребления данного товара каждая его дополнительная единица будет приносить все меньшее удовлетворение (продукт «приедается»). Поэтому потребитель будет готов продолжать покупать данный товар только при снижении его цены.
Таким образом, изменение цены (ценового фактора) приводит к изменению величины спроса. Графически это выражается в перемещении по кривой спроса.
Воздействие иных (неценовых) факторов приводит к сдвигу кривой спроса — изменению спроса. При росте спроса график смещается вправо и вверх, при снижении спроса — влево и вниз. Рост называется — расширение спроса, снижение — сужение спроса.
Эластичность спроса
При росте цены на товар, величина спроса на него уменьшается. При снижении цены — увеличивается. Но это происходит по-разному: в одних случаях незначительное колебание уровня цен может вызвать резкий рост (падение) спроса, в других изменение цены в очень широких пределах практически никак не повлияет на спрос. Степень такой зависимости, чувствительности величины спроса к изменению цены или других факторов называется эластичностью спроса.
Эластичность спроса — степень изменения величины спроса при изменении цены (или другого фактора) в ответ на изменение цены или другого фактора.
Числовой показатель, отражающий степень подобного изменения — коэффициент эластичности спроса.
Соответственно, эластичность спроса по цене показывает насколько изменится объем спроса при изменении цены на 1%.
Дуговая эластичность спроса по цене — применяется, когда нужно вычислить примерную эластичность спроса между двумя точками на дуговой кривой спроса. Чем более выпуклой будет дуга спроса, тем выше будет погрешность определения эластичности.
где: EP D — эластичность спроса по цене;
P1 — первоначальная цена на товар;
Q1 — первоначальная величина спроса на товар;
P2 — новая цена;
Q2 — новая величина спроса;
ΔP — приращение цены;
ΔQ — приращение величины спроса;
Pср. — средняя цены;
Qср. — средняя величина спроса.
Точечная эластичность спроса по цене — применяется тогда, когда задана функция спроса и есть значения исходной величины спроса и уровня цены. Характеризует относительное изменение величины спроса при бесконечно малом изменении цены.
где: dQ — дифференциал величины спроса;
dP — дифференциал цены;
P1, Q1 — значение цены и величины спроса в анализируемой точке.
Эластичность спроса можно рассчитать не только по цене, но например, по доходу покупателей, а также по другим факторам. Существует и перекрестная эластичность спроса. Но мы не будем здесь настолько глубоко рассматривать эту тему, ей будет посвящена отдельная статья.
В зависимости от абсолютного значения коэффициента эластичности различают следующие виды спроса (виды эластичности спроса):
Предложение: понятие, функция, график
Теперь поговорим о другом рыночном явлении, без которого невозможен спрос, его неразлучном спутнике и противоборствующей силе — предложении. Здесь также следует различать само предложение и его величину (объем).
Предложение (англ. «Supply») — способность и готовность продавцов продать товар по данной цене.
Величина предложения (объем предложения) — количество товаров, которое продавцы желают и могут продать по данной цене.
Различают следующие виды предложения:
Функция предложения — закон зависимости величины предложения от различных факторов оказывающих на него влияние.
Кривая предложения — графическое выражение зависимости величины предложения на некоторый товар от цены на него.
Упрощенно функция предложения представляет собой зависимость его величины от цены (ценового фактора):
где: QS — величина предложения на данный товар;
P — цена на данный товар.
Кривая предложения в этом случае — прямая линия с положительным углом наклона. Описывает эту кривую предложения следующее линейное уравнение:
где: QS — величина предложения на данный товар;
P — цена на данный товар;
c — коэффициент задающий смещение начала линии по оси абсцисс (X);
d — коэффициент задающий угол наклона линии.
Функция предложения, в ее более сложной форме учитывающей влияние и неценовых факторов, представлена ниже:
где: QS — величина предложения;
PX — цена данного товара;
P1..Pn — цены других взаимосвязанных товаров (заменителей, дополнителей);
R — наличие и характер производственных ресурсов;
K — применяемые технологии;
C — налоги и дотации;
X — природно-климатические условия;
В этом случае кривая предложения будет иметь форму дуги (хотя это опять же упрощение).
Таким образом, факторы влияющие на предложение:
Закон предложения
Закон предложения — при росте цены на товар, предложение на него увеличивается, при прочих неизменных факторах, и наоборот.
Математически закон предложения означает, что между величиной предложения и ценой существует прямая зависимость.
Закон предложения, также как и закон спроса, очень логичен. Естественно, что любой продавец (производитель) стремится подать свой товар по более высокой цене. Если уровень цен на рынке повышается — продавцам выгодно продавать больше, если снижается — нет.
Изменение цены на товар приводит к изменению величины предложения. На графике это проявляется движением по кривой предложения.
Изменение неценовых факторов приводит к сдвигу кривой предложения (изменению самого предложения). Расширение предложения — сдвиг кривой предложения вправо и вниз. Сужение предложения — сдвиг влево и вверх.
Эластичность предложения
Предложении, как и спрос, может находиться в различной степени зависимости от изменения цены и других факторов. В этом случае говорят об эластичности предложения.
Эластичность предложения — степень изменения величины предложения (количества предлагаемых товаров) в ответ на изменение цены или другого фактора.
Числовой показатель, отражающий степень такого изменения — коэффициент эластичности предложения.
Соответственно, эластичность предложения по цене показывает насколько изменится величина предложения при изменении цены на 1%.
Формулы для расчета дуговой и точечной эластичности предложения по цене (Eps) полностью аналогичны формулам для спроса.
Виды эластичности предложения по цене:
Есть разные теории и подходы объясняющие как именно устанавливается рыночное равновесие. Самые известные — подход Л. Вальраса и А. Маршалла. Но это, также как паутинообразная модель равновесия рынка продавца и рынка покупателя — тема для отдельной статьи.
Если очень кратко и упрощенно, то механизм рыночного равновесия можно объяснить следующим образом. В точке равновесия все (и покупатели, и продавцы) довольны. Если одна из сторон получает преимущество (отклонение рынка от точки равновесия в ту или другую сторону), другая сторона будет недовольна и первой из сторон придется пойти на уступки.
Например: цена выше равновесной. Продавцам выгодно продавать товар по более высокой цене и предложение повышается, возникает избыток товаров. А покупатели будут недовольны ростом цены на товар. Вдобавок конкуренция высокая, предложение избыточно и продавцам, чтобы реализовать товар придется снизить цену, пока она не придет к равновесному значению. При этом снизится и объем предложения до равновесного объема.
Или другой пример: объем предлагаемых на рынке товаров меньше равновесного объема. То есть на рынке дефицит товаров. В таких условиях покупатели готовы заплатить большую цену за товар, чем та по которой он продается в данный момент. Это побудит продавцов увеличивать объемы предложения с одновременным повышением цены. В итоге цена и объем спроса/предложения придут к равновесному значению.
По сути это была иллюстрация к теориям рыночного равновесия Вальраса и Маршалла, но как уже говорилось, более подробно рассмотрим их в другой статье.
© Копирование любых материалов статьи допустимо только при указании прямой индексируемой ссылки на источник: Галяутдинов Р.Р.
Закон спроса и предложения
Что такое спрос
Спрос в экономике — это желание купить товар или услугу. Спрос — один из ключевых факторов рыночного ценообразования.
Изобразим понятие спроса на графике, где P — цена, а Q — объем спроса.
Величина спроса — это объем (количество) товара или услуги определенного вида, который покупатели готовы приобрести в течение определенного периода при определенном уровне цены на этот товар.
Цена спроса — максимальная цена, по которой покупатель готов приобрести товар или услугу.
Платежеспособный спрос — это возможность приобрести товар покупателями.
Спрос может изменяться под воздействием одного или нескольких факторов. Рассмотрим ценовые и неценовые факторы спроса.
Факторы, влияющие на спрос:
полезность и необходимость товара;
ожидания изменения цены;
уровень доходов населения;
наличие товара на рынке;
предложение альтернативных товаров и их цены;
Спрос может изменяться: увеличиваться или уменьшаться. Графически изменение спроса можно показать через изменение положения кривой спроса.
Увеличение спроса можно показать, переместив кривую вправо, дальше от осей координат. Это выглядит так:
Движение кривой влево, ближе к осям координат, означает уменьшение спроса. Вот так:
Теперь покажем изменение величины спроса на графике.
Изменение величины спроса графически отображается не сдвигом всей кривой, а движением по кривой спроса (D), то есть перемещением, например, из точки D1 в D2. Можно заметить закономерность: чем дороже товары или услуги, тем меньше желающих их приобрести.
Например, если цена Р1 высокая, значит, количество товаров, которые купили по такой цене — Q1, небольшое. При этом по невысокой цене Р2 количество покупок Q2 значительно выше.
Что такое предложение
Предложение — это товары, которые произвели и представили на продажу в конкретный отрезок времени. Объем предложения при этом зависит от объема производства. |
Предложение товара будет расти, если у него высокая маржинальность, то есть производитель получает большой доход от каждой единицы проданной продукции. Например, себестоимость товара составляет 120 рублей, а продают его за 1000 рублей.
Цена предложения — это минимальная цена продавцов.
Перечислим факторы, которые влияют на величину предложения:
ожидания по будущей цене и потребности товара;
цены на аналогичные товары;
Рассмотрим график изменения величины предложения.
Изменение величины предложения выражается в движении кривой предложения (S) из позиции точки S1 к S2 при неизменности факторов предложения. В этом случае мы учитываем ценовой фактор, а другие рассматриваем как неизменные. Можно заметить закономерность: чем дороже товары или услуги, тем больше желающих по такой цене их продать.
Что такое закон спроса и предложения
Закон спроса и предложения отражает взаимозависимость между количеством товаров и услуг и объемом спроса и предложения на них.
Закон спроса
Повышение цен может привести к снижению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению.
Закон предложения
Чем выше цена товара, тем больше величина его предложения. Чем ниже цена товара, тем меньше величина его предложения
Спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей, а предложение — совокупностью товаров, которые предлагают продавцы или производители.
Рынок — это огромная система, участников которой называют покупателями и продавцами. На рынке все заинтересованы в обмене товаров и услуг. Есть разные рынки, при этом принципы закона работают одинаково: чем больше спрос, тем выше цены. Но со временем предложение становится больше, что может привести к снижению цены.
Функции спроса и предложения:
пропорциональное развитие производства;
рыночное регулирование цен;
отражение общественных отношений;
Что значит эластичность спроса и эластичность предложения
Эластичность спроса — это показатель, который выражает колебания спроса, которые возникают от изменения цен на товары или услуги. При этом важный факт — чем эластичнее спрос, тем выше цена, которая может быть установлена на товар. |
Виды эластичности спроса:
Эластичный спрос — если при изменении цены спрос на товар сильно меняется, такой спрос на товар считается эластичным.
Неэластичный спрос — если при изменении цены спрос на товар значительно не меняется, то спрос называют неэластичным.
Абсолютно эластичный спрос — когда есть только одна цена, при которой потребители будут покупать товар. Изменение цены может привести к нулевому или неограниченному спросу.
Абсолютно неэластичный спрос — вне зависимости от изменения цены спрос остается на прежнем уровне.
Эластичность предложения — это показатель, который воспроизводит изменения совокупного предложения с ростом цен. Эластичность предложения отражает чувствительность предложения товаров на изменения их цен. |
Виды эластичности предложения:
Неэластичное предложение — предложение существенно не меняется при изменении цены. Например, рынок рыбы. Так как товар портится, его нужно продать. К концу срока годности уже не важно, по какой цене.
Эластичное предложение — при изменении цены предложение существенно изменяется. Свойственно товарам длительного хранения.
Абсолютно неэластичное предложение — как бы ни менялась цена, предложение будет постоянно на одном уровне.
Абсолютно эластичное предложение — существует только одна цена, по которой товар будет предлагаться на рынке. Любое изменение цены приводит к полному отказу от производства либо к неограниченному увеличению предложения.
Эластичность спроса и предложения показывает, насколько изменится цена при изменении предложения.
Формула эластичности
Q1 — спрос в начале;
Q2 — спрос в следующий момент времени;
P1 — цена в начале;
P2 — цена в следующий момент времени.
Например, цена изделия равна 50, спрос — 300. При росте цены до 54 спрос сокращается до 270. Тогда эластичность спроса рассчитывается так:
Что такое рыночное равновесие спроса и предложения
Есть теория, при которой свободные рыночные отношения могут уравновесить спрос и предложение без сильного вмешательства государства и прочих факторов. Именно это явление называют рыночным равновесием.
Рыночное равновесие — это момент, когда спрос равен предложению.
Равновесная цена — цена, которая соответствует точке рыночного равновесия.
Типы рыночного равновесия:
Большая часть экономик в мире работают при соблюдении принципов свободного рыночного регулирования, то есть без вмешательства государства.
Рыночная экономика — это механизм взаимодействия товарооборотов между собой, который основан на частной собственности, товарно-денежных отношениях, свободе выбора и конкуренции.
Вместе с тем, достигнуть рыночное равновесие можно за счет слишком высокой цены. Например, некоторые отрасли экономики могут испытать сильный спад, кризис, а другие перепроизводство. Поэтому государство предпринимает меры, чтобы сгладить переходные процессы для равновесия спроса и предложения.
Какие действия может предпринять государство для проблемных отраслей:
Снизить налог на прибыль.
Уменьшить ставки по кредиту.
Ввести льготы, субсидии.
Графически пересечение кривых спроса и предложения можно отметить точкой А, которая и будет точкой равновесия. Это компромисс между желаниями и возможностями потребителя и производителя.
Это значит, что товар или услуга реализовывается по равновесной цене, то есть цене, по которой покупатель готов купить, а продавец готов продать товар или оказать услугу.
Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
теория по обществознанию 👨👩👧👦 экономика
Рынок (8 класс)
Рыночный механизм регулирования экономики (8 класс)
Рынок и его роль в экономической жизни ( 11 класс)
Рыночная структура и инфраструктура ( 11 класс)
Конкуренция и монополия ( 11 класс)
Современный рынок ( 11 класс)
Становление рыночной экономики в России ( 11 класс)
Спрос и предложение (8 класс)
У каждого человека есть потребность в тех или иных благах. Какие-то блага он может производить сам, какие-то выгоднее купить. Для покупки необходимы денежные средства, поскольку бесплатно на рынке товаров и услуг ничего получить нельзя. Соответственно, в данной ситуации рассматриваются уже не потребности как таковые, а спрос, вернее «платежеспособный спрос».
Английский экономист Томас Роберт Мальтус впервые ввел в экономическую науку понятие платежеспособного спроса. Он сделал это, чтобы провести четкую грань между желанием или мечтой о приобретении какого-либо блага и реальной возможностью приобрести это благо или получить услугу. Так, очень бедный человек может мечтать о трехэтажном коттедже, он хочет купить такой дом, но не располагает достаточной суммой денег для покупки. Значение для экономики имеют только те потребности, которые подкреплены денежными суммами, достаточными для их удовлетворения.
Величина спроса – это количество товаров определенного вида, которое покупатели хотят и могут приобрести в определенный период времени (за месяц, год) при определенной цене на этот товар.
На появление и изменение спроса могут влиять разные факторы:
График спроса, отражающий закон спроса: чем ниже цена на товар, тем выше на него спрос, и наоборот.
Люди могут купить те или иные товары при условии, что эти товары выставлены на продажу. Как правило, объем предлагаемых на рынке товаров (величина предложения) зависит от цены на них, а следовательно, от спроса.
Величина предложения – это количество товара, который продавцы хотят и могут продать в течение определенного периода времени при определенном уровне цены на этот товар. Как правило, чем выше цена на товар, тем больший объем данного товара продавцы готовы произвести и предложить покупателям.
Предложение может меняться при изменении цен на определенный товар. Масштаб изменения величины предложения называется эластичностью предложения по цене.
График предложения, отображающий закон предложения: чем выше цена товара, тем больше его предложение и наоборот.
Согласно закону предложения, повышение цен как правило ведет к росту предложения, а снижение цен – к уменьшению предложения. Если цена на тот или иной товар увеличивается, то производители стараются увеличить объем этого товара, чтобы получить большую прибыть. И наоборот, если цена на товар падает, то его продажа становится невыгодной, объем их производства сокращается.
Однако помимо цены на предложение товаров могут влиять и другие факторы:
Рынок и рыночная система
График спроса и предложения. Т — точка, в которой сходятся кривые спроса и предложения. P(T) — равновесная цена, Q(T) — равновесное предложение.
Легко заметить, что на рынке и продавец, и покупатель как правило ведут себя рационально. Продавец (или производитель) старается произвести товар с наименьшими затратами и продать его по наибольшей возможной цене. Покупатель старается приобрести наиболее полезный для себя товар по наименьшей цене.
Для того, чтобы механизм рынка работал, продавцу и покупателю необходимо найти компромисс. Этим компромиссом является равновесная цена – то есть цена, которая позволяет продать весь объем товара, который производители согласны при такой цене выставить на продажу.
Однако не всегда интересы продавцов и покупателей уравновешены:
График ситуаций избытка и дефицита на рынке. Ситуация, когда цена на товар выше равновесной цены (Е), порождает избыток. В ситуации, когда цена товара ниже равновесной цены (Е), возникает дефицит.
Дефицит возникает, когда спрос превышает предложение. Покупатели при существующем уровне цен готовы купить больше товара, чем могут предложить продавцы. Дефицит возникает из-за того, что цена на тот или иной вид товара значительно ниже равновесной цены, то есть многие люди хотят и могут купить этот товар. Эта ситуация характерна для экономики Советского Союза. Жители СССР располагали деньгами, но не могли купить, например, колбасы, книги или джинсы, потому что этих товаров не было в продаже.
При избытке, напротив, предложение превышает спрос. Производители готовы продать больше товаров, чем покупатели могут приобрести при существующем уровне цен. Ситуации избытка возникают гораздо реже дефицита. Их причина в том, что цена на тот или иной товар выше равновесной цены (то есть цены, по которой покупатели готовы приобрести данный товар).
Рыночное равновесие (8 класс)
Товар, стоимость, цена товара (7 класс)
Условия выгодного обмена (7 класс)
Торговля и ее формы (7 класс)
Реклама в современной экономике (7 класс)
Своеобразие конкуренции заключается в том, что в конкретных ситуациях, когда она значима, её действие не может быть проверено, а может быть лишь засвидетельствовано тем фактом, что рынок будет выигрывать при сравнении с любыми альтернативными социальными механизмами.
Какие блага являются редкими или какие предметы являются благами? И какова их редкость или ценность? Именно это и призвана выявлять конкуренция. Предварительные результаты рыночного процесса на каждой отдельной стадии указывают индивидуумам направление поиска. Чтобы использовать знания, широко рассеянные в обществе с развитым разделением труда, недостаточно полагаться на людей, которым досконально известно, на какие конкретные цели могут быть употреблены хорошо знакомые предметы из их привычного окружения. Какая именно информация относительно предлагаемых рынком разнообразных товаров и услуг может представлять интерес, подсказывают индивидуумам цены. Это означает, что рынок находит применение личным знаниям и умениям, образующим всегда уникальные в том или ином отношении индивидуальные сочетания и основанным не только и даже не столько на усвоении таких фактов, которые можно было бы перечислить и сообщить по требованию некоей власти.
В прямом смысле слова «хозяйство» — это организация или социальное устройство, где некто сознательно размещает ресурсы в соответствии с единой шкалой целей. В создаваемом рынком спонтанном порядке ничего этого нет: он функционирует принципиально иначе, чем собственно «хозяйство». Он отличается, в частности, тем, что не гарантирует обязательного удовлетворения сначала более важных, по общему мнению, потребностей, а потом менее важных. В этом кроется главная причина, почему люди возражают против рынка. В самом деле, весь социализм есть не что иное, как требование превратить рыночный порядок в «хозяйство» в узком смысле, в котором общая шкала приоритетов определяла бы, какие из различных потребностей подлежат удовлетворению, а какие — нет.
С этим социалистическим замыслом сопряжены трудности двоякого рода. Как и в любой сознательной организации, проект собственно «хозяйства» может отражать только знания самого организатора, а все участники такого, понимаемого как сознательная организация, «хозяйства» должны руководствоваться в своих действиях единой иерархией целей, которой оно подчинено. Соответственно, у спонтанного рыночного порядка есть два преимущества. В нём используются знания всех его членов. Цели, которым он служит, являются частными целями индивидуумов во всём их разнообразии и противоречивости.
Решающее значение для понимания функционирования рыночного порядка имеет то обстоятельство, что высокая степень совпадения ожиданий с реальностью прямо зависит от систематического расхождения с нею у определённой их части. Но взаимоприспособление планов — не единственное достижение рынка. Он гарантирует также, что любой продукт будет изготавливаться людьми, умеющими делать это с меньшими или, по крайней мере, не с большими издержками, чем тот, кто данного продукта не производит.
Если даже в высокоразвитых экономических системах конкуренция важна как исследовательский процесс, в ходе которого первооткрыватели ведут поиск неиспользованных возможностей, доступных в случае успеха и всем остальным людям, то в ещё большей степени это справедливо по отношению к неразвитым обществам.
В данном тексте ответ не лежит непосредственно на поверхности, но найти его после внимательного прочтения текста не так уж трудно. Давайте обратим внимание на третий абзац, в котором впервые упоминается слово «хозяйство» — в нем оно сравнивается с рыночным типом организации экономики, причем здесь рассматриваются его положительные стороны. Подтверждение этому можно найти во фразе «В этом кроется главная причина, почему люди возражают против рынка», то есть «в этом кроется главная причина, по которой люди поддерживают «хозяйство». В следующем же абзаце автор рассказывает о трудностях, с которыми сопряжено «хозяйство», сравнивая их с преимуществами рынка.
В конечном счете ответ будет выглядеть так:
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Первая ситуация скорее привела бы к снижению спроса, а на графике мы видим, что он растет – значит, оно не подходит. Рост уровня доходов граждан, наоборот, можно считать одной из причин большего спроса на услуги салонов красоты, а вот его снижение привело бы к уменьшению спроса. Четвертое положение также может служить одной из причин повышения спроса, а вот пятое привело бы к снижению предложения.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Поскольку речь идет о предложении, первое положение подходит – ведь такие меры приводят к тому, что компании снижают объемы своих поставок, и, следовательно, предложение снижается, что и показано на графике. Второе положение также верно – поставщиков стало меньше, и их товара тоже. А вот следующие три положения характеризуют спрос и не влияют на кривую предложения – значит, все они в данном случае неверны.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Как видим, кривая сдвинулась влево – значит, спрос на бытовую технику упал. Увеличение числа производителей вряд ли могло на это повлиять, а вот падение уровня доходов потребителей точно относится к одному из факторов снижения спроса. Рост цен на комплектующие изделия – фактор предложения, а не спроса. Повышение цен на бытовую технику могло повлиять на то, что люди стали меньше ее покупать – значит, этот вариант подходит. А рост уровня доходов граждан, напротив, привел бы к росту спроса, а не к его падению.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
На графике видно, что спрос на трикотажные изделия повысился. Снижение уровня доходов граждан скорее привело бы к падению спроса, а не к его росту. А вот мода часто ведет к тому, что те или иные изделия оказываются более востребованы у покупателей. Повышение уровня доходов граждан также является причиной для увеличения спроса на изделия. Падение цен на материалы для производства и увеличение платы за электроэнергию относятся к факторам предложения и ведут к его снижению.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
В условии сказано, что речь идет об области, значит, это – региональный рынок (не национальный). Поскольку на рынке мобильной связи действует лишь одна компания, речь идет о полной монополии и абсолютном отсутствии конкурентов. Рынок мобильной связи относится к услугам, а не к товарам. Профицита в данном случае не наблюдается.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
К неценовым факторам, формирующим спрос, относятся те факторы, которые не зависят от цены на конкретный товар. Количество продавцов на рынке может повлиять на предложение, но к факторам спроса его отнести нельзя. А вот текущие модные веяния оказывают прямое воздействие на спрос вне зависимости от цен. Цены на товары-заменители также относятся к неценовым факторам спроса – в данном случае имеется в виду, что он является неценовым в отношении цены определенного товара; то есть если наблюдается снижение цен на товар-заменитель, а цена первого товара не меняется, спрос на него, скорее всего, снизится. Уровень доходов потребителей также прямо влияет на структуру спроса. Изменения в количестве населения тоже играют свою роль – если снижается количество экономически-активного населения, снижается и спрос на определенный товар.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Если мы помним, чем рыночная экономика отличается от плановой, выполнить это задание для нас не составит труда. Ее яркие отличительные черты – свободная
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Рыночное ценообразование, конкуренция, свободное предпринимательство, рыночная экономика, многообразие форм собственности.
Ответ: рыночная экономика
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить