Что показывают нам былины 7 класс
Доклад Былины 4, 7 класс сообщение (По литературе)
Былины – это песенные мотивы русских народов, в которых главными героями являются мужественные богатыри. В этих эпических произведениях люди воспевали их подвиги и участие простого народа в них.
Само слово «былина» переводится как «старина» и все события, описанные в них, проходили в далеком прошлом. Былина, так же как легенда или миф относится к одному из литературных жанров. Но, правда это или вымысел достоверно сказать невозможно. Вероятнее всего героические подвиги и поступки, о которых воспевается в былинах, несколько преувеличены. Это сделано для того, чтобы русский народ еще больше восхищался и гордился своими героями.
Былины так же являются неотъемлемой частью истории жизни русского народа. Благодаря им у людей будущего поколения создается представление о прошлом бытие и образе русского человека.
Приблизительно с начала 10 века люди стали описывать происходящие события в былинах. В письменном оформлении они появились лишь к концу 17 века. Что немало важно, каждое новое поколение, старалось оставить в этих сказаниях частичку «себя». До того, как их стали записывать на бумаги, все былины просто рассказывались друг другу, от предков к потомкам и т.д.
С точностью сказать, откуда произошли былины с точностью сказать практически невозможно. Но есть предположение, что они берут свое начало с новгородских и киевских земель. Первым человеком, о котором начали воспевать киевляне оказался князь Владимир. Кроме этого, в былинах киевского народа можно встретить всеми любимых и известных богатырей – Илья Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича и Чурило Пленковича. В былинах воспевались старшие, более мудрые богатыри, на которых равнялись молодые. Это и Святогор, и Вольга и Микула.
Их образ – это сила, отвага и мужество русского мужика. В те давние времена их и называли богатырями. Установлен достоверный факт, что эти люди на самом деле когда-то проживали на территории Руси.
Самый первый сборник русских былин был выпущен в Москве в 1804 году. На сегодняшний день известно о существовании 80 былин русских народов, которые описаны в литературных книгах.
Былина — это жанр фольклора
Былина – это жанр фольклора, изначально устная героико-историческая песнь, сочетающая установку на достоверность с элементами народной фантазии.
Первые образцы жанра, которые, по мнению исследователей, относятся к эпохе создания и становления древнерусского государства (ХI-XIII века), существовали в качестве песен, исполнявшихся под аккомпанемент щипковых инструментов (гуслей) и передававшихся из уст в уста.
Так как сюжеты былин касались исторических фигур и реальных событий, предметом повествования становилось прошлое, ведь вывод о чём-либо можно сделать лишь тогда, когда оно прошло, завершилось. Вот почему подобные песни изначально назывались старинами.
Термин «былина» вошёл в обиход в 1839 году, когда фольклорист и этнограф И. П. Сахаров приступил к изучению этого самобытного жанра.
В книге «Сказания русского народа» собиратель представил эпические песни о подвигах богатырей и поляниц (женщинах-богатыршах), о княжеской дружине князя Владимира в стольном граде Киеве, о Соловье-Разбойнике и Змее Тугарине.
Традиция записи былин, начатая в XIX веке, перешагнула в XX столетие и закончилась экспедициями в Онежский край, где была обнаружена последняя сказительница Марья Дмитриевна Кривополенова. С её слов было записано несколько десятков ранее не зафиксированных текстов. На этом история собирания былин закончилась.
Средства художественной выразительности.
Также по теме:
ФОЛЬКЛОР
В течение многих столетий выработались своеобразные приемы, характерные для поэтики былины, а также способ их исполнения. В древности, как полагают, сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.
Подчеркнуто торжественный стиль изложения былины, повествующей о событиях героических, а зачастую и трагических, определил необходимость замедления действия (ретардация). Для этого используется такой прием, как повторение, причем повторяются не только отдельные слова: …ета коса, коса
, …
из далече-далече
,
дивным дивно
(повторения тавтологические), но и нагнетение синонимов:
биться-ратиться
,
дани-пошлины
, (повторения синомимические), зачастую окончание одной строки является началом другой:
А приехали они да на святую Русь, / На святую Русь да и под Киев град…
, нередки троекратные повторения целых эпизодов, идущие с усилением эффекта, а некоторые описания предельно детализированы. Характерно для былины и наличие «общих мест», при описании однотипных ситуаций используются определенные формульные выражения: таким образом (при том предельно детализировано) изображается седлание коня:
Ай выходит Добрыня на широкий двор, / Он уздае-седлае коня доброго, / Налагает ведь он уздицу тесмяную, / Налагает ведь он потнички на потнички, / Налагает ведь он войлоки на войлоки, / На верёх-то он седелышко черкасское. / А и крепко он подпруги подтягивал, / А и подпруги шолку заморского, / А й заморского шолку шолпанского, / Пряжки славныя меди бы с казанския, / Шпенечки-то булат-железа сибирского, / Не красы-басы, братцы, молодецкия, / А для укрепушки-то было богатырскии
. К «общим местам» относятся также описание пира (по большей части, у князя Владимира), пира, богатырская поездка на борзом коне. Подобные устойчивые формулы народный сказитель мог комбинировать по собственному желанию.
Для языка былин характерны гиперболы, при помощи которых сказитель подчеркивает черты характера или наружности персонажей, достойные особого упоминания. Определяет отношение слушателя к былине и другой прием – эпитет (могучий, святорусский, славный богатырь и поганый, злой враг), причем часто встречаются устойчивые эпитеты (буйна голова, кровь горячая, ноги резвые, слезы горючие). Сходную роль выполняют и суффиксы: все, что касается богатырей, упоминалось в формах уменьшительно-ласкательных (шапочка, головушка, думушка, Алешенька, Васенька Буслаевич, Добрынюшка и т.д.), зато отрицательные персонажи именовались Угрюмищем, Игнатьищем, царищем Батуищем, Угарищем поганым. Немалое место занимают ассонансы (повторение гласных звуков) и аллитерация (повторение согласных звуков), дополнительные организующие элементы стиха.
Былины, как правило, трехчастны: запев (обычно не связанный напрямую с содержанием), функция которого состоит в подготовке к прослушиванию песни; зачин (в его пределах разворачивается действие); концовка.
Следует отметить, что те или иные художественные приемы, использованные в былине, определяются ее тематикой (так, для богатырских былин характерна антитеза).
Взгляд сказителя никогда не обращается к прошлому или будущему, но следует за героем от события к событию, хотя расстояние между ними может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.
Какие бывают былины
В фольклористике былины традиционно делят на 3 группы:
Героические былины бывают двух типов:
К социально-бытовым можно отнести былину «Садко».
Хвастливого гусляра перестают звать на пиры. Садко уходит на берег Ильмень-озера, где в одиночестве играет на гуслях. Игра приходится по нраву Морскому Царю, который заключает с музыкантом сделку.
Садко богатеет, становится первым купцом и хвалится, что скупит весь новгородский товар. Но это ему не удаётся. Однажды Садко попадает в сильную бурю и понимает, что Морской Царь требует его в жертву.
Под водой Садко играет на гуслях, отчего водяной пляшет так, что дрожит земля. По людским молитвам, Никола Можайский спасает Садко. Гусляр просыпается в родном Новгороде и мирно доживает свой век, строя храмы и помогая бедным.
Сказочные былинные тексты сочетают черты сказки (наличие волшебных персонажей, троекратность испытаний) и образы былинных героев.
Интересные ответы
Герои русских былин
Подобно циклу воинских преданий европейского средневековья, в которых повествуется о подвигах рыцарей Круглого стола и короле Артуре, в русском героическом эпосе прославляются могучие защитники родной земли.
Их король Артур – это киевский князь Владимир Красно Солнышко, собирающий в своей дружине весь цвет воинства. Самые популярные богатыри, обессмерченные художником В. Васнецовым: Илья из-под города Мурома села Карачарова, Добрыня, родившийся по разным версиям то ли в Искоростени, то ли в Рязани, и сын ростовского священника Алёша (Олёша).
Также известны киевские герои: Михайло Потык, Ставр Годинович и Чурило Пленкович. Сохранились предания (что это такое?) и о славных новгородцах: купце Садко и силаче Василии Буслаеве.
Не менее интересны истории о поляницах (женщинах-богатыршах). Например, Добрыня находит свою жену в бою. В конце поединка, когда соперники по воинскому обычаю должны снять забрала и показать лица, воин понимает, что бился с женщиной.
Прекрасной воительницей оказывается Настасья Микулишна – дочь богатыря Микулы Селяниновича. С Настасьей связан любопытный сюжетный поворот. Отлучившись в очередной поход на целых 12 лет, Добрыня оставляет молодую жену одну.
В это время Алёша Попович приезжает к ней и сообщает, что видел друга погибшим, после чего предлагает прекрасной «вдове» руку и сердце. Та соглашается, но Добрыня возвращается и вовремя разоблачает их. Он задаёт Алёше трёпку. Примирить их удаётся Илье.
Василий Буслаев.
Известны две былины об этом неукротимом и буйном гражданине Великого Новгорода. В бунте своем против всех и вся он не преследует никакой цели, кроме желания побуйствовать и покуражиться. Сын новгородской вдовы, зажиточный горожанин, Василий с малолетства проявил свой необузданный нрав в драках со сверстниками. Выросши, он собрал дружину, чтобы потягаться силами со всем Великим Новгородом. Бой кончается полной победой Василия. Вторая былина посвящена гибели Василия Буслаева. Поехав с дружиной в Иерусалим, Василий насмехается над встреченной им мертвой головой, несмотря на запрет, купается голым в Иерихоне и пренебрегает требованием, начертанном на найденном им камне (нельзя перепрыгивать камень вдоль). Василий, в силу неукротимости своей натуры, начинает прыгать и скакать через него, зацепляется ногой за камень и разбивает голову. Этот персонаж, в котором воплощены необузданные страсти русской натуры, был любимым героем М.Горького. Писатель тщательно копил материалы о нем, лелея мысль написать о Ваське Буслаеве, однако узнав, что пьесу об этом герое пишет А.В.Амфитеатров, отдал все накопленные материалы собрату по перу. Эта пьеса эта считается одним из лучших произведений А.В.Амфитеатрова.
Подвиги былинных героев
Но главное в воинских песнях – не любовные коллизии (это как?), а ратные подвиги. Чем же прославился каждый из народных героев?
Среди былин об Илье Муромце самой популярной стало сказание «Илья Муромец и Соловей-разбойник», которое рассказывает о расправе с легендарным свистуном. Выколов ему глаз стрелой, Илья привязывает пойманного разбойника к седлу и привозит прямо в Киев на показ князю.
Тот сомневается, действительно ли перед ним Соловей, и Муромец приказывает пленнику засвистеть вполсилы. От свиста гнутся церковные маковки – и Владимир велит расправиться со злодеем. В чистом поле Илейка срубает Соловью голову.
Былина «Святогор» тоже связана с Ильёй. Старший богатырь, сидящий во Святых Горах, хранит силу земли. Он ловит Муромца и сажает в свой карман, где носит его два дня. Признав, что Святогор сильней, Илья завоёвывает его благосклонность. Богатыри обмениваются крестами, братаются, клянутся вместе беречь землю русскую.
Однажды они находят в горах белый гроб и по очереди ложатся в него. Для Ильи гроб велик, а вот Святогору – по росту. Великан просит накрыть его дубовыми досками. Муромец делает по сказанному, а вот поднять их уже не могут ни тот, ни другой. Святогор понимает, что ему пора уходить, и передаёт свою силу Илье.
Второй по популярности герой народного эпоса – Добрыня Никитич. Былины о Добрыне Никитиче сообщают, что главный его соперник – Змей Горыныч. Припадая к земле, богатырь всякий раз набирает силу и одерживает победу в тот самый миг, когда кажется, что чудище уже не умертвить.
У былинного змееборца любопытные характеристики: его величают умным, хитрым. Именно Добрыню, да ещё богатыря Дуная князь выбирает в сваты, когда хочет просить руки королевны ляхов Апракси.
Алёша Попович знаменит поединком с Тугарином. Тугарин – татарский военачальник Тугархан.
Предание рассказывает, как Попович убивает Тугархана под стенами Киева, вызвав его на поединок прямо из-за княжеского стола. От вражеского войска не остаётся ничего, а от награды витязь отказывается.
Алеша Попович
– родом из Ростова, он сын соборного попа, самый молодой из знаменитой троицы богатырей. Он смел, хитер, легкомыслен, склонен к веселью и шутке. Ученые, принадлежавшие к исторической школе, полагали, что этот былинный герой ведет свое происхождение от Александра Поповича, погибшего в битве при Калке, однако, Д.С.Лихачев показал, что в действительности имел место обратный процесс, имя вымышленного героя проникло в летопись. Наиболее известный подвиг Алеши Поповича – победа его над Тугарином Змеевичем. Богатырь Алеша не всегда ведет себя достойным образом, частенько он заносчив, хвастлив. Среди былин о нем – Алеша Попович и Тугарин
,
Алеша Попович и сестра Петровичей
.
Киевский или «владимиров» цикл.
В этих былинах богатыри собираются вокруг двора князя Владимира. Сам князь не совершает подвигов, однако, Киев – центр, который влечет героев, призванных защитить от врагов родину и веру. В.Я.Пропп полагает, что песни киевского цикла – явление не местное, характерное только для киевской области, напротив – былины этого цикла создавались по всей киевской Руси. С течением времени образ Владимира менялся, князь приобретал черты, изначально несвойственные для легендарного правителя, во многих былинах он труслив, подл, зачастую намеренно унижает героев (Алеша Попович и Тугарин
Урок в 7 классе «Былины и их герои»
Познавательная (новое на основе повторения). Углубить представления учащихся об УНТ: былины как произведения народного творчества; о русских богатырях;
Развивающая – особенности былин: язык, интонация, композиция, достоверность древнего быта в былинах и т. д. ;
Воспитательная – воспитание интереса к устному народному творчеству, воспитание интереса к представлениям русских людей о подвигах, чести, долге, справедливости.
Былины (разные издания)
Картина Васнецова В. М. “Богатыри”
Иллюстрация к былинам.
Былина “Богатырское слово”
Методические приемы: проверка знаний учеников, (фронт. беседа), слово учителя, работа с учебником (анализ статьи), составление опорного конспекта. Выразительное чтение.
Эпиграф. Подлинную историю народа нельзя знать не зная устного народного творчества. (М. Горький)
I. 1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Записи в тетради (число, тема урока, эпиграф, Опорный конспект)
2. Повторение. УНТ (вопросы классу, слушаем ответы)
— Роль УНТ в литературе.
II. Переход к теме урока.
1. Учитель. Кто и когда начал сказывать сказки, сочинять пословицы и поговорки, петь былины, никто и тысячу лет назад на Руси сказать не мог, а теперь и подавно. Их передавали вместе с обычаями и обрядами новым поколениям. Это были своего рода духовные заветы к заповеди, которые чтил народ.
Велика была в те давние времена сила сказочной выдумки, сила поэтического сказания связана она была со всем укладом жизни русского человека. Мир и быт народной жизни и составляет основу былинного и сказанного творчества.
III. Новый материал.
1)Что вы слышали о былинах, какие былины читали (называем)?
2)Что же из себя представляют былины? На этот вопрос, ребята, вы сами ответите на уроке.
1. Работа со статьей учебника “Былины” (стр. 5-9). Учащиеся работают в группах. Каждой группе дан вопрос (карточка), ответ на который должен быть кратко сформулирован и записан в опорном конспекте.
Вопросы (задания) для групп под №1 в карточке:
— О чем повествуют былины?
— Где происходит действие в былинах?
— Что воспевают былины?
— Что показывают нам былины?
— Что воплощают в себе былины?
— Что делают предметом изображения былины?
Через 5 минут учащиеся отвечают на вопросы и все делают краткую запись в тетради.
Так что же это за произведения – былины? Что вы о них теперь знаете. (учащиеся отвечают, записывают).
В тетради появляется запись:
2. Опорный конспект (ОК)
I. ОК 1 Былины*(от слова “быль”) – произведения УНТ.
Повествуют о русских богатырях.
Действие происходит в древних русских городах, в поле, в гриднице*.
Воспевают красоту и широту Русской земли.
Показывают реальность древнерусского быта
Воплощают думы и чувства народа.
Делают предметом изображения события героической жизни страны, повседневной жизни.
3. Чем же отличаются былины? Каковы их особенности (Учащиеся продолжают работать в группах; в карточке вопрос №2)
— Как передавались былины?
— Чем былины отличались от песен русского народа? Что для них характерно?(для былин)
— На какие произведения УНТ похожи былины? Назовите общие элементы былины и сказки.
— Есть ли в былине рифма?
— Чем сопровождалось пение былин?
— Какую роль играют былины в искусстве и литературе?
(5 минут на работу с учебной статьей и формулировку ответа на вопрос)
По истечении времени учащиеся рассказывают и делают записи (в опорном конспекте). Запись выглядит так:
II. Особенности былин.
Пелись и рассказывались под гусли.
Для былин характерны грандиозность* образов, торжественность рассказа, разговорная интонация, повторы слов и строк.
Былины сходны со сказками, имеют зачин, концовку, повторы, постоянные эпитеты.
Рифмы нет, но есть созвучия в окончаниях слов.
Являются основой для многих произведений искусства.
4. Итак, что мы узнали на уроке о былинах? Идет краткий рассказ об особенностях былин (2-3 минуты)
5. Выразительное чтение (учитель) былины “Богатырское слово”
Вопрос на восприятие:
— Какой теме посвящена былина? (образ человека в русском героическом эпосе. Народная оценка героя)
— Вопросы (см. учебник после текста былины)
1) – Кто же они такие, богатыри русские, во имя чего сражаются и совершают свои подвиги, что защищают они?
(Учащиеся называют имена богатырей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).
В опорном конспекте появляется следующая запись:
2) – Как вы думаете, жили на Русской Земле именно эти богатыри? (Слушаем ответы)
3) Вывод: Образы богатырей собирательны.
IV. Работа с иллюстрацией картины В. М. Васнецова “Три богатыря”.
Рассматриваем, выясняем, кто есть кто из изображенных на картине богатырей.
— Подсказывает ли название картины, о каких событиях должна идти речь? (название переносит нас в далекое прошлое)
— А что вы знаете о далеком прошлом?(Тогда Родина наша была небольшим государством, было много отдельных княжеств. Каждый князь хотел побольше земель, и поэтому они часто воевали между собой).
— А к чему это приводило?(На Русь часто нападали враги. Они грабили народ, жгли города, никого не щадили…).
— Да, это правильно. Но кто же защищал Родину? (Её защищал народ … Русские Богатыри…).
— Хорошо. Как вы думаете, богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович действительно жили в то время? (Может, и жили. А скорее народ их создал… Он дал им лучшие черты своего народа. Это обобщенные образы защитников Родины, созданные самим народом).
— Теперь обратимся к картине. В какой момент изображены богатыри? (Богатыри прискакали на заставу. Кто-то принес князю тревожную весть. Они именно скакали, потому что на картине видно, что на ней внезапно осадили… Кони очень устали, но готовы мчаться дальше. Они даны в каком-то порыве на переднем плане картины, и на них сразу обращаешь внимание).
— А будет ли битва? (Д, Вороны чуют добычу…От всей картины веет тревогой. И вороны на заднем плане, и мрачные тучи – все усиливает состояние тревоги)
— Хорошо. А почему же вы так уверены, что богатыри победят? (Они нарисованы почти во всю картину… “Как стена”, как говорят в таких случаях. Это боевые друзья. А вот в жизни – трудно сказать. Ведь Илья Муромец – крестьянин, и Добрыня Никитич из княжеского рода).
6. – В какой-то мере вы правы. Художник показывает, прежде всего, боевое единство, их ратный дух.
(Прочитать отрывки из статьи “О личной жизни “Трех богатырей”)
— А подумали ли вы, для чего написана картина? (Эта картина учит любить свою Родину, защищать ее…)
— сравните, чем отличаются герои в сказках, от героев в былинах? (На раздумье 2-3 минуты)
Вопросы см. в начале урока. Слушаем ответы. Делаем выводы.
В опорном конспекте появляется еще одна запись:
Герои в сказке и былине
1. Герой спасает девицу, чтобы жениться.
2. Сражаются и побеждают просто чудовищ.
3. Качества героев сверхъестественного происхождения.
4. (Герой) Решает личные проблемы.
1. Подвиг богатыря бескорыстен.
2. Побеждает врагов земли Русской.
3. Необыкновенные качества богатыря – воплощение в одном человеке способностей и силы народа.
4. (Герой) Решает главный вопрос, от которого зависит судьба народа.
VI. Вывод. Итог урока.
Былина – это поэтическое, народное художественное произведение. В нем много неожиданного, невероятного. В основе своей правдивости передают народное понимание истории, представление о подвиге, чести, долге, справедливости.
Урок литературы для 7 класса «богатыри земли русской» (былины в устном народном творчестве)
Урок литературы для 7 класса « Богатыри земли русской»
(былина в устном народном творчестве )
2 часа (сдвоенные уроки)
Учитель Чумакова З.В.
Познавательная ( новое на основе повторения). Повторить представления учащихся об УНТ: былины как произведения народного творчества о русских богатырях;
Развивающая – особенности былин: язык, интонация, композиция, достоверность древнего быта в былинах;
Воспитательная – воспитание интереса к устному народному творчеству, интереса к представлениям русских людей о подвигах, чести, долге, справедливости. Воспитание чувство гордости за величие своего народа.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методические приемы: проверка знаний учеников ( фронтальная беседа), слово учителя, работа с учебником ( анализ статьи), составление опорного конспекта. Выразительное чтение.
Памятка « Художественные особенности былин»
Эпиграф. Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. (М.Горький)
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Расскажем все вместе основное правило вашего поведения на уроке:
Не шумлю и не кричу.
Если надо – отвечаю,
Руку тихо поднимаю.
Актуализация опорных знаний.
У вас на столах лежат карточки с таблицей « Устное народное творчество», которые вы заполняли в 5 и 6 классах. С помощью этих карточек мы вспомним, что такое устное народное творчество.
Итак, что же такое устное народное творчество?
Другое название устного народного творчества, заимствованное из английского? (фольклор- народная мудрость).
Кто является творцом фольклора? ( Народ).
В чем проявляется своеобразие народного творчества? ( коллективное создание произведений; устная форма; анонимность, вариативность – разные варианты одного и того же произведения; разговорная речь фольклорных произведений).
С какими жанрами устного народного творчества вы знакомились в 5, 6 классах? (колыбельные песни, загадки, сказки, календарные песни, обрядовые песни, поговорки, пословицы). Ученики при ответах используют таблицу.
Какие вы еще знаете пословицы о мудром и бережном отношении русского народа к слову? Приведите примеры. ( Примеры учеников. « Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» и др.)
Работа над темой урока.
Рассматривание иллюстраций к былинам
В их образы сказители из народа вложили свои мысли о том, каким должен быть человек. Произведения о них стали называться былинами.
Как вы думаете, почему возникло именно такое название?
Запись в тетради понятия « былина»
Былина- древнерусская эпическая песня, рассказывающая о подвигах легендарных богатырей.
Богатырь – герой русских былин, совершающий военные подвиги
Что же из себя представляют былины? На этот вопрос, ребята, вы ответите сами, прочитав статью в учебнике.
Работа со статьей учебника « Былины» ( стр. 23)
Создание опорного конспекта. Вопросы записаны на доске
— О чем повествуют былины?
— Где происходит действие в былинах?
— Что воспевают былины?
— Что показывают нам былины?
— Кого делают предметом изображения?
Через 5 минут ученики отвечают на вопросы и делают краткую запись в тетради.
Былина ( от слова «быль») – произведение УНТ.
Повествует о русских богатырях
Действие происходит в древних русских городах, в поле, на границах русского государства.
Показывают реальность древнерусского быта.
Воплощают думы и чувства народа.
Делают предметом изображения события героической жизни страны, повседневной жизни.
Продолжение работы со статьей учебника. Вопросы ко 2-ой части статьи.
Чем былины отличались от песен русского народа? Что характерно для былин?
На какие произведения УНТ похожи былины? Назовите общие элементы былины и сказки.
Есть ли в былине рифма?
Чем сопровождалось пение былин?
( 5 минут на работу с учебной статьей и формулировку ответа на вопрос)
По истечении времени учащиеся рассказывают и делают записи в опорном конспекте.
Пелись и рассказывались под гусли
2Для былин характерны грандиозность образов, торжественность рассказа, разговорная интонация, повторы слов и строк.
Былины сходны со сказками, имеют зачин, концовку, повторы, постоянные эпитеты
Рифмы нет, но есть созвучия в окончаниях слов
В опорном конспекте еще одна запись
1 Герой спасает девицу, чтобы на ней потом жениться.
Сражается и побеждает разных фантастических чудовищ.
Герой наделен всякими волшебными и фантастическими качествами
Решает чаще всего личные проблемы
Подвиг героя былины бескорыстен
Побеждает врагов земли русской
Необыкновенные качества богатыря
Решает главный вопрос от которого зависит судьба народа.
Работа с иллюстрацией картины В.М.Васнецова « Три богатыря»
Как вы думаете, каких богатырей изобразил на своей картине известный русский художник В.Васнецов? (Илья Муромец, Никита Добрынич, Алеша Попович)
Что вы знаете о них? ( Илья Муромец прославился своей силой; Никита Добрынич – умом, а Алеша Попович – хитростью)
Почему у богатырей такие встревоженные лица? Посмотрите, с каким напряжением они вглядываются в даль поля. ( Богатыри опасаются появления врагов, которые часто нападали на Русь. Они грабили народ, жгли города, никого не щадили)
Как вы думаете, богатыри Илья Муромец, Никита Добрынич, Алеша Попович действительно жили в то время? ( Возможно, и жили. Сказители наделили их лучшими чертами, которыми, по их мнению, должен обладать человек, вставший на защиту Родину. Это лучшие люди Древней Руси)
Основная идея былин – единение Русской земли, ослабленной междоусобными войнами князей. Русские люди прекрасно понимали свою роль в историческом развитии родины. В былинах народ – позитивный образ, а князья чаще всего – негативный.
Первые былины датируются VIII-IX веками. Расцвет былинного эпоса выпадает на XIII-XV в.
Местом, куда съезжались былинные богатыри, были два великих русских города: Киев и Новгород. Поэтому и былины делятся на два цикла: киевский и новгородский.
Внимательно рассмотрите таблицу, которая висит на доске.
Киев или места, связанные с ним
Новгород ( герой родился в городе или жил в нем)
Киевский князь Владимир
Защита Русской земли от нападения врагов
Жизнь города Новгорода, его внешние связи.
Учитель. Историки поведают нам о тех местах, в которых происходили события, воспетые в былинах. ( заранее подготовленные ученики рассказывают о городах Киеве и Новгороде)
Не случайно, что героями киевского цикла стали богатыри – витязи, а новгородского – купцы. В Новгороде издавна все вопросы управления городом решало вече, состоявшее из представителей богатого купеческого сословия. Новгород был крупнейшим торговым центром Руси: выгодным было его географическое положение. Со всей Руси везли в него ценные товары, производимые в бескрайних северных и сибирских просторах. Новгород был членом Ганзы – союза европейских торговых городов, куда входили Гамбург, Рига, Любек и другие города.
Учитель. И вот в один из зимних вечеров собираются в какой-нибудь избе люди. Потрескивает лучина… Задумчиво перебирает певец струны гуслей… Проходит минута- другая, и сказитель негромким напевным голосом начинает:
Послушайте, да люди добрые,
Я вам старину скажу,
Старину скажу да стародавнюю…
Так начинали сказывать былины. Напевно и протяжно.
Беседа по содержанию былины с использованием метода « Пресс».
( Ответы учащихся должны начинаться со словосочетаний: я думаю…; потому что…; например…).
— Понравилась ли вам былина?
— Какая часть произведения произвела наибольшее впечатление?
— Кто такой Илья Муромец?
— Почему он покинул свой родной Муром?
— Какие подвиги он совершил по дороге до Киева?
— О чем предупреждали богатыря? Как его характеризует решение ехать ближней дорогой?
— Зачитайте про первый подвиг Ильи. Какую картину мы можем представить? С помощью каких слов ее легче всего нарисовать? ( Черный день, черные мысли, черное предательство
— Каким вы представляете себе врага, который встретился Илье?
— Как повел себя Илья Муромец, столкнувшись с Соловьем Разбойником?
— Какие слова в произведении подчеркивают героизм богатыря в битве с врагом? Какое они имеют значение – прямое или переносное? ( « Закричал разбойник по-звериному- Маковки на теремах покривились. А околенки во теремах рассыпались».)
— Опираясь на текст былины, докажите что это произведение – былина ( в работе используются памятки « Художественные особенности былин». ( на работу отводится 10 минут)
1-ая группа – композиция.
4-ая группа – способы создания образа героя ( Ильи Муромца )
6-ая группа – способы создания образа героя ( Князь Владимир )
7-ая группа – доказать, что это произведение относится к былинам Киевского цикла.
1 группа. Экспозиция – как Илья Муромец « сиднем сидел» тридцать лет и три года, завязка – богатырь в Чернигове, кульминация – битва с Соловьем Разбойником. Развязка – Илья Муромец в стольном граде Киеве, у Князя Владимира Красно Солнышко. Концовка завершает былину – расправа Ильи над врагом – « вывез в чистое поле и отрубил ему голову»
2 группа. Поэтический стиль произведения включает в себя повторы предложений, картин. Наша группа подсчитала, что Соловей Разбойник описан трижды, таким повтором подчеркивается мужество и отвага богатыря. Сила врага подчеркивается эпитетами, метафорой « нагнано-то силушки черным-черно. Эпитет « черный» часто повторяется, является описанием не только вражьей силы под Черниговом, а и символом зла, как и сам Соловей Разбойник. Благодаря повторам рассказ в былине становится более выразительным
3 группа. Стихотворный ритм: в тексте былины отсутствует четкое деление на стопы, нет закономерного чередования ударения; ударные слоги произносятся с большей силой и протяжнее, чем безударные. Постоянного ритма нет. Количество ударных и безударных слогов произвольное.
4группа. При создании образа Ильи Муромца используется гипербола, характерный для жанра фольклора прием. Гипербола – это преувеличение. Илья Муромец обладает большой силой, любит свою родину, готов защитить всех бесправных, постоять за собственное достоинство.
«Подъехал Илья Муромец до той вражьей силы и начал рубить ее, колоть, конем топтать все войско вражье». Это прием контраста – один богатырь Илья Муромец выступает против многочисленной вражьей силы. Есть также эпитеты, которые раскрывают образ героя, который воплощает в себя черты защитника родной земли: « сильный мужской характер», « славный богатырь», «добрый конь», « лук тугой», « нагаечка шелковая», «седло богатырское», « добрый казак Илья Муромец»
5группа. Соловей Разбойник является символом зла в произведении. В былине изображен исторический факт – набеги монголо-татар на Русь. Поэтому Соловей Разбойник – это «Одихмантьев сын». Сила его была очень велика, от его посвиста и покрика все живое гибнет. Для изображения этой силы используется гипербола, эпитеты, повторы ( « Злодей- разбойник кричит по-звериному, вся травушка- муравушка заплетается деревья до земли пригибаются, а люди все мертвые лежат). Встречаются диалектные и устаревшие слова.
7 Группа. Былина « Илья Муромец и Соловей Разбойник» относится к Киевскому циклу. Действия, описанные в ней, происходят во времена Киевской Руси. В произведении упоминаются города Чернигов и Киев. Первый подвиг Ильи в ранних вариантах мог означать его битву с половцами, а поздние – с татарами, что отвечает времени существования Киевской Руси. В одном из вариантов былины Илья говорит: « Я иду служить за веру христианскую, и за землю российскую, да за стольный Киев – град, за вдов, за сирот, за бедных людей». Князь Владимир – главный князь Руси Киевской – является олицетворением мудрости и доброты. Богатыри защищали страну от врагов. Кроме Ильи Муромца следует вспомнить богатырей Добрыню Никитича и Алешу Поповича, которых художник Васнецов изобразил на картине « Богатыри». Эта картина имеет еще и другое название « На Киевской заставе». Интересно, что полное название картины было такое: « … Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде, примечают в поле, нет ли ворога, не обижают ли где кого», так обозначил сюжет картины художник.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович »
Индивидуальные задания. Подготовить сообщение о собирателях былин.
Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописцев до классики XIX века. М.: Аванта+, 1999, стр.68 – 69
/ автор- составитель О.А.Финтистова /
В.Ковпик, А.Калугина. Былины ( Серия Библиотека Всемирной литературы)