Что полезнее всего философия
Зачем нужна философия в вузах?
Великий римский мыслитель Цицерон считал, что философия — мать всех наук. Но это было ещё до нашей эры в Древнем Риме. Зачем же тогда современным студентам нужна философия, да ещё и в техническом вузе? Вот об этом вы и узнаете из нашей статьи.
Подписывайтесь на наш информационный ресурс в Telegram, чтобы первыми получать новые полезные материалы. И не забывайте пользоваться акциями и скидками от компании.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Что такое философия
Что же такое философия? В переводе с греческого — это «любовь к мудрости». А одно из официальных определений самого понятия звучит так:
Философия — это особая форма изучения мира, в процессе которой человек разрабатывает систему знаний, основные принципы мироустройства и своего места в мире.
Однако сколько философов — столько мнений. Особенно нам нравится цитата Бертрана Рассела, британского учёного и общественного деятеля:
Философия — это когда берёшь нечто настолько простое, что об этом, кажется, не стоит и говорить, и приходишь к чему-то настолько парадоксальному, что в это просто невозможно поверить.
Студенты философских факультетов очень хорошо знакомы с этим ощущением, когда открываешь что-то новое в обычных на первый взгляд вещах. Но чтобы получать удовольствие от философских рассуждений, необходимо разбираться в различных концепциях, помнить множество имён мыслителей и связанные с ними идеи и не путать методы познания между собой. Непосильная задача для учащихся других факультетов, у которых и своих профильных предметов хватает.
В философии существуют так называемые «предельные вопросы». Это вопросы, однозначные ответы на которые найти не удалось до сих пор. Среди них следующие: «Познаваем ли мир?», «Что первично — материя или сознание?», «Что есть Человек?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?» и так далее.
В итоге студенты других вузов вместо удовольствия испытывают лишь страдания, из года в год записывая философию в одни из самых сложных университетских предметов. Давайте попробуем изменить это отношение, осознав для чего на самом деле нужно изучать древних и современных философов в наше время.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Зачем нужна философия в вузах
Что даёт человеку изучение философии? Университетское образование — это не просто набор профессиональных компетенций, которые помогут устроиться в жизни и построить успешную карьеру. Это ещё и формирование широкого кругозора, высокого интеллектуального уровня, системного, логического и критического мышления, а также умения видеть взаимосвязи предметов и явлений. Всё это невозможно выработать без преподавания философской дисциплины в вузе.
Философию в университетах России, как правило, изучают на младших курсах. Почему? Это помогает студентам познакомиться с теоретическими основами науки, выучить и научиться применять разные методы исследования, грамотно и логически подходить к использованию данных и аргументировать свои выводы и убеждения. Всё эти умения будут нужны студенту для того, чтобы критически относиться к новому материалу по любому другому предмету, писать курсовые, самостоятельные и дипломные работы по специализации и уверенно защищать их.
Нужна ли философия в мед вузе? Гиппократ когда-то сказал: «Врач — философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной». И действительно, современным медикам приходится не только лечить болезни, но и решать моральные вопросы: «Как сказать о смерти больного родственникам?», «Как самому относиться к сложностям на работе?», «Где проходит граница между врачебной этикой и желанием помочь?»
Функции философии в вузах
Конечно, философия в техническом или гуманитарном вузе не предполагает такой глубины погружения в философские концепции и размышления, как на профильном отделении. Однако и здесь она выполняет свои основные функции. Среди них:
Все эти функции — это разные направления, в которых можно применять философские знания.
Фактчекинг — это метод проверки достоверности фактов, сведений, цитат и прочей информации, которую используют люди в научных и публицистических статьях, СМИ и в политике. Корни данного метода уходят в критическую функцию философии, которая учит всё ставить под сомнение и проверять. Этот метод надёжно оберегает от порчи, сглаза и теорий заговоров.
Зачем студентам философия: практический аспект
Если не пропускать занятия по философии в институте и должным образом изучать учебную литературу по предмету, можно не только узнать много нового, но и получить практические навыки. Какие конкретно? Давайте перечислим самые важные:
Как видите, философия в университете не только помогает студентам научиться мыслить шире и блистать знаниями в интеллектуальном обществе, но и понимать научные методы, используя их на практике.
Без философии студенческая жизнь в университете была бы неполной и бессистемной. Так что меняйте отношение к предмету, чтобы получать от него пользу и удовольствие. А если понадобится помощь в написании философского эссе или любой другой письменной работы, обращайтесь в наш студенческий сервис.
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊
Что полезнее всего с точки зрения философии
В 1850 г. министр образования князь П.А. Ширинский-Шихматов сказал — «Польза философии не доказана, а вред от нее возможен». Так ли это? Позволю порассуждать над этим вопросом.
Она не имеет жёстко поставленных рамок за счет чего может развиваться свободно, даже не имея конкретно поставленных целей.
И тут уже появляется уже первое но. В отсутствии рамок есть опасность, что можно начать «копаться» там где это не нужно или же переусердствовать. Использовать её там, где нужны другие «средства» решения каких-либо вопросов.
На мой взгляд, философия не всегда бывает общечеловеческой, а бывает и так, что для каждого она своя, ведь мы воспринимаем и осмысливаем мир по-разному.
Я думаю, философия имеет две реальные области применения. Одна из них — поддержка размышлений о предметах, которые ещё не попали в сферу науки. В конце концов, наука охватывает лишь небольшую часть того, что интересует и должно интересовать человечество. Существует множество вещей, представляющих огромный интерес, о которых наука, во всяком случае в настоящий момент, знает мало, и мне бы не хотелось, чтобы человеческая фантазия была бы ограничена рамками известного сейчас. Я думаю, что одно из применений философии состоит в увеличении наших воображаемых конструкций о мире и доведении их до уровня гипотез. Но существует и другое назначение философии, на мой взгляд, не менее важное, которое помогает понять нам, что существует множество вещей, кажущихся известными, на самом деле неизвестны нам. С одной стороны, философия заставляет нас думать о вещах, о которых мы можем узнать, а с другой стороны, позволяет нам с достаточной скромностью осознавать, как много из того, что кажется знанием, таковым на самом деле не является.[2]
Немного отступая от темы хотелось бы также сказать и о общемировом значении философии, а затронем науки «точные».
Возьмём, к примеру, атомистическую гипотезу. Демокрит придумал атомистическую гипотезу, согласно которой материя состоит из мельчайших атомов, и спустя более чем две тысячи лет оказалось, что это была правильная научная точка зрения, но в то время это было просто предположение. Или другой пример. Аристарх был первым человеком, предположившим, что Земля вращается вокруг Солнца, а не Солнце вокруг Земли, и что смена дня и ночи — это следствие вращения Земли. До эпохи Коперника, почти две тысячи лет, эта гипотеза была почти похоронена и забыта. Но возможно, что Коперник никогда бы не пришёл к этой мысли, если бы до этого к ней не пришел Аристарх. [2]
От философии отделились физика, математика, медицина, астрономия и т.д.
философия рационализм неоклассический демокрит
По сколько вам лет обсуждать какую то xyeргу?! Не удивлюсь, что вы ко всему плюс фанатеющие толкиенисты.
если ты не вкурил то это не значит что нужно обсирать)
Ты мозга мне не *б и
Евгениус финал ТБВ обсуждаем))))
ты сам то игру престолов не смотришь?
Наркаманя *б анутовые. Вы о чем?
29 апреля 2019 17:18
g1ppo
А вот тут соглашусь, раскрылось убийство главного снеговика. Если можно, прошу удались переписку.
безусловно вы имеете право быть недовольной, но это не повод спойлерить и портить настрой всем кто еще не успел посмотреть эту серию, это как минимум неэтично. а по поводу конницы, при таком отсутствии видимости — немудрено, и их там встретили великаны.
29 апреля 2019 17:08
g1ppo
ЗЫ: первые сезоны смотрелся еще более-менее с позиции, не фантастического сериала, а детской сказочки типа аленького цветочка, переложенной на современные спецэффекты. Последние 3-4 сезона смотрелись по диагонали минут на 10 на серию с перемотками уже просто из принципа досмотреть, раз начали.
Так весь сериал и просмотрелся
то есть получается, что ты, считая сериал крайне тупым — продолжаешь его смотреть? и при этом подмечая какой же он тупой. у меня для тебя не очень хорошие новости. РС серия отличная.
29 апреля 2019 16:52
g1ppo
Это фиаско. Тупее сегодняшней 3-й серии 8-го сезона за все 7+ сезонов еще не было. А учитывая, что весь сериал сам по себе крайне тупой и держится исключительно на спецэффектах и сиськах.
Свершилось, йобта.
Переобулся наконец-то..
28 апреля 2019 21:55
HP
Евген ты сделал этот день хорошим, спасибо
28 апреля 2019 14:42
Михась
Христос Воскресе,правове рные!
Чё за хня,захожу на Крейзи,проц нагружается на 100%,по остальным сайтам всё норм.
Принтер, я запилил тебе посты..
28 апреля 2019 14:02
HP
Карт-Бланш любви тебе, достатка, счастья, добра, искренних друзей, да и вообще позитива больше, здоровья богатырского!
28 апреля 2019 13:44
HP
давай и то и то, посты божественны
и печатною машинку, в обнажёнке, так и напиши для принтера
Девок штоле надо?
Или картинки прикольные?
28 апреля 2019 13:29
HP
писать на стенах туалета увы друзья не мудрено, среди говна вы все поэты среди поэтов вы говно
Евген давай новый пост, за красоту, за любоф, за жись))
Призыв к онанизму.
Как бы статью за это не ввели..
28 апреля 2019 13:23
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Сегодня день рождения
Философская проблема смысла жизни, или вопрос «В чём смысл жизни?» — тема, как правило, затрагивающая интересы каждого человека. Как правило, данное понятие относится к оценке всей жизни человека, затрагивает проблему воздействия отдельного человека на окружающую действительность и вопросы о постановке человеком целей, выходящих за рамки его жизни. Неопределённость вопроса происходит от слова «смысл», что позволяет интерпретировать вопрос по-разному:
-«Откуда произошла жизнь?»,
-«Что составляет природу жизни (и Вселенной в которой мы живём)?»,
-«Почему жизнь важна?»,
-«В чём состоят жизненные ценности?»,
-«Что является целью (чьей-то) жизни?», «Зачем мне жить?».
О подобных вопросах люди спорили и спорят до сих пор, выдвигая соперничающие между собой научные теории, философские, теологические и религиозные объяснения.
Трансгуманизм — расширение гуманизма. Аналогично гуманизму он выдвигает гипотезу, что мы должны искать улучшения человеческой расы, как целого. Но он идёт дальше, подчёркивая, что мы также должны активно совершенствовать человеческое тело, используя технологию, для того чтобы преодолеть все биологические ограничения, такие как смертность, физические недостатки, маленький объём памяти и т. д.. Первоначально это означало, что мы все должны стать киборгами, но с появлением биоинженерии открываются другие варианты развития. Таким образом, основная цель трансгуманизма — это развитие человека в постчеловека, наследника человека разумного (Homo sapiens): Homo excelsior. Идеальным достижением этой цели была бы возможность применить все описанное к сегодняшнему населению прежде чем оно начнёт страдать от последствий старения и смерти. Аналогичные взгляды включают extropianism и продление жизни.
Следовательно, смысл жизни для трансгуманиста состоит в том, что жизнь возникла путём эволюции, что природой жизни является то, что мы наблюдаем через научные наблюдения и измерения, что человек и то кем он становится есть наиболее важная часть жизни, что наиболее ценными вещами в жизни являются развитие и совершенствование жизни всех людей, и что нашей обязанностью является управление природой жизни для улучшения нашей природы.
Приносит ли философия какую-нибудь практическую пользу для общества?
Да, философия приносит практическую пользу для общества. Прежде всего, польза изучения философии состоит в развитии навыков критического и творческого мышления, что требуется как для формирования гражданских компетенций, необходимых человеку в демократическом обществе, так и, например, для учёного, менеджера или бизнесмена.
Поскольку в процессе изучения философии приходится знакомиться с различными философскими концепциями и обосновывающими их аргументами, человек, изучающий историю философии, учится, во-первых, понимать людей с мировоззрением, отличными от собственного, во-вторых, вступать в диалог с носителями такого мировоззрения, в-третьих, анализировать аргументы, лежащие в основании различных форм мировоззрения, в-четвёртых, понимать ограничинность всякого, в том числе своего собственного, взгляда на мир. Все эти навыки необходимы для человека, который в современном мире общается с носителями других культур и мировоззрений.
Философия также учит человека выходить за пределы «очевидности» и «здравого смысла». Например, кому-то может казаться очевидным, что Вселенная существует, а тут приходит философ и спрашивает: «Почему есть что-то, а не ничто?» На первый взгляд, это может показаться праздным времяпрепровождением, но, на самом деле, это очень важный навык, особенно для учёного: ведь все прорывные научные терии создавались именно посредством выхода за пределы очевидности. Например, с точки зрения здравого смысла очевидно, что Солнце вращается вокруг Земли (потому что мы так видим) или что Земля плоская (потому что иначе люди с нижней половины попадали бы вниз). Людям потребовалось выйти за пределы «очвевидности», чтобы перейти от этих наивных представлений к более сложным и более совершенным моделям описания мира.
Отвечая на вопрос о том, каково место человека в мире, философия служит мировоззренческим фундаментом для психологии, поскольку то, как Вы будете подходить к решению тех или иных психологических проблем, напрямую связано с решением сугубо философского вопроса о том, что такое, в сущности, человек, в чём состоит его природа. Поэтому за любым крупным направлением психотерапии — экзистенциальной психотерапией, когнитивно-бихевиоральной терапией, психоанализом — прослеживается влияние тех или иных философской системы. Например, понятие «бессознательного», разработанное в психоанализе, происходит из философии Лейбница.
Наконец, философия — это попытка рационально обосновать те или иные системы ценностей. Обосновывая и популяризируя прогрессивные системы ценностей, философия способствует общественному прогрессу. Так, например, философия американских персоналистов (основанная, в свою очередь, на идеях Лейбница) в США стала фундаментом для формирования идей Мартина Лютера Кинга, а философия Толстого ощутимо повлияла на Махатму Ганди.
Это, конечно, далеко не всё, что можно было бы включить в ответ на вопрос о значении философии в обществе, но, полагаю, этого достаточно, чтобы сказать, что философия играет в жизни общества существенную роль и приносит вполне ощутимую пользу.
Зачем философия современному человеку?
Международный день философии проводится в третий четверг ноября с 2002 года по регламенту ЮНЕСКО. Смысл праздника заключается в том, чтобы приобщить людей к философскому наследию человечества, открыть сферу обыденного мышления для новых идей. Множество мыслителей утверждали, что суть философии заключается в удивлении. И в самом деле, философия рождается из природного устремления человека интересоваться собой и окружающим миром. Философия переводится как «любовь к мудрости», она учит нас исследовать и искать фундаментальные истины. Философия – это не просто теория, она может стать образом жизни, если применять ее на практике. Так жили многие мыслители, писатели, художники, ученые, создавая великие произведения искусства, делая великие открытия.
В этот день мы попросили некоторых из современных философов ответить на два вопроса:
Как философия может помочь современному человеку?
Что лично в Вашей жизни изменила философия?
Приглашаем вас познакомиться с ответами наших собеседников.
Владимир Васильевич Миронов
Доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой онтологии и теории познания философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, декан философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
Это хороший вопрос и он постоянно задается на протяжении 2500 лет, сколько существует философия. Простым ответом является такой: если философия есть, значит, она нужна. Потому что как только появился человек философствующий, он (по Ясперсу), стал осознавать трагедию, трагедийность своего положения в мире, некоторую несправедливость: с одной стороны есть человек, который размышляет, к чему-то стремится, который в отличие от животного осознает, что земля конечна, жизнь конечна, а с другой стороны — бесконечный космос. Это же трагедия по большому счету, что человек, который многое понимает, понимает одновременно и свою смертность. Это может быть один из первых центральных вопросов. Это вопрос из вечных вопросов, на который человек всегда будет пытаться отвечать.
Ясперс говорил, что философия начинается с детских вопросов. Именно ребенок способен задать философский вопрос. Я раньше к этому относился, как к некой банальной красивой фразе, а потом я понял, что за этим стоит глубокая истина. Почему? Потому что над взрослым человеком довлеет огромное количество культурных стереотипов: ему что-то удобно спросить, что-то неудобно. А вот ребенку все удобно. Он может поставить самый неудобный вопрос и внешне очень простой, но когда вы попытаетесь на него ответить, вы увидите, насколько он сложный. А что такое дети? Это начало цивилизации, начало человечества. Почему говорят, что философия начинается с любознательности. Человек начинает простые вопросы задавать. Если кто-то думает, что философии начинается со сложных вопросов, то это не очень верно. Сложные они возникают, но из простых. Проблема другая — философ должен на сложные вопросы относительно просто ответить. Потому что если мы беседуем о философии в кругу философов, и говорим о критериях этики, морали, мы «договоримся». А вот как это потом объяснить людям? И поэтому люди часто играют, говоря, что философия не понятна. «Философия делает ясным то, что было смутным в мифе», — говорил Гегель или Кант, сейчас могу ошибиться. Т.е. философия, в принципе, должна прояснять. Не «затуманивать» мозги, а прояснять. И человек, который говорит не понятно, по большому счету, не может себя считать философом. Это мое убеждение. Поэтому философия всегда востребована. Кстати, конкурс на наш факультет это показывает: 6-7 человек в самые тяжелые годы…
Философ – он просыпается в человеке. Окончание факультета не гарантирует, что вы станете философом. Бёме был сапожником, Спиноза – стекольщиком… Образование на философском факультете – это некоторая школа, которая позволяет этой философии проснуться. Но каждый становиться для себя философом сам. Вот он понимает это на определенном этапе, что у него определенный взгляд на мир, совершенно иной, чем у человека, который философией не занимается. Всегда остается непознанное, мы из бытия вырезаем все больший кусочек, стремимся охватить это бытие целиком, но никогда не охватываем – всегда остается непознанное. И здесь философия тоже важна. Есть такой образ: философия в науке представляет собой такие строительные леса. Вроде бы они для здания не нужны, когда здания построены, покрашены Но для того, чтобы сдать здание, строят эти строительные леса, которые позволяют здание довести до конца – другая функция. Поэтому я думаю, что философия всегда останется. С другой стороны есть проблема: философия уподобилась королю Лиру, который роздал детям свои земли, а сам остался ни с чем. Но это не так, от философии отпочковываются дисциплины, и тем сам самым самоопределяется, и очищается сам ее предмет. Поэтому философия – она занимается всеобщим, она занимается бытием. Философия – это метафизика. Это предметы, которые мы может исследовать только с помощью разума. Насколько я своим разумом могу рассуждать о природе и претендовать на истину? Так философия начиналась: не было ни физики, ничего не было, а человек отвечал на вопросы об устройстве мира. У человека всегда есть такая потребность: объяснить.
Юрий Никифорович Солонин
Декан факультета философии и политологии СПбГУ, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии культуры и культурологии
Вы знаете, понятие философии — оно может быть также без границ, как и человек в представлении вашего журнала. Поэтому в зависимости от того, какие беды и проблемы человека мучают, какие у него цели, установки или даже, если таковых нет и ему нужно помочь их сформировать, вот философия становится той точкой, или кочкой, на которую человек обязательно становится, сознательно или бессознательно. То есть философия — это высшее искусство формирования мышления, созерцания мира, без чего человек не может обойтись. Он воображает, что от природы наделен мышлением и правильным взглядом на мир, в действительности это не так, а это формируется в результате житейского опыта, каких-то обстоятельств случайного рода. А в зависимости от того, в какой сфере он себя реализует, то и тот тип практической философии оказывается ему полезным. Сугубо теоретическая философия дает ученому ориентировку в научной деятельности. Экзистенциальная философия помогает понять основные типы, формы, способы жизни и проблемы, с которыми человек сталкивается. Человек, который ориентируется на проблемы абстрактной духовной жизни, может тяготеть к неким формам мистической философии, и это оказывается тем духовным и интеллектуальным прибежищем, в котором человек себя находит. То есть в философии человек себя находит в максимальной полноте своей жизни.
Сегодня мы живем во времени без философии. Это мое ощущение: философия существует сама по себе, человек, если иметь в виду особенно русское общество, сам по себе. В критические моменты слышен голос: «Помогите нам, дайте нам определение, скажите нам самое существенное, фундаментальное: Кто мы? Какие цели нашей жизни? Какие наши надежды, ожидания?»
А философия молчит, потому что она оказалась погруженной в свои собственные проблемы, а у нее есть немало профессиональных проблем; как, что устроить, отточить детали, раздвинуть свои собственные границы… И наша философия отучилась отвечать на запросы жизни, и поэтому дни петербургской философии это попытка разрушить вот эту странную берлинскую стену отчуждения, которая отделяет ее от общества. И вот это — самая главная проблема. Философия никогда не дает прямые ответы, она заставляет человека самого думать, как только человек начинает думать, так он находит ответы. А мы покамест вот эту философскую составляющую в нашей культуре презрели, ее нет или она существует сама по себе, как горох, выкатившийся в поле и не дающий плод.
Вы знаете, поскольку я профессионал, буквально погружен в философию, то мне ответить на этот вопрос практически невозможно. Потому что если бы я пришел к ней от занятий физикой, лирикой, поэзией, был бы бухгалтером, банкиром, токарем, слесарем, я бы мог вам ответить. Но поскольку для меня это — и профессия, и жизненный процесс, то я это не могу разделить.
Я морализатор по своему характеру, я думаю, что мне понятней больше, чем моим коллегам, которые лишены возможности осмыслить реальность в ее философских категориях, потому что философские категории — это очень глубокое проникновение в сущность процессов, которые обычно сверкают лишь своим поверхностным блеском, ярким, но, чаще всего, ложным.
Шамиль Гимбатович Алиев
Почетный академик Российской академии космонавтики, советник председателя правительства Дагестана по науке и ВПК, доктор технических наук
В выборе абсолютной ценности. В понимании того, что подлинные радости находятся не во вне нас, а внутри. Для этого необходимо попасть под волшебство классиков науки, культуры, поэзии и искусства. Тогда Вам не навяжут ценности ни улица, ни деньги, ни власти.
Не изменила, а сохранила возможность с абсолютными ценностями идти, становясь дорогой, и дотрагиваться до вечности.
Валерий Павлович Поршнев
Кандидат культурологии, автор исследований по теме «>
Философия, как и искусство, это врожденная потребность человека. Человек не может без нее существовать. Ведь она появилась задолго до того как начали существовать первые философы. Творчество дикаря – это особая форма отношения к миру, к действительности. Я считаю, человек философствовал изначально. Вначале это в мифе проявлялось, потом в текстах, которые он оставлял после себя, поэтому запретить человеку философствовать невозможно. Другое дело, что в какие-то исторические периоды человечеству навязывалась определенная форма философии. Она внедрялась в сознание, она шла не от сердца, а от разума и это приводило всегда к печальным последствиям.
Вот мы отмечаем Дни петербургской философии, а ведь, в общем, это трагические дня для истории русской философии. Высылка из России лучших представителей мысли, этот пароход философский. Неслучайно всегда совершается акция возложения цветов камню философскому. Я считаю, что философия должна быть, прежде всего, частным делом граждан, но хорошее государство должно стимулировать диспуты философские, наличие как можно большего количества школ. Философия конечно должна быть частью гуманитарного образования. Вот ведется спор, нужно ли сдавать кандидатские экзамены по философии, допустим, инженерам. Я-то считаю, что философия — наука самодостаточная, и поэтому если вы пишете диплом по синхродатронам, то сдавать кандидатские, конечно, не нужно. Вот для гуманитарной сферы, для филологии, искусствознания, истории эта наука необходима совершенно, потому что без нее вы целостного представления о мире иметь не будете. Будете заниматься какой-то узкой проблемой, не видя за деревьями леса.
Кроме того, философия изучает культуру, т.е. то, что произвел человек. Главное отличие человека от животного, это историческая память. Соответственно, ее роль в том, чтобы как раз холить и лелеять то, что было до этого. В отличие от научных теорий, в философии ничто не пропадает бесследно, начиная с Древнего Китая и Древней Индии, мы сохраняем все, что было. Я считаю, что и в дальнейшем будет так именно. Это свободное творчество, прежде всего, но плюс это еще исследование прошлого, поэтому надо изучать все, что было до нас, даже если это написано в шумерской клинописи, или на каком-нибудь экзотическом языке, это не должно пропасть, я считаю.
Александр Владимирович Перцев
Доктор философских наук, профессор, декан философского факультета Уральского государственного университета им. А.М. Горького, действительный член Российской Академии Естественных Наук
Начнем с того, что философы, когда они возникли, они вовсе не были учеными. В древней Греции философы занимались тем, что они консультировали людей. В частности Демокрит объяснял, каким образом выбирать жену: надо брать маленькую и молчаливую. Т.е. философ прежде всего был ориентирован на человеческие отношения. И у нас философский факультет Уральского государственного университета лет 15 назад, когда я стал деканом, повернул благодаря ученому совету именно в этом направлении. Мы ввели новые специализации, среди которых, например, философская антропология. Это не психология, которая сводится к каким-то общим научным закономерностям, Это понимание глубинных человеческих потребностей, где нужен индивидуальный подход. Дальше – это социальное управление. Это философия правафилософская лингвистика. Это очень широкая дисциплина, подразумевающая использование языка в общественных целях. здесь философ в моем понимании – человек, который хорошо пишет, человек, который хорошо общается, который может понимать других,
Сегодня философ – это коммуникатор. Это человек, который устраивает человеческие взаимоотношения, налаживает их. античные философы говорили – тот, кто не может выступить на Агоре, и сказать чего он хочет, не гражданин. Гражданин – это тот, кто может сказать, чего он хочет. И сегодня не гражданин тот, кто не может сделать телепередачу. Не гражданин тот, кто не может выступить по радио. И этому должен учить философ. Т.е. вообще роль философии сегодня для нас, по крайней мере, изменилась. Вместо того чтобы научить как жить в роли просветителя, мы сегодня должны прояснить то, что говорят люди обычные, не философы. Мы должны помочь им сказать то, что они думают вообще. без всяких разных искусственных логических конструкций. Т.е. мы друзья, которые позволяем, помогаем человеку высказаться.
Лично у меня в жизни философия ничего не изменила, потому что она собственно вся философии и посвящена. Что-то другое могло бы изменить. Потому что я уже 15 лет как декан философского факультета и собственно вся моя жизни уходит на это. я организую всю эту деятельность, я организую, скажем так, лозунг у меня, который я сформулировал, называется «Мы вернем миру смысл». И я чувствую, что мы отвечаем за смысл того, что происходит, потому что бытовой рационализм – да, захлестывает и об этом хорошо сказал Фридрих Энгельс. Он говорит, почему мы об истории говорим, что в ней нет никакого смысла? Почему мы говорим, что история – это естественные процессы? Потому что действует правило сложения сил – один хочет одного, другой хочет другого, а в результате получается то, чего никто не хотел. Т.е. вообще говоря, считают что философия глубоко иррациональна. Всем правит потребность. Никакого разума нету в истории. И вот это хорошее воспитание бытового рационализма, который закатывает, захлестывает, а мы должны вечно возвращать всему свой смысл.
Владимир Александрович Конев
Доктор философских наук, профессор, академик АГН, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой философии гуманитарных факультетов СамГУ
Философия не может сделать мир лучше, да его и не надо делать лучше. Надо себя делать лучше. Это можно сделать, а мир изменить нельзя. Он сам изменяется. Но вот в этом изменении философия играет свою роль, когда она создает категориальный язык видения мира и думания. Вот так повлияла филосфия античности и нового времени на европейскую цивилизацию, создав язык рационального мышления об общем, универсальном. И мы имеем тот мир, который получился в результате этого способа мысли. Сейчас этот мир исчерпал свой ресурс. Нужен новый тип рациональности, т.е. новый тип мысли и действия, который может быть контролирован. И тут, конечно, философия, и не только она (например, искусство), может сказать свое слово. Но это дело долгое. Способ мысли не рождается за год-два или десять лет. Требуются усилия поколений. А пока каждый человек должен обустраивать свою жизнь так, чтобы она его устраивала и чтобы она была, как любят сейчас говорить, стабильна.
Для меня философия — это род моих занятий. Во-первых, как предмет преподавания. И тогда я смотрю на нее с точки зрения того, а что в ней есть удивительного для современного ума. Что в этой или той философской концепции живо до сих пор и может как-то осветить (просветить) нашу повседневность. Во-вторых, я работаю в области философии — пишу статьи, книжки, выступаю с докладами. Тогда это не философия как таковая, а философские проблемы, или точнее, проблемы в поле философии, в той области философского знания, которой я занимаюсь — философия культуры, философия индивидуальности (самобытного бытия).
Роберт Израилевич Таллер
Доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки, почетный работник Высшей школы, член Ассоциации Политических наук АН СССР, заведующий кафедрой философии
Подчеркнуть надо: «наш» и «сделать». Если его можно сделать, то он наш, значит, речь идет о социуме, ибо природа не наша и поэтому сделать ее нельзя. Конечно, самый облегченный ответ: человек творит этот наш мир. Отсюда сделайте человека (ибо он творит по своему образу и подобию) и он сотворит человеческий мир конвертируя в него разум, добро и красоту.
Но это «полуфилософия».
Философия исходит из действительности, из того, что другой нет (нет другого глобуса) и потому предлагает не переустраивать мир, а жить в нем. Мир таков и поэтому «быть или не быть?», знание мира – это наука. Философия – это понимание мира как предпосылка жизни в нем, вписания в него. Вписаться в мир это не значит приспособиться к нему. Это научились делать многие не будучи философами. Вписаться в мир – это значит синтезировать свои возможности, ценности, самосохранение своей индивидуальности и мира. Не совпадение систем ценностей явление нормальное, ибо, в противном случае исчезла бы индивидуальность, самоидентичность. В стадном мире их нет. Индивидуальность это отрицание стада. Но отрицание это не война, а конструирование нового содержания и механизма связи личности и социума.
Трагизм человеческого бытия не в ценностях сегодняшнего мира, а в не способности сохранить себя в этой господствующей системе ценностей. И поэтому беда не в мире, а в человеке. Развитая индивидуальность может надеяться на изменение мира только живя в нем. Иначе это позиционирование со стороны, вне мира, а значит и без надежды на его совершенствование. Все в мире преходящее, а, значит, конечно. Зло, несчастье, ночь, холод, кризис. Надо уметь выйти за них (трансцендировать). За злом есть добро, за логикой истина, за болезнью здоровье. И тогда мир окажется не таким уж плохим. И тогда окажется, что в нем можно и нужно жить.
Жизнь это и есть способ бытия философа. Поэтому им не становятся, а рождаются. Философия в этом смысле судьба. Судьба это предначертанность жизни. Строитель, финансист, физик не могут жить в бочке. Бочка исключает их жизнь. Философ все свое носит с собой, в себе. Мыслить не только, в силу этого, можно и в бочке, но еще и лучше думается: никто и ничто не мешает.
Виктор Аронович Малахов
Доктор философских наук, профессор, Институт философии имени Г. С. Сковороды НАН Украины
Подлинную потребность в философии в наши дни ощущают, конечно, немногие. Ощущают её, в частности, некоторые мыслящие люди из числа тех, кто, вопреки бессердечию и поверхностности, задающим тон в нынешней жизни, стремится отстоять свою человечность. Быть и оставаться человеком сегодня совсем не просто – порою куда сложнее, чем сохранять свою идентичность «сознательного украинца», единоросса, приверженца той или иной конфессии. Человечность как таковая прежде всего есть, разумеется, категория нравственная – она предполагает способность к бескорыстной самоотдаче, способность заботиться о других, щедро уделять им своё внимание и время. Вместе с тем, стремление сохранить это драгоценное качество человечности, не дать ему полностью выветриться из нашей жизни, связано и с определённым усилием сознания – усилием собрать себя воедино, восстановить ясность и последовательность мысли, тонкую структуру сочленения человеческих очевидностей, ценностей, смыслов. И вот здесь-то без философии – как, впрочем, и без искусства – не обойтись. Бесспорно, философия ныне – не самый престижный тип рациональности, ей свойственно пребывать в тени более «продвинутых» отраслей науки, идеологии, политики, да и в тени здравого смысла повседневности, который, как водится, ни перед кем никаких комплексов не испытывает. Тем важнее нам сегодня не упускать из виду ариаднину нить философии как именно такой развивающей формы мышления, которая обеспечивает смысловую адекватность последнего, предъявляя ему весь комплекс отношений его реального субъекта, т.е. человека, к миру. Существует немало захватывающих – именно «захватывающих» человеческое мышление – областей, в которых последнее, стремясь во всю прыть к поставленной перед ним цели, склонно забывать о собственных истоках, собственной внутренней мере. Философия же как таковая служит живым напоминанием об этом; гегелевское определение её как «мыслящего самоё себя мышления», реально говоря, ничего иного в себе и не содержит. В этом смысле, акт философствования, как в своё время прекрасно сказал Мераб Мамардашвили, – это всегда некая пауза, некий интервал, некое движение вспять относительно течения непосредственной практической жизни, в том числе и тех требований, тех ожиданий, которые она набрасывает самому мышлению. Благо для человека и человечности, что в переломные моменты истории человеческого духа в ней до сих пор неизменно являлся эдакий Сократ, или Паскаль, или Кьеркегор, или Сковорода – некто, с кем невозможно маршировать, а надо остановиться (или побродить) и подумать: кто я? как это я живу и зачем? о чём в своей жизни я ни в коем случае забывать не должен? Сегодня, повторяю, раздумья такого рода – необходимый компонент защиты человечности, скромного призвания и счастья быть одноразовым человеком на этой земле.
Если говорить о факторах и тенденциях, бросающих сегодня вызов стойкости человеческого сознания, то в первую очередь приходится упомянуть о феномене манипулирования, феномене всепроникающем, пропитывающем своими флюидами едва ли не каждый регион общественной и духовной жизни. Ныне мы с избытком убеждаемся в том, что манипулировать можно и самой жаждой свободы, и нравственным возмущением масс – украинский оранжевый «майдан» яркое тому свидетельство. Совершенно очевидно, что для современных практиков и идеологов манипуляции – а таковые встречаются и в профессиональной философской среде – человек перестаёт существовать как единица, способная оказывать сопротивление, отстаивать собственную точку зрения; уважение к личности вытесняется пресловутой борьбой за рынки, за передел политических позиций. Так вот, мы не можем себе позволить утрачивать способность к сопротивлению, в первую очередь, способность к сопротивлению сознания. Философия, поистине, как сказал бы Гегель, соответствующая своему понятию, должна в нынешних условиях – хотя, безусловно, её роль к этому не сводится – укреплять духовную неподатливость личности, помогать ей в ежедневном противостоянии соблазнам века сего, равно как и его навязчивому пафосу. С неё, с философии, никто не снимал вменённую ей ещё Ф. Бэконом обязанность разоблачения «идолов», становящихся, к сожалению, всё более многочисленными и влиятельными в нашей жизни. Разумеется, идти против течения всегда трудно, трудно прекословить диктату глашатаев времени, трудно удержаться на ногах в подкашивающих объятиях толпы. Что ж – желающий в наши дни быть собой, сохранять верность своему человеческому призванию должен иметь достаточно крепкую интеллектуальную мускулатуру.
Резюмирую. Философия, наиболее востребованная нынешней ситуацией человека, – это, на мой взгляд, прежде всего философия сопротивления. Сопротивления ползучему расчеловечению мира, постмодернистской всеядности, пошлой идеологии праматического успеха, вкрадчивости современных манипуляторов, лишающих нас свободы быть собой. Увы, несложно предсказать, что кому-то такая позиция обязательно покажется несовременной, в чём-то донкихотской. Ничего не поделаешь: донкихотство не чуждо философии, да и сам Рыцарь Печального Образа – не один ли из ходячих символов человечности как таковой?
В ранней юности с философией я был знаком очень мало и не задумывался о том, являются ли проблемы, которые меня занимают, проблемами философскими. Иное дело – художественная литература, которую я читал запоем. И вот случилось так – учился я тогда в одиннадцатом классе, – что волею судеб моим постоянным чтением одновременно оказались Александр Грин, Лев Толстой и Франц Кафка. Именно «взрывчатая смесь» мироощущений этих авторов, столь парадоксальным образом дополняющих друг друга, думается, и подвигла меня к размышлениям собственно философского характера. Ну а потом в игру вступили Беккет, Ионеско, Сартр, вслед за ними – Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Паскаль…
Год спустя после провала в мединституте я стал студентом-философом.
В философии меня не сразу, но безвозвратно привлекла мало известная и малоуважаемая у нас по тем временам (начало 70-х гг. прошлого века) её область – этика.
Почитаемой, известной, любимой лучшими студентами и преподавателями была сводная сестра этики – эстетика. Кружок эстетики, которым руководил умница и великий энтузиаст философии Анатолий Станиславович Канарский, был в те годы бесспорно лучшим на философском факультете; его горнило, вместе со своими друзьями, прошёл и я, и многим ему обязан.
Но вот этика… Существенное знакомство с ней началось для меня в тихом прохладном зале Исторической библиотеки, чтением старых, пропахших сыроватой прохладой хранилища книг Спинозы, Лейбница, Канта, Ницше, Паскаля. Раз и навсегда я вдруг понял, что ничего более интересного и привлекательного в философии для меня быть не может: счастливым образом мне отворилось то пространство мысли, тот простор, где грешному разумению моему стало легко и свободно.
Должен добавить, что для меня, питомца эстетического кружка Канарского, путь в этику изначально прорисовывался едва ли не вопреки общепринятым представлениям о существе сей суровой дисциплины. Нет, не моральный пафос, не благоговение перед категорическим императивом влекли меня, сознаюсь, в её заповедные глубины. Влекло меня восхищение – восхищение малообразованного неофита – перед бесконечной, искрящейся, переливающейся всеми цветами радуги, сулящей счастье, и боль, и утоление тайной человеческой свободы и человеческой любви.
Так что дипломная моя работа оказалась посвящена проблеме свободы воли – сюжету, в те годы достаточно редкому. О свободе и о любви, насколько это мне под силу, пишу до сих пор. А также о стыде, о благоговении, о страхе, тошноте, жалости, о человеческом общении и различных его нюансах.
Ведь где нет нюансов – там нет философии; это относится и к этике. Нюансы указывают на обилие траекторий мысли и чувства, манят на простор, светлый простор свободы, заветный доступ к которому, я убеждён, открыт для человека всегда.
С этим убеждением и живу.
Видеоинтервью на улицах Москвы
В преддверии Международного дня философии мы провели небольшой опрос на улицах Москвы, чтобы понять актуальность философии в наши дни. На наши вопросы ответили более 50 человек. Опрос показал, что для большинства людей вопросы философии очень важны.
Философия глазами студентов
В этом семестре я попросил студентов-химиков из РХТУ для допуска к зачёту написать эссе на тему «Что практически полезного я смог извлечь из курса философии?». Ниже привожу нарезку избранных мест из студенческих работ.
Каждый абзац — отдельная цитата. Цитаты взяты из разных эссе, но вместе складывается что-то вроде общего текста. Итак, попробуем выяснить, чем запомнился студентам курс философии. Слово авторам.
1. За окном прекрасный зимний день, в самый раз, чтобы пройтись на лыжах. Однако сроки поджимают и приходится изложить свои мысли в форме эссе на тему «Что практически полезного я смог извлечь из курса философии?».
2. Вопрос о пользе и смысле философии всегда был довольно популярен. В этом я смог убедиться, просматривая цитаты выдающихся личностей о ней. Все цитаты можно было легко свести к двум точкам зрения. Согласно одной философия – совокупность сомнительных рассуждений о непостижимом, согласно другой философия позволяет мыслить вне рамок различных законов, то есть является свободным полетом фантазии. Что характерно, вторую точку зрения я находил преимущественно в цитатах философов. При написании сего эссе я поставил перед собой задачу вспомнить курс философии (хотя бы частично) и понять, какую пользу мне принесло изучение этой дисциплины. В случае достаточной убедительности моих речей ряды защитников философии пополнятся миллионами новобранцев, и викицитатник будет «пестреть» положительными рецензиями.
3. Курс философии помог мне шире взглянуть на многие вещи, научил меня прислушиваться к взглядам других людей, допустить существование различных теорий.
4. В курсе истории философии изучаются наиболее известные философы и их взгляды на мир, а значит, изучается множество различных точек зрения, которые могут противоречить собственным взглядам студентов. Я считаю, что курс философии помогает приобрести такое важное качество, как толерантность. Несмотря на то, что взгляды средневековых философов не близки современным людям, мы изучаем и обсуждаем их точку зрения. Таким образом, появляется терпимость к другому мнению. Это важное качество, которое необходимо в общении.
5. Я научилась понимать точку зрения других, последовательно и доступно излагать свою, а также находить что-то общее в рассуждениях, на чём можно основать компромисс. Также философия показала мне, что у каждого человека своё восприятие мира, предметов, явлений и чувств.
6. Также философия не содержит догм, то есть в каждом утверждении можно и должно усомниться. Единственное, что нельзя делать в рамках философии, так это сомневаться в сомнениях. Иронизируя над данными особенностями философии, хочу заметить, что они могут оказаться очень полезными в нашей жизни. Возьмем к примеру рекламу: «9 из 10 женщин ежедневно пользуются некоторым предметом, его вы можете купить только у нас по уникально низкой цене». Знакомы ли вам такие выражения? Думаю, да. Данную фразу можно разбить на три части и к каждой задать вопрос. Кто эти женщины, действительно ли этот предмет можно купить только в этой компании и есть ли у этого средства более дешевые аналоги. Задав себе эти вопросы, можно сэкономить свои средства.
7. Что касается точности определений и теорий, в повседневной жизни мы не можем создать формулу любви и теорию счастья, так как каждый человек любит по-своему и счастье испытывает по разным причинам. Создай мы эти правила и люди лишатся свободы волеизъявления. Будут ли они без свободы счастливее?
8. Вот если спросить первого попавшегося человека, что он знает о Пифагоре. Как Вы думаете, что он скажет? Математик. Они руководствуются тем, что знают теорему Пифагора, а о том, что он был величайшим мыслителем, не знают. Я не спорю, я тоже этого не знала. Вот и еще причина изучать философию: расширение кругозора, что ведет за собой развитие мысли. Человек узнает не только жизнь философа, но и через него познает «Я».
9. Наиболее интересной для меня стала личность Сократа. Мне понравилась его манера заставлять собеседников самостоятельно думать. Он делал вид что ничего не знает, задавал вопросы и побуждал человека самому находить ответ. То есть он не навязывал истину, а помогал ученикам найти её самим в собственной душе.
10. Также весьма полезными для меня были идеи и взгляды различных философов на тему морали, нравственности, счастья. Например, идеи Пиррона об относительности истины и о воздержании от споров. Можно конечно сказать, что, вступая в спор с кем-то, мы отстаиваем свою точку зрения, показываем свою силу и нежелание прогибаться. Но с другой точки зрения, если предмет спора вовсе не принципиален для нас, мы попросту теряем свое время и силы, которые мы бы могли истратить с гораздо большей пользой.
11. Я понял, что мне близок скептицизм. Ведь действительно счастью часто мешает потребность в споре… Элементарный пример: девушка и парень сидят в парке. Она говорит ему я тебя люблю. Он отвечает нет я больше. Завязывается спор, а ведь можно было бы просто насладится обществом друг друга. Такое происходит не с каждой парой, многие находят компромисс, но ведь можно и не начинать спор? Да, можно. Также можно привести пример большего масштаба. Предположим у нас есть две страны и небольшой кусок земли в котором есть много леса и залежей руды. Предположим одной струне нужен лес, а другой руда. Начнется спор чья земля, затем пошлют войска. Так мало того что погибнет много людей, так еще и ресурсы скорей всего загубят. А ведь можно просто было мирно сесть за стол, поделить землю пополам, и устроить экспорт нужных ресурсов соседним странам. Какой разный результат. А всего-то не надо спорить и все будут счастливы.
12. Или идея Демокрита о счастье, которая гласит, что счастье в наслаждении тем, что у тебя есть. Если только подумать, какими «богатствами» мы обладаем: семьей, местом жительства, здоровьем. А в погоне за крайностями мы можем растерять свои главные богатства.
14. Из немецкой философии я бы выделил Канта с его критикой практического разума: «Действуй так, будто есть Бог, бессмертная душа, свобода воли.» Руководствуясь первым предположением, мы десять раз подумаем перед тем, как совершить аморальный поступок. Третье предположение позволит нам мыслить и жить свободно. Согласитесь, некомфортно жить, осознавая себя куклой-марионеткой.
15. Также стоит отметить моменты, когда открываешь для себя что-то новое и очень заманчивое. К примеру, произведение Л. Н. Толстого «Исповедь». Несмотря на сильную любовь к творчеству Толстого, руки до данного произведения так и «не доходили». Но, поговорив на одном из семинаров о нем, я все же решила прочесть «Исповедь» и была приятно удивлена.
16. Лично я на занятиях по философии получила больше вопросов, чем ответов. Высказывания философов заставляют задуматься о предназначении многих вещей, порождает внутренние рассуждения в человеке над проблемами, которые раскрывает нам этот предмет. На мой взгляд, изучение этого предмета в ВУЗе направлено на то, чтобы помочь человеку самому думать и самому решать главные вопросы своей жизни. Каждый человек вовсе не обязан быть философом в профессиональном смысле слова, но он обязан сам всегда и во всем доходить до сути дела, обязан знать самого себя и свое место в мире, чувствовать свою ответственность за окружающих.
17. Философия задает ориентиры, учит нравственности, пытается ответить на вечные вопросы: что есть человек? В чем смысл жизни? Что есть добро, а что зло? И мы думаем, развиваемся, растем, получаем знания, набираемся опыта. Я думаю, что философия нужна каждому, это то, что необходимо иметь в своем «арсенале» жизни.
18. И, наконец, изучение истории философии повысило мой уровень общекультурного развития. Полученные мною знания помогут мне самоутверждаться в кругу не слушавших сей курс людей и смело употреблять по отношению к ним обороты «ad hominem» и «ad verecundiam», а также скрашивать неловкие минуты молчания при встрече с противоположным полом интересными рассказами из жизни Диогена.
19. Так же для себя я понял, что даже если тебе не о чем поговорить с собеседником ты всегда можешь поговорить с ним о философии.
20. Подводя итог, отмечу лишь то, что рада присутствию данного предмета в текущем семестре, ибо я считаю, что выход из зоны комфорта и есть путь к саморазвитию, а в данной сфере я далеко не чувствую себя «как рыба в воде».