Что положено внукам ликвидаторов чаэс
Меры социальной поддержки «внукам чернобыльцев»: отказать нельзя назначить!
Наиболее распространенной проблемой (с учетом анализа правоприменительной практики и поступающих обращений) в части реализации различных мер социальной поддержки, предусмотренных для «внуков чернобыльцев», является посыпавшиеся с 2019 года, как из рога изобилия, отказы в назначении им ЕДВ (ежемесячной денежной выплаты). Основная причина отказов — Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.02.2019 №13-7/В-229 (далее — Письмо), после издания которого с родителей «внуков чернобыльцев» ПФР (территориальные отделения Пенсионного фонда России) стали требовать такие же удостоверения, которые имеют их родители, то есть бабушки и дедушки потенциальных получателей ЕДВ!
Пункт 9 части 1 статьи 27.1 Закона №1244-1 закрепляет право на ЕДВ для следующей категории лиц: «дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированные и переселенные из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также дети первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона №1244-1, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей».
Данная норма указывает, что дети, внуки, правнуки и последующие поколения следующих граждан имеют право на ЕДВ:
-граждан, получивших или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона);
-инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы (п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона);
-граждан, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенных (переселяемых), в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития (п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона).
Единственным условием назначения ЕДВ «внукам чернобыльцев», в соответствии с содержанием пункта 9 части 1 статьи 27.1 Закона №1244-1 является рождение ребенка «после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей». Многие годы до выхода Письма данное требование трактовалось так: достаточно было того, что ребенок первого, второго и последующих поколений вышеуказанных граждан был рожден после аварии на ЧАЭС или участия в ликвидации ее последствий (в зависимости от категории гражданина), так как общеизвестным фактом является влияние радиоактивного облучения на наследственность, в том числе на последующие поколения, и подтверждать факт радиоактивного облучения родителям ребенка, в таком случае, нет необходимости, так как он предполагается.
Исходя из данной трактовки рассматриваемой нормы Закона №1244-1, тысячам внуков ликвидаторов аварии на ЧАЭС по все стране, ЕДВ назначалась на основании удостоверения самого ликвидатора (дедушки или бабушки) и документов, подтверждающих родство, а также рождение после аварии на ЧАЭС. С выходом Письма этого стало недостаточно, и ПФР в настоящее время отказывает в назначении ЕДВ внукам ликвидаторов аварии на ЧАЭС, если родители ребенка (внука) не предъявят удостоверение, подтверждающее их принадлежность к числу граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона №1244-1.
Данное требование, изложенное в Письме Минтруда, противоречит не только нормам Закона №1244-1, но и природе рассматриваемых правоотношений, и само по себе является избыточным!
Во-первых, исходя из положений части 4 статьи 15 и части 11 статьи 24 Закона №1244-1, гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона №1244-1, выдаются специальные удостоверения инвалидов, гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона №1244-1, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки, а гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 Закона №1244-1, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения.
Таким образом, у родителей детей первого поколения, безусловно, эти удостоверения должны быть в силу прямого указания в законе. Но у родителей детей второго и последующих поколений (внуков, правнуков и т.д.) в силу объективных причин (возраст, рождение ребенка задолго после аварии на ЧАЭС и т.д.) таких удостоверений быть не может! Они, естественно, не могли быть ни перенесшими лучевую болезнь в связи с участием в работах по ликвидации аварии на ЧАЭС, ни инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы из числа участников ликвидации аварии на ЧАЭС или участников эвакуационных работ, из числа военнослужащих и военнообязанных и так далее.
Следовательно, получить вышеуказанные удостоверения родители детей второго и последующих поколений не могут в силу того, что авария на ЧАЭС и ее последствия, с которыми Закон №1244-1 связывает получение различных удостоверений, произошли тогда, когда их еще не существовало, они просто не родились!
Во-вторых, требование у родителей детей второго и последующих поколений (внуков, правнуков и т.д.) ликвидаторов аварии на ЧАЭС указанных удостоверений в подтверждение факта радиоактивного облучения не основано на Законе №1244-1, так как эти удостоверения подтверждают иные факты и обстоятельства и, могут совершенно не иметь отношения к радиоактивному облучению. Более того, общеизвестно, что есть такие дозы радиации, которые не представляют опасность для вреда человеческому организму, а значит и удостоверения пострадавшего от радиации в таком случае не выдаются, но само радиоактивное облучение при этом могло быть, в том числе с учетом отягощенной наследственности (как это и предполагалось до выхода оспариваемого Письма).
В-третьих, требование у родителей детей второго и последующих поколений (внуков, правнуков и т.д.) ликвидаторов аварии на ЧАЭС указанных удостоверений нивелирует слова про «последующие поколения граждан», так как при наличии у родителя удостоверения, относящего его к числу граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона №1244-1, дети этого родителя будут иметь право на ЕДВ независимо от того, относились ли его бабушка или дедушка к одной из вышеуказанной категории граждан.
Фактически Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в Письме ввело новое нормативное правовое регулирование, введя дополнительное и по объективным причинам заведомо невыполнимое требование для получения ЕДВ детьми второго и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона №1244-1.
При изложенных обстоятельствах Письмо, содержащее дополнительное нормативное правовое регулирование, не соответствует действительному смыслу разъясняемых им норм закона, создает не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение, что в силу пункта 1 части 5 статьи 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации влечет признание его недействующим со дня принятия!
Обращение в Верховный суд РФ с административным исковым заявлением о признании Письма недействующим может быть перспективным ходом (при условии удовлетворения исковых требований) для конкретного административного истца, но вряд ли сыграет роль в «масштабном плане» для остальных «внуков чернобыльцев», если Верховный суд РФ не даст свое толкование пункта 9 части 1 статьи 27.1 Закона №1244-1 при рассмотрении данного дела.
Тем не менее, Письмо — это еще полбеды! Чтобы закрепить свое «преимущество» в решении вопросов о назначении урезании «внукам чернобыльцев» не только ЕДВ, но и других мер социальной поддержки, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации издало Приказ от 22.04.2019 № 280 н с длинным названием «Об утверждении методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и администрацией г. Байконура переданных им полномочий Российской Федерации по предоставлению, в том числе по доставке, компенсаций и других выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации» (далее — Методические указания).
Согласно абзацу второму пункта 13 Методических указаний«при принятии решения о предоставлении получателю компенсаций, предусмотренных пунктом 3 части первой статьи 25 Закона №1244-1 детям второго и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона №1244-1, родившимся после облучения одного из родителей, следует учитывать, что документами, подтверждающими рождение детей второго и последующих поколений именно после облучения одного из родителей, являются свидетельство о рождении этого ребенка и удостоверение*, имеющееся у родителя, подтверждающее факт его облучения, установленный в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 13 Закона №1244-1».
В указанном абзаце в целях конкретизации вида удостоверения, которое должен иметь один из родителей ребенка второго или последующего поколения, сделана ссылка на *Приказ от 8 декабря 2006 г. № 728/832/166 н. Данным приказом утвержден Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы (далее – Порядок).
Данное требование, изложенное в Методических указаниях Минтруда, противоречит части 1 статьи 25 Закона №1244-1 и в смысловой взаимосвязи пункту 9 части 1 статьи 27.1 Закона №1244-1!
Часть 1 статьи 25 Закона №1244-1 так же как и пункт 9 части 1 статьи 27.1 Закона №1244-1 закрепляет некоторые меры социальной поддержки для следующей категории лиц: «дети первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона №1244-1, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей».
Подобное совпадение формулировок повлекло за собой применение судами по аналогии данного требования Методических указаний к ситуации с назначением «внукам чернобыльцев» ЕДВ, а соответственно, практически во всех регионах РФ пошли отказы в удовлетворении исковых требований о назначении ЕДВ. Даже одно из самых обоснованных, на мой взгляд, с точки зрения буквы и духа закона «омское» судебное постановление было «снесено» судом кассационной инстанции… Думаю, что то же самое будет происходить и с мерами поддержки, перечисленными в части 1 статьи 25 Закона №1244-1, так как родители детей второго и последующих поколений ликвидаторов просто не смогут предоставить требуемое от них на основании Методических указаний удостоверение.
Все нижестоящие суды так и будут ориентироваться на «отказные постановления» судов кассационной инстанции, пока ситуация с толкованием рассматриваемых норм Закона №1244-1 не разрешиться по существу поставленного вопроса на уровне Верховного суда РФ и (или) Конституционного суда РФ!
И так, что же это за удостоверение и отличается ли оно от того, которое требуется на основании ранее рассмотренного Письма Минтруда? В принципе, не отличается, но Методические указания значительно сужают перечень требуемых видов удостоверений, говоря только о удостоверении, выданном в соответствии с Приказом от 8 декабря 2006 г. № 728/832/166 н, утверждающим Порядок, согласно которому удостоверение выдается:
а) гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
б) инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
-граждан, принимавших участие в ликвидации;
-военнослужащих и военнообязанных, привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией;
-граждан, эвакуированных и переселенных л;
-граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы;
в) детям и подросткам в возрасте до 18 лет, указанным в части второй статьи 25 Закона;
г) членам семьи, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в части четвертой статьи 14 Закона.
Анализируя данный перечень лиц, которым выдается удостоверение в соответствии с Приказом от 8 декабря 2006 г. № 728/832/166 н, можно сделать вывод, аналогичный выводу, сделанному ранее по Письму Минтруда:
Требование о необходимости наличия у родителей детей второго и последующих поколений ликвидаторов удостоверения, выданного в соответствии с Приказом от 8 декабря 2006 г. №728/832/166 н, противоречит не только нормам Закона №1244-1, но и самой природе рассматриваемых правоотношений, и само по себе является избыточным!
Во-первых, требование у родителей детей второго и последующих поколений (внуков, правнуков и т.д.) ликвидаторов аварии на ЧАЭС указанного удостоверения в подтверждение факта радиоактивного облучения не основано на Законе №1244-1, так как это удостоверение подтверждает иные факты и обстоятельства и, может совершенно не иметь отношения к факту их радиоактивного облучения, например, это касается:
-граждан, получивших другие (не радиационные) заболевания, связанные с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
-граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы;
-членов семьи, потерявших кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Тем более, как уже говорилось ранее, есть такие дозы радиации, которые не представляют опасность и вреда для человеческого организма, а значит и указанное удостоверение в таком случае не выдается!
Во-вторых, требование у родителей детей второго и последующих поколений (внуков, правнуков и т.д.) ликвидаторов аварии на ЧАЭС указанного удостоверения (так же как и в Письме Минтруда) нивелирует слова про «последующие поколения граждан», так как при наличии у родителя удостоверения, относящего его к числу граждан, указанных в пункте 1 части первой статьи 13 Закона №1244-1 (как этого требуют Методические указания), дети этого родителя будут иметь право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом №1244-1, независимо от того, относились ли его бабушка или дедушка к гражданам, указанным в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона №1244-1.
В-третьих, сама формулировка «…родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей…» говорит просто о радиоактивном облучении (как с последствиями для здоровья, так и без), а не только о радиоактивном облучении, повлекшим наступление таких последствий для организма человека, в результате которых в соответствии с Законом №1244-1 выдается удостоверение.
В настоящее время Закон №1244-1 не предусматривает выдачу удостоверений детям первого, второго и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона №1244-1, просто за сам факт радиоактивного облучения, то есть без последствий для здоровья. Но если же у ребенка выявились болезни, обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, то ему выдается указанное удостоверение, и он уже имеет право на более расширенный набор мер социальной поддержки, предусмотренный статьей 14 Закона №1244-1. То есть это уже другая категория детей и другие меры поддержки (часть вторая статьи 25 Закона №1244-1)!
Проведя комплексный анализ содержания абсолютно нелепых требований Минтруда в смысловой взаимосвязи с частью 1 статьи 25, пунктом 9 части 1 статьи 27.1 и с иными нормами Закона №1244-1, можно отметить, что установление правила о необходимости наличия у одного из родителей детей второго и последующих поколений ликвидаторов ЧАЭС специального удостоверения для назначения его ребенку различных мер социальной поддержки, выглядит просто абсурдно, и в силу объективных причин и действующего порядка правового регулирования не может быть соблюдено таким родителем!
Именно поэтому, на мой взгляд, законодатель, изначально предполагая влияние радиоактивного облучения на наследственность, в том числе на последующие поколения, предусмотрел отдельные меры социальной поддержки и ЕДВ для внуков, правнуков и следующих поколений ликвидаторов аварии на ЧАЭС без необходимости подтверждения родителями этих детей факта радиоактивного облучения, тем более, что радиоактивное облучение в пределах нормы вообще подтвердить невозможно, так как отсутствуют последствия для организма человека, которые, тем не менее, могут передаться через поколения!
При изложенных обстоятельствах абзац второй пункта 13 Методических указаний не соответствует Закону №1244-1 – нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, что в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации влечет признание его не действующим со дня принятия!
Но это, опять же, только прерогатива Верховного суда РФ, с перспективами, аналогичными тем, которые указаны выше при разборе Письма Минтруда.
Справедливости ради стоит отметить, что на этом перечень мер социальной поддержки для «внуков чернобыльцев» может не ограничиваться. Так если внук будет признан членом семьи гражданина, погибшего в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умершего вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой или членом семьи умершего инвалида-ликвидатора, то при определенных условиях (например, в случае оформления ему так называемого «посмертного» удостоверения, выданного на основании пп. г) п. 2 Порядка, утвержденного все тем же Приказом от 8 декабря 2006 г. №728/832/166 н) на него будут распространяться меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12, 14 и 15 части первой Закона №1244-1. Но тут тоже достаточно много подводных камней, и это уже, как говорится, другая история…
P.s. Для меня, как для юриста и человека, немного разбирающегося в этой теме, является очевидным тот факт, что с 2019 года происходит грубейшее нарушение прав «внуков чернобыльцев» в части предоставления им ЕДВ и иных мер социальной поддержки. Профильное министерство и суды, видимо, решили заменить собой федерального законодателя и не меняя правовую норму создать выгодное для бюджета ее толкование. Сегодняшняя ситуация, при которой тысячи «внуков чернобыльцев» получают назначенную ранее ЕДВ, а тысячам других таких же по статусу детей отказывают в данной выплате — это прямое нарушение конституционного принципа равенства прав! А в свете поправки к Конституции РФ о том, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. » любые сомнения в толковании закона должны разрешаться в пользу детей! Надеюсь, что в год 35-летия трагедии на Чернобыльской АЭС власть услышит людей и исправит сложившуюся ситуацию в пользу внуков ликвидаторов этой ужасной аварии.
Фото заимствовано с сайта http://chernobyl-spas.info/
Внуков ликвидаторов чернобыльской катастрофы лишают выплат
ПУБЛИКАЦИИ
февраль 2021г
Детям и внукам ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС законом предусмотрены ежемесячные денежные выплаты (далее — ЕДВ) до достижения ими возраста 18 лет. |
Так, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 27.1. Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон N 1244-1), правом на ЕДВ, в числе прочих обладают, далее цитирую дословно: «дети первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей».
В п.3 части первой статьи 13 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 указаны лица (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.
Из буквального толкования вышеуказанных норм следует право на ЕДВ внуков лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в периоде с 1986 по 1987г.
Но время течет. Дети чернобыльцев, как в известной песне рожают новых людей.
В итоге несмотря инфляцию сделавшую символическим пособие для внуков героев, работавших для общего блага в условиях радиоактивного облучения, Пенсионный фонд РФ стал искать способ скинуть с себя это бремя.
Принять новый закон, сутью которого являлось бы лишение льгот — это политическое самоубийство.
Заявление о том, что с детьми последующих поколений законодатели погорячились — даст повод для оппозиции крестиком вышить на своих флагах лозунги о черной неблагодарности власти к героям и их внукам, на которых не могло не отразиться облучение их бабушек и дедушек, и под этим соусом попробовать качнуть общественность.
Тогда Пенсионный фонд стал искать лазейки в законе, отказывая под разными предлогами. Но суды часто становились на сторону внуков ликвидаторов чернобыльской катастрофы, полагая что конституция обязывает государство обеспечить экологическую безопасность своих граждан и уж если оно кинуло их в пекло, рискуя здоровьем их будущего потомства, то должно обеспечить выплату пособий установленных законодательством.
Однако экономический кризис в стране не прекращался. Трудности с бюджетом усугублялись и судя по всему проблему решили выправить с помощью судебной системы.
Когда нельзя изменить закон — можно изменить его толкование.
Без всякой причины назвать черным то, что раньше всегда называли белым не очень кошерно.
Тут вдруг Министерство Труда и Социальной защиты РФ вспомнило о внуках чернобыльцев и издало письмо от 13.02.2019г № 13-7/В-229, в котором разъяснило, что оказывается, для получения выплаты внуком ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС, его родитель (сын или дочь ликвидатора) должен предъявить удостоверение о том, что именно он непосредственно подвергся радиационному облучению или имеет болячки ставшие результатом облучения ликвидатора.
Но что такое письмо? Так… мнение отдельно взятого ведомства.
Тогда, для большей обоснованности, Минтруда России издало приказ от 22.04.2019 N 280н с длиннющим названием: «Об утверждении методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации и администрацией г. Байконура переданных им полномочий Российской Федерации по предоставлению, в том числе по доставке, компенсаций и других выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации«, которым установило новое требование, согласно которому для назначения ЕДВ внукам чернобыльцев, их дети должны предъявить удостоверение подтверждающее факт их облучения, что:
во-первых: физически невозможно, поскольку облучение получил дедушка, а его дети и внуки в момент когда он геройски спасал страну от радиации еще немножко не родились;
во-вторых: в противоречие основам права РФ, накладывает на них новые, не предусмотренные законом обязанности, поскольку Закон N 1244-1 связывает право на получение выплат с необходимостью предоставления специального удостоверения, только определенные категории лиц к коим ни дети, ни внуки ликвидаторов не относятся.
Однако, несмотря на то, что вышеуказанные письмо и приказ Минтруда России противоречат закону, на их основе, с 2020г, кассационные суды (т.е. суды третьей инстанции) стали массово отменять решения судов первой и второй инстанций, принявших сторону внуков ликвидаторов.
Так Первый Кассационный суд общей юрисдикции, в своем определении от 09.11.2020г № 88-23733/2020, отменяя решение суда первой инстанции, вставшего на сторону внуков ликвидатора, указал следующее, цитирую дословно:
«Признавая решение суда первой инстанции об удовлетворении иска не соответствующим требованиям закона и подлежащим отмене и принимая по делу новое решение об отказе в их удовлетворении, судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда исследовала юридически значимые обстоятельства, дала оценку представленным доказательствам в их совокупности, обоснованно пришла к выводу об отсутствии законных оснований для назначения ежемесячной денежной выплаты, поскольку факт радиоактивного облучения одного их родителей несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения не подтвержден, одного факта того, что дед несовершеннолетних ФИО4 отнесен к категории граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», недостаточно для признания за ними права на ежемесячную денежную выплату по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 1 статьи 27.1 указанного Закона».
И подобные судебные постановления, отменяющие решения вынесенные в пользу внуков ликвидаторов посыпались как из рога изобилия (определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 10.06.2020г по делу № 88-18951/2020, определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 05.11.2020г по делу № 88-8291/2020 и т.д.).
На неудобный аргумент приблизительно такого содержания: «Как же так, моему первому ребенку назначили ежемесячные денежные выплаты без всяких там удостоверений, а младшему отказываете?»
Следует следующий ответ: «Довод кассационной жалобы о том, что старшему сыну ФИО2 — ФИО5 пенсионный орган назначил ежемесячную денежную выплату по аналогичному основанию без предоставления соответствующего удостоверения, подтверждающего факт радиоактивного облучения ФИО2, не может быть положен в основу отмены апелляционного определения, поскольку правового значения при разрешении данного спора не имеет» (это дословная цитата из определения Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 05.11.2020г по делу № 88-8291/2020).
Полагаем, что данная позиция абсурдна, антиконституционна и попросту противоречит Закону №1244-1.
Так, абзацы 10 и 11 ст. 15 Закона №1244-1 от 15.05.1991г, содержат норму следующего содержания:
«Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации».
Из вышеуказанного следует, что законом предусмотрена обязанность выдачи следующих специальных удостоверений:
А) удостоверения инвалидов:
— гражданам, получившим или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (п.1 ст. 13 Закона №1244-1 от 15.05.1991г);
— лицам, ставшим инвалидами в следствие Чернобыльской катастрофы (п.2 ст. 13 Закона №1244-1 от 15.05.1991г)
Б) удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС:
— граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений (п.2 ст. 13 Закона №1244-1 от 15.05.1991г);
— граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 — 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 — 1990 годах службу в зоне отчуждения;
Соответственно ТОЛЬКО вышеуказанным лицам и ТОЛЬКО в вышеуказанных случаях выдается одно из вышеуказанных специальных удостоверений. Выдача удостоверений их детям и внукам, как лицам первого и последующих поколений, законом не предусмотрена.
Согласно ст. 27.1. Закона №1244-1 от 15.05.1991г право на ежемесячную денежную выплату имеют (далее цитирую дословно, с нумерацией приведенной в законе):
«1) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы;
2) граждане, указанные в пункте 1 части первой статьи 13 настоящего Закона;
3) граждане, указанные в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона;
4) граждане, указанные в пункте 4 части первой статьи 13 настоящего Закона;
5) граждане, указанные в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона из числа граждан, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения;
6) граждане, указанные в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона;
7) граждане, указанные в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона;
8) граждане, указанные в пункте 9 части первой статьи 13 настоящего Закона;
9) дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированные и переселенные из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также дети первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей;
10) дети и подростки в возрасте до 18 лет, постоянно проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом».
Из буквального толкования вышеуказанного списка, в корреспонденции абзацами 10 и 11 ст. 15 Закона №1244-1 от 15.05.1991г следует, что из десяти пунктов лиц указанных в ст. 27.1 Закона №1244-1 от 15.05.1991г, удостоверение может быть выдано только лицам указанным в пунктах с 1 по 4.
Между тем, детьми ликвидаторов заявляется требование основанное на п.9 ст. 27.1. Закона №1244-1 от 15.05.1991г, о предоставлении ЕДВ их сыновьям и дочерям (внукам ликвидаторов), как детям последующих поколений граждан, родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы.
Если бы в п.9 ст. 27.1. Закона №1244-1 от 15.05.1991г речь шла ТОЛЬКО о детях, родители которых непосредственно подверглись воздействию радиации, то там так и было бы написано, однако в указанном пункте закона указано, что вычетом обладают дети первого и последующих поколений граждан, а значит речь идет не только о праве детей, лиц непосредственно подвергшихся воздействию радиации но и их внуков (как лиц последующих поколений).
В пресс-релизе Ленинградского районного суда, представленной в системе ГАС «Правосудие» в отношении данной категории дел указан следующая правовая позиция, цитирую дословно:
«… поскольку внуки ликвидаторов последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС являются последующим поколением относительно лиц данной категории, то имеют право на ежемесячную денежную выплату, так как негативные последствия могут проявиться не только у детей, но и у последующих поколений лиц, подвергшихся облучению. Документом, подтверждающим такое право, в данном случае являлось удостоверение № (дедушки детей)».
Судебная Коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, в своем апелляционном определении от 05 марта 2019 г. по делу N 33-724/2019, указала следующее:
«Из анализа приведенных положений Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 следует, что право на получение такого вида социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата (статья 27.1 Закона) имеют дети, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей, относящихся к категориям граждан, принимавших в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, а также внуки, правнуки и т.д, то есть дети первого и последующих поколений лиц таких граждан, перечисленных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1.
Таким образом, указанное правовое регулирование, направлено на осуществление социальной защиты как граждан, подвергшихся непосредственному радиационному воздействию, так и их детей первого и последующих поколений в связи с последствиями радиационного воздействия на родителей».
Иными словами, буквальное толкование закона однозначно указывает на право получения ЕДВ детьми последующих поколений (внуками) лиц, подвергшихся радиационному облучению. Иное толкование закона противоречит буквальному его смыслу.
Любые ссылки на ведомственные акты в виде писем или ведомственных разъяснений, которые в противоречие указанному закону вводят дополнительные требования или ограничения, нежели чем это предписано законом, не имеют правового значения, как противоречащие нормативно-правовому акту имеющему большую юридическую силу.