Что помогает человеку искоренять зло в себе сочинение по преступлению и наказанию
Противостояние добра и зла «Преступление и наказание» (Итоговое сочинение (декабрьское))
Многие писатели поднимали данную проблему в своих произведениях, и одним из таких является
Ф. М. Достоевский, написавший «Преступление и наказание».
Главным героем произведения является Родион Раскольников — бывший студен юридического факультета, который забросил учёбу из-за нехватки денег. Он был достаточно умён, горд и независим. В образе данного героя автор раскрывает как положительные, так и отрицательные качества. Раскольников очень сильно любит свою мать и сестру, он переживает, чтобы Дуня не вышла замуж за тщеславного Лужина, у которого была лишь корыстная цель заключения брака. Главный герой также помогает бедной семье Мармеладовых, он даёт деньги на похороны главы семьи и не остаётся равнодушным к Соне. Но в то же время Раскольников является и жестоким преступником, который убивает старуху-процентщицу и её сестру, Лизу.
Главный герой считает, что ему разрешено совершить такой зловещий поступок, ведь согласно его теории он относится к людям, которым всё дозволено. Однако после преступления теория Раскольникова разрушается и он начинает видеть в себе «тварь дрожащую». Ф. М. Достоевский показывает противостояние добра и зла в душе главного героя. Раскольников считал, что убив старуху-процентщицу, он сможет улучшить жизни тысячи других людей, однако это оказалось не так, ведь каждая человеческая жизнь важна, и преступление на благо других — это заблуждение.
Ярким примером проявления добра в романе является Соня Мармеладова — дочь спившегося Семёна Мармеладова. Это была бедная, но честная и трудолюбивая девушка. Из-за тяжёлого финансового положения семьи, Соня вынуждена жертвовать собой, она начинает заниматься непристойными делами, идёт «по жёлтому билету». Ф. М. Достоевский показывает, что, несмотря на свою веру, девушка совершает такой поступок ради своей семьи. Соня полностью содержит отца и мачеху с её детьми. Она также помогает главному герою встать на истинный путь, ведь в конце произведения он берёт в руки Евангелие и начинает новую жизнь.
Таким образом, необходимо бороться со злом во всех его проявлениях, нельзя жить согласно какой-либо теории, способной принести много горя и страданий другим людям. Ф. М. Достоевский говорит о том, что только настоящая доброта была способна победить зло, заключённое в душе у Раскольникова. Именно Соня помогла ему раскаяться в совершённом убийстве, ведь она и является истинным воплощением добра в романе.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Как автор раскрывает проблему добра и зла в романе «Преступление и наказание»? (Достоевский Ф. М.)
В своем романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский рассуждает на тему добра зла.
Раскрывая данную проблему, он показывает, как зло влияет на людей, каковы последствия совершенного зла, какую роль в судьбе человека может сыграть зло, причиненное другим людям, показывает, как добро может спасти людей, помочь им выбраться из трудной жизненной ситуации.
Достоевский описывает взаимодействие и соотношение добра и зла в человеке.
Главным героем романа является Родион Раскольников. В Родионе чётко прослеживается взаимодействие добра и зла. Он идет на преступление, совершает зло, убивает и грабит старуху-процентщицу, но он идет на это преступление не только для того, чтобы доказать свою теорию, но и чтобы совершить добрые поступки: помочь Мармеладовым, Дуне. Добро и зло, совершаемые Родионом связаны, взаимодействуют друг с другом. Кроме этого, Достоевский, на примере Раскольникова, показывает, как человек мучается после совершенных им преступлений. После убийства, совершенного им зла, Родиона терзают муки совести, он не может найти себе места, его мучают размышления о его преступлении. Также взаимодействие добра и зла
Ф. М. показывает на примере Аркадия Свидригайлова. Аркадий совершает множество злых проступков: доводит до самоубийства девочку, лакея, занимается шулерством, обманывая людей. Понимая, какое зло он причинил людям, Свидригайлов решает совершить добрые поступки: он взял на себя все расходы на похороны Катерины Ивановны, помог её детям, отдал 3 тысячи Соне, 15 тысяч своей несовершеннолетней невесте. Добро и зло взаимодействуют друг с другом в этом человеке. Но в итоге, от осознания того, сколько страданий он причинил людям, Свидригайлов решает покончить с собой. Зло, совершенное Аркадием, толкает его на самоубийство.
Соня Мармеладова в романе — олицетворение безграничного добра. Соня, чтобы обеспечить отца, мачеху, их детей, идет зарабатывать по желтому билету, тем самым, помогая им, спасая их от голодной смерти, совершая добрый поступок. Также Соня помогает Раскольникову, спасает его от терзаний совести, помогая вытеснить из его души веру в его теорию Родиона, заменяя её верой в Бога. Она помогает ему выбраться из сложной жизненной ситуации, в которую он попал.
Таким образом, Ф. М. Достоевским раскрывает сущность добра и зла, как они связаны друг с другом, демонстрирует, как добро помогает людям, спасает, исцеляет их, как зло убивает, мучает людей.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Проблема добра и зла в романе «Преступление и наказание» (Достоевский Ф. М.)
Литература всегда зависела от социальной обстановки, культуры и ценностей, свойственных определенной эпохе. Мы даже можем вывести хронологию её развития: Древний мир, Античность, Средневековье и т. д. Каждый из этих этапов имел свои характерные черты: одни ценности превозносились, другие отходили на второй план; менялся стиль изложения, преобладали разные жанры. Но проблема добра и зла всегда была ключевым вопросом литературы.
Писатели разных времен пытались сопоставить эти понятия в своих произведениях и найти границу между ними: где заканчивается одно и начинается другое.
Ф. М. Достоевский не был исключением.
Во многих произведениях мы видим чёткое разделение добра и зла. Оно может проявляться в противопоставлении образов и событий, взглядов на жизнь и действий. Герои-антиподы создают конфликт произведения, они могут быть как врагами, так и друзьями. Как уже было сказано ранее, этот прием очень широко распространен в литературе, и поэтому он особо не удивляет меня. Да, мне действительно интересно прослеживать связи между героями, рассуждать об их отличиях и думать о том, кто же всё-таки для меня ближе, но это достаточно банально. Ф. М. Достоевский под другим углом смотрит на проблему добра и зла. Образы, продуманные им до мелочей, двусмысленные и сложные. Читатель сам должен расставить границы между добром и злом, опираясь на свои ценности, опыт и подсказки великого писателя.
В романе “Преступление и наказание” не так уж просто определить, кто является антиподом Раскольникова, главного героя произведения. Сначала мне показалось, что Лужин и Свидригайлов — противоположные герою личности. Ведь они отражают чистое зло, а Раскольников действовал из добрых побуждений, так что он не является подобным им. Однако Свидригайлов и Лужин — это двойники главного героя. Да, они не тождественны, но у них есть много общего: они все готовы переступить через моральные нормы ради своих целей. В романе всё-таки есть антиподы Родиона Раскольникова — это Соня Мармеладова и Порфирий Петрович. Однако мы не можем просто разделить этих героев на хороший и плохих, их образы сложные и неоднозначные. Особенность романа “Преступление и наказание” заключается в том, что герои многогранны, мы видим, как в каждом из них сочетается добро и зло.
С одной стороны, Родион — любящий брат и сын. Он выступил против брака своей сестры с П. П. Лужиным, на который она была готова пойти, лишь бы Раскольников продолжил учиться в университете. Счастье родного человека для Родиона было важнее собственной карьеры. Раскольников знал о неблагородных намерениях Лужина и спас сестру от несчастной судьбы. Возможно, он видел в Петре Петровиче свойственный ему самому эгоизм, и поэтому старался уберечь Дуню. Также Родион Раскольников был готов помочь и малознакомым людям, попавшим в беду. Он помогает деньгами семье Мармеладовых, когда на них обрушивается огромное горе, хотя у него самого их практически нет. В душе главного героя спрятаны гуманизм, доброта и отзывчивость.
С другой стороны, как такой человек мог придумать аморальную теорию, которая делит людей на особенных и обыкновенных? Что сподвигло героя совершить такой ужасный поступок? Внешние обстоятельства, бедная жизнь или собственный эгоизм? Я думаю, что всё вместе. Раскольников убивает Алёну Ивановну как бы из добрых побуждений, оправдывая себя тем, что это будет справедливо по отношению к другим. Однако
преступление было совершенно согласно эгоистическим взглядам главного героя, Родион хотел вершить человеческие судьбы, властвовать над людьми, он превознёс себя над другими. Даже во время признания он не чувствует себя виновным. Только в тюрьме, спустя долгое время, проведенное в душевных муках, Раскольников осознает, что он переступил через все нравственные принципы, а его теория была аморальной. Родион признал свою вину, понял, что когда-то запутался в хорошем и плохом, став заложников собственных эмоций, обид и неоднозначного мировоззрения.
Соня Мармеладова играет ключевую роль в романе Ф. М. Достоевского. Именно она помогла Раскольникову спасти свою душу и направила его “на путь истинный”. У девушки была тяжёлая жизнь, её окружало много зла. Ей пришлось переступить через себя, “убить” себя, чтобы прокормить семью. Действительно, её работа ужасна и безнравственна, но она пошла на это только ради общего блага. Меня удивило то, что Соня не винит в своей тяжёлой судьбе никого и искренне верит в то, что зло невозможно творить беззаконно, что никто не имеет права распоряжаться судьбами людей кроме Бога. В этих ужасных условиях, череде трагических событий она смогла сохранить внутри себя чистую любовь и надежду. И разве мы можем назвать Соню безнравственным человеком только потому, что ей пришлось “продать” себя, совершить зло по отношению к самой себе?
На первый взгляд, Свидригайлов уж точно является отрицательным персонажем. Но в его душе также идет борьба между добром и злом. За свою жизнь он совершил множество ужасных и бесчеловечных поступков, но, в итоге, Свидригайлов раскаялся. Он старается искупить свои грехи, помогая семье Сони. Однако зло стало неотъемлемой частью его души, Свидригайлов понял, что не сможет простить сам себя и решается на самоубийство.
Проблема добра и зла заключается в том, что они невозможны друг без друга. Между этими понятиями сложно расставить границы, так как они субъективны. Мораль рассматривает действия с точки зрения разных факторов: обстоятельств, намерений, а не только опираясь на результат поступка. То, что в одних условиях будет казаться злом, в другом случае может оказаться высшим проявлением героизма и добра. Наша жизнь сложна и многогранна, такой и представил её в своём романе Ф. М. Достоевский.
Как победить зло в себе? Аргументы Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (Итоговое сочинение (декабрьское))
Как победить зло в себе? Этим вопросом задаются все люди, но далеко не каждый находит на него ответ. Для начала давайте разберёмся, что же такое зло. Зло — это нечто плохое, вредное, оно противоположное добру. Оно может привести к страданиями как физическим, так и моральным. Зло живёт в сердце каждого человека, однако у одних оно всегда рвётся наружу, а у других спит и просыпается очень редко. Как же эти люди побеждают зло в себе? Я думаю, что победить зло в себе можно, когда ты борешься сам со своим злом или когда тебе помогают близкие, родные люди, которые заботятся о тебе и дарят свою доброту и сострадание.
Попробую доказать свои размышления с помощью примеров из художественной литературы.
Обратимся к произведению Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». В сердце Родиона Раскольникова, бывшего студента, скопилось зло. Именно оно толкает его на страшное преступление: убийство старухи-процентщицы и её сестры. Однако в конце романа мы видим раскаявшегося Родиона: его отпустило зло. Как же он смог побороть его? Ему помогла девушка из очень бедной семьи, Соня Мармеладова. Необычайно добрая, она приняла Раскольникова таким, какой он есть, и проявила к нему сочувствие. Только спустя долгое время, уже на каторге, своими стараниями Соне удаётся искоренить зло из сердца Родиона. Таким образом, любовь Сони помогла Родиону победить зло в себе.
Другим примером может послужить произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Главный герой романа, Григорий Печорин, жестокий и эгоистичный человек, считает, что он призван в этот мир, чтобы нести несчастья людям, что у него умерла, «высохла» его лучшая половина. Из-за скуки он играет людьми, как фигурками шахмат, а потом выкидывает за ненадобностью. Но в то же время Печорин понимает, что поступает ужасно, и ему больно от этого. Он желает исправиться: в главе «Тамань» герой хочет разоблачить преступников, но у него не получается, и он рушит жизнь «честных контрабандистов». Следовательно, искоренить зло в себе можно и своими силами, но это очень сложно.
Так, на основе предложенных аргументов можно прийти к выводу: зло в себе можно победить самостоятельно или при помощи другого человека. Однако пройдёт немало времени, прежде чем это произойдёт. К тому же не всегда получается победить зло, иногда оно обладает настолько большой силой и влиянием на человека, что остаётся только один выход: смириться с этим.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
«Преступление и наказание» — книга великой боли за человечество
Школьное сочинение
Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.
Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть «униженным и оскорбленным» глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: «Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами». Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.
По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.
Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.
Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.
Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.
Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.
Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее «каморке», которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — «задавленного бедностью», «изуродованного нищетой» «бедного и больного студента».
Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.
Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. «Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою», — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.
Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. «За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения». Не правда ли — благородный, оправданный выход?!
И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в «Дневнике писателя»: «Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы».