Что помогает людям передавать свой опыт другим
Почему важно делиться опытом и знаниями с другими людьми?
Поговорим о компетенциях?
П очему эксперты не хотят порой ими делиться ?
Вот как это объясняют участники одного белорусского бизнес форума:
— мы сомневаемся в своей экспертности и, несмотря на большой опыт, думаем, что наши знания не так ценны для других;
— мы не хотим делиться знаниями, полученными большим трудом и значительными материальными затратами;
— мы боимся, что передав знания и опыт другим, мы можем утратить свое прежнее положение эксперта в компании, перестав быть незаменимыми и уникальными специалистами;
— наши потенциальные ученики не проявляют должного интереса к получению знаний;
Однако делиться компетенциями не только важно, но и полезно в первую очередь для самого эксперта. А что по этому поводу думают наши сотрудники?
Тимощенко Анна Геннадьевна – заместитель директора по развитию
«Для меня – делиться знаниями означает узнавать что-то лучше самому. Когда приходится рассказывать, например, о сценарии переговоров своему коллеге, ты автоматически воспроизводишь все решение в голове и оцениваешь его корректность. Если коллега опытный, то он легко добавит новые варианты для рефрейминга. Если же он новичок, то его «стеклянные глаза» будут прекрасным индикатором сложности сценария или показателем отсутствия у тебя скила по донесению сложных вещей слушателю. Кроме того, я хочу, чтобы окружающие меня люди были лучше меня. Это самый простой способ стать лучше самому»
Вдовиченко Светлана Васильевна – руководитель группы Линия консультаций
Хворова Наталья Станиславовна – специалист Линии консультаций
«Надо делиться знаниями, так как это приводит к росту креативности, нововведениям и большей производительности как отдельно взятого человека, так и команды и организации».
Кулеш Вероника Яновна – руководитель группы Бизнес-анализа и тестирования
«Для меня не стоит вопрос «Надо ли делиться знаниями?». Всегда готова со всеми поделиться, научить и объяснить то, что я знаю.
Еще со школьной скамьи всем помогала, учила и рассказывала друзьям не просто домашние задания или упражнения, а суть тем.
Есть в копилке истории, когда благодаря моей помощи двоечники становились отличниками. Даже школьная подруга сдала экзамен по математике на отлично при поступлении. Привожу ее слова почти дословно: «Вероника, мне твои объяснения по формулам привидения больше помогли, чем занятия с репетитором!» Такие результаты меня воодушевляют на большие подвиги! Но надо понимать, что нельзя передать частичку ума «из рук в руки», чтобы знания прижились у нового владельца, во-первых, обучающийся должен быть мотивирован на результат, а, во-вторых, надо самостоятельно заниматься.
Действую согласно принципу, что хорошие дела обязательно вернуться положительной энергией. Если применять к рабочим отношениям, то польза от моих знаний поможет нашей команде в целом. Мы будем развиваться, и достигать новых вершин».
Белова Елена Анатольевна – руководитель группы Продаж
«Делится своим опытом и знаниями друг с другом необходимо, чтобы расширять горизонты возможностей и развивать индивидуальные способности»
Петрова Елена Алексеевна – маркетолог
«Считаю, что делиться знанием и опытом друг с другом необходимо. У каждого свой уникальный опыт и каждый силен в какой-либо своей области. Делясь своими знаниями, мы их приумножаем, совершенствуем. Ведь для дальнейшего личностного прогресса важно не только брать, но и давать».
Благодарим коллег за их мнение и давайте подытожим:
1.В процессе подготовки и передачи опыта другим людям, мы вынуждены систематизировать и структурировать свои компетенции, тщательно готовиться к обучению. В итоге, вместо забитой беспорядочными знаниями кладовки (как часто и у многих бывает), получаем четкий концептуальный инструмент по решению сложного вопроса.
2.Когда мы создаем структуры из всех своих компетенции, раскладывая их по полочкам, наш мозг «открыт» для эффективной обработки новых знаний, для получения нового опыта – эксперту ведь важно регулярно пополнять свой банк знаний и умений.
3.В процессе передачи концептуального опыта другим людям, мы делаем акценты на самом главном и, вместе с тем, погружаемся в детали, которые раньше, упускали из виду. Так самому эксперту открывается новое видение проблемы и возможность увидеть дополнительные способы ее решения (возможность посмотреть на ситуацию «шире», увидеть «четче» все недочеты, или сильные стороны).
4.Мы все когда-то получили свои компетенции благодаря другим людям напрямую или опосредованно (через статьи, книги, видео-лекции). Знания, должны переходить от одного человека к другому – таков закон сохранения знаний на нашей планете. Нет знаний – нет жизни, нет нас. Эта идея вдохновляет и, несмотря на 4-й порядковый номер в этом списке, занимает главное место.
Выводы каждый сделает для себя сам.
Благодарим за внимание и надеемся, что эта статья была вам полезна.
Что помогает человеку общаться и передавать опыт? Отвечаем на вопрос
За свою долгую историю человеческая цивилизация прошла много этапов своего развития. Разница между обществом 2 тысячи лет назад и современным колоссальна. Да и сейчас новый мир не стоит на месте, развивается наука, медицина, идет активный процесс глобализации и информатизации, что помогает человеку общаться с любым иным субъектом по всему миру.
Общение
Одна из важнейших функций нашего рода человеческого заключается в возможности передавать информацию. Речь идет не только об опыте предков или важных открытиях, но и о достаточно обыденных для нас вещах. Согласитесь, крайне трудно находиться в изоляции от других людей. Как минимум существует интернет, что помогает человеку общаться без ограничений к расстоянию. Это позволяет нашему обществу не только успешно обмениваться информацией, но и постоянно развиваться, прогрессировать, дает возможность совместной работы для людей, находящихся на разных континентах.
Как было раньше?
Язык – это то, что помогает людям общаться в настоящее время. Конечно, это далеко не единственный способ, но один из основных. Но несколько тысяч, даже десятков тысяч, лет назад все было совсем иначе. Сейчас многие не знают или не представляют, что помогало общаться древним людям. Однако практически каждый из нас находил ответ на этот вопрос еще в детстве. Достаточно часто если дать такую возможность, дети начинают рисовать раньше, чем говорить или писать. Просто так передать то, что они видят, намного проще, а национальный язык они могут еще и не знать. Наскальные рисунки, изображения на деревьях – все это позволяло первобытным людям общаться между собой, выражать свои страхи, чувства или сохранять моменты из своей жизни.
Древнее общество развивалось, вместе с ним шел вперед и человеческий разум, возможности людей и многое другое. Рано или поздно люди начали передавать небольшие звуковые сигналы, которые оповещали других о каком-либо важном событии. В настоящее время такое часто наблюдается за приматами и некоторыми птицами, которые с помощью звука уведомляют других особей своей стаи об опасности.
Но человек обладал более развитым разумом, обладающим высоким потенциалом, а потому отрывистые, однообразные звуки он постепенно начал переводить в подобие речи. В дальнейшем она развивалась, язык людей становился все более сложным, богатым на выражения. Это позволяло передавать информацию намного точнее, чем рисунки.
Текст является производным способом общения от языка, ведь он полностью на нем строится. Однако сфера его применения намного шире, а польза гораздо выше. Именно текст и возможность изложить свои мысли на письме являются тем инструментом, что помогает людям общаться и передавать опыт в наше время. Благодаря книгам, летописям и иным результатам письма мы можем получить историческую информацию или изучить достижения человека в науке, совершенные несколько десятков лет назад.
Что помогает людям общаться? Кратко о других способах
Изобретение электронных переводчиков, почты в интернете, социальных сетей позволяет людям понимать друг друга даже в том случае, если они говорят на разных языках. В наше время постоянно усиливается и улучшается механизм, что помогает людям общаться. Обществознание еще со школы говорит нам об увеличивающихся темпах процесса глобализации, результатом и условием которого является обмен информацией. Теперь мы имеем совершенно иные способы общения.
Телефон, радио
В дополнение стоит сказать, что звуковой обмен информацией, пожалуй, самый удобный для любого человека. К тому же с учетом того факта, что наука постоянно развивается, общение может преодолевать и более существенные ограничения, нежели расстояние. Например, есть люди, которые от рождения не могут разговаривать из-за болезней или физиологических дефектов или же приобрели такой недуг в течение своей жизни. Если еще представить, что такой человек лишен возможности набирать самостоятельно печатный текст, то картинка становится более печальной. Однако вспомните известного ученого-физика – Стивена Хокинга. Для него специально было разработано современное кресло, которое позволяет ему обмениваться информацией не только текстового содержания, но еще и звукового.
Видеоконференция
Skype, видеочат и подобные программы – это самый современный способ, что помогает людям общаться. Кратко сказать о них достаточно трудно, ведь каждый подобный сервис имеет свою длинную историю. Нам же остается только извлекать для себя пользу и выгоду от использования подобных программ. Собеседник может нас не просто слышать, но и видеть, находясь на огромном расстоянии от того места, где мы с ним связываемся. Сюда же стоит отнести телевидение, которое с момента его появления играло огромную роль в жизни человека. Конечно, они тесно связаны с работой интернета, о чем рассказано чуть ниже, тем не менее, это независимые разработки, которые заслуживают своего внимания.
Instagram, Youtube
Как бы кто ни любил данный сервис, но это лучшее, что помогает человеку общаться с помощью своих фотографий. Так вы сможете сообщить людям то, чем вы занимаетесь, где находитесь в данный момент, или передать самые яркие моменты своей жизни. Когда-то фото использовалось для того, чтобы запечатлеть важный момент, сейчас это обычный элемент общения.
Видеохостинги более популярны, да и вызывают меньше агрессии. На них можно найти множество полезных видеороликов, посредством которых также осуществляется общение.
Интернет
Без него сейчас никуда. Как минимум вы бы не смогли прочесть и эту статью, не будь у вас выхода в Мировую сеть. Интернет также обладает своей богатой и достаточно интересной историей, но главная его функция – обмен информацией. Он включает в себя все то, что помогает человеку общаться в современном мире. При этом ему практически неважны ваши знания языка, страна, где вы проживаете, или иные элементы жизни. Он способен связать вас практически с любым человеком на планете в самой удобной для вас форме. К тому же его можно использовать в научных или познавательных целях. Посредством интернета некоторые ученые публикуют свои научные труды, важные исследования. Кто-то использует его в коммерческих целях. Так или иначе, но именно данный вид общения в современном мире самый популярный, о чем свидетельствуют многомиллионные социальные сети.
В современном мире вряд ли найдется такая важная информация, которая не будет сохранена и передана другим людям.
Сборник ответов на ваши вопросы
Любознательность человека всегда поражала воображение. Эта статья нацелена на то, чтобы помочь каждому читателю понять, что чаще всего помогает людям передавать опыт. Совсем скоро вы поймете, какие открытия можно считать самыми грандиозными, и благодаря чему мы совершили дальнейший скачок в развитии, который отделил нас от других существ нашей планеты.
Важность опыта в жизни
Каждый из нас понимает важность в нашей жизни такого момента, как опыт. Именно опыт позволяет человеку двигаться вперед, развивать новые отрасли, а также и просто-напросто выживать в природе и социуме. Когда мы молоды, мы учимся опыту у других, мы черпаем его из разговоров со старшими людьми, которые видели и знают куда больше чем мы, читаем книги и смотрим различные фильмы. Все это помогает нам сформировать нам свое «я».
Что же касается способов, как достигается передача опыта, то имеется два наиболее древних и наиболее эффективных способа:
В тоже время, понятно, что если посмотреть на это с другой стороны, то это лишь инструменты передачи. Без необходимой системы мы не сможем ничего использовать в полной мере. Ведь доказано, что имеются виды обезьян, которые тоже умеют общаться между собой и имеют свою «речь». В тоже время это не дало им возможности передавать свой опыт из поколения в поколение.
Но что же тогда передает опыт?
Конечно, ответ на этот вопрос вовсе не прост и кроется он в глубокой древности. Ученые не смогли установить, когда были обнаружены первые проявления речи. Но многие склоняются к тому, что речь пришла вместе с новым видом человека, а именно «хомо сапиенс».
Способом к передаче служили легенды. Люди объясняли каждое явление по своему. Передавали эту информацию из уст в уста в виде сказки на ночь. В таких рассказах можно было найти различные предостережения и объяснения фактов, пусть и банальные.
Фольклор, как древнейший способ обучения
Позже, с началом формирования различных народов, этот метод передачи перерастает в иной, уже более совершенный. Он представлен в виде народного фольклора. Фольклористика помогла народам, передавая свой опыт выработать свою собственную культуру. Посмотрев на стародавние сказки, мы сможем увидеть в них много познавательного.
Мифы, выдумка, либо опыт в чистом виде?
Параллельно с народным фольклором, от легенд откололся еще один метод передачи опыта, который больше был нацелен уже на старшее поколение детей и юношей. Мифология в большинстве стран превращается в религиозное учение, которое также позволяет передавать опыт. Мифы в себе начинают нести уже, куда больший запас информации, чем фольклор, вследствие чего опыт передается более активно.
Также важным моментом является и понимание принципа дробления.
Наука и религия как способ передачи опыта
После появления таких сильных источников передачи опыта как фольклор и мифы, мы можем проследить довольно большой скачок человечества в развитии, который был представлен в виде развития письменности. Возможность записать услышанное позволило сохранить множество различных мифов и сказок от вымирания.
Довольно долгое время письменность отлично уживались с мифологией и фольклором, не претерпевая значительного изменения последних. В тоже время, с развитием различных цивилизаций, а в особенности первых речных цивилизаций, мы можем проследить абсолютно новый аспект в жизнедеятельности человечества.
Начинают развиваться две более совершенные отрасли передачи опыта, такие как:
Эти две системы передачи способствовали появлению огромной армии приверженцев и породили на свет массу впечатляющих открытий, которые и позволили подняться нам на должный уровень развития. Также были представлены и крайности, которые присущи любому делу, где задействован человек. Они проявлялись в религиозных фанатах, которые не признавали ничего кроме религиозного учения. Но они могли поделиться жизненным опытом с людьми людям. Противоположностью религиозному фанатизму являются технократы, которые верят лишь в науку, отбрасывая прочие учения.
Позже мы увидим довольно активную борьбу за первенство между этими двумя методами. Ярчайшим примером этому послужит период средневековья, с массовой инквизицией и властью церкви. Тот период был прозван «темными веками». В какой-то степени это название было вызвано именно благодаря тому, что религия почти победила науку, оставив лишь легкие отголоски этого способа передачи информации.
Дальше, с развитием тоталитарных государств двадцатого века, мы можем увидеть противоположную проблему, когда наука практически победила религию. В те времена люди начинают всецело доверять научной догме, упуская в тоже время религиозное учение. Оно же, если трезво рассудить, является ничем иным, как наставлением о том, как следует жить, с передачей накопленного опыта о нравах людей, их благодетелях и пороках.
В сумме эти два метода передачи опыта смогли дать нам невероятные результаты в развитии. Прочитав эту статью, вы смогли понять главную мысль – речь и письменность это только инструмент. Выработанные системы мышления и передачи знания, вот что помогает людям передавать опыт!
Видео о жизненном опыте
Далее видео на тему «Кто имеет право на ошибку», в котором будет рассказано о способах передачи жизненного опыта:
Как передавать опыт
Как передавать опыт
Желание помогать другим – естественное следствие незаурядности. К сожалению, умение делиться опытом не возникает таким же естественным образом. В стране Передачи опыта, как и во всех остальных, нужны дисциплинированность и мудрость.
Если вы не поддались влиянию перечисленных выше мифов и готовы помогать другим идти по дороге к незаурядности, есть три простых способа приступить к этому.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Опыт Получение опытаЧтобы получить новый опыт, надо забыть то, что вы уже знаете.Получение опыта связано с отождествлением, а осмысление опыта — с разотождествлением.Обратите внимание: пока мы получаем какой-то опыт, мы совершенно не склонны осознавать его.Новое
Опыт Наши «карты мира» могут быть противопоставлены сенсорному опыту, т. е. процессу ощущения, переживания и восприятия мира вокруг нас, а также нашим внутренним реакциям на этот мир. Наш «опыт» созерцания заката солнца, спора с кем-либо или проведенного отпуска
Опыт Почти год я наблюдала за собой и еще несколькими мужественными добровольцами из числа соратников, внедряя те или иные способы для решения поставленной проблемы. В результате наблюдений возникла определенная система, которой хотелось бы поделиться с желающими.Итак,
Опыт Для того, чтобы четче понимать, что из себя представляет опыт человека, надо понять, как человек его обретает. Это также позволит более четко понять методику и принципы работы с определенными техниками.Все прекрасно знают, что в человеке есть нервная система, и именно
Опыт Для того, чтобы четче понимать, что из себя представляет опыт человека, надо понять, как человек его обретает. Это также позволит более четко понять методику и принципы работы с определенными техниками.Все прекрасно знают, что в человеке есть нервная система, и именно
ОПЫТ Творчество, берущее начало в опыте, противоположно творчеству, происходящему от незнания. Опыт дает нам знание о том, что приносит пользу, что станет пользоваться успехом, что будут покупать.Первый, самый распространенный пример творчества, основанного на опыте, —
Глава 3 Почему так тяжело передавать ответственность ребенку
Глава 3 Почему так тяжело передавать ответственность ребенку В предыдущей главе мы попросили вас проделать то, что профессиональные психотерапевты называют «передачей контроля». Мы слишком хорошо знаем: понять и проделать такую рода передачу вам гораздо труднее, чем
ИСКУССТВО ПЕРЕДАВАТЬ ФИШКУ
ИСКУССТВО ПЕРЕДАВАТЬ ФИШКУ Говорят, что рабочий стол одного из недавних президентов США украшала взятая в рамочку надпись: «Фишка дальше не идет». Разумеется, все восхищались подобным признанием собственной ответственности, хотя происхождение этой фразы известно
Миф № 3: все должны передавать опыт одним и тем же способом
Миф № 3: все должны передавать опыт одним и тем же способом Последние три года я раз в месяц перезваниваюсь со своим другом Майком Фостером; мы разговариваем по часу. Майк ступил на дорогу к незаурядности на несколько лет раньше меня и великодушно делится со мной знаниями.
Опыт в уме
Опыт в уме Чрезвычайно эффективный приём творчества — Мысленный эксперимент. Вот один из его примеров. Мы уже вспоминали, как Галилей сбросил с Пизанской башни два пушечных ядра разного калибра — чем наглядно доказал: все тела падают с одинаковым ускорением. Этому
МОЙ ОПЫТ
МОЙ ОПЫТ Как все вышеописанное внедрять — дело твое. Я мог бы, конечно, немного рассказать о себе и о тех людях, которых я пытался научить учиться. Но у тебя, скорее всего, все будет как-то по-своему.Все описанные выше принципы и приемы работают «в куче». Я никогда их не делил.
Как передавать любовь
Как передавать любовь Общаться – значит соединяться, а нападать – значит разделяться. «Курс на чудеса» Святой Дух принимает всех нас с безусловной любовью. Для «эго» это невозможно, потому что оно не может существовать рядом с любовью. Люди будут жить в расти, если мы все
Научить и научиться: как поделиться своим опытом и навыками с окружающими
Варламова Дарья
Умение передавать свои знания и опыт — необходимый навык для любого, кто преуспел в своем деле. 16 марта в пространстве DI Telegraph пройдет серия тематических воркшопов от команды Exchang.es для тех, кто хочет делиться знаниями, умениями и опытом, но не знает, как это делать по-настоящему хорошо. «Теории и практики» собрали лучшие советы для тех, кто уже готов учить других, но не знает, с чего начать.
Цель и участники
Определите цель воркшопа — поделиться общей информацией по специфической теме (например, локализации перевода) или преподать конкретный навык (например, рисование углем). Оцените оптимальное количество участников — чтобы все были вовлечены в процесс и никто не был обделен вниманием. Обычно это 10–15 человек, максимум — 20–25. Продумайте также, какой уровень подготовки учеников лучше всего будет соответствовать вашим целям, и не забудьте предупредить об этом в анонсе.
Учтите, что не стоит давать неподготовленным людям слишком сложные задания, ведь ваша задача не просто передать опыт, но и дать ученикам понять, что они могут справиться с тем, чего до этого не делали.
Идеальное место
Найдите подходящее место — в соответствии с нуждами вашего воркшопа. Убедитесь, что вы можете правильно организовать рабочее пространство — например, расставить столы удобным вам образом. Проследите, чтобы можно было воспользоваться всей нужной вам аппаратурой — проектором, колонками, видеокамерой. Подумайте о том, где вы будете стоять и всем ли будет хорошо вас видно.
Заранее продумайте всю логистику — насколько легко гостям добраться к месту воркшопа, нужны ли им какие-то ориентиры в помещении, как вы будете доставлять необходимые рабочие инструменты и сколько времени это займет. В день воркшопа лучше приехать заранее и перепроверить работоспособность всей аппаратуры. Позаботьтесь о том, чтобы у гостей была бумага и ручки для записи. Узнайте, можно ли перекусить где-нибудь поблизости во время перерыва, если воркшоп будет долгим. И, наконец, рассчитайте бюджет мероприятия.
План занятия
Напишите план занятия. Подумайте над вступлением — как вы представитесь, как обрисуете тему, будете ли просить участников рассказать о себе. Определите примерную очередность тем и заданий. Самую важную информацию лучше представить в начале воркшопа.
Не перегибайте с теорией: ведь ваша цель — продемонстрировать навыки и научить им других. Оптимальное соотношение теории и практики — около ⅕. Проследите, чтобы объяснения и демонстрации чередовались с практическими заданиями. Постарайтесь примерно рассчитать, сколько времени займет каждый этап воркшопа (с поправкой на возможные трудности и дополнительные вопросы) и старайтесь придерживаться этого хронометража, чтобы все успеть.
Бэкап
Даже если вы тщательно подготовились, в процессе что-нибудь всегда может пойти не так. Поэтому имеет смысл придумать «план Б» на случай всяких непредвиденных неприятностей. Подумайте, какие сложности могут возникнуть во время мастер-класса — например, часть участников опоздает, не сработает оборудование или какое-то задание вызовет полный ступор у аудитории (или, наоборот, окажется слишком легким). Постарайтесь придумать возможные решения — например, подготовьте запасной ноутбук или дополнительные задания для более продвинутых учеников.
Наглядность
Подумайте о том, как вы будете визуализировать информацию — с помощью презентации, флипчарта или раздаточного материала.
Важность паузы
Даже если вы гениальный преподаватель, аудитории будет сложно сохранять концентрацию внимания длительное время. Так что не забывайте делать перерывы на отдых. Идеально, чтобы у посетителей была возможность немного пройтись, перекусить или хотя бы попить чай.
Больше горизонтальных связей
Участники могут учиться не только у вас, но и друг у друга. Обратите внимание на самых способных учеников и просите их объяснить что-то отстающим соседям. Постарайтесь наладить коммуникацию между студентами. Большая ошибка считать, что весь учебный процесс должен быть завязан на преподавателе.
Правильное завершение
Подумайте, чем вы завершите воркшоп. Можно вкратце резюмировать информацию, проанонсировать новую серию воркшопов и/или оставить время для вопросов аудитории. В конце занятия дайте участникам время порефлексировать — пусть описывают свои впечатления, рассказывают о сложностях и самых важных открытиях, задают вопросы.
Личный опыт
Вадим Смахтин, интерактивный программист-дизайнер, автор курса по интерактивному дизайну и работе с данными
Мне помогло то, что у меня есть опыт — впервые я начал преподавать несколько лет назад, на втором курсе университета. Но я был приятно удивлен аудиторией — по сравнению со студентами, которые приходят на занятие, потому что присутствие обязательно, ученики моего курса оказались более вовлеченными в процесс.
Что было сложновато — наши занятия длились по три часа, и часто этого времени нам не хватало, потому что у учеников появлялись дополнительные вопросы и задачи, которые надо было как-то решать помимо воркшопа. Больше вопросов вызывали не технологии, а скорее технология их использования. Первые несколько дней участники слушали мои объяснения и выполняли задания «под диктовку», а в последние пару дней занимались самостоятельной работой.
Я не знаю, слабая это моя сторона, или сильная — но мне часто лень готовить подробный план. Я только выписываю на листочке темы, которые хотел бы раскрыть и меняю его в зависимости от ситуации. Потому что непонятно, какие люди придут на занятие, какой у них уровень подготовки и что они хотят делать. Поэтому план приходится выполнять на ходу — но у меня хорошо получается импровизировать.
У нас курс про цифровые технологии, так что мы не используем раздаточный материал или презентации. Но мне важно держать аудиторию, понимать, со мной она или нет. После каждого блока информации я оставляю пару минут на вопросы — иначе мы получим людей, которые будут кивать головой, но не смогут применить полученные знания.
Panika Derevya, дизайнер, ведущая воркшопа по дизайну футболок
Первый мастер-класс получился спонтанным, и я немного переоценила свои силы. Он был бесплатным, поэтому пришло много случайного народу. Так что приватности, на которую я рассчитывала, и возможности пообщаться с каждым не получилось. Поскольку я до этого давала частные уроки, я была уверена в своих умениях, но мне пришлось разрываться между участниками и очень быстро соображать. Я научилась быстро вычислять людей, которые все схватывают на лету, и просила их передавать полученные навыки соседям. Но все равно первый мастер-класс занял 9 часов вместо 6, на которые я рассчитывала. Кроме того, мне пришлось потратить время с утра, чтобы привезти в Телеграф необходимые инструменты и материалы.
План, который был у меня в голове, мне пришлось превратить в рабочие листы, чтобы снять с себя часть нагрузки. Кроме того, я начала приглашать ассистентов, поскольку у меня достаточно сложный иксчендж, а неподготовленные люди не могли поначалу даже вдеть нитку в иголку. Ассистентами становятся люди, которые уже прошли мой мастер-класс. Вместе с ними можно брать более сложные задачи — например, проводить корпоративный мастер-класс.
Первый мастер-класс нужно воспринимать как эксперимент — даже если у человека есть преподавательский опыт, его подготовки может оказаться недостаточно. Люди задают вопросы и делают комментарии, ты начинаешь понимать, как распределять нагрузку. Разу к третьему я уже отработала систему. Установила стоимость мастер-класса, чтобы на него приходили люди, готовые работать и брать ответственность на себя, а не просто желающие, чтобы я сшила им футболку.
Exchang.es — удобная платформа, потому что там сразу понятно, сколько человек записалось и, соответственно, сколько ткани и оборудования для них нужно. Я закупаю ткань, готовлю инструменты и печатаю рабочие листы. Смотрю возраст и пол участников и варьирую программу в зависимости от этого: для мальчиков покупаю ткани более приглушенных тонов, а если в составе есть дети, устраиваю чаепития со сладостями.
Я открытый человек и с легкостью во погружаюсь — но есть люди закрытые, и я со своим темпераментом не могу вызвать их на контакт. Но они слышат мои объяснения и, если что, могут спросить кого-то из других посетителей, кто потише (смеется).
Я составила тайминг — что мы делаем и сколько времени на это отводится, и он висит на стеночке. Это стимулирует людей, как и фотосессия в конце занятия. Но на рассказ о том, что мы делаем, я трачу минут 10–15. Теоретическая часть вся визуализирована — рабочие листы, картинки, образцы и тайминг. Все остальное — по ситуации. На простые вопросы отвечают ассистенты, а с более сложными творческими задачами помогаю сама. Важно вовремя объяснить человеку, если его цель слишком неопределенная и сложная и не соответствует его опыту, и предложить ему альтернативный вариант. Задача моего воркшопа — не просто научить человека делать какие-то операции, а научить его мыслить как дизайнер, придумывать что-то свое и искать правильное воплощение для этих идей. Я получаю от этого огромное удовольствие.
Анна Диричева, художник-иллюстратор, автор мастер-класса по рисованию акварелью
Это был мой первый мастер-класс, и если честно, я понятия не имела, что нужно говорить и делать. Я сначала посмотрела несколько похожих мастер-классов на Ютьюбе, но они все были с большим уклоном в академизм и показались мне скучными. Я вообще не хотела никому поучать и наставлять, мне было интересно рассказать только о своих методах работы — и все, собственно. Требования к группе были такими — мне хотелось, чтобы у ребят уже был опыт, но вышло все наоборот. Почти половина группы писали акварелью впервые, поэтому многим пришлось рассказывать какие-то азы. В общем, мне это очень понравилось.
Возможно, не хватило какой-то теоретической части, но, судя по отзывам ребят, всем понравилось и они хотели бы повторить. И, наверное, мне как организатору все же нужно стараться растормошить всех, так как люди в основном взрослые и пришли по одиночке — и им сложно было пойти на контакт. Все-таки хотелось, чтобы занятие проходило в обстановке оживленной беседы — так и вопросы проще задавать, я думаю. С другой стороны, мы же были в библиотеке! Ну и, возможно, стоило принести побольше примеров своих работ. И в следующий раз я попрошу всех представиться и рассказать о своем опыте в работе с акварелью, о том, есть ли опыт вообще.
Где научиться
Специально для тех, кто хочет делиться знаниями и опытом, T&P организовали тематический день — «Как научить и научиться», в ходе которого эксперты объяснят всем желающим как правильно упаковать свои знания, сделать отличную презентацию, работать с сообществами или стать куратором образовательных форматов.