Что помогает понять диаграмма зарегистрированные антибиотики на листке 1 читательская грамотность
Практическая работа по формированию читательской грамотности
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Практическая работа: «Разработка заданий по читательской грамотности»
Выполнила: Рахимова Н.Х., учитель русского языка и литературы Аксурской СОШ филиала МАОУ Дубровинская СОШ
Цель: разработка заданий, направленных на развитие читательской грамотности обучающихся.
На арене цирка за крепкой железной решёткой рычат могучие львы, злобные тигры, коварные пантеры. А их дрессировщик-укротитель спокойно расхаживает по клетке. Дрессировщик-это артист, занимающийся дрессировкой животных для выступления перед публикой. Он заставляет хищников проделывать разные трюки.
Как же он не боится?
Укротитель очень хорошо знает характер каждого из своих питомцев.
Дрессировка животных требует огромного терпения, смелости, наблюдательности, знания привычек и характеров животных.
Помимо хищных зверей дрессировщики выступают со слонами, лошадьми, собаками, обезьянами, даже бегемотами, кенгуру и многими другими животными.
Вот на арене морской лев подбрасывает носом и ловит мячики. Как его этому научили? На свободе, в океане, морской лев охотится за живой рыбой. Поймав рыбку, он подбрасывает её, и рыба падает головой вниз прямо в рот морскому льву. Эту повадку животного использовал дрессировщик, только заменил рыбу мячиком.
I . Найти и извлечь информацию
Задание 1.Выбери один правильный ответ:
1.Кого называют дрессировщиком?
Б. Дрессировщик –это артист занимающийся дрессировкой животных для выступления перед публикой.
В. Дрессировщик-это специалист, который ухаживает за животными в зоопарке
Задание 2. Ответь на вопросы. Обведи правильные ответы.
1) Укротитель очень хорошо знает характер каждого из своих питомцев?
2. Дрессировка животных требует огромного терпения, смелости, наблюдательности, знания привычек и характеров?
3.Дрессировщик работает только с домашними животными?
4.Дрессировщик работает в зоопарке?
Задание 3. Исключи неправильные ответы
Б. танцевальной группой
II . Интерпретация информации.
Задание 1.Установление соответствия. Кто кем может управлять? Соедини слова первого и второго столбика
специалист занимающийся лечением животных
Управляющий коллективом при разучивании и исполнении музыкального произведения
артист, занимающийся дрессировкой животных для выступления перед публикой.
человек в определённом виде спорта, руководящий тренировкой спортсменов
Задание 3. Выбери фотографию, на которой отражена работа дрессировщика
Задание 4. Ответь на вопрос: «Что должен знать дрессировщик о своих питомцах?». Напиши развернутый ответ
III . Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
Задание 1.Выбери правильные ответы, отражающие главную тему текста:
А. Помогает узнать о том, что дрессировка животных требует огромного труда.
Б. Узнаем, кого называют дрессировщиками.
В. Рассказывает о многообразии мира профессий.
IV .Оценка содержания, языка и структуры текста:
1. О чем вы узнали из текста?
2. Подберите заголовок к тексту, которая отражала бы основную мысль текста.
3. Как по вашему мнению автор относится к работе дрессировщика?
4. Составь план текста
Восстановить последовательность пунктов плана, выбрав правильный ответ
1. Кто такой дрессировщик?
2. С какими животными работают дрессировщики?
3. Какие качества нужны для работы с животными дрессировщику?
4.Как дрессируют животных?
1. Как дрессируют животных?
2. Кто такой дрессировщик?
3. С какими животными работают дрессировщики?
4. Какие качества нужны для работы с животными дрессировщику?
1. Какие качества нужны для работы с животными дрессировщику?
2. Как дрессируют животных?
3 Какие качества нужны для работы с животными дрессировщику?
4. Кто такой дрессировщик?
1. Какие качества нужны для работы с животными дрессировщику?
2. Как дрессируют животных?
3. Кто такой дрессировщик?
4. С какими животными работают дрессировщики?
«Задания по развитию читательской грамотности»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Задания по развитию читательской грамотности
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Читательская грамотность опирается на текст (найти и извлечь информацию, умение понимать и толковать прочитанный текст) и опора на внетекстовое задание (осмыслить, оценить текст и поразмышлять о прочитанном).)
1. Задания, проверяющие следующие группы читательских умений:
находить и извлекать информацию.
В лесу сделалось совсем тихо. Васютка остановился и долго стоял прислушиваясь. Тук-тук-тук, тук-тук-тук… — билось сердце. Потом напряжённый до предела слух Васютки уловил какой-то странный звук. Где-то слышалось жужжание. Вот оно замерло и через секунду снова донеслось, как гудение далёкого самолёта. Васютка нагнулся и увидел у ног своих истлевшую тушку птицы. Опытный охотник — паук растянул над мёртвой птичкой паутину. Паука уже нет — убрался, должно быть, зимовать в какое-нибудь дупло, а ловушку бросил. Попалась в неё сытая, крупная муха-плевок и бьётся, бьётся, жужжит слабеющими крыльями. Что-то начало беспокоить Васютку при виде беспомощной мухи, влипшей в тенёта. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!
1.Какой звук уловил Васютка?
2.О какой ловушке идет речь в тексте?
3.Почему паука не было рядом?
4. Почему, глядя на муху, Васютка, понял, что заблудился?
5. Каким бы вы хотели видеть финал рассказа?
Принц и принцесса сами усадили Герду в карету и пожелали ей счастливого пути.
Лесной ворон, который уже успел жениться, провожал девочку первые три мили и сидел в карете рядом с нею — он не мог ехать, сидя спиною к лошадям. Ручная ворона сидела на воротах и хлопала крыльями. Она не поехала провожать Герду, потому что страдала головными болями, с тех пор как получила должность при дворе и слишком много ела. Карета была битком набита сахарными крендельками, а ящик под сиденьем — фруктами и пряниками.
1. На какое расстояние лесной ворон проводил Герду?
2. Почему лесной ворон сидел в карете рядом с девочкой?
3. Чем страдала ручная ворона?
4. В каком месте кареты находились фрукты?
5. Куда поехала Герда?
Зелеными гирляндами спускался из ящиков горох, розовые кусты заглядывали в окна и сплетались ветвями. Родители позволяли мальчику и девочке ходить друг к другу в гости по крыше и сидеть на скамеечке под розами. Как чудесно им тут игралось! Зима клала конец этой радости. Окна зачастую совсем замерзали, но дети нагревали на печи медные монеты, прикладывали их к замерзшим стеклам, и сейчас же оттаивало чудесное круглое отверстие, а в него выглядывал веселый ласковый глазок — это смотрели, каждый из своего окна, мальчик и девочка, Кай и Герда. Летом они одним прыжком могли очутиться в гостях друг у друга, а зимою надо было сначала спуститься на много-много ступеней вниз, а потом подняться на столько же вверх. На дворе перепархивал снежок.
1. Какие растения росли в ящиках?
2. Зачем дети нагревали медные монеты?
3. Почему летом дети быстрее летом могли попасть друг другу в гости?
4. Как можно озаглавить этот отрывок?
2.Задания, проверяющие следующие группы читательских умений:
интегрировать и интерпретировать информацию.
Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дальше смотрел Васютка, тем они делались гуще, и наконец голубые проёмы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них.
1. Какие части речи помогают нарисовать «живую» тайгу?
2. Найдите в тексте эпитеты, как они выражают впечатление рассказчика о тайге? Прочитайте «кусочек» текста без прилагательных. Что изменилось?
3. Какие образы помогают нам увидеть необъятность тайги?
4. Найдите в тексте примеры сравнения. Каково их назначение в тексте?
5. Прочитайте отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг».
Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь; сырую свежесть позднего вечера сменила полуночная сухая теплынь, и еще долго было ей лежать мягким пологом на заснувших полях; еще много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари. Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила. Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…
Сопоставьте с текстом В.П.Астафьева, ответьте на вопросы.
1. Чем похожи эти тексты?
2. Найдите тему, объединяющую тексты.
3. К какому типу речи относятся тексты?
4. Найдите средства художественной выразительности.
Солнце пошло на закат, когда Васюткa заметил среди однообразного мха тощие стебли травы. Он прибавил шагу. Трава стала попадаться чаще и уже не отдельными былинками, а пучками. Васютка заволновался: трава растет обычно вблизи больших водоёмов. «Неужели впереди Енисей?» — с наплывающей радостью думал Васютка. Заметив меж хвойных деревьев берёзки, осинки, а дальше мелкий кустарник, он не сдержался, побежал и скоро ворвался в густые заросли черёмушника, ползучего тальника, смородинника. Лицо и руки жалила высокая крапива, но Васютка не обращал на это внимания и, защищая рукой глаза от гибких ветвей, с треском продирался вперёд. Меж кустов мелькнул просвет.
1. Соответствует ли предложенное заглавие содержанию текста? Своё мнение обоснуйте, дав развёрнутый ответ.
2.Составьте простой план к данному тексту.
Кенгуру — это млекопитающее животное, которое_________ относить к сумчатым. _____ животного доходит до 1 метра 80 сантиметров, а _____ самцов кенгуру достигает 90–100 килограммов. Задние ноги кенгуру ___________для прыжков, а передние конечности __________человеческие руки и ______ сумчатым для ухода за дётенышами.
Мех ________ кенгуру обычно отличает мягкая шерстистость и блеск. У животного ___________зрение и _________ слух. При помощи широких и больших ______ кенгуру способны уловить даже мельчайшее дуновение _______.
Кенгуру перемещается по _______, прыгая на задних ногах. Некоторые виды кенгуру способны одним _________ покрыть расстояние равное 8 метрам. При подобных «перелётах» ________ роль играет _____, служащий Кенгуру балансом. Самки кенгуру носят своих ________в специальных складках на шкурке в области ________, которых для простоты называют «сумкой».
3.Задания, проверяющие следующие группы читательских умений:
осмыслять и оценивать содержание и форму текста.
Пятикласснику Кириллу в учебнике «Русский язык» для 5 класса встретилось слово «вестибюль». Он открыл википедию и прочитал следущее:
В современном словоупотреблении часто используется словосочетание вестибюль метрополитена, под которой подразумевается крытое помещение, посредством которого пассажиры осуществляют перемещение с улицы к эскалаторам и платформам. Часто вестибюль включает в себя кассовый зал.
1. Что такое «вестибюль»? Выберите один правильный вариант ответа.
А. Вестибюль – это помещение, находящееся в центре дома.
Б. Вестибюль – это крайняя комната, предназначенная для встречи посетителей.
В. Вестибюль – это большое помещение перед входом во внутреннюю часть здания (обычно общественного)
Г. Вестибюль – это проем на лестничной площадке.
Д. Вестибюль – это небольшое помещение перед входом во внутреннюю часть здания (обычно общественного).
2. Ответьте на вопросы. Обведите правильный ответ.
1. Часто вестибюль включает в себя кассовый зал.
2.Название слова «вестибюль» происходит от древнеримского слова, означающего название специального дворика.
3. Весной для более эффективной борьбы с охлаждением вестибюля между вестибюлем и тамбурами устраивают специальное помещение — аванвестибюль.
4. Слово «вестибюль» означает специальный дворик, сооружавшийся в честь богини — хранительницы музейных редкостей.
1. Помещение в доме, жилище, предназначенное для приёма пищи. В настоящий момент столовая, как правило, прилегает к кухне, хотя в Средние века часто располагалась на отдельном этаже.
2. Неотапливаемое помещение, встроенное или пристроенное (с устройством покрытия) к зданию, остекленное или неостекленное.
3. Эксплуатируемое чердачное пространство (как жилое, так и нежилое помещение), образуемое на последнем этаже дома (здания).
Г. Ванная комната, ванная
4. Помещение, где находится ванна, в квартире или жилом доме, предназначенное для купания или принятия душа (душевая).
5. Часть жилого помещения (квартиры, частного дома), располагающаяся сразу за входом в него.
1.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
Язык – это своего рода зеркало, которое стоит между нами и миром. Язык отражает общие представления всех говорящих на нём о том, как устроен мир. …. зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка.
1. Как устроен мир – об этом общие представления носителей языка.
2. Язык отражает общие представления всех говорящих на нём, это своего рода зеркало, которое стоит между нами и миром.
3. Зеркало языка отражает все свойства окружающей действительности, в том числе и те, которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка.
2.Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в 3 предложении текста. Запишите этот предлог.
3.Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в тексте. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1) Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык животных. Язык тел. Язык жестов. Язык дорожных знаков.
2) Исторически сложившаяся система звуковых словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык.
3) Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.
4) Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, стиль. Язык Пушкина. Язык писателей. Язык художественной литературы.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Тесты с заданиями по формированию читательской грамотности в работе с текстом.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Полевского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа-лицей №4 «Интеллект»
Тесты с заданиями по формированию читательской грамотности в работе с текстом.
Автор: Макеева Татьяна Юрьевна
учитель начальных классов
МАОУ ПГО «СОШ-лицей №4 «Интеллект»
Тесты с заданиями по формированию читательской грамотности в работе с текстом.
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.
Читательская грамотность определяется по уровню сформированности трех групп умений.
Группы читательских умений:
— Ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, нахождение информации;
— Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.
Раньше основное ожидание по отношению к ученику сводилось к формуле: «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации и её использованию. Следовательно, любые исследования, измеряющие читательскую грамотность учащихся, получивших обязательное школьное образование, должны быть сфокусированы на таких читательских умениях, как поиск, выбор, интерпретация и оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях.
Эти читательские умения не только определённым образом оттачивают умы учащихся, не только служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, но и являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.
Мной были составлены тесты для проверки сформированности умений читательской грамотности. При составлении я руководствовалась следующими критериями.
В работе использовала разные виды источников:
Сплошные тексты обычно состоят из предложений, которые соединены в абзацы. Абзацы в свою очередь могут быть соединены в параграфы, главы и т.д. Абзацы и более крупные единицы текста организованы иерархически и обозначены заголовками и подзаголовками.
ПРИМЕР: художественные и научные тексты, статьи журналов (только текст), газет и интернет-страниц.
Несплошные тексты организованы иначе, содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи (например, названия осей графика). В таких текстах практически отсутствуют словесные пояснения, развернутые предложения.
ПРИМЕР: таблицы, графики, диаграммы, объявления, расписания, каталоги, формы.
Смешанные тексты – это не текст с набором иллюстраций, они соединяют черты сплошных и несплошных текстов. Вербальные и невербальные (например, графические) элементы смешанных текстов дополняют друг друга. Невербальные элементы — это не просто иллюстрации, это особые связи (оформление абзацев), это форма представления текста, это несущие смысловую нагрузку графические элементы (символы, диаграммы, блоки схем, карты и прочее). В смешанных источника текста больше, чем в несплошных.
ПРИМЕР: веб-страницы, инфографика, объявления и другие.
Одновременно каждый источник должен соответствовать определенной ситуации:
Примеры: письма (электронные и обычные), смс, блоги, дневниковые записи.
Общественная. В таких ситуациях функционируют тексты, описывающие дела и заботы общественных организаций. Они предполагают более или менее анонимные человеческие связи.
Примеры: официальные документы, информация об общественных событиях, газетные новости, форумы в Интернете.
Деловая. Текст обслуживает выполнение какого-либо безотлагательного дела. Он направлен, прежде всего, на то, чтобы оценить готовность успешно функционировать за порогом школы, применяя свои знания и умения в реальной жизни.
Примеры: поиск работы в соответствующем разделе газеты или в Интернете, инструкция о том, как приступить к работе, деловые письма.
Таким образом, пакет заданий состоит из трех разных источников, в каждом из которых описана одна ситуация.
Объем сплошного текста:
1 класс – примерно 60 слов
2 класс – примерно 80 слов
3 класс – примерно 90 слов
4 класс – примерно 110 слов
К каждому источнику составлено по 6 заданий разного вида:
Два задания на проверку умения находить информацию (одно трудное и одно легкое)
Два задания на проверку умения интерпретировать текст (одно трудное и одно легкое)
Два задания на проверку умения осмыслять и оценивать информацию (одно трудное и одно легкое).
1) Нахождение информации (НИ):
Найти один или более отрывков информации, каждый из которых, отвечает одному или нескольким критериям.
Находить противоречивую информацию в тексте.
Найти и распознать связи между отрывками информации.
Установить возможную последовательность или комбинацию отрывков с неизвестным контекстом или формой.
Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания.
2) Интерпретация текста (ИТ):
Определить главную мысль.
Истолковывать значения слов или фраз в пределах ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы.
Также проверяется умение применять информацию.
Объединять несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, истолковывать разделы текста, беря в расчет понимание текста в целом.
Объяснять связи и истолковывать значения слов, смысл фраз и нюансов языка.
3) Рефлексия и оценка (РО):
Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями.
Объяснять особенности текста, основываясь на собственном жизненном опыте.
Давать объяснения или оценивать особенности текста.
Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями.
Объяснять и оценивать особенности формы представления текста.
Задания следующих типов:
Закрытый тип – выбор одного или нескольких ответов.
Открытый тип – в ответе необходимо вписать одно слово, последовательность букв или число.
Количество вариантов ответов в задании закрытого типа и на сопоставление:
Задания по формированию читательской грамотности
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Методическая копилка: задания по формированию и выявления уровня сформированности читательской грамотности
обучающихся 5-7 классов
(в разработке использованы теоретические материалы, взятые из различных источников о ФГОС)
— с пособность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать;
— уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний.
— использовать различные виды чтения;
— делить текст на структурно-смысловые части;
— ставить вопросы к тексту;
— выделять в тексте главное;
— составлять простой план текста;
— составлять таблицу, схему, находить ключевые слова;
— пересказывать текст с разной степенью сжатия;
— преобразовывать текст в другую форму (работа со «сплошными» и «несплошными» текстами);
— создавать собственные тексты разных типов и стилей;
— коммуникативная грамотность , предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, также компьютерной;
— информационная грамотность — умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
Примеры заданий, способствующие формированию
1.Задания должны представлять собой текст я вопросы к нему. Комплексные (интегративные) задания всегда предполагают проверку нескольких групп умений.
Задание 1 (включает два комплексных задания).
Прочитайте текст и выполните задания :
Папа спросил Рому, как он понимает народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь». Рома ответил: «Это, очевидно! Чем больше семян посеешь, тем богаче будет урожай». Папа предложил Роме доказать свою точку зрения. Для этого на даче они вместе вскопали три грядки одинакового размера. На первой Рома посеял 20 семян огурцов, на второй 100 и на третьей 1000. Рома в течение всего лета тщательно ухаживал за всеми тремя грядками: убирал сорняки, поливал, удобрял. В конце августа с первой грядки Рома с папой собрали 10 кг огурцов со второй 20 кг, а с третьей 8 кг.
1. Найди в тексте гипотезу эксперимента Ромы и способ ее проверки. Подтвердилась ли гипотеза Ромы в результате эксперимента? Запиши свои рассуждения, используя прилагательные в сравнительной степени сравнения.
2. Что на самом деле означает народная мудрость? Объясни смысл и приведи пример, иллюстрирующий его. Напиши ответ в форме рассуждения.
Задание проверяет следующие группы читательских умений :
— нахождение и извлечение информации;
— сопоставление и сравнение информации;
— генерация информации с целью создания собственного текста.
Задание 2 (включает три комплексных задания).
Представьте, что вы, находясь на экскурсии в Санкт-Петербурге, отправляете своему другу (подруге) по электронной почте письмо с фотографией одного из мостов этого города, удивившего вас.
Напишите текст этого письма, кратко опишите свои впечатления, обратив внимания читающего на особенно поразившие вас элементы моста.
Используйте имена существительные со значением «размер», «материал»; качественные и относительные имена прилагательные, местоимения, имена числительные.
Задание для «продвинутых»: Отличается ли электронные письма от традиционных? Чем? Сформулируйте позиции, по которым следует проверить вашу работу.
Задание проверяет следующие группы читательских умений :
— нахождение и извлечение информации;
— сопоставление и сравнение информации;
— интеграция и интерпретация информации;
— осмысление и оценивание информации;
— преобразование «несплошного» текста в «сплошной» (при создании электронного письма)
— создание таблицы (при создании критериев оценивания задания);
— генерация информации с целью создания собственного текста.
Позиции для оценивания выполненного задания
(один из примеров, разработанных школьниками):
1. Формат письма – традиционный (1б.-0б.)
2. Отсылка к фотографии (1-0)
3. Описание элементов, поразивших пишущего (оценочная лексика+ детали, размеры моста) (2-1-0)
4.Использование заданной лексики (4-3-2-1-0)
— существительные – размер, материал
— Качественные и относительные прилагательные
5. Грамотность (орф.-грам.-пункт.) (3-2-1-0)
6. Речевое оформление (речь-логика-стиль) (3-2-1-0)
Задание 3 (включает пять комплексных заданий).
Прочитайте текст и выполните задания :
Однажды некий уважаемый горожанин пришел к Соломону, наслаждавшемуся зрелищем рыб, плескавшихся в пруду, и поведал:
— Царь, я в замешательстве! Каждый день моей жизни похож на предыдущий, я не отличаю рассвет от заката и больше не ведаю счастья.
Соломон задумался и сказал:
— Многие мечтали бы оказаться на твоем месте, обладать твоим домом, твоими садами и твоими богатствами.
И спросил еще мудрый царь:
— А о чем мечтаешь ты?
— Сначала я мечтал освободиться из рабства. Потом я мечтал, чтобы моя торговля приносила доход. А теперь я не знаю, о чем мечтать.
Тогда Соломон изрек:
— Человек, не имеющий мечты, подобен рыбам, что плавают в этом пруду. Каждый день их жизни похож на предыдущий, они не отличают рассвет от заката и не ведают счастья.
— Только в отличие от рыб ты сам запер себя в своем пруду. Если в твоей жизни нет благой цели, ты будешь бесцельно слоняться по своему дому и, умирая, поймёшь, что прожил зря. Если цель есть, всякий раз, делая шаг, ты будешь знать, приблизил он тебя к твоей цели или отдалил, и это будет наполнять тебя азартом и страстью к жизни.
Проситель наморщил лоб и произнес:
— Значит ли это, что всякий раз, достигая одной цели, я должен искать следующую, всякий раз, когда исполняется одна моя мечта, я должен загадывать другую, и только в поиске я обрету счастье?
1. Сформулируйте основную мысль этого текста, записав ответ одним предложением.
2. Найдите в тексте особые глагольные формы; сгруппируйте, опираясь на их морфологические свойства (признаки). Выберите самостоятельно форму записи ответа.
3. Преобразуйте предложения с причастными и деепричастными оборотами в синонимичные синтаксические конструкции. Составьте алгоритм действий для выполнения данного задания.
4. Определите морфемное строение четвертого по счёту причастия из данного текста. Какие орфографические особенности надо учесть при записи этого слова? Свой ответ оформите в виде связного высказывания.
5. Сократите этот текст до 10 предложений, запишите, заменив диалог прямой речью.
Ко мплексная работа по русскому языку составлена с целью выявле ния уровня сформированности некоторых предметных и метапредметных умений учащихся на основе работы с текстом и позволяет определить уровень сформированности читательской грамотности: умение находить информацию, интерпретировать, преобразовывать, осмыслять, оценивать, генерировать в собственный текст,
2.Небольшие тренировочные задания по формированию читательской грамотности:
Задания включает действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Происходит формирование логических действий анализа, синтеза, сравнения, установления связей, способностей к выделению существенных и несущественных признаков.
Задание 1 (включает два задания для 5 класса).
1. Найдите и выпишите в каждой группе однокоренных слов лишнее:
1) Гора, гористый, горный, горец, горе.
2) Водитель, водяной, водоросли, вода.
3) Дело, разделить, деловой, делец, делопроизводитель.
2. Выпишите группу(-ы) однокоренных слов:
Мама сварила варенье и поставила баночку на стол. В банку влетела оса. Она сердито жужжала, потому что не могла выбраться из варенья. Котенок сидел на столе и удивленно смотрел на банку. «Почему варенье сердится?» – думал кот.
Задание 2 (включает три варианта задания).
Найдите соответствие между номерами слов и их определениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца:
( подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование ).
а. шест из длинного тонкого ствола дерева
в. стержень для чистки и смазки ствола оружия