Что помогает рыбе преодолевать сопротивление воды
Приспособления, позволяющие рыбам расходовать меньше энергии при движении в воде
Рыбы – древние водные обитатели. Создавая живые организмы, обитающие в воде, природа в процессе эволюции дала водным обитателям особые приспособления для преодоления сопротивления среды, в которой плавают рыбы.
За 400 – миллионную историю своего существования рыбы, как ни какие другие живые обитатели водоемов накопили множество «секретов», позволяющих максимально использовать водную среду обитания. При этом они достигают больших скоростей передвижения и не слишком растрачивают накопленную энергию.
Благодаря особому устройству тела рыбы тратят минимум энергии, плавая в воде.
Обтекаемая форма тела помогает увеличить скорость
В открытых просторах Атлантики обитает рыба тунец – настоящий рекордсмен по заплывам в морской воде. Он способен перемещаться на расстояние около 9000 тысяч километров. По скорости передвижения тунец занимает третье место среди рыб, после рыбы-меч и парусника. В погоне за добычей тунец способен развивать скорость до 90 километров в час.
Приспособления к скоростному плаванию у данного вида рыб связаны со специальным механизмом ламиниризации. Тунцы имеют ламинизированную форму тела с определенным соотношением середины длины тела с максимальным сечением. Поверхность тела рыб покрывает гладкая и эластичная кожа, лишенная чешуи. Такие особенности придают великолепную обтекаемую форму тунцам, увеличивают маневренность рыб и скорость передвижения.
Обтекаемая форма тела делает тунца рекордсменом среди пловцов.
Слизистое вещество уменьшает сопротивление в воде
Верхний покров тела тунцов выделяет слизистое вещество, которое взаимодействует со слоем воды на границе с телом рыбы. Чем больше скорость плавания, тем сильнее выделяется слизь. При этом уменьшается сопротивление водной среды, и тунец движется с большой скоростью. Слизь на коже действует как своеобразная смазка, снижающая неровности на поверхности тела рыбы.
Плавники у рыб экономят энергию
Не менее своеобразные приспособления для увеличения скорости передвижения в воде имеются у рыбы–меч. Форма тела водного животного напоминает профиль крыла самолета. Она помогает созданию подъемной силы при движении рыбы вперед и не требует больших затрат энергии.
Слизь, покрывающая тело рыб, уменьшает сопротивление воды.
Скоростное плавание рыбы-меч обеспечивает также удлиненный хвостовой плавник серповидной формы. Такой хвост обладает великолепными аэродинамическими свойствами.
Хвост–серп развивает высокую тягу при передвижении в воде. Снижают сопротивление воды также боковые плавники и спинной. Нервные окончания проходят к каждому лучу плавника, то позволяет рыбе точно регулировать обтекание тела изменением положения плавников.
Жабры усиливают приток кислорода
Кроме того, важную роль при движении меч–рыбы в воде выполняют жабры. Изменяя положение жаберных крышек, рыба увеличивает приток воды к сосудам, снабжающим жабры кровью, следовательно, усиливается поступление кислорода к клеткам мышечных тканей.
Жабры фильтруют воду, обогащая тело рыбы кислородом.
Кавитация – холодное вскипание экономит энергию
Необыкновенно прочный костяной нос–меч, которым рыба часто проламывает борта лодок и катеров нужен не столько для нападения на движущиеся объекты. Даже каракатиц и мелких рыбешек не всегда этот хищник нанизывает на острый вырост. Особое прочное образование впереди тела, так называемый «меч», способствует увеличению скорости при передвижении в воде.
При этом образуется «холодное вскипание» водяного слоя с образованием массы мельчайших пузырьков воздуха, наполненных смесью пара с воздухом. При исчезновении пузырьков, так называемом схлопывании, возникает явление кавитации. При максимальной скорости тело рыбы находится не столько в воде, а окружено водно – газовой смесью. Сопротивление среды при этом существенно снижается. При этом рыбы достигают больших скоростей передвижения и не слишком растрачивают накопленную энергию.
Активность рыб сильно зависит от температуры воды.
Все приспособления: обтекаемая форма тела, слой жира, особое расположение и форма плавников, выделение слизи, усиленное снабжение жабр кислородом, наложение чешуек друга на друга, как черепица, необходимо для экономии энергии при передвижении в воде.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Загадка плавания рыб
Прошедший ХХ век имеет в своём активе огромные достижения в области гидродинамики. Теоретические, вычислительные и экспериментальные методы позволяют решать любую научную и практическую задачу гидродинамики. Однако есть одна проблема, над которой безуспешно трудились многие научные коллективы и которая перешла почти в неизменном виде в XXI век. Это проблема снижения гидродинамического сопротивления.
В Соединённых Штатах Америки ловля национальный вид спорта. Ловят на спиннинг, и для рыбака представляется прекрасная возможность инструментального определения её скорости. Легко понять, что такие параметры недостижимы для рыбы и, следовательно, законы гидродинамики допускают движение с гораздо меньшим сопротивлением, чем это реализовывается во всех наших моделях. Значит, снизить сопротивление вполне возможно и наши попытки в этом направлении не противоречат физическим законам. Кроме приведённых выше экспериментальных данных можно привести некоторые теоретические соображения, доказывающие возможность значительного уменьшения сопротивления. Примером внешнего течения с малым градиентом скорости может служить движение тороидального вихря вдоль собственной оси симметрии. При расчётах область течения разбивается некоторой сферой на две части: внешнее невязкое течение вне сферы и внутреннее вихревое течение внутри сферы. На границе раздела касательная скорость обоих течений совпадает, поэтому внешнее течение обладает нулевым сопротивлением. Внутреннее кольцевое течение в силу своей ограниченности имеет сопротивление трения, пропорциональное первой степени вязкости. Именно этим свойством объясняется удивительная способность кольцевого вихря быстро и далеко перемещаться в воздухе. Чтобы использовать поразительные свойства кольцевого вихря в практических целях, необходимо воспроизвести течения в нём на некотором теле. В морской воде необходимые силы можно создать постоянными электрическими и магнитными полями. Для этого нужно собрать конструкцию в форме тора из чередующихся кольцевых магнитов и электродов. Их полюса создают взаимно перпендикулярные электрические и магнитные поля, которые заставят электропроводящую жидкость двигаться вокруг поверхности тора, создавая объёмную силу, компенсирующую торможение потока. Объёмную силу можно создать только в электропроводящей жидкости. В пресной воде и тем более в воздухе такая возможность отсутствует. Поэтому представляет интерес рассмотреть течения с малым градиентом, создаваемые за счёт деформации границы по закону бегущей волны. Такая постановка задачи впервые была сформулирована автором в шестидесятых годах. Тогда же под его руководством провели ряд теоретических и экспериментальных исследований вихревых структур как на дельфине, который выступал прототипом, так и в лабораторных условиях. В отличие от течения вдоль неподвижной границы, когда образуется пограничный слой с большим градиентом скорости, бегущая волна перестраивает течение в периодическую структуру с малым градиентом скорости. При некоторых значениях фазовой скорости и амплитуды бегущей волны суммарное трение обращается в нуль. Естественно, возникает вопрос, какой ценой достигается этот результат. Энергетические потери состоят из двух слагаемых разной природы. Первое — это вязкие потери в жидкости. Поскольку градиент рассматриваемого течения невелик, то и потери эти, пропорциональные вязкости, оказываются очень малыми. Второе слагаемое — потери в самом упругом покрытии. При резонансных колебаниях материала в потоке жидкости основная, и не малая, энергия должна перекачиваться из упругой формы в кинетическую. Другая часть энергии рассеивается в материале. Эти потери могут компенсироваться либо за счёт энергии потока, что приведёт к пропорциональному увеличению сопротивления, либо за счёт внешнего источника энергии. Отдельно стоит вопрос о механизме и энергии, необходимых для первоначального формирования вихрей. При подходящем выборе упругих параметров удаётся добиться того, чтобы в носовой части бегущая волна возбуждалась за счёт энергии внешнего потока, а в кормовой волна исчезала, возвращая энергию в поток. Обратимся теперь вновь к с которой начался рассказ.
Заметим, что похожую форму и, как мы предполагаем, аналогичный механизм снижения сопротивления имеет и ещё один хороший пловец — полярный Интересная деталь: левый верхний зуб у самцов нарвала развивается в спирально закрученный бивень длиной до трёх метров, похожий на рострум Назначение его неясно. Не в них ли секрет быстрого и экономичного плавания и нарвала? Наша гипотеза состоит в том, что рострум и бивень служат генераторами вихрей. Исследования показали, что при обтекании тонкого гладкого тела спиральные вихри не возникают. В потоке образуется пограничный слой, который отрывается сразу за телом, создавая мощные завихрения. Давление в них падает, оказывая на тело тормозящее действие. Такое же тело, но с шероховатой поверхностью, возмущает пограничный слой, превращая его в вихревое течение. Последующее действие этих вихрей легко себе представить. Они переходят с рострума на тело рыбы или дельфина, где перестраивают пограничный слой в такое же периодическое течение, как это делает бегущая волна со всеми вытекающими из этого последствиями. Генератор вихрейВихрь — это движение жидкости или газа, которое сопровождается вращением частиц среды. Подавляющее большинство течений, происходящих и в природе, и в технических устройствах, сопровождается появлением вихрей. Каждый, вероятно, замечал, как при самом слабом ветре возле бровки тротуара или угла здания начинают кружиться мелкие бумажки и мусор. Это в потоке воздуха, обтекающего препятствие, возник вихрь. Рёв и гудение водопроводных труб вызывают вихри, возникшие при течении воды через кран с изношенной прокладкой. А смерч, проходя десятки километров за считанные минуты, производит на своём пути страшные разрушения.
|