Что помогает рыбе передвигаться
«Что ещё кроме плавников и хвоста помогает рыбам двигаться в воде»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Юный исследователь: Петренко Максим 5лет. Детский сад «Ивушка» Старшая группа «Радуга». Воспитатель Евдокимова В.В.
Цель: Узнать что кроме плавников и хвоста помогает рыбам двигаться в воде. Задачи: 1.Использовать данные энциклопедии, чтобы расширить представление о рыбах. 2.Спомощью опыта подтвердить гипотезу, что воздух помогает рыбе двигаться в воде. Тема: «Что помогает рыбам подниматься на поверхность и опускаться на дно.»
Однажды, я наблюдал за рыбками в аквариуме.
Иногда рыба «стоит» в воде неподвижно на разной глубине.
Ответ на этот вопрос мы нашли в энциклопедии.
Гипотеза: воздух помогает рыбам опускаться и подниматься на разную глубину.
В группе мы провели опыт.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-037158
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
ДНР полностью перешла на стандарты и программы России в образовании
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Как рыбы научились ходить
Найденная в Канаде доисторическая рыба помогает понять, как же все-таки рыбы смогли выйти на сушу. Очевидно, для этого рыбам нужно было превратить плавники в ноги, научиться дышать воздухом, скинуть с себя лишний груз кожных костей и чешуй — и вперед. Однако легче сказать, чем сделать, так как на этом эволюционном пути рыбам пришлось искать решения многих инженерных и биологических задач. С такой кучей за один раз не справиться, и понятно, что эволюция шла постепенно через ряд промежуточных стадий. Однако животных, промежуточных между рыбами и ранними четвероногими, найдено не было. Теперь такое животное стало известно.
На территории арктической Канады в отложениях позднего девона (около 380 млн лет назад) южной части острова Элсмир американские палеонтологи Эдвард Дешлер, Нейл Шубин и Фариш Дженкинс откопали замечательную рыбу. Ее назвали тиктаалик (Tiktaalik), что на языке эскимосов, населяющих эту часть арктической Канады, означает «большая пресноводная рыба, живущая на мелководье». Плоская, покрытая крупной чешуей рыба с крокодильей головой, на которой сверху сидят глаза, впереди две ноздри и большая зубастая пасть. У этой рыбы часть черт сходна с древними кистеперыми рыбами, а другие признаки сближают ее с первыми четвероногими (тетраподами). Рыбьи признаки — это чешуя, плавниковые лучи, почти такие же, как у кистеперых, сложная нижняя челюсть и небные кости. А «четвероногие» признаки — укороченный череп, отделенная от пояса передних конечностей и потому относительно мобильная голова, локтевой и плечевой суставы.
Чтобы рыбе превратиться в земноводное, ей нужно, во-первых, научиться ходить, во-вторых, дышать без помощи жаберных крышек, в-третьих, для выхода на сушу нужно максимально облегчить тело, чтобы справляться с гравитацией без помощи архимедовой силы, и придумать, как защитить волочащееся по земле брюхо. В позднем девоне многие рыбы одновременно и независимо пытались решить эти задачи. Тиктаалик успешно справился с большей их частью. Свои плавники эта рыба использовала не только для плавания, но и для хождения по дну. Анализ скелета предплечья и пястной области позволил ученым показать, что плавник мог занимать несколько стабильных положений, одно из которых предполагало приподнятое над грунтом тело животного.
У рыб скелет плавника крепится к поясу конечности, который в свою очередь прикреплен к скелету жаберной крышки. И рыбам это удобно: они синхронизируют движения жаберной крышки и грудных плавников и таким образом дышат. Зато головой просто так повертеть нельзя: поскольку жаберная крышка крепится к голове, то движение головой отзовется дерганьем плавников. У тиктаалика почти все кости жаберной крышки исчезли, так что голова получила свободу и независимость. Утратившее функциональность сочленение остатков жаберной крышки с головой тоже получило свободу и начало медленное, но крайне важное для всех наземных четвероногих путешествие внутрь черепа, превращаясь потихоньку в крошечные слуховые косточки (хотя завершится это превращение гораздо позже).
Но как теперь тиктаалику дышать, если нет жаберной крышки и грудные плавники больше не вентилируют жабры? Эта рыба дышала через дыхательные отверстия, расположенные на конце плоской и широкой морды. Воду, а возможно и атмосферный воздух, в легкие нагнетали не жаберные крышки, а щечные помпы. Этому способствовала и широкая форма морды этих рыб, очень похожая на крокодилью. Нужно отметить, что это изобретение было сделано и другими представителями древних кистеперых рыб, например пандерихтисом (Panderichthys), так что тут тиктаалику гордиться нечем (см. также Откуда уши растут, Газета.ру, 19.01.2006).
Ребра, уплощенные и налегающие друг на друга, помогали тиктаалику укрепить позвоночный столб и брюхо, а окостеневшие соединения позвонков делали позвоночник менее подвижным. Это всё способствовало ходячему образу жизни, а не только плавающему.
Палеоэкологическая интерпретация местонахождения тиктаалика рисует нам мелкие, слабопроточные пресные водоемы субтропического или тропического пояса. Возможно, эти водоемы могли пересыхать, и тиктаалик был вынужден приспосабливаться к жизни в таких условиях, где вода больше не служит опорой для тела, где приходится дышать без помощи жабр атмосферным воздухом.
Читая описание этой рыбы и ее местообитания, так и хочется назвать эту рыбу переходным звеном между рыбами и земноводными. Тут тебе и ребра, и весьма похожий на лапу плавник, и редукция жаберной крышки. Но сами авторы статьи справедливо отмечают, что тетраподные черты существовали в тех или иных наборах у многих рыб, просто у тиктаалика их больше всего. Например, весьма успешно ходить по дну на четырех плавниках, приподнимая тело над грунтом, умели не только кистеперые, но и многие другие рыбы. Так что четвероногость и хождение как таковое возникли много раньше самих четвероногих. Тетраподные новшества появлялись, по-видимому, параллельно — и у эстуарных, и у пресноводных групп. Я обращаю внимание на этот факт, чтобы еще раз напомнить, что законы эволюции еще не поняты до конца и многие известные факты требуют переосмысления. И новые ископаемые находки именно сейчас оказываются как нельзя более кстати.
P. S. В настоящее время появились подозрения, что древнейшие тетраподы ихтиостега и акантостега (вероятные потомки тиктаалика) не являются прямыми предками позднейших земноводных, а относятся к некой тупиковой ветви. Та же история и с археоптериксом, который, по-видимому, не является прямым предком современных птиц, а тоже относится к некой тупиковой ветви динозавров, вставших на путь «оптичивания».
Палеонтологам хорошо известно, что многие крупнейшие эволюционные «прорывы» (такие, как выход рыб на сушу, происхождение членистоногих, птиц, млекопитающих, покрытосеменных растений и др.) осуществлялись как бы «совместными усилиями» нескольких параллельно развивавшихся линий, которые независимо одна от другой приобретали сходные прогрессивные черты. Для таких явлений придумали даже специальные названия (так, вместо «происхождения млекопитающих» часто говорят о «процессе маммализации зверообразных рептилий», вместо «происхождения птиц» — об «орнитизации архозавров»). Одним словом, многочисленные параллелизмы при переходе на новый, более высокий эволюционный уровень — не исключение, а правило.
Источники:
1) Edward B. Daeschler, Neil H. Shubin, Farish A. Jenkins Jr. A Devonian tetrapod-like fish and the evolution of the tetrapod body plan // Nature. 2006. V. 440. P. 757–763.
2) Neil H. Shubin, Edward B. Daeschler, Farish A. Jenkins Jr. The pectoral fin of Tiktaalik roseae and the origin of the tetrapod limb // Nature. 2006. V. 440. P. 764–771.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ: « ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ И ПЕРЕДВИЖЕНИЕ РЫБ »
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Лабораторная работа № 7
«ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ И ПЕРЕДВИЖЕНИЕ РЫБ»
Цель работы: познакомиться с особенностями внешнего строения и
поведения рыб; выявить черты приспособленности рыб к
Оборудование: демонстрационные аквариумы с рыбками, чешуя карпа,
Рассмотрите плавающих рыб в аквариуме. Какова форма тела рыб? Какова окраска рыбки? Одинаково ли окрашены спинная и брюшная стороны тела? Видна ли боковая линия? Какие отделы тела можно различить в теле рыбки? Рассмотрите голову. Какую форму она имеет? Как соединяется с туловищем? Какие органы расположены на голове? Опишите их положение и строение. Найдите на теле рыбки плавники. На какие группы их можно разделить? Где они расположены? Понаблюдайте за движениями рыбки и работой плавников. Какие плавники играют основную роль при продвижении рыбки вперед, подъеме к поверхности, погружении, поворотах? Как и какие плавники работают, если рыбка останавливается?
Рассмотрите чешую рыбы под микроскопом.
Зарисуйте рыбку, сделайте обозначения. Напишите выводы наблюдений о строении и передвижении
Рыбы — самая многочисленная группа позвоночных животных. Она включает около 30 тыс. современных видов.
Рыб подразделяют на два класса —
Основным критерием такого разделения служит вещество, из которого состоит внутренний скелет рыб — хрящ или кость.
Рыбы населяют различные водоемы нашей планеты: океаны, моря, реки, озера, пруды. Водная среда очень обширна: площадь, занятая океанами, превышает 70% поверхности Земли, а наиболее глубокие впадины уходят в глубь океанов на 11 тыс. м.
Многообразие условий жизни в воде повлияло на облик рыб и способствовало большому разнообразию форм их тела: появлению множества приспособлений к условиям обитания как в строении, так и в биологических особенностях.
Общий план внешнего строения рыб
На голове рыб расположены глаза, ноздри, рот с губами, жаберные крышки. Голова плавно переходит в туловище. От жаберных крышек до анального плавника продолжается туловище. Заканчивается тело рыбы хвостом.
Благодаря плавникам рыба способна двигаться и удерживать равновесие в водной среде. Лишённая плавников, она переворачивается брюшком вверх, поскольку центр тяжести помещается в спинной части.
Непарные плавники (спинной и анальный) обеспечивают устойчивость тела. Хвостовой плавник у подавляющего большинства рыб выполняет функцию движителя.
Парные плавники (грудные и брюшные) служат стабилизаторами, т.е. обеспечивают равновесное положение тела при его неподвижности. С их помощью рыба поддерживает тело в нужном положении. При движении они служат несущими плоскостями, рулём. Грудные плавники перемещают тело рыбы при медленном плавании. Брюшные плавники выполняют в основном функцию равновесия.
У рыб обтекаемая форма тела. Она отражает особенности среды обитания и образа жизни. У рыб, приспособленных к быстрому длительному плаванию в толще воды ( тунец, макрель, лососи ), «торпедовидная» форма тела.
Тунец Макрель Лосось
У хищников, практикующих быстрые броски на небольшом расстоянии ( щука, таймень, барракуда, сарган, , сайра ), она «стреловидная».
Некоторые рыбы, приспособленные к длительному залеганию на дне ( скат камбала ), имеют плоское тело.
У отдельных видов тело имеет причудливую форму. Например,
морской конёк напоминает соответствующую шахматную фигуру: его голова расположена под прямым углом к оси тела.
Наверное, всем приходилось слышать выражение «скользкий, как рыба». В нём подмечена такая особенность кожи рыб, как наличие большого количества слизи. Слизь облегчает скольжение в воде, предотвращает попадание в организм паразитов и бактерий, ускоряет заживление в случаях ранений, способствует выведению веществ из организма, регулирует проникновение воды и солей, осаждает муть и выделяет специфический видовой запах, необходимый для узнавания особей своего вида.
В коже залегают пигментные клетки – хроматофоры : при их расширении пигментные зёрна растекаются на большее пространство и окраска тела становится яркой. Если хроматофоры сокращаются, пигментные зёрна скапливаются в центре, оставляя большую часть клетки неокрашенной, и окраска тела бледнеет. Если пигментные зёрна всех цветов равномерно распределены внутри хроматофоров – рыба имеет яркую окраску; если пигментные зёрна собраны в центрах клеток – рыба становится почти бесцветной, прозрачной; если же только жёлтые пигментные зёрна распределены по своим хроматофорам – рыба меняет окраску на светло-жёлтую.
Хроматофоры определяют всё разнообразие окраски рыб, особенно яркой в тропиках. Таким образом, кожа рыб выполняет функцию наружной защиты. Она защищает тело от механических повреждений, облегчает скольжение, определяет цвет рыбы, осуществляет связь с внешней средой. В коже расположены органы, воспринимающие температуру и химический состав воды.
Многие рыбы, обитающие в верхних и средних слоях воды, имеют более тёмную окраску верхней части тела и светлую – нижней. Серебристое брюшко рыбы, если смотреть на рыбу снизу, не будет выделяться на светлом фоне неба. Точно так же тёмная спинка, если смотреть на рыбу сверху, будет сливаться с тёмным фоном дна.
Опишите рыб, плавающих в аквариуме:
Форма тела : вытянутая.
Окраска: зависит от обитания.
Есть ли боковая линия: есть.
Расположение рта: на нижней части головы.
Как движутся плавники, когда рыба перемещается в воде?
Хвостовой плавник совершает поступательные движения, остальные плавники движутся в горизонтальной плоскости.
Как движутся плавники, когда рыба стоит на месте?
Редкие плавные движения, поддерживают положение тела.
Как у рыб двигается рот и жаберные крышки?
Ротовая полость всасывает воду, которая затем выталкивается через жабры.
Как движутся рыбы в момент испуга(резкого взмаха рукой)?
Резко движутся в сторону, противоположную источнику испуга.
Такие приспособления, как обтекаемая форма тела, покров из чешуек и слизи, наличие плавников, органы чувств (глаза без век, боковая линия), позволяет рыбам жить в воде.
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВиктория Собещанская
Похожие презентации
Презентация 2 класса на тему: «Подготовил Ученик 2 «в» класса Пензяков Алексей. Часть 1. а) Внешний вид рыбы (форма и цвет тела, его части, чем покрыто тело рыбы)? б)Как рыба двигается.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Подготовил Ученик 2 «в» класса Пензяков Алексей
3 Часть 1. а) Внешний вид рыбы (форма и цвет тела, его части, чем покрыто тело рыбы)? б)Как рыба двигается. Что помогает ей двигаться в воде? в)Как рыба отыскивает корм? г)Зачем рыбе жабры и где они расположены?
4 Форма тела обеспечивает рыбе возможность передвигаться в воде с наименьшей затратой энергии и со скоростью, соответствующей ее жизненным потребностям. Форма тела, отвечающая этим требованиям, выработалась у рыб в результате эволюции: гладкое, без выступов, тело, покрытое слизью, облегчает движение; шеи нет; заостренная голова с прижатыми жаберными крышками и сжатыми челюстями рассекает воду; система плавников определяет движение в нужном направлении.
6 Ни один художник с самым богатым воображением не придумает таких сочетаний цветов, какими раскрасила рыб природа.
8 У многих рыб, живущих в открытых водоемах, окрас способствует маскировке рыбы в воде.
9 Тело рыбы состоит из головы, туловища, хвоста и системы плавников, помогающей рыбе передвигаться в нужном направлении.
10 Тело у большинства рыб покрыто слизью и чешуей, которая тоже различается по форме и размеру.
11 Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, сглаживает складки и неровности кожи, образующиеся в момент движения и благодаря этому обеспечивает рыбе большую скорость движения.
13 Рыба распознает и отыскивает корм, используя для этого зрение, обоняние, осязание, боковую линию и вкус. У каждого вида рыб наиболее развиты те органы чувств, которые чаще других используются при поиске и распознавании пищи.
14 Жабры у рыб расположены на жаберных дугах в ротоглоточной полости. Рыба заглатывает ртом воду, которая проходит через жабры и выливается через специальное отверстие. Содержащийся в воде кислород через жабры попадает в кровь рыбы, как воздух через легкие в кровь человека.
15 Часть 2. а)Чем рыба отличается от других животных? б)Чем рыба похожа на других животных?
16 Рыбы – живые существа, которые 1) обитают только в воде, 2) дышат жабрами, 3) питаются тем, что находят в воде, 4) способны расти всю жизнь.
17 Как любые другие живые существа, рыбы 1) дышат, 2) передвигаются, 3) питаются, 4) растут, 5) развиваются, 6) продолжают свой род, 7) умирают.
18 1. Рыбы – это животные, которые приспособлены к жизни в воде. 2. Вытянутая, обтекаемая форма тела рыб дает возможность передвигаться в воде с нужной скоростью. 3. Плавники и чешуя, которой покрыто тело рыбы, также способствует лучшему передвижению и маневренности рыб в воде. 4. Органами дыхания рыб являются жабры, при помощи которых рыбы дышат под водой.
Логопедическое занятие для детей подготовительной группы по теме «Рыбы»
Раиса Хребтова
Логопедическое занятие для детей подготовительной группы по теме «Рыбы»
«Рыбы». Составление описательного рассказа»
— обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на
— учить образовывать относительные прилагательные;
— вовлечь детей в игровой сюжет при разыгрывании мини – сценки;
— расширять и активизировать словарь по теме «Рыбы;
— развивать умение логически последовательно выстраивать своё
— формировать у детей воображение, выразительные средства мимики,
— формировать умения и навыки правильно пользоваться речевым дыханием;
— развивать чёткую дикцию;
— воспитывать самоконтроль за речью.
Словарный запас: рыба-меч, рыба-молот, рыба-пила, рыба-удильщик, рыба-игла, осьминог, рак, кораллы, дельфин, кальмар, медуза, плавники, икринки, мальки, жабры, чешуя, жемчужины, морские рыбы, аквариумные, речные.
Оборудование: предметные картинки с изображением морских рыб;сюжетные картины: берег моря, морское дно; коврики- «морское дно», «песчаный берег»; рисунок – «звуковая волна»;сказочные персонажи: Русалочка, Дельфин; мнемотаблица «Рыбы»;музыкальное сопровождение: вальс Шопена – шум моря; танец дельфина; жемчужные бусы;
Здравствуйте, дети, здравствуйте уважаемые коллеги и гости! Пусть утро для вас будет добрым, день спокойным, вечер светлым.
Собрались все дети в круг. Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
— «В воде они живут, нет клюва, а клюют» Кто это? (Рыбы)
А как вы догадались? …
Ребята, каких рыб вы знаете? Где они живут? (В море, реке, пруду, озере, аквариуме). Молодцы!
— Логопед: Дует в лицо свежий морской ветер. Слышатся пронзительные крики морских чаек. Проплывают стаи рыбок. (Детей посадить)
Ребята, посмотри те, волны выбросили на берег письмо. Письмо от Русалочки.
Русалочка написала нам: что играя с рыбками среди кораллов, у нее порвалась ниточка любимых жемчужных бус (ниточка от бус лежит в конверте). Рассыпались жемчужины по морскому дну. Не смогла она их отыскать среди водорослей и камней. Звала своего друга дельфина, что б он помог ей, но он уплыл далеко и не услышал её. И просит она нас помочь ей. Поможем ей отыскать ее любимые жемчужины? Да!
-Упражнение на мимику: Посмотри те ребята, Русалочка сидит грустная. Покажите, какое грустное лицо у Русалочки. Давайте улыбнёмся ей.
— Упражнение на дыхание: Нам с вами предстоит удивительное, интересное путешествие в подводный мир, к морским обитателям. Как вы думаете, долго ли человек может находиться под водой? Нет. А почему? Люди дышать воздухом (кислородом, а под водой воздуха нет. И поэтому человек не может находиться долго под водой без специальной тренировки. Давайте с вами потренируемся.
Дети проговаривают звук П – П – П – П – П (при помощи рисунка «Звуковая волна») то повышая, то понижая голос.
Нам пора погружаться в водную стихию (дети встают): «Вокруг себя обернитесь, наденьте шапочки и в рыбок превратитесь»
(Дети выполняют волнообразные, плавные движения руками в стороны, вперёд; приседают, опускают голову и руки).
Логопед: «Посмотри скорей вокруг!
Что ты видишь милый друг
Здесь прозрачная вода,
Плывет морской конек сюда (рассматривать)
Вот медуза, вот кальмар.
А это? Это рыба шар!
А вот расправив восемь ног-
Нас встречает осьминог
Мы в подводном мире друг (покружиться)
Рыбы плавают вокруг: рыба-меч, рыба-молот, рыба-пила, рыба-удильщик и рыба-игла (подуть на рыб).
Ребята мы видим 1 жемчужину, у кого? …. У Осьминога. Осьминог очень любознательный и хочет задать вам несколько вопросов, а вы ребята постарайтесь на них ответит.
(рассматривание сюжетной картины)
— Для чего у рыб яркий окрас? Яркая чешуя помогает рыбам прятаться среди камней и водорослей.
— Что у рыб вместо ног? Плавники.
— Почему они могут дышать в воде? Потому что у них есть жабры.
— Что помогает рыбе двигаться в воде? Плавники и хвост.
(Молодцы ребята! Справились с заданием на отлично. Ребёнок нанизывает жемчужину на нить).
Мы видим 2 жемчужину…. в кораллах. Кораллы любят спорить, поспорим с ними.
Запомните и повторите за мной скороговорку. Скороговорку проговариваем медленно, а затем всё быстрее и быстрее. При этом чётко выговаривая каждый звук, каждое слово.
«У Карла и Клары красивые кораллы». Карл и Клара что это за слова? Это имена для девочек и мальчиков.
Дети проговаривают скороговорку вместе с логопедом и по одному.
Молодцы ребята! Справились с заданием на отлично. (Ребёнок нанизывает жемчужину на нить).
Мы видим 3 жемчужину у кого? …У черепахи. Черепаха любит смешные истории, повеселим её.
V. Мини –сценка: «Неудачная рыбалка»
Прочитать для детей мини – сценку.
Автор: В тихой речке у причала рыбка рыбку повстречала.
Рыбка 1: Здравствуй!
Рыбка 2: Здравствуй! Как дела?
Рыбка 1: На рыбалке я была. Я удила рыбака, дядю Петю – чудака.
Рыбка 1: Где же твой рыбак? Попался?
Рыбка 2: Нет, ушел, хитрец, сорвался.
Кто такой рыбак? (Это человек, который любит ловить рыбу)
Дети по ролям инсценируют мини – сценку.
(Молодцы ребята! Справились с заданием на отлично. Ребёнок нанизывает жемчужину на нить).
(Мы видим 4 жемчужину у кого? …У дельфина. Дельфин с удовольствием с вами потанцует).
VI. Физминутка – (песенка Дельфина):
Молодцы ребята! Весело сплясали, заработали жемчужину. (Ребёнок нанизывает жемчужину на нить).
Мы видим 5 жемчужину у кого? …У Морской звезды. Морская звезда приглашает вас поиграть с ней …
VII.Игры на мелкую моторику: «Рыбы» (Дети садятся за стол)
Массаж ладошек – потереть ладошки друг об друга, чтоб стали тёплыми.
1. Много ног у осьминога
На первые две строчки сжимание и разжимание пальчиков обеих рук;
2. Рыбка плавает в водице
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Ладони изображают плавные движения «рыбка»; грозить пальчиком; одна ладонь выполняет движения рыбки, другая ладонь выполняет хватательные движения.
3. Гонит ветер волны, волны!
Хватит, ветер, полно, полно!
Успокойся, стань потише!
Волны сразу станут ниже.
Ладони выполняют волнообразные движения и спокойно ложатся на стол.
Молодцы ребята! (Ребёнок нанизывает жемчужину на нить).
(Ребята, я слышу шум! Ой, кто это? Краб и рак. Мы видим жемчужины у кого?. У краба. У рака. Краб любит разгадывать головоломки. Постараемся и мы их разгадать.
Мы видим 7 жемчужину у кого?. У рака. Рак любит слушать рассказы, сказки. Давайте мы ему расскажем о рыбках.
— Составление описательного рассказа при помощи мнемотаблицы:
Я люблю наблюдать за рыбками. Они живут в прозрачной, чистой воде. Передвигаются при помощи плавников и хвостика. У рыб голова и туловище покрыто разноцветной, сверкающей чешуёй. Разноцветный окрас рыб помогает им прятаться среди камней и водорослей. Чёрными глазками высматривают добычу и заглатывают её, широко открывая свои ротики. Взрослые рыбы мечут икру, из которой появляются мальки – детёныши рыб. Питаются рыбы водорослями, червячками, мелкими рыбёшками, малюсками. Рыбу жарят, солят, коптят, варят ароматную уху. Но есть рыбаки, которые ловят рыб и отпускают её обратно.
Молодцы ребята! Справились с заданием, на отлично. (Ребёнок нанизывает жемчужину на нить).
Мы собрали жемчужные бусы, пойдём и подарим их Русалочке.
XI. Итог занятия: Игра «Ракушка»: «Передай скорей ракушку быстро, быстро по рукам.
У кого она осталась, тот сейчас ответит нам….
— Где мы с вами сегодня побывали? На дне моря.
звезду, рака, краба и рыб.
— Каких рыб ты запомнил? Рыбы: пила, шар, молот, меч,
морской конёк, игла, удильщик.
— Чем мы сегодня ещё занимались на занятии? Рассматривали рыб, составляли рассказ о рыбах, проигрывали сценку о неудачной рыбалке, собирали разрезные картинки и т. д.
X.Сюрпризный момент:Русалочка улыбаясь говорит:
«Вас, друзья, благодарю. Всем подарки подарю». (Благодарит детей, на
память о встречи дарит медальоны «Гребешки», угощает детей и гостей конфетами «морскими камешками. В подарок всей группе дарится книга о подводном царстве).
Поздняя осень Тема: Поздняя осень (Составление рассказа об осени с опорой на пиктограммы) Цель: Коррекционно – образовательные: Обучение составлению рассказа.