Что поможет ребенку лучше справляться с домашними заданиями
Нужно ли помогать ребенку с домашним заданием?
Содержание
Домашняя работа нужна ученику не только для того, чтобы закрепить знания, но и для тренировки навыков самостоятельности и самоорганизации, которые просто необходимы во взрослой жизни. Поэтому родителям следует стремиться к тому, чтобы ребёнок без помощи и напоминаний занимался сам.
Почему ребёнок не делает уроки сам
Не получается
Может статься и так, что ученик с первого раза не уловил объяснение той или иной формулировки, но побоялся переспросить из-за страха перед учителем. Проблему можно решить, поговорив с преподавателем или объяснив ребёнку непонятные термины самостоятельно.
Нет желания
Если ребёнок не хочет заниматься, то следует делать акцент на любых его достижених в учёбе. Например, вместо того чтобы отругать школьника за плохо выполненную домашнюю работу, можно попробовать найти, за что его можно похвалить: за отдельные решённые задачки, за аккуратность, за несколько правильных ответов на вопросы в конце главы. Похвала — секретный ключик к детской мотивации.
Основные трудности с домашним заданием
Ошибки
Если ученик допускает много ошибок, необходимо научить его проверять свою работу самостоятельно. Следует поощрять его, если задание выполнено на отлично. В качестве поощрения могут быть, например, любимые конфеты: сделал без ошибок — получил 10 конфет, одна ошибка — 5 конфет, 2 ошибки — увы, но сегодня без сладостей.
Прокрастинация
Не каждый ребёнок сможет самостоятельно отложить джойстик или смартфон и сесть за уроки. В этом случае следует приучить школьника планировать выполнение домашней работы, засекая время, а затем поощрять. К примеру, вы можете договориться с ребёнком, предложив посмотреть новый фильм, если он успеет завершить домашнюю работу в установленный срок.
Чрезмерная помощь со стороны
Иногда репетитор или сами родители делают домашнюю работу за ребёнка. Так школьник думает, что ему не обязательно слушать учителя и понимать материал — ведь в итоге всё сделают за него. Если же без сторонней помощи не обойтись, важно знать, как правильно выбрать специалиста, чтобы не только улучшить оценки школьника, но и привить ему навыки самостоятельности.
Как научить ребёнка делать уроки
Тренировать самостоятельность
Сначала можно делать задания вместе с ребёнком, направлять его и отвечать на вопросы, а затем постепенно ослаблять этот контроль. Например, можно вместе разобрать, как делать все задания сразу. Как только ребёнок всё поймёт — пусть попробует сделать задание сам. Важно, чтобы школьник научился собирать вопросы и приносить на проверку задание целиком, а не звал родителей помочь каждую минуту. Постепенно можно расширить границы самостоятельности, полностью передав ребёнку ответственность за домашнюю работу, и проверять только результат.
Улучшать концентрацию внимания и усидчивость
Чтобы понять, насколько школьник может сосредоточиться на работе и выполнить её до конца, следует понаблюдать за тем, как он выполняет домашнюю работу. Если у школьника не получается сконцентрироваться и довести задание до конца, стоит проводить занятия в игровой форме или попробовать добавить специальные упражнения на концентрацию внимания. В любом случае следует всегда делать небольшие перерывы в течение занятия — это позволит ребёнку немного отвлечься и приступить к задаче с новыми силами.
Планировать выполнение домашней работы
Можно взять за правило, что сначала надо делать устные задания — потом письменные, сначала на черновике — потом на чистовике, сначала простые — потом сложные. Перед тем, как приступать к домашней работе, следует проанализировать все упражнения, чтобы ребёнок понял, как их выполнять. Затем выстроить порядок, чётко спланировать время и проконтролировать — уложился ли, например, в час. То, что не получается, можно пропустить и вернуться потом. Задание желательно выполнять в тот же день, в который ученик его получил, пока информация, полученная на уроке, ещё не выветрилась.
Выработать систематичность
Соблюдать регулярность и не нарушать её — важно для закрепления любого навыка. Поэтому существенно, чтобы выполнение домашнего задания вошло в привычку. Например, даже если на дом ничего не задали, всё равно необходимо сделать любое задание из школьной программы (можно взять учебник за тот же класс, но от другого издательства). Таким образом ребёнок не только привыкнет к занятиям в одно и то же время, но и поймёт, что может быть несколько решений на одну и ту же задачку. Этот метод особенно актуален для математики: бывает, сколько учебников, столько и решений одного и того же примера.
Организовать рабочее место
Не секрет, что окружающая обстановка влияет на работоспособность человека. Поэтому в комнате ребёнка должна быть оптимальная температура, хорошее освещение и удобный письменный стол, стул. На рабочем столе должно быть достаточно места для учебников, тетрадей, канцелярских принадлежностей, ноутбука. Следует приучить ребёнка не захламлять стол ненужными вещами, которые могут отвлечь. Важно, чтобы он понимал, что письменный стол — это рабочее место, на котором должен царить порядок.
Как правильно выполнять домашнее задание
Начинать с самого сложного предмета
Выполнять домашнее задание следует с того предмета, который меньше всего нравится ребёнку или даётся ему хуже прочих. Принцип: чем больше сил ученик израсходует на простые задания, тем меньше останется на более сложные. Справившись же с трудным заданием в начале, ребёнок ощутит положительные эмоции и мотивацию продолжать доделывать оставшиеся простые задания.
Важно дать школьнику возможность разобраться с заданием самостоятельно. Только если он совсем не разобрался в вопросе, можно дать подсказку, направив его мысли к правильному ответу.
Разбивать большие задания на несколько маленьких
Научные эксперименты, сочинения или презентации требуют поэтапной и вдумчивой работы. Нередко ребёнок боится объёма работы и не знает, с чего начать. В этом случае следует помочь школьнику разделить большую задачу на несколько блоков и распределить их в плане занятий. Если проект несрочный, можно выделить несколько дней, а если сдавать уже завтра — стоит разбить задачу на несколько часов с перерывами. При таком распределении нагрузки у ребёнка не будет ощущения, что объёмные задания — это всегда сложно, долго и скучно.
Делать короткие перерывы
Это позволит ученику держать продуктивность на высоком уровне. Например, можно установить правило: каждые 30–50 минут устраивать десятиминутные переменки. Важно сразу договориться с ребёнком, что эти перемены будут проходить без гаджетов и Интернета. Следует объяснить школьнику, что навязчивый поток информации из соцсетей не даст мозгу отдохнуть. Лучше предложите ему прогуляться или съесть что-нибудь питательное.
Родителям не стоит упрекать себя, если у них нет времени или желания делать уроки с ребёнком, и ругаться, если школьник не выполняет домашнее задание вовремя и прилежно. Домашнее задание даётся детям, а не родителям — обязанности по его выполнению лежат на учениках. Однако всегда можно всем вместе разобраться в сложном вопросе, помочь ребёнку организовать рабочий процесс, поддержать в случае плохой оценки и похвалить за успехи.
Как помочь ребёнку быстро делать уроки
Поступая в школу, ребёнок впервые сталкивается с новой для себя обязанностью – делать домашнее задание. Собственно, это самая первая обязанность, до этого ребёнок только играл, а если и учился чему-нибудь, то только в удобное для себя время и только тому, что действительно интересно.
К новому распорядку дети привыкают не сразу. В среднем им требуется для адаптации около полугода. Кто-то «въезжает» в новые правила быстрее, кто-то медленнее. Чаще всего школа учитывает эту особенность, и на первых занятиях домашние задания не задаются.
Но часто дети самостоятельно не могут приноровиться и делают уроки дома медленно и с трудом. Бывает, что они плачут, зовут родителей, просят им помочь. Сердобольные мамочки (да и папочки) понимают слово «помоги» как «сделай за меня». Это лишь усугубляет проблему, ведь ребёнок привыкнет надеяться на родителей и перестанет делать уроки сам; к тому же не поняв смысл домашнего задания, юный школьник упустит важное звено в учебном процессе и не сможет в дальнейшем осваивать предмет.
Поэтому родителям следует знать, что «помогать» означает только указывать пути решения проблемы, наводить ребёнка на мысль, но никак не выполнять работу за него. Помогать следует только тогда, когда он сам этого попросит; если он не просит, значит, он хочет справиться сам, и мешать ему в такой ситуации нельзя.
Зачем задаются домашние задания
Немало людей – как школьников, так и их родителей – интересуются этим вопросом. Ведь домашние задания обычно не содержат нового материала, а направлены на закрепление пройденного на уроке. Но в этом и заключается их смысл: тема школьного занятия может быстро «выветриться» из памяти, особенно если она показалась ребёнку нудной и не соответствует его интересам и увлечениям. Дома, в принципиально иной обстановке, ученик должен снова вернуться к пройденной теме, в этом случае закрепляется произвольное запоминание.
Но значение домашних заданий не только в этом. По крайней мере, в начальных классах домашнее задание – это единственный вид работы, который ребёнок обязан делать самостоятельно. За эту работу он несёт ответственность. Поэтому задание уроков на дом – это отличный способ развить данные качества личности – самостоятельность и ответственность. Уроки нужно делать даже в том случае, если школьник хорошо понял тему на занятии в школе. В домашнем задании больший упор делается на практическую часть, поэтому для ребёнка это способ проверить усвоенную тему «в деле».
Когда мы учим маленьких школьников выполнять домашние задания, нужно разъяснить ему необходимость именно самостоятельной работы. Школьные уроки – это своеобразная подготовка к взрослой жизни, и у учёбы с работой есть много общего. Можно привести параллели – у мамы своя работа, у папы своя, и ты тоже делаешь свою работу – ходишь в школу и делаешь домашнюю работу.
Многие родители помнят, как им в детстве говорили: будешь плохо учиться – станешь дворником. Некоторые и сейчас говорят это своим чадам. В этом, в принципе, есть резон. Нужно только объяснить до конца – что люди, которые занимают важные посты, являются начальниками и хорошо зарабатывают, делают очень сложную работу и притом делают её самостоятельно. А тот, кто с детства не любит сложных заданий и боится самостоятельных решений (пусть даже и ошибочных!), во взрослой жизни будет работать только на простых и дешёвых местах – дворником, грузчиком и т. д.
Когда нужно делать домашнее задание
Важно определить, когда ребёнок должен делать уроки. Не следует откладывать их на вечер: ночное время – это период отдыха для организма, особенно для мозга. Оптимальное время занятий для школьника, учащегося в первую смену, — через час или полтора после возвращения из школы. Если он посещает какие-то дополнительные занятия, секции или кружки, то уроки можно сделать и в более позднее время. А в том случае, если ребёнок учится во вторую смену, уроки лучше всего делать утром.
Не нужно отвлекать его посторонними обязанностями, такими как уборка. И ребёнок, и родители должны осознать, что самое главное для него – это учёба. Прибраться можно в любое другое время, мусор никуда не убежит.
Нужно ли ограничивать ребёнка во времени?
Большинство педагогов и психологов уверено, что нельзя, он должен выполнять задание в том темпе, в каком ему удобно. Спешка принесёт только вред: уроки либо будут сделаны не полностью, либо неправильно, либо неаккуратно. Понятие «быстро» для такого возраста – весьма тонкое и растяжимое, по-настоящему быстро ребёнок научится делать уроки только в более старших классах.
Но справедливо и то, что чрезмерно затягивать выполнение уроков не нужно, в этом случае ребёнок устанет и будет только делать вид, что работает над заданием. Ограничение времени должно производиться, так сказать, естественным образом: для первой смены ограничивающий фактор – вечер, когда нужно готовиться ко сну; для второй смены – отправка в школу. Однако ребёнок, если он не устал, и сам стремится поскорее расправиться с уроками, чтобы пойти гулять. Долгожданная свобода и интересные занятия – хороший стимул к быстрой работе.
Выполнение домашнего задания может быть длительным. В этом случае необходимо придерживаться особого режима. Каждые 20 – 30 минут нужно давать ребёнку возможность отдохнуть. Здесь такое же соображение, что и в школе: уроки сменяют друг друга не подряд, между ними есть длинные и короткие перемены.
Работа над уроками дома, с точки зрения ученика, сильно отличается от школьных занятий. Можно не торопиться, подольше отдохнуть, приступить к делу тогда, когда удобно; мама не будет ругать за двойки и ошибки, можно заглядывать в учебник и даже в «решебник» — дома это не возбраняется. С одной стороны, это положительный фактор, но с другой – отрицательный: меньшая строгость по сравнению со школьными занятиями приведёт к снижению ответственности и самоконтроля. Ребёнок начнёт есть за работой, смотреть телевизор, слушать музыку, а всё это будет отвлекать. В результате он засидится за столом и не сможет выполнить другие важные дела, а также отдохнуть. Поэтому домашнюю работу родители должны контролировать.
Можно ли ругать ребёнка за плохие оценки?
Некоторые родители считают, что можно и нужно. Особенно этим увлекаются матери, которые считают, что их ребёнок самый лучший и должен быть во всём безупречен. Отцам такое поведение менее свойственно.
В действительности ругать и наказывать детей за ошибки и плохие оценки – грубейшая ошибка. Во-первых, это понижает их самооценку, и вместо «самого лучшего» ребёнка, уверенного в своих силах, мы получим отчаявшегося и упавшего духом, который считает, что ничего у него никогда не получится. Если у ребёнка что-то не получается, нужно ему помочь, а также убедить его, что ошибки – это нормально и без них понять предмет невозможно.
Вообще ребёнок нуждается во всесторонней поддержке родителей. Оставлять его одного ни в коем случае нельзя. Домашнюю работу родители должны внимательно проверять вместе с ним. За правильно сделанные задания и хорошие оценки его нужно хвалить и одобрять, но и за неудачи не следует ругать. Кстати, он может затягивать выполнение работы именно потому, что хочет попросить о помощи, но стесняется или боится сказать об этом. Необходимо присматривать за ним и наблюдать, не нужно ли ему ваше содействие.
Об отношении к оценкам – отдельное слово. Зацикливаться на них вообще не нужно, иначе ребёнок придёт к мысли, что учиться нужно ради цифр и хороших заметок от учителя. На самом деле учиться нужно только ради знаний. Плохая оценка вовсе не означает, что ребёнок не усвоил тему, что он глупый и неспособный. Снижение оценки может произойти по причинам, не связанным с получением знаний: плохой почерк, помарки, спешка и невнимательность в решении задачи при том, что в целом путь решения найден. Необходимо побеседовать с сыном/дочерью и вместе с ним разобраться, что привело к плохой оценке и как это можно исправить.
Как нужно планировать домашнюю работу
Нужно стремиться к тому, чтобы выполнять домашнее задание ребёнку нравилось. Он не должен воспринимать это как пытку или тяжёлую обязанность: ему нужно понять, что уроки он выполняет только для себя – полученные знания обязательно пригодятся ему в жизни. Не последнюю роль играет самочувствие ученика.
Чтобы выполнение уроков было быстрым и эффективным, необходимо разобраться, что именно задано на дом. Не стоит делать все предметы подряд. Их нужно рассортировать по нескольким разрядам:
Не нужно начинать со сложных и нелюбимых предметов. В первую очередь необходимо заняться самыми любимыми заданиями, к тому же достаточно простыми. В этом случае после первых предметов ребёнок не устанет, а наоборот – приободрится и «войдёт во вкус». Сложность должна нарастать постепенно.
Что касается устных и письменных заданий, то здесь выбор может быть сделан по-разному, в зависимости от предпочтений ученика. Однако некоторые психологи рекомендуют не начинать делать домашние задания с заучивания стихотворений – их лучше перенести в самый конец.
Поначалу такое планирование может занять несколько минут; к тому же не всегда с первого раза ученик может определить, что ему больше нравится, а что меньше. Но впоследствии «сортировка» уроков будет происходить моментально и автоматически.
Трудности при выполнении уроков
Выполняя домашнее задание, ребёнок может столкнуться с определёнными препятствиями, которые затянут время работы. На первых порах преодолевать их они должны вместе с родителями.
Один из типов препятствий – непонятные слова. В первую очередь они встречаются в текстах по русскому языку и литературе, в заданиях по другим предметам тексты более структурированные. Чаще всего непонятные слова (устаревшие, диалектные и др.) объясняются в сносках или в прилагаемом в конце учебника словаре, однако все такие слова зафиксировать невозможно. В этом случае вместе с ребёнком нужно воспользоваться дополнительными словарями и пособиями или объяснить ему значение слова самостоятельно. Бывает, что непонятным для ребёнка может быть слово, которое, по мнению авторов учебника, он должен знать; а дети, принадлежащие к малым народам и другим национальностям, могут не понимать какое-нибудь слово из базовой лексики русского языка.
Ещё один вид препятствий – слишком сложное задание, выполняющееся в несколько действий. Чаще всего это задания по математике. Среди детей встречаются как «метеоры», соображающие моментально, так и неторопливые, которые усваивают пройденную тему с трудом; последним нередко трудно справляться с заданиями, предполагающими несколько этапов, а уж тем более поиск нестандартных решений. На самом деле и «метеоры» (обычно сангвиники и холерики), и неторопливые (как правило, флегматики и меланхолики) – дети абсолютно нормальные в смысле интеллектуального развития, просто их организмы отличаются друг от друга. Если ребёнок соображает не слишком быстро и теряется при виде сложных, многоэтапных заданий, ему необходимо помочь. В дальнейшем даже совершенные флегматики уяснят, что к чему, и смогут выполнять такие задания быстро и без ошибок.
Трудности в выполнении таких заданий могут быть связаны с тем, что ребёнок усваивает тему не поэтапно. В результате невнимательности он упустил какую-нибудь важную мелочь, из-за чего решение задачи не складывается. В этом случае тем более требуется содействие взрослого, который сможет найти загвоздку в рассуждениях учащегося и помочь её исправить.
Как помочь ребенку с домашним заданием? 7 шагов
Лев Левицкий
Домашнее задание — неприятная штука не только для детей, но и для родителей. Задачи, номера, доклад, презентация… а потом сочинение по литературе, которое приходится делать уже не вместе с ребенку, а за него. Помочь ребенку с домашним заданием, чтобы это прошло продуктивно и для вас, и для него — настоящее искусство. К счастью, добиться результата вполне реально, если использовать несколько простых приемов. Они ждут вас в статье!
1. Запомните: домашнее задание дали ребёнку, а не вам
Конечно, если ребенок просит о помощи, не нужно ему отказывать. Но часто родители считают, что помощь — это выполнение домашнего задания вместо ребёнка, а не вместе с ним. Вы не должны делать «домашку» за ребёнка! Домашнее задание показывает школьнику, что у него есть не только права, но и обязанности. Он должен выполнять их, даже если это скучно или неприятно.
Но самое главное – ребёнок так и не поймёт, так и не научится. Если вы сделаете за него задание, возможно, это спасёт его от двойки завтра. Но это непонимание будет накапливаться, как снежный ком, и в итоге может привести к большим трудностям в школе. ЕГЭ все равно придется сдавать самостоятельно.
2. Составьте распорядок дня
Повесьте над столом расписание на неделю. В него нужно включить не только уроки и кружки, но и время на выполнение домашнего задания, на компьютер, и на полноценный отдых вне дивана или кресла. Если ребёнок не успевает закончить домашнее задание до глубокой ночи, посмотрите, в чём проблема. Возможно, он посещает слишком много секций или слишком долго развлекается. Для школьника идеально проводить за компьютером полчаса-час, а отдыхать (проводить время на улице, либо хотя бы не за столом) не меньше двух-трёх часов в день.
Если ребенок «прилипает» к экрану, постарайтесь сделать это время полезным для его образования. Можно предложить ему обучающие приложения, такие, как мобильное приложение MAXIMUM. Дети получают удовольствие не только из-за того, что именно происходит на экране, но и из-за самого по себе использования смартфона. Поэтому удобное приложение с ярким дизайном обязательно порадует ребенка. Особенно с учетом того, что оно делает учебу похожей на игру.
3. Подготовьте место для работы
Рабочий стол должен быть полностью чистым: ничего лишнего, только то, что нужно для уроков. Во время учебы ребёнок не должен отвлекаться на социальные сети или игры. Прямые запреты бессмысленны – скорее всего, они подействуют обратным образом. Лучше просто объясните ребёнку, что, если он одновременно переписывается в соцсетях и решает задачу по математике, он сделает много ошибок. А еще потратит на задачу в несколько раз больше времени, чем при сфокусированной работе.
Как помочь школьнику сосредоточиться? Научите его технике «Помодоро»: 25 минут работы, в которые нельзя отвлекаться, и 5 минут отдыха, в которые можно делать что угодно. Не стоит постоянно находиться рядом с ребенком, когда он делает уроки. Лучше выйдите из комнаты и дайте ему сосредоточиться, подумать самому. Можете договориться, что вы придёте через какое-то время, чтобы помочь.
Если ребёнку трудно сесть и сконцентрироваться на уроках, попробуйте связать начало «домашки» с каким-нибудь ритуалом. Например, можно зажигать ароматическую свечу или наливать чай с лимоном.
4. Научите решать типовые задания
Как помочь ребенку с домашним заданием, если ему тяжело справиться самому? Найдите в интернете видеоразбор похожего задания и посмотрите его вместе. Останавливайтесь на каждом шаге разбора и проверяйте, понял ли его ребенок.
Потом попросите ребёнка составить подобную задачу самостоятельно и объяснить вам, как бы он её решил. Если не получится, пролистайте учебник до той задачи, с которой ребёнок в прошлом справился. Посмотрите, какие темы разделяют эти два задания — и объясните их ещё раз.
Мобильное приложение MAXIMUM. Объясним ребенку непонятную тему
и поможем выполнить ДЗ
5. Помогите с творческими заданиями
А как быть с творческими заданиями, например, с сочинениями? Школьника можно научить справляться с ними самостоятельно, не вмешиваясь напрямую в процесс.
Расскажите ребенку, что сочинение состоит из трех частей: введение, основная часть и вывод. Во введении нужно написать, о чём будет сочинение, поставить к нему вопрос. В основной части – ответить на этот вопрос, используя примеры и аргументы. В выводе – обобщить всё сказанное.
Если ребенку трудно справляться с сочинениями, возможно, проблема в том, что он не очень много читает. На ее решение понадобится некоторое время, но оно того стоит! Главное – подберите те книги, которые ребёнку интересно читать, даже если они вам не очень нравятся. Хороший пример — Гарри Поттер: дети читают эту серию книг с удовольствием, а еще там огромное количество примеров, которые можно использовать даже на итоговом сочинении в 11 классе.
Даже если сочинение нужно написать срочно, не делайте это за ребенка. Пусть он прочтёт несколько похожих сочинений в интернете, выберет понравившиеся мысли и изложит их своими словами, соблюдая структуру сочинения.
6. Не рисуйте за ребенка
Проблема рисунков и аппликаций преследует родителей с того момента, как их ребёнок идёт в первый класс. Но и эти задания первоклассник может выполнить самостоятельно! Их придумывали, чтобы способствовать творческому развитию детей, а не чтобы их мучить. Основная причина проблемы – ребёнок боится, что его поделка будет некрасивой, хуже, чем у других. Важно объяснить, что свои успехи нужно сравнивать не с успехами других, а со своими достижениями из прошлого, чтобы отслеживать свой прогресс. Заведите отдельную папку для аппликаций и рисунков и просматривайте их время от времени. Пусть ребёнок увидит, что каждый год у него получается всё лучше и лучше.
7. Делегируйте
Если вы тратите много времени, делая с ребенком уроки (а иногда и за него), устаете, раздражаетесь, а результата нет, это вполне нормально. Скорее всего, Вы — не профессиональный педагог и не обязаны разбираться во всех школьных предметах. В век технологий есть альтернативы – вы можете нанять ребёнку репетитора или приобрести ему обучающий курс. Но есть и более простой вариант — установить ему на телефон приложение, которое поможет в решении любых заданий.
Такое чудо-приложение называется «MAXIMUM: школа, ОГЭ и ЕГЭ 2021», оно есть для Android и iOS. В нём ребёнок сможет посмотреть видео на непонятную тему и найти теорию для решения заданий. Здесь же есть специальный тренажёр, чтобы закрепить пройденное. Ребёнок сможет отслеживать свой прогресс, а также выявить пробелы, чтобы поработать над ними. Если возникнут трудности с теорией или решением, можно задать вопрос преподавателю в чате – эксперты MAXIMUM помогут с любыми затруднениями.