Что понимает автор под глобальными проблемами человечества
Что понимает автор под глобальными проблемами человечества
Какой прогноз развития человечества в XXI в. даёт автор? С обострением каких глобальных проблем связан этот прогноз? Используя содержание текста, обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите две глобальные проблемы и объясните их связь с прогнозируемыми автором процессами.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Производство знаний — процесс бесконечный. Вряд ли когда-либо наступят времена, когда мы получим ключ ко всем тайнам, разрешение одних загадок будет неизменно ставить перед учёными всё новые и новые. Но существует ли «чистое знание», стоящее вне добра и зла?
Однако новые открытия ставят и новые проблемы, в том числе и морально-этического свойства. На заре атомной физики человеку казалось, что он может выступать в роли наблюдателя, который стоит вне исследуемой им и подвергающейся его воздействию Природы. Вскоре, когда стало ясно, что радиоактивное излучение смертельно опасно, пришло понимание, что человек не может отойти от природы на почтительное расстояние и отстранённо лицезреть происходящее, оставаясь вне зоны досягаемости. Но, осознав в той или иной мере свою неотделимость от природы, он всё же думает, что может защититься от нежелательных последствий своих манипуляций. Однако генная инженерия, например, т. е. прямое и ничем не контролируемое вмешательство в эволюцию живой материи, такой возможности, пусть даже косвенной, человеку не оставляет. Сегодня никто не может даже приблизительно оценить те последствия, которые повлечёт за собой размножение искусственно созданной живой материи. Таким образом, наука приобрела качественно новое, до сих пор неизвестное моральное измерение.
Вмешательство в эволюцию живого — не единственное неизвестное в сложном уравнении будущего цивилизации. Не менее трудно предугадать развитие другого ключевого процесса, связанного с глобализацией и на глазах меняющего картину мира, — речь идёт об информатизации
Изобретение и внедрение компьютерных технологий, несомненно, отразилось на жизни общества, однако не следует думать, что информационная революция приведёт к скорой смене цивилизационного развития. Дело в том, что в ближайшие 50—70 лет основным источником получения необходимой энергии по-прежнему будут невозобновляемые естественные ресурсы — нефть, газ и уголь Так что развитие человечества в XXI в., скорее всего, окажется неотделимым от борьбы за сырьё и ресурсы, которая будет вестись посредством информационных технологий. Для осуществления же цивилизационного скачка необходим переход на принципиально новый источник энергии, топливо будущего.
Что понимает автор под глобальными проблемами человечества
Выберите верные суждения о политическом участии и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Активное политическое участие граждан является условием развития гражданского общества и правового государства.
2) Одной из форм политического участия являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления.
3) Активное включение граждан в политический процесс требует определённой активности государства, политических партий, общественно-политических движений.
4) Референдум, в отличие от выборов, предполагает процедуру тайного голосования.
5) Одной из форм политического участия граждан является получение юридического образования.
Политическое участие представляет собой разновидность политической деятельности. Политическое участие — это деятельность граждан с целью влияния на принятие политических решений и их осуществление.
Данное определение требует некоторых уточнений. Во-первых, говоря о политическом участии, мы имеем в виду политическую деятельность обычных (рядовых) граждан, а не лиц, обладающих государственной властью и (или) занятых выполнением своих должностных управленческих функций. К политическому участию не относится профессиональная деятельность людей, входящих в состав представительных, исполнительных, судебных, силовых структур власти; политическое участие профессиональных политиков и чиновников имеет место только в тех случаях, когда они действуют как рядовые граждане, например участвуют в процедуре голосования. Во-вторых, политическое участие — это добровольная деятельность граждан, она не является для них обязательной и тем более принудительной. По этой причине многие формы активности в советском обществе не считались западными советологами (специалистами по СССР и другим социалистическим странам) политическим участием. В-третьих, политическое участие граждан не есть «участие за деньги»: если человек агитирует за партию или участвует в проводимых ею мероприятиях только потому, что за это платят, то данная деятельность не является политическим участием. Альтернативой политическому участию выступает абсентеизм — уклонение от участия в политической жизни в силу отсутствия интереса к политике.
Формы политического участия многообразны. Наиболее популярными являются: массовые манифестации (митинги, демонстрации, забастовки, пикетирования), голосование на выборах и референдумах, участие в деятельности политических партий и групп давления, выражение своего мнения о тех или иных политических событиях или решениях через СМИ, письма и обращения в органы государственной власти, наказы депутатам, контакты с государственными служащими, контроль за деятельностью государственных и муниципальных органов власти и т. д. Самой распространенной формой политического участия является участие в выборах. В некоторых странах доля участвующих в национальных выборах доходит до 90% (Австралия), в большинстве стран развитой демократии она обычно колеблется от 50 до 80%. Остальные виды участия лишь в очень немногих случаях охватывают более 25% граждан.
1) Активное политическое участие граждан является условием развития гражданского общества и правового государства — да, верно.
2) Одной из форм политического участия являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления — да, верно.
3) Активное включение граждан в политический процесс требует определённой активности государства, политических партий, общественно-политических движений — да, верно.
4) Референдум, в отличие от выборов, предполагает процедуру тайного голосования — нет, неверно.
5) Одной из форм политического участия граждан является получение юридического образования — нет, неверно.
Что понимает автор под глобальными проблемами человечества
Совокупность следующих черт: язык, общая историческая память, обычаи, традиции, нормы поведения — характерна для общности
Выделяются следующие социальные общности:
Этнические (в зависимости от национальности, признаками которой является общность языка, территории, обычаев, культуры);
Территориальные (в зависимости от территории проживания, например горожане, сельские жители)
Демографические ( в зависимости от половозрастного состава, мужчины, женщины)
Религиозная, конфессиональная (в зависимости от вероисповедания.)
Правильный ответ указан под номером: 3.
Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современного общества?
А. Глобальные проблемы могут быть самостоятельно решены отдельными странами мира.
Б. Все глобальные проблемы являются следствием экономической глобализации.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Суждение А неверно. Глобальные проблемы могут решаться только совместными усилиями человечества.
Суждение Б неверно. Не все глобальные проблемы являются следствием экономической глобализации, например демографическая. Глобальные проблемы проявляются во всех сферах общества.
Правильный ответ указан под номером: 4
По какому критерию выделена такая социальная общность, как сельчане?
Выделяются следующие социальные общности:
Этносоциальные (в зависимости от национальности, признаками которой является общность языка, территории, обычаев, культуры);
Территориальные (в зависимости от территории проживания, например горожане, сельские жители).
Демографические ( в зависимости от половозрастного состава, мужчины, женщины).
Религиозная, конфессиональная (в зависимости от вероисповедания).
Политические (в зависимости от политических предпочтений).
Правильный ответ указан под номером: 2.
В стране Z прошла международная конференция, на которой, среди прочих вопросов, обсуждалось ограничение выброса вредных веществ в атмосферу. Какая дополнительная информация позволит вам установить, что конференция была посвящена глобальным проблемам человечества. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В конференции приняли участие представители более ста различных стран.
2) На конференции были предложены способы оказания экономической помощи слаборазвитым странам.
3) Участниками конференции обсуждалось снижение рождаемости в группе индустриально развитых стран.
4) На конференции решался вопрос о введении единых принципов взимания таможенных пошлин.
5) Участники конференции обсудили вопрос развития международного сотрудничества в области освоения космического пространства.
6) На конференции были приняты требования безопасности в сфере атомной энергетики.
Глобальные проблемы (произошло от лат. globusterrae – земной шар) – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX в. и от решения которых зависит существование цивилизации. Они бывают:
1) интерсоциальные проблемы: предотвращение мировой ядерной катастрофы и создание оптимальных условий для социального прогресса всех народов, предотвращение отсталости развивающихся стран;
2) проблемы, возникающие в результате взаимоотношения общества и природы: обеспечение человечества необходимыми ресурсами (сырьём, продовольствием, энергией), предотвращение загрязнения окружающей среды и др.);
3) проблемы, возникающие в системе отношения человека и общества: преодоление отрицательных воздействий НТР, демографическая проблема, проблема здоровья человека и др.
У них у всех есть общие черты:
− затрагивают жизнедеятельность всего человечества;
− проявляются как объективный фактор развития общества;
− настоятельно требуют решения;
− предполагают международное сотрудничество различных стран;
− от их решения зависит дальнейшая судьба человеческой цивилизации.
То что стран было много. это еще не значит. что обсуждали глобальные проблемы.
Это одна из глобальных проблем, при неправильном решении угрожает будущему человечества
В стране Z создан Центр изучения глобальных экологических проблем. Какие проблемы могут стать объектом изучения в данном центре? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) проблема «Север—Юг»
2) потепление климата
3) повышение уровня Мирового океана
4) распространение вируса СПИДа
6) глобальное перенаселение
1) проблема «Север—Юг» — нет, неверно.
2) потепление климата — да, верно.
3) повышение уровня Мирового океана — да, верно.
4) распространение вируса СПИДа — нет, неверно.
5) озоновые дыры — да, верно.
6) глобальное перенаселение — нет, неверно.
В пояснении вы пишете, что проблема Север-Юг глобальная, но в ответ вы ее не заносите.
Она не экологическая
Какие три категории глобальных проблем человечества названы в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, назовите ещё одну категорию глобальных проблем человечества, не указанную в тексте.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Сейчас население на земном шаре определяется в 3,7 миллиарда человек. Если оно будет продолжать возрастать теми же темпами (в среднем на 2% в год), как в этом столетии, то через 700 лет наша планета будет населена столь плотно, что на каждый квадратный метр всей поверхности земного шара будет приходиться по одному человеку. Конечно, это невозможно, и процесс возрастания размножения людей должен ещё задолго до этого оборваться. Когда и при каких факторах это произойдёт и во что при этом превратится цивилизация, является важнейшей глобальной проблемой ближайшего будущего.
Одна из самых главных глобальных проблем связана с энергетикой, поскольку использование людьми природных энергетических ресурсов является главным фактором, определяющим уровень современной цивилизации и благосостояния человечества. Сейчас наиболее крупным источником сырья в энергетике является уголь, и если его потребление остановится на нынешнем уровне, то запасов угля будет достаточно примерно на тысячу лет. Если даже человечество не будет расти, но потребление энергии на душу населения будет расти теми же темпами, как за последние 100 лет, то запасов угля хватит только на 100—150 лет. Ещё более близкий кризис можно предвидеть по другим видам сырья. Например, серебра хватит в пределах 13—40 лет, свинца — 20—60 лет и т. д. (с учётом использования в пятикратном масштабе новых, пока ещё не найденных природных запасов).
Истощение сырьевых ресурсов части важных веществ грозит уже нашему поколению. И поэтому решение вопросов, связанных с технико-экономическим аспектом проблемы «человек и природа», нужно считать срочным. Но здесь сразу встаёт и социально политический аспект: в силу глобального характера решение этих вопросов невозможно в национальном масштабе, оно реально лишь при широком международном сотрудничестве на основе принципов мирного сосуществования государств с различным общественным строем.
Следующая проблема — экологическая — возникает в результате нарушения в природе равновесия вследствие загрязнения окружающей среды в том же глобальном масштабе. Трудность при решении этой проблемы заключается в том, что глобальные масштабы технических процессов при современном уровне цивилизации стали так изменять окружающую нас среду — загрязнять воздух, воду и почву, уничтожать леса, изменять естественные природные ландшафты, — что существовавшее до сих пор в природе биологическое равновесие уже не может сохраняться, и это начинает вести к гибели фауны и флоры, которые необходимы для существования людей.
Когда в глобальном масштабе начнёт возникать недостаток в материалах и в энергетических ресурсах и это начнёт катастрофически влиять на уровень благосостояния людей, то перед человечеством не останется другого выбора, как начать сокращать вооружение, поскольку риск гибели от агрессии будет менее реален, чем опасность гибели от недостатка материальных ресурсов. К тому же, поскольку решение глобальных проблем должно происходить при тесном международном сотрудничестве, люди начнут чувствовать, что они живут в общей квартире и что у всего человечества есть только один общий враг: это наступающий глобальный кризис, с которым, позабыв все распри, надо начинать дружно бороться.
Что понимает автор под «глобальными проблемами человечества»? С чем автор связывает осознание глобального масштаба проблемы воздействия человека на природу?
В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос:
— под глобальными проблемами человечества автор понимает проблемы, которые не могут быть решены усилиями одной страны, и решение которых возможно лишь в масштабе всей планеты;
2) ответ на второй вопрос:
Какие три формы негативного воздействия человека на окружающую среду названы в тексте? Приведите примеры каждой из указанных в тексте форм негативного экологического воздействия.
В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:
Три формы негативного воздействия человека на окружающую среду по тексту с примерами;
1) загрязнение воздуха, воды и почвы (например, загрязнение воздуха, воды и почвы в результате аварии на Чернобыльской АЭС);
2) уничтожение лесов (например, вырубка лесов Амазонии);
3) изменение природных ландшафтов (например, сокращение площади Аральского моря; эрозия почв в результате неправильного хозяйствования в ходе освоения целины в СССР).
Используя обществоведческие знания, назовите три положительных последствия появления глобальных проблем современности.
Могут быть приведены следующие последствия:
1) недостаток ресурсов приведёт к сокращению вооружений у стран;
2) необходимость решения глобальных проблем современности способствует развитию международного сотрудничества;
3) необходимость поиска путей решения глобальных проблем современности способствует развитию науки и техники.
Могут быть названы другие положительные последствия.
Какие три категории глобальных проблем человечества названы в тексте? Используя обществоведческие знания, назовите ещё одну категорию глобальных проблем человечества, не указанную в тексте.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:
1) названные автором категории глобальных проблем человечества:
— энергетические (проблема истощения сырьевых ресурсов);
2) в числе не названных в тексте могут быть приведены также следующие категории глобальных проблем:
— социально-экономические (проблема неравномерности экономического развития разных регионов, проблема бедности, неконтролируемая миграция);
— политические (угроза мирового терроризма, угроза атомной войны);
Могут быть названы другие категории не указанных в тексте глобальных проблем современности
В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:
1) названные автором категории глобальных проблем человечества:
— энергетические (проблема истощения сырьевых ресурсов);
2) в числе не названных в тексте могут быть приведены также следующие категории глобальных проблем:
— социально-экономические (проблема неравномерности экономического развития разных регионов, проблема бедности, неконтролируемая миграция);
— политические (угроза мирового терроризма, угроза атомной войны);
Могут быть названы другие категории не указанных в тексте глобальных проблем современности
В обществе существует мнение, что формирование в России «зелёной» экономики может повлиять на решение глобальных проблем современного общества в целом. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три объяснения, подтверждающие это мнение.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
В условиях затянувшегося выхода из финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. и постепенного восстановления деловой активности. активизировались усилия по поиску новой модели экономического развития. В процессе этих поисков значительное внимание, особенно со стороны зарубежных специалистов, уделяется разработке обновлённой концепции экологически безопасного и социально справедливого экономического роста посредством поэтапного формирования на базе структурных реформ нового типа экономики, называемой специалистами «зелёной».
«Зелёный» рост и обновлённый вариант устойчивого развития трактуются международными экспертами в качестве нового двигателя экономики, способного решить ряд острых проблем современного социально-экономического развития. В их числе сохраняющаяся угроза деградации окружающей среды и истощения запасов основных природных ресурсов, увеличение частоты погодных аномалий и драматические климатические изменения.
В качестве отличающейся эмоциональностью причины обратим в связи с этим внимание на недопустимо низкие позиции страны в международных экологических рейтингах. Вслед за рейтингом Всемирного фонда дикой природы (WWF), оценивающего активность предприятий в области «зелёных» инноваций, согласно которому Россия замкнула список стран, в которых созданы наиболее комфортные условия для развития бизнеса с применением экологически чистых технологий, достоянием общественности стал ещё один рейтинг. Речь идёт об обновлённом рейтинге самых экологически чистых экономик мира (Environmental Performance Index), в котором Россия заняла 106-е место (из перечня в 132 стран).
Задача перехода к конкретным шагам формирования «зелёной» экономики, включая необходимые для этого структурные реформы и стимулирующие их инструменты, характеризуется для России особой остротой в условиях ухудшения мировой экономической конъюнктуры и угрозы развёртывания новой волны финансово-экономического кризиса.
Какие острые проблемы социально-экономического развития современного общества способна решить «зелёная» экономика? Какую эмоциональную причину, объясняющую необходимость формирования «зелёной» экономики в России, привели авторы?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос:
— сохраняющаяся угроза деградации окружающей среды и истощения запасов основных природных ресурсов, увеличение частоты погодных аномалий и драматические климатические изменения;
2) ответ на второй вопрос:
— недопустимо низкие позиции страны в международных экологических рейтингах.
Ответы на вопросы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.
Используя обществоведческие знания, объясните приведённые авторами характеристики экономического роста: «экологически безопасный» и «социально справедливый». Посредством чего, по мнению автора, будет реализован экологически безопасный и социально справедливый экономический рост?
В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:
1) Ответ должен содержать объяснения по каждой характеристике:
— экологически безопасный — экономический рост, не связанный с дальнейшим загрязнением окружающей среды и исчерпанием ресурсов;
— социально справедливый — экономический рост, следствием которого является повышение уровня и качества жизни всех слоев населения, а не только высшего класса.
Могут быть даны другие объяснения по каждой характеристике.
2) Дан ответ на второй вопрос:
— посредством поэтапного формирования на базе структурных реформ нового типа экономики, называемой специалистами «зелёной».
Используя факты общественной жизни и обществоведческие знания, укажите любые три меры, которые могут способствовать переходу к «зелёной» экономике.
Могут быть указаны такие меры:
1) ужесточение природоохранных требований к деятельности предприятий, к стандартам автомобилей и топлива;
2) повышение ответственности за экологические правонарушения;
3) внедрение раздельного сбора и раздельной переработки мусора, использование экологически безопасной тары и упаковки.
Могут быть указаны другие меры.
Используя обществоведческие знания, объясните приведённые авторами характеристики экономического роста: «экологически безопасный» и «социально справедливый». Посредством чего, по мнению автора, будет реализован экологически безопасный и социально справедливый экономический рост?
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:
1) Ответ должен содержать объяснения по каждой характеристике:
— экологически безопасный — экономический рост, не связанный с дальнейшим загрязнением окружающей среды и исчерпанием ресурсов;
— социально справедливый — экономический рост, следствием которого является повышение уровня и качества жизни всех слоев населения, а не только высшего класса.
Могут быть даны другие объяснения по каждой характеристике.
2) Дан ответ на второй вопрос:
— посредством поэтапного формирования на базе структурных реформ нового типа экономики, называемой специалистами «зелёной».
В правильном ответе могут быть приведены следующие объяснения:
1) сократится общая нагрузка на атмосферу, почвенные и минеральные ресурсы;
2) улучшится демографическая ситуация;
3) Россия сможет активнее участвовать в решении проблемы голода и обеспеченности пресной водой в беднейших странах мира.
Могут быть даны другие объяснения.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «глобальные проблемы»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о видах глобальных проблем;
− одно предложение, раскрывающее сущность одной из глобальных проблем современности.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
1) Глобальные проблемы — совокупность вызовов и угроз вставших перед человеческим обществом преимущественно во второй половине XX века, от решения которых зависит дальнейшая судьба человечества.
2) Выделяют такие виды глобальных проблем как экологическая, угроза международного терроризма, проблема войны и мира, проблема «Север — Юг», демографическая проблема и т.д.
3) Экологическая глобальная проблема проявляется в глобальном потеплении, в загрязнении атмосферы и мирового океана, в исчезновении биологических видов и т.д.
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «молодёжь». В каком направлении, с точки зрения автора, изменились представления о воспитательных воздействиях в образовательном процессе? Какие два новых понятия, возникшие под влиянием нового подхода к воспитанию, называет автор?
Прочитайте текст и выполните задания 21−24.
Факторы и компоненты процесса социализации невозможно считать в принципе завершёнными и потому, что в каждой новой фазе жизни субъекту социализации необходимо изменение установок и усвоение новых способностей для действия, и потому, что само общество может резко менять социально принимаемые и одобряемые формы деятельности молодёжи. В современных индустриально развитых обществах, где экономические, политические и другие элементы культуры подвержены быстрым изменениям, основным фактором социализации является образование.
Динамично выстраиваемое образование становится важнейшим фактором, обеспечивающим успешную социализацию, понимаемую как процесс становления социальной сущности человека, включения его в систему общественных отношений, формирование его в качестве субъекта общественной жизни. Действительное же усвоение индивидом социального опыта включает в свою структуру момент активного приспособления к окружающему миру не только в стенах школы, но в первую очередь за её стенами, адаптацию как «автоматическое» воспитание определённых социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в определённой социальной среде со своими ценностями, нормами и образцами.
Под влиянием последних исследований процесса социализации в значительной мере изменились представления о воспитательных воздействиях в образовательном процессе. Они уже не рассматриваются как автономные и изолированные социальные действия, а как специфическая, но интегральная часть всей совокупности общественных влияний на развитие молодёжи. Появляются новые понятия: «ненаправленное» воспитание, «функциональное» воспитание, которые отражают тот факт, что в любом воспитательном действии сознательные и целенаправленные компоненты всё-таки сочетаются с непреднамеренными и несознательными импульсами.
Социализация проявляется сначала в стихийной и институционально не оформленной деятельности по подготовке подрастающего поколения к жизни в данном сообществе путём передачи моделей действий и деятельности в непосредственном труде и совместном коллективном проживании как способе совместной коммуникации представителей разных поколений, действии на общий результат. В непосредственном акте взаимодействия дети осваиваютне только трудовые и коммуникационные навыки, но и статусно-ролевые позиции, зависящие от поло-возрастных, социально-ролевых возможностей, постепенно замещая взрослых в том или ином фрагменте жизни, по мере дотягивания своих физических, умственных, организационных способностей до освоения и полного заполнения этого фрагмента, с возможностью отключения взрослых от контроля и ведущего участия в нём.
Завершается этот локальный процесс полным освоением данного рода деятельности, выработкой навыка самостоятельного его осуществления, приобретением полноты субъектной позиции и ответственности за этот фрагмент коллективной деятельности.
Общая теория социализации, которая существует на данный момент и продолжает развиваться, нуждается в обогащении в двух существенных направлениях: во-первых, в направлении учёта действия разнородных общественных сил и процессов, которые пытаются проектировать и создавать, гарантировать или изменять формы социализации, и, во-вторых, в направлении учёта обратных взаимодействий объекта социализации, который, как выяснилось, может являться всё-таки и субъектом, на общество — традиционно рассматриваемого в качестве субъекта, воздействующего на процесс социализации молодёжи.
Какое определение даёт автор понятию «социализация»? В каких направлениях, с его точки зрения, должна развиваться теория социализации? Какой основной фактор социализации в современных обществах называет автор?
1. Процесс становления социальной сущности человека, включения его в систему общественных отношений, формирование его в качестве субъекта общественной жизни.
2. Во-первых, в направлении учёта действия разнородных общественных сил и процессов, которые пытаются проектировать и создавать, гарантировать или изменять формы социализации, и, во-вторых, в направлении учёта обратных взаимодействий объекта социализации.
Автор пишет, что «социализация проявляется сначала в стихийной и институционально не оформленной деятельности по подготовке подрастающего поколения к жизни в данном сообществе путём передачи моделей действий и деятельности». Назовите два навыка, которые, с точки зрения автора, дети усваивают в ходе этого процесса. Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из них. (Сначала указывайте навык, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.) Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.
Два навыка и примеры, иллюстрирующие каждый из них:
— в семье Р. мама вместе с сыном по субботам регулярно наводила порядок и убиралась в его комнате, с возраста 10 лет он стал делать это самостоятельно, так как такое распределение домашних обязанностей вошло у него в привычку;
— во время летнего отдыха на даче бабушка просила Таню помочь ей ухаживать за садом, через год Таня сама посадила цветы в своём уголке сада и стала ухаживать за ними;
2) коммуникационные навыки:
— в ходе подготовки учебного группового проекта под руководством учителя ученики выработали навыки коллективной работы, распределяя обязанности между членами рабочей группы;
— в ходе спора с родителями по вопросу места проведения зимних каникул Петя научился логически выстраивать доводы, и родители приняли его позицию.
Автор пишет, что «факторы и компоненты процесса социализации невозможно считать в принципе завершёнными, потому что в каждой новой фазе жизни субъекту социализации необходимо изменение установок и усвоение новых способностей для действия». Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите три любых института социализации и поясните их влияние на процесс изменения установок и усвоение новых навыков на разных стадиях социализации.
Институты и их влияние на разных стадиях социализации:
1) семья (например, под влиянием воспитания в семье ребёнок на ранней стадии социализации получает первые представления о необходимости соблюдения режима дня);
2) школа (например, в ходе обучения в школе ребёнок учится выстраивать своё расписание, планировать свободное и рабочее время);
3) профессиональная деятельность (например, молодой человек, начиная профессиональную деятельность, получает и развивает навыки совместной с коллегами деятельности, совместного планирования и достижения поставленных задач в командной деятельности).
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «молодёжь».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Молодёжь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, обусловленных социально-психологическими свойствами.
1. Молодёжь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, обусловленных социально-психологическими свойствами.
2. Воспитательные воздействия не рассматриваются как автономные и изолированные социальные действия, а как специфическая, но интегральная часть всей совокупности общественных влияний на развитие молодёжи;
3. «Ненаправленное» воспитание, «функциональное» воспитание.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Экологические проблемы современности». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
— количество подпунктов каждого пункта;
— корректность формулировок пунктов плана
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1) Понятие «глобальные проблемы современности».
2) Виды глобальных проблем:
3) Возможные причины экологических проблем:
а) быстрый рост населения Земли;
б) пренебрежение законами развития биосферы;
в) легкомысленное отношение к природе и др.
4) Основные экологические проблемы:
а) глобальное потепление;
б) глобальное загрязнение окружающей среды;
в) сокращение биологического разнообразия на Земле и др.
5) Пути преодоления экологических проблем:
а) использование достижений науки (ресурсосберегающие технологии и др.);
б) развитие экологического сознания;
в) восстановление природного разнообразия и богатства и др.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Наличие любых двух из 3, 4 и 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «молодёжь».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Прочитайте текст и выполните задания 21−24.
Факторы и компоненты процесса социализации невозможно считать в принципе завершёнными и потому, что в каждой новой фазе жизни субъекту социализации необходимо изменение установок и усвоение новых способностей для действия, и потому, что само общество может резко менять социально принимаемые и одобряемые формы деятельности молодёжи. В современных индустриально развитых обществах, где экономические, политические и другие элементы культуры подвержены быстрым изменениям, основным фактором социализации является образование.
Динамично выстраиваемое образование становится важнейшим фактором, обеспечивающим успешную социализацию, понимаемую как процесс становления социальной сущности человека, включения его в систему общественных отношений, формирование его в качестве субъекта общественной жизни. Действительное же усвоение индивидом социального опыта включает в свою структуру момент активного приспособления к окружающему миру не только в стенах школы, но в первую очередь за её стенами, адаптацию как «автоматическое» воспитание определённых социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в определённой социальной среде со своими ценностями, нормами и образцами.
Под влиянием последних исследований процесса социализации в значительной мере изменились представления о воспитательных воздействиях в образовательном процессе. Они уже не рассматриваются как автономные и изолированные социальные действия, а как специфическая, но интегральная часть всей совокупности общественных влияний на развитие молодёжи. Появляются новые понятия: «ненаправленное» воспитание, «функциональное» воспитание, которые отражают тот факт, что в любом воспитательном действии сознательные и целенаправленные компоненты всё-таки сочетаются с непреднамеренными и несознательными импульсами.
Социализация проявляется сначала в стихийной и институционально не оформленной деятельности по подготовке подрастающего поколения к жизни в данном сообществе путём передачи моделей действий и деятельности в непосредственном труде и совместном коллективном проживании как способе совместной коммуникации представителей разных поколений, действии на общий результат. В непосредственном акте взаимодействия дети осваиваютне только трудовые и коммуникационные навыки, но и статусно-ролевые позиции, зависящие от поло-возрастных, социально-ролевых возможностей, постепенно замещая взрослых в том или ином фрагменте жизни, по мере дотягивания своих физических, умственных, организационных способностей до освоения и полного заполнения этого фрагмента, с возможностью отключения взрослых от контроля и ведущего участия в нём.
Завершается этот локальный процесс полным освоением данного рода деятельности, выработкой навыка самостоятельного его осуществления, приобретением полноты субъектной позиции и ответственности за этот фрагмент коллективной деятельности.
Общая теория социализации, которая существует на данный момент и продолжает развиваться, нуждается в обогащении в двух существенных направлениях: во-первых, в направлении учёта действия разнородных общественных сил и процессов, которые пытаются проектировать и создавать, гарантировать или изменять формы социализации, и, во-вторых, в направлении учёта обратных взаимодействий объекта социализации, который, как выяснилось, может являться всё-таки и субъектом, на общество — традиционно рассматриваемого в качестве субъекта, воздействующего на процесс социализации молодёжи.
Какое определение даёт автор понятию «социализация»? В каких направлениях, с его точки зрения, должна развиваться теория социализации? Какой основной фактор социализации в современных обществах называет автор?
1. Процесс становления социальной сущности человека, включения его в систему общественных отношений, формирование его в качестве субъекта общественной жизни.
2. Во-первых, в направлении учёта действия разнородных общественных сил и процессов, которые пытаются проектировать и создавать, гарантировать или изменять формы социализации, и, во-вторых, в направлении учёта обратных взаимодействий объекта социализации.
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «молодёжь». В каком направлении, с точки зрения автора, изменились представления о воспитательных воздействиях в образовательном процессе? Какие два новых понятия, возникшие под влиянием нового подхода к воспитанию, называет автор?
1. Молодёжь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, обусловленных социально-психологическими свойствами.
2. Воспитательные воздействия не рассматриваются как автономные и изолированные социальные действия, а как специфическая, но интегральная часть всей совокупности общественных влияний на развитие молодёжи;
3. «Ненаправленное» воспитание, «функциональное» воспитание.
Автор пишет, что «социализация проявляется сначала в стихийной и институционально не оформленной деятельности по подготовке подрастающего поколения к жизни в данном сообществе путём передачи моделей действий и деятельности». Назовите два навыка, которые, с точки зрения автора, дети усваивают в ходе этого процесса. Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из них. (Сначала указывайте навык, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.) Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.
Два навыка и примеры, иллюстрирующие каждый из них:
— в семье Р. мама вместе с сыном по субботам регулярно наводила порядок и убиралась в его комнате, с возраста 10 лет он стал делать это самостоятельно, так как такое распределение домашних обязанностей вошло у него в привычку;
— во время летнего отдыха на даче бабушка просила Таню помочь ей ухаживать за садом, через год Таня сама посадила цветы в своём уголке сада и стала ухаживать за ними;
2) коммуникационные навыки:
— в ходе подготовки учебного группового проекта под руководством учителя ученики выработали навыки коллективной работы, распределяя обязанности между членами рабочей группы;
— в ходе спора с родителями по вопросу места проведения зимних каникул Петя научился логически выстраивать доводы, и родители приняли его позицию.
Автор пишет, что «факторы и компоненты процесса социализации невозможно считать в принципе завершёнными, потому что в каждой новой фазе жизни субъекту социализации необходимо изменение установок и усвоение новых способностей для действия». Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите три любых института социализации и поясните их влияние на процесс изменения установок и усвоение новых навыков на разных стадиях социализации.
Институты и их влияние на разных стадиях социализации:
1) семья (например, под влиянием воспитания в семье ребёнок на ранней стадии социализации получает первые представления о необходимости соблюдения режима дня);
2) школа (например, в ходе обучения в школе ребёнок учится выстраивать своё расписание, планировать свободное и рабочее время);
3) профессиональная деятельность (например, молодой человек, начиная профессиональную деятельность, получает и развивает навыки совместной с коллегами деятельности, совместного планирования и достижения поставленных задач в командной деятельности).
Молодёжь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, обусловленных социально-психологическими свойствами.
Какие три категории глобальных проблем человечества названы в тексте? Используя обществоведческие знания, назовите ещё одну категорию глобальных проблем человечества, не указанную в тексте.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Сейчас население на земном шаре определяется в 3,7 миллиарда человек. Если оно будет продолжать возрастать теми же темпами (в среднем на 2% в год), как в этом столетии, то через 700 лет наша планета будет населена столь плотно, что на каждый квадратный метр всей поверхности земного шара будет приходиться по одному человеку. Конечно, это невозможно, и процесс возрастания размножения людей должен ещё задолго до этого оборваться. Когда и при каких факторах это произойдёт и во что при этом превратится цивилизация, является важнейшей глобальной проблемой ближайшего будущего.
Одна из самых главных глобальных проблем связана с энергетикой, поскольку использование людьми природных энергетических ресурсов является главным фактором, определяющим уровень современной цивилизации и благосостояния человечества. Сейчас наиболее крупным источником сырья в энергетике является уголь, и если его потребление остановится на нынешнем уровне, то запасов угля будет достаточно примерно на тысячу лет. Если даже человечество не будет расти, но потребление энергии на душу населения будет расти теми же темпами, как за последние 100 лет, то запасов угля хватит только на 100—150 лет. Ещё более близкий кризис можно предвидеть по другим видам сырья. Например, серебра хватит в пределах 13—40 лет, свинца — 20—60 лет и т. д. (с учётом использования в пятикратном масштабе новых, пока ещё не найденных природных запасов).
Истощение сырьевых ресурсов части важных веществ грозит уже нашему поколению. И поэтому решение вопросов, связанных с технико-экономическим аспектом проблемы «человек и природа», нужно считать срочным. Но здесь сразу встаёт и социально политический аспект: в силу глобального характера решение этих вопросов невозможно в национальном масштабе, оно реально лишь при широком международном сотрудничестве на основе принципов мирного сосуществования государств с различным общественным строем.
Следующая проблема — экологическая — возникает в результате нарушения в природе равновесия вследствие загрязнения окружающей среды в том же глобальном масштабе. Трудность при решении этой проблемы заключается в том, что глобальные масштабы технических процессов при современном уровне цивилизации стали так изменять окружающую нас среду — загрязнять воздух, воду и почву, уничтожать леса, изменять естественные природные ландшафты, — что существовавшее до сих пор в природе биологическое равновесие уже не может сохраняться, и это начинает вести к гибели фауны и флоры, которые необходимы для существования людей.
Когда в глобальном масштабе начнёт возникать недостаток в материалах и в энергетических ресурсах и это начнёт катастрофически влиять на уровень благосостояния людей, то перед человечеством не останется другого выбора, как начать сокращать вооружение, поскольку риск гибели от агрессии будет менее реален, чем опасность гибели от недостатка материальных ресурсов. К тому же, поскольку решение глобальных проблем должно происходить при тесном международном сотрудничестве, люди начнут чувствовать, что они живут в общей квартире и что у всего человечества есть только один общий враг: это наступающий глобальный кризис, с которым, позабыв все распри, надо начинать дружно бороться.