Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские

Конспект-практикум для подготовки к ЕГЭ по обществознанию «Общественное сознание»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им собственного бытия.

это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку.

оба этих вида сознания неразрывно связаны, но остаются обособленными явлениями бытия, взаимно влияющими друг на друга.

общественное сознание есть всегда продукт индивидуального сознания

индивидуальное сознание есть всегда во многом продукт общественного сознания

Общественная психология – совокупность мыслей, представлений, социальных чувств, нравов, привычек, иллюзий, возникающих у людей стихийно под непосредственным влиянием их повседневной жизни

Общественная идеология – система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы определенной социальной группы

система знаний и оценок, посредством которых общество осознает сферу политики.

Это система знаний и оценок, посредством которых обществом осознается сфера права.

Это исторически складывающиеся принципы морали в отношениях между людьми, между людьми и обществом, между людьми и законом

формируются идеалы, вкусы и потребности общества, связанные с явлениями творчества и искусства

внутренний опыт человека, связанный с ощущением им своей связи с чем-то высшим себе и данному миру.

отрицают существование любой реальности, кроме материальной

система экспериментально подтвержденных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке

форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания и социально-экономические потребности общества.

система сведений о взаимоотношениях человека и природы в процессе его общественной деятельности.

Обыденное , или эмпирическое сознание

проистекает из непосредственного опыта повседневной жизни, и является:

с одной стороны, непрерывной социализацией человека (приспособлением к общественному бытию)

с другой стороны, осмыслением общественного бытия и попытками его оптимизации на повседневном уровне.

Возникая на основе обыденного сознания, научно-теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной и способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает сущность и закономерности материальных и духовных процессов.

низший уровень общественного сознания, позволяет:

устанавливать отдельные причинно-следственные связи между явлениями,

строить простые умозаключения,

открывать простые истины

глубоко проникать в сущность вещей и явлений

подниматься до глубоких теоретических обобщений.

сложная форма общественного сознания, не подчиненная повседневным задачам и стоящая выше их.

Включает в себя результаты интеллектуального и духовного творчества высокого порядка – мировоззрение, естественнонаучные концепции, идеи, устои, глобальные воззрения на природу мира, сущность бытия и т.д.

Общественное сознание и типы обществ

Искусство, религия и мораль существуют в единстве. Наука очень тесно связана с донаучными формами познания. Идеология в таких обществах ещё не возникает

Каждая форма общественного сознания достигает максимальной автономии.

Искусство теряет ориентацию на Красоту, становясь частью рынка. Религия становится частным делом, а мораль ориентируется не на Добро, а справедливость. Право из свободы, определяемой законом, превращается во множество ничем не ограниченных прав различных меньшинств. Лозунг «Имидж – всё!» выражает характер политики в наши дни.

Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Смотреть фото Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Смотреть картинку Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Картинка про Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Фото Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Смотреть фото Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Смотреть картинку Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Картинка про Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Фото Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Смотреть фото Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Смотреть картинку Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Картинка про Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Фото Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Смотреть фото Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Смотреть картинку Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Картинка про Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Фото Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские

Номер материала: ДБ-799268

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Смотреть фото Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Смотреть картинку Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Картинка про Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Фото Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Смотреть фото Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Смотреть картинку Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Картинка про Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Фото Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские

Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки

Время чтения: 1 минута

Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Смотреть фото Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Смотреть картинку Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Картинка про Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Фото Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские

В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации

Время чтения: 4 минуты

Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Смотреть фото Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Смотреть картинку Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Картинка про Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Фото Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Смотреть фото Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Смотреть картинку Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Картинка про Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Фото Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские

Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году

Время чтения: 1 минута

Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Смотреть фото Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Смотреть картинку Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Картинка про Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Фото Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Общественное сознание: понятие, основные элементы, формы

Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Смотреть фото Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Смотреть картинку Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Картинка про Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские. Фото Что понимает автор под общественным сознанием приведите авторские

Приветствую Вас, друзья!

Развитие и само существование человека невозможны вне общества, а потому каждый в определенной мере зависим от мнения социума. Но где именно заканчивается граница индивидуального мышления, и начинается сфера мышления общественного? И можно ли сохранить собственные индивидуальные особенности, находясь при этом внутри социума? Попробуем разобраться в этих непростых, но интересных вопросах: узнаем, что такое общественное сознание, рассмотрим формы и уровни общественного сознания, разберем основные элементы общественного сознания. Начнём.

Что такое общественное сознание?

Общественное сознание — это собранная воедино масса идей, взглядов и оценочных суждений, характерных для конкретного социума в масштабе понимания им собственного бытия. Фундаментом этого феномена стало сознание отдельных индивидуумов. Однако общественное сознание не способно функционировать как простая совокупность множества сознаний членов конкретного социума (ведь каждый человек по-своему уникален, неповторим и отличен от других), оно является качественно новым образованием, синтезирующим в себе все взгляды, идеи и суждения, характерные для сознаний людей, живущих в определенном обществе.

Формирование общественного сознания происходило одновременно с формированием общественного бытия, а суть сознания заключена в осмыслении бытия социума с его одновременным творческим преобразованием. На начальных этапах становления социума общественное мышление находилось под значительным влиянием бытия, затем это воздействие стало опосредованным — через государственные, религиозные и юридические институты с обратным непосредственным воздействием уже сознания на бытие. Так общественное мышление поспособствовало перестройке бытия.

Описываемый феномен впитывает в себя всю духовную составляющую социума, фиксируемую в языке и иных формах культуры. Он состоит из множества сознаний отдельных личностей, но не способен отражать сознание конкретного индивидуума, при том, что не всякое индивидуальное сознание объективно может входить в общий массив сознания социума.

Формы общественного сознания

Для общественного сознания характерна достаточно сложная и объемная внутренняя структура, с перечнем различных уровней и форм. Формами общественного сознания называют разнообразные методы по освоению окружающей действительности, и в интеллектуальном, и в моральном аспекте (т.е. политическую деятельность, моральные и юридические нормы, науку, сферу искусства). Следовательно, к формам общественного мышления можно отнести:

Как видно из вышеизложенного, для форм общественного сознания характерно многообразие, сравнимое лишь с многообразием осмысливаемых человеком социальных процессов.

Уровни общественного сознания

В состав общественного сознания входят идеи, настроения, духовные ценности, знания, нормы и принципы, на которых выстраивается деятельность по самопознанию социумом самого себя. Как отдельный человек, так и общество нуждается в самопознании, необходимом для выстраивания гармоничных и бесконфликтных отношений внутри него. Схемы подобных общественных компромиссов вырабатываются на протяжении десятилетий и даже столетий, на них влияет как мифология и обыденные представления людей об окружающем мире, так и научно построенные философские теории и концепции. Отталкиваясь от глубины воспроизводимого в общественном мышлении общественного бытия, выделяют обыденный и теоретический уровни общественного сознания.

Обыденный уровень

Обыденный уровень состоит из знаний, представлений и оценок, сформированных людьми спонтанно, в процессе их повседневной жизнедеятельности и общения, этот уровень достаточно поверхностен и повседневен. Наиболее распространенной формой его выражения стало устное народное творчество, в особенности — различные поговорки и пословицы, которыми богат народный фольклор.

Еще одной очень распространенной формой выражения общественного мышления на обыденном уровне стала мифология. В мифах описывались все стороны человеческой жизни, и по своей сути любой миф представляет собой не разъяснение чего-либо, а повествование, своеобразный рассказ. Поскольку люди не могли объяснить многочисленные неурядицы, происходящие вокруг них с научной точки зрения, при объяснении текущих событий они ссылались либо на действие неподконтрольных им скрытых сил, либо на проявление судьбы.

Теоретический уровень

Теоретический уровень общественного сознания объединяет в себе широкий пласт собранных на протяжении истории человечества знаний о социуме и происходящих внутри него процессах. Первые попытки осмыслить и объяснить эти процессы с научной точки зрения можно встретить в работах древних философов и в ряде религиозных текстов. Следующим шагом в данном направлении стало появление в позапрошлом столетии социологии — науки, занимающейся изучением общества. В наши дни существует уже целая научная отрасль, названная обществознанием, в состав которой входит перечень дисциплин, достаточно полно и досконально изучающих самые различные стороны жизни и функционирования социума — в частности, политическую, экономическую, культурную, правовую, религиозную и иные сферы общественного бытия.

Еще одной разновидностью теоретического познания и осознания общества является идеология. Идеология рассматривает все происходящие внутри социума события с точки зрения определенных принципов и идей, выражающих ценности политического, классового или религиозного характера. Этот факт вызывает у многих людей определенную неприязнь к идеологии, которую нередко называют искаженным общественным сознанием.

Элементы общественного сознания

В зависимости от функций, возлагаемых на общественное мышление, а также от общих направлений его реализации, в нем выделяют несколько фундаментальных компонентов. К компонентам обыденного сознания следует отнести эмпирические познания и общественную психологию, на теоретическом уровне таковыми являются уже научные познания и идеология. Данные компоненты тесно взаимосвязаны между собой, они оказывают значительное влияние на жизнь человека и социума.

Под эмпирическими знаниями понимается совокупность знаний, умений и навыков, сформированных людьми на базе их личного опыта, а затем проверенных на практике. К такому типу знаний относят рецепты народной медицины, или, к примеру, предсказания погоды по определенным приметам и изменениям в окружающей среде. Подобные навыки и знания были многократно проверены нашими предками, искавшими им подтверждения в действительности, а потому нет смысла совсем списывать их со счетов.

Общественная психология входит в состав обыденного сознания, она отражает окружающую нас действительность, глядя на нее сквозь призму какой-либо социальной, религиозной или этнической группы, класса либо общественного союза. Основной функцией общественной психологии является как фиксирование, так и отражение потребностей определенных групп, входящих в состав социума, а также передача накопленного ими опыта следующим поколениям.

Идеология занимает ключевое место и в жизни отдельного индивидуума, и в жизни социума в целом. Задачей идеологии является теоретическое выражение и последующее обоснование идей и позиций, высказываемых различными общественными силами, дополнительно на нее возлагается еще и познавательная функция, что роднит ее с общественной психологией. Идеология призвана объединять членов общества, давать им ощущение общности, принадлежности к чему-то большему, нежели обычное человеческое бытие.

Связь между общественным и индивидуальным мышлением

Индивидуальное мышление конкретного человека отличает большая, нежели у общественного, степень яркости и многообразия, но в мировоззренческом плане оно является менее масштабным и объемным, поскольку отдельный индивидуум просто не в состоянии охватить всю духовную сферу жизнедеятельности социума.

Основой общественного мышления всегда выступало мышление индивидуальное, при этом каждый человек является носителем целой совокупности различных традиций и взглядов, как современных, так и уходящих корнями в глубины столетий. Соответственно, элементы общественное мышления постоянно проникают в сознание отдельного человека и трансформируются в нем уже в элементы собственного сознания данного индивидуума, формируя его собственное мышление. А значит, и индивидуальное сознание человека также всегда является продуктом общественного сознания.

Итоговый вывод прост: индивидуальное и общественное сознание тесно и неразрывно связаны, они не только постоянно влияют друг на друга, но и взаимно дополняют друг друга.

Заключение

Таким образом, общественное сознание является одной из важнейших составляющих жизнедеятельности любого человека. В нем находят свое отражение и специфические черты личности, и ее стремление к самореализации, и вклад, вносимый отдельным индивидуумом в развитие социума. На общественное мышление влияет целый ряд факторов, как отрицательного, так и положительного характера, что может иногда лишать его необходимой сбалансированности и устойчивости. Но общественное сознание отличает большая гибкость и способность к адаптации, эти качества позволяют ему тесно взаимодействовать с окружающим миром, параллельно создавая новые связи.

Источник

1990-04-12 Общественное сознание. Заметки соискате

1. СОЗНАНИЕ, КАК СВОЙСТВО ВЫСОКООРГАНИЗОВАННОЙ МАТЕРИИ.

Идея о том, что мозг есть орган мысли, возникла в глубокой древности и ныне является общепринятой в науке. Вся попавшаяся в поле моего зрения марксистская литература едва ли не слово в слово приводит положения, уходящие своими корнями в высказывания К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Вот как об этом говорится в книге «Диалектический и исторический материализм».

«Развитие науки и практики убедительно показало, что именно головной мозг является органом психической деятельности человеческого индивида. Он представляет собой сложно организованную систему, реализующую и постоянно совершенствующую функции отражения. Головной мозг насчитывает примерно 12 миллиардов нервных клеток. Но сложность системы определяется не столько числом элементов, сколько числом связей между ними. В этом отношении головной мозг демонстрирует поистине грандиозное, практически неисчислимое множество функциональных связей.

Сознание не существует вне деятельности головного мозга, отрыв сознания от мозга неизбежно ведет к идеализму и дуализму.» (1)

В связи с этим необходимо говорить о двух аспектах этой уникальности. С одной стороны, это уникальность мозга «человека вообще», человека абстрактного, как субъекта сознания, его единственность среди всех известных объектов и систем материального мира.

С другой стороны, это уникальность, неповторимость, единственность головного мозга и его сознания каждого конкретного человека, каждого из миллионов и миллиардов представителей рода «homo sapiens». Весь ход развития естествознания, наши новейшие представления о функционировании мозга позволяют сделать вывод о том, что мозг каждого конкретного человека реализует лишь одну систему связей нервных клеток, лишь одну структуру из громадного, трудно представимого числа потенциально возможных связей и структур. И каждая такая конкретная реализация многообразных потенциальных возможностей есть единичное проявление всеобщего человеческого разума, человеческого гения.

Диалектический материализм, обобщая данные науки, исторический опыт развития человечества, впервые дал научный ответ на вопросы взаимосвязи сознания и жизни общества, раскрыл общественный характер сознания.

Так сказано об общественном характере сознания в одном из учебников философии. В другом источнике читаем: «. сознание является общественно-историческим продуктом, оно возникает вместе с человеческим обществом в процессе становления и развития трудовой деятельности и языка и формируется только в условиях социальной среды, постоянного общения индивидов между собой.»(3)

1. Диалектический и исторический материализм / Под общ. ред. А.Г. Мысливченко и А.П. Шептулина. М, 1988, с.113-114.
2. Основы марксистско-ленинской философии. Учебник. М., 1976, с.75
3. Диалектический и исторический материализм / Под общ. ред. А.Г. Мысливченко, А.П. Шептулина М., 1976, с.117.

«Человеческое сознание в диалектико-материалистическом его понимании, возникает, функционирует, развивается как продукт взаимодействия человека с действительностью (природной и социальной) и проявляет себя как специфически общественное явление в процессе социально-исторической практики людей. Сознание общественно ухе генетически, по своему происхождению, являясь плодом, продуктом и одновременно инструментом деятельности общественного человека (а не изолированного индивида). Сознание невозможно без «маслящей материи», но и мозг, как порождение природу, становится человеческим лишь тогда и постольку, когда и поскольку он служит органом деятельности общественного индивида, необходимым условием его общественного бытия.»(1)

Существо же вопроса об общественной природе, общественном характере сознания заключается, по-моему, в следующем.

Причиной, источником, условием осуществления самого первого, изначального акта сознания первобытного человека, несомненно, явилась счастливая попытка, активного, деятельного разрешения ПРОТИВОРЕЧИЯ между ПОТРЕБНОСТЯМИ множественно, стадно существовавших предков человека по осуществлению биологического обмена веществ и возможностями среды обитания. Именно наличие своеобразной «критической массы», определенного количества особей первобытного стада поставило кого-то из них перед необходимостью использовать первое, примитивное орудие труда.

Конечно, стадный (дообщественный) образ жизни является необходимым, но не достаточным условием появления сознания. Иначе у рыб или насекомых, пожалуй, было больше шансов стать субъектами сознания. Нужны были и высокая организация биологии и психики, которую имели только приматы.

Кроме того, для сохранения, закрепления и воспроизводства изначальных актов сознания у особей первобытного стада не было никаких других средств и возможностей, кроме возможности психического отражения многими особями стада действенных проявлений, зарождающихся у некоторых из них изначальных актов сознания, повторения, копирования этих актов поведения, осознания их «для себя». В этом для меня заключается второй момент общественной природы сознания.

Наконец, и в настоящее время на возникновение, развитие и функционирование каждого отдельного человека, его сознания оказывает громадное, несопоставимо большее влияние, чем в первобытное время материальная и духовная жизнь общества, членом которого данный индивид является, вся материальная и духовная культура всех предшествующих поколений, дошедшая до наших дней. Ведь все это веками накапливаемое богатство человеческое сознание должно впитать в себя за сравнительно короткую жизнь и сделать на этой основе свои отрицания, выработать новую, свою часть всеобщего знания, приумножить материальную и духовную культуру.

В целом, в возникновении, развитии и функционировании сознания проявился объективно присущий природе и обществу закон перехода количественных изменений в качественные. Согласно этому закону качественные изменения могут происходить только на определенном количественном фоне, материале.

Сознание общественно по своей природе, своему источнику потому, что оно могло возникнуть и может функционировать только в обществе, состоящем из людей, обладающих нормально функционирующим человеческим мозгом.

3. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ. ДИАЛЕКТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ.

С другой стороны, сознание по своей природе, по своему источнику общественно. Сознание не может ни появиться, ни развиваться, ни функционировать вне общества.

На лицо две противоположности одного сложнейшего явления. Их единство заключается в том, что они отражают, хотя различные, но стороны ОДНОГО, целого явления. И в этом едином, целом ни одна из сторон не может существовать без другой, ни одна из них не может «перетягивать», главенствовать над другой, быть более важной, актуальной, чем другая. Вместе с тем, каждая из этих сторон сознания (индивидуальная и общественная) противоположны друг другу, (как единичное и не единичное). Говоря об индивидуальном, мы как бы принижаем роль общественного, и наоборот, что совершенно недопустимо.

Представляется, что избежать односторонности, метафизичности в трактовке сознания можно лишь в одном единственном случае, когда всякий раз, говоря о сознании, мы будем иметь ввиду, что СОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО ПО СВОЕМУ СУБЪЕКТУ, СВОЕМУ НОСИТЕЛЮ, СВОЕМУ ТВОРЦУ, СФЕРЕ СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ И, ЧТО СОЗНАНИЕ ОБЩЕСТВЕННО ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ, СВОЕМУ ИСТОЧНИКУ, СВОЕМУ СМЫСЛУ И ЦЕЛИ. (1)

После этих вступительных общеметодологических замечаний перейдем непосредственно к рассмотрению общественного сознания.

Представляется целесообразным, в связи с этим, дать следующее определение общественного сознания.

В этом определении много общего с определением сознания человека, как индивида, что вполне закономерно. Ибо ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО — ЭТО СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ВЫСОКООРГАНИЗОВАННОЙ МАТЕРИИ, ОБЛАДАЮЩЕЙ СОЗНАНИЕМ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЙ СОБОЙ ВСЕОБЪЕМЛЮЩУЮ ДИАЛЕКТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ ОТНОШЕНИЙ ВСЕЙ СОВОКУПНОСТИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЕГО ЛЮДЕЙ.

Общество не есть статистическая, механическая, арифметическая совокупность «абстрактных» индивидов, вырванных разумом исследователя из их социальной среды, оторванных, «освобожденных» от семейных, производственных, национальных и других отношений к собранных на фантастической письменном столе философа. Общество, это все составляющие его люди, индивиды, взятые все в совокупности, в целокупности, имеющие громадное количество биологических и психических особенностей, обладающие громадным количеством индивидуальных, неповторимых сознаний, занимающие каждый «свою клеточку» в организме общества, вступающие в громадное число отношений, производящие и потребляющие материальную и духовную культуру, познающие и преобразующие мир и себя. Общество есть сложнейший социальный организм, мельчайшими (в смысле, более неделимыми) частицами которого является сознательные (в смысле, обладающие сознанием) люди, индивиды. Общество есть социально организованная общность людей, количественно и, потому, качественно отличающаяся от всех других общностей людей, начиная от семьи из двух человек и кончая нациями, классами.

1. В связи с ограниченностью размеров настоящей работы не представляется возможным развить и обосновать термин «смысл и цель сознания». Коротко об этом можно сказать так: общественный смысл и цель сознания заключается в том, что через сознание (общественное в том числе) материя познает самое себя и на этой основе продолжает присущие ей движение и развитие, самодвижение и саморазвитие.
2. Афанасьев В.Г. Основы философских знаний М., 1988, с.375
3. Диалектический и исторический материализм / Под общ. ред. А.Г. Мысливченко и А.П. Щептулина. М., 1988, с.113-114.
4. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4, с.118
5. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.1, с.139

Здесь уместно привести слова классиков марксизма о том, что о силе, качестве общества «надо судить не по силе отдельных индивидуумов, а по силе всего общества». (1)

Так и об обществе (общественном сознании, общественной культуре, общественной собственности на средства производства и т.п.) будет сказано тем больше и тем истеннее (в принципе), ЧЕМ О БОЛЬШЕМ КОЛИЧЕСТВЕ ЧЛЕНОВ ЭТОГО ОБЩЕСТВА БУДЕТ СКАЗАНО И О БОЛЬШЕМ КОЛИЧЕСТВЕ ИХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ.

Первое, что нужно говорить о стене это то, что она есть СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ КИРПИЧЕЙ и рассказать о кирпиче, как таковом, единичном. Первое, что нужно говорить об обществе, это то, что оно есть (коротко) совокупность взаимодействующих людей, индивидуумов и, далее, все о человеке, индивиде, как таковом. Как и о всяком целом, всеобщем, сложном, нужно говорить, как о состоящем из частного, единичного, простого, о самом этом частном, единичном, простом, и о взаимодействии, об отношениях этих частного, единичного, простого в целом, всеобщем, сложном.

Об обществе ничего нельзя сказать толком, не сказав о человеке, индивидууме. О человеке же, как таковом, можно сказать многое раньше того, как о субъекте социальных отношений.

Таким же образом раскрывается диалектика взаимоотношений сознаний индивидуального и общественного.

ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ МОЖНО ГОВОРИТЬ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, КАК О СОВОКУПНОМ ИНДИВИДУАЛЬНОМ СОЗНАНИИ ВСЕХ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ОТНОШЕНИЯХ ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВА.

К общественному сознанию (как более сложному) нужно идти от индивидуального (как более простого).

Неверно! Индивидуальное сознание не второе, а первое. Оно раньше, первичнее общественного.

Неверно! Индивидуальное сознание значительно уже, «беднее», ограниченнее, чем общественное (а не «тех же и иных»). Иначе и я и тов. Грушин и многие другие в своих индивидуальных сознаниях имели бы элементом, например, религиозное сознание. Или мое индивидуальное сознание тем и отличается от общественного, что, КАК БЫ ИМЕЯ религиозное сознание, не имеет его?

Наоборот и у В.И.Толстых. «Когда же от индивидуального сознания пытаются перейти к общественному сознанию, то подразумевают совокупность «сознаний» конкретных людей, то есть сугубо количественное образование, которое никаким новым качеством не обладает.» (3)

Неверно! Общественное сознание потому и обладает новым качеством (громадным), что оно является суммой индивидуальных сознаний ВСЕЙ СОВОКУПНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ индивидов этого общества. И чем БОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО членов общества будет активно задействовано в этом суммировании, чем, главное, БОЛЬШЕ БУДЕТ КОЛИЧЕСТВО СВЯЗЕЙ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ, ОТНОШЕНИЙ всех индивидов между собой перед этим суммированием, тем БОЛЕЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ, БОЛЕЕ КАЧЕСТВЕННЫМ будет общественное сознание.

1, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т.2, с.146
2. Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М., 1987, с.49-50
3. Общественное сознание и его формы /Предисл. и общ. ред. В.И.Толстых М., 1986, с.35

Индивидуальные сознания К.Маркса и Ф. Энгельса вне их совместных отношений, разумеется, были иными, беднее. Но в результате их общения, совместной работы не возникло новое, третье «надсознание» или «внесознание», а взаимно обогатились, стали качественно выше их собственные индивидуальные сознания и, как следствие, общественное сознание того времени и наших дней. Имей они фантастическую (более реальную в настоящее время) возможность общения, взаимодействия со всеми членами общества, это дало бы более высокое качество индивидуальных сознаний всех участников общения и общества в целом.

Конечно и направление, и характер взаимного влияния людей далеко не одинаков. Мое индивидуальное сознание после ознакомления с работами т.т. Грушина, Дилигенского, Толстых и др. стало количественно и качественно более богатым. Уверен, что и общественное сознание от этого хоть несколько, но возросло. Думается, есть смысл и в обратном процессе, ознакомлении.

Таким образом, мы установили, ЧТО ФОРМОЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ СЛУЖИТ СОВОКУПНОЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ ВСЕХ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВА.

Неубедительно? Нужны еще аргументы?

Никакие, даже самые сложные отношения, самые тесные контакты (с помощью знака, жеста, звучащего слова, письма, счетных средств, книги, чертежа и т.д., то есть, всех воплощений «репрезентации») между двумя индивидами не приводят к образованию нового, общего для двоих мозга, который только и мог бы быть органом «парного» сознания этих обоих индивидов. То же самое можно сказать и о любой другой общности людей, в том числе и обществе в целом. Но все эти отношения и контакты между парой индивидов и всеми взаимодействующими членами общества вызывают количественные изменения связей между нервными клетками в мозгу КАЖДОГО субъекта отношений, вызывают возрастание качества и качества каждого индивидуального сознания и, как следствие, совокупного индивидуального сознания (общественного сознания) всех взаимодействующих членов общества.

В этой связи полезно вспомнить одно из явлений современной, бурно развивающейся кибернетики. Речь идет о компьютерных сетях. Объединение в единую сеть, например, даже небольшого количества персональных компьютеров, обеспечивающее доступ к базам данных и библиотекам программ «каждого к каждому» дает более высокое качество каждому пользователю такой сети в рамках предельных потенциальных возможностей своего собственного компьютера.

Так и общественное сознание имеет еще очень большие резервы в направлении максимально полного использования потенциальных возможностей каждого индивида путем расширения и углубления связей и отношений между ними.

С другой стороны, кибернетика продолжает упорные и успешные поиски новых «мыслящих структур», основанных на все возрастающем и все усложняющемся характере связей между элементами этих структур (Например, свободно-организующиеся структуры). На этом направлении существенно возрастает качество вычислительных систем, но только благодаря порой многократному повышению потенциальных возможностей каждой индивидуальной ЭВМ.

Разумеется, в таком смысле все общественные отношения на мозг не воздействуют, новый по объему и весу мозг не создают, не создают и «внеиндивидуального» сознания. Они лишь раскрывают заложенные природой в мозг человека потенциальные возможности, качественно изменяют индивидуальные сознания и, следовательно, общественное сознание, как совокупное индивидуальное сознание всех взаимодействующих членов общества.

Подводя итог всем этим рассуждениям об общественном сознании можно сказать о нем со всей определенностью то, что В.И.Ленин говорил о материи.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ — ЭТО ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ, ЭТО «ФИКЦИЯ», КОТОРАЯ В ЧИСТОМ ВИДЕ, В ВИДЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ, КАК ТАКОВОГО, НЕ СУЩЕСТВУЕТ! ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ СУЩЕСТВУЕТ (ПОДОБНО МАТЕРИИ) В ВИДЕ ЕГО КОНКРЕТНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ, ВОПЛОЩЕНИЙ В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СОЗНАНИЯХ ВСЕХ ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВА. Поэтому, В ТОЙ мере, В которой творцом своего индивидуального сознания является каждый индивид, ТВОРЦОМ, НОСИТЕЛЕМ, СУБЪЕКТОМ, АГЕНТОМ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ КАЖДЫЙ ИЗ ВСЕХ ЧЛЕНОВ ОБЩЕСТВА!

В процессе жизнедеятельности каждый общественный индивид вступает в систему отношений, связей, взаимодействий с тем или иным количеством индивидов общества. Количество таких взаимодействующих индивидов и характер их отношений распределяется в широких пределах от парных отношений (семья, дружба) через групповые (трудовые коллективы и т.д.) к национальным отношениям, отношениям собственности, классовым отношениям, отношениям принадлежности к определенным общественно-экономическим формациям, отношениям общепланетарным. Разумеется, перечень этих отношений столь велик, многообразен и изменчив, как разнообразна, например, сама материя. Столь же разнообразны и изменчивы и элементы индивидуальных сознаний субъектов этих отношений, являющиеся отражением, идеальным воспроизведением этих отношений. Разумеется, каждым отдельным индивидом эти многообразные отношения отражаются по-разному, в связи с специфическими особенностями его, как субъекта сознания и в связи с огромной степенью разнообразия проявлений общественных отношений применительно к каждому индивиду. В обществе в целом, таким образом, существует колоссальное количество разнообразных совпадающих, диаметрально противоположных, в чем-то пересекающихся мнений, суждений, убеждений, идей и т.д., и т.п. В этой «вселенской» полифонии одни из этих проявлений, элементов сознания оказываются настолько специфическими, «неразделенными», что остается принадлежностью индивидуального сознания отдельных личностей, другие стороны общественного бытия оказывается отраженными с той или иной степенью одинаковости, похожести теми или иными количественными общностями людей (от групп малых и больших, до всего общества в целом). Представляется, что только в этом смысле, ИМЕННО в этой связи можно говорить о наличии в обществе группового, массового, общественного сознаний.

Причем, число таких количественных уровней общественного сознания чрезвычайно велико. Вполне обоснованно можно говорить также, например, о парном сознании К.Маркса и Ф. Энгельса, «тройном» сознании КуКрыникСов, групповом сознании сборной страны по футболу, национальном сознании армян, общепланетном анти-ядерном сознании и т.д., и т.п.

Некоторые авторы выделяют в общественном сознании до двенадцати критериев структурирования. И хотя в самом таком расчленении объекта при системном анализе нет ничего плохого, тем не менее, возникла ситуация, которую справедливо отметил В.И.Толстых.

Суть марксовой постановки вопроса о формах сознания, их возникновении и социальной функции (как справедливо отмечает В.И.Толстых) заключается в том, чтобы вывести эти формы из реального хода вещей, из предметного мира ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДОВ, «из собственных форм существующей действительности развить истинную действительность, как ее долженствование и конечную цель.» (2) В этом смысле у всех форм сознания, именно потому, что они суть порождения материального жизненного процесса, НЕТ СОБСТВЕННОЙ ИСТОРИИ И РАЗВИТИЯ. (3) Рассмотрение СТАНОВЛЕНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ в контексте истории, в жизнедеятельности общества в целом одновременно есть изучение СТРУКТУРЫ, ФУНКЦИИ, СОСТАВА, ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ.

К этому можно добавить лишь, что и это рассмотрение и это изучение не возможны иначе, как сквозь призму рассмотрения и изучения СТАНОВЛЕНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ ВСЕЙ СОВОКУПНОСТИ ИНДИВИДОВ ОБЩЕСТВА.

1. Общественное сознание и его формы /Предисл. и общ. ред. В.И.Толстых М., 1986, с.64, 65
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1, с.380
3. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений, с.30

Подобная недосказанность приводит к току, что «теоретически» обосновывается порочная практика признания субъектами, например, научного сознания только «остепененных» деятелей науки, более того, членов всевозможных ученых советов, в первую очередь, членов Академии наук. Субъектами эстетического (художественного) сознания признается только члены Союзов, а еще лучше, лауреаты премий и заслуженные деятели.

4. ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ.

«Сознание (das Bewustsein) никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием (das bewuste Sein), бытие людей есть реальный процесс их жизни.»(1)

«Господствующие мысли суть не что иное, как идеальное выражение господствующих материальных отношений, как выраженные в виде мыслей господствующие материальные отношения. «(2)

«Если материализм вообще объясняет сознание из бытия, а не обратно, то в применении к общественной жизни человечества материализм требовал объяснения ОБЩЕСТВЕННОГО сознания из ОБЩЕСТВЕННОГО бытия.»(5)

Действительно, как это еще лучше видно «по жизни», характер и масштабы этих «серьезных затруднений», состояние нашего обществоведения, общества в целом позволяют говорить о неспособности нашего общественного сознания (и, может быть, о неспособности и нежелании некоторых философов и идеологов) осознать, усвоить, исторически развить применительно к новым условиям марксистско-ленинское наследие, возвыситься над эгоистическими и групповыми интересами и обратиться к интересам масс. (7)

Возвращаясь к существу вопроса, отметим, что, с нашей точки зрения, общественное сознание, как совокупное индивидуальное сознание всех взаимодействующих членов общества, ИМЕННО ОТРАЖАЕТ общественное бытие. Различные его характеристики являются ИМЕННО ОТРАЖЕНИЕМ, а не только «детерминированы, обусловлены, порождены» соответствующими характеристиками общественного бытия. Нет никаких оснований исключать из понятия «общественное бытие» как «реального процесса жизни» ни естествознание (как, якобы, отражающее природу), ни отдельные стороны культуры, ни какие-либо «чисто духовные», социальные процессы, образования. Ибо, ни общественное бытие людей, ни индивидуальное бытие человека не возможны вне природы, наряду с природой. Человеческое общество есть часть природы, продолжение природы, так сказать, «сознательный» этап ее развития.

1. Маркс к., Энгельс Ф. Избр. соч. в 9т. М., 1985, т.2, с.20
2. Там же, с.43
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.13, с.6-7
4. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.18, с.343
5. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.26, с.55-56
6. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М., 1987, с.31
7. Думается, немного «здоровой злости» пойдет на пользу в деле выяснения истины

Звуки музыки, «звучащие в душе» исполнителя перед выходом на сцену — это музыкальные элементы его индивидуального сознания. Собственно, исполнение и прослушивание этого произведения — это фрагмент общественного бытия, общественных отношений и для исполнителя, и для слушателей. Та же музыка, «звучащая в душе» покинувших зал слушателей это музыкальные моменты их индивидуальных сознаний, их коллективного сознания, общественного сознания (если аудитория, например, с помощью радио была достаточно обширна, общественно значима).

Мысль автора о том, что субъектом, носителем, творцом общественного сознания является вся совокупность индивидов общества пока является частью его индивидуального сознания. Если же она будет напечатана и опубликована, то станет частью философских знаний, философской культуры общества. Собственно, процесс публикации, несомненно, процесс общественных отношений, проявляющийся, в частности, в отношениях первого прочтения, рецензирования, утверждения и т.д. Та же мысль, прочитанная и отраженная в сознании читателей, станет частью их. индивидуальных сознаний (или, по крайней мере, вызовет рождение других, противоположных мыслей), их группового сознания, частью философского сознания общества. (1)

Таким образом, К СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ СЛЕДУЕТ ОТНЕСТИ ВСЕ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА: И МАТЕРИАЛЬНОЙ, И ФИЗИЧЕСКОЙ, И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ, И ДУХОВНОЙ, И БИОЛОГИЧЕСКОЙ, И КУЛЬТУРНОЙ И Т.Д. И все отношения, возникающие между людьми в процессе этой реальной жизни следует признать общественными отношениями.
К сфере же общественного сознания относятся все идеальные «туманные образования в мозгу людей», «своего рода испарения их материального жизненного процесса», вся совокупность идей, теорий, знаний и представлений и т.д., «находящаяся» в мозгу всех членов общества и являющаяся ничем иным, как идеальным отражением всей совокупности общественных отношений, всех элементов общественного бытия В САМОМ ШИРОКОМ СМЫСЛЕ СЛОВА.

Наша философская традиция, точнее, наши штатные философы и идеологи в большом долгу перед обществом и в объяснении такого «феномена», как ОТНОСИТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ. Неужели специалистов устраивают объяснения этого противоречия с основным тезисом материализма, подобные следующему?

«Общественное сознание, как и любое явление, обладает относительной самостоятельностью. Без признания относительной самостоятельности общественного сознания нельзя объяснить его активного воздействия на действительность и обосновать активную роль марксистско-ленинской идеологии во всех областях общественной жизни. Если бы общественное сознание не обладало относительной самостоятельностью, то нельзя было бы объяснить сложного развития духовной жизни, получалось бы, что все изменения в духовной жизни происходят лишь в той мере, в какой изменяется общественное бытие.»(2)

Да нужно ли ТАК объяснять активную роль, относительную самостоятельность общественного сознания?

1. Представление автора о том, что овладев массами, эта мысль может стать реальной движущей силой не скромно до крайности, но методологически, думается, верно и конструктивно.
2. Диалектический и исторический материализм /Под общ. ред. А.Г. Мысливченко, А.П. Шептулина М., 1988, с.376

Но никогда общественное сознание не исчерпывается ТОЛЬКО этими господствующими мыслями и идеями. И всегда в его «остатке» имеются и откровенная реакционная идеология, и психология соглашательства и приспособленчества, и «преждевременные» мысли и идеи. И все это ОТРАЖЕНИЯ многовариантного общественного бытия. И В ЭТОМ ТОЖЕ источник развития общества и саморазвития материи.

И ЕСЛИ ОБЩЕСТВО ВСЕ ЖЕ РАЗВИВАЕТСЯ, ДВИЖЕТСЯ ВПЕРЕД, ТО ЭТО ПРОИСХОДИТ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ПОТОМУ, ЧТО ЭТИ «ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫЕ» МЫСЛИ И ИДЕИ БЛАГОДАРЯ АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ НОСИТЕЛЕЙ ПРОБИВАЮТ СЕБЕ ДОРОГУ СКВОЗЬ ЗАСЛОН «ГОСПОДСТВУЮЩИХ» ИДЕЙ, СТАНОВЯТСЯ ДОСТОЯНИЕМ ОБЩЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ, УСВАИВАЮТСЯ ГРУППОВЫМ СОЗНАНИЕМ И СОЗНАНИЕМ МАСС, РЕАЛИЗУЮТСЯ В ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ И СТАНОВЯТСЯ НОВЫМИ ГОСПОДСТВУЮЩИМИ ИДЕЯМИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ.
Другой диалектики общественного сознания, его относительной самостоятельности не существует!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *