Что понимается под частными коллективными и общественными благами
1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация
1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация
Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.
В обобщенном смысле блага – это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом.
В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.
По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:
1) общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;
2) индивидуальные, отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.
В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага.
Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно.
Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.
К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.
Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.
Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.
Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:
1) отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;
2) неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства. Например, освещение на улице не может включаться и выключаться в определенное время по просьбе определенного человека. Он может только использовать или же не использовать это благо;
3) нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;
4) тотальным и неисключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население – нельзя локализовать определенными рамками этот процесс.
По критерию масштаба распространения в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ:
1) общегосударственные общественные блага. Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной службы безопасности;
2) местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним, например, относятся, городские парки, городское освещение.
В зависимости от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ:
1) исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения. Например, вход в музей может осуществляться по билетам, а следовательно получателей этого блага можно ограничить, но характеристики блага от этого не пострадают;
2) неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.
Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство. Государство может различным образом участвовать в производстве общественных благ:
1) косвенно. В этом случае государство поручает предприятиям частного сектора за определенную норму вознаграждений производство общественных благ. Такая форма участия государства эффективна в том случае, когда издержки частных компаний на производство блага будут существенно ниже, чем если бы этим занимались государственные органы;
2) напрямую. Эта форма производства общественных благ основана на том, что государство напрямую и самостоятельно производит блага. Это эффективно только в некоторых случаях, когда для производства благ необходима высокая степень концентрации производственных мощностей, например армия, милиция.
В национальной экономике эти две формы участия государства в производстве общественных благ существуют одновременно. Критерием выбора конкретной формы является экономическая целесообразность – минимизация издержек на производство определенного блага при максимизации результата.
Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов. Налоги – это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая всем населением.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
10.1. Сущность и классификация финансовых рисков
10.1. Сущность и классификация финансовых рисков Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества.Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое
4.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВЛОЖЕНИЙ ВО ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
4.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВЛОЖЕНИЙ ВО ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ Под вложениями во внеоборотные активы (долгосрочными инвестициями, капитальными вложениями) подразумеваются затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных
25. Сущность и классификация капитала
25. Сущность и классификация капитала В истории экономики существовало множество теорий капитала.А. Смит рассматривал капитал как накопленный запас вещей или денег, разграничивая основной и оборотный капитал (первый является достоянием того, кто им владеет, и генерирует
ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность, определение, классификация и виды инвестиций
ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность, определение, классификация и виды инвестиций 1. Сущность и определение инвестиций Инвестиции – это вложения капитала субъекта во что-либо для увеличения впоследствии своих доходов.Необходимым звеном процесса является замена изношенных основных
2.4. Понятие и классификация резервов
2.4. Понятие и классификация резервов Под резервами в экономическом анализе понимают нереализованные возможности улучшения использования ресурсов и повышения эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.Примерная классификация резервов по ряду признаков
Вопрос 49 Общественные блага. Определение оптимального объема производства общественных благ.
Вопрос 49 Общественные блага. Определение оптимального объема производства общественных благ. ОТВЕТОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА – блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители
ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике
ЛЕКЦИЯ № 4. Общественные блага в национальной экономике 1. Общественные блага: понятие, сущность, классификация Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и
6. Понятие и классификация инноваций
6. Понятие и классификация инноваций Инновация (нововведение) – объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Инновация характеризуется более высоким
12.5. Общественные блага
12.5. Общественные блага Еще одна ситуация, при которой рыночный механизм оказывается «несостоятельным», связана с так называемыми «общественными» благами. К их числу можно отнести национальную оборону, охрану общественного порядка, радио– и телепередачи, прогнозы
Занятие 15 Общественные блага
Занятие 15 Общественные блага Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Отвечаем:1. Чем отличаются чистые общественные блага от чистых частных благ?2. Почему чисто рыночные механизмы оказываются неэффективными в ситуациях с общественными
33. Понятие и сущность услуги. Основная классификация услуг
33. Понятие и сущность услуги. Основная классификация услуг Одним из основных направлений развития современной экономики за последние два десятка лет является стремительное расширение сферы услуг. Увеличение спроса на разного рода услуги можно объяснить влиянием
23. Общественные блага: понятие, сущность
23. Общественные блага: понятие, сущность Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития
16. Сущность и классификация группировок
16. Сущность и классификация группировок Статистическая группировка – это один из основных этапов проведения статистического исследования.Процесс образования однородных групп на основе разделения статистической совокупности на части или объединение изучаемых
52 СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
52 СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Менеджером можно назвать человека тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей. Принятие решений – составная часть любой управленческой функции.Управленческое решение – это
2. Сущность и классификация группировок
2. Сущность и классификация группировок Научно обоснованное распределение на группы дает возможность сделать правильные выводы об изучаемой совокупности и происходящих в ней процессах.Принципы научной группировки были изложены в работах В. И. Ленина. Статистическая
Общественные блага. Их характеристика и виды
При наличии внешних эффектов лица, которые не являются покупателями или продавцами блага, получают часть его полезности или принимают участие в расходах на него. Для этого необходимо рассмотреть предложения благ, продажа которых на рынке провоцирует появление внешних эффектов для большей части населения.
Общественные блага
Общественные блага – это такие блага, которые потребляют все члены общества, производятся они государством, с условием, что они выгодны для общества.
Общественное благо даёт положительный внешний эффект для всех сразу после того, как оно появляется в общем доступе. В ситуации, когда обеспеченный человек за собственные средства делает ремонт во всём подъезде, то результатами данного ремонта пользуются все соседи. Таким образом, можно говорить о том, что ремонт и благоустройство домов является общественным благом.
Чистые, чистые частные и квазиобщественные блага
Чистое частное благо – это благо, разделяемое среди людей таким образом, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат.
Чистое частное благо полезно только покупателю данного блага. Всякая единица чистого частного блага продаётся за конкретную плату.
Существует принципиальное различие между чистыми общественными благами и чистыми частными. Ключевое отличие чистых частных благ от чистых общественных в том, что среди первых наблюдается конкуренция и их может кому-то из потребителей просто не хватить, а вот с чистыми общественными благами такого быть не может, их будет произведено столько, сколько будет достаточно для всех граждан. Чистым общественным благам характерна неизбирательность в потреблении. При данном объёме блага его потребление одним человеком не снижает его доступности для других людей.
Национальная армия всегда на страже, готова защитить покой граждан и их интересы. Вместе с тем ежеминутно увеличивается численность населения конкретной страны посредством преобладания рождаемости над смертностью, и при этом все граждане одинаково защищены от внешних врагов.
В случае, когда чистые блага делимы и все потребители могут приобрести такое количества блага, какое им необходимо, то общественное благо обладает свойством неделимости. Это значит, что потребители, которые не хотят оплачивать данные блага, не могут быть лишены возможности их использовать. Для чистых общественных благ характерна неисключаемость в потреблении. Они приносят выгоду людям при нулевых предельных издержках.
Предоставление многих благ происходит за общественные средства, и они являются общественными благами в незначительной степени.
Такое квазиобщественное благо хорошо демонстрирует образование.
Благами образования пользуются студенты, хотя не исключено их отчисление ввиду их неуспеваемости. Также стоит сказать, что при поступлении не каждый может преодолеть конкурс и стать студентом. Увеличение числа желающих получить образование приводит к тому, что необходимо увеличивать затраты на аудиторный фонд, компьютерное оборудование, оплату труда и т.п. Кроме бюджетных расходов на образование, они ложатся на домохозяйства и компании, которые заинтересованы в подготовке кадров.
Наиболее важной характеристикой общественных благ является территориальная граница их потребления, которая выдвигает требование относительно поиска того сообщества, которое будет потребителем данного блага. Границы данного сообщества не всегда будут совпадать с границами общества, которое занимается финансированием и производством блага. С позиции дифференциации границ потребления и предоставления разделяют глобальные, общенациональные и местные общественные блага.
Глобальные общественные блага
Глобальные общественные блага могут быть доступны всем жителям планеты, а могут предоставляться для населения какого-то конкретного региона. В качестве глобальных общественных благ можно упомянуть борьбу с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, стандарты, которые позволили бы сократить трансакционные издержки, а именно меру длины и веса, язык, денежную систему, фундаментальные научные исследование и международная стабильность.
Заниматься анализом глобальных общественных благ достаточно сложно. В первую очередь по причине возникновения вопроса о том, кто именно должен предоставлять глобальные общественные блага.
Последние десятилетия отмечены активным развитием интеграции в пределах ЕС, когда общественные блага уже не считаются национальными, а превращаются в общеевропейские.
Это становится причиной того, что происходит совершенствование и изменение функций многих институтов ЕС, которые появляются благодаря новым механизмам принятия решений, в том числе тех, которые затрагивают вопросы предоставления общеевропейских общественных благ, а также решаются проблемы в отношении изменения компетенции национальных правительств и институтов сообщества.
К числу общенациональных общественных благ относятся национальная оборона, поддержание правопорядка, деятельность федеральных исполнительных, законодательных и судебных властей.
Местными общественными благами являются любые общественные товары и услуги, доступ к которым имеет не всё население страны, а только некоторые регионы. Диапазон конкретных примеров местных общественных благ достаточно обширный: от региональных экологических программ до освещения на улицах и фонтанов в городских парках.
Проблема безбилетника
В силу того, что общественные блага неделимы и на них не распространяется принцип исключения, то государство в качестве производителя общественных благ не имеет возможности препятствовать использованию неделимого блага тем, кто не платит за него. Потенциальные потребители в свою очередь получают пользу из общественного блага вне зависимости от того, платили они за него или нет. Это мешает установлению их предпочтений. Сложившаяся ситуация получила название проблемы безбилетника. Суть её состоит в том, что только правительство в праве предоставлять данные блага за счёт обязательного и не зависящего от индивидуальной предельной выгоды налогообложения физлиц и юрлиц. Иначе в их предоставлении может быть отказано.
Проблема безбилетника становится причиной того, что показатели рыночного спроса на общественное благо не существует или крайне занижено. В силу этого рыночный спрос на данный товар не создаёт достаточный доход для того, чтобы полностью покрыть издержки производства, даже несмотря на то, что предельная общественная выгода от производства данного блага может равняться предельным издержкам или вовсе превышать их. С учётом данной проблемы, можно попробовать теоретически обосновать оптимальный объём производства общественного блага.
Кривая спроса на чистое благо и кривая спроса на общественное благо имеют в некоторых случаях нисходящий наклон. Однако они имеют некоторые различия. Первое заключается в том, что цена не является переменной величиной на вертикальной оси, т.к. невозможно установить цену за отдельную единицу, поскольку её потребление не выступает исключительным правом. Второе состоит в том, что в ситуации с чистым частным благом люди корректируют объём спроса так, чтобы он был приспособлен к его вкусам и экономическому положению. Для чистого общественного блага такое невозможно, т.к. на единицу данного блага не назначается цена. Все потребители этого блага потребляют его в полном объёме. Из чего можно сделать вывод, что при любом объёме предложения объём потребления данного блага каждым потребителем должен равняться объёму предложения.
На рисунке ниже показано формирование спроса на общественное благо.
Получить величину рыночного спроса на частный товар при его конкретной цене возможно при суммировании соответствующих значений индивидуальных функций спроса Da? Db? Dc? Df по формуле:
где п — общее число потребителей данного товара.
Если взять общественное благо, к примеру, национальная оборона, то величина суммарного спроса с позиции п гражданин, одновременно с тем существует и величина индивидуального спроса Da, Db, Dc, Df, …: поскольку каждым гражданином она потребляется в одинаковой мере. Таким образом, величина суммарного спроса на какое-либо общественное благо одновременно является характеристикой и величины индивидуального спроса на него, что отражено в формуле:
Графическое построение кривой рыночного спроса на частные блага даёт понимание, что объёмы индивидуального спроса Da, Db, Dc, Df. при всяком уровне цены, который только возможен, суммируются по горизонтали.
По вертикали суммирование индивидуальных кривых спроса Da, Db, Dc, Df. происходит в той ситуации с общественными благами, когда каждый гражданин принимает решение о потреблении им одного и того же общественного блага, но при этом самостоятельно определяет их количество. Вместо сложения количества товаров, которые пользуются спросом при любых ценах, как происходит в ситуации с определением спроса на товар для общественного потребления, в случае с общественными благами суммируются цены, которые люди в совокупности могут заплатить за дополнительную единицу общественного блага при любом количестве, на которые предъявлен спрос.
Цена общественного блага – это налоговые платежи, которые потребители вносят в государственный бюджет.
Оптимальный объём производства чистого блага устанавливается посредством сравнения предельной выгоды от производства дополнительной единицы товара с предельными издержками производства данного блага. Достичь оптимальности и эффективности в распределении ресурсов можно только тогда, когда предельная выгода и предельные издержки будут одинаковы. По такому же принципу работают и общественные блага, но анализируют их при помощи другого метода. К товарам частного потребление применяется предельная выгода, которая получена потребителем. В ситуации с общественными товарами предельная выгода равняется сумме данных оценок, которые делают сами люди, пользующиеся данным благом. Достичь оптимального объёма производства общественного блага можно посредством суммирования предельных выгод, которые равны в данном случае предельным издержкам производства. Правило MR=MC соответствует принципу соотношения предельной выгоды и предельных издержек для выпуска продукции и правилу MRP = MRC для расчёта затрат, которые нужны, чтобы максимизировать прибыль.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что рынок в процессе формирования сталкивается с некоторыми проблемами несостоятельности, иначе говоря с ситуациями, когда он самостоятельно не может обеспечить эффективное использование ресурсов.
Таким образом, в данной статье были рассмотрены следующие проблемы рынка:
Преодолеть данные проблемы можно только благодаря активной государственной политике.
Общественные и частные блага, их характеристики
Большинство благ, производимых и потребляемых в обществе, являются частными благами. Частное благо (private good) – это такое благо, которое приобретается потребителем готовым и способным заплатить за него и потребляется им или по его желанию. Другими словами, каждая единица частного блага может быть оценена и куплена (продана) поскольку обладает полезностью для конкретного потребителя. Это означает, что производство и потребление частного блага не создает положительных внешних эффектов для третьих лиц.
Таким образом, частные блага обладают двумя характеристиками:
1. Они избирательны в потреблении или конкурентны, то есть потребление этих благ одним человеком делает невозможным их потребление другими людьми;
2. Они исключаемы, то есть лица, которые не платят за эти блага, легко могут быть исключены из числа их потребителей. Или, по-другому, частные блага недоступны для тех, кто не способен заплатить за них рыночную цену.
Названные две характеристики частных благ очень важны, поскольку именно эти характеристики лежат в основе осуществления рыночных операций с ними, а, следовательно, в основе определения эффективных объемов их производства и потребления. Платит за частное благо именно тот, кто его потребляет, и его готовность платить соответствует предельной полезности этого блага. Такое положение вещей является основой эффективного распределения ограниченных ресурсов общества, и именно такой порядок вещей рассматривался нами до сих пор.
Однако в обществе достаточно часто возникают объективные предпосылки для нарушения этого механизма. Одной из таких предпосылок является существование общественных благ, то есть благ, не обладающих двумя вышеназванными характеристиками. Общественное благо(public good) – это благо, потребление которого одним человеком, не снижает его доступности для потребления другими людьми. В отличие от частных благ общественные блага характеризуются тем, что:
1. Они неизбирательны в потреблении или неконкурентны, то есть потребление этих благ одним человеком не снижает их доступности для других людей. Проще говоря, появление дополнительного потребителя не уменьшает их доступности для уже существующих потребителей, поскольку предельные издержки предоставления таких благ дополнительному потребителю равны нулю.
2. Эти блага неисключаемы, то есть их потребление не является исключительным правом только тех людей, которые платят за них. Лица, не желающие платить за эти блага, не могут быть лишены возможности их потреблять или, по крайней мере, лишение такой возможности достаточно сложно.
Конечно, две названные, противоположные для частных и общественных благ, характеристики не всегда присущи тому или иному благу в полной мере. Более того, чистое общественное благо, то есть благо в полной мере характеризующееся неконкурентностью и неисключаемостью, является, как правило, теоретическим допущением (как, впрочем, и чистое частное благо). Огромное количество благ по названным характеристикам находятся в промежуточном состоянии.
Так, например, благо может быть неизбирательным в потреблении только в том случае, если количество его потребителей не превышает некоторой величины. Появление достаточно большого количества дополнительных потребителей приводит к снижению полезности, получаемой уже существующими потребителями. Такие блага называют перегружаемыми общественными благами. Хорошим примером такого блага является пляж. Увеличение количества загорающих на пляже до некоторой величины не создает ни кому особых неудобств. Однако обязательно наступает момент, когда дальнейшее увеличение потребителей приводит к тесноте и ограничивает возможности полноценного отдыха.
Неисключаемость общественного блага также может быть неполной. Достаточно часто встречаются общественные блага, на которые легко назначить цену и проследить за тем, чтобы она вносилась всеми, кто эти блага потребляет. Примером такого блага может служить общественный транспорт в городах. Важно, что данное общественное благо является также и перегружаемым. Поэтому плата за проезд в общественном транспорте не только компенсирует издержки его предоставления, но и предотвращает перегрузку.
Несмотря на то, что в реальной жизни чистые общественные блага встречаются довольно резко, именно эту абстракцию целесообразно использовать для того, чтобы выявить характер формирования спроса на общественные блага и условия его предложения.
Таким образом, чистое общественное благо – это такое благо, создание и (или) потребление которого сопровождается значительными положительными внешними эффектами. Другими словами, если чистое общественное благо потребляется хотя бы одним человеком, возникает возможность его использования другими потребителями. При этом, такая возможность может быть реализована без дополнительных издержек и какого бы то ни было ущерба для первого потребителя. Казалось бы, такое положение вещей имеет чисто позитивное значение, поскольку способствует возрастанию совокупных общественных выгод от использования блага. Однако это впечатление ложно.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет