Что понимается под человеческим капиталом организации
Человеческий капитал организации
Вы будете перенаправлены на Автор24
Трактовка содержания понятия «человеческий капитал организации»
При трактовке человеческого капитала организации данное понятие могут рассматривать в двух смыслах.
В широком смысле под ним понимается сумма интеллектуального и физического овеществленного и живого труда в расчете на общую нормативную численность всего персонала организации, участвующего или принимавшего участие в прошлом прямым или косвенным образом в формировании этого капитала при нормальных условиях работы в случае полной производственной загрузки. При этом наиболее полной характеристикой человеческого капитала организации выступает стоимостной показатель совокупного труда, реализованного организацией в течение отчетного периода;
В узком смысле под ним понимается стоимость объема интеллектуального и физического живого труда основного и вспомогательного производственного персонала, служащих, управленческого и иного обслуживающего персонала при нормальных условиях в случае полной загрузки нормативно-расчетной мощности организации. При этом стоимость живого труда рассматривается как элемент оборотных средств организации.
Значение человеческого капитала для организации трудно переоценить. Он определяет уровень эффективности использования всех остальных видов ресурсов, оказывая влияние на такие ее характеристики как конкурентоспособность и стоимость, выражающихся в превышении рыночной стоимости организации на ее балансовой стоимостью.
Элементы человеческого капитала организации
Человеческий капитал организации – это система, включающая в себя следующие элементы:
Готовые работы на аналогичную тему
Выражение человеческого капитала организации является стоимость труда всех без исключения категорий ее персонала, осуществляющих трудовую деятельность в организации. В свою очередь, выражением данного показателя является несколько элементов:
Методы оценки человеческого капитала организации
Оценка человеческого капитала организации может выполняться посредством следующих методов:
Инвестиционная составляющая человеческого капитала организации
Основу формирования человеческого капитала организации, как и любого другого привлекаемого ресурса, составляют инвестиции, суть которых в данном контексте выражается в любом действии, способствующем повышению квалификационного и производительного потенциала персонала организации. Причем в практической деятельности такой вид затрат рассматривается как текущие затраты отчетного периода, однако в долгосрочном смысле они являются именно инвестиционными, поскольку будут обеспечивать организации неоднократное получение доходов.
Большая часть средств, инвестируемых организацией в человеческий капитал, используется для финансирования его обучения, получения образования или повышения квалификации, уровня профессионализма и развития творческих способностей. Кроме того, эти же средства могут быть использованы на переквалификацию работников (при изменении профиля деятельности организации), мероприятия по охране труда и здоровья членов трудового коллектива, обеспечение техники безопасности и прочее.
Еще одним вариантом использования средств, инвестированных в человеческий капитал организации, может являться их направление на финансирование корпоративных мероприятий, организацию отдыха и досуга персонала, его участие в оздоровительных, спортивных и творческих мероприятиях.
Также часть инвестиций в человеческий капитал может быть использована для оплаты услуг рекрутеров, занятых поиском отвечающего потребностям организации персонала.
Формальное воплощение инвестиции в человеческий капитал получают в виде социально-компенсационного пакета, предлагаемого сотрудникам организации. В зависимости от уровня доходности и ценностных ориентаций собственников и руководства организации состав социально-компенсационного пакета может быть различным, начиная от выплат, определенных законодательством, и заканчивая широким спектром финансируемых организацией льгот для работников.
Значимым, но зачастую неприменяемым, видом инвестирования в человеческий капитал организации выступает финансирование морального стимулирования персонала, направленное на повышение эффективности его деятельности.
Человеческий капитал: как эффективно управлять главным активом компании?
Sep 1, 2021 1:28:51 PM / Автор Yva.ai
Ещё в 2014 году Джош Берсин предсказывал, что HR претерпит кардинальные изменения. Вот 5 ключевых тезисов, опубликованных в ежегодном отчёте.
Сегодня, 7 лет спустя, мы видим, что все эти предсказания оказались верными? и все они касаются главного актива любой организации – человеческого капитала.
Что такое человеческий капитал в понимании современной, проактивной компании? Как выстроить управление персоналом, отталкиваясь от идеи ценности каждого сотрудника? На чём HR-ы сегодня делают акцент в работе? Рассматриваем вопросы управления человеческим капиталом – в новом материале Yva.ai.
Что такое человеческий капитал?
Человеческий капитал – это комплекс личных и профессиональных навыков, знаний и умений человека, состояние его физического и психического здоровья, которые влияют на результаты его трудовой деятельности и уровень дохода.
В бизнесе под человеческим капиталом подразумевается надёжный экономический ресурс, эффективность которого зависит от постоянной мотивации и развития персонала в реалиях компании. При этом анализировать человеческий капитал можно по разным признакам. Например, по уровню охвата – в масштабах страны, города или региона, на уровне предприятия, на котором работает человек, или на уровне самого работника.
Например, на уровне страны (макроуровень) можно оценить человеческий капитал по затратам на образование, рабочие командировки, медицинские услуги. На уровне организации (мезоуровень) человеческий капитал воспринимается как способ сохранения конкурентоспособности предприятием. На уровне сотрудника (микроуровень) видна зависимость заработка и расходов человека от личных и профессиональных навыков, приобретённых в процессе работы.
Также можно оценить капитал здоровья, культуры и образования человека, проанализировать его профессионализм, интеллектуальные качества и психологические характеристики. Оценка человеческого капитала позволяет более эффективно распределить трудовые ресурсы и способствовать успешной работе каждого отдельного сотрудника.
Необходимо понимать, что человеческий капитал – это основной актив компании, который требует определённых затрат и усилий. Но важно, чтобы эти усилия не принесли невосполнимые расходы, а стали выгодной долгосрочной инвестицией.
Как построить систему управления персоналом как ценным капиталом?
Управление человеческим капиталом включает следующие аспекты:
Так, например, успешность планирования будет напрямую зависеть от того, насколько стратегия бизнеса коррелирует с индивидуальными планами развития сотрудников. Можно планировать без учёта личных интересов сотрудников – и отклонение от плана будет более серьёзным, чем если мы обсудим и учтём пожелания сотрудников, а также будем договариваться об определённых компромиссах.
Например, сотруднику бухгалтерии дадут возможность расширить функционал, но при этом реализуются и интересы компании. Например, он возьмёт на себя кадровое делопроизводство и некоторые функции HR-а. Это востребовано в небольших компаниях, которым часто выгоднее развить недостающие навыки уже нанятого сотрудника, чем нанимать нового человека с этими компетенциями.
Принципы управления человеческим капиталом связаны с инновациями. Применение новых технологий – уже не просто катализатор, а неотъемлемая часть новых подходов и методов управления. Управление человеческим капиталом подразумевает образование команд, которые формируются и управляются гораздо более горизонтально, чем это было ранее.
И ориентироваться на привычное, но устаревшее понимание должностных инструкций, иерархичности, принципа «водопада» в постановке задач – неверно, если мы хотим, чтобы человеческий капитал работал максимально эффективно.
Человеческий капитал – это не только количественные характеристики отдельных людей. Важно оцифровывать синергию коллектива: творческий потенциал, коллективный интеллект, социальные характеристики, лидерские качества, уровень влияния людей друг на друга и т. д.
Без инновационных технологий реализовать непрерывную оценку сложно, поэтому инновации в HR Tech неизбежно сопровождают любые попытки внедрить умное управление человеческим капиталом в организацию. Что это означает на практике для HR-специалиста?
Как меняется роль HR-а в управлении человеческим капиталом? На чём сейчас фокус?
Обеспечить более комфортные условия работы, способствовать развитию профессиональных навыков специалистов, мотивировать их на достижение новых высот в рамках компании – эти задачи HR-а сегодня выходят на первый план. От этого напрямую зависит конкурентоспособность, репутация HR-бренда и, в конечном счёте, прибыль.
Сейчас, как никогда ранее, люди ценят свою жизнь и энергию. Новым, наиболее продуктивным поколениям свойственно легче менять работу и искать работодателя, отвечающего их ценностям и стремлениям.
Многие талантливые сотрудники уходят в компании, в которых проявляют искреннюю заботу о благополучии. Из-за рекордно высокого числа увольнений и нехватки рабочей силы 3 некоторые руководители понимают, что им нужно предоставлять больше, чем стандартные оздоровительные программы и льготы, чтобы сохранить ключевых сотрудников.
Благополучие отражает то, насколько качественно и полноценно мы проживаем жизнь. Исторически сложилось так, что большинство компаний не считали себя ответственными за поддержку или улучшение благосостояния работников, за исключением предоставления компенсаций и льгот.
Сегодня компании, которые хотят соревноваться за таланты, знают, что они не могут зависеть от статус-кво: теперь сотрудники ожидают от руководителей реальной поддержки благополучия жизни. То есть необходимо не только заботиться о благосостоянии своих сотрудников, но и улучшать его.
В этих условиях роль HR-а претерпевает трансформацию. Его роль стала сложнее и важнее за последние 5 лет. У специалистов по подбору персонала и найму теперь есть сотни новых инструментов, технологий и решений, которые можно использовать.
Новые инструменты оценки, базы данных специалистов, другие предложения BigData, искусственный интеллект, автоматизация, маркетинг и т. п. меняют характер работы.
Им нужно стать не просто менеджерами, а тренерами. Это нелёгкая работа. Но она может быть легче, если увидеть в HR-функции два типа задач.
Hard things (от англ. «тяжелые, сложные проблемы») – это текущие задачи, направленные на поддержание деятельности: отбор и наём людей, публикация вакансий, создание карьерных порталов, начисление зарплаты и т. д. Такие задачи, как управление льготами, введение в должность, выходные интервью и взаимодействие между работниками, очень сложны. Но люди склонны расстраиваться каждый раз, если они не добиваются успеха в решении этих задач.
Soft things (от англ. «мягкие проблемы») – это задачи, ориентированные на людей: обеспечить управление эффективностью, обучить новых менеджеров эффективной работе, создавать кадровый резерв, укреплять культуру, повышать вовлечённость, анализировать процессы текучести и производительности и т. д.
Джош Берсин, аналитик и лидер мнений в управлении талантами и персоналом, рассказывает, что два года изучал более 1000 организаций, почти 100 талантливых специалистов и практиков управления персоналом. Его команда анализировала множество данных о том, как HR-служба влияет на рентабельность, рост выручки и другие финансовые показатели. И вот в чём секрет ведущих организаций.
На чём HR-у сделать акцент в своей работе, чтобы, с одной стороны, оставаться актуальным в профессии и более востребованным на рынке как специалисту по работе с сотрудниками. А с другой, приносить больше ценности любой организации?
Человеческий капитал персонала
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и характеристики персонала
Персонал – включающий всех наемных работников и работающих собственников личный состав организации.
К отличительным признакам персонала относятся следующие характеристики:
Данный термин применяют для обобщенного обозначения всех работников, относящихся к различным профессиям или квалификационным группам. В российской практике с советского периода продолжает применяться аналог данного термина, обозначаемый как «кадры», заимствованный в свое время из военной практики. В последнее время высказывается мнение о том, что термин «кадры» имеет более узкое значение по сравнению с термином «персонал».
Соотношение понятий человеческий капитал и персонал
Под человеческим капиталом понимается совокупность умений, знаний, навыков и способностей, используемых в процессе удовлетворения разнообразных потребностей индивида в частности и общества в целом.
По мнению Питера Друкера, высказанному им в своих трудах, до двадцать первого века наиболее ценным активом любой организации было оборудование, сейчас – это человеческий капитал, объединяющий в себе навыки, умений и знания персонала организации.
Готовые работы на аналогичную тему
Более того, наибольшее значение приобретают работники умственного труда и эффективность их использования.
Современное экономическое развитие общества, основанное на знаниях больше, чем на любом другом ресурсе, реализует производительные силы персонала через человеческий капитал. Согласно популярной точке зрения, именно человеческий капитал является наиболее ценным ресурсом организации, особенно в сравнении с природными богатствами и накоплениями.
Такая точка зрения требует от руководства и собственников организации тщательного подбора и постоянного совершенствования персонала. Собственники и управленческие кадры организации должны инвестировать определенные средства в развитие персонал с целью наращения человеческого капитала. Вкладывая средства в поддержание квалификационного уровня, здоровья и мобильности персонала организация должна быть ориентирована на сохранение его состава. Поскольку в условиях текучести кадров любые инвестиционные решения по этому вопросу будут нерациональны, так как в конечном итоге будут формировать человеческий капитал других предприятий.
Формирование человеческого капитала персонала, по мнению большинства специалистов, в первую очередь зависит от образования. В современных условиях поддержание образовательного уровня персонала организации требует от нее значительных затрат, поскольку персонал необходимо знакомить с новыми технологиями, оборудованием, а также ориентировать на развитие творческих способностей, которые в условиях всестороннего развития конкуренции являются стратегическим преимуществом любой организации.
Изначально образование рассматривалось экономистами в качестве потребительского блага, но с середины ХХ века его зачастую характеризуют как определенную форму капитала, способную обеспечивать организации получение дохода.
Персонал, рассматриваемый в качестве человеческого капитала, должен отвечать определенным качественным и количественным характеристикам. К числу таких характеристик относятся:
Между отдачей от использования персонала организации как человеческого капитала и вложениями организации в развитие этого персонала существует прямая взаимосвязь.
Создание человеческого капитала осуществляется в результате инвестирования в персонал организации. Причем инвестиции в человеческий капитал обладают рядом отличительных особенностей в сравнении с иными видами инвестирования. К числу таких особенностей следует отнести:
Человеческий капитал
Нестеров А.К. Человеческий капитал // Энциклопедия Нестеровых
Понятие человеческого капитала
Человеческий капитал представляет собой материализованные в человеке знания и его способность к эффективному труду, эффективное использование которых позволяет воспользоваться возможностью существенного улучшения уровня жизни населения и повышения темпов экономического роста.
Человеческий капитал является особой экономической категорией, основной проблемой исследования которой является специфическая природа человеческого капитала, обусловленная совокупностью физических и умственных способностей человека, определяющих его способность к труду.
Наиболее распространено следующее определение понятия человеческий капитал:
Человеческий капитал – совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.
Данный подход отражает основные составляющие человеческого капитала, которыми являются интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни.
Понятие человеческого капитала можно трактовать как особый капитал в форме интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека. Данная трактовка указывает на тот факт, что наличие человеческого капитала означает способность людей к участию в производстве.
Специфические особенности понятия человеческого капитала представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Понятие человеческого капитала
Способность людей к участию в производстве определяет интерес к понятию человеческого капитала со стороны предприятий, так как эффективное использование человеческого капитала обеспечивает экономический рост, т.е. увеличение объема создаваемых полезностей, следовательно, повышается уровень хозяйственной деятельности предприятия.
Понятие человеческого капитала определяется в рамках нескольких концепций, включая экономическую теорию, управление персоналом, которое в свою очередь, разграничивает управление человеческими ресурсами и управление человеческим капиталом. Таким образом, человеческий капитал проявляет себя непосредственно в качестве капитала и в виде особого ресурса. С точки зрения сущностного содержания природы человеческого капитала, данное понятие затрагивает широкий спектр категорий науки управления людьми.
Разница в терминологии обусловлена включением в концепции «управления людьми» и «управление персоналом» двух взаимосвязанных понятий человеческого капитала и человеческих ресурсов. Философия и прикладные аспекты управления персоналом являются определяющими и для человеческого капитала, и для человеческих ресурсов, тогда как управленческое воздействие в теории управления людьми направлено на построение систем управления человеческими ресурсами и человеческим капиталом.
Взаимосвязь между этими аспектами представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Взаимосвязь между аспектами управления людьми
Теория человеческого капитала была разработана учеными-экономистами, среди которых наибольший вклад в разработку внесли Т. Шульц [1] и его последователь Г. Беккер [2]. Ими были заложены методологические основы и основные элементы теории человеческого капитала.
В таблице приведены несколько определений понятия человеческий капитал зарубежных авторов.