Что понимается под экологической информацией

Что понимается под экологической информацией

(введена Федеральным законом от 09.03.2021 N 39-ФЗ)

1. Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) является общедоступной информацией, к которой не может быть ограничен доступ, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к государственной тайне.

2. Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация), обладателями которой являются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, предоставляется указанными органами в порядке, установленном Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, которые обладают информацией о состоянии окружающей среды (экологической информацией), или уполномоченные ими организации размещают на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или с помощью государственных и муниципальных информационных систем информацию о состоянии окружающей среды (экологическую информацию) в форме открытых данных, содержащую в том числе сведения (сообщения, данные):

1) о состоянии и загрязнении окружающей среды, включая состояние и загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв;

2) о радиационной обстановке;

3) о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ;

4) об обращении с отходами производства и потребления;

5) о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

4. Правила размещения и обновления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или с помощью государственных и муниципальных информационных систем, в том числе содержание информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) и форма ее размещения, утверждаются Правительством Российской Федерации.

5. Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) предоставляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления гражданам, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, общественным объединениям и некоммерческим организациям на безвозмездной основе, если иное не установлено Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», законодательством Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Источник

Понятие экологической информации.

ФЗ «об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Экологическая информация- сведения о лицах, предметах, фактах, событиях и процессах, имеющих значение для охраны окружающей среды, экологической безопасности, охраны здоровья граждан, независимо от формы их представления.

Закон РФ «Об охране окружающей среды» говорит о том, что граждане и общественные организации имеют право требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране.

В целом это — большой массив различной информации. Исходя из убеждений потребностей людей, юридических лиц и муниципальных органов, такая информация может содержать данные:

• о состоянии земли, недр, воды, атмосферного воздуха, фауны, флоры, природных комплексов;

• о экологической опасности либо риске для здоровья и жизни людей;

• о хим, физических и био действиях на состояние окружающей среды и их источниках;

• о деятельности, отрицательно влияющей либо способной воздействовать на природные объекты и человека;

• о мерах по охране окружающей среды, в том числе правовых, административных и других;

• о деятельности муниципальных органов, юридических лиц и граждан-предпринимателей в сфере распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, если необходимость воплощения таковой деятельности установлена законодательством РФ.

Пользователями экологически важной информацией является более полный круг субъектов экологического права. В него входят граждане, публичные формирования, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, компании и организации, муниципальные структуры. Экологически важной информацией пользуются представительные, исполнительные, судебные органы на всех уровнях гос. власти.

Система источников экологической информации.

К источникам относятся:

• НПА, полностью или частично посвященные вопросам экологии

• Кадастры природных ресурсов, экологически важных объектов и веществ образующихся в результате производства

• Данные экологического мониторинга

• Материалы государственного статистического учета

Данный перечень открыт.

Кадастры следует рассматривать как совокупность информационных данных о количественном и качественном состоянии природных ресурсов. Структуру и порядок ведения кадастров определяют государственные органы, поэтому информация в них официальна. Виды кадастров:

• Государственный кадастр недвижимости

• Месторождений и проявлений полезных ископаемых

• Объекты животного мира

Мониторинг-система наблюдения и оценки состояния окружающей среды. Виды мониторинга, данные которых являются источниками экологической информации:

• Государственный мониторинг земель

• Состояния внутренних морских вод

Статистический учет- органы государственной власти ведут государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду- один из важнейших источников информации. Виды:

• Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

• Объектов животного мира

• В области обращения с отходами

Понятие юридической ответственности и условия ее применения.

Под юридической ответственностью за правонарушения понимаются отношения государства в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом по применению к нарушителю соответствующего наказания.

Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований.

При этом необходимо иметь в виду, что ответственность не является единственным инструментом принуждения к исполнению таковых требований. Такую же роль выполняют государственная экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, сертификация, экологический контроль и тд.

Основные функции юридической ответственности за экологические правонарушения:

1 функция. Стимулирующая. Стимулирует соблюдение норм экологического права.

2 функция. Превентивная. То есть предупреждение новых правонарушений.

3 функция. Компенсационная. То есть возмещение вреда либо окружающей среде, либо возмещения вреда здоровью, жизни и имущества человека (а иногда и в совокупности).

4 функция. Карательная функция. Наказание лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Основания юридической ответственности. Их выделяют в науке три:

1 – нормативные. Наличие нормативного акта, в соответствии с которым закрепляется тот или иной вид ответственности.

2– фактические. Состав экологического правонарушения (само экологическое правонарушение).

3 – процессуальные. То есть наличие какого-то акта, в котором закрепляются все обстоятельства дела.

В ФЗ «Об охране окружающей среды» выделяются виды: дисциплинарная, административная, уголовная и имущественная ответственности.

Спор – имущественная ответственность объединяет гражданско-правовую и материальную или только гражданско-правовую. В качестве примера санкций: аннулирование лицензии, полное прекращение деятельности предприятия, отмена разрешения на отстрел или отлов животных, расторжения договора аренды в сфере лесопользования, землепользования. Но все эти санкции – это скорее гражданско-правовые и административные, нет самостоятельного нормативного акта – поэтому позиция недостаточно обоснована.

Один из недостатков ФЗ «Об охране окружающей среды» – то, что нет легального закрепления экологического правонарушения, а в прежнем было.

Экологическое правонарушения – это противоправное, как правило виновное деяние, совершаемое праводееспособным лицом (субъектом), причиняющее экологический вред или создающее реальную угрозу причинения такого вреда, либо нарушающее иные права и законные интересы субъектов экологического права.

Уголовная ответственность за экологические правонарушения.

Выделяют здесь три группы преступлений:

1 группа. Составы, посягающие на состояние отдельных природных ресурсов: загрязнение вод, загрязнение атмосферного воздуха, порча земель и так далее.

2 группа. Составы, устанавливающие ответственность за нарушении экологических требований при осуществлении хозяйственной и иной деятельности: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ и нарушение правил с отходами.

3 группа. Составы, устанавливающие ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

И статья УК РФ – «экоцид». Данный состав закреплён в преступлениях против мира и безопасности человечества, что говорит о повышенной охраняемости(на практике ни разу не применялась эта статья.)

Трудности по вопросам применения уголовной ответственности за экологические преступления:

Во-первых, сравнительно небольшое количество возбуждённых дел, содержащих составы экологических преступлений.

Во-вторых, трудности, связанные с профессиональным сбором специфических доказательств.

В-третьих, трудности, связанные со своевременным выявлением необходимых для справедливого и законного рассмотрения дела, обстоятельств.

Часто также возникает трудности с доказыванием наличия умысла в самом деяния, умышленной формы вины.

Все эти трудности образуют результат, который говорит о высокой латентности экологических преступлений.

В отдельных сферах деятельности процентный состав латентных экологических преступления может доходить до 90%. Особенно в сфере лесопользования. И зачастую трансформации уголовной ответственности в административную.

Источник

О понятии экологической информации

В настоящее время в российском законодательстве отсутствует четкое и конкретное определение понятия «экологической информации», что создает определенные трудности в процессе правоприменения. Следовательно, существует необходимость внесения данного определения в законы Российской Федерации, т.к. это позволит решить проблемы, связанные с совершенствованием и конкретизацией экологического и др. законодательства.

Многие ученые в своих трудах пытались сформулировать понятие «экологической информации». Так, по мнению М.М.Бринчука, экологическая информация представляет собой массив разнообразной информации, которая может содержать в себе данные о[1]:

1) состоянии воды, воздуха, земли, почвы, флоры, фауны, недр, природных ландшафтов и комплексов;

2) экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей, а также химических, физических и биологических воздействиях на состояние окружающей среды и их источниках;

3) деятельности, отрицательно влияющей или могущей повлиять на природные объекты и человека и мерах по охране окружающей среды, в том числе правовых, административных и иных мерах;

4) о деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан-предпринимателей в сфере распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды;

На мой взгляд, стоит обратиться к международному законодательству в области охраны окружающей среды. К примеру, в п.3 ст.2 Конвенции «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» экологическая информация определяется как любую информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о:

а ) состоянии элементов окружающей среды, таких, как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты и взаимодействие между этими элементами;

b ) факторах, таких, как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды, охватываемые в подпункте а выше;

с ) состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры и зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или, через посредство этих элементов, факторы, деятельность или меры, упомянутые в подпункте b выше;

Можно также обратиться к Экологическому кодексу РТ. В нем в ст.76 достаточно полно и ясно разъясняется понятие экологической информации.

Однако от экологической информации стоит отделить ту, которая может быть отнесена к государственной тайне в соответствии со ст.5 ФЗ «О государственной тайне», а также в п.2 ст.3 Директивы «О свободе доступа к информации об окружающей среде» дается перечень той информации, которая не может быть предметом доступа общественности (н-р, информация, относящаяся к конфиденциальности личных данных и файлов, общественной безопасности, коммерческой и промышленной тайны и т.д.)

1. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических заведений. М.: Юристъ, 1998. с.247-249

2. Дубовик О.Л. Экологическая информация: понятие, виды, режим, защита// Зеленый мир. 2003. №21-22. С.6

3. Виниченко В.Н. Экологическая информация и принципы работы с ней. М.: Эколайн, 1998. С. 7

Что понимается под экологической информацией. Смотреть фото Что понимается под экологической информацией. Смотреть картинку Что понимается под экологической информацией. Картинка про Что понимается под экологической информацией. Фото Что понимается под экологической информацией

Специалист в области процессуального права

Что понимается под экологической информацией. Смотреть фото Что понимается под экологической информацией. Смотреть картинку Что понимается под экологической информацией. Картинка про Что понимается под экологической информацией. Фото Что понимается под экологической информацией

Авторский курс «Поставка»

Что понимается под экологической информацией. Смотреть фото Что понимается под экологической информацией. Смотреть картинку Что понимается под экологической информацией. Картинка про Что понимается под экологической информацией. Фото Что понимается под экологической информацией

Гражданское право: основные проблемы

Комментарии (13)

Доброго времени суток! Надежда, спасибо за Вашу статью.

Вопросы экологии, действительно, стали очень актуальны в наши дни, поскольку в век бурного развития промышленности реализовать право на благоприятную окружающую среду, гарантированное каждому Конституцией РФ, становится все труднее.
Неотъемлемой составляющей данного права является право обладать информацией о состоянии окружающей среды.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в ч. 1. ст. 11 указывает: «Каждый гражданин имеет право на. достоверную информацию о состоянии окружающей среды. «. Недопустимость ограничения доступа к информации такого рода подтверждается положениями Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации»: «Не может быть ограничен доступ к. информации о состоянии окружающей среды. » (п. 2. ч. 4 ст. 8).
За сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение экологической информации лицами, на которых законом возложена обязанность по ее предоставлению, устанавливается административная ответственность. В связи с вышеизложенным усматривается некое противоречие: законодатель не раскрывает (как Вы справедливо заметили) термина «экологическая информация», однако устанавливает ответственность за ее непредставление.

Соглашаясь с автором, хочется отметить, что понятие «экологическая информация» является понятием собирательным, поэтому возникает вопрос: должно ли оно содержать исчерпывающий перечень составляющих его сведений? Наверняка, с течением времени появятся и иные «элементы», относящиеся к данному термину.

В заключение хотелось бы обратить внимание на следующий аспект. Верно указано на тот факт, что нормы экологического права носят не систематизированный характер, в связи с чем в последнее время все активнее обсуждается перспектива их кодификации, создание Экологического кодекса, который как раз и будет закреплять основные положения данной отрасли. Насколько, на Ваш взгляд, необходима данная мера и есть ли перспектива появления Экологического кодекса в РФ?

Анастасия, большое спасибо за внимание, проявленное к моей работе. Мне очень приятно, что я смогла Вас хоть чем-то заинтересовать.

Касательно тех аспектов, на которые Вы обратили внимание, хотелось бы отметить. Да, действительно, невозможно составить полный, исчерпывающий список сведений, которые подпадают под понятие экологической информации. Но, на мой взгляд, необходимо отметить все источники, из которых мы можем черпать экологическую информацию и её признаки.

Вы вполне верно отметили, что в последнее время все более обширный характер. В юридической литературе все чаще обосновывается необходимость систематизации экологического законодательства. К данной тематике обращались многие известные ученые-юристы. Такие как, к примеру, С. Боголюбов, М. Бринчук, М. Васильев, Г. Волков, А. Голиченков, И.Краснов и т.д.

В этом плане интересно обратиться к опыту республики Татарстан, в которой существует свой собственный Экологический кодекс. Я оцениваю данный опыт положительно, более удобно обращаться к единому систематизированному акту, чем к 10 разных законов.
Также на пусть систематизации экологического законодательства вышел уже и Казахстан.
К тому же в Российской Федерации существует уже большое количество нормативно-правовых актов, содержащих нормы экологического права.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что скорей всего в нашей стране уже созрела необходимость принять такой кодифицированный нормативно-правовой акт, как Экологический кодекс РФ.

В последнее время в эколого-правовой литературе уделяется внимание исследованию правовых вопросов, касающихся экологической информации, и это не случайно. В современном информационном обществе роль информации существенно возрастает во всех сферах общественного развития, в том числе экологической. Информационный фактор приводит к активному развитию эколого-информационных общественных отношений, возникающих по поводу и в связи с экологической информацией. Однако, их правовое регулирование на сегодняшний день совершенным и эффективным не является, что неизбежно приводит к практическим проблемам, требующим осмысления наукой экологического права.

Как Вы (Надежда Микутова) верно подметили, в числе проблемных вопросов продолжают оставаться определение правового понятия и состава экологической информации. Существующие в науке экологического права научные разработки, связанные с определением правового понятия «экологическая информация», несмотря на их разнообразие, сводятся в основном к двум подходам. Одни ученые дефинируют это понятие через перечень сведений (данных), включаемых в состав экологической информации (О.С. Карху, А.А. Попов и др.). Такой подход не противоречит общетеоретической науке, которая допускает формулировку определения понятия в форме определенного перечня. Однако в этом случае дискуссии идут главным образом в рамках такого перечня. Само понятие становится либо громоздким, либо недостаточно полным. Другие авторы определяют понятие «экологическая информация» через сферу (область) эколого-правового регулирования в целом (О.Л. Дубовик), либо общественные отношения, составляющие предмет экологического права (С.А. Боголюбов), к которым имеют отношение различные сведения. Такой подход позволяет более четко очертить пределы дефинируемого понятия, выделить иные элементы, касающиеся его содержательной характеристики. Но и в этом случае консенсуса не наблюдается.
Еще один скользкий вопрос – из законодательных определений не всегда бывает ясно, какую информацию следует относить к экологической, а какую – нет. Особенно часто неопределенность возникает в тех случаях, когда вопрос касается коммерческой и государственной тайн, охраняемых законом. Возможность неоднозначных трактовок определений, данных в различных законах, порождает конфликты.
На конференции министров окружающей среды Европы, которая состоялась в июне 1998 года в Дании, 35 стран Центральной и Восточной Европы подписали разработанную Европейской Экологической Комиссией ООН Конвенцию «О доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды». Свое решение не присоединяться к этой Конвенции Россия объясняет «техническими причинами». Если бы уже сегодня это международное соглашение действовало на территории Российской Федерации, многие вопросы получения и распространения экологической информации получили бы большую ясность.

Поднятая вами тема довольно актуальна,в связи с тем,что понятие «экологическая информация» нигде не прописано,однако упоминается в законах.

Существует малоизвестный документ, который принимался на десятом заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ в декабре 1997 года. Это — Модельный закон «О доступе к экологической информации». Среди преимуществ модельного закона следует отметить то, что в этом документе впервые в СНГ предпринята попытка — дать нормативное определение термину «экологическая информация».
Так, согласно части 1 статьи 3 модельного закона: «экологическая информация — любая информация о состоянии вод, атмосферы, почвы, живых организмов и экосистем и их изменениях, о деятельности, факторах и мерах, которые оказывают или могут оказать воздействие на них, а также о запланированной или осуществляемой деятельности по использованию природных ресурсов и последствиях этого для окружающей среды, включая данные, необходимые для оценки этих последствий для окружающей среды и населения, а кроме того — о мерах, направленных на охрану и рациональное использование окружающей среды. Экологическая информация может быть выражена в любых объективированных формах».

Источник

Понятие и источники экологической информации.

Доступ к информации является одним из важных факторов осуществления права граждан на получение информации. Особенно если это касается информации об окружающей среде.

В Конституции Российской Федерации ( гл.2,Статья 42) говориться, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Как эта информация доходит до населения, увы, крайне сложный вопрос. Ведь закона, который бы регулировал такое право, нет. Однако, стоит попытаться выяснить, откуда и как любой заинтересованный гражданин (или же юридическое лицо) может получить доступ к информации об окружающей среде, т.е. доступ к экологической информации.

Данные о состоянии окружающей природной среды содержат следующие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации:

Самый простой источник-получение информации о состоянии окружающей среды из интернета, с сайтов специализированных органов. Но, к сожалению, эта информация не всегда обновляется.

Вернёмся к Конституции. Как уже говорилось выше, основу эколого-информационных отношений составляет Конституция РФ, в соответствии с которой право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды отнесено к числу основных прав человека и гражданина (ст. 42).

Реализация данного права обеспечивается следующими конституционными нормами. В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Согласно ст. 11 Закона об охране окружающей среды, граждане имеют право направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране.

Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан (ст. 12 Закона).

Куда же может обратиться гражданин за получением информации? В экологическое управление.

Муниципальное экологическое управление имеет сложное эколого-информационное содержание. При его осуществлении органы местного самоуправления, которое является формой осуществления народовластия, обеспечивают население экологической информацией при решении вопросов местного значения, связанных с рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды. Экологическая информация используется ими как для реализации собственных полномочий (например, принятие и организация выполнения муниципальных планов и программ комплексного социально-экономического развития), так и при осуществлении переданных им государственных полномочий.(2)

Наиболее полно информационная составляющая отражена в функциях государственного экологического управления. Это обусловлено значительной ролью информации в сфере государственного управления. Для осуществления управленческих функций в области природопользования и охраны окружающей среды органы исполнительной власти, с одной стороны, должны располагать экологической информацией. При этом важно, чтобы характер и объем экологической информации соответствовали возложенным на них экологическим функциям, что является одним из условий эффективности государственного экологического управления. Для этого необходимо:

— во-первых, упорядочение эколого-информационных потоков, что обеспечивается посредством установления и правового закрепления порядка сбора и предоставления сведений, относящихся к экологической информации, исполнительным органам власти, осуществляющим экологическое управление, другим уполномоченным органам исполнительной власти, например, в области государственной статистики, а также путем правовой регламентации обмена экологической информацией между органами экологического управления. Это позволяет осуществлять информационное обеспечение таких управленческих функций, как экологический государственный учет и отчетность, государственный кадастр природных ресурсов и объектов природы, экологический мониторинг, координационная функция в этой области и др.;

— во-вторых, создание и обеспечение функционирования эколого-информационных систем и банков данных, образование центров информатизации, осуществляющих эколого-информационное сопровождение органов власти при реализации ими всех управленческих экологических функций, а также информационное обслуживание предприятий, организаций и граждан, оказание им услуг по предоставлению экологической информации.

С другой стороны, органы исполнительной власти при реализации возложенных на них управленческих функций обязаны создать условия для обеспечения доступа к экологической информации пользователей-граждан, общественных организаций и объединений, обладающих правами на эту информацию в силу конституционных норм, требований экологического и информационного законодательства. Для этого определяются порядок и условия предоставления такой информации.(3)

Что касается понятия «доступ к информации о состоянии окружающей среды»,то в 1998 году был принят Федеральный Закон РФ «О гидрометеорологической службе». В соответствии с преамбулой к этому закону он, кроме прочего, направлен на обеспечение потребностей физических и юридических лиц в информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.

Это единственный нормативный акт, в котором предпринята попытка раскрыть содержание термина «информация о состоянии окружающей природной среды».

Можно выделить статью 14 (пункт 1), согласно которой информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории ограниченного доступа.

Впервые в законодательстве появляется ссылка на возможность выделения из всего массива экологической информации ее части, имеющей статус информации ограниченного доступа. Данная норма входит в противоречие с процитированными выше нормами Закона «Об информации, информатизации и защите информации».

Собранная информация аккумулируется в Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении. Из этого фонда информация на определенных условиях (ст. 17 Закона) может быть предоставлена заинтересованным лицам. Причем бесплатно. И в любом варианте.

Что касается зарубежного опыта, то
существует малоизвестный документ, который принимался на десятом заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ в декабре 1997 года. Это — Модельный закон «О доступе к экологической информации».

В этом документе есть много полезного, хотя и немало недостатков. Среди преимуществ модельного закона следует отметить то, что в этом документе впервые в СНГ предпринята попытка — дать нормативное определение термину «экологическая информация».

В нормах международного права также необходимо выделить Конвенцию «О доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (в рамках ООН, совершена в Орхусе (Arhus), Дания, 25 июня 1998 года).

Россия эту Конвенцию не подписала. Здесь также подробно определен термин «экологическая информация».

Вопрос доступа граждан к экологической информации в любом её виде довольно сложен, так как право на доступ закреплено, но на практике не реализуется.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *