Что понимается под экологической культурой человека

Что такое экологическая культура и как она формируется

Экологическая культура – это термин, получивший широкое распространение во второй половине XX в. Его появление связано с необходимостью внесения изменений в мировоззрение людей в связи с радикальной трансформацией биосферы. Эта трансформация создала угрозу существования как отдельных социумов, так и всего человечества. Масштабные угрозы требуют принятия мер не только на уровне правительств и крупных производителей – ответственность за любые действия ложится на каждого человека. В этом и проявляется культура жизни на планете Земля.

Что такое экологическая культура

Культура – это самоограничение. Оно может быть следствием собственных убеждений или стереотипов поведения, сформированным в данном обществе. Культурным человеком считается индивидуум, живущий так, чтобы не доставлять беспокойства другим и соответствовать всем требованиям общества. Эти два компонента культурного человека представляют собой единство и борьбу противоположностей – личности, как самодостаточного явления, и человека, находящегося под постоянным контролем общества.

Под экологической культурой граждан понимается такая система самоограничений, которая направлена на сохранение оптимального состояния окружающей среды.

Движущей силой возникновения этого вида культуры явилось состояние ресурсов. На протяжении всей истории существования людей природные ресурсы истощались, что приводило к гибели населения данной территории, к миграциям и изменению состояния общества.

Истощение основных природных ресурсов и трансформация экологической среды порождали экологический кризис. Выход из кризисной ситуации заключался:

Экокризис, порожденный вырубкой лесов в Европе, мог привести к гибели цивилизации на этой территории. Однако древесину, как энергоресурс, заменили углем. В результате стали развиваться промышленность и сельское хозяйство.

Такое решение проблемы не повлияло на стереотипы поведения. Люди, для которых лес был кормильцем и домом, теперь перестали от него зависеть. Несмотря на то что промышленность развивалась преимущественно на угле, лес истреблялся еще больше. Его вырубали не только на дрова и доски, но и для того, чтобы освободить площади для пастбищ и сенокосов.

Экологическое поведение было характерно для древних народов, живших общинами. Широколиственные леса были для первобытных европейцев не только источником ресурсов, но и местом естественной и магической защиты. Это заставляло их делить свою территорию на участки. Одна часть находилась в хозяйственной эксплуатации, другая приобретала статус священной земли, на которой могли находиться только представители касты магов.

Культурные ценности экологического характера, сформированные на уровне народных традиций, становятся наиболее устойчивыми стереотипами поведения. Запреты на уровне государственных законов в меньшей степени влияют на выработку устойчивых механизмов поведения. Людям свойственно осознанное или подсознательное противостояние государственной системе. Для того чтобы природоохранные запреты и ограничения стали частью ценностей личности, необходима длительная работа по профилактике и пресечению нарушений природоохранного законодательства.

В качестве примера можно привести запрет на охоту у водопоев. Такие запреты существуют в аридных зонах. Поскольку здесь воды мало, охотники, находясь у водоемов, могут уничтожить всю дичь, обитающую на большой территории. Такой запрет существовал у народов всегда. Однако при появлении государственных законов, регламентирующих охоту, население стало активнее охотиться на водопоях.

Этот парадокс объясняется сочетанием большой плотности населения с его независимостью от ресурсов данной территории. В результате моральное осуждение поступков со стороны жителей данного социума уже перестает играть значимую роль. В этом случае движущим механизмом поведения становится страх перед юридическим наказанием или мировоззрение, сформированные на его основе знания и моральные ценности.

Виды экологии

Впервые этот термин появился в 1866 г. Его автор – Эрнст Геккель – определил эту сферу знаний как науку о взаимодействии организмов со средой их обитания. Причем компонентами этой среды были не только неорганические объекты. Ее частью являлись и организмы разных видов, вступавшие во взаимодействие с данным биологическим объектом.

В таком понимании экология развивалась до середины XX в. Основным результатом развития следует считать переход экологии в разряд системных наук. Это означает, что теперь объектом данной сферы знаний стала система, которая получила название экологической.

Таким образом, экология в современном понимании является наукой, изучающей закономерности функционирования экологических систем. Таковыми являются системы, образованные живыми организмами разных видов, находящимися в постоянном взаимодействии друг с другом и с компонентами неживой среды.

Со второй половины XX в. появились и стали достоянием масс такие понятия, как экологические проблемы, кризисы и катастрофы. Исходя из приведенного определения, в первом случае речь должна вестись о сложностях в функционировании и развитии экосистем.

Под кризисом следует понимать такое состояние, при котором проблемы, нарастающие как снежный ком, могут привести к разрушению экосистемы. Катастрофа – это гибель экосистемы. Причем это не означает, что на данном месте не будет ничего живого. Даже место атомного взрыва постепенно заполняется живыми организмами. Только они уже будут формировать другую экосистему взамен безвозвратно погибшей.

Для леса любой пожар – это катастрофа, потому что на месте деревьев появляются не лесные виды. Причем пожар на больших территориях может создать ситуацию безвозвратной гибели прежней экосистемы.

Катастрофой является и создание водохранилища ГЭС. При радикально измененных условиях среды (скорость течения воды, химический состав, изменение кормовой базы и т.п.) на месте речных экосистем появляются совсем другие сообщества с доминированием иных видов.

В XX в. темпы разрушения экологической среды приобрели глобальные масштабы, в результате чего термин «экология» перестал быть достоянием только науки. Теперь это понятие стало обозначать методологию спасения человечества от проблем, созданных в результате трансформации экологической среды жизни человека.

Войдя в повседневный обиход людей, не являющихся специалистами, это понятие приобрело не один, а множество смыслов. Появились экологии:

Раздробление какой-либо сферы научных знаний на множество разделов свидетельствует о научной и практической востребованности. Чрезмерная популярность может приводить и к появлению ложных понятий. К таковым, например, необходимо отнести следующие словосочетания: экология души, чувств, медицины, химии и т.д. Эти понятия являются безграмотными и не имеют ничего общего с экологией, посвященной взаимоотношениям объектов живой и неживой природы. Эти взаимоотношения материальны, поскольку их проявлением служат круговороты веществ и элементов.

Состояние экокультуры человека в современном мире

Каждый человек живет в обществе, развивается под воздействием социума, оказывая, в свою очередь, влияние на других людей. В этом плане поступки людей – это их отношение друг к другу. Этот тезис полностью относится к охране природы.

Человек заботится о каком-нибудь тигре или цветке не только из-за чувства жалости к другим существам, но и ради самоуважения. Кроме того, он заботится о природе ради будущих поколений. Охрана природы – это проявление отношения людей друг к другу в масштабах человечества и биосферы.

Экологическая культуризация – это процесс, связанный с глобализацией сознания. Проблемы, кризисы и катастрофы, несмотря на их преимущественно локальное проявление, современными людьми все в большей степени рассматриваются как ситуации, затрагивающие интересы всех и каждого.

Однако процессы культуризации происходят неравномерно. Это связано с низким уровнем образованности, живучестью устаревших стереотипов и противодействием со стороны организаций и лиц, заинтересованных в получении максимальной прибыли от эксплуатации природных ресурсов.

В качестве примера можно привести пиротехнический стереотип природопользования. Это традиция применять огонь в виде палов. Данный стереотип сформировался давно, еще в палеолите. Человек – это единственное животное, не боящееся огня. Способность управлять процессом горения и вывела людей из палеолита в неолит, а потом и в индустриальное общество.

В результате сильно изменилось состояние биосферы, уменьшилась площадь лесов, в т. ч. влажных тропических, начал меняться климат, а люди по-прежнему убеждены в том, что, сжигая природу, они делают не только полезное, но и экологически адекватное дело.

Палы, т. е. преднамеренные поджоги, трансформируют леса, способствуя их полному исчезновению. Устраняя органику, огонь снижает количество гумуса, замедляя или даже прекращая процесс почвообразования.

В лесах, неоднократно пройденных пожарами, уменьшается количество деревьев на единицу площади, что приводит к бурному разрастанию травы. В результате увеличивается горимость растительности, поскольку трава является хорошим проводником огня. Чем чаще человек производит палы, тем сильнее развиваются пожары.

Таким образом, палы порождают регулярные катастрофические пожары, распространяющиеся на больших территориях. В результате гибнут не только животные, но и люди. Несмотря на очевидность вреда, люди не спешат отказываться от палов. Каждым поджигателем руководит инстинкт пирофила, заложенный у человека на генетическом уровне. Кроме того, пиротехнический стереотип природопользования формировался на протяжении многих тысяч лет. Эта веками поддерживаемая привычка снижает уровень экологической культуры современного человека.

Таких примеров, тормозящих развитие культуры, можно привести много. Это сбор цветов, способствующий вымиранию видов, рубка елей на Новый год и т.д. Традиции делают общество сплоченным, но они же тормозят развитие культуры.

Как формируется и развивается экокультура человека

Экологическая культура личности формируется под воздействием общества и собственных убеждений. Однако в одних и те же условиях могут появиться люди с разными убеждениями. Это связано с тем, что каждый человек неповторим. Личность формируется в семье, в школьном коллективе, в социуме. Ребенок подражает взрослым, поэтому его убеждения зависят от того, в какой среде он вырастет. Убеждения формируются на основе моральных ценностей, знаний и личного опыта.

Ответственность за формирование экологических убеждений лежит на государственной системе. Одна из функций государства – это передача знаний от одного поколения другому. Кроме того, государство создано для того, чтобы обеспечить людям защиту от неблагоприятных воздействий любого характера. Это не означает, что семья не должна воспитывать культурных людей. Основной воспитательный процесс в наше время по-прежнему происходит в семьях. Однако только государство представляет собой самовоспроизводящуюся систему, способную планомерно менять общество.

Источник

Экологическая культура, определение и понятие, значение, примеры

экологическая культура Это связано с образовательным процессом, направленным на пробуждение в людях сознания об окружающей среде. Этот процесс пытается способствовать изменению отношений между человеком и природной средой, гарантируя устойчивость и качество окружающей среды как для нынешнего, так и для будущих поколений..

Как движение, экологическая культура имеет свое оправдание в виде очевидного ускоренного дисбаланса природного продукта человеческой силы для преобразования окружающей среды. В результате этих модификаций живые виды часто подвергаются опасностям, которые могут быть необратимыми..

Что понимается под экологической культурой человека. Смотреть фото Что понимается под экологической культурой человека. Смотреть картинку Что понимается под экологической культурой человека. Картинка про Что понимается под экологической культурой человека. Фото Что понимается под экологической культурой человека

По этой причине экологи считают, что экологическую культуру следует прививать людям всех возрастов, на всех уровнях и в рамках формального и неформального образования..

Точно так же они считают, что социальные сети несут огромную ответственность за то, чтобы поставить свои огромные ресурсы на службу пропаганде этой культуры..

За эти годы эта образовательная миссия собрала группы специалистов по экологическим вопросам из всех стран. Одним из них является ЮНЕП, Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде). Это учреждение координирует с 1975 года Международную программу экологического образования.

Определение и понятие

определение

Первоначально слово «культура» использовалось в смысле совершенствования. В настоящее время этот термин связан со сферой духовной жизни, то есть с человеческим сознанием..

Таким образом, экологическая культура может быть определена как способность людей использовать знания и экологические навыки в своей практической деятельности..

В этом смысле без достаточного уровня культуры люди могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их. Экологическая культура человека включает в себя его экологическое сознание и экологическое поведение.

Экологическое сознание понимается как совокупность экологических идей, позиций и отношения мировоззрения к природе и стратегий практической деятельности, направленных на природные объекты..

концепция

Концепция экологической культуры тесно связана с экологическим образованием. В отличие от других традиционных форм образования, экологическая культура представляет собой целостный процесс (рассматривает экологическую культуру в целом) и обучение в течение всей жизни. Он направлен на создание ответственных людей, которые исследуют и определяют экологические проблемы.

С другой стороны, экологическая культура не означает просто защиту окружающей среды или публикацию экологической информации. Напротив, он остается нейтральным, когда обучает людей критическому мышлению для решения проблем. Его руководящими принципами являются осведомленность, знания, отношения, навыки и участие.

Важность экологической культуры

Помогите улучшить качество жизни

Культура окружающей среды может помочь улучшить качество жизни живых существ планеты. Примером этого являются различные программы экологической культуры, направленные на увеличение посадки деревьев. Они способствуют улучшению чистоты воздуха от многих вредных для человека загрязняющих веществ..

В дополнение к обеспечению кислорода для дыхания живых существ, деревья действуют как очищающий фильтр. Согласно результатам квалифицированных исследований, они могут устранить 1,3 тонны в день окиси углерода. Кроме того, они могут устранить другие загрязнители, такие как диоксид серы, диоксид азота и озон.

Аналогичным образом, программы экологической культуры поощряют создание нормативных актов, гарантирующих чистоту воздуха, и создание парков, которые могут помочь в соответствии со стандартами качества, необходимыми для поддержания чистоты воздуха. Этим они вносят большой вклад в улучшение качества жизни..

Это заставляет людей знать об изменении климата

Растет интерес со стороны организаций к ограничению, посредством создания экологической культуры, выбросов парниковых газов.

Они также стремятся повысить эффективность использования энергии, как на региональном, так и на глобальном уровне, чтобы противостоять изменению климата.

Природные земли, такие как леса, луга и парки, являются ключевым активом в этих усилиях. Большие запасы служат большими угольными фильтрами. Точно так же маленькие местные парки помогают освежить окружающую среду.

Способствует сохранению воды

Улучшение качества воды является еще одной целью, преследуемой программами экологической культуры. Сохранение открытых земель и создание парков сохраняет естественные процессы проникновения и ограничивает непроницаемость.

Это гарантирует, что ливень движется сразу к центрам водоносного горизонта, максимально ограничивая его поверхностное перемещение. Контакт с поверхностными источниками загрязнения остается низким.

примеров

Экологическая образовательная программа Hino Motors

Это программа, разработанная в Японии компанией Hino Motors. В нем пропагандируются просветительские и просветительские мероприятия, связанные с окружающей средой, в целях повышения экологической культуры работников..

По мнению ее руководителей, компания убеждена, что экологическая деятельность выходит за рамки корпоративного сектора..

Они также признают важную роль, которую каждый сотрудник играет на рабочем месте и дома. Поэтому в рамках программы особое внимание уделяется индивидуальной ответственности..

На сегодняшний день руководство Hino Motors продолжает включать экологическое образование в свои программы обучения для менеджеров и новых сотрудников..

Ее руководители гарантируют, что компания продолжит свои усилия по внедрению более систематического экологического образования в своих усилиях по постоянному повышению экологической осведомленности в Японии..

Симпозиум «Пробуждение мечтателя» (пробуждение мечтателя)

Это симпозиум, созданный организацией Альянс Пачамама (Альянс Пачамама). В частности, симпозиум пытается продемонстрировать, что разрушение окружающей среды является результатом несовершенной системы убеждений современного мира. Эта неисправная система характеризуется отсутствием последствий в разрушительных действиях.

В этом смысле симпозиум подчеркивает тот факт, что окружающая среда находится в критическом состоянии. Поэтому, хотя все еще есть надежда изменить наш курс, время необходимо.

Во время симпозиума вдохновляется желание и срочность стать экологическим администратором. Соответственно, они называют это желание «быть в состоянии благословенной тревоги».

Организация Alianza Pachamama была основана в 1995 году в глубине тропического леса Амазонки между границами Перу и Эквадора. Его основатели получили поддержку в племени ачуаров (эквадорско-перуанской этнической группы). Это те, кто дает философское обоснование движению.

Источник

Доклад на тему «Экологическая культура человека»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

« Экологическая культура человека »

Человек физически и духовно неразрывно связан с природой. Чтобы сохранить свою жизнь, он должен быть с природой в процессе постоянного обмена. В то время как адаптацию существ и видов к среде обитания, находящихся на эволюционной лестнице ниже человека, характеризует более или менее пассивное отношение, человек играет активную роль в своей среде обитания, он все более модифицирует и приспосабливает ее к себе. Он делает это при помощи культуры, с которой начинается адаптация, и заканчивает контролем, многократно возросшим со времен палеолита, над своей средой обитания. Это рост можно связать с ростом знаний и в связи с этим с прогрессом в развитии технико-технологической основы труда. Именно поэтому подчеркивается роль технических и экономических факторов в активном отношении человека к среде обитания. Среда, в которой живет человек, — это биосфера, но в нее он собственными руками привносит многочисленные противоестественные факторы. Это имеет глубокие последствия для его психики. Еще недавно человек был собеседником и главным толкователем природы. Сейчас природа становиться все более искусственной, человек живет в сообществе, окунувшись в свое собственное сознание, в свое дело, которое было его целью, но которое может стать его концом.

Человеческие ценности меняются в процессе преобразования природной среды. Но сама ситуация изменяется в том случае, если новые ценности становятся достоянием широких масс, т.е. если появляются соответствующая идеология и культура.

Современная напряженная экологическая ситуация требует углубленного рассмотрения существенных особенностей отношения человека к природе в различных культурах. Под культурой в ее высшем измерении поднимаются процесс и результат творческого постижения и преобразования человеком окружающего мира. Слово «культура» экологично само по себе и восходит к возделыванию земли. Связи между культурой и природой, между социальным и экологическим поведением фундаментальны и непреходящи. Так, установка в культуре на господство над природой и использование ее прежде всего в утилитарно-потребительских целях, даже если совершаемое действие не подпадает под природоохранительный закон, тесно коррелируют с отношением к окружающим людям, как к вещам, и желанием использовать их, может быть тоже формально вполне законным, но нравственно порочным.

Тесная связь между культурой и природой делает актуальной в плане гармонизации взаимоотношений человека и природы задачу синтеза экологически позитивных тенденций всех типов культур, что обеспечивает гармоничное развитие мировой культуры. Последнее, конечно, не означает, что различные отрасли и типы культуры сольются в некое аморфное целое. Проблема заключается в их скоординированном развитии, направляемом основными человеческими целями и желаниями.

Широкий культурный синтез необходим, потому что экологически позитивное отношение к природе присуще в различной степени и направлениях разным отраслям и типам культуры. Так, в западной культуре заметно преобладание рационального над чувственным, в восточной – наоборот. Необходима же (социально и экологически) гармония того и другого в целостном постижении и творении мира и себя. Экологический культурный синтез, представляя собой, способ личности целостно познавать природу и свои взаимоотношения с ней, является в то же время существенным моментом саморазвития человека и обретения социальной гармонии.

Экологическая культура в узком смысле слова аналогично практическому возврату человека к единству с природой должна быть формой теоретического возврата с преодолением того рационального мышления, которое, начинаясь со становлением искусства, через мифологию в философии приходит к самосознанию себя. В создании экологической культуры принимают участие и материальная, и духовная культура.

Все отрасли духовной культуры, модифицируясь, могут внести вклад в создание экологической культуры. Исторически первой отраслью духовной культуры была культура невидимая – мистика. Опасность экологической катастрофы, актуализировавшаяся в современной экологической ситуации, способствовала возрождению мистических взглядов, всегда следовавших по пятам за обнаружением человеческой слабости перед силами природы. Пропагандируемое современными экологами диалектическое по существу положение «все связано со всем» (1-й закон экологии, по Коммонеру), трансформируется натурфилософами до представления о сверхприродной целостности, Едином.

В рамках первых цивилизаций складывались мифологические культуры.

Само появление мифологии было объясняемо стремлением человека, хотя бы в идеальной форме, вернуться к изначальному единству с природой. Таким образом, мифология по сути своей экологична.

Также и все древнейшие религии основаны на обожествлении природных явлений (солнца, света и т.п.). Современное экологическое движение в условиях слабости теоретической базы не основываться на вере, составляющей важнейший момент религии. Другими словами, современное экологическое движение не может не быть существенно религиозным движением. Многие принципы экологической этики – принцип равноценности всех видов жизни и др. – являются объектом веры.

Наука изначально экологична в том смысле, что нацелена на изучение природы. Экологическая наука и основанная на ней техника могут пониматься в двух смыслах: во-первых, в плане приоритета, отданного изучению закономерностей взаимодействия человека и природы. Во-вторых, в плане перестройки всей науки и техники как системы знаний, деятельности и социального института с целью ее уподобления биосфере, обладающий такими свойствами, как обратная связь, адаптация к изменениям окружающей среды и т.д.

Специального рассмотрения требуют вопросы экологической культуры, связанные с сохранением нравственно-духовных ценностей. Экологическое воспитание не ограничивается осознанием и практическим усвоением экологии биологической. Не менее важна экология культуры (термин выдвинут Д. С. Лихачевым), память о духовной жизни народа. Не только загрязнение внешней среды, угроза экологического кризиса, но и загрязнение внутреннего мира человека, его духовной памяти и сознания означает распад личности. Патриотические чувства «сохнут» от суррогатов массовой культуры, от бездеятельности души и разума человека, его самоуспокоенности, равнодушия, отсутствия совестливости и стыда.

Подлинные гуманистические нравственные ценности возникают на почве традиций культурной среды, воплощенных в памятниках материальной и духовной культуры, а «чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для «нравственной оседлости» людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной».

Важность и необходимость формирования экологического сознания признается всем современным научным сообществом. «Экологическое сознание, — указывает, например, С. Н. Артановский, — становится органической составной частью общественной мудрости, передовой культуры».

Феномен экологического сознания был присущ человеку с момента его возникновения. Но проблема воспитания экологического сознания стала наиболее актуальна именно в наше время. Н. Ф. Реймерс и А. В. Яблоков определяют экологическое сознание как глубокое, доведенное до автоматизма, понимание неразрывной связи человека с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека.

Процесс экологизации общественного сознания можно разделить на несколько стадий: во-первых, проявление отношения человека к природе в форме различных чувств (равнодушие, озабоченность, тревога, паника и т. д.); во-вторых, формирование глубокого интереса к экологической проблеме (выявление сущности эволюционных изменений в биосфере, детерминация ее целостности и т. д.). В-третьих, переход от осмысления и понимания природных явлений к социальному действию, нравственному поступку; в-четвертых, повышение уровня ответственности человека по отношению к природе, становление экологического сознания как элемента внутренней культуры личности, проявляющегося в повседневной жизнедеятельности. В этом аспекте уровень экологического сознания и экологической культуры — это показатель того, насколько глубоко и разносторонне общество включает природу в социально значимое функционирование на основе познания и практического использования ее развития.

Экологический императив биосферной этики можно выразить следующим образом: действуй так, чтобы каждый человек и человечество в целом как носители естественности природного бытия были целью, а не средством человеческой деятельности.

Становление экологической культуры открывает путь к созданию экологически ориентированного общества, т.е. общества, построенного на экологических принципах. Новый тип общества, основанный не на изменении внутрисоциальных отношений, как было ранее при замене одной общественно-экономической формации на другую, а на изменении взаимоотношений человека с природой, требует принципиально новых представлений о том, что считать критерием лучшего, прогрессивного.

Человек живет с природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизнь человека неразрывно связанна с природой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно связанна с самой собой, ибо человек есть часть природы.

Природа для человека является лишь исходным пунктом, который должен быть им преобразован.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *