Что понимается под физическими качествами
ПОНЯТИЕ О ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВАХ
Физические качества – врождённые (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (активность человека, получающая своё полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.
К основным физическим качествам относят: мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость.
1. Мышечная сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. Как физическое качество, сила выражается через совокупность силовых способностей, которые обеспечивают меру физического воздействия человека на внешние объекты.
Все силовые способности делятся на:
— собственно силовые, которые находят своё проявление в статической и плавной (медленной) силе;
— скоростно-силовые, которые проявляются в динамической (быстрой), взрывной и амортизационной силе.
Статическая сила – способность развивать максимально необходимое напряжение и удержание его в течение некоторого времени.
Плавная сила – способность преодолевать предельные по весу сопротивления с постоянной скоростью (преодолевающий или уступающий режим работы мышц).
Динамическая сила – способность преодолевать большие по весу сопротивления с ускорением ниже максимального (преодолевающий и уступающий режимы работы мышц и в сочетании).
Взрывная сила – способность человека выполнять максимальные усилия в кротчайший срок (преодолевающий режим работы мышц).
Амортизационная сила – способность человека проявлять максимальные или сверхмаксимальные усилия по ходу движения в течение короткого промежутка времени (уступающий режим работы мышц).
— силовую выносливость – способность противостоять утомлению в процессе длительных мышечных напряжений без снижения их рабочей эффективности.
Существует 2 формы силовой выносливости:
— динамическая – характерна для циклических упражнений, в которых усилие повторяется непрерывно в каждом цикле движения (гребля, подтягивание), а также для ациклических упражнений, которые выполняются повторно с различными промежутками для отдыха (прыжки метания);
— статическая – характерна для деятельности, связанной с необходимостью удержания напряжения определённой величины и длительности позы;
— силовая ловкость – способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц.
2. Быстрота – единство проявления центральных и периферических нервных структур двигательного аппарата человека, позволяющих перемещать тело и отдельные его звенья за минимально короткое время.
Быстрота проявляется через совокупность скоростных способностей:
— быстрота в простых и сложных двигательных реакциях;
— скорость одиночного движения, неотягощённого внешним сопротивлением и темпом движений.
Скоростные способности могут быть:
— способность быстро реагировать на сигнал;
— способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью;
— способность к быстрому началу движения;
— способность к выполнению движений в максимальном темпе.
— способность быстро набирать скорость на старте до максимально возможной;
— способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости;
— способность переключаться с одних действий на другие.
3. Выносливость – способность человека к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения её эффективности.
Выносливость– способность организма человека противостоять утомлению в процессе мышечной деятельности.
Различают общую и специальную выносливость:
— общая – способность человека к продолжительному и эффективному выполнению работ неспецифического характера, оказывающая положительное влияние на развитие специфических компонентов работоспособности человека, благодаря повышению адаптации к нагрузкам и наличию явления переноса тренированности с неспецифических видов деятельности на специфические.
— специальная – способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях, определяющихся требованиями конкретного вида деятельности.
Специальная выносливость классифицируется:
1. По признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача.
2. По признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (игровая выносливость).
3. По признакам взаимодействия с другими физическими качествами, необходимыми для успешного решения двигательной задачи (силовая, скоростная и координационная выносливость).
У девочек выносливость надо развивать в 14-16 лет, а у мальчиков – 18-20 лет.
4. Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой.
Гибкость – комплекс морфологических свойств ОДА, обуславливающих подвижность отдельных звеньев человеческого тела относительно друг друга.
По форме проявления гибкость делится на:
— активную – способность человека достигать больших амплитуд движения за счёт сокращения мышечных групп, проходящих через тот или иной сустав;
— пассивную – определяется наибольшей амплитудой движения, которую можно достичь за счёт приложения к движущейся части внешних сил: какого-либо отягощения, снаряда, усилий партнёра и т.д.
По способу проявления гибкость можно разделить на статическую (в позах) и динамическую (в движениях).
Также гибкость делят на:
— общую – подвижность во всех суставах, позволяющая выполнять разнообразные движения с максимальной амплитудой;
— специальную – значительная или предельная подвижность лишь в отдельных суставах, соответствующая требованиям конкретного вида деятельности.
Выделяют периоды естественного прироста гибкости:
Ø у девочек – 14-15 или 16-17 лет;
Ø у мальчиков – 9-10, 13-14, 15-16 лет.
5. Ловкость – способность человека искусно, успешно справляться с любой возникшей двигательной задачей, правильно, быстро, рационально и находчиво найти выход из любого положения и любой сложной и неожиданной ситуации.
Ловкость – сложное и комплексное психофизическое качество человека. Уровень его развития определяется степенью развития психомоторных способностей, участвующих в решении сложных координационных задач.
Ловкость выступает как интегральное проявление координационных способностей (КС). Различие между ловкостью и КС состоит в том, что КС проявляются во всех видах деятельности, связанных с управлением, согласованностью и соразмерностью движений и с утверждением позы, а ловкость – в тех, где есть не только регуляция движений, но и элементы неожиданности, внезапности, которые требуют находчивости, быстроты, переключаемости движений.
— к дифференцированию различных параметров движения (временных, силовых и т.п.);
— к ориентированию в пространстве;
— к перестраиванию движений;
— к соединению (комбинированию) движений;
— приспосабливаться к изменяющейся ситуации;
— к выполнению заданий в заданном ритме;
— к управлению временем двигательной реакции;
— предвосхищать различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;
— к рациональному расслаблению мышц.
Сенситивные периоды.
Максимальная сила: 13-14, 16-17 лет
Быстрота: 8-10, 15-17 лет.
Скоростно-силовые качества: 9-15 лет.
Выносливость: 8-9, 15-17 лет.
Скоростная выносливость: 15-17 лет.
Гибкость: 7-10, 12-13 лет.
Координационные способности: 9-12 лет.
Заключение
К 16-ти годам самосознание человека достаточно сформировывается. Именно с этого момента игровой характер занятия спортом превращается в серьезное и полное осознание индивида всей полезности и радости, которую приносят ему физические упражнения. Он осознает, что ловкость, гибкость и изящество прекрасны, а они так же, как энергичность и сила, развиваются в результате занятий спортом.
Кроме того, есть еще один положительный аспект: спорт помогает встретиться с интересными людьми, налаживать дружеские взаимоотношения, испытывать радость общения и чувствовать себя раскованным и обновленным. Вместе с этим приходит и необходимость самостоятельной оценки своих физических возможностей и, в соответствии с этим, реально рассчитывать свои силы. Физические нагрузки, активное движение очень благотворно сказываются на успехах в умственном труде, что отнюдь не лишнее для учащихся, студентов, рабочих и служащих, и даже пенсионерам.
Физические качества
Содержание
Сила, мощность и мышечная выносливость в спорте [ править | править код ]
Источник: «Программы тренировок», научное изд.
Автор: профессор, доктор наук Тудор Бомпа, 2016 г.
Конечно, способность выполнять те или иные упражнения неодинакова для разных спортсменов, а на способность спортсмена выступать на высоком уровне влияют наследственные (или генетические) показатели силы, скорости и выносливости. Эти способности можно назвать условными двигательными способностями, общими физическими качествами или биомоторными способностями. Понятие «моторный» относится к движению, а приставка «био» обозначает биологическую (телесную) природу этих способностей.
Сочетание силы, скорости и выносливости в разных видах спорта [ править | править код ]
Этап специализированных тренировок с учетом конкретного вида спорта, следующих после ранних лет тренировок и характеризующихся многосторонними тренировками, является ключевым для всех спортсменов национального и элитного уровня, которые стремятся к достижению четкого тренировочного эффекта. Специфические упражнения в этот период позволяют спортсменам адаптироваться к своей специализации. В случае элитных спортсменов взаимосвязь между силой, скоростью и выносливостью зависит не только от вида спорта, но и от индивидуальных нужд спортсмена.
В каждом виде спорта существует определенный физиологический профиль и характеристики. Все тренеры, разрабатывающие и применяющие тренировочные программы с учетом особенностей того или иного вида спорта, должны разбираться в энергетических системах организма и в том, как их можно использовать в тренировках. Хотя цель данной книги заключается в обсуждении науки, методологии и задач силового тренинга применительно к спорту, физиологическая сложность каждого вида спорта также требует четкого понимания доминирующих в том или ином виде спорта энергетических систем и их реакции на тренировки.
Организм вырабатывает энергию, необходимую для тренировки нервной системы (сила, мощность, скорость) и метаболической тренировки посредством переработки пищи и конвертации ее в готовый для использования вид топлива, известный как аденозинтрифосфат (АТФ). Поскольку запасы АТФ необходимо постоянно пополнять и использовать заново, организм полагается на три основные системы восполнения энергии с целью способствования продолжительным тренировкам: анаэробная алактатная система (АТФ-КФ), анаэробная лактатная система и аэробная система. Эти три системы не зависят друг от друга, но взаимодействуют друг с другом на основании физиологических требований того или иного вида спорта. Разработка программы с учетом особенностей того или иного вида спорта всегда должна иметь в центре внимания тренировку доминирующей энергетической системы (или систем) в выбранном виде спорта.
Специальное развитие биомоторной способности должно быть методичным. Кроме того, развитая доминирующая способность прямо или косвенно влияет на другие способности; уровень этого влияния зависит строго от схожести применяемых методов и специфики спорта. Следовательно, развитие доминирующей биомоторной способности может привести либо к положительному, либо (в редких случаях) отрицательному эффекту. Например, когда спортсмен развивает силу, это может положительно сказаться на его скорости и выносливости. С другой стороны, программа силовой тренировки, направленная только на развитие максимальной силы, может отрицательно сказаться на развитии аэробной выносливости. Тренировочная программа, направленная исключительно на развитие аэробной выносливости, также может иметь отрицательное воздействие на силу и скорость. Поскольку сила является ключевой в спортивной деятельности, ее всегда нужно тренировать вместе с другими навыками.
Сочетание силового тренинга и тренировки выносливости с параметрами нагрузки, учитывающими особенности того или иного вида спорта, не влияет на аэробную мощность или мышечную силу, то есть не оказывает отрицательного эффекта. Программы силового тренинга также не мешают развитию гибкости, если включить в общую тренировочную программу растяжки. Таким образом, спортсмены, занимающиеся видами спорта, требующими главным образом выносливости, как-то: велоспорт, гребля, бег на лыжах по пересеченной местности, гребля на каноэ, могут спокойно заниматься силовым тренингом и тренировкой выносливости в сочетании с остальными тренировками.
Что касается скоростно-силовых видов спорта, мощность на самом деле прекрасно улучшает скорость. Быстрый спринтер исключительно силен. Сильные мышцы, которые быстро и мощно сокращаются, приводят к высокой скорости, быстрому движению членов и высокой частоте. В экстремальных ситуациях, однако, максимальные нагрузки могут влиять на скорость: например, если скоростная тренировка стоит в расписании после утомительной тренировочной сессии с максимальными нагрузками. В данном случае усталость нервной системы и мышц мешает нервному импульсу и деятельности. Поэтому макроциклы, нацеленные на развитие максимальной силы, должны включать развитие скорости и субмаксимальной скорости, тогда как максимальную силу лучше развивать вместе с мощностью. В плане тренировочных разделов скоростной тренинг всегда должен предшествовать силовому.
Сочетание силы (F) и выносливости (Е) приводит к развитию мышечной выносливости (ME). В спорте мышечная выносливость может потребоваться на короткий, средний или долгий срок. Прежде чем продолжить обсуждение данной темы, мы должны вкратце оговорить два термина: циклические и ациклические. Циклические движения повторяются беспрерывно; они характерны для бега, ходьбы, плавания, гребли, катания на коньках, бега на лыжах по пересеченной местности, велоспорта и гребли на каноэ или байдарках. В данных видах спорта, как только спортсмен запоминает один цикл моторных действий, он может повторять его в той же последовательности снова и снова. Ациклические движения, в свою очередь, представляют комбинацию различных двигательных шаблонов. Сюда относятся метательные действия, гимнастика, борьба, фехтование и многочисленные технические движения в командных видах спорта.
Ось F-E [ править | править код ]
Силовая выносливость занимает место на вершине оси F-E из-за важности силы в таких действиях, как подбор мяча в баскетболе, атака в волейболе, прыжок с целью поймать мяч в австралийском футболе и регби и прыжок для удара головой в футболе. Во всех этих действиях доминирует мощность. То же относится и к некоторым навыкам в теннисе, боксе, борьбе и боевых искусствах. Чтобы постоянно успешно выполнять подобные действия, спортсмены должны тренировать не только мощность, но и выносливость, поскольку эти действия выполняются от 50 до 200 раз в течение соревнования.
Мышечная выносливость средней продолжительности типична для циклических видов спорта, в которых действие продолжается от двух до восьми минут и требует аэробной мощности. Среди них плавание на 200 и 400 метров, скоростной бег на коньках на 3000 метров, бег на среднюю дистанцию, гребля на каноэ на 1000 метров, борьба, боевые искусства, фигурное катание, синхронное плавание и велогонки.
Ось S-E [ править | править код ]
Концентрация молочной кислоты (ммоль)
Развитие переносимости молочной кислоты (LATT)
Развитие максимального потребления кислорода (V02 maxT)
Тренировка анаэробного порога (АnТТ)
Аэробная мощность и работоспособность
Тренировка аэробного порога (ATT)
Ось F-S [ править | править код ]
Мощность, необходимая для того, чтобы контролировать приземление, зависит от высоты прыжка, массы тела спортсмена и от того, осуществляется ли приземление путем амортизации или с согнутыми, но негибкими суставами. Исследования показали, что для приземления с амортизацией спортсмены используют силу, которая в три или четыре раза больше массы их тела, тогда как приземление на негибких суставах производит силу в шесть-восемь раз больше массы тела. Например, спортсмен, который весит 60 килограммов, вырабатывает силу, эквивалентную от 180 до 240 килограммов, чтобы приземлиться с амортизацией. Тот же спортсмен вырабатывает силу в размере от 360 до 480 килограммов, чтобы приземлиться на негибкие суставы. Точно так же, когда спортсмен приземляется на одну ногу, как в фигурном катании, сила в момент приземления составляет в три-четыре раза больше массы тела при приземлении с амортизацией и в пять-семь раз больше при приземлении на негибкие суставы.
Можно распланировать специальные тренировки мощности приземления так, чтобы они позволяли спортсмену постепенно повышать напряжение в мышцах ног по сравнению с тренировкой специальных навыков. Посредством периодизации тренировки силы мы можем лучше, быстрее и более последовательно тренировать мощность приземления. Более высокое напряжение улучшает мощность приземления. Кроме того, специальные силовые тренировки приземления, особенно эксцентрические тренировки, позволяют спортсмену создать запас силы, которая больше, чем требуемая для правильного и контролируемого приземления мощность. Чем выше запас силы, тем легче спортсмену контролировать приземление и тем безопаснее само приземление.
Толчковая мощность является ключевой во всех дисциплинах, в которых спортсмены пытаются прыгнуть как можно выше, либо перепрыгнуть через перекладину (как в прыжке в высоту), либо достичь высочайшей точки для исполнения спортивного действия (например, поймать или отбить мяч). Высота прыжка напрямую зависит от вертикальной силы, направленной против земли, чтобы преодолеть притяжение. В большинстве случаев прилагаемая при толчке вертикальная сила по крайней мере вдвое больше массы тела спортсмена. Чем выше прыжок, тем сильнее должны быть ноги. Сила ног развивается посредством периодизации силовой тренировки.
И ускорение, и торможение требуют высокой мощности ног и плеч. Для торможения используются те же мышцы, что и для ускорения (четырехглавые мышцы, подколенные сухожилия и икры), но в случае торможения они сокращаются эксцентрически. Чтобы усилить способность тормозить и быстро двигаться в другом направлении, спортсмены должны тренировать конкретно силу торможения.
Таблица 2. Развитие силы с учетом разных видов спорта
Физические качества человека
Доклад о физических качествах человека
Просмотр содержимого документа
«Физические качества человека»
Тема: Физические качества
Выполнил: студентка группы 4ИС
Под физическими качествами человека понимается социально обусловленные совокупности психических и биологических его свойств. Другими словами, физические качества – это готовность людей осуществлять какую-либо двигательную деятельность (чаще активную). Следует особо отметить, что от других качеств личности они отличаются лишь тем, что проявляются во время решения двигательных задач при помощи двигательных действий.
Физические качества – это те качества человека, которые развиваются благодаря интенсивным и регулярным нагрузкам. Причем такие нагрузки способны оказывать двойное действие, а именно: повышать устойчивость к кислородному голоданию; увеличивать мощность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В процессе воспитания какого-либо физического качества человек обязательно влияет и на все остальные.
Под физическими способностями понимают приобретенные или врожденные функциональные, а также относительно устойчивые возможности структур организма и его органов, взаимодействие которых приводит к эффективному выполнению двигательных действий. Вышеизложенные представления о физических качествах и способностях человека позволяют сделать следующие выводы:
В основе воспитания таких свойств, прежде всего, лежит развитие физических способностей человека. Следует также отметить, что чем больше они развиты, тем устойчивей проявляются в решении тех или иных задач (двигательных).
Развитие физических способностей зависит от врожденных задатков человека, которые определяют индивидуальные возможности и функции структур организма или отдельных органов. Чем надежней их взаимодействие, тем устойчивей выражение соответствующих способностей.
Воспитание физических качеств человека достигается путем решения различных двигательных задач. Что касается физических способностей, то они развиваются через выполнение определенных двигательных заданий.
Характеристика физических качеств человека
Как известно, абсолютно любой человек может легко научиться кататься на велосипеде или коньках. Однако это совсем не значит, что каждый способен проехать 100 км на двухколесном друге или пробежать 10 000 метров по скользкому льду. Такие действия смогут полноценно осуществить только те, у кого хорошо развита сила, выносливость, быстрота, ловкость и гибкость. Именно этими словами и обозначаются двигательные физические качества человека. Следует особо отметить, что без достаточного развития таких свойств спортсмен не может мечтать о каких-либо успехах и достижениях. Его основные физические качества развиваются во время регулярных тренировок, а также занятий различными упражнениями. При этом от степени их интенсивности и направленности зависит та или иная физическая подготовка. Так, разностороннее развитие всех качеств называют общей, а необходимых лишь в определенном виде спорта – специальной подготовкой.
Кстати, именно расположение тела и его отдельных звеньев в пространстве позволяет влиять на величину силы. Это происходит за счет разного растяжения мышечных тканей при разных позах человека. Другими словами, чем больше растянуты мышцы, тем больше величина силы. Помимо всего прочего, физическое качество сила, а точнее ее проявление, зависит от соотношения дыхания и фаз движения. Наибольшая ее величина определяется при натуживании, а наименьшая – при вдохе.
Сила может быть абсолютной или относительной. Первая определяется без учета массы тела максимальными показателями напряжений мышц. Что касается второй, то такая сила рассчитывается в виде отношения величины абсолютной к собственной массе тела.
Способы развития способностей
Степень проявления силовых способностей зависит и от количества мышечных тканей, которые вовлечены в работу, а также от особенностей их сокращений. В соответствии с этим различают 2 способа их развития:
Использование всевозможных упражнений с максимальными усилиями. Такие задания предполагают выполнение определенных двигательных действий с околопредельными или предельными отягощениями. Такой метод позволяет максимально мобилизовать нервно-мышечный аппарат и давать наибольший прирост силовых способностей.\
Использование всевозможных упражнений с непредельными отягощениями. Данный способ характеризуется выполнением определенных двигательных действий с максимально возможным числом повторений. Происходит это при небольших отягощениях. Такой метод позволяет выполнить огромный объем работы и обеспечить ускоренный рост мускулатуры. Следует также отметить, что непредельные отягощения неспособны затруднить контроль техники движения. При таком режиме работы результат достигается в течение долгого времени.
Физическое качество выносливость определяется через совокупность определенных способностей, а также поддержание долгой работы в разных зонах мощности (умеренной, большой, околопредельной и максимальной нагрузки). При этом каждой зоне присущ только свой особенный комплекс реакций структур организма и его органов. Длительность механической работы до утомления разделяется на 3 фазы:
Первую фазу характеризуют как появление начальных признаков усталости. Вторую – как прогрессивно углубляющееся утомление, а именно поддержание уже имеющейся интенсивности работы при помощи частичного изменения структуры двигательного процесса (например, уменьшая длину или увеличивая темп шагов при беге), а также дополнительных волевых усилий. Третья фаза – это высокая степень утомления, которая приводит к заметному понижению интенсивности работы вплоть до ее полного прекращения.
В практике и теории физического воспитания выносливость разделяют на:
Выносливость специальная характеризуется длительностью работы, которая, в свою очередь, зависит от степени утомления и решения задач (двигательных). Что касается общей, то под ней подразумевается продолжительное выполнение работы с подключением всех жизнеобеспечивающих структур организма и органов.
Классификация специальной выносливости
Практически все основные физические качества имеют свои виды и подвиды.
Так, специальная выносливость классифицируется по следующим признакам:
двигательное действие, при помощи которого решаются двигательные задачи (к примеру, прыжковая выносливость);
двигательная деятельность, в условиях которой решаются двигательные задачи (к примеру, игровая выносливость);
взаимодействие с иными физическими качествами, которые крайне необходимы для успешного решения двигательных задач.
Выносливость человека воспитывается путем решения двигательных задач, которые требуют мобилизации биологических и психических процессов в конце предшествующей фазы или компенсаторного утомления.
Такие условия должны обеспечивать несколько вариантов работы с меняющейся структурой двигательного действия и нагрузок.
Основным в развитии выносливости является способ регламентированного упражнения, которое позволяет точно задавать объем и величину нагрузки. В паузах для отдыха спортсмены обычно выполняют задания на расслабление мускулатуры, дыхание, а также развитие подвижности суставов. При субмаксимальных нагрузках развивать выносливость следует только после упражнений на координацию движений. Интервалы для отдыха, продолжительность и количество таких упражнений должны быть соотнесены с видом предшествующей работы.
Физическое качество быстрота выражается совокупностью скоростных способностей, которые включают в себя: скорость одиночного движения, которая не отягощена внешним сопротивлением; быстроту двигательных реакций; частоту или же темп движений.
Большинство физических способностей, которые характеризуют быстроту, своими составными элементами входят и в другие физические качества, в том числе в качество ловкости.
Быстроту развивают при помощи решения различных двигательных задач, успех которых определяется минимальным количеством времени, отведенного на их выполнение. Выбор упражнений по воспитанию такого качества требует соблюдения определенных методических положений (высокого владения техникой двигательного действия, оптимального состояния организма, которое обеспечивает высокую работоспособность спортсмена).
Рассматривая такое физическое качество, нельзя не упомянуть о быстроте двигательной реакции. Она характеризуется минимальной продолжительностью от подачи определенного сигнала до начала выполнения движений. В свою очередь такие сложные реакции подразделяются на реакции движущегося объекта и выбора. Последняя представляет собой ответ каким-либо движением на сигналы.
Условиями для воспитания данного качества являются высокая эмоциональность и повышенная работоспособность человека, а также желание выполнять задание до получения максимально возможного результата.
Ловкость как физическое качество выражается совокупностью координационных способностей и возможностью выполнять определенные двигательные действия с заданной амплитудой движений. Такое свойство воспитывают у спортсменов путем его обучения двигательным действиям, а также нахождением решения двигательных задач, которые требуют постоянного изменения принципа действий. При развитии ловкости обязательным условием выступает новизна разучиваемого задания и способы его применения.
В свою очередь данный элемент поддерживается координационной сложностью действия, а также созданием таких внешних условий, которые затрудняют выполнение упражнения.
Координационные способности связаны с возможностями управлять движениями в пространстве и включают в себя:
динамическое и статическое равновесие;
точность воспроизведения определенных движений по силовым, временным и пространственным параметрам.
Пространственная ориентировка – это сохранение представлений об изменениях внешних условий или же сложившихся ситуаций. Также данный элемент подразумевает умение перестраивать двигательные действия в соответствии с существующими изменениями. При этом спортсмен должен не просто реагировать на внешнюю среду. Он обязан учитывать ее динамику изменения и осуществлять прогноз предстоящих событий, и только на основе этого строить свою программу действий, которая направлена на достижение необходимого результата.
Воспроизведение временных, силовых и пространственных параметров движений, как правило, проявляется в точности выполнения определенных двигательных процессов. Их развитие осуществляется совершенствованием чувствительных механизмов. Статическое равновесие проявляется при продолжительном сохранении определенных поз спортсмена. Что касается динамического, то оно, наоборот, характеризуется сохранением направленности перемещений при непрерывно меняющихся позах.
Гибкость – это способность человека производить двигательные действия с определенной амплитудой. Данное качество характеризуется степенью подвижности в суставах, а также состоянием мышечных тканей. Плохо развитая гибкость значительно затрудняет координацию движений и ограничивает пространственные перемещения тела и его частей.
Различают гибкость активную и пассивную. Первая выражается амплитудой движений, которые совершаются благодаря напряжению собственных мышечных тканей, обслуживающих определенный сустав.
Вторая гибкость также определяется по амплитуде, но уже действий, совершаемых под непосредственным воздействием каких-либо внешних сил. Причем ее величина всегда больше активной. Ведь под влиянием утомления активная гибкость заметно уменьшается, а пассивная, наоборот, увеличивается. Развитие гибкости происходит при помощи повторного метода, то есть когда все упражнения на растягивание выполняются сериями. При этом активный и пассивный вид разрабатываются параллельно.
Развитие представленных способностей на начальных этапах занятий нередко приводит к совершенствованию других. Однако в дальнейшем это прекращается. Таким образом, при упражнениях, которые раньше влияли на развитие всех качеств, теперь будет оказываться воздействие только на некоторые из них. Именно по этой причине несовместимой задачей является одновременное достижение максимальных показателей выносливости и силы (к примеру, бег на марафоне и поднимание большого веса). Хотя следует учитывать, что высшая степень проявления одного физического качества может быть достигнута только при развитии остальных.