Что понимается под избыточным налоговым бременем

Избыточное налоговое бремя

Что понимается под избыточным налоговым бременем. Смотреть фото Что понимается под избыточным налоговым бременем. Смотреть картинку Что понимается под избыточным налоговым бременем. Картинка про Что понимается под избыточным налоговым бременем. Фото Что понимается под избыточным налоговым бременем Что понимается под избыточным налоговым бременем. Смотреть фото Что понимается под избыточным налоговым бременем. Смотреть картинку Что понимается под избыточным налоговым бременем. Картинка про Что понимается под избыточным налоговым бременем. Фото Что понимается под избыточным налоговым бременем Что понимается под избыточным налоговым бременем. Смотреть фото Что понимается под избыточным налоговым бременем. Смотреть картинку Что понимается под избыточным налоговым бременем. Картинка про Что понимается под избыточным налоговым бременем. Фото Что понимается под избыточным налоговым бременем Что понимается под избыточным налоговым бременем. Смотреть фото Что понимается под избыточным налоговым бременем. Смотреть картинку Что понимается под избыточным налоговым бременем. Картинка про Что понимается под избыточным налоговым бременем. Фото Что понимается под избыточным налоговым бременем

Что понимается под избыточным налоговым бременем. Смотреть фото Что понимается под избыточным налоговым бременем. Смотреть картинку Что понимается под избыточным налоговым бременем. Картинка про Что понимается под избыточным налоговым бременем. Фото Что понимается под избыточным налоговым бременем

Что понимается под избыточным налоговым бременем. Смотреть фото Что понимается под избыточным налоговым бременем. Смотреть картинку Что понимается под избыточным налоговым бременем. Картинка про Что понимается под избыточным налоговым бременем. Фото Что понимается под избыточным налоговым бременем

Как мы только что видели, на рынке, для которого характерна типичная динамика предложения и спроса, бремя акцизного налога на производителей частично несут сами производители, а частично потребители. Здесь уместно уделить еще немного внимания бремени акцизного налога. Рисунки 5.8 и 5.5 идентичны, но первый содержит дополнительную деталь, важную для нашего исследования.

Акцизный налог на вино в 1 дол. увеличивает рыночную цену с 4 до 4,5 дол. за бутылку и уменьшает их равновесное количество с 15 до 12,5 млн. бутылок. Налоговые поступления в государственный бюджет составляют 12,5 млн. дол. (1 дол. х 12,5 млн. бутылок). Эта величина показана на рисунке 21 прямоугольником efac. В данном случае эластичность предложения и спроса такова, что потребители и производители делят пополам эту общую сумму, то есть платят по 6,25 млн. дол. (0,5 дол. х 12,5 млн. бутылок).

Разумеется, правительство использует эти налоговые поступления в 12,5 млн. дол. на производство общественных товаров и услуг соответствующей стоимости. Поэтому общество в целом ничего не теряет от того, что потребители и производители передают средства государству.

Что понимается под избыточным налоговым бременем. Смотреть фото Что понимается под избыточным налоговым бременем. Смотреть картинку Что понимается под избыточным налоговым бременем. Картинка про Что понимается под избыточным налоговым бременем. Фото Что понимается под избыточным налоговым бременем

Рис. 5.8. Избыточное налоговое бремя

Налог на вино в 1 дол. требует, чтобы потребители и производители вместе заплатили сумму налога в 12,5 млн. дол., но он также уменьшает равновесное количество производимого и потребляемого вина на 2,5 млн. бутылок. Тот факт, что до введения налога спрос и предложение были на 2,5 млн. бутылок вина больше, означает, что выручка от них превышала издержки производства. Это можно увидеть из следующего простого исследования. Сегмент аb кривой спроса D на рисунке 5.8 демонстрирует готовность платить – предельную выручку – за каждую из этих 2,5 млн. бутылок, купленных до введения налога. С другой стороны, сегмент cb кривой предложения S отражает предельные издержки на каждую бутылку вина. Мы видим, что для всех 2,5 млн. бутылок, за исключением самой последней, предельная выручка (показанная сегментом ab) превышает предельные издержки (показанные сегментом сb). Ухудшение благосостояния, связанное с недопроизводством этих 2,5 млн. бутылок, показано треугольником abc. Этот треугольник указывает на избыточное налоговое бремя или потерю эффективности для общества, которые являются результатом введения налога. Повторяем: избыточное бремя акцизного налога – это потеря для общества чистой выручки, потому что потребление и производство облагаемого налогом товара падают ниже их оптимальных уровней.

Введение акцизного налога в 1 дол. на каждую бутылку вина увеличивает цену одной бутылки до 4,5 дол. и сокращает равновесное количество бутылок на 2,5 млн. Налоговые поступления в государственный бюджет составляют 12,5 млн. дол. (прямоугольник efac). Избыточное налоговое бремя, или потеря эффективности, составляет величину, выраженную треугольником abc. Общее налоговое бремя равно сумме налоговых поступлений и избыточного бремени.

Здесь мы хотим подчеркнуть, что все налоговое бремя, которое несет общество, превышает 12,5 млн. дол., фактически полученных государством в виде налогов. Общая сумма налогов на графике состоит из налоговых поступлений efac плюс треугольник abc. Прямоугольник efac обозначает передачу дохода от налогоплательщиков правительству, а треугольник abc, напротив, – чистую потерю для общества. Избыточное налоговое бремя это та величина, на которую налог, увеличивая общее налоговое бремя, превышает сумму налоговых поступлений:

Большинство налогов создает общее налоговое бремя, превышающее налоговые поступления, но величина избыточного бремени в большой степени зависит от эластичности предложения и спроса. Еще раз посмотрев на рисунок 5.6, мы убеждаемся в том, что на рисунке 5.6-а, где спрос относительно эластичен, треугольник, обозначающий избыточное налоговое бремя, значительно больше, чем на рисунке 5.6-б, где спрос относительно неэластичен. Сопоставление рисунков 5.7-а и 5.7-б также показывает, что избыточное налоговое бремя больше в том случае, когда предложение более эластично.

Основной вывод, к которому приводит наш анализ, состоит в том, что размер избыточного бремени (общее бремя минус налоговые поступления) акцизного налога, или налога с продаж, варьируется на разных рынках в зависимости от эластичности предложения и спроса. При прочих равных условиях, чем больше эластичность предложения и спроса, тем больше избыточное бремя данного налога. Два налога, дающие одинаковые поступления, не обязательно влекут за собой одинаковое общее налоговое бремя. Этот факт затрудняет работу правительства при определении наилучшего способа налогообложения. Правительство должно принимать во внимание избыточное налоговое бремя при разработке оптимальной системы налогообложения.

Что понимается под избыточным налоговым бременем. Смотреть фото Что понимается под избыточным налоговым бременем. Смотреть картинку Что понимается под избыточным налоговым бременем. Картинка про Что понимается под избыточным налоговым бременем. Фото Что понимается под избыточным налоговым бременем

Оговорка. Во многих случаях другие задачи налогообложения могут быть более важными, чем минимизация избыточного налогового бремени. Например, правительство может ввести прогрессивный налог, чтобы перераспределить доходы. Или другой пример: налог на вино в 1 дол. может быть введен для того, чтобы сократить потребление вина с 15 до 12,5 млн. бутылок. Возможно, правительство убеждено в том, что потребление алкогольных напитков приводит к негативным побочным результатам, и поэтому вводит акцизный налог, чтобы привести кривую рыночного предложения в соответствие с этими издержками, а также сократить количество ресурсов, вкладываемых в производство вина.

ТЕМА 6: ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

6.1. Понятие полезности экономических благ. Закон убывающей предельной полезности

6.2. Бюджетное ограничение, кривые безразличия. Предельные нормы замещения. Условие равновесия потребителя

6.3. Реакция потребителя на изменение цен и дохода. Эффект дохода и замещения

Источник

Что такое налоговое бремя?

Что понимается под избыточным налоговым бременем. Смотреть фото Что понимается под избыточным налоговым бременем. Смотреть картинку Что понимается под избыточным налоговым бременем. Картинка про Что понимается под избыточным налоговым бременем. Фото Что понимается под избыточным налоговым бременем

Понятие налогового бремени

Налоговое бремя — экономические ограничения, которые возникают у хозяйствующих субъектов в результате отчисления средств на уплату налогов. Это значит, что налоги отбирают у юридических лиц и ИП определенную долю доходов, которые они могли бы потратить на свое развитие.

Понятие «налоговое бремя» должно определяться на макро- и микроэкономическом уровнях. Так как одно дело — это налоги в рамках государства, и совсем другое — налоги организаций и физических лиц.

В рамках страны налоговое бремя равно доле общей суммы налоговых платежей за конкретный год в валовом национальном продукте за этот же год.

Точной методики расчета данного показателя для юридических лиц нет. В научной литературе предлагается рассчитывать этот показатель как долю налогов к выручке, прибыли (балансовой или чистой). Предлагается включать в этот показатель и расходы, связанные с уплатой налогов (например, на содержание сотрудников, занимающихся формированием отчетности в налоговые органы, судебные издержки и т. п.).

С физическими лицами ситуация тоже непростая, поскольку население платит не только прямые налоги, но и косвенные.

Налоговое бремя и налоговая нагрузка

Несмотря на схожесть этих понятий, налоговая нагрузка все-таки не является синонимом налогового бремени. Налоговая нагрузка — сумма денежных средств, которую заплатил налогоплательщик в ходе исполнения своих обязанностей по уплате налогов. Тогда как налоговое бремя — это прямые и косвенные обязанности по уплате налогов.

Налоговое бремя — обязанность по уплате. Налоговая нагрузка — свершившийся факт уплаты налогов.

Показатель «налоговая нагрузка» используется ФНС России как 1 из критериев оценки налогоплательщиков при отборе кандидатов для выездной налоговой проверки.

Такие критерии общедоступны, они утверждены приказом ФНС России от 30.07.2007 № ММ-3-06/333@.

Так, поводом для проверки может стать налоговая нагрузка налогоплательщика меньшая, чем у других хозяйствующих субъектов в этой же отрасли или виде деятельности (п. 1 приложения 2 к приказу № ММ-3-06/333@).

Расчет налоговой нагрузки достаточно прост:

где: Нн — уплаченные налоги (по данным налоговых органов);

В — выручка (по данным Росстата).

Избыточное налоговое бремя и его последствия

У налогоплательщиков в РФ существует обязанность по уплате достаточно большого количества налогов. Даже физические лица платят не только НДФЛ, но и транспортный, земельный налоги, налог на имущество. У организаций этот список гораздо больше.

Помимо налогов, есть еще и страховые взносы во внебюджетные фонды. Это прямо не относится к налоговому бремени, но тоже обязанность со всеми вытекающими из нее последствиями.

Ярким примером того, как увеличение бремени обязательных платежей приводит не к росту доходов, а к сворачиванию деятельности предпринимателей, является попытка увеличения страховых взносов для ИП в 2014 году. После такого маневра многие ИП формально закрылись. При этом они продолжали свою деятельность, но неофициально. В результате запланированного увеличения доходов бюджетов не получилось.

Об основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, рассказал Минфин. О планируемых нововведениях вы можете узнать в КонсультантПлюс. Получите пробный бесплатный доступ к системе К+ и узнайте мнение чиновников.

Итоги

Налоговое бремя несут все хозяйствующие субъекты во всем мире. Без уплаты налогов невозможно существование тех сфер, которые финансируются за счет бюджета. Самое главное при установлении налоговых ставок и правил уплаты налогов — выдержать баланс между обременением и возможностью существования коммерческих организаций.

Избыточное налоговое бремя может поставить под вопрос ведение деятельности многими организациями и ИП. Если хозяйствующие субъекты будут отдавать львиную долю государству, у них не останется средств на развитие.

В настоящее время политика Минфина России направлена на то, чтобы наполнять бюджет не за счет увеличения налогов, а благодаря развитию производства и поддержке малого и среднего предпринимательства. Организациям и ИП дают возможность работать, чтобы они, в свою очередь, могли платить налоги и тем самым формировать доходную часть бюджетов всех уровней.

Источник

Снижение налогового бремени

Снижение налогового бремени

Похожие публикации

Понятие и расчет налогового бремени

Налоговое бремя – это показатель, отражающий влияние собираемых налогов на деятельность экономических субъектов. Оно может определяться как для отдельного налогоплательщика (юридического или физического лица), так и для экономики в целом.

Формула налогового бремени в общем случае – это отношение уплаченных налогов к доходу. Однако по поводу формул уровня налогового бремени применительно к конкретным экономическим субъектам среди экономистов на сегодня не существует единого мнения.

Например, для того, чтобы определить, чему равно налоговое бремя на работника, в числитель дроби можно поставить подоходный налог:

Но данный подход имеет как минимум два недостатка. Во-первых, физические лица платят не только подоходный налог, а еще некоторые другие – налог на имущество, транспортный и т.д. Во-вторых, здесь не учитываются косвенные налоги, включенные в цену товара, которые также являются нагрузкой на налогоплательщика. Правда, учесть влияние косвенных налогов применительно к конкретному физическому лицу достаточно сложно.

При расчете налогового бремени на уровне предприятия сумму начисленных налогов делят на показатель доходности, которым, в зависимости от принятой методики, может быть выручка, прибыль или добавленная стоимость.

На макроэкономическом уровне налоговое бремя определяют, как отношение всех поступивших в бюджет налогов к валовому внутреннему продукту.

Избыточное налоговое бремя и пути его снижения

Так сколько же перьев можно вырвать у гуся? Другими словами, до какой степени допустимо повышать налоговые ставки?

График, выражающий зависимость налоговых поступлений в бюджет от уровня ставок, был предложен в 1974 г. американским экономистом Артуром Лаффером. Согласно его теории, при росте налоговых ставок объем поступлений в бюджет сначала возрастает и достигает максимума при некотором оптимальном размере ставки, а затем начинает падать, и при ставке 100% сумма собираемых налогов будет стремиться к 0.

Кривая Лаффера

Что понимается под избыточным налоговым бременем. Смотреть фото Что понимается под избыточным налоговым бременем. Смотреть картинку Что понимается под избыточным налоговым бременем. Картинка про Что понимается под избыточным налоговым бременем. Фото Что понимается под избыточным налоговым бременем

Теория, позволяющая точно рассчитать размер оптимальной налоговой ставки, пока не создана, однако мировая практика показывает, что для эффективного функционирования экономики налоговое бремя не должно превышать 30-40% от доходов.

Если ставки существенно превышают этот уровень, то большинству экономических субъектов становится невыгодно заниматься бизнесом, и они либо полностью прекращают деятельность, либо «уходят в тень». И в том и в другом случае развитие экономики замедляется, а объем налоговых поступлений – сокращается. Следовательно – возникает необходимость в снижении налогового бремени.

Государство в этом случае может как снизить общий уровень фискальной нагрузки (путем снижения ставок или полной отмены некоторых налогов), так и осуществить переложение налогового бремени.

Распределение налогового бремени между экономическими субъектами зависит от фискальной политики государства.

Например, если большую часть поступлений в бюджет дают косвенные налоги, входящие в цену товара (НДС, акцизы), то большая часть нагрузки в итоге ложится на конечного потребителя.

Если же имеют место высокие ставки по налогу на прибыль юридических лиц, то налоговое бремя несут на себе производители.

Меняя уровень ставок по этим налогам, правительство может «перекладывать» налоговое бремя между населением и бизнесом.

Также возможно осуществить поддержку тех или иных отраслей экономики путем введения различных налоговых льгот.

Вывод

Налоговое бремя – это отношение суммы взимаемых налогов к доходу экономического субъекта или ВВП государства. Его оптимальная величина – не более 30-40% от дохода. Оптимизацию избыточной налоговой нагрузки можно осуществлять как путем снижения ставок, так и путем перераспределения бремени между хозяйствующими субъектами или отраслями экономики.

Источник

Налоговое бремя

Налоговое бремя: формула и порядок расчета

Законодательство РФ не содержит понятия «налоговое бремя». Этот показатель относится, скорее, к экономическим понятиям, характеризующим влияние объемов взимаемых налогов на всю массу налогоплательщиков, а не на конкретного субъекта.

Наиболее близким понятием, которое встречается в законодательстве РФ, является налоговая нагрузка. Она характеризует долю фискальных платежей в объеме полученных доходов. Используется она ФНС как один из основных критериев при выборе предприятия для проведения выездной проверки. Порядок расчета и анализа этого показателя прописан в Приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Расчет нашего показателя близок к расчету нагрузки. Чтобы определить уровень налогового бремени, формула используется следующая:

Как ФНС использует сведения о налоговой нагрузке отдельных компаний

Инспекции ФНС обязаны выявлять и пресекать налоговые правонарушения. Для анализа деятельности предприятия на предмет рискованности деятельности ФНС использует ряд оценочных критериев. Некоторые из них закрыты и используются только во внутренней деятельности данного госоргана. Но часть из них доведена до сведения налогоплательщиков.

Общедоступные критерии приведены в Приложении 2 к Приказу № ММ-3-06/333@. Предприятия могут самостоятельно использовать их для анализа деятельности своей компании и оценки риска проведения в отношении организации выездной проверки.

Как объем фискальных платежей влияет на плательщиков и государство

Установка оптимального размера фискальных платежей — важная задача, стоящая перед любым государством. У государства и налогоплательщиков всегда различная позиция по этому вопросу.

Государство за счет поступлений от налогов и иных обязательных сборов пополняет бюджет. От этих поступлений зависят объемы финансирования социальных задач (образование, медицина), развития инфраструктуры населенных пунктов, обороноспособности и иных государственных вопросов. В то же время избыточное налоговое бремя может вызвать обратный эффект. При чрезмерном росте фискальных платежей ведение бизнеса станет неэффективным, снизится число налогоплательщиков, что в результате приведет к снижению платежей в бюджет. Если плательщики будут большую часть доходов отдавать государству, а не направлять на развитие производства, то производственный процесс станет неэффективным и неконкурентоспособным.

Предпринимательское сообщество, в свою очередь, всегда нацелено на снижение налогового бремени.

Задача государственного управления состоит в том, чтобы найти баланс между интересами страны и интересами налогоплательщиков (бизнеса и простых граждан), который обеспечит выполнение государственных задач и в то же время не задавит плательщиков излишним бременем по платежам в бюджет.

Распределение налогового бремени

Для регулирования фискальной нагрузки, накладываемой на граждан и организации, государство нередко использует переложение налогового бремени на лиц, которые, с его точки зрения, более платежеспособны. Или же увеличивает фискальные сборы, которые легче взимать и администрировать.

Чему равно налоговое бремя на работника

Одним из специфических вопросов регулирования фискального бремени для государства является вопрос распределения фискальной нагрузки с зарплаты, выплачиваемой работникам. На сегодняшний день в РФ распределена она следующим образом:

Не следует путать нагрузку по НДФЛ на работника и общее фискальное бремя на гражданина. Кроме НДФЛ, физическое лицо уплачивает налоги на имущество, землю и транспорт. Именно из суммы всех, подлежащих уплате, налогов и сборов складывается общее фискальное бремя на физическое лицо.

Источник

Перемещение налогового бремени. Избыточное налоговое бремя

Что понимается под избыточным налоговым бременем. Смотреть фото Что понимается под избыточным налоговым бременем. Смотреть картинку Что понимается под избыточным налоговым бременем. Картинка про Что понимается под избыточным налоговым бременем. Фото Что понимается под избыточным налоговым бременем Что понимается под избыточным налоговым бременем. Смотреть фото Что понимается под избыточным налоговым бременем. Смотреть картинку Что понимается под избыточным налоговым бременем. Картинка про Что понимается под избыточным налоговым бременем. Фото Что понимается под избыточным налоговым бременем Что понимается под избыточным налоговым бременем. Смотреть фото Что понимается под избыточным налоговым бременем. Смотреть картинку Что понимается под избыточным налоговым бременем. Картинка про Что понимается под избыточным налоговым бременем. Фото Что понимается под избыточным налоговым бременем Что понимается под избыточным налоговым бременем. Смотреть фото Что понимается под избыточным налоговым бременем. Смотреть картинку Что понимается под избыточным налоговым бременем. Картинка про Что понимается под избыточным налоговым бременем. Фото Что понимается под избыточным налоговым бременем

Что понимается под избыточным налоговым бременем. Смотреть фото Что понимается под избыточным налоговым бременем. Смотреть картинку Что понимается под избыточным налоговым бременем. Картинка про Что понимается под избыточным налоговым бременем. Фото Что понимается под избыточным налоговым бременем

Что понимается под избыточным налоговым бременем. Смотреть фото Что понимается под избыточным налоговым бременем. Смотреть картинку Что понимается под избыточным налоговым бременем. Картинка про Что понимается под избыточным налоговым бременем. Фото Что понимается под избыточным налоговым бременем

Налоговые обязательства, возлагаемые на плательщика не всегда идентичны реальному налоговому бремени, которое он в действительности несет.

Сфера действия налога представляет собой совокупность индивидов, на которых фактически ложится бремя налога, т.е. чье положение при прочих равных условиях ухудшается в связи с введением налога [10; С. 26]. Под ухудшением положения понимается снижение значения функций индивидуальной полезности.

Перемещение налогового бремени происходит на рынках. Это расхождения между законодательно устанавливаемой сферой налоговых обязательств (кругом плательщиков) и экономической сферой действия налога. В основе механизма перемещения лежит взаимозависимость участников рыночной сделки. В отличие от государства рыночные агенты не имеют возможности принудить других разделить свои обязательства, но они могут изменять совокупность добровольных сделок, в которые вступают. Если в результате налогообложения экономический агент не заинтересован принимать участия в данной сделке, то в проигрыше также остаются потенциальные партнеры, интересам которых отвечали бы эти сделки.

Перемещение налогового бремени существенно изменяет относительное положение поставщиков различных факторов производства, прежде всего труда и капитала, что, в конечном счете, отражается на уровнях благосостояния различных социальных слоев, отраслевых и региональных сообществ и поколений. Количественной характеристикой искажающего действия налога служит избыточное налоговое бремя (ИНБ).

Оно возникает вследствие следующих причин:

отдача от налогооблагаемых ресурсов снижается, что приводит к перемещению ресурсов в другие секторы экономики, в результате формируется новая структура производственного и потребительского поведения. Таким образом, более ценными становятся те, варианты которые в отсутствии налога, представляли меньший интерес, т.е. снижается аллокационная эффективность

предоставление налоговых льгот является нерыночным стимулом к аллокационным сдвигам в экономике, т.е. принудительно изменяются соотношения между величинами предельных чистых выгод от различных способов использования ресурсов.

На величину ИНБ бремени влияют следующие факторы:

начальное (доналоговое) состояние вид налога функции спроса и предложения.

Необходимо отметить, что исчисление ИНБ в различных рыночных структурах имеет свои особенности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *