Что понимается под компетенцией в фгос
Компетенции: виды, уровни. Особенности их формирования при реализации ФГОС.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Компетенции: виды, уровни. Особенности их формирования при реализации ФГОС.
I .Сущность понятий «компетенция» и «компетентность»
Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «кКомпете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой областиомпетентность
Компете́нтность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
Компетентность (лат. competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) — качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным.
Компетентность — потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение её решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, то есть обладание оперативным и мобильным знанием.
По мнению А.Г. Бермуса: «Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты».
О.Е.Лебедев определяет компетентность как «способность действовать в ситуации неопределенности». И.А.Зимней «компетентность трактуется «как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека».
А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения.
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Смещение конечной цели образования со знаний на «компетентность» позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Таким образом восстанавливается нарушенное равновесие между образованием и жизнью.
С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников образовательные компетентности «представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного
Проблема отбора ключевых (базовых, универсальных) компетентностей является одной из центральных для обновления содержания образования.
Формулировки ключевых компетенций представляет наибольший разброс мнений; при этом используются и европейская система ключевых компетенций, так и собственно российские классификации.
А.В.Хуторским перечень ключевых образовательных компетенций определен на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:
1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
2. Общекультурные компетенции. Ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций, бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.
3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
И.А.Зимней выделены три группы ключевых компетентностей на основе сформулированных в отечественной психологии положений относительно того, что человек есть субъект общения, познания, труда (Б.Г. Ананьев), что человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду (В.Н. Мясищев); что компетентность человека имеет вектор акмеологического развития (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач); что профессионализм включает компетентности (А.К. Маркова):
компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;
компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.
Такая группировка позволила структурировать существующие подходы к названию и определению ключевых компетенций/компетентностей и представить их совокупность (всего выделено 10 основных компетенций).
1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они суть:
компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;
компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка),науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;
компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;
компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);
компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.
2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:
компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;
компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-культурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.
III . Компетенции, относящиеся к деятельности человека:
компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации — их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;
компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией.
Ориентация образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам на формирование общих ключевых компетенций позволит обеспечить не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетентности ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей.
2.Андреев А. Знания или компетенции?// Высшее образование в России.-2005.-№2.-С.3-11
Обзор статьи «Компетентности обучающихся»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Условия формирование общих компетенций обучающихся в учреждениях СПО
Внедрение ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях доказало необходимость реализации компетентностного подхода и стало основой изменения результата подготовки специалиста. Новые образовательные результаты – это сформированные у выпускников общие и профессиональные компетенции, предусмотренные ФГОС, в соответствии со специальностей (профессией).
Под к омпетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
В Законе «Об образовании в Российском образовании» компетенция рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности».
Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.
Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника.
Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.
В настоящее время все выучить невозможно, так как поток информации очень быстро увеличивается, поэтому особенно важно не только то, что студент знает, но и то, как он воспринимает, понимает информацию, как к ней относится, может ее объяснить и применить на практике.
Таким образом, быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества в конкретной ситуации, в том числе и нестандартной.
Анализ опыта работы по новому ФГОС свидетельствует об имеющихся противоречиях в организации педагогического процесса, между:
— потребностью современного общества в личности, владеющей общими, профессиональными компетенциями, способной адаптироваться на рынке труда и традиционным содержанием, технологиями образования, не позволяющими в полной мере сформировать необходимый уровень подготовки специалиста;
— необходимостью оценки сформированности компетенций и неразработанностью контрольно-оценочных средств.
С учетом обозначенных проблем встает вопрос: как организовать педагогический процесс, направленный на формирование общих компетенций, каковы условия формирования общих компетенций?
Каждый педагог неоднократно задавал себе вопросы: чему учить? и ради чего учить?, как обновить содержание учебной дисциплины, МДК, чтобы оно было значимым для студента, имело для него смысл, максимально способствовало развитию, освоению вида профессиональной деятельности.
Встает правомерный вопрос: как учить? Отвечая на этот вопрос с уверенностью скажем, необходимо использование интерактивных, диалоговых технологий, метода проектов и других, где обучающийся выступает субъектом деятельности, обучение происходит через открытие, моделирование жизненно важных профессиональных затруднений, поиск путей их решения. Необходима смена позиции педагога во взаимодействии со студентами.
Итак, первое условие – осмысление, принятие педагогами основных положений компетентностного подхода и реализация в образовательном процессе.
Обратимся к стандарту ФГОС СПО по специальности 050144 «Дошкольное образование» и по профессии 260807»Повар, кондитер» в части ОК.
Сравнительный анализ свидетельствует о том, что ОК 1-6 в основном совпадают, что подчеркивает их метапредметный ( универсальный )
характер, в то же время, определены специфические ОК с учетом предстоящего вида деятельности.
Сделаем попытку определить: какие компетентности являются определяющими, то есть лежат в основе развития личности обучающегося.
Обратимся к классификации ключевых компетенций, предложенных Андреем Викторовичем Хуторским.
Ученый выделяет 7 ключевых компетенций.
1. Ценностно-смысловые компетенции.
2. Общекультурные компетенции.
3. Учебно-познавательные компетенции.
4. Информационные компетенции.
5. Коммуникативные компетенции.
6. Социально-трудовые компетенции.
7. Компетенции личностного самосовершенствования [ 2 ].
Соотнесем ключевые компетенции, предложенные А.В.Хуторским и ОК, предусмотренные ФГОС по специальности 050144 «Дошкольное образование».
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
7. Компетенции личностного самосовершенствования
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Таким образом, последовательность освоения компетенций обучающимися, а может быть представлена в форме «лесенки».
Последовательность освоения компетенциями
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Как видим, ценностно-смысловые компетенции, включая компетенции личностного самосовершенствования имеют первостепенное значение, являются основой, «фундаментом» развития всех других ОК, далее идут учебно-познавательные, информационно-коммуникативные компетенции, общекультурные и социально-трудовые.
Аналогичные результаты получим, ориентируясь на классификацию ОК, предложенную И.А. Зимней [1].
1.Компетенции, относящиеся к самому человеку, как к личности, субъекту деятельности и общения.
2.Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы.
3.Компетенции, относящиеся к деятельности человека.
Встает правомерный вопрос: как определить степень освоения компетенций обучающимися? Ответ очень простой: надо разработать КОС, КИМ, разработка которых сложна и ответственна.
Личностно центрированная модель образования, предложенная стандартом третьего поколения, предполагает перенос акцента с содержания образования (что преподавать) на результат (какими компетенциями овладеет студент, что он будет знать и готов делать), но, к сожалению, некоторые педагоги привязаны только к оценке знаний по учебной дисциплине и не учитывают степень сформированности других составляющих компетенций.
Ключевые компетенции, по утверждению Г.К. Селевко, представляют собой комплекс компонентов, включающих не только знания (когнитивный компонент), но и деятельностный (поведение) и отношенческий компонент. Таким образом, традиционные контрольно-измерительные материалы не могут быть объективными.
В качестве оценочных материалов рекомендуется использовать:
-практико-ориентированные, имитационные задания «ситуация»+»роль».
В течение нескольких лет используем кейс-метод. В качестве кейса выступают ситуационные, профессиональные задачи.
Рассмотрим структуру профессиональной задачи на примере одной из задач, предложенной к зачету по МДК.04.01. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения для студентов, обучающихся по заочной форме по специальности 050144»Дошкольное образование».
Тема: «Современные формы взаимодействия с родителями.
Обобщенная формулировка задачи.
Воспитатели при организации взаимодействия с родителями используют разные формы: досуговые, наглядно-информационные, информационно-аналитические, письменные формы взаимодействия с родителями в зависимости от намеченных задач, возникших проблем. Однако общего мнения об эффективности указанных форм нет.
1. Покажите особенности взаимодействия детского сада с разными типами семей.
2. Дайте характеристику форм взаимодействия с родителями, указанных выше.
1.Составьте план проведения консультации с родителями на тему: «Учимся вместе с ребенком рисовать, лепить, вырезать».
2.Составьте план организации и проведения совместных досуговых форм.
Контекст выполнения задания
Вы воспитатель детей старшего дошкольного возраста.
Решение профессиональной задачи предполагает:
-анализ обобщенной формулировки задачи.
Для квалификационного экзамена разрабатываем более сложные профессиональные задачи.
Квалификационный экзамен по ПМ О1. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие
проходил в форме выполнения практико-ориентированных, имитационных заданий «Ситуация»+«Роль», которые предполагают выполнение комплексного задания по одному из билетов подгруппой студентов в количестве 3-х человек. В течение 1 часа студенты продумывают решение ситуации, оптимальный вариант представляют в ролевой игре.
Имитационные, практико-ориентированные задания по всем вопросам студенты выполняют самостоятельно.
Выполнение практических заданий по организации и проведению разных форм работы по образовательной области «Физическая культура» проходит в спортивном зале, в котором имеется необходимое спортивное оборудование. Студенты выполняют роли детей, экзаменующейся выступает в роли воспитателя.
При подготовке к ответу студенты могут пользоваться предложенной на столах литературой.
Анализ результатов экзамена показал, что наиболее трудными для освоения студентами 1 курса оказались: коммуникативная компетентность ОК 6. Работать в коллективе и команде, ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях, ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
Экзамен по педагогике проходил в форме защиты портфолио.
К экзамену разработаны методические рекомендации, определены показатели, критерии оценки, такие как:
владение знаниями, умениями по педагогике в соответствии с ФГОС;
сформированность общих, профессиональных компетенций;
полнота выполнения заданий;
логичность, содержательность выступления;
акцентирование в содержании выступления на основные результаты самостоятельной работы;
владение навыками публичного выступления (логика рассуждения, культура речи, умение обоснованно отвечать на вопросы преподавателя.);
наличие рефлексивных пояснений к представленным материалам;
структурированность представленных материалов, их целостность, тематическая завершенность;
аккуратность и эстетичность оформления материалов портфолио;
соответствие содержания презентации содержанию портфолио;
Для повышения качества подготовки к экзамену были проведены консультации, проверено содержание материалов портфолио, оказана помощь в подготовке защитного слова. Студенты имели право выбора защиты портфолио на основе подготовленной презентации или без нее. Не смотря на то, что только несколько студентов владели навыками подготовки презентации, все ее подготовили.
Анализ, самоанализ подготовки к экзамену, его результаты показали, что все студенты высоко оценили форму сдачи экзамена, отметили преимущества, эффективность по сравнению с традиционной – сдача экзамена по билетам. Все отметили сложность подготовки защитного слова и презентации.
Наиболее высокие результаты показали студенты по освоению общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Возвращаясь к началу выступления можно с уверенностью сказать о том, что студенты заочного дошкольного отделения активно овладевают общими компетенциями, являющимися фундаментом формирования других ОК и профессиональных компетенций.
Таким образом, использование в качестве средств оценки кейс-метода, портфолио, практико-ориентированных, имитационных заданий типа «ситуация»+ «роль» позволяет объективно определить сформированность ОК и ПК, но это возможно при обоснованном определении показателей сформированности ОК И ПК, а это очень сложно и ответственно.
Для разработки показателей сформированности ОК и форм контроля в нашем колледже была создана творческая группа. С результатами работы ознакомлены преподаватели колледжа. Например, основные показатели оценки результата, формы и методы контроля и оценки по определению сформированности ОК 2 могут выглядеть следующим образом [Таблица 1].
Результаты (освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
— рациональное распределение времени на все этапы работы;
-аргументированность оценки эффективности и качества решения профессиональных задач.
-наблюдение, оценка преподавателем решения профессиональных задач;
— оценка преподавателем обоснования собственной деятельности, разработки дидактических материалов;
-анализ и оценка преподавателем рефлексии, самооценки педагогической деятельности студентов;
Таким образом, третье условие – разработка оценочных средств (КОС/КИМ), обоснованное определение сформированности показателей ОК.
Следующее условие – организация самостоятельной работы обучающихся.
Обратимся к таблице 2, в которой представлены чаще используемые виды самостоятельной работы и общие компетенции, развиваемые в процессе ее выполнения.