Что понимается под маркетингом услуг туризма
Туристический маркетинг: цели и функции
Цели и функции маркетинга в туризме
Маркетинг в сфере туризма — это система действий, направленных на продвижение и реализацию туристического продукта, в частности поездки и полного комплекса услуг, продаваемых туристам.
Другими словами, под туристическим маркетингом понимают планирование и организацию маркетинговых мероприятий для фирм, работающих в сфере туризма. Сюда входит разработка услуг с учетом потребностей клиентов, формирование туристического продукта, выпуск его на рынок и продвижение. Чтобы достичь успеха в этой сфере, необходимо уделять внимание не только основным запросам потребителя, но и качеству самой услуги.
Ход реализации маркетинговых мероприятий в сфере туризма рассматривается с разных сторон с учетом всех факторов, оказывающих влияние на разработку, продвижение и сбыт туристического продукта. Субъектом маркетинга в данном случае является не только сама фирма, предлагающая ту или иную услугу, но и органы законодательства в сфере туризма, а также территория, о которой идет речь.
Можно выделить три составляющие системы туристического маркетинга: функциональная часть, структурная и субъектная.
Среди функций маркетинга в туризме есть три самые значимые:
Суть первой в том, чтобы заинтересовать, убедить будущего потребителя в соответствии качества услуги его ожиданиям.
Вторая подразумевает разработку новых услуг, которые потенциально могут привлечь внимание клиента и закрыть его потребности. Также речь идет и об улучшении качества уже существующих услуг. Третья функция включает анализ рынка туризма и осуществление контроля за процессом реализации продукта.
Уровни и инструменты туристического маркетинга
С учетом специфических особенностей оказания услуг различают четыре уровня применения маркетинга в сфере туризма. На каждом из них процесс создания туристического продукта происходит по-разному. Далее разберем их подробнее.
Туроператоры и турагентства при организации маркетинговых мероприятий опираются на запросы потребителей и возможностей ведения предпринимательской деятельности. В итоге туристы получают услугу, закрывающую их потребности, а организация имеет прибыль.
Производители туристических услуг занимаются исследованиями потребностей населения в тех или иных услугах туристического характера, и на основе полученной информации формируют предложение.
Маркетинг общественных туристических организаций имеет целью сформировать, поддержать или скорректировать общественное мнение.
Суть маркетинга территорий в том, чтобы управлять поведением потребителя по отношению к определенным туристским локациям.
Каким бы ни был уровень организации маркетинга в туризме, в его основе всегда лежит планирование и реализация мероприятий. Сюда входит разработка, формирование турпродукта, установление цены, выбор оптимальных каналов распространения информации об услуге, а кроме того, мотивация целевой аудитории на приобретение.
Инструменты реализации маркетинга в сфере туризма можно выделить следующие:
Однако это далеко не весь перечень возможных инструментов. Можно использовать также анализ рынка, спроса, пересмотр ценовой политики и прочее.
Особенности маркетинга в туризме
Турпродукт весьма специфичен, как и весь рынок туристических услуг. Турпродукт сам по себе — это целый комплекс вещественных и невещественных единиц, в которых нуждается путешественник. Выделяют четыре основных элемента турпродукта:
Отличает туристические продукты то, что они неосязаемые, не нуждаются в хранении, очень зависимы от многих слабо контролируемых или вовсе не контролируемых человеком факторов, статичны. Также их особенностью является большая разбежка во времени продажи услуги и ее потребления, а также большие расстояния, которые требуется преодолеть клиенту для получения услуги туристического характера.
Как следствие, особенности маркетинга в сфере туристических услуг такие:
В период межсезонья маркетинг в туризме приобретает большую значимость, ведь именно тогда возникает особая потребность в диверсификации туристического продукта.
Сложно переоценить роль маркетинга в сфере туризма. Огромная конкуренция среди производителей схожих услуг, а также большая зависимость от целого ряда внешних факторов повышает его значимость. Основная задача туристического маркетинга — это удовлетворение нужд потребителей путем создания и сбыта максимально качественного туристического продукта.
Анализ особенностей маркетинга в сфере туризма
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и сущность маркетинга в туризме
Маркетинг в туризме (или туристический маркетинг) – это система непрерывного управления производством и реализацией турпродукта и согласования предлагаемых услуг с услугами, которые в условиях рынка пользуются спросом.
Иначе говоря, под маркетингом в сфере туризма можно понимать процесс организации маркетинговой деятельности туристских фирм, которая неразрывно связана с необходимостью разработки, формирования и продвижения туристских и экскурсионных услуг. Успешная реализация этой деятельности требует необходимости учета потребностей и запросов туристов с одной стороны, и постоянного повышения качества турпродукта – с другой стороны.
В концепции туристического маркетинга сам процесс реализации маркетинга рассматривается в разрезе различных плоскостей и уровней, связанных с управлением процессами создания, формирования, продвижения и реализации турпродукта. При этом в роли субъектов маркетингового процесса выступают не только коммерческие турфирмы, но и органы власти в сфере туризма и даже сами территории.
Таким образом, в сфере туризма маркетинг представляет собой трехмерную систему (рисунок 1), объединяя в себе три плоскости – функциональную, структурную и субъектную.
Рисунок 1. Концепция туристического маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В сфере туризма маркетинг выполняет определенные функции. Важнейшими из них считаются:
Готовые работы на аналогичную тему
В первом случае речь идет о необходимости убеждения потенциальных потребителей в соответствии предлагаемого им турпродукта (туристской услуг) их потребностям, требованиям и запросом. Во втором случае имеется в виду необходимость проектирования нововведений, способных создать новые возможности для сбыта. В третьем случае упор делается на анализ и контроль маркетинга.
Уровни и инструментальная основа реализации маркетинга в сфере туризма
В настоящее время в системе маркетинга можно выделить порядка четырёх базовых уровня использования маркетинга в сфере туризма (рисунок 2). Все они определяются спецификой сервиса и организации производства турпродукта. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 2. Базовые уровни использования туристического маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Маркетинг туристских предприятий в основе своей опирается на необходимость согласования потребительских запросов и возможностей предпринимательской деятельности. Результатом этого процесса становится предоставление туристам услуг, способных удовлетворить их потребности, на основе чего туристские предприятия и получают прибыль.
Маркетинг производителей туристских услуг в основе своей опирается на реализацию комплекса исследований потребностей и спроса предоставляемых услуг.
В основе маркетинга туристских организаций лежит реализация деятельности, предпринимаемой с целью создать, поддержать или изменить благоприятное общественное мнение.
Маркетинг регионов и территорий опирается на реализацию деятельности, проводимой с целью создать, поддержать или изменить поведение клиентов по отношению к конкретным регионам, населенным пунктам или странам.
В основе туристического маркетинга, вне зависимости от уровня его реализации, лежит планирование и практическое воплощение маркетинговых мероприятий. Обычно они связаны с планированием и разработкой турпродукта, ценообразованием, выбором наилучших методов распространения турпродуктов и услуг, с ними связанных, а также стимулированием сбыта и их рыночным продвижением.
В сфере туризма маркетинг под собой имеет определенную инструментальную основу своей реализации. Обычно к числу основных групп маркетинговых инструментов в сфере туризма относят:
На практике инструментарий туристического маркетинга может быть весьма обширен и разнообразен. Помимо прочего он может включать в себя анализ рыночной конъюнктуры, оценку уровня спроса, рекламную политику и пр.
Специфика и особенности маркетинга в туризме
В сфере туризма маркетинг приобретает свою особую специфику, определяемую, в первую очередь, особенностями турпродукта и самого рынка туристических услуг. В общем смысле под турпродуктом принято понимать совокупность потребительских стоимостей вещественного и невещественного характера (т.е. товаров и услуг), которые необходимы туристам для удовлетворения возникающих у них в период путешествия потребностей. Обычно турпродукт включает в себя четыре базовых элемента – сам тур, туристско-экскурсионные услуги, товары и предметы потребления.
Отличительными особенностями туристских услуг, на создание, продвижение и реализацию которых направлен маркетинг, выступают их неосязаемость, неспособность к хранению, подверженность сезонным колебаниям, статичность, несовпадение момента продажи и потребления, территориальная разобщенность потребителя и производителя, а также необходимость преодоления определенных расстояний для потребления услуги или продукта. Отсюда вытекают следующие особенности маркетинга:
При всем этом особую роль и значимость маркетинг приобретает в межсезонный период, когда наиболее остро ощущается потребность в диверсификации турпродукта.
В целом справедливо говорить о том, что маркетинг в туристической отрасли играет огромную роль. Его значимость повышает высокий уровень конкуренции на туристском рынке, а также его подверженность кризисным явлениям в экономике. Его главное задачей выступает удовлетворение рыночных потребностей туристов посредством производства и реализации качественного и надежного турпродукта.
Маркетинг в туризме
Дата публикации: 11.12.2016 2016-12-11
Статья просмотрена: 6657 раз
Библиографическое описание:
Цыринова, Н. С. Маркетинг в туризме / Н. С. Цыринова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27.2 (131.2). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36458/ (дата обращения: 10.12.2021).
В данной статье дается определение понятия маркетинг в туризме, изучены особенности маркетинга. Также внимание уделено интернет-маркетингу и маркетинговым инструментам.
Ключевые слова: туризм, туристический рынок, туристский продукт, маркетинг.
Рынок туризма представляет собой сложное структурированное образование, включающее следующие функциональные компоненты: экономический, экологический, социальный, правовой, — которые проникают во все сферы деятельности. Цель туристического рынка — это определение факторов, обеспечивающих удовлетворение спроса клиентов в туристских услугах. Первоочередными задачами туристического рынка являются потребности туристов, исследование рынка, так как каждый день появляется большой выбор товаров и услуг, чтобы продолжать свое успешное функционирование на рынке возникает необходимость в их продвижении.
Под маркетингом в туризме понимается система непрерывного управления производством, реализацией туристского продукта и согласования предлагаемых услуг с услугами, пользующимися спросом на рынке.
Современный туризм обладает рядом важных особенностей с точки зрения характеристик туристского продукта, сервиса и организации производства. Так, в систему индустрии туризма входят специализированные предприятия, организации и учреждения: туристские фирмы, предприятия, которые предоставляют услуги проживания, предприятия питания, транспортные предприятия и многие другие организации [4]. Исходя из сервиса и организации производства туристского продукта, выделяют четыре уровня использования маркетинга в сфере туризма:
1. Маркетинг туристских предприятий — процесс согласования возможностей предпринимательской деятельности и запросов потребителей, результатом которого является предоставление туристам услуг, удовлетворяющих их потребности, и получение предприятием прибыли.
2. Маркетинг производителей туристских услуг — комплекс исследований потребностей и спроса предоставляемых услуг.
3. Маркетинг туристских организаций — деятельность, которая предпринимается для создания, поддержания или изменения благоприятного общественного мнения.
4. Маркетинг территорий и регионов — деятельность, предпринимаемая для создания, поддержания или изменения поведения клиентов к конкретным населенным пунктам, регионам или даже странам в целом [1].
Маркетинговые мероприятия включают планирование и разработку продукта, ценообразование, методы распространения продукта, стимулирование сбыта и продвижение товаров и услуг [2].
Маркетинговые инструменты включают действия, нацеленные на различные стороны рынка, окружение организации, которое косвенно влияет на нее. Маркетинговые инструменты могут включать в себя оценку уровня спроса на продукцию или услугу, анализ конъюнктуры рынка, и, конечно, рекламную политику компании.
Выделяют следующие группы инструментов маркетинга:
1. Торговая марка, публикации, рейтинги, печатная продукция, сувенирная продукция, оформление помещений.
2. Корпоративные мероприятия, социально-культурные события, отношения с прессой, персонал.
3. Миссия и ценности компании.
4. Реклама как элемент всех маркетинговых инструментов.
Данные инструменты маркетинга могут быть абсолютно непохожими по своему назначению и применению, но, как правило, реклама является всегда незаменимым элементом. Отметим, что всем инструментам маркетинга необходимо взаимодействовать друг с другом, функционировать вместе.
Главный маркетолог в туризме — это телевидение и всемирная сеть Интернет. Практически все туристические фирмы используют всемирную сеть в качестве маркетингового средства, создают свои сайты и развивают деятельность, продвигая туристские услуги. С функционированием в России спутниковыхтелеканалов не только увеличился поток русских туристов за границу, но и зафиксированоуспешное развитие направлений внутреннего туризма, в т. ч. и притока иностранцев нароссийские курорты.Сферы использования Интернета в туризме многогранны и разнообразны.Интернет-ресурсы о туризме, как и соответствующие телепередачи, обладают свойствомнаглядности, а по степени информативности превосходят возможности телевидения,предлагая разнообразнейшую информацию о туристских объектах и услугах.Туристические компании активно используют для привлечения клиентоврекламу в социальных сетях. Чтобы успешно вести бизнес и получить конкурентные преимущества,владельцы туристических предприятий ищут передовые способы привлечения клиентови адаптируют свои предложения к целевой аудитории. Это действенный рекламныйинструмент, который позволяет настраивать таргетированную рекламу, котораяспособна появляться перед глазами конкретных пользователей.
Рассматривая вопрос о специфике туристского маркетинга, отметим, что маркетинговые исследования имеют большое значение для турфирмы в процессе сбора и анализа информации, а также при проведении SWОT-анализа туристского рынка, выработку стратегии маркетинга для успешного функционирования турпредприятия. Эти исследования, пополняют информационную базу организации и позволяют выявить:
— проблемы, которые мешают благоприятной работы фирмы;
— причины возникновения трудностей фирмы, а также наличие путей их разрешения;
— выявление направлений развития на туристском рынке.
Таким образом, маркетинг в сфере туризма позволяет: просчитать новые возможности и проанализировать более эффективные пути ведения бизнеса.
Маркетинг туристических услуг
Сущность и классификация туристских услуг. Факторы, оказывающие влияние на их развитие. Специфика маркетинга в туризме. Структура рынка организованного туризма. Маркетинговый анализ потребительских услуг в сфере молодежного туризма туристической фирмы.
Рубрика | Маркетинг, реклама и торговля |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 02.12.2012 |
Размер файла | 100,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Туристский бизнес в России находится в стадии глубокой структурной перестройки, институционального становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых и внешнеэкономических связей. В полной мере это относится к процессу формирования туристской инфраструктуры, соответствующего сегмента рынка труда, системы государственного регулирования туристской деятельности.
Туризм является открытой системой, элементы которой взаимодействуют с внешней средой, и одновременно выступают как неотъемлемая часть более общей системы мирового хозяйства. Поэтому специфика рынка в значительной степени обуславливает актуальность применения маркетинга в сфере туризма, так как маркетинг означает грамотный и качественно новый подход, как отдельных туристских предприятий, так и отрасли туризма в целом.
Маркетинг обеспечивает не только эффективное удовлетворение потребителей туристического рынка, но и успех любого туристического предприятия в конкурентной борьбе.
В связи с этим в рамках курсовой работы поставлены следующие задачи:
1. Выяснить сущность туристических услуг.
2. Изучить особенности маркетинга в сфере туризма.
3. Провести маркетинговый анализ деятельности ООО «Лунный свет».
4. Предложить направления по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Лунный свет».
Методологическую и информационную базу курсовой работы составляют следующие источники: учебные пособия и публикации журналы, статистическая и финансовая отчетности ООО «Лунный свет» за 2004-2006 гг.
1. Особенности маркетинга в сфере туристических услуг
Маркетинговые технологии в туризме
Вы будете перенаправлены на Автор24
Роль маркетинга в туризме
С каждым годом российский туризм становится все более актуальным на международном рынке. Развитие отраслей туризма как никакая другая сфера стимулирует создание рабочих мест, развитие малого бизнеса, а также использование внутренних ресурсов страны в качестве туристического потенциала. За счет туризма развиваются такие секторы экономики, как транспорт, торговля, рынок товаров народного потребления, сферы связи и т.д. Для нашей страны, особенно для отдалённых регионов, туризм зачастую является одним из основных источников дохода.
Однако для того, чтобы информация о каких-либо туристических турах или продуктах была донесена до потребителя, требуются её реклама и продвижение. В настоящее время продвижением занимается такая отрасль экономики, как маркетинг. На сегодняшний день газеты, журналы, телевидение, сеть Интернет переполнены разнообразным видом рекламы, в том числе и туристическими предложениями. Поэтому успех современной фирмы зависит от того, насколько качественно они смогут прорекламировать себя, донести до потенциального клиента информацию о своем туристическом продукте, вызвать соответствующие ответные действия. Данные задачи являются выполнимыми, если фирма сотрудничает с грамотным маркетологом.
Туристический маркетинг представляет собой совокупность приемов и методов сбора и анализа информации, с целью наилучшего удовлетворения потребностей клиентов с точки зрения психологических, социальных, а также иных факторов, оказывающих влияние на туристическую область.
К задаче маркетинга относится распознавание скрытого спроса на товар или услугу, которые может предложить предприятие. Основной целью маркетинга является принесение прибыли конкретной организации. С этой точки зрения маркетинг должен выполнять главную задачу – успешно рекламировать и продвигать.
Рисунок 1. Элементы маркетинга в туризме. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Готовые работы на аналогичную тему
Назначение маркетинговых технологий
Объект анализа любого маркетинга – это поведение потребителей на рынке. Центральной идеей любого маркетинга являются продажи конкретного продукта или товара.
Выделяют следующие цели маркетинга:
Индустрия российского туризма характеризуется наличием большого количества предприятий, которые не имеют опыта применения маркетинговых технологий. Кроме того, у многих из них отсутствуют денежные средства на привлечение соответствующих специалистов в данной области, оплату маркетинговых расходов. Принимаются только беспорядочные попытки продекламировать свою деятельность, продвинуть свой бизнес.
Выбор той или иной маркетинговой технологий позволяет определить программу развития внутреннего туризма, которая может формироваться, в том числе, на национальном уровне. Однако в настоящее время на территории России подобные программы разрабатывается редко. А те фирмы, которые работают уже длительное время, также редко пользуются услугами маркетолога.
Между прочим, туристический продукт является таким объектом, которым необходимо доносить до потребителей индивидуально. При этом туроператору необходимо прибегать к помощи туристических агентств, которые прямо или опосредованно работают с клиентами. Требуется подробно изучать проблему туристического спроса.
Объем потенциального спроса на туристические продукты определяется исходя из количества человек, которые желают путешествовать. Маркетологи должны сократить разницу между количеством потенциальных и действительных клиентов.
Основные элементы маркетинга в туризме
Спрос на туристические товары зависит от ряда факторов, многие из которых являются переменными и не зависят от контроля со стороны туристических операторов или туристических агентов. Среди них можно выделить следующие факторы:
Маркетологи, кроме того, оценивают покупательскую способность будущих туристов, что является одним из факторов, влияющих на развитие туризма. Когда у людей увеличиваются личные доходы, происходит перераспределение общих доходов в целом, что влияет, в том числе, и на отрасль туризма. Чем быстрее растут доходы, тем быстрее растёт спрос на услуги туризма.
Когда изменяется возрастная структура населения, это также оказывает влияние на различные экономические сферы, в том числе и на отрасль туризма. Увеличение среднего возраста приводит к увеличению дохода, что позволяет путешествовать. Важное влияние оказывает и наличие свободного времени у людей. Чем больше свободного времени у человека и чем больше продолжительность оплачиваемого отпуска, тем выше спрос на туризм. Важную роль на спрос оказывает и сам рынок туристических услуг, который предлагает потребителям определённый продукт. Чем больше возможность выбора туристических продуктов, тем выше спрос на туризм.
Рисунок 2. Особенности маркетинга в сфере туризма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ