Что понимается под медиатекой в школе

Медиатака в образовательном учреждении

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что понимается под медиатекой в школе

Описание презентации по отдельным слайдам:

Преподаватель Муравьева Екатерина Александровна

Современная библиотека в едином информационном пространстве (медиатека)

В энциклопедии «медиатека» определяется как современное название публичных библиотек, фонды которых содержат различные типы документов и книг: печатные, электронные, мультимедийные, а также имеют оборудование, необходимое для их хранения и воспроизведения, и доступ к ним через компьютерные сети, включая Интернет.

Медиатека в образовательном учреждении Медиатека — это структурное подразделение, которое включает совокупность фонда книг и разнообразных технических и информационных средств; располагает педагогически обоснованным комплексом оборудования и мебели для хранения книг, информационных и технических средств, читальным залом с различными рабочими зонами, где созданы благоприятные условия для индивидуализации и развития творческих способностей обучающихся и педагогов.

Концепция развития медиатеки Необходимо четко представлять для чего создается медиатека; Определить роль и место медиатеки в образовательном пространстве; Предусмотреть потребности в ресурсах (технических, кадровых) для достижения поставленных целей

Варианты организации медиатек Первый вариант: библиотека – информационный центр, частью которого является медиатека, в которой собраны материалы на всех видах носителей. Такая медиатека обеспечивает максимально возможный доступ к информации. По этому пути идет большинство библиотек образовательных учреждений.

Второй вариант: медиатека, как фонд небумажных носителей информации создается отдельно от библиотеки и находится, как правило, в ведении или преподавателей информатики, или мастера, или заместителя директора по информационным технологиям. Эффективность работы таких медиатек значительно ниже, т.к. информация по одному вопросу оказывается практически в двух разных фондах.

Задачи образовательной медиатеки Сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение ее до пользователя. Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров в области новых информационных технологий и педагогических инноваций. Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, видеоматериалов, магнитных записей и пр.). Осуществление взаимодействия с информационными центрами с целью обмена информацией и накопления собственного банка педагогической информации. Организация обучения пользователей (педагогов, родителей, обучающихся) методике нахождения и получения информации из различных носителей. Оказание помощи в деятельности обучающихся и преодавателей в образовательных проектах (телекоммуникационных, видеопроектах, и пр.).

Структура образовательной медиатеки «Неэлектронное» информационное образовательное пространство Интернет Интранет МЕДИАТЕКА

Структура образовательной медиатеки • «Неэлектронное» информационное образовательное пространство: библиотека, читальный зал, учебные кабинеты, кабинет информатики, компьютерные мастерские, кабинет психолога и т.д. • Интранет: внутренняя локальная сеть, которая помогает осуществлять оперативную связь с библиотекой, читальным залом, кабинетами информатики, учебными кабинетами оснащенными интерактивными комплексами, доводить оперативную информацию до сотрудников и администрации проводить работу с единой базой данных; • Интернет: доступ к информации, имеющейся в мировой сети и позволяющей удовлетворить возникающие потребности в области информатизации

Положение о медиацентре регламентируется: Гражданским Кодексом Российской Федерации; Законами Российской Федерации «Об образовании» и «О библиотечном деле»; Рекомендациями по организации медиатек в учреждениях образования Министерства образования РФ от 12-13 мая 1993 г.; Письмом Министерства образования РФ № 5/11 «О создании медиацентров общеобразовательных учреждений» от 4 января 1995 г.; «Концепцией развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года», предложенной в 2009 году на парламентских слушаниях; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Перечень мероприятий на начальном этапе создания медиатеки 1 Систематизация фонда, имеющегося прикладного программного обеспечения. 2 Изучение нормативной, санитарной, технической документации для создания образовательной медиатеки. 3 Согласование статуса, штата, технического оснащения и финансирования медиатеки. 4 Разработка технического задания для обеспечения техническими средствами медиазала. 5 Разработка структуры и положения медиатеки. 6 Разработка функциональных обязанностей. 7 Разработка правил пользования. 8 Создание фонда электронных учебных и методических материалов, разработанных преподавателями. 9 Систематизация проектов, разработанных обучающимися по предметным областям. 10 Систематизация и отбор цифровых образовательных ресурсов с целью совершенствования качества преподавания. 11 Размещение на сайте информационных ресурсов медиатеки.

Преимущества медиатеки Медиатека является программно-аппаратный комплексом для надёжного хранения и удобного поиска цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Содержит банк электронных ресурсов, созданный преподавателями и методистами. Это могут быть интерактивные учебные курсы, лекционный материал, тестовые задания, видеоуроки и записи экспериментов. Каждая разработка преподавателя, внесённая в банк данных, становится доступной другим педагогам. Организация медиатеки позволяет легко разделять медийный контент по учебным дисциплинам, курсам, специализациям. Такая группировка помогает создать предметные элементные базы — комплект учебных, иллюстративных и методических материалов разбитых по предметам и темам Медиатека играет ключевую роль в достижении информационной грамотности пользователей.

Необходимость создания и использования медиатек В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить подрастающее поколение к быстрому восприятию и обработке большого объема информации, овладению им современными средствами и методами работы с ней.

Что понимается под медиатекой в школе

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Что понимается под медиатекой в школе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Что понимается под медиатекой в школе

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что понимается под медиатекой в школе

Концепция развития медиатеки

1. Необходимо четко представлять для чего создается медиатека;

2. Определить роль и место медиатеки в образовательном пространстве;

3. Предусмотреть потребности в ресурсах (технических, кадровых) для достижения поставленных целей

Источник

Школьная медиатека

Что понимается под медиатекой в школе

Медиатека – это основное звено в построении единого информационного пространства, что является концепцией информатизации образования для нашей школы. Сбор информации, накопление знаний, обмен и использование их – эти направления деятельности упрощают и обогащают учебно-воспитательный и социальный процесс школы. Главным критерием оценки качества обучения в наше время должно быть не количество приобретенных знаний, а умение самих учащихся добывать нужные ему знания. Эти широчайшие возможности и сможет предоставить школьная медиатека.

Медиатека, являясь частью единого информационного образовательного пространства, представляется инструментом, способным внести конструктивные изменения в школьное образование. Ее программа предназначена для совершенствования процесса преподавания и обучения школы.

Медиатека в школе может быть частью библиотеки. Библиотека-медиатека собирает и каталогизирует материалы на всех видах носителей, обеспечивает возможность пользователям для индивидуальной работы и максимально возможный доступ к информации.

Медиатека должна иметь значительно более широкие функции, чем просто обеспечение информацией учебного процесса. Информация на небумажных носителях важна тем, что она дает возможность применения иных технологий в обучении, кроме традиционной – получение в готовом виде, усвоение и воспроизведение знаний и связанных с ними умений и навыков. Небумажные носители информации дают возможность учителю сделать обучение активным процессом добывания и формирования знаний самим учеником, ввести в значительно большей степени проектное обучение, обучающие игры и конструктивные задания по любому предмету с помощью компьютерных технологий. В связи с этим особо возрастает роль школьной библиотеки-медиатеки как ее части в обучении детей работе с информацией.

создание и развитие информационных ресурсов образовательного учреждения;

Перечень мероприятий
на начальном этапе создания медиатеки

Автор: Руководитель ЦИО
ГОУ СОШ №292 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Винцкевич Вера Викторовна

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Что понимается под медиатекой в школе

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Что понимается под медиатекой в школе

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

Источник

Статья «Создание школьной медиатеки как средство расширения образовательного пространства»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Создание школьной медиатеки

как средство расширения образовательного пространства.

В современном образовании всё более широко используются возможности создания интерактивной образовательной среды для подготовки специалистов новой формации, способных самостоятельно творчески мыслить, формировать и реализовывать принимаемые решения.

В ходе модернизации образования современная школа приобрела новый статус: школа – это не только учебное учреждение, но и культурно-просветительный, информационный, профориентационный центр, на занятиях которого осуществляется творческая деятельность учащихся и педагогов. В настоящее время в школах значительно увеличилось число компьютерной техники, учителя и ученики имеют доступ к всемирной сети Internet, электронной почте и т.д. Но компьютер и компьютерные сети – это всего лишь инструмент, с помощью которого педагог может повысить эффективность образовательного процесса, насытить уроки иллюстрированным и наглядным материалом. Однако сегодня в эпоху всеобщей компьютеризации нельзя судить о достижениях школы в области информатизации, опираясь лишь на количество компьютеров в школе.

В современных условиях для достижения качественно новых образовательных результатов требуется применение новых форм работы с использованием информационных технологий, формирование информационной культуры учащихся. Сегодня участники образовательного процесса выступают в новой роли – ученик как исследователь, а учитель как консультант.

Такая теория основана на использовании современных методов и способов обучения, увеличении часов на самостоятельное освоение обучаемыми различных учебных дисциплин, что способствует лучшему усвоению ими изучаемого материала. Сегодня весьма важно создать в школе условия, для наиболее полного удовлетворения учеников и преподавателей необходимой им информацией. Не приходится рассчитывать на решение данной проблемы, опираясь на использование только имеющихся в библиотеке фондов. Практически ни одна библиотека (особенно учебная) не способна удовлетворять всё возрастающие потребности пользователей в информации.

Медиатека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на пользование библиотечно-информационными ресурсами.

Цели медиатеки общеобразовательного учреждения соотносятся с целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни, развитие познавательной, исследовательской деятельности учащихся, их самостоятельного мышления и создание условий для эффективной работы педагогов, повышения их профессиональных компетентностей.

Школьная медиатека – это структурное подразделение образовательного учреждения, в котором имеются разнообразные источники информации: книгопечатные издания, видео- и аудио- материалы, программное обеспечение и т.д. Медиатека школы помогает при организации и проведении образовательного процесса сместить акценты с репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методов на проблемные, исследовательские и способствовать творческой деятельности школьников.

В переводе с латинского языка слово «медиатека» означает «средство» или «посредник». Словосочетание «школьная медиатека» применяется для того, чтобы подчеркнуть что, она выполняет функции и как традиционная библиотека с бумажными носителями, и как ресурсный центр школы, содержащий аудиовизуальные и мультимедийные материалы. Учебная, научно-исследовательская, учебно-методическая и производственная деятельность медиатеки осуществляется в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании», устава школы и других нормативно-правовых документов.

Практическое значение школьной медиатеки заключается в следующем:

создание условий для самостоятельной и оперативной работы с информацией, представленной в различном виде всех участников образовательного процесса;

создание возможности организации самостоятельной исследовательской индивидуальной или групповой работы;

учебно-познавательная деятельность школы поднимается на более высокий уровень;

повышение профессиональный уровень учителей;

обеспечение свободного доступа к различным информационным источникам;

создание условий для создания сетевого сообщества.

В связи с тем, что сегодня школьная медиатека становится важным элементом службы информатизации, у администрации школы возникает необходимость использовать новые подходы к её обеспечению и пополнению. При формировании фондов медиатеки особое внимание нужно уделять качеству и методической правильности медиасредств, дидактическому наполнению интернет-ресурсов. При составлении каталогов надо иметь электронный вариант. Занимаясь оснащением школьной медиатеки, необходимо помнить не только о приобретении компьютерной техники, но и о необходимом программном обеспечении. Для организации индивидуальной и групповой работы учащихся необходимо создать соответствующие условия, которые способствовали бы реализации их творческих способностей, развитию самостоятельности в обучении, познавательной деятельности с опорой на коммуникацию

Концепция медиатеки подразумевает создание комплексной структуры, сочетающей функции читального зала с фондом на нетрадиционных носителях и информационного центра, обладающего источниками информации на любых видах носителей. Все компьютеры медиатеки соединены в локальную сеть.

Большой популярностью в школьной медиатеке пользуется перечень веб-сайтов, необходимых для обучения и получения иллюстрационного материала. При проведении анализа посещаемых веб-сайтов администрация школы пришла к выводу, что для разных категорий участников образовательного процесса интересны различные Internet –ресурсы:

для педагогов – сайты региональных и муниципальных органов управления образования, сайты, содержащие информацию о проведении различного рода творческих конкурсов и олимпиад, сайты с методическими рекомендациями, сайты-«копилки» педагогического опыта;

для учеников – сайты, на которых расположена справочная информация, электронные учебники, тесты;

для руководителя школы и его заместителей – нормативно–правовая документация от вышестоящих организаций, учредителя;

для родителей учащихся – сайт школы, на котором содержится необходимая информация об образовательном учреждении, сайты, на страницах которого можно получить юридическую и психолого-педагогическую информацию в области образования.

Широкое распространение в учебном процессе находят аудиовидеоматериалы, которые также должны найти свое достойное место в медиатеке. Они, конечно, являются дополнительными материалами для более эффективного усвоения учебного материала. С другой стороны, они позволяют обучаемым более интенсивно формировать необходимые знания.

Хочется отметить, что эффективное использование информационных материалов учащимися возможно при условии, что они хорошо владеют не только компьютером и соответствующими программами, но обладают знаниями по работе в библиотеке и с библиографическими данными. С этой целью целесообразно регулярно (интерактивно) проводить с ними цикл занятий по основам библиотечно-библиографических знаний. Последнее позволит им не только самостоятельно ориентироваться в справочно-поисковом аппарате библиотеки, но и грамотно составлять списки использованной литературы при выполнении рефератов, контрольных работ.

Решение перечисленных задач возможно лишь при условии, что сам педагог постоянно учится, следит за новыми достижениями науки, применяет новые информационно-коммуникационные технологии, умело сочетая их с традиционными классическими методами.

Сегодня в создании и систематической работе школьной медиатеки заинтересованы все участники образовательного процесса. Наибольшие потребности в медиатеке возникают у педагогов, так как каждый учитель ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения мотивации школьников и роста их качества знаний. В связи со стремлением педагогов повышать качество обучения все чаще поднимается вопрос о применении новых педагогических технологий, следовательно, у учителя все чаще возникают потребности в школьной медиатеке. Сотрудники службы информатизации оказывают постоянную помощь педагогам:

— в получении информации о новых мультимедиа- и интернет- ресурсах;

— в создании презентаций на основе имеющихся в медиатеке медиаресурсов;

— в копировании и тиражировании материалов;

— в подготовке и проведении уроков и других занятий с применением компьютерных и информационных технологий;

— в совершенствовании своих знаний в области информационных технологий.

Практика работы показывает, что для школьников характерны потребности, связанные с учебными и индивидуальными интересами, например:

— создание и компьютерных презентаций своих выступлений на уроках, конференциях, конкурсах и т.д.;

— приобретение практических умений, связанных с различным использованием технических средств;

— просмотр и отбор информации, содержащейся на CD и DVD-дисках;

— фиксировании в электронном виде тех идей, которые они извлекают из фондов медиатеки и для дальнейшей работы;

— взаимодействие в небольших группах с другими школьниками, с педагогами с сотрудниками медиатеки в ходе работы по проекту;

— выбор современных и максимально полных ресурсов для чтения, просмотра и прослушивания.

Анализируя результаты деятельности медиатеки как элемента службы информационного обеспечения, администрация школы сделала вывод, что медиатека может удовлетворить потребности всех участников образовательного процесса, предоставив им возможность для образовательной деятельности вне зависимости от того, где они работают – в учебных кабинетах, медиатеке, лекционном зале, библиотеке.

Опыт работы показывает, что для создания и эффективной работы школьной медиатеки необходимо привлечь к активному сотрудничеству всех участников учебно-воспитательного процесса и максимально задействовать научно-методический, организационный, информационный, технический потенциал образовательного учреждения.

В результате проделанной работы медиатека стала существенным шагом на пути создания информационного образовательного пространства школы.

Источник

Лекция Понятие медиатеки Хранение, передача и публикация цифровой информации

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

История создания медиатеки

Понятие «медиатека», её определение

В Энциклопедии «Кирилла и Мефодия» мультимедиа определяется, как электронный носитель информации, включающий несколько её видов (текст, изображение, анимация и пр.) В словаре «Основные понятия и определения прикладной интернетики» под мультимедиа понимается взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интернетного программного обеспечения.

Термин «медиатека» стал использоваться во Франции в конце XX века и по отношению к деятельности публичных библиотек предполагает создание интегрированного культурного информационного пространства, в котором используются разные средства коммуникации.

Библиотека и медиатека соотносятся как часть и целое.

Современная публичная библиотека не может не учитывать меняющиеся интересы пользователей. Сегодня эти интересы все больше связываются с новейшими информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ). В России залы общественного доступа к ИКТ, создаваемые в 1990-х годах, стали называть «медиатеками». Идея создания таких залов была импортирована из Германии: на одном из семинаров для библиотекарей в Немецком культурном центре им. Гете в Москве была представлена медиатека г. Штуттгарта. Во Франции медиатеками называются новые, оснащенные техническими средствами, современные библиотеки в отличие от традиционных библиотек.

Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева открыла свою «медиатеку» в ноябре 1998 г., когда вступила в строй первая очередь реконструкции библиотечного комплекса из двух зданий. Медиатека предоставляла пользователя автоматизированные рабочие места, аппаратуру для просмотра и прослушивания аудио-видео-документов, обучающие программы, электронные издания, журналы и книги по информатике.

Медиатека начинает активно формировать электронную библиотеку «говорящая книга». В 2008 году мы начали сотрудничать с клубом любителей аудиокниги. Они активно пополняют наш фонд, что особенно актуально именно сейчас в момент кризиса. Сегодня наш фонд насчитывает 1500 дисков, где мировую художественную классику и произведения современной литературы исполняют знаменитые артисты. В этом же фонде находятся диски с записью радиоспектаклей и инсценировок из Гостелерадиофонда.

До начала XX в. фундаментом образовательной деятельности были печатные издания (учебные, справочные, научные книги и периодика и т.д.). Именно они определили формы, методы и конечный результат, т.е. качество образования. В конце XX в. система образования вступила в следующих, капитальный по своему значению этап, проходящий под знаком влияния информационных ресурсов нового типа. Под такими ресурсами понимаются в первую очередь электронные источники информации удаленного доступа, получаемые через глобальные компьютерные сети Интернета, а также такие нетрадиционные документы, созданные в результате технического прогресса, как видео/аудио- носители, микрографические документы, голограммы, кинодокументы и др. Компьютерные мультимедийные технологии обучения предполагают активное использование как в аудиторной, так и в самостоятельной работе учащихся нетрадиционных источников информации, от кассет, CD и дискет до он-лайновых баз данных веб-сайтов. Более того, информационные ресурсы приобретают в системе образования качественно иной по значимости статус. Образовательная технология- это теория и практика организации, развития, использования, управления и оценки процессов и ресурсов обучения. Таким образом, можно сказать, что оптимальная организация и использование информационных ресурсов в современной системе образования выступают объектом и для образовательных технологий, и для информатизации гимназических библиотек.

Основными задачами медиатеки являются работа с традиционными и нетрадиционными носителями информации с широким использованием информационно-коммуникативных технологий, и создание распределенной медиасреды как сферы медиаобразования со специальными средствами и методами, участие в формировании медиаграмотности и информационного мировоззрения обучащихся. Обеспечение доступа ко всем видам современных источников информации, создание электронных каталогов, систематизация и хранение получаемой информации, создание системы пополнения фондов медиатеки, в том числе за счет разработок педагогов и учащихся школ, организация и регламентирование доступа к информации. Медиатека также:

— содействует культурно-просветительной и информационной деятельности библиотеки;

— содействует взаимодействию с информационными центрами (ИНИОН, ВИНИТИ и т.д.) с целью обмена информацией и накопления собственного банка данных по электронным ресурсам;

— участвует в проведении научных исследований в области использования мультимедийных технологий в обучении;

— содействует организации на корпоративной основе межвузовской медиатеки и ее использованию в целях.

Цель медиатеки: удовлетворение информационных потребностей участников образовательного процесса, через изменение способов и организацию педагогического процесса выйти на новое содержание образования, освоение новых образовательных ресурсов.

Что понимается под медиатекой в школеЧто понимается под медиатекой в школеЧто понимается под медиатекой в школе

Необходимостью здесь становится наличие компьютера и электронного каталога, а также копировально-множительной техники.

Прежде всего, эта рабочая зона предназначена для формирования фонда учебных видеозаписей. Здесь требуются видеомагнитофоны, видеокамера, телевизор, кабельное соединение с предметными кабинетами, оборудованные места для индивидуальной и групповой работы с видеоинформацией.

В фонотеке формируется фонд аудиозаписей на CD-ROM и DVD- ROM. Для этой работы требуется аппаратура для прослушивания записей, места для индивидуальной и групповой работы, оборудованные наушниками. Это особенно важно для учебных заведений с углубленным изучением иностранных языков.

Фонд диафильмов и диапозитивов (слайдов). Требуется аппаратура для просмотра диафильмов и диапозитивов, а также оборудованные места для индивидуального и группового просмотра диафильмов и диапозитивов.

Медиатека в рамках учебного заведения

● кабинета технических средств обучения

В медиатеке обучающийся сможет:

удовлетворить свои информационные потребности, используя книжные фонды, аудио-, видео- и мультимедийные материалы

● получить доступ к сети Интернет

● копировать информацию из сети на диски и флеш-карты

● распечатывать текстовые и графические материалы

● заказать электронную копию печатных документов из фондов библиотеки

Возможности учебной медиатеки

В медиатеке имеется все необходимое оборудование для создания:

● творческих работ, включая и достаточно сложные, связанные, со сканированием текста или фотографий

● созданием мультимедийных продуктов

В современном мире получение достоверной информации является необходимым условием активной жизни человека. Медийное информационное пространство даёт возможность получение этой информации. Важно ещё в образовательной организации научиться приёмам работы с медиаресурсами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *