Что понимается под направленностью в концепции личности в с мерлина
“Личность” в концепции В.С. Мерлина
Исследовательское поле В.С. Мерлина в первую очередь включало изучение психических свойств, под которыми исследователь понимал свойства, характеризующие человека как субъекта общественно-трудовой деятельности и психологическое содержание этих свойств.
Во-вторых, отношения, характеризующие свойства личности, представляют собой отношение к чему-то объективному, находящемуся вне сознания – это отношение к труду, к людям, к коллективу, вещам и т. п.
В-третьих, отношения личности, по мнению Мерлина, представляют собой в высокой степени обобщенные отношения к определенной стороне действительности, имеющей особое значение в общественно-трудовой деятельности.
Сформулировав представление об отношениях личности, В.С. Мерлин отказался выстраивать здание личности, элементами которой являются отдельные блоки (структуры). Он подчеркивал, что структуру личности нельзя характеризовать как систему, складывающуюся из нескольких различных групп психических свойств – темперамента, характера, способностей и направленности. Это принципиальная позиция ученого, отличающая его от всех других отечественных исследователей. Структура личности предстает в виде многоуровневой системы взаимных связей и организации свойств личности. Именно благодаря связям, в которые вступают между собой отдельные свойства, образуются так называемые симптомокомплексы свойств личности. Процесс развития личности, по мнению В.С. Мерлина, выражается в увеличении связей между свойствами, относящимися к разным уровням организации индивидуальности и увеличении тенденции многозначности этих связей.
Итак, мы кратко рассмотрели ведущие концепции, характеризующие отечественный подход к пониманию категории “личность” в советский и постсоветский период. Анализ данных концепций позволяет обратить внимание на следующие общие моменты: практически все авторы созвучны в том, что личность является более поздним продуктом онтогенетического развития по сравнению с индивидом; преобладает марксистско-ленинский взгляд на личность как на носителя социальных отношений, вне которых индивид личностью не становится; понимание личности выстраивается исходя из степени значимости отдельных ее сторон для отдельных авторов.
Концепция личности В.С. Мерлина. Модель теории. Структура личности
Теория интегральной индивидуальности.
Под психическими свойствами личности В. С. Мерлин понимает «такие свойства, которые характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности».
Следующий аспект взглядов В. С. Мерлина – психологическое содержание этих свойств. «Для характеристики человека как субъекта деятельности, пишет автор, необходимо и достаточно охарактеризовать его отношение к объекту деятельности. Каждое психическое свойство личности выражает отношение к действительности».
«Таким образом, заключает В. С. Мерлин, психические свойства личности выражают высоко обобщенное, относительно устойчивое и постоянное отношение сознания в целом к определенным объективным сторонам действительности. Такие отношения мы в дальнейшем будем называть отношениями личности».
Он подчеркивает, что структуру личности нельзя характеризовать как систему, складывающуюся из нескольких различных групп психических свойств – темперамента, характера, способностей и направленности.
Во-первых, по мнению В. С. Мерлина, свойства темперамента не относятся к свойствам личности, поскольку это свойства индивида. А, во-вторых, характер, способности и направленность представляют собой не разные подсистемы (подструктуры), а разные функции одних и тех же свойств личности.
Действительно, поскольку свойства личности это далее неразложимые, обобщенные, устойчивые и постоянные отношения сознания, то они – эти отношения – являются выражением и направленности, и характера, и способностей. Таким образом, структура личности предстает в виде многоуровневой системы взаимных связей и организации свойств личности. Именно благодаря связям, в которые вступают между собой отдельные свойства, образуются так называемые симптомокомплексы свойств личности.
Симптомокомплексом свойств называются вероятностные связи между свойствами личности. Их существует ровно столько, сколько существует относительно независимых отношений личности. Свойства, образующие единый симптомокомплекс, характеризуют тип личности. Действительно, коль скоро отношения личности социально-типичны (вспомним параметры устойчивости и постоянства), то и симптомокомплекс социально-типичен.
• объем и широта – количество входящих в него отдельных свойств, по числу которых можно судить о степени обобщенности симптомокомплекса;
• сила и активность отношений личности, лежащих в основе симптомокомплекса (так называемый энергезирующий мотив);
• устойчивость – пластичность отношений личности.
Когда отношение личности имеет высокую степень всех 3-х форм свойств, тогда оно в наибольшей мере детерминируют целостную психологическую характеристику личности.
Поскольку одно из центральных положений во взглядах В. С. Мерлина на структуру личности принадлежит системе связей, важно установить их виды и уровни организации.
Таким образом, В. С. Мерлин выделяет, во-первых, инвариантные функциональные зависимости внутри подсистем, а, во-вторых, много-многозначные связи между разноуровневыми свойствами.
К заслуге В. С. Мерлина следует отнести и выделение сложной иерархии подсистем интегральной индивидуальности внутри биологического и социального.
Все это позволяет В. С. Мерлину найти способ и соединения и, главное, изучения ранее изолированных и независимо друг от друга изучавшихся закономерностей.
Между различными уровнями организации всегда существуют опосредующие звенья и задачей интегрального исследования заключается в установлении процесса опосредования свойств одного уровня свойствами другого и как эти опосредования меняются в процессе онтогенеза.
Соединение этих двух принципов – много-многозачных связей и иерархической организации, позволило В. С. Мерлину выстроить свою динамичную структуру личности, состоящей из следующих систем.
I. Система индивидуальных свойств организма, которую образуют подсистемы:
• свойства нервной системы (нейродинамические).
II. Система индивидуальных психических свойств с подсистемами:
• психодинамических свойств (свойств темперамента),
• психических свойств личности.
III. Система социально-психологических индивидуальных свойств с подсистемами:
• социальных ролей, исполняемых в группе и коллективе,
• социальных ролей, исполняемых в социально-исторических общностях.
Процесс развития личности выражается в увеличении связей между свойствами, относящимися к разным уровням организации индивидуальности и увеличении тенденции много-многозначности этих связей.
Концепция личности В. С. Мерлина
Под психическими свойствами личности В. С. Мерлин понимает «такие свойства, которые характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности».
Следующий аспект взглядов В. С. Мерлина – психологическое содержание этих свойств. Во-первых, отношения, выражающие свойства личности – это отношения сознания как целого, а не отдельных его сторон. Например, наблюдательность, эмоциональность, внимательность – это свойства отдельных сторон сознания.
Во-вторых, отношения, характеризующие свойства личности «представляют собой отношение к чему-то объективному, находящемуся вне сознания – это отношение к труду, к людям, к коллективу, вещам и т. п.
В-третьих, отношения личности «представляют собой в высокой степени обобщенные отношения к определенной стороне действительности, имеющей особое значение в общественно-трудовой деятельности».
Последнее отличие отношений, выражающихся в свойствах личности состоит в их устойчивости и постоянстве. Именно благодаря этому личность способна противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, осуществлять свои цели и намерения.
Уточнив свое представление об отношениях личности, В. С. Мерлин вслед за В. Н. Мясищевым отказывается выстраивать здание личности, элементами которой являются отдельные блоки (структуры). Он подчеркивает, что структуру личности нельзя характеризовать как систему, складывающуюся из нескольких различных групп психических свойств – темперамента, характера, способностей и направленности. Во-первых, по мнению В. С. Мерлина, свойства темперамента не относятся к свойствам личности, поскольку это свойства индивида. А, во-вторых, характер, способности и направленность представляют собой не разные подсистемы (подструктуры) а разные функции одних и тех же свойств личности.
Поскольку одно из центральных положений во взглядах В. С. Мерлина на структуру личности принадлежит системе связей, важно установить их виды и уровни организации. Здесь мы сталкиваемся с важнейшими достижениями В. С. Мерлина и его учеников в эмпирическом изучении личности, на котором следует остановиться отдельно. Никто никогда не оспаривал положения о многоуровневой структуре человека, в том числе и личности, как многоуровневого целостного образования. Наиболее распространенным в науках о человеке был традиционный дихотомичный принцип иерархизации систем человека – выделение в нем биологически и социально обусловленных свойств. Как правило, связи между показателями этих двух уровней рассматривались как однозначные или инвариантные.
Таким образом, В. С. Мерлин выделяет, во-первых, инвариантные функциональные зависимости внутри подсистем, а, во-вторых, много-многозначные связи между разноуровневыми свойствами.
К заслуге В. С. Мерлина следует отнести и выделение сложной иерархии подсистем интегральной индивидуальности внутри биологического и социального.
Все это позволяет В. С. Мерлину найти способ и соединения и, главное, изучения ранее изолированных и независимо друг от друга изучавшихся закономерностей.
Соединение этих двух принципов – много-многозачных связей и иерархической организации, позволило В. С. Мерлину выстроить свою динамичную структуру личности, состоящей из следующих систем.
1. Система индивидуальных свойств организма, которую образуют подсистемы:
биохимические,
общесоматические,
свойства нервной системы (нейродинамические).
2. Система индивидуальных психических свойств с подсистемами:
психодинамических свойств (свойств темперамента),
психических свойств личности.
3. Система социально-психологических индивидуальных свойств с подсистемами:
социальных ролей, исполняемых в группе и коллективе,
социальных ролей, исполняемых в социально-исторических общностях.
Процесс развития личности выражается в увеличении связей между свойствами, относящимися к разным уровням организации индивидуальности и увеличении тенденции многозначности этих связей.
Что понимается под направленностью в концепции личности в с мерлина
Свой вклад в обновление Родины он внес на бескровном фронте борьбы с безграмотностью, в которую он вступил в 1918 г. в должности инструктора по внешкольному образованию, едва окончив в родном городе гимназию.
В 1920 г. поступил в Петроградский педагогический институт внешкольного образования, который окончил по педагогическому факультету. В 1923–1924 гг. Мерлин работал в психотехнической комиссии при областной совпартшколе им. К.Цеткин в Ленинграде.
В 1924–1925 гг. он — научный сотрудник комиссии по изучению педагогической работы со взрослыми при Ленинградском губполитпросвете по борьбе с неграмотностью. Эту комиссию возглавлял профессор М.Я.Басов, учеником которого Вольф Соломонович считал себя всю жизнь.
С 1924 г. началась педагогическая работа В.С.Мерлина: в 1924/25 учебном году он преподавал в Ленинградском педагогическом институте им. Герцена сначала в должности ассистента, а с 1929 г. — в должности доцента кафедры психологии. Одновременно являлся научным сотрудником Ленинградского института научной педагогики. Там же руководил научной группой, которая занималась вопросами изучения мировоззрения советского ребенка и связи целевой установки и условного рефлекса.
С 1932 по 1938 г. Мерлин работал в Саратовском педагогическом институте, продолжал изучать волевую деятельность и в 1938 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему « Волевая деятельность и условный рефлекс ». Она отразила поиск новых форм и методов педагогической и психологической науки тех лет, явилась продолжением личностного подхода к изучению психики на основе идей А.Ф.Лазурского и М.Я.Басова, была связана с практическими задачами педагогики и вместе с тем несла в себе новый подход, который впоследствии будет характерен для всей мерлинской школы, — экспериментальное изучение психики в связи со свойствами нервной системы.
Умер 6 апреля 1982 года (84 года).
Фундаментальные направления теории интегральной индивидуальности
Идеи системности и целостности В.С. Мерлин разрабатывал по следующим фундаментальным направлениям:
Условно эти направления можно разделить
первый блок – общенаучные вопросы (первые три направления);
второй блок – собственно психологические вопросы о том, благодаря каким механизмам ИИ функционирует как система и обладает признаками целостности (следую-
щие два направления).
Личность понималась как элемент социума. В теории В.С.Мерлина речь идет, напротив, об индивидуальности; она не является калькой общества, а представляет собой самостоятельную систему. Личность же входит в индивидуальность на правах одной из ее подсистем. В теории В.С. Мерлина объем понятия « индивидуальность » шире понятия « личность », поскольку понятие « индивидуальность » описывает и объясняет не только личностные, но также социально-психологические и биологические особенности человека.
С точки зрения условий существования, система индивидуальности вписывается в более широкую социальную макросистему, связана с ней и в то же время имеет собственные закономерности. Система индивидуальности вписывается также в более широкую биологическую макросистему, опять-таки связана с ней и в то же время имеет собственные закономерности.
В теории интегральной индивидуальности единицей анализа являются индивидуальные свойства.
Многие исследователи полагают, что одни свойства
человека индивидуальны, а другие типичны. Индивидуальность якобы отличается от личности как раз тем, что первая уникальна, а вторая типична.
дельному) человеку, является индивидуально-своеобразным. Индивидуальное соотнесено с типичным, но не сводится к нему.
В структуру ИИ свойства личности вписываются прежде всего со стороны их индивидуального своеобразия, хотя при
постановке некоторых проблем учитываются также их социально-типические особенности (скажем, положительное отношение к труду как условие формирования индивидуального стиля трудовой деятельности). Со стороны их индивидуального своеобразия в структуру ИИ вписываются и другие свойства, начиная от биохимических особенностей организма и кончая социальным статусом личности в обществе.
В плане эмпирическом, отдельное свойство человека индивидуально количественно: оно является особенным
и в то же время отличается по степени выраженности того же свойства у других людей. Индивидуально неповторимо и
сочетание свойств: биохимических, соматических,нейродинамических, свойств личности и т.д.
Индивидуальность – это то, что
свойственно данному человеку и дела-
ет его тем, кем и чем он есть.
Понятием индивидуальности описывается нечто
личное, приватное, особенное, преодолевающее редукцию индивидуальности к деиндивидуализированным социальным качествам, безличности, а также преодолевающее редукцию индивидуальности к ее биологии и наследственности. Понятием индивидуальности противопоставляется отдельное – групповому, рефлексивное обособление человеком своего « Я » – исполняемым им социальным ролям, персонализация – деперсонализации.
Индивидуальность – это также то, чем одни
люди отличаются от других людей. Само-
тождественность (тождественность себе и
своеобразие) и отличительные особеннос-
ти (нетождественность другим) определя-
ют суть понятия индивидуальности.
Во-первых, под психическими свойствами личности В. С. Мерлин понимает « такие свойства, которые характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности ».
Следующий аспект взглядов В. С. Мерлина – психологическое содержание этих свойств.
Каждое психическое свойство личности выражает отношение к действительности.
Таким образом, в концепции В. С. Мерлина понятие отношение, также как в вышеприведенных концепциях играет центральную и ведущую роль.
Вместе с тем автор подчеркивает, что отношение, харктеризующее свойства личности отличается « от других психических свойств и явлений, характеризующих отношение человека ».
Во-первых, отношения, выражающие свойства личности – это отношения сознания как целого, а не отдельных его сторон. Например, наблюдательность, эмоциональность, внимательность – это свойства отдельных сторон сознания.
Во-вторых, отношения, характеризующие свойства личности « представляют собой отношение к чему-то объективному, находящемуся вне сознания – это отношение к труду, к людям, к коллективу, вещам и т. п. ». К примеру наблюдательность или вдумчивость выражают отношение человека к собственной психической деятельности: потребность наблюдать либо размышлять.
В-третьих, отношения личности « представляют собой в высокой степени обобщенные отношения к определенной стороне действительности, имеющей особое значение в общественно-трудовой деятельности ».
Последнее отличие отношений, выражающихся в свойствах личности состоит в их устойчивости и постоянстве. Именно благодаря этому личность способна противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, осуществлять свои цели и намерения.
« Таким образом, заключает В. С. Мерлин, психические свойства личности выражают высоко обобщенное, относительно устойчивое и постоянное отношение сознания в целом к определенным объективным сторонам действительности. Такие отношения мы в дальнейшем будем называть отношениями личности ».
Уточнив свое представление об отношениях личности, В. С. Мерлин вслед за В. Н. Мясищевым отказывается выстраивать здание личности, элементами которой являются отдельные блоки (структуры).
Он подчеркивает, что структуру личности нельзя характеризовать как систему, складывающуюся из нескольких различных групп психических свойств – темперамента, характера, способностей и направленности. Это – принципиальная позиция ученого, отличающая его от всех других отечественных исследователей.
Во-первых, по мнению В. С. Мерлина, свойства темперамента не относятся к свойствам личности, поскольку это свойства индивида.
А, во-вторых, характер, способности и направленность представляют собой не разные подсистемы (подструктуры) а разные функции одних и тех же свойств личности.
Действительно, поскольку свойства личности это далее неразложимые, обобщенные, устойчивые и постоянные отношения сознания, то они – эти отношения – являются выражением и направленности, и характера, и способностей.
Таким образом, структура личности предстает в виде многоуровневой системы взаимных связей и организации свойств личности. Именно благодаря связям, в которые вступают между собой отдельные свойства образуются так называемые симптомокомплексы свойств личности. Что такое симптомокомплекс и каковы его параметры?
Их существует ровно столько, сколько существует относительно независимых отношений личности. Свойства, образующие единый симптомокомплекс, характеризуют тип личности.
• объем и широта – количество входящих в него отдельных свойств, по числу которых можно судить о степени обобщенности симптомокомплекса;
• сила и активность отношений личности, лежащих в основе симптомокомплекса (так называемый энергезирующий мотив);
• устойчивость – пластичность отношений личности.
Когда отношение личности имеет высокую степень всех 3-х форм свойств, тогда оно в наибольшей мере детерминируют целостную психологическую характеристику личности.
Поскольку одно из центральных положений во взглядах В. С. Мерлина на структуру личности принадлежит системе связей, важно установить их виды и уровни организации.
В. С. Мерлин выдвинул и эмпирически обосновал предположение о существовании в природе другого типа связей – многомногозначных. В силу этого невозможно прямое сведение биологического к социальному, равно как и обратно от социального к биологическому.
Таким образом, В. С. Мерлин выделяет, во-первых, инвариантные функциональные зависимости внутри подсистем, а, во-вторых, много-многозначные связи между разноуровневыми свойствами.
К заслуге В. С. Мерлина следует отнести и выделение сложной иерархии подсистем интегральной индивидуальности внутри биологического и социального.
Все это позволяет В. С. Мерлину найти способ и соединения и, главное, изучения ранее изолированных и независимо друг от друга изучавшихся закономерностей.
Между различными уровнями организации всегда существуют опосредующие звенья и задачей интегрального исследования заключается в установлении процесса опосредования свойств одного уровня свойствами другого и как эти опосредования меняются в процессе онтогенеза.
Соединение этих двух принципов – много-многозачных связей и иерархической организации, позволило В. С. Мерлину выстроить свою динамичную структуру личности, состоящей из следующих систем.
. Система индивидуальных свойств организма, которую образуют подсистемы:
• свойства нервной системы (нейродинамические).
Система индивидуальных психических свойств с подсистемами:
• психодинамических свойств (свойств темперамента),
• психических свойств личности.
Система социально-психологических индивидуальных свойств с подсистемами:
• социальных ролей, исполняемых в группе и коллективе,
• социальных ролей, исполняемых в социально-исторических общностях.
Процесс развития личности выражается в увеличении связей между свойствами, относящимися к разным уровням организации индивидуальности и увеличении тенденции много-многозначности этих связей.
“Личность” в концепции В.С. Мерлина
Исследовательское поле В.С. Мерлина в первую очередь включало изучение психических свойств, под которыми исследователь понимал свойства, характеризующие человека как субъекта общественно-трудовой деятельности и психологическое содержание этих свойств.
Во-вторых, отношения, характеризующие свойства личности, представляют собой отношение к чему-то объективному, находящемуся вне сознания – это отношение к труду, к людям, к коллективу, вещам и т. п.
В-третьих, отношения личности, по мнению Мерлина, представляют собой в высокой степени обобщенные отношения к определенной стороне действительности, имеющей особое значение в общественно-трудовой деятельности.
Сформулировав представление об отношениях личности, В.С. Мерлин отказался выстраивать здание личности, элементами которой являются отдельные блоки (структуры). Он подчеркивал, что структуру личности нельзя характеризовать как систему, складывающуюся из нескольких различных групп психических свойств – темперамента, характера, способностей и направленности. Это принципиальная позиция ученого, отличающая его от всех других отечественных исследователей. Структура личности предстает в виде многоуровневой системы взаимных связей и организации свойств личности. Именно благодаря связям, в которые вступают между собой отдельные свойства, образуются так называемые симптомокомплексы свойств личности. Процесс развития личности, по мнению В.С. Мерлина, выражается в увеличении связей между свойствами, относящимися к разным уровням организации индивидуальности и увеличении тенденции многозначности этих связей.
Итак, мы кратко рассмотрели ведущие концепции, характеризующие отечественный подход к пониманию категории “личность” в советский и постсоветский период. Анализ данных концепций позволяет обратить внимание на следующие общие моменты: практически все ученые созвучны в том, что личность является более поздним продуктом онтогенетического развития по сравнению с индивидом; преобладает марксистско-ленинский взгляд на личность как на носителя социальных отношений, вне которых индивид личностью не становится; понимание личности выстраивается исходя из степени значимости отдельных ее сторон для отдельных авторов.