Что понимается под наследственностью
Значение слова «наследственность»
1. Свойство живых существ передавать свои основные признаки и качества потомству. Что надо понимать под наследственностью? Конечно, также и те характерные особенности, которые отличают, скажем, одни породы свиней от других пород свиней же, одни породы собак от других. Агапов, Взбирается разум. || Биол. Присущее всем организмам свойство сохранять и передавать от поколения к поколению одинаковые признаки и особенности развития, что обеспечивает существование различных видов и форм жизни.
2. Совокупность природных свойств организма, передаваемых от поколения к поколению.
3. Устар. То же, что наследование (во 2 знач.). В начале XIII в. наследственность княжений по нисходящей линии не была ни общим фактом, ни общепризнанным правилом. Ключевский, Курс русской истории.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
НАСЛЕ’ДСТВЕННОСТЬ, и, мн. нет, ж. (книжн.). 1. Способность живых существ передавать свои физические или психические особенности потомству. Явления наследственности. Теория наследственности. 2. Качества здоровья, особенности состояния организма, передающиеся от родителей к детям. В их семье плохая н. Туберкулезная н. 3. Отвлеч. сущ. к наследственный. Н. болезней.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
насле́дственность
1. свойство живых организмов передавать свои признаки потомкам
2. совокупность природных свойств организма, полученных от родителей, предков
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова наукообразие (существительное):
Наследственность
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
См. также Список наследственных заболеваний.Насле́дственные заболева́ния — заболевания, возникновение и развитие которых связано с различными дефектами и нарушениями в наследственном аппарате клеток. В основе наследственных заболеваний лежат нарушения наследственной информации — мутации: хромосомные, генные и митохондриальные мутации. Наследственные заболевания могут быть обусловлены мутациями, передаваемыми в семьях по наследству, или мутациями, вновь возникшими в клетках зародышевой линии, в зиготе.
Близнецóвый мéтод — один из методов исследования в генетике, который заключается в сопоставлении особенностей членов близнецовой пары, позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование качеств человека. Термин впервые был предложен Фрэнсисом Гальтоном.
Биологическая эволю́ция (от лат. evolutio — «развёртывание») — естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.
Ге́терозиго́тными называют диплоидные или полиплоидные ядра, клетки или многоклеточные организмы, копии генов, которые в гомологичных хромосомах представлены разными аллелями. Когда говорят, что данный организм гетерозиготен (или гетерозиготен по гену X), это означает, что копии генов (или данного гена) в каждой из гомологичных хромосом несколько отличаются друг от друга.
Эпигенетическим наследованием называют наследуемые изменения в фенотипе или экспрессии генов, вызываемые механизмами, отличными от изменения последовательности ДНК (приставка эпи- означает в дополнение). Такие изменения могут оставаться видимыми в течение нескольких клеточных поколений или даже нескольких поколений живых существ.
Понятие о наследственности и ее роль в развитии личности человека
· пищеварительные рефлексы (слюноотделение),
· оборонительные (отдергивание рук от горячего, зажмуривание глаз при ярком свете),
· ориентировочные (реакция на звук, свет и т.д.).
Говоря о нерасторжимой связи человека с животным миром, следует отметить, что эти свойства характерны и для высших животных.
Однако в пределах биологической эволюции возникла новая форма отражения, обеспечившая переход предков в современных людей:
· развитие «собственно человеческих задатков» (движение в вертикальном положении — прямохождение, развитие речи),
· предрасположенность к целенаправленному труду,
· развитие мыслительных способностей человека,
· осознание своих действий, поступков, деятельности.
Наследственность программирует передачу от взрослых детям ряда биохимических, физических качеств:
· группу крови и резус-фактор,
· программирует также свойства нервной системы,
· свойства зрительных органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др.[7]
Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу.
Великая роль наследственности заключается в том, что по наследству ребенок получает человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей к детям передаются особенности телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи – внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторые особенности нервной системы, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности.[8]
Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т.е. задатки. Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью, или талантом.
Показатель развитости человека проявляется через интегрированную развитость его способностей. Выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Это
· тонкость и точность ручных движений,
· совершенная речь и ряд других.
Специальные способности раскрывают индивидуальность личности и определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К ним можно отнести:
· экономические и др.
Эта направленность жизненных сил, заложенных в природе человека и проявляющихся в форме задатков и способностей, предполагает, прежде всего, возможность успешной деятельности в отдельных (в целом довольно широких) областях. Реализация же их во многом зависит от условий жизни и воспитания.
Наследование способностей в отдельных семьях, т. е. появление в ряде поколений людей, одаренных в определенной области, объясняется во многом не только передачей по наследству определенных задатков, но и тем, что в этих семьях дети воспитывались в атмосфере интереса к определенному виду деятельности, их довольно рано начали привлекать к этой деятельности.
Следует отметить, что задатки характеризуют лишь самые общие области деятельности. Они не ориентированы на какой-то определенный вид труда или творчества, которые всегда конкретно-исторически обусловлены и связаны с определенными видами производства, искусства, науки, определяются уровнем их развития.
Эти задатки заложены в структуре мозга, органах чувств, речедвигательных органах и служат одним из условий успешности выполнения затем какой-либо конкретной деятельности, выбранной самим человеком под влиянием условий и обстоятельств жизни. Однако в значительно большей степени успех в этой области деятельности будет обеспечен прилежанием, самой практикой и накоплением опыта в сфере данного вида труда.
Признавая возможное биологическое неравенство задатков и способностей, педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлений к ним обучения, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого задатков и способностей. Современная система обучения и воспитания на деле обеспечивает это равенство условий для всестороннего развития всех и каждого, что не исключает дифференцированного подхода к учащимся и учета их индивидуальных особенностей.
Не менее острым является вопрос о наследовании психических свойств и обусловленности форм поведения физиологическими задатками.
Развитие человека с физиологической точки зрения — очень сложный процесс. Различные его органы и системы на разных этапах возрастного созревания развиваются по-разному, наблюдается известная неравномерность и нескорректированность их развития в отдельные периоды роста и взросления человека, что в свою очередь сказывается на особенностях психического развития детей разного возраста, облегчая или, наоборот, усложняя работу воспитателей. Например, особые трудности представляет в силу особенностей анатомо-физиологического развития воспитание подростков. Однако это не дает основания считать, что те или иные формы поведения заложены в человеке от природы.
Современная педагогика и психология утверждают, что все психические качества личности приобретаются в процессе жизнедеятельности человека в труде и его общении с окружающей средой. В человеке от рождения не заложено никаких ни социальных, ни асоциальных программ поведения, т. е. его поведение в обществе биологически не запрограммировано. Люди рождаются свободными от моральных ценностей и представлений о формах поведения и отношения к другим людям, и процесс формирования этих личностных качеств для каждого человека начинается фактически с нуля. Поскольку же для каждого он протекает в индивидуально-неповторимых условиях, даже при одинаковых внешних условиях (ибо у каждого человека не одинаковы на них реакции), каждый из них развивается по-своему и формирует свое индивидуальное отношение к миру, что не отрицает общих закономерностей формирования личности человека в условиях целенаправленного воспитания.[12]
Психика человека, его психические проявления формируются под воздействием внешних условий, всегда преломляясь через внутренние индивидуальные условия каждого, и являются результатом, продуктом этого взаимодействия.
Говоря о роли наследственности в формировании и развитии ребенка, нельзя игнорировать тот факт, что существует ряд болезней и патологий, которые могут носить наследственный характер, например, болезни крови, шизофрения, эндокринные расстройства. Наследственные заболевания изучает медицинская генетика, однако их необходимо учитывать и в процессе социализации ребенка.
Понятие о наследственности и ее роль в развитии личности человека
Наследственность определяют как совокупность природных особенностей организма, передаваемых от поколения к поколению, либо как «свойство живых совокупностей воспроизводить собственную организацию, либо, в противном случае говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе аналогичных в последовательности поколений»[5].
Биологическая наследственность имеет огромное значение в жизни человека. Она сохраняет человека как природное существо, как неповторимую популяцию (вид) в биологическом мире. С момента рождения ребенок наследует многие инстинкты и врождённые свойства, относящиеся к группе абсолютных рефлексов (по И.П. Павлову)[6]. К ним относятся:
Говоря о нерасторжимой связи человека с животным миром, направляться подчернуть, что эти свойства свойственны и для высших животных.
Но в пределах биологической эволюции появилась новая форма отражения, обеспечившая переход предков в современных людей:
Наследственность программирует передачу от взрослых детям последовательности химических, физических качеств:
Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так да и то хорошее, что делает людей столь различными и снаружи и внутренне. Под наследственностью понимается передача от своих родителей к детям определенных особенностей и качеств, заложенных в их генетическую программу.
Великая роль наследственности содержится в том, что по наследству ребенок приобретает человеческий организм, людскую нервную совокупность, органы чувств и человеческий мозг. От своих родителей к детям передаются изюминке телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи – внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и кое-какие особенности нервной совокупности, на базе которых начинается определенный тип нервной деятельности.[8]
Наследственность предполагает кроме этого формирование определенных свойств к какой-либо области деятельности на базе природных задатков ребенка. По данным психологии и физиологии, врожденными у человека являются не готовые свойства, а только потенциальные возможности для их развития, т.е. задатки. развитие и Проявление свойств ребенка сильно зависит от условий его жизни, воспитания и образования. броское проявление свойств принято именовать одаренностью, либо талантом.
Природные изюминки (задатки) являются потенциальным условием формирования свойств. Они обусловлены личными структурно-функциональными различиями речедвигательных органов и головного мозга, органов эмоций, и их направляться разглядывать только как анатомо-морфологические предпосылки способностей[9].
Показатель развитости человека проявляется через интегрированную развитость его свойств. Выделяют неспециализированные и особые свойства. Неспециализированные свойства определяют удачи человека в разных видах деятельности. Это
Особые свойства раскрывают индивидуальность личности и определяют удачи человека в своеобразных видах деятельности, для осуществления которых нужны задатки особенного рода и их развитие. К ним возможно отнести:
Большой теоретический интерес воображает вопрос о наследовании способностей и задатков к определенному виду, а вернее, к области деятельности (мастерству, конструированию, математике и т. п.). Для ответа на данный вопрос основополагающее значение имеет известное положение К. Маркса об определенных жизненных силах, которыми человек наделен от природы Так, К. Маркс писал: «Человек есть конкретно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он… наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом, эти силы существуют в нем в виде способностей и задатков в виде влечений…»[10]. Эти слова К. Маркса показывают, в первую очередь, на то, что в воспитании нужно учитывать естественную природу человека, выявляя его способности и задатки, определяя направленность и характер заложенных в нем жизненных сил, особенности влечений, интересов и склонностей.
Эта направленность жизненных сил, заложенных в природе человека и проявляющихся в форме способностей и задатков, предполагает, в первую очередь, возможность успешной деятельности в отдельных (в целом достаточно широких) областях. Реализация же их сильно зависит от воспитания и условий жизни.
Наследование свойств в отдельных семьях, т. е. появление в ряде поколений людей, одаренных в определенной области, разъясняется во многом не только передачей по наследству определенных задатков, но и тем, что в этих семьях дети воспитывались в воздухе интереса к определенному виду деятельности, их достаточно рано начали привлекать к данной деятельности.
направляться подчернуть, что задатки характеризуют только самые неспециализированные области деятельности. Они не ориентированы на какой-то определенный вид труда либо творчества, каковые неизменно конкретно-исторически обусловлены и связаны с определенными видами производства, искусства, науки, определяются уровнем их развития.
Эти задатки заложены в структуре мозга, органах эмоций, речедвигательных органах и являются одним из условий успешности исполнения после этого какой-либо конкретной деятельности, выбранной самим человеком под влиянием обстоятельств и условий судьбы. Но в намного большей степени успех в данной области деятельности будет обеспечен прилежанием, самой накоплением и практикой опыта в сфере данного вида труда.
Особенно острые, принципиальные теоретические споры приводит к вопросу о наследовании либо наличии врожденных свойств к интеллектуальной деятельности. Педагогика признает, что возможно негативная для развития интеллектуальных свойств наследственность, к примеру вялость клеток коры полушарий мозга детей пьяниц, кое-какие наследственные заболевания и, например, психологические болезни. Имеющиеся же у обычных (здоровых) людей различия в типах высшей нервной деятельности придают известное своеобразие протеканию мыслительных процессов, но не предопределяют уровня и качества самой интеллектуальной деятельности В целом направляться признать, что развитие познавательных процессов и обучаемость физически здоровых и психически обычных людей во многом определяется тем, в какие конкретно условия обучения они поставлены[11].
Признавая вероятное биологическое неравенство способностей и задатков, педагогика делает упор не на обнаружении приспособлений и различий к ним обучения, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого способностей и задатков. воспитания и Современная система обучения на деле снабжает это равенство условий для всестороннего развития всех и каждого, что не исключает дифференцированного подхода к обучающимся и учета их личных изюминок.
не меньше острым есть вопрос о наследовании психологических обусловленности и свойств форм поведения физиологическими задатками.
Развитие человека с физиологической точки зрения — сверхсложный процесс. Разные его системы и органы на различных стадиях возрастного созревания развиваются по-различному, отмечается узнаваемая неравномерность и нескорректированность их развития в отдельные периоды роста и взросления человека, что со своей стороны отражается на изюминках психологического развития детей различного возраста, облегчая либо, напротив, усложняя работу воспитателей. К примеру, особенные трудности воображает в силу изюминок анатомо-физиологического развития воспитание подростков. Но это не дает основания вычислять, что те либо иные формы поведения заложены в человеке от природы.
психология и Современная педагогика утверждают, что все психологические качества личности приобретаются в ходе жизнедеятельности человека в его общении и труде с окружающей средой. В человеке от рождения не заложено никаких ни социальных, ни асоциальных программ поведения, т. е. его поведение в обществе биологически не запрограммировано. Люди рождаются свободными от представлений и моральных ценностей о формах отношения и поведения к вторым людям, и процесс формирования этих личностных качеств для каждого человека начинается практически с нуля. Потому, что же для каждого он протекает в лично-неповторимых условиях, кроме того при однообразных внешних условиях (потому что у каждого человека не однообразны на них реакции), любой из них начинается по-своему и формирует собственный личное отношение к миру, что не отрицает неспециализированных закономерностей формирования личности человека в условиях целенаправленного воспитания
Психика человека, его психологические проявления формируются под действием внешних условий, неизменно преломляясь через внутренние личные условия каждого, и результат, продуктом этого сотрудничества.
Социальные стороны, личность человека формируются лишь при помощи социальных условий и не смогут быть предетерминированы биологическими базами человека[13].
Говоря о роли наследственности в развитии и формировании ребенка, нельзя игнорировать тот факт, что существует последовательность патологий и болезней, каковые смогут носить наследственный темперамент, к примеру, болезни крови, шизофрения, эндокринные расстройства. Наследственные болезни изучает медицинская генетика, но их нужно учитывать и в ходе социализации ребенка.
Итак, возможно сделать вывод, что развитие человека – сверхсложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних действий, так и внутренних сил, каковые характерны человеку, как всякому живому и растущему организму.
К внешним факторам относятся, в первую очередь, окружающая человека естественная и социальная среда, и особая, целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним – биологические, наследственные факторы.
Факторы, воздействующие на развитие человека, смогут быть управляемые и неуправляемые.
Развитие ребенка — не только сложный, но и противоречивый процесс – свидетельствует превращение его как биологического индивида в социальное существо – личность.
В ходе развития ребенок вовлекается в разные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и т.д.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми) проявляя наряду с этим свойственную ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта.
среды и Взаимодействие наследственности в развитии человека играется ключевую роль всю его жизнь. Но особенную важность оно получает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Как раз сейчас отмечается формирования личности развития и интенсивный процесс организма.
Наследственность определяет то, каким может стать организм, но начинается человек под одновременным влиянием обоих наследственности — и факторов, и среды.
Сейчас делается общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все свойства и признаки любого индивида результат сотрудничества его среды и генотипа. Исходя из этого любой человек имеется и часть природы, и продукт публичного развития.
С таковой позицией сейчас в соответствии с большая часть ученых. Разногласие появляется тогда, в то время, когда речь идет о среды и роли наследственности в изучении умственных свойств человека. Одни уверены в том, что умственные свойства наследуются генетически, другие показывают, что развитие умственных свойств определяется влиянием социальной среды.
Наследственность и развитие личности
Понятие развития человека как длительного и противоречивого процесса, характерной особенностью которого является качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности. Наследственность, ее роль в развитии личности человека.
Рубрика | Психология |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 06.11.2014 |
Размер файла | 26,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования « Могилевский государственный университет
им. А. Кулешова»
Контрольная работа
по дисциплине возрастная и педагогическая психология
«Наследственность и развитие личности»
Выполнила:
Студентка III курса
Группы ДО-32 (5 лет)
Факультета П и ПД ОЗН 5
Стельмак Евгения
1. Понятие о процессе развития личности.
2. Понятие о наследственности и ее роль в развитии личности человека
3. Среда и её роль в формировании личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий, и изучается всеми общественными науками.
Становление личности не простое сцепление случайностей, а закономерный процесс развития. Люди издавна стремились изучить эти закономерности, понять характер развития психики человека. Человек рождается на свет уже человеком.
В истории психологии существуют различные подходы к изучению психического развития личности человека.
Биогенетический подход определяется биологическим, преимущественно наследственным, фактором. Человек от природы имеет предрасположение не только к особенностям протекания эмоциональных реакций, особенностям темпа действий, но и к определенному комплексу мотивов.
Социогенетический подход рассматривает развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды. При этом игнорируется собственная активность развивающегося человека, ему отводится пассивная роль существа, лишь приспособляющегося к окружающей обстановке. Но остается необъясненным, почему в одной и той же социальной среде вырастают подчас столь разные люди.
Генетика доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическом коде, который сохраняет и передает информацию о свойствах организма.
Генетическая информация возникает при оплодотворении. Это предположение имеет существенное значение для педагогики. Первоначальный органическую связь между природным и социальным в психическом развитии человека означает, что в человеческой психике нет ни одного компонента, который был бы только естественным или социальным.
Взаимосвязь наследственности, среды и воспитания иллюстрирует схема.
1. Понятие о процессе развития личности
Рассмотрим основные понятия:
Результатом развития является становление человека как биологического вида и как социального существа.
Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, а социальное находит выражение в психическом, интеллектуальном росте.
Изменение личности от возраста к возрасту протекает в следующих аспектах: физическое развитие, психическое (процессы восприятия, мышления и пр.) и социальное (формирование нравственных чувств, определение социальных ролей и др.).
Споры в науке вызывает вопрос о том, что движет развитием личности, под влиянием каких факторов оно протекает.
Биологизаторский подход объясняет развитие как процесс биологического, природного, наследственно запрограммированного созревания, развертывания природных сил. По мере взросления включается та или иная генетическая программа. Развитие ребенка предопределяется врожденными инстинктами, особыми генами сознания, носителями постоянных наследуемых качеств (бихевиоризм, Э. Торндайк). Тестирование и деление на группы, которые должны обучаться по разным программам в соответствии с якобы природными способностями (по мнению большинства ученых, тестирование выявляет не природные способности, а уровень облученности, приобретенный при жизни).
Согласно социологизаторскому подходу развитие ребенка определяется его социальным происхождением, принадлежностью к определенной социальной среде (детей из разных социальных слоев надо учить по-разному).
Материалистический подход утверждает, что развитие личности протекает под воздействием двух факторов: биологического (наследственность) социального (общество, семья, социальные институты). Природные данные составляют основу, возможность для развития, а преобладающее значение имеют социальные факторы, среди которых педагогическая наука выделяет особую роль воспитания, которое имеет определяющее значение в развитии ребенка.
Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием.
2. Понятие о наследственности и ее роль в развитии личности человека
Наследственность определяют как совокупность природных свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, или как «свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений»
Биологическая наследственность имеет огромное значение в жизни человека. Она сохраняет человека как природное существо, как уникальную популяцию (вид) в биологическом мире. С момента рождения ребенок наследует многие врожденные свойства и инстинкты, относящиеся к группе безусловных рефлексов (по И.П. Павлову)
· пищеварительные рефлексы (слюноотделение),
· оборонительные (отдергивание рук от горячего, зажмуривание глаз при ярком свете),
· ориентировочные (реакция на звук, свет и т.д.).
Говоря о нерасторжимой связи человека с животным миром, следует отметить, что эти свойства характерны и для высших животных.
Однако в пределах биологической эволюции возникла новая форма отражения, обеспечившая переход предков в современных людей:
· предрасположенность к целенаправленному труду,
· развитие мыслительных способностей человека,
· осознание своих действий, поступков, деятельности.
Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне.
Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу.
Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т.е. задатки. Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью, или талантом.
Природные особенности (задатки) являются потенциальным условием формирования способностей. Они обусловлены индивидуальными структурно-функциональными различиями головного мозга и речедвигательных органов, органов чувств, и их следует рассматривать лишь как анатомо-морфологические предпосылки способностей
Показатель развитости человека проявляется через интегрированную развитость его способностей.
Выделяют общие и специальные способности.
Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Это:
· тонкость и точность ручных движений,
· совершенная речь и ряд других.
Специальные способности раскрывают индивидуальность личности и определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К ним можно отнести:
· экономические и др.
Общие и специальные способности могут гармонизировать между собой, взаимно дополнять, компенсировать, усиливать и обогащать друг друга.
Значительный теоретический интерес представляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенному виду, а вернее, к области деятельности (искусству, конструированию, математике и т. п.). Для ответа на этот вопрос основополагающее значение имеет известное положение К. Маркса об определенных жизненных силах, которыми человек наделен от природы. Так, К. Маркс писал: «Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он. наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом, эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей в виде влечений. »
Эти слова К. Маркса указывают, прежде всего, на то, что в воспитании необходимо учитывать естественную природу человека, выявляя его задатки и способности, определяя характер и направленность заложенных в нем жизненных сил, особенности влечений, склонностей и интересов.
Эта направленность жизненных сил, заложенных в природе человека и проявляющихся в форме задатков и способностей, предполагает, прежде всего, возможность успешной деятельности в отдельных (в целом довольно широких) областях. Реализация же их во многом зависит от условий жизни и воспитания.
Наследование способностей в отдельных семьях, т. е. появление в ряде поколений людей, одаренных в определенной области, объясняется во многом не только передачей по наследству определенных задатков, но и тем, что в этих семьях дети воспитывались в атмосфере интереса к определенному виду деятельности, их довольно рано начали привлекать к этой деятельности.
Следует отметить, что задатки характеризуют лишь самые общие области деятельности. Они не ориентированы на какой-то определенный вид труда или творчества, которые всегда конкретно-исторически обусловлены и связаны с определенными видами производства, искусства, науки, определяются уровнем их развития.
Острые, принципиальные теоретические споры вызывает вопрос о наследовании или наличии врожденных способностей к интеллектуальной деятельности. Педагогика признает, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность, например вялость клеток коры полушарий мозга детей алкоголиков, некоторые наследственные болезни и, в частности, психические заболевания. Имеющиеся же у нормальных (здоровых) людей различия в типах высшей нервной деятельности придают известное своеобразие протеканию мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. В целом следует признать, что развитие познавательных процессов и обучаемость физически здоровых и психически нормальных людей во многом определяется тем, в какие условия обучения они поставлены.
Не менее острым является вопрос о наследовании психических свойств и обусловленности форм поведения физиологическими задатками.
Например, особые трудности представляет в силу особенностей анатомо-физиологического развития воспитание подростков. Однако это не дает основания считать, что те или иные формы поведения заложены в человеке от природы.
Психика человека, его психические проявления формируются под воздействием внешних условий, всегда преломляясь через внутренние индивидуальные условия каждого, и являются результатом, продуктом этого взаимодействия.
Говоря о роли наследственности в формировании и развитии ребенка, нельзя игнорировать тот факт, что существует ряд болезней и патологий, которые могут носить наследственный характер, например, болезни крови, шизофрения, эндокринные расстройства. Наследственные заболевания изучает медицинская генетика, однако их необходимо учитывать и в процессе социализации ребенка.
3. Среда и её роль в формировании личности
Важнейшим аспектом психического развития человека является приобретаемые им в ходе жизни опыт и знания.
Очевидно, что их объем и содержание будут зависеть от той среды, в которой находится индивид и с которой он активно взаимодействует.
Среду рассматривают как совокупность условий существования живых организмов и человека. Понятие «среда» имеет много значений. Остановимся на их рассмотрении, так как в каждую единицу времени человек подвергается их влиянию.
Макросреда. Многочисленными наблюдениями, фактами, экспериментами подтверждено влияние еще на уровне внутриутробного развития, не говоря о родившемся человеке, космоса, особого расположения звезд, комет, действия магнитных бурь на Солнце, смены фаз Луны, лунных и солнечных затмений, магнитного и гравитационного полей Земли.
Домашняя и социальная среда могут оказывать и отрицательное воздействие: пьянки и ругань в семьях, грубость и невежество, вопиющее унижение детей, отрицательное влияние товарищей и друзей, особенно старших по возрасту и взрослых; все негативное, что совершается вокруг нас.
По-своему воздействие могут оказывать и результаты науки и техники.
Так, японскими учеными установлено, что слушание беременными женщинами народной или классической музыки развивает интеллект будущего ребенка, вызывает гармонические вибрации, которые создают условия для увеличения притока крови и питательных веществ, благотворно воздействуют на развитие нервных тканей и головного мозга.
В научных концепциях западных авторов имеются толкования о первостепенной роли географической среды. Народы, живущие в благоприятных географических условиях в разные исторические периоды «сбавили» темпы своего промышленного и социального развития, потребляя готовые дары природы. Народы северных территорий, наоборот, организовались, закалились в борьбе с суровыми условиями жизни, нарастили мощный интеллектуальный и промышленный потенциал.
Но сама среда в современных условиях, в век научного и технического прогресса не может обеспечить решение программы развития личности и адаптацию ее к самостоятельной жизни и деятельности. В значительной степени социальные факторы определяют развитие человека. По версии К. Маркса сущность человека представляет ансамбль общественных отношений.
Но следует помнить, что человек не формируется пассивно под влиянием среды.
Социальная среда кардинальным образом не влияет на развитие качеств личности. Общеизвестно, что одни и те же социальные условия жизни приводят к различным уровням морального, интеллектуального и духовного развития.
Эту особенность можно рассматривать как закономерность в развитии личности.
Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.
Среда и наследственность не должны рассматриваться как две силы, действующие на личность независимо друг от друга. Развитие есть процесс, в котором социальное и биологическое диалектические неразрывны. Человек является существом, живущим в созданной людьми среде. Он неразрывно связан с этой средой, несомненно, что генетически нам даны некоторые задатки, но не может быть и речи об их самостоятельном, независимом от среды саморазвитии в заранее предопределенном направлении.
Наследственно обусловленные задатки человека непрерывно изменяются и преобразуются в процессе социального развития. Но и приобретенные качества строятся на известной биологической основе, без которой немыслимо было бы развитие. Биологическое в его первоначальном виде перестает существовать, оно подчинено социальному, изменено им, и выделить его «в чистом виде» не представляется возможным. Точно также и влияние среды не является простыми, механическими напластовываниями.
Среда направляет развитие, но одна и та же среда влияет по-разному, в зависимости от того, как человек ее воспринимает, как он действует.
Одни считают, что умственные способности наследуются генетически, другие говорят о том, что развитие умственных способностей определяется влиянием социальной среды.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического анализа. М., 1988.
2. Ананьев Б.Р. Избр. психологич. Труды М.: Педагогика, 1980 Т.1. с19-31,
3. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.А., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность воспри-ятия. Л.:ЛГУ.1968.
4. Выготский Л.С. //Собр. соч.:в 6т. М.1983г. Т.4 С.208
5. Карандашев Ю.Н. Психология развития: Часть первая: Введение: Учебное пособие. Минск, 1997.
6. Бабанский Ю. К. Педагогика. М., 1983.
7. Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения. М., 1986.
8. Зеньковский В.В. Задачи и средства воспитания // Русская школа за рубежом. Исторический опыт 20х годов. М., 1995.
9. Кузнецов А. А. Проблема влияния внутренних противоречий на развитие личности // Сборник статей по конфликтологии. Удмуртский государственный университет, г. Ижевск. 2004.
11. Платонов К. К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология. М., 1975.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Общее представление о личности. Структура личности. Формирование и развитие личности. Основные факторы развития личности. Роль наследственности в развитии личности. Роль воспитания и деятельности в развитии личности. Роль среды в развитии личности.
курсовая работа [28,6 K], добавлен 27.09.2002
контрольная работа [38,5 K], добавлен 17.02.2011
Понятие личности в психологии, поведение личности в обществе. Черты девиантной личности. Роль самовоспитания в развитии личности. Формирование личности на определенных этапах развития человека, особенности поведения людей разных возрастных групп.
курсовая работа [35,9 K], добавлен 20.05.2012
реферат [38,7 K], добавлен 06.02.2008
Характеристика понятия общения. Развитие общения у детей. Роль общения в психическом развитии человека. Роль диалога в развитии личности. Развитие межличностных отношений и организация совместной деятельности. Отношение взрослых к ребенку как к личности.
контрольная работа [22,8 K], добавлен 22.06.2011
Общение и его понятие. Сущность природы человеческой личности ее характеристика и описание особенностей. Развитие личности и ее изменение. Социальная составляющая личности. Самопрезентация и имидж человека. Средства воздействия на личность человека.
реферат [43,9 K], добавлен 21.01.2009
контрольная работа [33,0 K], добавлен 20.11.2010