Что понимается под новшеством новацией в инноватике
Понятия «новация» («новшество»), «нововведение», «инновация» «инновационный процесс»
Содержание
1. Предмет и содержание дисциплины «Инновационный менеджмент». 4
2. Риск инновационных проектов и методы его снижения. 5
Список использованной литературы.. 7
Введение
К числу наиболее значительных негативных последствий экстенсивного развития экономики в России следует отнести преобладание на предприятиях многих отраслей промышленности морально устаревших основных фондов с большей степенью износа и высоким уровнем ресурсоемкой выпускаемой продукции, недостаточную загрузку части производственных мощностей, утяжеление структуры российской экономики старыми технологиями производства. Все это в конечном итоге привело к тому, что многие предприятия по уровню производительности труда и качества выпускаемой продукции не соответствуют жестоким конкурентным требованиям мировых товарных рынков.
В настоящее время слабым звеном организационно-экономического механизма управления инновационной экономикой является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услуг.
Поэтому инновационный менеджмент имеет такое огромное значение для развития инновационной деятельности фирм и нормального функционирования их в условиях рыночной экономики.
Рассмотрим, что такое «новация (новшество)», «нововведение», «инновация», «инновационный процесс», какую роль инновации играют в жизни общества, риск инновационных проектов и методы его снижения, как проводится анализ рисков в инновационной деятельности, какие методы управления рисками применяют в инновационной деятельности.
Предмет и содержание дисциплины «Инновационный менеджмент»
Понятия «новация» («новшество»), «нововведение», «инновация» «инновационный процесс»
Согласно толкового словаря С.И.Ожегова «новшество – новое явление, новый обычай, новый метод, изобретение», а «новация – нечто новое, новшество».
Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или в нашем понимании этого слова «введение новшеств».
Таким образом, понятие «нововведение» означает прогрессивное новшество, задействованное в динамике, которое является новым для организационной системы, принимающей и использующей ее.
Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Нововведение означает, что новшество используется. С момента к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.
Новация – нововведение в области техники, организации труда или управлении, основанное на использовании достижений науки и передового опыта.
Слово «инновация» (от англ. Innovation) по смыслу идентично слову «нововведение»; оно рассматривается как развивающийся комплексный процесс создания, распространения, использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности инновационной деятельности.
Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна, производственная применимость и коммерческая реализуемость.
Русское словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает инновационный процесс. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития.
Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:
1) создание новшества и его распространение;
2) диффузия нововведения.
Следовательно, инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия – распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Инновационный процесс имеет циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой.
Инновационные менеджеры способствуют продвижению инновационного процесса, стараются прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.
Новшества, нововведения, инновации: определения и сущность
Рубрика: Экономика и управление
Статья просмотрена: 55070 раз
Библиографическое описание:
Романченко, С. В. Новшества, нововведения, инновации: определения и сущность / С. В. Романченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 4 (39). — С. 166-168. — URL: https://moluch.ru/archive/39/4578/ (дата обращения: 10.12.2021).
Приведем результаты анализа материалов, посвященных инновациям, и затрагивающих вопрос выявления смысла данного явления. Необходимость такого анализа обусловлена тем обстоятельством, что единой, общепринятой трактовки термина «инновация» не существует, тогда как значимость его возрастает. Ибо инновационная деятельность, очевидно, является одним из важнейших факторов роста доходности, эффективности и устойчивости предпринимательских организаций.
При этом не вызывает сомнений тот факт, что «без единого, общепринятого и научно – обоснованного толкования термина «инновация» его применение на практике будет не только не полезным, но и даже вредным» [1]. Таким образом, формирование нашей собственной точки зрения в отношении понятия «инновация» будет являть собой определенный вклад в решение задачи, имеющей серьезное народнохозяйственное значение, – задачи выработки единой научно – обоснованной позиции по поводу определения понятия «инновация».
Дословный перевод слова «innovation» на русский язык означает: новшество, нововведение, инновация, новаторство, новация, новинка.
Наибольший интерес, по нашему мнению, представляют собой два первых варианта перевода, потому как именно «новшество» и «нововведение» являются наиболее часто употребляемыми синонимами понятия «инновация». В этой связи представляется необходимым четко различать их.
Наименьшее количество дискуссий вызывает термин «новшество». В большинстве случаев под новшеством понимается факт новизны, присутствующий в каком – либо предмете, явлении, событии (новый способ, новый уклад, новый порядок и т.д.). В других материалах [2] новшество трактуется как «компонент, с помощью которого можно создать товар, обладающий потребительской ценностью и пользующийся спросом у потребителей». Некоторые ученые и специалисты [3, с.4] определяют новшество как «документально оформленную разработку, основанную на результатах ранее проведенных исследований». В данной трактовке новшество являет собой результат первого этапа (разработки) воплощения новой идеи в практику.
Теперь разберемся с понятием «нововведение». В экономическом словаре [4] оно трактуется как «целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое». Философский словарь [5] определяет нововведение как «комплексный, завершенный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества, ориентированный на удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к определенным качественным изменениям состояний системы и способствует возрастанию ее эффективности, повышению стабильности и жизнеспособности». В современной энциклопедии [6] под нововведением понимается «создание, использование и распространение нового средства, продукта, процесса (технического, экономического, организационного, культурного и др.)».
Основываясь на приведенных выше и других, принципиально не отличающихся от них, определениях, можно утверждать, что понятие «нововведение» сопряжено с деятельностью, направленной на продвижение новшества по всем (или, по крайней мере, некоторым) этапам развития объекта: идеи, разработки, планирования и т.д. Таким образом, если новшество являет собой факт отличия каких – либо «настоящих» характеристик объекта от «прошедших», то нововведение имеет принципиально иную сущностную природу. Нововведение – это процесс (а точнее, совокупность различных процессов), обеспечивающий «прохождение» новшества от состояния идеи до получения результатов практического воплощения этой идеи.
В зарубежной экономической литературе термин «инновация», в отличие от литературы отечественной, имеет давние традиции использования. По мнению западных ученых, наиболее значимыми характеристиками инноваций являются их прорывный характер, революционность, масштабность, особая важность.
Как приведенные выше, так и другие исследованные нами материалы, затрагивающие проблематику трактовки понятия «инновация» позволяют сделать вывод о том, что это понятие зачастую ассоциируется с нововведением, результатом которого является достижение значимых, существенных, кардинальных перемен в состоянии какой – либо системы. С этим выводом мы можем согласиться лишь отчасти. С одной стороны, существенность и значимость результатов перемен состояния системы, конечно же, являются характерными признаками инновации. С другой стороны, существенность и значимость результатов перемен определяется не только высококачественным нововведением, т.е. процессом «продвижения» новшества, но и существенностью, объективной новизной самого этого новшества. С нашей точки зрения, понятие «инновация» нельзя сводить исключительно к процессам «овеществления» новшеств (нововведениям), абстрагируясь от характера этих новшеств. Свое окончательное мнение о сущности инновации, а также определение этого понятия мы представим далее.
Сделаем следующий шаг к пониманию сути инновации. Ответим на вопрос: чем является инновация в принципе: процессом, результатом процесса или, возможно, и тем, и другим? И для этого есть основания обратиться, что называется, «к классикам». Впервые термин «инновация» ввел в экономический «обиход» австрийский ученый Йозеф Шумпетер. Изначально (1912 г.) он трактовал его исключительно широко: как «средство предпринимательства для увеличения прибыли» [11, с. 169-170 ]. В 19 30-х годах Шумпетер конкретизировал эту трактовку: «инновация – это изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности». Наибольший интерес представляет, с нашей точки зрения, первая часть определения: «инновация – это изменение с целью…». Ибо именно она дает основания полагать, что инновация (по мнению Шумпетера) есть процесс, результатом которого является достижение целей: «внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств и т.д.». Однако все эти цели являются, по сути, «вспомогательными» для достижения главной предпринимательской цели – максимизации прибыли.
Например, С.Н. Мазуренко [7] считает, что «инновации – это трёхэтапный процесс…». Б.Е. Лужанский [12] предлагает рассматривать инновацию как «выпуск и реализацию конкурентоспособной продукции (работ, услуг)».
Довольно распространен подход к инновациям как процессу и среди западных ученых. «Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором идея изобретения приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация – это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Кроме того, «Руководство Осло» [13, с. 192] – действующий методологический документ, подготовленный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно с Евростатом и содержащий рекомендации в области учета и анализа данных по инновациям – трактует инновацию именно как деятельность, процесс изменений.
Данный подход использован, в частности, при формировании «официального российского определения» инновации. «Инновация — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» [14].
Таким образом, очевидно, что, не обеспечив «прохождение» новшеством пути от идеи до получения результатов ее практического воплощения, невозможно понять, воплотится ли оно в инновацию или нет. Или, другими словами: лишь результат нововведения позволяет отличить его от инновации. Если результат нововведения приводит, как мы упоминали, к существенным изменениям системы, то оно «имеет право» быть признанным инновацией. При этом исключительно важным является вопрос о том, какое именно изменение системы можно считать существенным. Однако, решение этого вопроса выходит за рамки данной статьи.
Ломакин А.Л., Нейман В.Г. Применение инноваций в высшем профессиональном образовании. Научно-методическое пособие. М.: МЭЛИ,2008
Современная энциклопедия. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/33270
Азгальдов Г. Г., Костин А. В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия. Экономические стратегии, 2008. № 2(60)
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 1999.
Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982.
Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832). http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/eb-gosudarstvo/g4p.htm
Какая из научных теорий, разработанных Н.Д. Кондратьевым, нашла свое непосредственное применение в инноватике?
а) теория длинных волн, или больших циклов конъюнктуры;
б) теория длинных, средних и коротких циклов деловой активности;
в) теория циклов экономического роста;
г) теория циклов общественного развития.
Какая из научных теорий, разработанных Й. Шумпетером, нашла свое непосредственное применение в инноватике?
а) теория длинных волн, или больших циклов конъюнктуры;
б) теория длинных, средних и коротких циклов деловой активности;
в) теория циклов экономического роста;
г) теория циклов общественного развития.
Что понимал Й. Шумпетер под нововведениями?
а) новые комбинации факторов производства;
в) новые технологии;
д) новые рынки сбыта.
Что лежит в основе средних промышленных циклов, в соответствии с теорией Н.Д. Кондратьева?
а) смена активной части капитала (станочное оборудование, транспортные средства и т.д.);
б) смена пассивной части капитала (здания, сооружения, коммуникации, передаточные устройства и др.);
в) рыночные конъюнктурные изменения по отношению к определенным видам продукции.
Какова продолжительность коротких промышленных циклов, в соответствии с теорией Н.Д. Кондратьева?
а) 1 – 1,5 года; б) 3 – 3,5 года;
в) 5 – 7 лет; г) 7 – 10 лет.
Какие из этапов жизненного цикла продукции связаны со значительными рискоинвестициями?
а) снижение объемов производства и продаж;
б) технологическое освоение выпуска новой продукции;
в) стабилизация объемов производства промышленной продукции;
г) исследования и разработки по созданию новой продукции.
Основными факторами, определяющими норму прибыли для инноватора являются:
а) цена капитала, внутренние потребности производства;
б) ставка банковских депозитов, цена привлеченного капитала, условия отраслевой и межотраслевой конкуренции;
в) альтернативные вложения средств и их доходность;
Основными факторами, определяющими норму прибыли для внешнего инвестора, являются:
а) цена капитала, внутренние потребности производства;
б) ставка банковских депозитов, цена привлеченного капитала, условия отраслевой и межотраслевой конкуренции;
в) цена капитала, внутренние потребности производства, ставка банковских депозитов, цена привлеченного капитала, условия отраслевой и межотраслевой конкуренции;
г) альтернативные вложения средств и их доходность, уровень риска.
Что является основным показателем, свидетельствующим о наступлении первой фазы жизненного цикла товара?
а) окончание исследований и разработок по созданию нововведения-продукта;
б) завершение испытаний опытного образца;
в) заполнение товаром свободной рыночной ниши;
г) стабилизация объемов производимой продукции;
д) технологическое освоение масштабного производства новой продукции.
Каким стадиям ОКР сопутствуют наибольшие материальные затраты?
а) эскизно-техническое проектирование;
б) разработка аванпроекта по результатам прикладной НИР;
в) корректировка технической документации до и во время освоения производства новой продукции;
г) разработка рабочей конструкторской документации на опытные образцы, их изготовление и испытания.
Что понимается под новшеством (новацией) в инноватике?
д) новое явление (открытие).
Что понимается под нововведением (инновацией) в инноватике?
а) практическое использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услуг;
б) использование новшества в технологии производства продуктов и выполнения услуг;
в) освоение производства и масштабного распространения новых продуктов и услуг.
Для расчета коэффициента дисконтирования используются данные о:
а) доходности альтернативных проектов;
б) уровне премии за риск;
г) процентной ставке по валютному депозиту.
Что имеется в виду, когда говорится об инновационном климате?
а) состояние внешней среды предприятия, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели;
б) инвестиционный климат, политическая ситуация, природно-географический потенциал;
в) преобладающий технологический уклад, экономическая и политическая ситуация, развитие интеграции.
Что может рассматриваться в качестве инновационных стратегий?
а) получение результатов инновационной деятельности организации в виде новых продуктов, технологий и услуг;
б) применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении;
в) переход на новые организационные структуры;
г) применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию традиционных ресурсов.
Как в теории и практике стратегического и проектного управления называют ряд универсальных стратегий, получивших широкую известность?
Комплекс инноватики, новация и инновация
Тема 1 Введение в теорию инноваций: основные понятия и терминология в инноватике
ЛЕКЦИЯ 1
Современное развитие рынка показывает, что инноватика стала отправной точкой стратегического развития промышленности всех стран, в том числе и РФ. Отсюда и возникает актуальность и большое значение вопросов теории инноваций. Само понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях зарубежных культурологов в XX в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Термин происходит от латинского слова «innovate», что означает обновление или улучшение. В общем плане его можно понимать как особую культурную ценность — материальную или нематериальную, — которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая.
В свою очередьинноватикакак наука – это отрасль знаний, охватывающая широкий круг вопросов от создания новых знаний до трансформации их в новшества и распространение (диффузию) новшеств.
Выделяют такое понятие как «комплекс инноватики», этот комплекс составляют следующие элементы:
§ И1 – основы теории инноватики, управление инновациями, управление инновационным бизнесом (предпринимательством);
§ И2 – управление человеческими ресурсами, управление интеллектуальным трудом, управление знаниями;
§ И3 – управление инновационными проектами: создание, маркетинг, логистика и обслуживание инноваций;
§ И4 – управление инвестициями и инвестиционными проектами, управление коммерциализацией инновационных продуктов, включая технологию;
§ И5 – управление стратегическим развитием и изменениями;
§ И6 – управление инновационными рисками.
В отечественной и зарубежной экономической литературе встречаются различные трактовки таких категорий, как «нововведение», «новшество» и «инновация». В некоторых случаях эти понятия используются в качестве синонимов, однако определенные различия между ними существуют. Если «инновацию» и «нововведение» можно считать синонимами, то от новшества их нужно отличать обязательно. Для различия этих терминов необходимо понимать, что любые новшества, изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получат общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации) и уже в новом качестве выступят как нововведения (инновации).
|
|
| |||
Рисунок 1 – Признаки новации (новшества)
Новация (новшество) – это новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности (исследовательской, проектной, производственной или какой-либо другой), предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования (рис.1).
Новшество может представлять собой новый продукт: материал, изделие, метод, технологию, программу, организационную форму, услугу, а также характеризоваться заложенными в нем новыми знаниями и признаком новизны.
В связи с этим к новшеству можно отнести то, что:
1) является результатом творческой и интеллектуальной деятельности (продукт труда, содержащий новое решение), включенным в контур потребления,
2) является новым для потребителя (новое для него оборудование, новая для него технология и т.п.).
В свою очередь, инновация рассматривается с нескольких сторон:
§ как некоторый законченный общий процесс получения, освоения, приспособления к новшеству (адаптации к нему), трансформации и выгодного использования новшества;
§ как часть процесса, ограниченная рамками фирмы, рамками потребителя, который осуществляет свои операции трансформации и выгодного использования новшества;
§ как ряд результатов процесса получения и использования новации, когда в результате:
– рыночной диффузии новшество стало известно потребителю, со стороны потребителя осознается нужда и потребность в новшестве,
– осуществляется выбор инновационной стратегии по использованию новшества;
– со стороны потребителя проявляется стремление к поиску и приобретению новшества;
– состоялась адаптация к новшеству (потребитель при необходимости трансформировал новшество, перестроил под новшество свою систему и подготовился к использованию новшества);
– осуществлен процесс перевода новшества как комплекса нового в комплекс обычного и привычного, даже рутинного, т.е. проведена рутинизация новшества (потребитель освоил новшество, включил его в свою технологию деловых или бытовых процессов, сделал частью организационной культуры, теперь он проводит свои деловые или бытовые операции по обновленной технологии, с новыми навыками);
– потребитель использовал новшество в своем деловом процессе (новшество используется), в результате которого повысил свою компетентность (новый уровень компетенции и новая цена его труда, а также новая стоимость фирмы, в которую входит исполнитель), получил от новшества выгоду в виде импульса новизны (новой рутины), новых знаний, более высокого технологического уровня и новых свойств выпускаемых им продукции и услуг (снижение издержек, повышение производительности, возросшее качество, новый уровень сервиса).
Рисунок 2 – Признаки инновации (нововведения)
Таким образом, инновацией считается такое новшество, которое появилось в результате осознания потребности в нем, выбора инновационной стратегии развития, поиска и приобретения, адаптации к нему, рутинизации, т.е. включения в технологию и свою культуру, использования, повышения компетентности и получения выгод